Черная классика – Эффектные идеи классического чёрно-белого маникюра: каждая девушка найдёт свой вариант

Содержание

Классика жанра: Черный и белый

Мода Актуальные тренды Классика жанра: Черный и белый - идеальное сочетание цветов

Две противоположности – черный и белый цвета, — настолько хорошо сочетаются между собой, что давно стали одной из важнейших модных комбинаций. Будь то официальные мероприятия со стандартом «белый верх, черный низ», какой-то праздник или традиционная воскресная прогулка с лучшей подругой, вы всегда можете быть уверены в том, что ваши черно-белые образы, за счет своей контрастности и выверенного модного авторитета, точно обречены на успех.

Коко Шанель считала, что красота черного и белого цветов абсолютна, и вместе они создают идеальную гармонию. Помимо моды, Шанель была экспертом в отношениях с противоположным полом. Всем женщинам, которые оказывались перед сложным выбором между мужчиной и платьем, она советовала без раздумий выбирать платье. Мы считаем, что спорить с великим дизайнером ни к чему, поэтому если вы сомневаетесь какое платье покупать, черно-белое или разноцветное, то не раздумывая берите чб вариант. 

Всех нас заставляли приходить на школьные мероприятия, одеваясь строго по форме, в белых блузках и черных узких юбках. Если раньше такие наряды вызывали у нас желание лишний раз взбунтоваться, то теперь, стоит признать, они кажутся стильными, элегантными и уместными далеко за пределами школьного актового зала.

Более необычно это сочетание будет выглядеть, если цвета поменяются местами. То есть, черный цвет переместится наверх, а белый спустится вниз. Такой перевернутый с ног на голову образ заново расставит основные акценты в вашем образе.

Классический черный — Женский журнал «SecretWomans»

Черный цвет принято считать универсальным и в основном использовать для создания деловых и строгих образов, однако, даже с этим оттенком можно приукрасить свой гардероб. Этот оттенок дает возможность эксперимента с другими цветовыми элементами, как в одежде, так и аксессуарах.

Черное драповое пальто не может остаться незамеченным, если у него правильный крой и посадка. Такому демисезонному пальто стоит добавить драпировку или широкий меховой воротник, что сделает изделие по-настоящему женственным, привлекательным и изящным. Такую модель одежды можно сочетать с чем угодно, и это всегда будет стильно и актуально. Длина изделия может быть самой разнообразной, но классическим вариантом принято считать длину миди или до середины колена.

Классический черный

Маленькое черное платье, вот что никогда не выйдет из моды, а если таких платье в шкафу несколько, то девушку смело можно назвать утонченной леди. Черное платье обязано быть. Это предмет гардероба, который используется в нескольких направлениях — работа, прогулка, свидание. Важно лишь правильно подобрать фасон и аксессуары. Под деловой стиль отлично подойдут черные кожаные лодочки на каблуке, женственность и строгость в одном флаконе. Однако платье не должно для офисной работы не должно иметь открытых плеч, либо поверх него должен быть надет пиджак или жакет, например серого или кофейного оттенков.

Черное вечернее платье считается самым трендовым среди любых других. Такое платье, как правило, имеет длину макси, а вот его фасон и разнообразие тканей, дает возможность выбрать «то самое». Платье универсального классического черного оттенка может быть выполнено из натурального шелка, это богатство, шик и элегантность, которую бывает так сложно найти. Платье такого формата стоит выбирать высоким и подтянутым девушкам, чтобы максимально подчеркнуть изгибы тела и прочие достоинства.

Помимо шелковых тканей, стоит обратить внимание на велюр, эта ткань позволит сделать образ незабываемым и весьма притягательным. При этом стоит учитывать нюансы материала и тонкости собственной фигуры, чтобы платье визуально не полнило обладательницу.

Черный шифон

Черный шифон, остается незаменимым, невесомым облаком, в которое погружается девушка и чувствует себя легкой, стройной и волшебной. Не стоит забывать про гепюр, который делает образ королевским и  максимально нарядным для любого случая. Не смотря на разнообразие тканей и фактур, платье может состоять из обычного полиэстра, но обладать великолепным декором, например, быть расшито пайетками, бисером или бусами.

Черное вечернее платье не может быть скучным по ряду причин. Во-первых, это многообразие и фактура используемых тканей для пошива, разновидности драпировок. Во-вторых, стоит учитывать возможные варианты выделиться среди гостей, например с помощью, тонких брителей, глубокого декольте на груди или спине, а также высоким разрезом сбоку делают платье невероятно праздничным, не ставя в сравнение ни какую цветовую гамму. Сексуальность образа будет зашкаливать по всем параметрам.

Классический черный

Универсальный студенческий образ легко создать с помощью черных джинс скини и такого же цвета водолазки с горлом, разбавив такое сочетание ярким жакетом или белыми спортивными кроссовками и небольшим рюкзачком в тон к ним. Этот образ пригоден не только для посещения занятий, но и для прогулок, встреч с друзьями. Классические джинсы обязательно должны быть у каждой девушки, в том числе и черные.

Говорить о тренде кожаной куртки-косухи можно бесконечно, черный цвет придает ей не только стиль, но и некую долю брутальности и независимости. Сочетание с вечерним платьем, классическими джинсами или моделью бойфрендами, позволят создать максимально стильный и комфортный образ. В зависимости от ситуации стоит подбирать обувь, наиболее уместными будут туфли лодочки на высокой шпильке и кроссовки, любого оттенка, самыми привлекательными выделяют белые и цвета пыльной розы.

Классический черный

Шелковый топ сам по себе занимает лидирующие места в создании образа, его сочетают с чем угодно, начиная от привычных джинсов и переходя к ярким юбками нестандартного кроя. Черный топ — это классика и сексуальность, элегантность и универсальность, не иметь такую вещь в гардеробе, подобно преступлению. Топ можно использовать как базу под пиджак, для работы в офисе или учебы, или заменить привычное коктейльное платье на топ и юбку с плиссировкой длины миди. Такая вариация позволит оставаться в центре внимания в течение всего мероприятия.

Черные брюки давно являются базой при создании делового образа, будь то работа, учеба или важное научное мероприятие. Брюки могут быть абсолютно разными по крою и фактуре. Зауженные модели, прямые, кюлоты — все стильно, ни что не забыто! Однако, стоит отметить, что последние дизайнерские новинки предлагают не просто универсальные черные оттенки, в брюки добавлены лампасы, при чем самых разных цветовых решений — белые, красные, желтые, зеленые, а для самых смелых имеется серебро. Брюки такого формата актуальны как для деловой среды, так и для прогулок по городу, встреч с друзьями и даже для свидания, важно лишь правильно подобрать верх, и обувь.

Не все считают, что черный это стильно, многие думают, что это весьма мрачный оттенок, которым стараются прикрыть излишнюю массу тела или спрятаться, таким образом, в кокон, чтобы никто не трогал и не задавал лишних вопросов. Однако, это вовсе не так. Благодаря черному цвету в одежде можно создавать невероятно стильные, модные и элегантные образы на разные жизненные ситуации и мероприятия. При выборе одежды важно правильно расставлять приоритеты и отталкиваться от типа и склада фигуры, только тогда образ будет законченным и лаконичным, даже не смотря на «трагичность» оттенка. Если вспомнить Коко Шанель, то именно черный цвет по ее мнению определял силу стиля, женственности, сексуальности создаваемого образа и элегантности. Ни что не заменит оттенок универсальности!

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

10 классических сочетаний в одежде для создания идеального образа

10 классических сочетаний в одежде для создания идеального образа 10 классических сочетаний в одежде для создания идеального образа

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,

что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В любое время года хочется выглядеть красиво, ярко и стильно, но порой бывает непросто подобрать идеальные цветовые сочетания в одежде. А ведь внешний вид — это залог успеха. Для такого случая AdMe.ru подготовил для вас мини-подсказки, которые помогут найти подходящий образ и сориентируют, как правильно подбирать цвета в одежде.

Красный

Если вы надеваете одежду красного цвета, будьте готовы к повышенному вниманию: это цвет для уверенных в себе людей. Настоящей классикой является сочетание черного и красного. Выбирайте такие вещи, чтобы цвета были представлены крупными цветовыми блоками. Например, комбинируйте черно-белое платье с черными колготками и красным пальто.

Пастель

Смело сочетайте пастельные оттенки: в этом году наступает их время. Всемирно известный институт Pantone назвал два цвета 2016 года: розовый кварц и бледно-лавандовый. Наступающая весна будет нежной и сентиментальной!

Белый

Белый хорошо комбинируется со всеми другими цветами. Особенно выигрышно он смотрится с синим, красным и черным. Для создания повседневного образа обратите внимание на красивое сочетание белого с песочным или коричневым. Такие сдержанные цвета будут прекрасно смотреться и в деловом стиле.

Деним

Долгое время сочетание денима разных цветов было под запретом, сейчас же оно регулярно встречается на уличных фотографиях со всех недель моды. Не бойтесь сочетать джинсовые вещи. Главное правило: оттенки не должны совпадать. Например, носите светлую рубашку и темно-синие джинсы.

Морская тема

Первой матроску начала носить Коко Шанель в 30-е годы прошлого века. Темно-синяя полоска до сих пор считается одним из самых стильных принтов. Цветовая гамма морской темы включает синий, белый, черный и красный цвета. Для создания изысканного образа дизайнеры советуют добавлять золотые аксессуары.

Горчичный

Горчичный идеально сочетается с коричневым, шоколадным, древесным, бежевым, желтым. Также для создания классического образа его можно комбинировать с базовыми цветами: белым и черным.

черно-белая классика. интерьер | Журнал Ярмарки Мастеров

Черно-белое можно смело считать и ретро-стилем, так и суперактуальным решением современного интерьера.

Черный цвет всепоглощающ, мрачен и депрессивен, белый цвет мягок, воздушен и чист, но в сочетании они становятся изумительными компаньонами, позволяя играть интерьером и его размерами. Впустив в помещение больше белого, светлого цвета, визуально мы увеличиваем размеры комнаты. Черный цвет и темная гамма, соответсвенно, убавляют размеры помещению,делают его теплее и позволяют сделать акценты на поверхностях и деталях белой поверхности. Хотя, на такое цветовое решение надо отважиться))

Черно-белый интерьер позволяет впустить в помещение яркие цветовые пятна (красный, синий, фуксия) , служа для них отличным фоном, либо все промежеточные оттенки: от нежно-серого жемчужного, до стального, темно-серого.

Любимыми геометрическими формами здесь будет ажур, шахматная клетка, а также полоска и горошек, размах от классики до модерна! и не забываем про принцип «инь-янь»: на белом покрывале должна быть черная подушка, а на черной столешнице белая посуда.

А теперь полюбуемся фото. Я выбрала понравившиеся мне интерьеры с просторов инета:черно-белая классика. интерьер, фото № 1

черно-белая классика. интерьер, фото № 2

черно-белая классика. интерьер, фото № 3

черно-белая классика. интерьер, фото № 4

черно-белая классика. интерьер, фото № 5

черно-белая классика. интерьер, фото № 6

черно-белая классика. интерьер, фото № 7
черно-белая классика. интерьер, фото № 8

черно-белая классика. интерьер, фото № 9

черно-белая классика. интерьер, фото № 10

черно-белая классика. интерьер, фото № 11

черно-белая классика. интерьер, фото № 12

черно-белая классика. интерьер, фото № 13

черно-белая классика. интерьер, фото № 14

черно-белая классика. интерьер, фото № 15

черно-белая классика. интерьер, фото № 16

черно-белая классика. интерьер, фото № 17

черно-белая классика. интерьер, фото № 18

черно-белая классика. интерьер, фото № 19

Надеюсь, мой черно-белый обзор вам понравился))) тем более, что получился он нестрогим, классическим, а ярким, жизнерадостным, хулиганистым.

классическое сочетание снова в тренде – Мода – Домашний

blackТрадиционное понятие «белый верх-черный низ» уже давно вышло за рамки делового стиля. Такое сочетание всегда свежо и удачно. Вы можете надеть черные брюки прямого кроя и простую белую рубашку в стиле boyfriend. Можно добавить бабочку на шею, и образ в духе Марлен Дитрих готов! Так можно отправиться даже на вечернее мероприятие, и внимание окружающих вам будет гарантировано. Вещи мужского кроя отлично смотрятся на худых девушках, подчеркивают изящность и хрупкость.

Очень часто дизайнеры используют черно-белые принты. Классическим черно-белым принтом является так называемая «гусиная лапка». Жакет с подобным принтом поможет вам воссоздать образ эпохи Коко Шанель, и выглядеть вы будете в нем сногсшибательно. Кстати сказать, модный  дом Chanel до сих пор верен традициям, и в новых коллекциях часто прослеживается черно-белая игра цветов. Теперь это не только классические и деловые варианты одежды – Chanel экспериментирует, модели становятся все более вычурными и изощренными.

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [1]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [2]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [3]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [4]

Если вы хотите все же углубиться в ретро-тематику, то вам идеально подойдет черно-белое платье в горох. В предыдущих сезонах подобными нарядами нас радовал Moschino, и вот они снова в тренде! Вы можете приобрести черно-белое «гороховое» платье с пышной юбкой. Его уместно носить с туфлями лодочками или лаковыми черными босоножками. Если надеть белые капроновые носки под туфли, то образ будет полностью стилизован.

Черно-белая клетка – еще одно классическое сочетание. Вы можете приобрести юбку или брюки в клетку, а верх оставить нейтральным, например, надев черную рубашку. Вообще практически все сочетания черного и белого относятся к классике, однако черно-белый ансамбль может выглядеть и авангардно. Все зависит от фасона и количества употребления двух данных цветов. Допустим, платье в пол с принтом долматинца будет выглядеть очень даже эксцентрично. Еще одной ультрамодной расцветкой является зебра. Надев жакет и брюки с принтом гусиной лапки,  так же добавив аксессуары в тон, как это делает Леди Гага, вы не оставите и намека на классику.

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [5]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [6]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [7]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [8]

Очень часто дизайнеры и модники разбавляют черно-белый наряд красным акцентом. Это могут быть красные туфли или брошь в виде цветка, а, может быть, небольшой красный клатч. Отлично дополнит look и красная помада. Подобный акцент делает образ еще более ярким и вызывающим.

Знаменитости так же часто останавливают свой выбор на черно-белой тематике в одежде. Как уже говорилось выше, черно-белое любит Леди Гага. Она выбирает затейливое платье с принтом виде абстрактных виньеток. Николь Кидман появляется в довольно строгом черно-белом платье, напоминающим сюртук. Легкое платье в пол с намеком на этнический стиль демонстрирует Мила Йовович. Все эти варианты одинаково уместны и хороши.

Из русских знаменитостей к сочетанию черного и белого часто прибегает Эвелина Хромченко. Она выбирает моно цвета, без принтов, тем самым в ее образах получается интересная геометрия. Например, прямые черные брюки она сочетает с широким белым жакетом, будто с мужского плеча. Возьмите на заметку, что подобное сочетание визуально стройнит.

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [9]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [10]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [11]

Черно-белый: классическое сочетание снова в тренде [12]

Вы видите, каким вариативным и интересным может быть черно-белое сочетание. Когда не знаете что одеть, одевайтесь в черно-белое. Это вариант подходит практически к любому событию и дресс-коду. Яркий и эффектный выход в черно-белом вам гарантирован!

Чёрное платье — классика | Журнал Ярмарки Мастеров

Женское платье — это очарование и сексуальность, это нежность и игривость, это элегантность и романтичность. Женщина в платье способна покорить не одно мужское сердце. Главное правильно составить образ с платьем и разумеется, выбрать идеальное маленькое черное платье. Платье, которое подчеркнет все прелести вашей фигуры и станет продолжением вашего имиджа и стиля.

Стиль, который ввела легендарная Коко Шанель в далеком 1920 году,по весьма печальному поводу – в знак траура. Оригинал был подчеркнуто скромен: прямой силуэт, длинные до запястья рукава, маленький округлый вырез и подол, прикрывающий колени. Канонам моды того времени в нем противоречило буквально всё – но платье, как и все идеи Великой Мадмуазель, в одночасье стало самым модным и желанным нарядом парижских модниц….

Чёрное платье - классика, фото № 1

На сегодняшний день, маленькое черное платье — это классика. Оно прекрасно смотрится в качестве вечернего наряда и не менее изысканнее как часть офисного дресс кода, или женственная одежда на вечеринку, или просто прогулку с друзьями. Как говорила Коко, очень трудно выглядеть на все 100% безупречной и женственной, если в твоем гардеробе нет маленького черного платья.

В чем же секрет успеха и изюминка черного платья? Самое важное то, что оно подходит девушкам с любым типом фигуры, просто необходимо найти свой фасон. Черное платье будет уместно на любом мероприятии и в любой ситуации, его можно носить в любое время года. Это одежда, которая не подвластна веяниям моды и сезонности. Черный цвет — это классика, которая позволяет скрыть недостатки фигуры, подчеркнуть достоинства и передать все свою женственность и очарование. Наверное, именно благодаря такой своей универсальности, маленькое черное платье настолько популярно.

Каждая уважающая себя модница должна иметь в гардеробе маленькое черное платье. Так как, с черным платьицем отлично будет сочетаться почти вся одежда из вашего гардероба. Но при этом, маленькое черное платье остается предметом модных дискуссий и постоянных споров. Дабы облегчить вам задачу в создании стильно образа с этим безусловно модным нарядом, мы расскажем вам о самых стильных образах с маленьким черным платьем.

С чем носить маленькое черное платье?

Для начала давайте решим, куда вы будете надевать платье, так как от этого будут зависеть аксессуары, которыми вы дополните платье, ваша прическа и макияж.

Чёрное платье - классика, фото № 2

На работу

  • Черное платье отлично войдет в ваш стильный офисный дресс код, носите его с обувью на каблуке или платформе.
  • Обращайте внимание на длину платья. Не смотря на то, что это маленькое черное платье, оно не должно быть слишком коротким, чтобы не нарушать нормы вашего корпоративного стиля.
  • Из аксессуаров выбирайте стильные украшения из драгоценных металлов. Подойдет как набор из золота, так и серебра. Носите с платьем бусы, если у вас открытая зона декольте, подвески или цепочки. Если платье с короткими рукавами, не лишними будут браслеты и кольца.
  • Что касается верхней одежды под черное платье, подберите контрастный верх, ваш наряд не должен выглядеть как траурный прикид. Носите с платьем блейзеры, жакеты, пиджаки, кардиганы. Все это отлично дополнит современный образ бизнес леди.
  • Макияж и прическа не должны как-то выделяться если вы надеваете черное платье. Единственное, что можно себе позволить — это красивая укладка на распущенные волосы. Такое сочетание выглядит очень женственно. В макияже сделайте акцент на губы, накрасьте их красной помадой, это будет отличное дополнение к черному платью.

На отдых или вечеринку

  • Для начала определитесь с материалом платья. Так, для вечернего варианта подойдет платье из атласа или шелка, а вот в качестве одежды на прогулку, лучше выбрать трикотажное или легкое шифоновое черное платье.
  • В отличии от рабочего варианта с маленьким черным платьем, здесь вам не придется ограничивать свою фантазию в выборе того, с чем носить платье.
  • Если у вас очень короткое платье, то дополните его стильными леггинсами, при этом леггинсы не должны быть в тон платью. Желательно выбрать леггинсы или колготки с узором, бежевого цвета или вообще контрастный вариант. Только не забудьте подобрать какой-нибудь аксессуар или элемент одежды, в тон цветным колготкам или леггинсам.
  • Кстати, некоторые короткие модели черных платьев можно носить с узкими джинсами, смотреться такой наряд будет великолепно.
  • Из верхней одежды отдавайте предпочтение коротким курткам или приталенным пальто. Но не менее красивей, платье будет смотреться с паркой или курткой косухой.
  • Обувь под стиль с маленьким черным платье не должна быть вычурной. Можно носить как мокасины яркого цвета так и шикарные туфли или сапожки на высоком каблуке. Кроме того, образ всегда можно дополнить платком на шею или шляпкой на голову.

А вот какие правила, относительно стиля с маленьким черным платье предложила Коко Шанель в 1920 году:

  • Платье должно быть чисто черным, откажитесь от моделей с различными украшениями, вставками или нашивками, иначе это уже не маленькое черное платье.
  • Маленькое черное платье должно хорошо подчеркивать плавные линии женской фигуры. Никаких мешковатых вариантов платья.
  • Длина платья должна быть такой, чтобы ваши коленки оставались прикрытыми.
  • Из обуви под платье допускались только модели закрытых туфель. Чулки или колготки должны быть телесного цвета, то есть никаких узоров, сетки или рисунков.
  • Украшения должны быть маленькими и очень, ну очень женственными. То есть массивные браслеты, серьги-кольца или объемные подвески просто не уместны.
  • И обязательный аксессуар, который завершает образ с маленьким черным платьем — маленькая сумочка или клатч.

Вот так просто из чопорного наряда, в стиле с которым существовала масса ограничений, маленькое черное платье превратилось в классику женской моды. Не один модный показ не обходится без этого классического женского наряда. По всему миру миллиарды женщин, которые благодарны Коко Шанель за ее черное платье. Надеемся и вы сумеете по достоинству оценить маленькое черное платье, так как теперь, вы знаете как составить изысканный образ с этим нарядом.

Чёрное платье - классика, фото № 3

10 классиков черной литературы — Альтернативный взгляд Salik.biz

Их книги — врата в царство тьмы, их воображение — средоточие людских кошмаров. Рассказываем о десяти классических авторах, заполнявших страницы своей прозы черными тварями, кошмарными предчувствиями, зловещими озарениями и гнуснейшими из пороков, что свойственны человеческому сердцу.

«Только их не было и нет, / Лишь промелькнули тени по книгам, / Гофман был пьян, когда писал этот бред / Утром тени вернутся обратно в могилу», — пели двадцать лет назад метафизические панки из группы «Кооператив ништяк» на альбоме «25 Джонов Леннонов». «Их» — это героев черной фантастики, «литературы беспокойного присутствия», существ с изнанки мироздания, что дают о себе знать стуками из-за глухой стены, шорохами, скрипами, видениями в состоянии сонного паралича и дуновением нездешнего сквозняка, от которого на одно биение замирает сердце. Некоторые литераторы, говорят, были особенно чувствительны к этим знакам и успевали узнать у теней секреты их бесплотного бытия до того, как ветер не повлечет их обратно на кладбище.

— Salik.biz

Анна Радклиф (1764–1823)


Англичанка Анна Радклиф, выйдя замуж за журналиста и не имея детей, начала заниматься литературой просто для того, чтобы скоротать время, и вскоре стала самым высокооплачиваемым профессиональным писателем конца XVIII века.

Романы Радклиф полны коварных интриг, безжалостных злодейств, поруганной любви, потерянных родных и головокружительных сюжетных кульбитов. При этом, как ни удивительно, в книгах одной из родоначальниц готического жанра, который у большинства читателей ассоциируется с описанием сверхъестественных ужасов, не происходило ровным счетом ничего волшебного.

Радклиф любила использовать мистический антураж, отправляя героев на кладбище, в развалины замка посреди леса или заставляя провести ночь в анфиладе комнат, якобы населенной призраками, но все чудеса в ее книгах получают рациональное объяснение.

Рекламное видео:

В романе «Итальянец, или Исповедальня кающихся, облаченных в черное», ставшем классикой готической прозы, встречается множество примет, характерных для творчества романтиков: запретная любовь, загадочный монах, предательство, яд и убийства. А вот чего мы там не увидим, так это магии и дьявола.

Во многом «Итальянец» стала реакцией на «Монаха», написанного годом ранее девятнадцатилетним англичанином Мэтью Луисом и поразившего воображение общественности (среди которой был сам маркиз де Сад) описаниями черной магии, изнасилований и сатанизма.

Для своего времени взгляды Радклиф были очень прогрессивны: она была рационалисткой и хотела, чтобы созданные ею героини становились не игрушкой в руках демонических сил, а такими же свободными и сильными, как мужские персонажи.

Мало кто из ее коллег-мужчин мог бы ее в этом поддержать. Направление, в котором начала развиваться готическая проза, разочаровало ее, и, как полагают, именно поэтому Радклиф не опубликовала после выхода «Итальянца» ни одной книги.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822)

Совсем другим путем последовал в литературе родившийся десятилетием позже Радклиф немецкий сказочник Эрнст Гофман. Сверхъестественное в его прозе находится от человека на расстоянии вытянутой руки: достаточно заглянуть под куст бузины, чтобы встретить прелестную змейку и влюбиться в нее («Золотой горшок»), франкфуртские обыватели имеют мистических двойников, которые похищают друг друга и сражаются за сердце прекрасной принцессы («Повелитель блох»), а странный старик оказывается самим духом музыки, обреченным скитаться среди непосвященных («Кавалер Глюк»).

Всем романтикам свойственно было противопоставлять обыденную реальность и мир искусства, но в случае Гофмана это противоречие получалось особенно трагичным. Он обожал музыку настолько, что в честь Моцарта сменил одно из своих имен на Амадей, но вместо должности капельмейстера, о которой мечтал всю жизнь, вынужден был зарабатывать на государственной службе. Работая днем судебным чиновником, Гофман по ночам намеренно расшатывал себе нервы бессонницей и вином. Ужасы, которые после этого выходили у него из-под пера, иногда пугали даже его самого.

В родной стране он так и не получил при жизни признания критиков, предпочитавших ему более серьезных романтиков. Проза Гофмана всегда иронична, даже когда он всерьез старается напугать читателя, а мир стихий и духов, с которым сталкиваются его герои, уютен как стеклянный шар с падающим внутри снегом.

Из написанного Гофманом ближе всего к готической литературе ужасов роман «Эликсиры сатаны», хотя характерные для нее приемы гиперболизированы настолько, что книга порой превращается почти в пародию.

Главный герой романа, юноша Медард, был оставлен матерью в монастыре, родного отца он никогда не знал.

В обители, ставшей ему домом, хранится странная реликвия: бутылка вина, которую, согласно легенде, некогда обронил сам Сатана, но вовремя подобрал и спрятал святой Антоний, чтобы никому из смертных не довелось отведать дьявольского вина.

Несмотря на предостережения своего брата во Христе, Медард откупоривает бутылку и не только угощает вином приехавшего в монастырь графа, который не верит в монашеские басни, но и сам выпивает бокал сатанинского зелья.

После этого Медард впадает в дьявольскую экзальтацию. Стены монастыря становятся для него слишком тесны, и он уже подумывает бежать из них, но настоятель сам соглашается отпустить его в Рим. На пути в Вечный город ему уже скоро предстоит совершить первое прелюбодеяние и первое убийство, а в дальнейшем Медарду раскроются тайны его происхождения и его рода.


В кульминационной сцене романа, когда Медард исповедуется римскому приору во всех совершенных им злодеяниях, тот накладывает на него епитимью и произносит монолог о грехе, раскаянии и чудесах:

«Говорят, чудесное на земле исчезло, но я этому не верю. Чудеса по-прежнему остаются, но даже и те чудеснейшие явления, какими мы повседневно окружены, люди отказываются так называть потому, что они повторяются в известный срок. <…> Мы упорно отказываемся верить своим внутренним очам и отрицаем явление лишь потому, что оно чересчур прозрачно и мы не можем его узреть нашими земными очами».

По всей вероятности, таковы были взгляды на устройство мироздания и у самого Гофмана.

Эдгар Аллан По (1809–1849)

Жизнь Эдгара Аллана По была не только короткой, но и не особенно счастливой. Отец покинул семью, когда ему был год, а вскоре от чахотки умерла и его мать. Отношения с отчимом у него не сложились. Его первая возлюбленная, Джейн Стенард (взрослая замужняя женщина, мать приятеля по колледжу), заболела менингитом, лишилась рассудка и умерла. Его двоюродная сестра Вирджиния, на которой он, несмотря на противодействие родственников, женился, когда ей шел тринадцатый год, двенадцать лет спустя скончалась от туберкулеза.

По здорово, запоями, пил, причем, кажется, не испытывал от алкоголя никакой радости, а просто сходил с ума и вел себя безобразно. Умер он глупее не придумаешь: его нашли в разорванной грязной одежде явно с чужого плеча и в тяжелом полуобморочном состоянии рядом с таверной, где (что было совершенно неудивительно для тех лет) располагался избирательный участок, и несколько дней спустя он скончался. Поговаривают, что По стал жертвой избирательной карусели, на которой опустившимся горожанам платили алкоголем за то, что они по несколько раз опускали в урну свой бюллетень, но достоверно загадка его смерти не раскрыта до сих пор.

Именно неспособности противостоять черной тяге к спиртному посвящен один из лучших его рассказов, «Черный кот». Рассказчик с детства отличался покладистым характером, а больше всего на свете он любил разных животных. Эту же любовь разделяла его жена, и дома у них жило много зверушек, из которых рассказчик особенно выделял черного, без единого белого пятнышка, кота Плутона.

Под воздействием «дьявольского соблазна» характер его начал изменяться, и, вернувшись однажды ночью домой в подпитии, он вырезал оцарапавшему его коту глаз.

Совершая всё более жестокие поступки, герой не хочет нести за них ответственность, перекладывая всю вину на алкоголь, и в конце концов несет страшное мистическое наказание.

Похож на него по структуре и другой знаменитый рассказ По «Сердце-обличитель», где рассказчик, страдающий от аномальной обостренности восприятия, решает убить старика, с которым он делит жилье, потому что не может выносить вида его глаза: «голубоватого, подернутого пленкой». Он не испытывает к старику никаких злых чувств и не желает завладеть его богатствами. Всё, что невыносимо ему в старике, — это только взгляд его больного глаза, от которого кровь стынет в жилах. Убив своего соседа и расчленив его тело, он прячет куски трупа под полом. Полицейские уезжают, ничего не заподозрив, но протагонист продолжает всё сильнее сходить с ума, потому что не может избавиться от бьющегося в ушах стука стариковского сердца, который, кажется ему, продолжает звучать из-под половиц.

Короткие, написанные без единой лишней детали, рассказы Эдгара Аллана По, наилучшими иллюстрациями к которым видятся гравюры Обри Бердслея, еще долго после его смерти будут будоражить умы поклонников черной прозы и послужат источником вдохновения для создателей литературы декаданса.

Амброз Бирс (1842 — предположительно 1914)

Биография американского писателя и журналиста Амброза Бирса обрывается столь эффектно, как если бы он продумывал собственное исчезновение в качестве финала к одному из своих рассказов. Семидесятилетним стариком, потерявшим жену и обоих сыновей, он отправился в раздираемую гражданской войной Мексику и присоединился в качестве репортера к армии Панчо Вильи. «Что касается меня, то я отправляюсь отсюда завтра в неизвестном направлении» — такими словами завершил он последнее письмо к другу, после чего бесследно исчез. Обстоятельства смерти Бирса до сих пор остаются неразгаданной тайной и популярным среди фантастов сюжетом.

Полвека назад он сражался в американской Гражданской войне на стороне северян, был тяжело ранен в голову, демобилизован в чине майора, остановился на профессии журналиста, переменив множество занятий, и заработал своей фирменной желчностью прозвище Bitter Bierce.

Бирс много писал и классических страшных историй, где люди сталкиваются с призраками, ожившей статуэткой змеи и даже бесплотным чудовищем, но сердцевиной его творчества, обеспечившей ему литературное бессмертие, стали рассказы о войне.

Абсурдность и жестокость происходящего на войне сближает их с историями о встречах человека со сверхъестественным, которые тоже не заканчиваются ничем хорошим.

В одном из лучших произведений Бирса — коротком и запредельно жутком рассказе «Чикамога» — мальчик лет шести, сын богатого плантатора, охваченный пробудившимся в нем отважным духом предков, «многих поколений первооткрывателей и покорителей», отправляется на прогулку в лес. На поляне он встречает множество уродливых и неуклюжих существ, ползущих через лес по-пластунски и на четвереньках.

Это солдаты армии южан, искалеченные в последней битве, но ребенок не понимает происходящего, и встреча со взрослыми людьми, ползающими по какой-то причине как младенцы, остается для него только веселым происшествием, как когда дома, на плантации, негры становились на четвереньки, чтобы его позабавить. Мальчик даже пытается оседлать одного из солдат, но тот его яростно сбрасывает, показав лицо, на котором недостает нижней челюсти:

«От верхних зубов до горла зияла огромная красная рана, окаймленная по краям клочьями мяса и раздробленными костями».

Для того, что встретится ему дальше во время этой прогулки, слов в человеческом языке уже не существует, и в ответ ребенок сможет издать только «бессвязные, непередаваемые звуки, нечто среднее между лопотаньем обезьяны и кулдыканьем индюка, — жуткие, нечеловеческие, дикие звуки, язык самого дьявола».

Генри Джеймс (1843–1916)

Писатель Генри Джеймс, брат знаменитого психолога Уильяма Джеймса, до тридцати лет жил в Соединенных Штатах, а на четвертом десятке переехал в Европу и незадолго до смерти принял британское гражданство. Жизнь на стыке двух культур позволила ему сделать отношения Нового и Старого света лейтмотивом чрезвычайного плодовитого (двадцать романов и свыше сотни рассказов) творчества. Среди других характерных черт его прозы критики выделяли глубокий психологизм и предвосхищение модернистской эстетики: в частности, ему удалось вплотную приблизиться к технике «потока сознания».

Повесть «Поворот винта» стала самым известным его произведением, была экранизирована более десяти раз и послужила литературной основой для одноименной оперы Бенджамина Бриттена. Эта книга начинается в духе классической готической новеллы о привидениях: компания, собравшаяся в ночь перед Рождеством у камина, разговоры о призраках и герой, предлагающий прочесть рукопись о таинственных и жутких событиях, которую ему якобы отправила двадцать лет назад по почте реально существовавшая женщина.

Главная героиня рукописи, девочка Флора, оставшись сиротой, живет на попечении своего дяди в загородной усадьбе. Ее брат Майлс недавно был отчислен из школы за совершение поступка столь отвратительного, что администрация не решается сообщить о нем в письме.

Вскоре девушка с расстроенным воображением и нервами начинает видеть страшные видения: мужчину и женщину.

Из разговоров с экономкой девушка делает вывод, что призрачной парой могли оказаться жившие раньше в усадьбе и здесь же умершие слуга и горничная, отличавшиеся изрядным распутством и, возможно, причастные к растлению ее брата.

Но существовали ли эти призраки на самом деле или они были только плодом воображения бедной Флоры? Автор не дает ответа на этот вопрос, оставляя его на усмотрение читателя.

Сохранив все внешние атрибуты готической истории, Джеймс превратил ее в изящную вариацию на тему особенностей человеческого восприятия и перекинул от нее мостик к современному психологическому хоррору. В конце концов, порождения нашего собственного сознания могут оказаться куда страшнее проделок любого злого духа.


Граф де Лотреамон (1846–1870)

Двадцатидвухлетний французский поэт Изидор Дюкасс взял псевдоним граф де Лотреамон в честь персонажа готического романа Эжена Сю, надменного и горделивого богохульника. Именно эти качества он доведет до предела в образе своего Мальдорора: самого яркого романтического героя и самого радикального богоборца из всех протагонистов, когда-либо созданных мировой литературой.

Живя на деньги отца в парижских меблирашках, Дюкасс делил время между чтением в библиотеках философов и романтиков и написанием «Песен Мальдорора»: сотен бесконечно поэтичных страниц, полных чернейшей меланхолии, ненависти и желчного юмора. В возрасте двадцати четырех лет он скончался от неизвестной болезни, так и не увидев своего творения изданным. Из шести песен при его жизни была напечатана только первая. Взглянув на остальные, издатель испугался судебных обвинений в распространении богохульств и непристойностей.

Мальдорор — главный и сильнейший враг Демиурга — родился на свет глухим, но однажды обратил взор к небесам и узрел Творца, который, сидя на позолоченном троне из человеческого кала, пожирает своих детей. При виде этого зрелища он издал крик столь ужасный, что обрел после этого слух.

Превратившись в гигантского спрута, каждое из восьми ужасающих щупалец которого с легкостью могло бы охватить планету, Мальдорор вступает в бой с Творцом. Ему не удастся одолеть Творца в схватке, и, израненный, он скроется в своей пещере, но и Демиург не осмеливается туда войти:

«Теперь мы живем наподобие двух монархов, знающих силу друг друга, не могущих друг друга победить».

Мальдорор извлекает из своего неисчерпаемого рудника огромные, величиною с гору, глыбы вшей, затем разрубает их топором на куски и темной ночью разбрасывает по городским улицам.

Мальдорор не убивает животных («ибо других живых существ: ни лошадь, ни собаку, не трогал, слышите? Не трогал никогда!»), но его ненависть к человеку как существу, сотворенному по образу и подобию Божьему, не знает себе равных. Всё, что ждет наивных юношей, доверившихся величайшему богоборцу, — быть зашитыми в мешок и забитыми до смерти как бешеная собака. Закономерный итог для тех, кто оказался достаточно глуп, чтобы поверить, что в таком мире, как наш, могут существовать справедливость и дружба.

Opus magnum Лотреамона годами пылился в ящике стола у издателя, пока не был извлечен на свет созданного Демиургом омерзительного мира, чтобы вдохновлять французских символистов, сюрреалистов, гностиков, декадентов и других печальных бунтарей против Бога и господина.

Если вы не прочли «Песен Мальдорора» в шестнадцать лет, у вас не было юности.

Артур Мэкен (1863–1947)

Среди поклонников английского прозаика Артура Мэкена, чья фамилия в русских переводах зачастую неправильно транскрибировалась как Мэйчен, были столь разные люди, как Алистер Кроули, подчеркивавший их магическую достоверность, Артур Конан Дойл, Оскар Уайльд и Хорхе Луис Борхес, называвший его предтечей магического реализма.

В начале Первой мировой войны зарабатывавший себе на жизнь журналистикой Мэкен стал создателем грандиозной газетной мистификации. Он опубликовал короткий очерк «Лучники», согласно которому во время битвы при Монсе в августе 1914 года немцы узрели в тумане солдат Генриха V, стрелявших в их сторону, и это зрелище повергло их в ужас и заставило отступить. Несмотря на то что история была полностью придумана Мэкеном, множество воевавших на фронте солдат начали писать ему о том, что тоже видели в тумане «ангелов Монса».

Не были ли и другие его истории о магии и зловещих чудесах лишь средством развлечь читателя, который только по недомыслию может поверить в реальность потусторонних сил? Участие Мэкена в герметическом Ордене Золотой Зари заставляет предположить, что к своему творчеству он относился гораздо серьезнее.

В самом известном произведении Мэкена — повести «Великий бог Пан» — доктор-экспериментатор проводит операцию на мозге деревенской девушки Мэри, удаляя из него часть, предохраняющую нас от восприятия сверхъестественной реальности. Одного взгляда на этот сокрытый от глаз обычного человека мир ей оказывается достаточно, чтобы бесповоротно лишиться рассудка.

«Какая жалость, она безнадежный идиот. И здесь уже ничем не поможешь, но всё же — именно она видела Великого бога Пана», — меланхолично комментирует доктор Раймонд результаты эксперимента.

Раймонд не мог, однако, предположить, что у душевнобольной Мэри родится дочь, Элен, которой с самого детства будут сопутствовать загадочные и страшные события. Живший по соседству маленький мальчик встречает Элен со «странным голым человеком» в лесу, после чего вскоре заболевает неизлечимым слабоумием.

Вырастая во взрослую женщину, Элен продолжает разрушать жизни всех, с кем она соприкасается, вызывая в лондонском свете эпидемию страшных и бессмысленных самоубийств.

Ее отцом был сам языческий бог Пан, и через нее он продолжает являться людям.

Когда и сама Элен умрет, ее тело распадется, претерпевая кошмарные метаморфозы.

«Перед моими глазами была повторена вся работа по сотворению человека. Я видел великое многообразие форм: форму единого пола и колебание между мужским и женским, андрогина, разделяющегося на два пола и воссоздающего себя вновь. <…> Великая вереница рождений прошла передо мной, и я понял, что вижу не организмы, а саму силу жизни, ее тинктуру, лежащую в основе всех форм», — запишет доктор, глядя на ее предсмертные конвульсии.

Чудовищным перевоплощением закончится и история героя рассказа Мэкена «Белый порошок», получившего в результате ошибки аптекаря вместо лекарства от переутомления эссенцию, из которой в древности приготовляли вино шабаша, Vinum Sabbati. Пробуждение в переусердствовавшем студенте примордиальных сил столь же далеко от эротических картин шабаша как свободного праздника плоти, как вторгшийся в Викторианскую Англию Пан от шкодливого фавна, играющего на свирели. С каждым глотком этого эликсира несчастный удаляется всё дальше от человеческого образа мыслей и человеческого облика по направлению к черным, бесформенным тварям, сотканным из первоматерии.

Будучи валлийцем и по крови, и по духу, Мэкен замечательно чувствовал кельтскую мистику своего родного края, но не испытывал на ее счет никаких иллюзий. Царство дохристианских сил природы в его прозе ужасно, безжалостно и античеловечно. В конце концов, именно с легкой руки Мэкена фейри начали изображаться в массовой культуре не как изящные викторианские создания, а как живущий по соседству с людьми коварный и злой маленький народец.

Густав Майринк (1868–1932)

В 1902 году тридцатичетырехлетний пражский банкир Густав Майринк был арестован по обвинению в использовании колдовства в коммерческой деятельности. Два с половиной месяца спустя его отпустили, доказать обвинение не удалось. Однако деловая репутация Майринка уже была подорвана безвозвратно, и, чтобы прокормить семью, он вынужден был заняться переводами и сочинительством.

Тринадцать лет спустя из-под его пера выйдет знаменитый роман «Голем», одно из самых значительных произведений литературы экспрессионизма, полное еврейской мистики, сновидений и любовно описанных лабиринтов пражских улиц.

Всё действие «Голема» происходит на границе между сном и явью. «Я не сплю и не бодрствую, и в полусне в моем сознании смешивается пережитое с прочитанным и слышанным, словно стекаются струи разной окраски и ясности», — говорит рассказчик в самом начале романа.

После того как он перепутал свою шляпу с чужой, на подкладке которой было написано имя ее владельца — Атанасиус (Athanasios — греч. «бессмертный») Пернат, рассказчику начинают сниться необычные сны. В них он становится тем самым Пернатом: камнерезом из еврейского квартала Праги. Пытаясь разыскать владельца шляпы, рассказчик понимает, что события, увиденные им во снах, действительно произошли много лет назад.

Нетрудно заметить, что основная идея романа отсылает не столько к иудейскому мировоззрению, сколько к восточным религиям: собственно, именно с чтения рассказчиком жизнеописания Будды Гаутамы и начинается текст.

«Нет ничего другого, кроме только бессмертия. Жизнь и бессмертие одно и то же. Того, что обычный человек понимает под смертью, не существует», — писал Майринк, который и сам в конце жизни принял буддизм.

Связаны идущей через столетия нитью и герои последнего романа Майринка «Ангел западного окна» — легендарный алхимик Джон Ди и его потомок, несколько веков спустя читающий оставленную легендарным предком рукопись. Из-за чрезвычайно сложного символизма романа, богатого алхимическими и тантрическими аллегориями, роман не получил успеха при жизни автора, но был по той же причине по достоинству оценен эзотериками второй половины ХХ века.

Алджернон Блэквуд (1869–1951)

Англичанин Алджернон Блэквуд в молодости увлекался теософией и оккультизмом, состоял в Ордене Золотой Зари, путешествовал по Кавказу и Египту, странствовал целое лето по канадским лесам и работал репортером в Нью-Йорке, где чуть не расстался с жизнью. Старость он встретит респектабельным кавалером Ордена Британской империи и ведущим программы с рассказами о привидениях на ВВС.

Среди сотен его произведений есть эзотерический роман «Кентавр», множество историй о призраках и собрание детективных повестей о сыщике-экстрасенсе, распутывающем сверхъестественные истории, под названием «Несколько случаев из оккультной практики доктора Джона Сайленса».

В рассказе Блэквуда «Ивы» два приятеля, отправившись в путешествие на лодке по Дунаю, оказываются в месте, где вышедшая из берегов река образует топь со множеством островков, поросших ивовыми деревьями.

На одном из таких островов путешественники решают заночевать, и этот выбор погружает их в пространство, где место рациональных законов реальности занимают темные языческие силы.

Выхода с острова нет, лодка оказывается продырявленной, а все попытки одного из компаньонов найти происходящему логичное объяснение натыкаются на угрюмые смешки приятеля.

Завеса между мирами протерлась, и теперь через нее проглядывают страшные существа, для которых судьба человеческих империй и земных континентов — не более чем прах.

«Ты думаешь, это духи стихий, а я думал — это боги. Но сейчас скажу — оба мы не правы. И богов, и духов можно понять, они общаются с людьми, связаны с ними в жертве и молитве. А эти существа совершенно чужды людям, и мир их граничит здесь с нашим по чистой случайности», — шепчет один из путешественников своему другу.

Это ощущение неизмеримой тонкости пленки, отделяющей мир людей от сверхъестественной реальности, сделало Блэквуда популярным автором среди писателей ужасов: Говард Лавкрафт называл «Ивы» произведением «без единой фальшивой ноты», а оммаж этому рассказу нетрудно обнаружить в «Книгах Крови» Клайва Баркера.

Говард Филиппс Лавкрафт (1890–1937)

Слабым и болезненным мальчиком, пережившим недавно смерть бабушки, шестилетний Говард Филиппс начал видеть ночные кошмары. В этих снах твари с перепончатыми крыльями брали его на руки и возносили на воздух. Кто бы мог предположить, что когда этот мальчик вырастет, тварями из мира мрачнейших видений, что посещают человека в лихорадочном липком бреду, он населит тысячи страниц своей прозы.

Пересказывать историю жизни Лавкрафта нет смысла. Всем, кто хоть немного интересовался творчеством Говарда Филиппса, ее обстоятельства (нищета, публикации в грошовых журнальчиках, немыслимый объем переписки, составившей около 100 000 посланий к друзьям и коллегам) и так известны, а остальных мы можем отослать к биографии, написанной Лайоном Спрэгом де Кампом. Не станем мы и ударяться в психоаналитические интерпретации его произведений, хотя об эротических коннотациях асексуальной на первый взгляд прозы Лавкрафта (слизь, щупальца, ощерившиеся зубастые пасти) писал еще Стивен Кинг.

Нет никаких сомнений, что Лавкрафт не был одаренным стилистом, а вот малоприятным ксенофобом — был, да еще каким. Его сектанты, намеревающиеся пробудить хтоническое зло — отражение ужаса белого американца перед заполоняющими страну ордами мигрантов с чуждыми верованиями и культурой, а в рассказе о Великой Расе Йит (чрезвычайно высокоразвитых конусах, подчинивших себе пространство и время) нет-нет да мелькнут утверждения вроде тех, что общественно-политический строй на планете мудрых конусов называется социал-фашизмом, а слабых представителей этой расы уничтожают немедленно после обнаружения дефекта.

В оправдание автора скажем, что Лавкрафт ненавидел не только мигрантов, но и вообще всех людей, а также самого себя и собственное творчество.

Дремлющее под толщей воды божество, которое вторгается в кошмарные сны особенно чутких людей и доводит до исступления верящих в его скорое пробуждение сектантов, после чего они беснуются в диких оргиях и приносят человеческие жертвы омерзительному идолу. Рыбацкий городок, жители которого на протяжении поколений спаривались с живущими под водой человеколягушками, пока сами не начали вырождаться в серокожих и злобных амфибий. Циклопические руины городов древних рас, живших за миллионы лет до появления человечества и во столько же раз превосходивших его могуществом. Чёрный Козел Лесов с Тысячью Младых. Грибы с Юггота.

Все эти образы вам должны быть знакомы, даже если вы не прочли ни единой страницы из рассказов Лавкрафта, ведь даже восемьдесят лет спустя после смерти писателя на плодах его фантазии продолжают паразитировать бесчисленные писатели, игроделы и режиссеры. Из прозаиков ХХ века только Толкин мог бы посоперничать с ним в плане того, как игрой воображения можно создать для человечества новый миф. Не меньше фантастов подпали под обаяние его прозы и представители модной философской школы спекулятивного реализма, очарованные ужасностью, бесчеловечностью и непознаваемостью лавкрафтианского мира.

Осмелимся предположить, что этим ореолом посмертной славы Лавкрафт обязан тому, что именно он сумел ближе всех подобраться к разгадке кошмарной тайны устройства мироздания, центром которого в неимоверной гордыне мы себя возомнили.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о