Брак гражданский психология: Гражданский брак: психологические аспекты — Психологос – Психолог о минусах гражданского брака

Гражданский брак: психологические аспекты — Психологос

Редакция Психологоса сочла возможным опубликовать эту статью, хотя мнение редакции по многим пунктам не совпадает с позицией автора. Сразу нужно отметить, название неточно: статья посвящена незарегистрированному, а не гражданскому браку. Статья интересна количеством гипотез, хотя и страдает их малой обоснованностью. Формулировка «можно предположить» действительно дает возможность много чего предположить, но обоснованием не является. Характерологические особенности партнеров, решивших жить вместе без регистрации, могут быть такими, какие описаны в статье, но оснований утверждать, что это как-то специфично и характерно именно для них в отличие от тех, кто официально регистрирует свои отношения — нет, тем более нельзя утверждать, что это является правдой для конкретной пары. При этом редакция поддерживает автора в его желании видеть семьи крепкими и вместе с ним полагает, что официальная регистрация отношений является не только разумным делом, но и выражением искренней любви.


Cоздать семью могут два любых человека, если только у них есть желание
и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов.

Козлов Н.И.

В некоторых странах детей с первого класса учат основам семейной жизни. В нашем государстве подобный опыт тоже есть: в общеобразовательных школах в 1980-х годах был курс «Этика и психология семейной жизни» [2]. Но сегодня систематической работы в этом направлении не ведётся. Школьные психологи могут хотя бы частично заполнить эту бреш на уроках психологии, классных часах, с помощью акций.

Нужно заметить, что в вопросах этики семейной жизни среди психологов нет единства. Так один квалифицированный психотерапевт заявил, что «изменять – это нормально». К таким выводам он пришёл исходя из статистически установленного факта измен многими супругами. Однако мы считаем, что в вопросах нравственности количественный подход не всегда уместен. Ещё Христос в Нагорной проповеди обратил на это внимание: «Входите тесными воротами, потому что широки ворота и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны ворота и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14).

Гражданский брак тоже вызывает много споров: некоторые называют гражданский брак развратом, некоторые — более продвинутой формой семейной жизни, нежели традиционный, заверенный печатью. В данной работе мы не претендуем на то, что наша позиция является единственно верной. Мы лишь пытаемся, сколько возможно обоснованно проанализировать рассматриваемое явление.

Под «гражданским браком» здесь мы понимаем сожительство, хотя это является не корректным, поскольку исторически гражданский брак – это брак, зарегистрированный в уполномоченном на то государством органе, и возник он как альтернатива церковному браку. То есть гражданский брак залючается у чиновника, а религиозный у священника. Но мы будем называть здесь гражданским браком сожительство не только потому, что это значение стало теперь преобладающим, но и потому что это эвфемизм, позволяющий не обидеть человека. Хотя иногда лучше называть вещи своими именами.

Неуверенность

Один из главных аргументов сторонников гражданского брака заключается в том, что такая форма совместной жизни позволяет попробовать взаимоотношения с человеком без официального их оформления. А это в случае неудачно сложившихся обстоятельств позволит прервать эти самые отношения без лишних юридических хлопот.

Вроде бы логично. Ведь люди встречаются, люди расходятся. Зачем осложнять себе жизнь? Чтобы взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, представим себе боксёра, идущего на ринг с мыслью: «Если пропущу пару ударов — сразу сдамся». Есть у такого спортсмена шансы на победу? Нет: крайне редко бывает поединок в котором один из боксёров не получит ни одного удара. Боец с такой установкой обречён на поражение. Установка на гражданский брак аналогична: «Если наши отношения не сложатся — сразу разбежимся, даже госпошлину за развод платить не нужно». Причём если в боксе гладкие бои, наверное, бывают, то отношения мужчины и женщины безоблачными не бывают никогда. Конфликтов, сложностей взаимопонимания, усталости, финансовых проблем, болезней избежать нельзя, с чем-то из этого списка сталкиваются все пары. Таким образом, для личности сторонников гражданского брака характерна неуверенность в своих силах.

Мотивация избегания неудач

Фильм «Храброе сердце»

Уильям Уоллес призывает мужчин быть смелыми и готовными погибнуть, но остатья свободными. Его мотивация — мотивация достижения успеха, а не мотивация избегани неудач.

скачать видео

​​​​​​​Вторая черта — это мотивация избегания неудач. Поведение людей определяется двумя противоположными типами мотивации: избегание неудач и достижение успеха. На первый взгляд фундаментальное различие этих видов мотивации не очевидно, ведь и то и другое хорошо. Но когда речь идёт о факторах, определяющих активность человека, его цели и способы их достижения, мотивация на успех или избегание неудач имеет решающее значение.

Яркий пример подобной разницы есть в фильме «Храброе сердце». Перед первым крупным сражением с англичанами шотландцы выстроились на поле, но увидев огромную армию противника стали стихийно расходиться по домам. Пришедшему Уильяму Уоллесу они объяснили, что это позволит им избежать смерти (т. е. избежать неудачи). Уоллесу же удалось убедить их остаться, принять бой, возможно, погибнуть, но погибнуть свободными (т. е. добиться успеха). Шотландцы остались на поле, приняли бой и победили.

Вступление в брак — это, безусловно, одно из самых важных, стрессовых событий в жизни. И здесь, как и перед сражением, нужна решимость, готовность рискнуть, желание идти до конца, то есть мотивация достижения успеха. Чтобы отношения между мужчиной и женщиной завершились успешно, нужно верить в себя и своего избранника, верить, что всё получится, верить в свои способности конструктивно решать возникающие проблемы.

В 1985 году в журнале “Psychology Today” были опубликованы результаты исследования, в котором изучались успешные пары, прожившие в браке более 15 лет. Интересно отметить, что у мужчин и женщин семь наиболее важных причин продолжительности совместного проживания совпадают:

  1. Он(а) является моим лучшим другом.
  2. Он(а) мне нравится как личность.
  3. Брак — это долгосрочное обязательство.
  4. Брак священен.
  5. У нас общие цели и задачи.
  6. Он(а) со временем становится все интереснее.
  7. Я хочу, чтобы наши отношения развивались успешно [1].

Как видим, среди главных причин успешного брака три (3, 4 и 7) напрямую связаны с установкой на успех отношений, что прямо противоположно установке сторонников гражданского брака на избегание неудач.

Чтобы не отходить от боксёрской аналогии, вспомним слова Константина Цзю: «Я готов был умереть на ринге». Это созвучно словам клятвы, которую дают жених и невеста во время венчания в Соединённых Штатах Америки: «Мы будем вместе пока смерть не разлучит нас».

Конечно, не стоит эту идею доводить до абсурда. Люди, стремящиеся к пожизненным отношениям, имеют право на развод. Даже Иисус Христос признавал право на развод в случае сексуальной измены. Мы к этому можем добавить случаи, когда супруг или супруга пристрастились к алкоголю или наркотикам. Но это крайние случаи, в которых семья фактически распадается, а развод только оформляет этот распад. Тот же Костя Цзю, несмотря на свою готовность умереть на ринге, в одном из последних боёв сдался. Но прежде, чем сдаться, он бился за победу десять тяжелейших раундов и, только исчерпав все возможности и силы, признал своё поражение. Так и супруги, потратившие годы на создание, сохранение или возрождение счастливой семьи или просто приемлемой доброжелательной атмосферы в доме, исчерпав все возможности, имеют и моральное, и юридическое право расписаться в своём поражении.

Внешний локус контроля

Вероятно, в гражданский брак вступают преимущественно люди с внешним локусом контроля. Это понятие отражает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам. С другой стороны, для людей с внутренним локусом контроля характерна склонность считать ответственным за результаты своей деятельности свои собственные способности и усилия.

Многочисленные исследования показали, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы.

Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, связана с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намеренний на неопределённый срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.

Внешними силами, несущими ответственность за происходящее с человеком могут быть самые разные явления: бог, звёзды, судьба, правительство, страна рождения и проживания, семья, экономическая ситуация и всё, на что фантазии хватит. Когда речь идёт о взаимоотношениях мужчины и женщины, такой внешней силой зачастую выступает любовь. Любовь в том понимании, в котором её представляют себе в современной западной цивилизации (в том числе и в России), как сильное чувство, страсть, неподконтрольную воли человека. Чрезвычайно широко распространено мнение, что любить очень легко, нужно лишь встретить достойного любви человека, и любовь будет бить мощным ключом безо всяких усилий. То есть проблема любви видится во внешних по отношению к человеку обстоятельствах, она зависит от объекта любви.

Однако это тупиковое представление о любви. Очевидно, что любовь требует интереса к объекту любви, уважение к нему и заботы о нём. Любовь подразумевает постоянную сосредоточенность, терпение и самодисциплину: если она зависит от настроения, спонтанных чувств и сиюминутных желаний, то это не любовь. Любовь — это в первую очередь акт воли, способность самого человека, это определённый вид деятельности, почти полностью зависящий от самого субъекта. Подробно этот взгляд на любовь описан в книге Эриха Фромма «Искусство любить» [4].

Легкомыслие и скупость

Другая характерная особенность людей, предпочитающих гражданский брак: легкомыслие. Это особенно очевидно, если вспомнить о праве наследования. Согласно существующим нормам права признаётся только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (статья 1 Семейного кодекса РФ). Соответственно в случае смерти одного из гражданских супругов оставшийся партнёр не может претендовать на наследование собственности усопшего. И суду абсолютно не интересно насколько они были счастливы и как долго прожили вместе.

Хотя в большинстве случаев именно понимание того, что имущество, совместно нажитое в браке, является общей собственностью супругов и при разводе делится поровну, и является причиной избегания официального брака. В слух об этом, конечно, никто не скажет, но доходящая до скупости расчетливость является одним из важнейших мотивов гражданского брака.

Таким образом, для женщин здесь характерно легкомыслие, поскольку и в случае развода, и в случае смерти супруга они остаются ни с чем; для мужчин – доходящая до абсурда скупость.

Неуважение к своей фамилии

Ещё одна черта личности людей, живущих гражданским браком, связанная с легкомыслием: неуважение к своей фамилии, семье, роду. По закону ребёнок, родившийся у незамужней женщины, автоматически получает фамилию матери (статья 51 Семейного кодекса РФ). Есть, конечно, семьи, в которых и муж и дети осознанно берут фамилию матери, например, из эстетических соображений (Пупков становится Меньшиковым). Но сейчас не редкость отсутствие официального отца у ребёнка: мужчинам всё равно, какая фамилия будет у их детей. Молодёжь редко может рассказать о своей родословной дальше дедушки и бабушки. И им не интересно знать откуда они взялись, что перенесли их потомки, чтобы дать возможность жить им.

Я не сторонник традиционной родовой, клановой организации общества. Не стоит путать любовь к своей семье, роду, уважение и гордость за свою фамилию с корпоративизмом, выражающемся в готовности пренебречь интересами других коллективов ради выгод своей группы. Равно как не стоит путать патриотизм, являющийся любовью к родине, с национализмом, выражающим презрение и ненависть к другим народам.

Понимание себя как звена в цепи поколений позволяет человеку чувствовать себя уверенней. Это же делает нас более ответственными, потому что мы задумываемся, как нас будут вспоминать и оценивать потомки.

Любопытно, что в отношениях Анны Карениной и Алексея Вронского в первую очередь фамилия детей была камнем преткновения. В беседе с подругой Анны Вронский признался, что его беспокоит больше всего: «Моя дочь по закону — не моя дочь, а Каренина. Я не хочу этого обмана! … И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи. Они Каренины. Вы поймите тягость и ужас этого положения!» Любовник и гражданский муж Карениной не лишён недостатков, однако это достойный, благородный, честный мужчина, о котором может мечтать любая женщина. Ради Анны он пожертвовал карьерой, столичной жизнью, расположением семьи. Этим он доказал, что ребёнок и Анна являются для него самым главным. Но смириться с тем, что его дети, ради которых он готов на всё, будут носить фамилию другого мужчины, он, как и любой хоть сколько-нибудь уважающий себя человек, не мог.

В романе Марио Пьюзо «Крёстный отец» также есть яркий пример отношения настоящего мужчины к фамилии: дон Вито Карлионе, усыновив мальчика немецко-ирландского происхождения, который стал братом его родным сыновьям, сохранил ему прежнюю фамилию, объяснив своё решение, тем, что смена фамилии была бы несправедливостью по отношению к его родителям.

Отчуждённость от своей природы

Кроме того, фамилия является атрибутом, отражающим принадлежность человека к своему роду, своей семье. А потребность в принадлежности к определённой группе является одной из главных. Большим приоритетом обладают только физиологические потребности и потребность в безопасности. Все мы с детства ищем общества себе подобных. Когда один ребёнок хочет выразить своё недовольство другим, он говорит: «Я с тобой не играю». Этим самым лишая его своего общества, блокируя удовлетворение потребности в аффилиации. Собственно, взрослые делают аналогично: провинившегося заключённого сажают в одиночную камеру. Человеку жизненно важно принадлежать к каким-либо сообществам. Действительность предоставляет массу возможностей для принадлежности к группам: прежде всего в профессиональной и образовательной сфере. Если этого мало, можно обратиться к религиозным общинам, фанклубам или, на худой конец, записаться на курсы иностранного языка.

Очевидно, что лучшим способом удовлетворить потребность в принадлежности является создание крепкой семьи. Гражданский брак, в этом свете, противоречит человеческой природе и стремление к нему отражает отчуждение человека от самого себя и своей семьи. В нашей жизни всё больше фатического, бессодержательного общения и всё меньше близости, единства, любви.

Кто виноват?

Фильм «Москва слезам не верит»

— Как-то по-дурацки жизнь прошла. Всё пыжился чего-то. Всё казалось не живу, а так: черновик пишу, ещё успею набело. … А сейчас оглянулся
скачать видео

Чрезвычайно широко распространено убеждение, что мужчины более склонны к гражданскому браку, больше ценят свою свободу, нежели женщины. Однако имеющиеся данные заставляют в этом усомниться. Известно, что большая часть разводов совершается по инициативе женщин [1, 3]. В то же время разведенные мужчины вступают в повторный брак чаще, чем женщины [5], по некоторым данным в 3 раза [1]. Иначе говоря, мужчины более тяготеют к жизни в браке, чем женщины.

Психотерапевтическая и консультативная практика также показывает, что значительная часть женщин в глубине души боятся связывать себя серьёзными обязательствами. Такие девушки обычно заявляют, что больше всего на свете они хотели бы выйти замуж. Но на деле годами встречаются или живут с мужчинами, которые категорически против штампа в паспорте. В этом случае женщины с лёгкостью перекладывают ответственность на мужчин: «Я мечтаю выйти замуж, но он не хочет». Хотя на самом деле их партнёры делают то, чего хотят сами женщины.

Другой вариант психологической защиты и самооправдания состоит в том, что нет достойных мужчин: один зарабатывает мало, другой слишком старый, третий курит и т. д. и т. п. Встречаться и жить с такими мужчинами можно, но в мужья они не годятся. Поскольку с принцами действительно ситуация напряжённая, эта рационализация позволяет оправдывать свою позицию.

Женщины же, которым в ходе консультативной работы удаётся разобраться со своими скрытыми установками и выработать более реалистичное отношение к браку, с лёгкостью удаётся выйти замуж. Причём зачастую за своих же гражданских мужей, якобы категорически не желающих идти в ЗАГС. Но в ситуации ультиматума: расставание или штамп в паспорт, — они «неожиданно» соглашаются на официальное оформление отношений.

Таким образом, с гражданским браком связан целый комплекс отрицательных психологических свойств: неуверенность в себе, мотивация избегания неудач, внешний локус контроля, легкомыслие, скупость, неуважение к фамилии и отчуждённость от своей природы. Все эти черты могут отрицательно сказываться на душевном благополучии человека и на успешности в семейной жизни. Причём подобные установки характерны для женщин не менее, чем для мужчин. Носители таких качеств могут оказаться в такой же ситуации, как персонаж знаменитого фильма по имени Рудольф (а может, Родион: он так боялся неудачи, что отрекался даже от своего ребёнка и своего имени). Оглядываясь на прожитую жизнь, он признался, что как будто писал в черновик, надеясь потом переписать в чистовик. Половина жизненного пути пройдена, а переписывать на бело нечего. Нужно писать сразу в чистовик, может, с ошибками, помарками, невыполненным домашним заданием, но в чистовик, ведь жизнь коротка: второй шанс никто не обещает.

Литература:

1. Г. Крайг «Психология развития». – С.-Пб.: Питер, 2005.

2. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодёжи к семейной жизни. — Вопросы психологии. — 1986, № 4.

3. http://www.tili-testo.ru/articles/cat30/205/ — Статистика разводов.

4. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. — М.: Педагогика, 1990.

5. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реан А. А. — С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

Психология гражданского брака

Автор Кирилл Карпенко

Cоздать семью могут два любых человека,
если только у них есть желание,
и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов.
Козлов Н. И.

В некоторых странах детей с первого класса учат основам семейной жизни. В России подобный опыт тоже есть: в общеобразовательных школах в 1980-х годах был курс «Этика и психология семейной жизни». Но сегодня систематической работы в этом направлении не ведётся.

Нужно заметить, что в вопросах этики семейной жизни среди психологов нет единства. Так один психотерапевт заявил, что «изменять – это нормально». К таким выводам он пришёл исходя из статистически установленного факта измен многими супругами.

Однако, в вопросах нравственности количественный подход не всегда уместен. Ещё Христос в Нагорной проповеди обратил на это внимание:

Входите тесными воротами, потому что широки ворота и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны ворота и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Гражданский брак тоже вызывает много споров: некоторые называют гражданский брак развратом, некоторые — более продвинутой формой семейной жизни, нежели традиционный, заверенный печатью. В данной статье я не претендую на то, что моя позиция является единственно верной. Я лишь пытаюсь, сколько возможно обоснованно проанализировать рассматриваемое явление.

Под «гражданским браком» здесь я понимаю сожительство, хотя это совсем правильно, поскольку исторически гражданский брак – это брак, зарегистрированный в уполномоченном на то государством органе, и возник он как альтернатива церковному браку. То есть гражданский брак залючается у чиновника, а религиозный у священника.

Как быстро вы сдаётесь?

Один из главных аргументов сторонников гражданского брака заключается в том, что такая форма совместной жизни позволяет попробовать взаимоотношения с человеком без официального их оформления. А это в случае неудачно сложившихся обстоятельств позволит прервать эти самые отношения без лишних юридических хлопот. Вроде бы логично. Ведь люди встречаются, люди расходятся. Зачем осложнять себе жизнь?

Чтобы взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, представим себе боксёра, идущего на ринг с мыслью: «Если пропущу пару ударов — сразу сдамся». Есть у такого спортсмена шансы на победу? Нет: крайне редко бывает поединок в котором один из боксёров не получит ни одного удара. Боец с такой установкой обречён на поражение. Установка на гражданский брак аналогична: «Если наши отношения не сложатся — сразу разбежимся, даже госпошлину за развод платить не нужно». Причём если в боксе гладкие бои, наверное, бывают, то отношения мужчины и женщины безоблачными не бывают никогда. Конфликтов, сложностей взаимопонимания, усталости, финансовых проблем, болезней избежать нельзя, с чем-то из этого списка сталкиваются все пары. Таким образом, для личности сторонников гражданского брака характерна неуверенность в своих силах.

Вы бежите от неудачи или стремитесь к успеху?

Х/ф «Храброе сердце (Мэл Гибсон, 1995).

Вторая черта — это мотивация избегания неудач. Поведение людей определяется двумя противоположными типами мотивации: избегание неудач и достижение успеха. На первый взгляд фундаментальное различие этих видов мотивации не очевидно, ведь и то и другое хорошо. Но когда речь идёт о факторах, определяющих активность человека, его цели и способы их достижения, мотивация на успех или избегание неудач имеет решающее значение. Яркий пример подобной разницы есть в фильме «Храброе сердце». Перед первым крупным сражением с англичанами шотландцы выстроились на поле, но увидев огромную армию противника стали стихийно расходиться по домам. Пришедшему Уильяму Уоллесу они объяснили, что это позволит им избежать смерти (т. е. избежать неудачи). Уоллесу же удалось убедить их остаться, принять бой, возможно, погибнуть, но погибнуть свободными (т. е. добиться успеха). Шотландцы остались на поле, приняли бой и победили.

Вступление в брак — это, безусловно, одно из самых важных, стрессовых событий в жизни. И здесь, как и перед сражением, нужна решимость, готовность рискнуть, желание идти до конца, то есть мотивация достижения успеха. Чтобы отношения между мужчиной и женщиной завершились успешно, нужно верить в себя и своего избранника, верить, что всё получится, верить в свои способности конструктивно решать возникающие проблемы.

В 1985 году в журнале “Psychology Today” были опубликованы результаты исследования, в котором изучались успешные пары, прожившие в браке более 15 лет. Интересно отметить, что у мужчин и женщин семь наиболее важных причин продолжительности совместного проживания совпадают:

  1. Он(а) является моим лучшим другом.
  2. Он(а) мне нравится как личность.
  3. Брак — это долгосрочное обязательство.
  4. Брак священен.
  5. У нас общие цели и задачи.
  6. Он(а) со временем становится все интереснее.
  7. Я хочу, чтобы наши отношения развивались успешно.

Как видим, среди главных причин успешного брака три (3, 4 и 7) напрямую связаны с установкой на успех отношений, что прямо противоположно установке сторонников гражданского брака на избегание неудач.

Чтобы не отходить от боксёрской аналогии, вспомним слова Кости Цзю: «Я готов был умереть на ринге». Это созвучно словам клятвы, которую дают жених и невеста во время венчания в Соединённых Штатах Америки: «Мы будем вместе пока смерть не разлучит нас».

Конечно, не стоит эту идею доводить до абсурда. Люди, стремящиеся к пожизненным отношениям, имеют право на развод. Даже Иисус Христос признавал право на развод в случае супружеской измены. К этому можно добавить случаи, когда супруг или супруга пристрастились к алкоголю или наркотикам. Но это крайние случаи, в которых семья фактически распадается, а развод только оформляет этот распад. Тот же Костя Цзю, несмотря на свою готовность умереть на ринге, в одном из последних боёв сдался. Но прежде, чем сдаться, он бился за победу десять тяжелейших раундов и, только исчерпав все возможности и силы, признал своё поражение. Так и супруги, потратившие годы на создание, сохранение или возрождение счастливой семьи или просто приемлемой доброжелательной атмосферы в доме, исчерпав все возможности, имеют и моральное, и юридическое право расписаться в своём поражении.  

Для людей с внешним локусом контроля всегда виноват кто-то или что-то. Например, любовь: любовь зла — полюбишь и козла.

Вероятно, в гражданский брак вступают преимущественно люди с внешним локусом контроля. Это понятие отражает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам.

С другой стороны, для людей с внутренним локусом контроля характерна склонность считать ответственным за результаты своей деятельности свои собственные способности и усилия. Многочисленные исследования показали, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, связана с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намеренний на неопределённый срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.

Внешними силами, несущими ответственность за происходящее с человеком могут быть самые разные явления: бог, звёзды, судьба, правительство, страна рождения и проживания, семья, экономическая ситуация и всё, на что фантазии хватит. Когда речь идёт о взаимоотношениях мужчины и женщины, такой внешней силой зачастую выступает любовь. Любовь в том понимании, в котором её представляют себе в современной западной цивилизации (в том числе и в России), как сильное чувство, страсть, неподконтрольную воли человека. Чрезвычайно широко распространено мнение, что любить очень легко, нужно лишь встретить достойного любви человека, и любовь будет бить мощным ключом безо всяких усилий. То есть проблема любви видится во внешних по отношению к человеку обстоятельствах, она зависит от объекта любви.

Однако, это тупиковое представление о любви. Очевидно, что любовь требует интереса к объекту любви, уважение к нему и заботы о нём. Любовь подразумевает постоянную сосредоточенность, терпение и самодисциплину: если она зависит от настроения, спонтанных чувств и сиюминутных желаний, то это не любовь. Любовь — это в первую очередь акт воли, способность самого человека, это определённый вид деятельности, почти полностью зависящий от самого субъекта. Подробно этот взгляд на любовь описан в книге Эриха Фромма «Искусство любить».

Другая характерная особенность людей, предпочитающих гражданский брак: легкомыслие. Это особенно очевидно, если вспомнить о праве наследования. Согласно существующим нормам права признаётся только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (статья 1 Семейного кодекса РФ). Соответственно в случае смерти одного из гражданских супругов оставшийся партнёр не может претендовать на наследование собственности усопшего. И суду абсолютно не интересно насколько они были счастливы и как долго прожили вместе.

Хотя в большинстве случаев именно понимание того, что имущество, совместно нажитое в браке, является общей собственностью супругов и при разводе делится поровну, и является причиной избегания официального брака.Доходящая до скупости расчетливость является одним из важнейших мотивов гражданского брака.

Ещё одна черта личности людей, живущих гражданским браком, связанная с легкомыслием: неуважение к своей фамилии, семье, роду. По закону ребёнок, родившийся у незамужней женщины, автоматически получает фамилию матери (статья 51 Семейного кодекса РФ). Есть, конечно, семьи, в которых и муж и дети осознанно берут фамилию матери, например, из эстетических соображений (Пупков становится Меньшиковым). Но сейчас не редкость отсутствие официального отца у ребёнка: мужчинам всё равно, какая фамилия будет у их детей. Молодёжь редко может рассказать о своей родословной дальше дедушки и бабушки. И им не интересно знать откуда они взялись, что перенесли их потомки, чтобы дать возможность жить им.

Я не сторонник традиционной родовой, клановой организации общества. Не стоит путать любовь к своей семье, роду, уважение и гордость за свою фамилию с корпоративизмом, выражающемся в готовности пренебречь интересами других коллективов ради выгод своей группы. Равно как не стоит путать патриотизм, являющийся любовью к родине, с национализмом, выражающим презрение и ненависть к другим народам. Понимание себя как звена в цепи поколений позволяет человеку чувствовать себя уверенней. Это же делает нас более ответственными, потому что мы задумываемся, как нас будут вспоминать и оценивать потомки.

Любопытно, что в отношениях Анны Карениной и Алексея Вронского именно фамилия детей была камнем преткновения. В беседе с подругой Анны Вронский признался, что его беспокоит больше всего:

Моя дочь по закону — не моя дочь, а Каренина. Я не хочу этого обмана! … И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи. Они Каренины. Вы поймите тягость и ужас этого положения!

Любовник и гражданский муж Карениной не лишён недостатков, однако это достойный, благородный, честный мужчина, о котором может мечтать любая женщина. Ради Анны он пожертвовал карьерой, столичной жизнью, расположением семьи. Этим он доказал, что ребёнок и Анна являются для него самым главным. Но смириться с тем, что его дети, ради которых он готов на всё, будут носить фамилию другого мужчины, он, как и любой хоть сколько-нибудь уважающий себя человек, не мог.

В романе Марио Пьюзо «Крёстный отец» также есть яркий пример отношения настоящего мужчины к фамилии: дон Вито Карлионе, усыновив мальчика немецко-ирландского происхождения, который стал братом его родным сыновьям, сохранил ему прежнюю фамилию, объяснив своё решение, тем, что смена фамилии была бы несправедливостью по отношению к его родителям.

Некоторые пары способны на близкие отношения любви.

Кроме того, фамилия является атрибутом, отражающим принадлежность человека к своему роду, своей семье. А потребность в принадлежности к определённой группе является одной из главных. Большим приоритетом обладают только физиологические потребности и потребность в безопасности. Все мы с детства ищем общества себе подобных. Когда один ребёнок хочет выразить своё недовольство другим, он говорит: «Я с тобой не играю». Этим самым лишая его своего общества, блокируя удовлетворение потребности в аффилиации. Собственно, взрослые поступают также: провинившегося заключённого сажают в одиночную камеру. Человеку жизненно важно принадлежать к каким-либо сообществам. Действительность предоставляет массу возможностей для принадлежности к группам: прежде всего в профессиональной и образовательной сфере. Если этого мало, можно обратиться к религиозным общинам, фанклубам или, на худой конец, записаться на курсы иностранного языка. Очевидно, что лучшим способом удовлетворить потребность в принадлежности является создание крепкой семьи. Гражданский брак, в этом свете, противоречит человеческой природе и стремление к нему отражает отчуждение человека от самого себя и своей семьи. В нашей жизни всё больше фатического, бессодержательного общения и всё меньше близости, единства, любви.

Женщины действительно хотят замуж?

Чрезвычайно широко распространено убеждение, что мужчины более склонны к гражданскому браку, больше ценят свою свободу, нежели женщины. Однако имеющиеся данные заставляют в этом усомниться. Известно, что большая часть разводов совершается по инициативе женщин. В то же время разведенные мужчины вступают в повторный брак чаще, чем женщины, по некоторым данным в 3 раза. Иначе говоря, мужчины более тяготеют к жизни в браке, чем женщины.

Психотерапевтическая и консультативная практика также показывает, что значительная часть женщин в глубине души боятся связывать себя серьёзными обязательствами. Такие девушки обычно заявляют, что больше всего на свете они хотели бы выйти замуж. Но на деле годами встречаются или живут с мужчинами, которые категорически против штампа в паспорте. В этом случае женщины с лёгкостью перекладывают ответственность на мужчин: «Я мечтаю выйти замуж, но он не хочет». Хотя на самом деле их партнёры делают то, чего хотят сами женщины. Другой вариант психологической защиты и самооправдания состоит в том, что нет достойных мужчин: один зарабатывает мало, другой слишком старый, третий курит и т. д. и т. п. Встречаться и жить с такими мужчинами можно, но в мужья они не годятся. Поскольку с принцами действительно ситуация напряжённая, эта рационализация позволяет оправдывать свою позицию. Женщины же, которым в ходе консультативной работы удаётся разобраться со своими скрытыми установками и выработать более реалистичное отношение к браку, с лёгкостью удаётся выйти замуж. Причём зачастую за своих же гражданских мужей, якобы категорически не желающих идти в ЗАГС. Но в ситуации ультиматума: расставание или штамп в паспорт, — они «неожиданно» соглашаются на официальное оформление отношений.

Как-то по-дурацки жизнь прошла. Всё пыжился чего-то. Всё казалось не живу, а так: черновик пишу, ещё успею набело. … А сейчас оглянулся: ни жены, ни детей, да что там, друзей-то настоящих и-то не нажил.

Х/ф «Москва слезам не верит» (Владимир Меньшов, 1979).

Таким образом, с гражданским браком связан целый комплекс отрицательных психологических свойств: неуверенность в себе, мотивация избегания неудач, внешний локус контроля, легкомыслие, скупость, неуважение к фамилии и отчуждённость от своей природы. Все эти черты могут отрицательно сказываться на душевном благополучии человека и на успешности в семейной жизни. Причём подобные установки характерны для женщин не менее, чем для мужчин.

Носители таких качеств могут оказаться в такой же ситуации, как персонаж знаменитого фильма по имени Рудольф (а может, Родион: он так боялся неудачи, что отрекался даже от своего ребёнка и своего имени). Оглядываясь на прожитую жизнь, он признался, что как будто писал в черновик, надеясь потом переписать в чистовик. Половина жизненного пути пройдена, а переписывать на бело нечего. Нужно писать сразу в чистовик, может, с ошибками, помарками, невыполненным домашним заданием, но в чистовик, ведь жизнь коротка: второй шанс никто не обещает.

  1. Г. Крайг «Психология развития». – С.-Пб.: Питер, 2005.
  2. Круглов Б. С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодёжи к семейной жизни. — Вопросы психологии. — 1986, № 4.
  3. Эрих Фромм «Искусство любить».
  4. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реан А. А. — С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Психология гражданского брака — Психолог

Психология гражданского брака заинтересует тех, кто задается вопросами: «что делать, если мужчина хочет жить в гражданском браке и не хочет жениться?» и пр.

Гражданский брак часто становится ловушкой для женщины, которая не хочет настаивать на браке, потому что мечтает, чтобы мужчина первым сделал ей предложение. Тогда мы можем услышать, что мужчина всем доволен в простом совместном проживании и не видит никаких плюсов в оформлении отношений.

Поскольку мои читатели — в основном женщины, я расскажу о психологии гражданского брака с точки зрения того, как быть женщинам, которые не склонны настаивать на своем желании оформить отношения, когда оно у них возникает.

Такая форма отношений как гражданский брак часто используется у нас в стране для того, чтобы молодые могли проверить свои чувства, убедиться, что они хорошо совмещаются в быту, и у них есть будущее, как у семьи. В этом плане это очень полезная вещь, снижающая количество разводов и повышающая удовлетворенность семейной жизнью, поскольку партнеры становятся более опытными и больше разбираются в том, что для них лучше в близких отношениях.

Но проблема в том, что спустя какое-то время бывает, что мнения мужчины и женщины по поводу развития отношений начинают расходиться. Женщина убеждается в надежности и устойчивости отношений, и у нее возникает желание родить ребенка. Обычно во время беременности и пару лет после родов женщина нуждается в материальной поддержке и помощи мужчины. Для нее может оказаться небезопасным полагаться в этом на мужчину, который не проявляет желания жениться на ней, поскольку для женщины это часто означает, что мужчина не уверен в том, что они будут вместе долго.

У мужчины, который всячески уходит от разговоров о браке и старательно не понимает намеков женщины на эту тему, обычно бывают психологические трудности, связанные со страхом попасть в ловушку брака, когда с его желаниями перестанут считаться, его начнут рассматривать, как приложение к жене и ребенку, которое имеет только обязанности и почти никаких прав.

Такие мужчины часто выбирают довольно требовательных женщин, которые знают о своей особенности и стараются сдерживаться. К сожалению, они часто путают отстаивание своих желаний с давлением и заставлением. Такой женщине может казаться, что если она скажет мужчине, насколько ей важно, чтобы он доказал свою готовность быть с ней всю жизнь, то этим она заставит его сделать то, чего он не хочет. То есть, подсознательно она воспринимает мужчину как более слабого и не способного отстаивать его собственные желания, каким он, к сожалению, в таких отношениях часто и является.

Учитывать психологию в вопросе гражданского брака означает понимать, что ваши желания — только ваши, и только на вашей ответственности добиваться того, что вам нужно. И оформить отношения — действительно важно для женщины, это подкрепляет ее уверенность в отношениях и в будущем семьи.

А уважать желания мужчины и считаться с ними — не значит ожидать, пока он сам решит сделать то, чего хотите вы. Это значит не ссылаться на нормы морали и посторонние авторитеты с целью подкрепить свое собственное мнение в споре. Это значит просить его говорить о том, чего он хочет, и просить его не бояться отстаивать свое мнение, если вы знаете, что ему свойственно делать то, что вы хотите, против своей воли.

Распространенное убеждение, что предлагать руку и сердце должен именно мужчина, невероятно устарело в мире, где молодые живут вместе до брака и где женщина может зарабатывать больше мужчины, содержать семью и имеет равное право голоса с мужчиной. Это старое правило было создано для того, чтобы мужчины имели преимущество перед женщинами, и поддерживая его, вы только осложняете свою жизнь с выбранным вами мужчиной.

Если у вас и вашего будущего мужа есть трудности с отстаиваем своих желаний или с пониманием чужих желаний, вы можете обратиться к психологу и поработать над своей особенностью, и это пойдет на пользу вашим отношениям. Отказываться же от своего желания оформить отношений, когда вас это мучает и угнетает, может привести только к тому, что ваши отношения будут портиться, а вы — отдаляться друг от друга.

Психология гражданского брака имеет и другие аспекты, но я сегодня хотела рассказать о трудностях, с которыми чаще всего обращаются ко мне читатели сайта.


Помощь психолога в отношениях

Гражданский брак, или психология отношений мужчины и женщины…

Психология отношений мужчины и женщины зависит не только от партнеров, но и от общества, времени, в котором мы живем. Сейчас идет поиск новых форм отношений, когда приобретают популярность различные «заменители» традиционного брака, такие как гостевой брак, гражданский брак, свинг (как обмен сексуальными партнерами), любовники у мужа и жены, и другие. Также участились разводы. Если ранее поговорка «стерпится-слюбится» работала, то сейчас люди чаще идут на развод.

Брак уходит,  в будущем будут найдены эти новые формы отношений, и психология отношений мужчин и женщин будет иная. Пока же брак еще сохраняет актуальность. Гражданский брак пытается заменить традиционный брак и еще популярен.


«Тапочки или брачный контракт?» — разное отношение к браку

Системно-векторная психология исследует подсознательные желания и механизмы психического человека, говорит о наличии восьми векторов, слагающих в разных сочетаниях все темпераменты и ценности человечества. Институт брака создан для нас анальной мерой.Только в анальном векторе есть ценность брака, каким мы его знаем: моногамного, на всю жизнь, с преданностью, верностью, традициями,  честностью и уважением.

Времена меняются, мы вошли в кожную фазу развития человечества. Но и в этом меняющемся мире, анальные люди стремятся создать семью, следовать традициям и находят в этом душевное удовлетворение. Они понимают брак как заботу, проведение времени вместе, совместный отпуск и воспитание детей. Несмотря на то, что семья для анального человека – это главная ценность, они очень долго могут не решаться вступать в брак, в связи со своей нерешительностью, медлительности, инертности. Они стремятся создать этот союз на всю жизнь, расставание для них — это огромный стресс…

Кожные люди логически подходят к браку. Если ты женат (замужем), то с общественной точки зрения ты более ответственен, состоятелен. Они вступают в брак быстрее анальников, шустро проанализировав все выгоды и выбрав наиболее подходящую кандидатуру, еще и составив брачный контракт. Своей семьей, конечно, дорожат. Но заботу и семейные ценности понимают по-другому. Для них главной заботой о семье является материальное обеспечение достойного образа жизни, социальное превосходство.

Мышечная психология отношений мужчин и женщин  — это стремление в браке к рождению детей, чем больше, тем лучше, им «звезд с неба не нужно», главное чтобы был кров, коммунальный рай, возможность физически поработать, и поесть. Все самое необходимое есть, они спокойны. В этом и счастье…

Психолог Сергей Ключников — Гражданский брак

Почему современные молодые люди предпочитают начать семью с гражданского брака и нередко проживают в нем несколько лет?

Потому что молодых людей влечет друг к другу и эмоционально, и сексуально, а встречаться по квартирам друзей надоедает.

Но и серьезной ответственности нести совсем не хочется.

Если родители одной из сторон принимают такой союз под свою крышу, да еще и частично кормят, то такой гражданский брак вообще очень удобен.

Иногда грамотные молодые люди оправдывают свою позицию ссылками на высокие источники.

 На консультации один молодой человек заявил мне, что гражданский брак оправдывает сама Библия и на мой вопрос каким образом ответил:» Адам и Ева после грехопадения стали семьей, но не заключили никакого брака».

Но на фоне этого современного изменения института брака, тем не менее, люди продолжают заводить семьи.

Иногда возникает всплеск и даже бум рождения новых семей и увеличения количества свадеб.

Процент людей, стремящихся официально зарегистрировать отношения с партнером, достаточно велик.

Можно отметить основные мотивы, которые побуждают к формированию семьи.

Прежде всего, семья — это единственная возможность испытать полноту юридически защищенной жизни с противоположным полом.

Гражданский брак такого не дает. Потому что официальный брак — все-таки заявка на длительность, надежность и равноправие, хотя бы формальное.

При официальном браке большую роль играет чувство ответственности, сознание того, что ты заботишься о человеке, а человек заботится о тебе.

Человеку важно иметь такие чувства. Ответственность дает большую эмоциональную насыщенность и наполненность союза.

Когда люди вступают в гражданские отношения, часто облегченная возможность покинуть брак, уйти, снижает подобное чувство наполненности, рождая у человека ощущение, что он живет как будто не по настоящему, репетирует.

 Это может не осознаваться, но на бессознательном уровне, безусловно, присутствует, некий внутренний конфликт.

Семейные психологи выделяют неопределенность положения людей, как одну из частых причин обращения и записи на психологическую консультацию.

Достаточно известный факт, что человек, живущий в браке имеет большую продолжительность жизни, что доказано многочисленными научными исследованиями.

Это вполне понятно: у человека есть дополнительный, мощнейший стимул жить – он кому-то нужен, есть тот, о ком необходимо заботиться.

 При потере супруга в преклонном возрасте, жизнь второго супруга, если он снова не вступает в брак, как правило, сокращается.

Безусловно, в браке возможны конфликты, недопонимания, трудности, но «лямку» легче тянуть вместе.

Кроме того, брак помимо надежности и продолжительности жизни, на сегодняшний момент, с точки зрения общественной морали, несмотря на модернизацию взглядов и на изменение норм общественной морали, характеризует человека как более ответственного и в целом успешного.

Не секрет, например, что при приеме на работу, при прочих равных условиях, на ключевую позицию с большей вероятностью примут человека семейного.

Факт наличия семьи говорит о психологической зрелости, надежности и стабильности.

Поэтому для многих людей, и для женщины и для мужчин, этот фактор, оказывается таким важным мотивом, побуждающим к вступлению в отношения.

Нормальный здоровый брак предполагает продолжение рода, связан с появлением детей. Дети, рождающиеся в гражданском браке, подсознательно, не дают уверенности, что род будет продолжен.

Всегда есть возможность покинуть такой союз, быстро расстаться и тогда вопрос со статусом детей остается открыт: на чьей фамилии они останутся и кто будет на них больше претендовать в случае разрыва отношений.

 Такие вопросы, если они не прописаны в брачном договоре, могут вызывать тревогу, особенно у женщины.

 Возникновение неврозов на этой почве — одна из востребованных тем, с которой обращаются к практическому психологу.

Еще одним фактором побуждающим вступать в семью является более серьезные перспективы, открываемые в браке для более полной реализации своей долгосрочной жизненной программы.

Несмотря на то, что современные браки в половине случаев заканчиваются разводами, а в Москве, Питере, этот процент увеличивается, тем не менее, брак -это такая форма союза, где человек может рассчитывать, что он в течении какого то длительного времени, а может быть и всю жизнь будет выстраивать жизненные планы с другим человеком.

При гражданском браке – это чаще всего жизнь с установкой на более короткую дистанцию с упрощенными юридическими отношениями и риском больших потерь – психологических, финансовых, социальных.

Заключение официального брака и его расторжение в будущем — более громоздкая процедура, чем простое сожительство, прервать которое можно просто собрав вещи.

В браке нельзя просто уйти без последствий.

Уход предполагает юридическое оформление, возможны какие — то правовые сложности, иногда этот фактор тоже останавливает людей, хотя для людей с имущественными приобретениями, если люди богаты, это большим препятствием не является.

Достаточно посмотреть на жизнь российских эстрадных звезд, которые очень часто расходятся, имеют много именно брачных партнеров.

 С другой стороны, олигархи и мультимиллионеры более тщательно подходят к выбору брачного партнера, поскольку это может быть чревато серьезными имущественными потерями.

Все более популярным в нашей стране становится брачный контракт.

 Статистика говорит о том, что жены богатых мужчин в случае развода, как правило, мало, что получают, даже если они имеют все юридические права.

 Потому — что их юридические права и возможности несопоставимы с властью и финансовыми возможностями олигарха, который всегда выиграет дело.

Безусловно, он не даст этой женщине умереть на улице, и она будет жить гораздо лучше других женщин России, но все равно их экономические положения несопоставимы.

Все эти прагматические соображения заставляют состоятельных людей более серьезно подходить к союзу и более тщательно выбирать спутника жизни.

Хорош или плох брачный контракт — сказать трудно, ясно, что эта практика нова для нас и нужно посмотреть на нее в гораздо более длительной перспективе.

 Такой ответственный подход способствует формированию серьезного , очень рационального отношения к браку, в котором мало настоящей страсти и чувств.

Если говорить о ценности брака, и психологии здоровой семьи, то нужно признать — в  официальном браке  в отличии от брака гражданского  гораздо больше защищено положение женщины, которая собирается рожать, потому, что мужчина должен нести за них какую-то ответственность.

 Осознание защищенности очень важно для сохранения психологического здоровья женщины.

В гражданском браке она не чувствует такой уверенности. Потому многих женщин интересует вопрос- как уговорить мужчину жениться по-настоящему. Мне приходилось консультировать женщин на эту тему десятки раз и разработать целую психологическую  систему пошагового приближения пары от безответственно-гражданских отношений к подлинно семейным.

 

Можно смело сказать, что, несмотря на появление различных вариаций семьи и отклонений от нормы, семья традиционного типа еще долго будет важным фактором, объединяющим мужчину и женщин.

И, конечно, семейные ценности нужно защищать.

Сегодня по ним бьет и современная мораль, внедряемая СМИ и пропагандируюшая идеи вседозволенности и безответственности, и определенные силы в обществе предлагающие весьма опасные и непроработанные идеи, вроде ювенальной юстиции, принятие которой сделает огромное количество семей незащищенными перед безликими законами.

Потому пожелаем молодым людям не делать основную жизненную ставку на гражданский брак— он менее надежен, а качества надежности как раз и не хватает  современному человеку.

 

гражданский брак; психология

Кому это надо?

Когда в наши дни обсуждают гражданский брак, чаще всего ссылаются на то, что современному человеку нужна свобода выбора и решений, что ритм жизни, значимость образования и карьеры захватывают его целиком. Свободная семья, в которой интересы каждого выше общих интересов, — прямое следствие нашей быстро меняющейся жизни, а гражданский брак – это часть образа жизни современного человека, ценящего свою индивидуальность, работающего на перспективу, не привыкшего следовать традициям, если они идут вразрез с его мнением и целями.

Чтобы понять, кто обычно вступает в гражданские браки и как развиваются подобные отношения, обратимся к статистике. Большинство ведущих совместную жизнь – молодые люди, более половины из них находятся в возрасте от 25 до 44 лет. Только треть пар вступают затем в брак, хотя большинство планирует в будущем зарегистрировать отношения. Случаи совместного проживания без регистрации в течение длительного периода времени остаются достаточно редкими, 10 лет считается критическим сроком.

 В чем очевидные плюсы такой организации брака? Для молодых людей это прежде всего возможность лучше узнать друг друга, проверить совместимость в сексуальных отношениях, освоиться с ведением домашнего хозяйства и договориться об основных семейных правилах. Гражданский брак в таком случае является достаточно гармоничным решением, некоторой школой жизни, возможностью избежать ошибки скоропалительного выбора партнера.

Не менее благоприятным выбором гражданский брак является для пары, где каждый из супругов имеет свой достаточно богатый семейный опыт в прошлом. Возможно, это одинокие, разведенные или овдовевшие люди с уже взрослыми детьми, состоявшиеся в профессии, независимые материально. Свободная семья для них — это возможность быть рядом с духовно близким и физически привлекательным человеком. Обычно в таких парах личные отношения представляют огромную ценность, которую не может усилить регистрация.

Штамп как символ

Тем не менее приходится признать, что не всем подходит такая семейная организация. Конечно, крепкая семья возможна и без штампа в паспорте, но все-таки пока многие не решаются от него отказаться. Этот маленький чернильный прямоугольник, по сути, является единственным яблоком раздора. Ведь зачастую только он формально отличает официальных супругов от гражданских. Когда есть общий дом, хозяйственные вопросы решаются сообща, растут дети, так ли нужно еще и подтверждение всему этому в виде печати в паспорте?

Только ли юридическую силу имеет этот знак? Для психолога это не праздный вопрос. Ведь, имея дело с личностью человека, специалист всегда знает, что эта личность формируется постепенно, каждое событие на жизненном пути строит и укрепляет ее, как новый кирпичик — здание. Штамп в паспорте о регистрации брака — один из знаков признания наших семейных прав и обязанностей обществом, показатель нашего статуса мужа или жены. Для многих обретение этого статуса повод почувствовать себя взрослее, увереннее, сильнее, в конечном счете, это укрепляет чувство собственного «Я».

 Совместная жизнь, не скрепленная формально, порождает проблемы строительства отношений, с которыми сталкиваются все семьи, но в расплывчатых границах гражданского брака с ними разобраться значительно сложнее. Выдержать необходимый баланс свободы и ответственности способны немногие, и наиболее часто в таких семьях приходится решать вопросы сохранения верности и постоянства. Это обстоятельство вносит большое напряжение в отношения супругов, подрывает чувство уверенности и не позволяет планировать будущее. Потребность в стабильности и желание уйти из ситуации неопределенности, возможность открыто защищать свои чувства и права игнорируется или приносится в жертву идеалам свободного брака.

Отметим для себя, что семейный статус остается более важным для женщин, которые считают роль жены более значимой, чем роль свободной женщины. Известно, что более 90% женщин, живущих в гражданском браке, отмечают в различных анкетах, что они замужем, в то время как около 80% мужчин называют себя холостыми. Это и понятно, ведь гражданский брак не отменяет домашних хлопот и рождения детей, а для женщины, собирающейся стать матерью, уверенность в собственном положении является очень важной.

Как быть в случае, если мужчина не собирается регистрировать брак, а женщина считает это для себя неприемлемым? Что делать, когда женщина начала чувствовать себя дискомфортно в положении гражданской жены?

Все мы родом из детства…

Попробуем разобраться в психологических причинах принятия мужчиной такого решения. Поведение в самых различных ситуациях уже взрослой жизни нередко определяет детский опыт. Если родители мальчика не были способны построить стабильные отношения, если отсутствовали традиции, создающие у ребенка ощущение единства, то у него не формируются семейные ценности и потребность в прочных связях. Как ни парадоксально, особенно в том случае, когда родители не конфликтуют и легко устраиваются в жизни друг без друга. У мальчика, выросшего в такой семье, конечно, остается потребность в близких отношениях. Однако ему может недоставать уверенности в себе. Например, мужчина, не имеющий детского опыта стабильной семьи, может сомневаться в своей способности поддерживать и сохранять собственную семью. Эти сомнения, как правило, и препятствуют регистрации отношений. Мужчины редко делятся своими сомнениями и неуверенностью, чаще оправдывая свое поведение «стремлением к свободе».

Помимо неуверенности и отсутствия семейных навыков, мотив свободных отношений может иметь под собой еще более реальную почву. Часто дети растут в семьях с так называемым авторитарным стилем воспитания, когда один из родителей обладает очень сильной властью и влиянием в семье. Бывает, что подобный стиль воспитания сочетается с гиперпротекцией – желанием (чаще всего матери) не только контролировать ребенка и командовать им, но и посвящать ему много времени, помогать ему, делать что-то за него. Для активных и развитых детей подобное отношение означает лишение самостоятельности. Воспитанные так подростки стараются уйти от опеки, доказывая свою независимость. Можно предположить, что стремление к независимости и самостоятельности долго не будет реализовано, и появление рядом во взрослой жизни женщины — пусть даже любимой — может обострить страх быть поглощенным ее любовью и заботой.

Прогноз отношений для пар без подробного знакомства делать сложно, но некоторые рекомендации могут оказаться полезными и действенными.

Если женщина понимает, что причина отказа партнера регистрировать отношения кроется в его неуверенности и тревоге за собственные возможности, то многое будет зависеть от ее способности раскрыть качества семьянина в своем любимом. Например, хвалить и поддерживать в каких-либо хозяйственных делах, подчеркивать его вклад в отношения, наконец, договориться о разделении ответственности за семью – в чем-то он может положиться и на свою половину. Если есть такая возможность, попробовать найти положительные стороны в совместной жизни родителей избранника, и что-то хорошее перенять для себя.

 Случай, когда мужчина не регистрирует отношения, так как боится, что в собственной семье он также не будет самостоятельным, а все будет решать жена, представляется если не более сложным, то требующим больших душевных и временных затрат. Восстановить веру в женщину, в то, что она не всегда только мать и хозяйка в доме, но и нежное существо, ждущее защиты и поддержки, будет со временем нетрудно. Но необходимо, чтобы эти качества были действительно свойственны женщине, и она смогла бы стать в хорошем смысле зависимой, согласиться на вторые роли и при принятии семейных решений проявлять максимум дипломатичности. Но если женщина ориентирована на соперничество, привыкла многое решать в жизни сама, ей будет трудно убедить своего партнера, что их официальная семья для него лучше, чем гражданский брак, который пока будет оставаться символом свободы и независимости.

Конечно, рассмотренные выше случаи являются обобщением. Психологических предпосылок для возникновения разногласий между мужчиной и женщиной в вопросах регистрации гораздо больше.

Это может быть, например, склонность к поиску некоего идеального образа, идеальной женщины; в таком случае все реальные связи с женщинами будут казаться ненастоящими и временными. Чаще всего подобное отношение возникает вследствие опыта дистантных отношений (т.е. отношений на расстоянии) с матерью или замещающей ее фигурой, что приводит к идеализации образа и дальнейшему вечному поиску.

Это могут быть и другие причины, но необходимо знать, что трудности в принятии решения регистрировать брак возникают не только от сознательного решения мужчины, но чаще всего они коренятся в его личности, его ранних отношениях, приобретенных установках. Каждый случай индивидуален, и, если женщина готова преодолевать препятствия на пути к желаемому, ей потребуются вдумчивое отношение к своему партнеру, уважение к его личной истории, внимательный анализ ситуации, который поможет разобраться во всех тонкостях проблемы и найти наилучшее решение.

Ребенок в «неофициальной» семье

Что делать, если пара по той или иной причине не решается регистрировать отношения, а в семье планируется появление ребенка? Что несет гражданский брак родителей их детям? И хотя статистика показывает, что большинство пар регистрируют отношения, объясняя это необходимостью отказаться от прежней свободы для более стабильного положения детей, данный момент все еще остается проблемным, особенно для будущих мам.

Следует помнить, что на ребенка любого возраста, даже в пренатальный период, оказывает влияние не сама ситуация, а отношение к ней его родителей, прежде всего матери. Если супругов устраивает их положение, если брак приносит им удовлетворение, если появление малыша – это общее решение и долгожданное событие, то такая семья, пусть даже основанная на гражданском браке, может дать ребенку очень много.

Но в случае если беременность протекает на фоне постоянного беспокойства будущей мамы за свое будущее и за будущее ребенка, и женщина понимает, что появление малыша не изменит отношения супруга к семейным обязанностям и собственной независимости, — тогда ребенок с самого раннего периода развития получает заряд неуверенности в себе и в своих родителях. Отсутствие полноценного родительского вклада в воспитание, невысокая значимость появления ребенка формируют в дальнейшем его низкую самооценку, могут сказаться на его учебе и общении со сверстниками. Часто матери, стараясь скомпенсировать недостаток отцовской заботы, уделяют таким детям очень много внимания, а отцы, наоборот, заменяют внимание подарками и поощрениями.

Было бы правильным рекомендовать женщинам очень серьезно подойти к вопросу появления ребенка в ситуации гражданского брака, особенно когда такое положение вещей и для не приносит комфорта самой будущей маме. Стоило бы попытаться приблизить отношения к тому уровню, который бы ее устраивал. Необходимо помнить, что ребенок не должен являться средством манипуляции для заключения брака. Если мужчина идет на уступки при внутреннем несогласии, это может в дальнейшем отразиться на его отцовском чувстве. Ребенок может казаться ему западней, которую будет трудно любить искренне. Наилучшим выходом был бы договор, в устной или даже письменной форме, о том, как будет распределяться ответственность родителей по отношению к ребенку в области воспитания, как будет обеспечено его будущее. Разговор об этом лучше начинать до беременности, ведь многие вопросы предстоит обсудить не один раз. Не стоит совмещать накал борьбы за свои права с вынашиванием ребенка.

 Как быть, если ребенок все-таки родился в гражданском браке, а многие из проблем не были решены до его рождения? В таком случае для ребенка очень важны два обстоятельства – правда и любовь.

Если родители, объясняя ему, почему они не могут принять решение пожениться, будут говорить друг о друге с уважением и любовью, принимать личности друг друга, открывая нюансы своей жизни, пусть даже связанные с их слабостями, то, скорее всего, в такой семье вырастет ребенок, понимающий жизнь во всей ее неоднозначности и сложности, любящий своих родителей и дорожащий их откровенностью.

5.13. Психологические особенности гражданских браков[17]. Психология взрослости

5.13. Психологические особенности гражданских браков[17]

Под наименованием «гражданский брак» в нашей стране имеют в виду незарегистрированное сожительство, между тем терминологически это является неверным, поскольку именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что и фиксирует запись акта гражданского состояния.

Для вступления в гражданский брак могут иметь место социально-экономические причины: жилищные проблемы, вопросы прописки, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и пр. Однако имеются и чисто психологические причины. Вступающие в незарегистрированное сожительство руководствуются разными мотивами в зависимости от типа такого вида браков: формальные кратковременные и глубокие длительные. При первом типе («пробный брак») совместная жизнь длится недолго: или заключается брак, или отношения прерываются. Второй тип (длительный при глубоких отношениях) отличается от настоящего брака только отсутствием правового оформления, рождение детей в этих гражданских браках часто приветствуется.

В расхожих житейских представлениях бытует мнение, что в такой брак вступают обычно более молодые и более образованные. Однако это не совсем верно. Исследования показывают, что в развитых странах около 25 % пар, состоящих в незарегистрированном сожительстве, имеют детей в возрасте до 14 лет.

Неженатые пары — явление достаточно распространенное в современном индустриальном и урбанизированном мире. В 1980-х гг. около 3 % населения США составляли такие пары, а опыт такого сожительства в течение не менее 6 месяцев имели около 30 % американцев. В Дании и Швеции уже в середине 1970-х гг. примерно 30 % незамужних женщин в возрасте от 20 до 24 лет жили вместе с мужчинами. Поэтому небрачный союз в этой возрастной группе встречается чаще, чем формальный брак. В большинстве других европейских стран в этот же период только 10–12 % в этой возрастной группе находились в сожительстве, но в дальнейшем число неженатых, живущих совместно, также возросло. Это относится прежде всего к большим городам и их окрестностям: в Париже в 1980 г. менее половины всех живущих вместе гетеросексуальных пар состояли в зарегистрированном браке, среди пар с мужчинами в возрасте 35 лет и ниже, если они не имели детей, только около половины были расписаны. В ФРГ в 1985 г. примерно около миллиона пар вели так называемую «несупружескую семейную жизнь» (Р. Зидер. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVII–XX в.). М., 1997).

Нормативная действенность законных браков отступает шаг за шагом. В Швеции добрачное сожительство является уже признанным социальным институтом. Почти все супружеские пары перед браком жили некоторое время вместе. Женятся только по традиции. С браком ни в коей мере не связывают общественную санкцию на сексуальные отношения пары. Брак утрачивает значение узаконивающего сексуальные отношения пары гражданского акта. Аналогичная ситуация в Дании. Здесь совместному проживанию спустя некоторое время также придается законный характер путем заключения брака. Основная масса внебрачных первых родов приходится на женщин, которые живут в аналогичных браку союзах. Более 98 % этих женщин все-таки выходят замуж, когда ребенок подрастает. Часть женщин последовательно вступает в несколько неоформленных браком союзов. При этом «пробный брак» практически переходит в «последовательную полигамию», что, однако, не исключает некоторых надежд на более длительные отношения.

В случаях незарегистрированного сожительства установка на брак не исчезает; 90 % женщин и мужчин, состоящих в таких отношениях, собирались вступить в брак, но необязательно с этим партнером. Вероятно, за этим кроется неуверенность человека, связанная с перенесенной психологической травмой (факт измены, потери любимого человека, смерть, вероломство, интимная неудача, обман и др.) или страхом, связанным с возможностью ее неотвратимого наступления и соответственно ее ожиданием.

Л. Б. Шнейдер, 2000.

Какие же доводы «за» приводят сторонники незарегистрированного сожительства?

Первый: такая форма отношений представляет собой «тренинг» определенного типа («пробный брак»).

Второй: в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости; правда, совсем не обязательно, что, заключив официальный брак, пары будут лучше контактировать друг с другом и получать большее удовлетворение от супружества, чем те, кто до вступления в брак вместе не проживал (Demaris, Leslie, 1984).

Третий: в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение (в случае ссор у партнеров исчезает аргументация типа: «Ты зачем на мне женился?» или: «Ты мне жена, наконец?»), исчезает «эффект собственника», который порождается в многочисленных аспектах после печати в паспорте.

Четвертый: незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что, согласно исследованиям, такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т. е. можно и «тренироваться», и «совмещаться», но никакой гарантии на будущее нет. Рассуждения о большей свободе и духовности в случаях незарегистрированного сожительства также не очень убедительны: известны и негативные, и позитивные варианты развития отношений.

В современной науке, отмечает Л. Б. Шнейдер, описаны особенности людей, склонных к незарегистрированному сожительству. Их обобщенный психологический портрет характеризуется более либеральными установками, меньшей религиозностью, высокой степенью андрогенности, низкими школьными успехами в период детства и отрочества, меньшей социальной успешностью, однако, как правило, эти люди происходят из весьма успешных семей.

И мужчины, и женщины, связанные отношениями совместного проживания, чаще изменяют своим партнерам, чем супруги (Blumstein, Schwartz, 1983). Это обстоятельство может вносить большое напряжение в отношения, о чем сообщают гетеросексуальные пары, поддерживающие подобные контакты, в сравнении с супружескими парами (Kurdek, Schmitt, 1986). Согласно одному исследованию (Almo, 1978), такие пары редко открыто поднимают вопрос о верности, хотя оба партнера могут испытывать глубокие чувства по отношению друг к другу. Перед тем как съехаться, большинство пар принимают определенные, пусть и негласные, обязательства по отношению друг к другу.

Г. Крайг, В. Бокум, 2004. С. 617.

Опросы в Австрии показали, что совместная жизнь без свидетельства о браке как «пробный брак» признается в широких слоях населения. Однако, судя по всему, большинство населения отклоняет окончательную замену брака «свободным сожительством». Скорее это связано не с нравственными установками на такие браки, а с интересами детей, рождающихся в таких браках.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о