Феминистки русские – Как в Петербурге появились суфражистки, почему феминизм XIX века был элитарным и кто боролся за равноправие в СССР. Рассказывает историк феминизма

Феминистки русские – Как в Петербурге появились суфражистки, почему феминизм XIX века был элитарным и кто боролся за равноправие в СССР. Рассказывает историк феминизма

Содержание

Феминизм в России — Википедия

Феминизм в России начал складываться как общественное движение в середине XIX века[источник не указан 489 дней]. Исторически первыми задачами дореволюционного женского движения было обеспечить женщинам доступ к оплачиваемому труду и образованию[1][2]. Позже на первый план вышла цель добиться избирательного права для женщин — эта цель была достигнута летом 1917 года, когда под давлением женского движения Временное правительство предоставило российским женщинам всю полноту избирательных прав[⇨].

После Октябрьской революции большевики вначале сотрудничали с женским движением и осуществили те реформы, которые феминистки до этого готовили и продвигали десятилетиями. При этом советская власть не одобряла существование независимого женского движения, считая его буржуазным[⇨]. Она реализовывала собственный проект эмансипации, направленный на политическую и экономическую мобилизацию женщин в интересах государства[⇨]. Многие проблемы женщин при этом не могли быть решены, и именно эти проблемы оказались на повестке нового феминистского движения, возникшего в конце 1970-х годов в диссидентских кругах

[⇨].

Понятия «феминизм» и «женское движение»[править | править код]

В истории и социологии существуют различные подходы к определению понятий «феминистское» и «женское движение» и взаимоотношений между ними[3]. В исследованиях, посвящённых России, в основном, используется подход, при котором феминистские движения рассматриваются как одна из разновидностей или сегментов женских движений[4][5][6]. Под женскими движениями в таком подходе понимаются движения, которые мобилизуют женщин в качестве женщин — то есть обращаются к женщинам как к своей аудитории и потенциальным сторонницам[7][8]. Политические или социальные цели женских движений могут быть различными и необязательно связаны с женской эмансипацией или борьбой за гендерное равенство (как, например, в случае женских демократических, антивоенных или антирасистских движений

[7]). Под феминистскими движениями исследователи понимают движения, которые ставят своей целью преодоление подчинения женщин мужчинам[7]. Феминистские движения опираются на феминистскую теорию, идеологию и практики[7]. Некоторые из этих движений сами называют себя феминистскими, другие движения или их отдельные участницы в силу различных причин избегают использовать это слово[8][9]. Однако основным критерием для отнесения того или иного движения к феминистским в научной литературе считается в первую очередь его ориентированность на преодоление гендерной иерархии и изменение социального положения женщин[8].

Как отмечают исследователи, провести чёткую границу между феминистскими и прочими женскими движениями часто оказывается сложно[5][7]. В случае дореволюционного женского движения в России некоторые авторы определяют женское движение как феминистское с самого момента его зарождения в середине XIX века

[10], другие же считают, что о складывании собственно феминистской идеологии можно говорить только с конца 1880-х — начала 1890-х годов[4].

Женское движение в России начало складываться в середине 1850-х годов в контексте социально-экономического и политического кризиса и сопутствовавшего ему общедемократического подъёма[1]. В первые десятилетия своего развития российское женское движение занималось благотворительной и культурно-просветительской, а также социальной работой.

Под давлением женского движения правительство пошло на некоторые уступки ему: в частности, начав выделять средства на финансирование женского образования[1] (См. также «Высшие женские курсы».) Общество также реагировало на деятельность женского движения, широко обсуждая «женский вопрос». Женскому движению удалось существенно повлиять на общественное мнение и добиться изменения системы ценностей, норм и ожиданий в отношении женщин, особенно в сфере женского труда, женского образования, семейно-брачного поведения женщин. Интеллигенция приняла идеи женского равноправия

[1].

На рубеже 1880-х — 1890-х годов женское движение начало формировать новую, феминистскую идеологию и выдвинуло как свою новую основную цель достижение избирательного права для женщин[1]. Этой цели движению удалось в полной мере достигнуть летом 1917 года, когда женское движение добилось от Временного правительства бесцензового избирательного права в органы власти всех уровней: от органов местного самоуправления до самого Учредительного собрания[1]. Таким образом, женское движение в России оказалось крайне успешным: благодаря ему Россия стала одной из первых стран мира, предоставивших женщинам всю полноту избирательных прав

[1].

Хотя в советской исторической литературе по «женскому вопросу» было принято утверждать, что советская власть даровала женщинам избирательные и прочие политические права, в действительности к этому достижению не имела отношения ни советская власть, ни партия большевиков. И избирательные, и социально-экономические права (отмена паспортных ограничений и расширение имущественных прав для женщин, гарантия личной независимости и пр.) предоставило женщинам Временное правительство, и сделано это было под давлением женских организаций, которые на протяжении десятилетий разрабатывали для этого законодательную базу и выдвигали требования властям[1]. Таким образом, в момент прихода к власти большевики уже имели очень прогрессивную по меркам того времени законодательную базу. Их дальнейшие нововведения в области семейных и репродуктивных прав (упрощение процедуры развода, права «незаконнорождённых» детей, право на аборт) были просто удовлетворением тех требований, которые задолго до этого выдвигали феминистки, а принятые законы опирались на разработанную феминистками теоретическую основу

[1].

Как отмечают исследователи, важную роль в принятии советской властью прогрессивного законодательства в области прав женщин сыграло то, что за предшествующие десятилетия женскому движению удалось заручиться союзниками среди части радикальной интеллигенции, пришедшей к власти. Идеи женского равноправия разделяли и поддерживали, в частности, Яков Свердлов, Лев Троцкий и Валериан Куйбышев[1].

Если на первом этапе интересы женского движения и советской власти совпадали, то в дальнейшем они разошлись: в советской идеологии на первый план вышло восприятие женщин не как самостоятельных субъектов, а как объектов государственного воздействия, воспитания и заботы, а женская активность была возможна только в рамках и направлениях, заданных государством. Все самостоятельные женские организации были признаны «буржуазными» и фактически прекратили своё существование уже к 1918 году

[1]. Советская власть рассматривала феминистскую идеологию как противоречащую целям классовой борьбы и приписывала себе «дарование женщинам всей полноты гражданских прав» — именно поэтому, как отмечают исследователи, имена российских феминисток[уточнить], их идеи и сведения об их деятельности были исключены из советской историографии[1].

Феминизм и женская эмансипация в СССР[править | править код]

Советский проект решения «женского вопроса» на ранних этапах подразумевал политическую и экономическую мобилизацию женщин в интересах государства[11]. Теоретическим основанием этой политики был марксистский феминизм; важнейшую роль в разработке этой идеологии и её применении на практике сыграла Александра Коллонтай. Важными инструментами политики женской эмансипации стали женотделы и делегатское движение, призванные обеспечить трудовое раскрепощение женщин и вовлечение их в производство и коммунистическое строительство

[11]. Проводимая политика подразумевала обеспечение экономической независимости женщины от мужчины — главы патриархальной семьи, повышение грамотности, ослабление семейно-брачных уз, сексуальную либерализацию[12]. Процедуры развода и признания отцовства были упрощены, аборты легализованы. Советская конституция гарантировала равную оплату за равный труд женщины и мужчины, проводилась политика социального обеспечения и поддержки матерей-работниц — в частности, были созданы структуры яслей и детских садов, предоставлялось время и место для грудного вскармливания прямо на предприятии, матерям гарантировались пособия
[12]
.

В 1930-е годы политика эмансипации была в значительной степени свёрнута: государство вновь ужесточило брачное законодательство, запретило аборты, вернулось к традиционалистской гендерной идеологии и жёсткому регулированию сексуального поведения[11]. В 1930 году Сталин объявил «женский вопрос» решённым и упразднил женотделы[13]. Позднее, при Хрущёве, им на смену пришли женсоветы, но их повестку устанавливали не их члены, а те партийные или государственные организации, при которых они действовали[13]. Таким образом, хотя начиная с 1960-х годов гендерная политика советского государства стала более либеральной, государство продолжало доминировать как в сфере женского политического участия, так и в сфере гендерных отношений — поэтому некоторые исследователи называют советский гендерный порядок

этакратическим[11].

Ленинградский диссидентский феминизм[править | править код]

Независимое женское движение вновь зародилось в СССР в конце 1970-х, когда в диссидентском самиздате вышел альманах «Женщина и Россия»[14][15]. Его редакторами были Татьяна Горичева, Наталия Малаховская и Татьяна Мамонова. Позднее, в 1980—1982 годах, команда альманаха издавала журнал «Мария» и основала одноимённый женский клуб.

Феминистские диссидентские журналы были посвящены замалчиваемым в советском обществе проблемам и делали особый акцент на положении женщин: они освещали психологические проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, проблемы семей, неравное участие отца и матери в воспитании детей, неполные семьи, аборты, роды, изнасилование, положение женщин в тюрьме и бездомных женщин и пр.[14] Многих советских диссиденток-феминисток отличала приверженность христианским ценностям, так что некоторые авторы называют это движение христианским феминизмом

[14]. В действительности, когда христианская направленность клуба «Мария» стала очевидна, часть женщин, не готовых поддерживать его религиозную ориентацию, вышли из клуба и основали собственный журнал «Далёкие-близкие» (по другим данным — «Далёкое и близкое»[16]), в то же время продолжая сотрудничать с «Марией»[15].

В диссидентском движении реакции на первые феминистские издания были разными: от заинтересованных и сочувственных до недоумённых и насмешливых. Многие утверждали, что «женское движение в России невозможно и не нужно»[15]. На Западе, по свидетельству одной из участниц альманаха «Женщина и Россия» Юлии Вознесенской, первые его выпуски имели огромный успех, что заставило многих диссидентов пересмотреть своё отношение к альманаху и женскому движению в целом

[15].

Советские феминистки подвергались преследованиям со стороны КГБ, макеты и тиражи журналов изымались, многим участницам феминистского самиздата угрожали отнять детей, принуждали эмигрировать[14][15][17].

По свидетельству Татьяны Горичевой, ни одна из участниц коллектива альманаха «Женщина и Россия», за исключением Татьяны Мамоновой, не называла себя феминисткой[16]. Участницы женского диссидентского движения активно сотрудничали с западными феминистками, как находясь в СССР, так и впоследствии в эмиграции. При этом найти общий язык им часто было сложно, и значительные расхождения возникали из-за христианской ориентированности советских и принципиальной антирелигиозной позиции западных феминисток[16][18].

Женское движение в постсоветской России[править | править код]

В начале XXI века в России феминизм как движение представлен некоторым числом активистов, убеждения которых различаются от либеральных до радикальных. Существует несколько региональных групп и групп поддержки или убежищ (шелтеров), заявляющих о ведении реальной деятельности и оказании помощи женщинам. Феминистки присутствовали на ряде массовых мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге. Практически все активисты и группы, о которых известно, как минимум, ведут часть своей деятельности в сети Интернет, в социальных сетях и на блог-платформах. Чаще же виртуальная деятельность является для них основной или единственной.

В 2012 году группой депутатов ГД во главе с заместителем председателя комитета по делам СНГ Татьяной Москальковой был разработан проект Закона «О срочной военной службе для женщин», однако он не был принят.[19][20]

Верховный суд и армия[править | править код]

В 2018 году пять девушек из Тольятти, ссылаясь на 19 статью Конституции России в которой гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола и международную практику Армии Израиля и Норвегии в которых женщины проходят срочную военную службу, предприняли попытку оспорить в Суде секретный Приказ министра обороны от 24 апреля 2017 № 025 и секретный Приказ директора Росгвардии от 11 июля 2016 № 01 «Об утверждении перечня воинских должностей, замещаемых солдатами …», запрещающие лицам женского пола замещать востребованные воинские должности по контракту: стрелок, снайпер, водитель, механик, танкист, артиллерист. Ответчиками были заявлены Министерство обороны России и Росгвардия. Судебный марш-бросок девушек получил широкое освещение на федеральных телеканалах НТВ, 5 канал, 360, Мир, Дождь. Сами ответчики назвали судебную попытку девушек агрессивным феминизмом[21][22][23][24][25][26].

Через год в 2019 году одной девушке удалось прорвать оборону, Верховный Суд России с третьей попытки принял иск девушки Яны Сургаевой.[27]

На предварительном судебном заседании под председательством судьи Верховного суда Аллы Назаровой, в присутствии третьих лиц минюста и генпрокуратуры, из-за секретности обжалуемых приказов, суд отказал допустить к участию представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и представителя по доверенности, указав представить в суд адвоката с ордером. По результату рассмотрения закрытого судебного дела, 22 августа 2019 года суд отказал девушке в праве служить на боевых должностях в армии, указав на Постановление Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»[28][29][30][31]

Не смотря на запрет женщин-танкистов в России, в 2019 году, женский танковый экипаж, в первые принял участие в «Армейских международных играх».[32][33]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Юкина И. Русский феминизм как вызов современности. — СПб: Алетейя, 2007. — ISBN 978-5-903354-21-4.
  2. Пушкарёва Н. Начало женского движения в России // [www.yabloko.ru/books/Womens-book.pdf Женское движение в России: вчера, сегодня, завтра] / Михалёва Г.М. (отв. ред.). — М., 2010. — ISBN 9785873175828.
  3. ↑ Ferree and Mueller, 2004, p. 579.
  4. 1 2 Юкина, 2007, с. 8.
  5. 1 2 Stites, 1978, p. xvii.
  6. ↑ Sperling, 1999, pp. 28—34.
  7. 1 2 3 4 5 Ferree and Mueller, 2004, p. 577.
  8. 1 2 3 Sperling, Ferree, and Risman, 2001, p. 1158.
  9. ↑ Sperling, 1999, pp. 60—73.
  10. ↑ Stites, 1978, p. 65.
  11. 1 2 3 4 Здравомыслова Е., Тёмкина А. Гендерное (gendered) гражданство и советский этакратический порядок // Актуальные проблемы трансформации социального пространства / С. А. Васильев (общ. ред.). — СПб: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2004. — С. 322—355.
  12. 1 2 Здравомыслова Е., Тёмкина А. История и современность: гендерный порядок в России // Гендер для «чайников». — М.: Звенья, 2006. — С. 55—84. — ISBN 5 7870 0097 8.
  13. 1 2 Racioppi, Linda, and Katherine O’Sullivan See. Organizing Women before and after the Fall: Women’s Politics in the Soviet Union and Post- Soviet Russia // Signs. — 1995. — Т. 20, № 4. — С. 818—850.
  14. 1 2 3 4 Чуйкина С. Участие женщин в диссидентском движении (1956—1986). Случай Ленинграда // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Сб. научных статей / Здравомыслова Е., Тёмкина А. (ред.). — СПб: ЦНСИ, 1996.
  15. 1 2 3 4 5 Вознесенская Ю. Женское движение в России // Посев. — 1981. — № 4. Архивировано 5 марта 2016 года.
  16. 1 2 3 Дмитрий Козлов, Мария Фокина. Татьяна Горичева: Мне надоели подвальность и элитарность «Второй культуры» (рус.). Гефтер (26-02-2016). Дата обращения 15 июня 2016.
  17. Малаховская Н. Как начиналось женское движение в конце 70-х // ФЕМИНФ. — 1993. — № 3.
  18. Жеребкина И. Возможна ли феминистская солидарность на постсоветском пространстве? (рус.). Европейское кафе (25-11-2015). Дата обращения 15 июня 2016.
  19. ↑ ГД готовит закон о срочной военной службе для женщин (2012)
  20. ↑ Депутаты призывают женщин на срочную службу//Известия от 20 декабря 2012
  21. ↑ «Они будущие матери!»: в военкомате по Самарской области объяснили, почему не берут девушек в армию//Комсомольская правда от 22 августа 2018
  22. ↑ Жительницы Самарской области через суд добиваются права служить в армии//Комсомольская правда от 22 августа 2018
  23. ↑ «Хочу стрелять!»: в Самарской области женщины судятся за право служить в армии
  24. ↑ В Тольятти девушки судятся с Минобороны из-за отказа служить в армии//Видео: 5 канал 30.08.2018
  25. ↑ Жительницы Тольятти в суде добиваются права служить в армии снайперами//Видео: НТВ 29.08.2018
  26. ↑ Женщины против Министерства обороны: резонансный судебный процесс стартует в Тольятти//Видео: 360° (телеканал) 28.08.2018
  27. ↑ «Не каждый парень меня осилит»: девушка из Тольятти год добивается права служить в армии
  28. ↑ Постановления Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»
  29. ↑ Дело № АКПИ19-221//ВС РФ
  30. ↑ «Меня осуждают дохлячки с купленными военными билетами»: монолог девушки, которая судится с Минобороны за право служить в спецназе ГРУ//Видео:Дождь (телеканал)
  31. ↑ Верховный Суд отказал тольяттинке, боровшейся за право служить в армии
  32. ↑ В танковом биатлоне 2019 года примут участие девушки
  33. ↑ Девушки на службе: участницы Армейских игр
  1. Юкина И. Русский феминизм как вызов современности. — СПб: Алетейя, 2007. — 544 с. — ISBN 978-5-903354-21-4.
  2. Ferree, Myra Marx, and Carol McClurg Mueller. Feminism and the women’s movement: A global perspective // The Blackwell companion to social movements. — 2004. — P. 576—607.
  3. Sperling, Valerie. Organizing Women in Contemporary Russia: Engendering Transition. — Cambridge University Press, 1999. — 303 p. — ISBN 9780521669634.
  4. Sperling, Valerie, Myra Marx Ferree, and Barbara Risman. Constructing global feminism: Transnational advocacy networks and Russian women’s activism // Signs. — 2001. — Т. 26, № 4. — С. 1155—1186.
  5. Stites, Richard. The Women’s Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism, and Bolshevism, 1860-1930. — Princeton University Press, 1978. — 464 p. — ISBN 9780691100586.

О дореволюционном женском движении:

Юкина И. Русский феминизм как вызов современности. — СПб: Алетейя, 2007. — ISBN 978-5-903354-21-4.

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930. — РОССПЭН, 2004. — ISBN 5-8243-0387-8.

Пиетров-Энкер Б. «Новые люди» России: развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции. — Российский государственный гуманитарный университет, 2005. — ISBN 9785728106296.

О ленинградском диссидентском феминизме:

Ярошенко С. Женский проект: метаморфозы диссидентского феминизма во взглядах молодого поколения России и Австрии / Frauenprojekt: Metamorphosen eines dissidentischen Feminismus. Ansichten einer jungen Generation aus Russland und Österreich. — СПб: Алетейя, 2011.

О постсоветском женском движении:

Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. — М.: РИК Русанова, 1998.

Sperling, Valerie. Organizing Women in Contemporary Russia: Engendering Transition. — Cambridge University Press, 1999. — ISBN 9780521669634.

Racioppi, Linda, and Katherine O’Sullivan See. Women’s Activism in Contemporary Russia. — Temple University Press, 1997. — ISBN 9781566395212.

Русские феминистки: большие законы малыми силами

Роль женщин была неоднозначной, а их возможности — меньше, чем у противоположного пола. Как результат, с середины XIX века начал функционировать ряд женских обществ, и хотя их масштаб и популярность не были велики, плоды их деятельности можно увидеть в каждой из последующих эпох.

История феминизма

Первые женские союзы начали складываться в 1850-е годы. Главными целями было обеспечение доступа к образованию и оплачиваемому труду. А так как изначально подобные идеи разделялись узким кругом развитых дам из обеспеченных семей, участницы сами активно занималось благотворительной и культурно-просветительской работой. «Высшие женские курсы» — первое учебное заведение, где женщины могли получить профессиональное образование — заслуга феминистского движения. О «женском вопросе» заговорили, а интеллигенция в скором будущем и вовсе приняла идею всеобщего равноправия.

курсы.jpg

Женские курсы. (wikipedia.org)

Но «Союз женщин» не был однородным. Часть активисток, под руководством Александры Коллонтай отделилась в борьбе за избирательные права для женщин, назвав оставшихся «дамами-благотворительницами» и «буржуазными феминистками». Обособились и либералки, выступавшие с позицией «феминизма различий», предполагающего признание существования общего для всех женщин социального опыта, заставляющего не приравнивать их к мужчинам, но признавать отличия женщин и защищать право на них.

Однако при всех внутренних проблемах к началу двадцатого века переименованная в «Лигу равноправия женщин» организация была активна как никогда. В ней состояло около 10 тысяч человек. Отделения были открыты в 50 городах. Участницы посещали международные съезды и готовили теоретическую базу для будущих законов о гендерном равноправии.

Направления феминизма

Решительный шаг был сделан после революции 1917 года. Сорокотысячная демонстрация женщин, не уходившая от резиденции Временного правительства, несмотря ни на какие уговоры, добилась официального подтверждения введения женского избирательного права от главы Совета министров. Таким образом, Россия стала одной из первых стран, предоставивших женщинам полноту избирательных прав.

Советская власть была вынуждена принять изменения в женском положении и даже пойти им на встречу, так как за предыдущие десятилетия женскому обществу удалось заручиться поддержкой ряда важных фигур, таких как Свердлов, Троцкий, Куйбышев. Но если на первом этапе интересы женского движения и советской власти совпадали, то в дальнейшем они разошлись: в советской идеологии на первый план вышло восприятие женщин не как самостоятельных личностей, а как объектов государственного воздействия, воспитания и заботы. Женская активность была возможна только в рамках и направлениях, заданных государством, женские организации, не сотрудничающие с партией, — запрещены как «буржуазные», а феминистская идеология — признана противоречащей целям классовой борьбы. Как следствие, данные о всех феминистках были вычеркнуты из историографии, поэтому имен представительниц движения до нас почти не дошло.

съезд.jpg

Женский съезд. (wikipedia.org)

Советская власть приписывает себе «дарование женщинам всей полноты гражданских прав». При этом феминистские идеи серьезно исказились. Работа стала не правом, а обязанностью, за отклонение от которой можно было попасть в тюрьму. Но если рабочий день мужчин заканчивался после ухода с рабочего места, женский продолжался и дома. По статистике женщины занимались домашними делами в три раза больше мужчин. Они тратили 36 часов в неделю на семейные хлопоты, против 13,5 часов у мужчин. Фактически дополнительная рабочая неделя, попытка же как-либо изменить ситуацию всячески порицалась.

Брачное законодательство то давало послабления в интересах женщин, то вновь ужесточалось, когда государству был необходим наиболее строгий контроль.

Распавшееся на время Великой Отечественной войны Независимое Женское движение вновь возобновилось к концу 70-х, когда в диссидентском самиздате вышел альманах «Женщина и Россия». Женские диссидентские журналы были посвящены замалчиваемым в советском обществе проблемам и делали особый акцент на положении женщин: они освещали психологические проблемы взаимоотношений мужчин и женщин, проблемы семей, неравное участие отца и матери в воспитании детей, неполные семьи, аборты, роды, изнасилование, положение женщин-заключенных и бездомных. Несмотря на поднятый спектр проблем, авторы не считали свое издание феминистским, а себя — феминистками. Они ориентировались на христианские догмы, из-за чего многие сторонницы были вынуждены уйти.

На Западе первые выпуски имели огромный успех. В России альманах изъяли почти на выходе, его считали бесполезным, а женский вопрос — закрытым. Советские феминистки подвергались преследованиям со стороны КГБ, участницам самиздата угрожали отнять детей и принуждали к эмиграции.

В сегодняшней России феминизм почти сошел на нет. Как и в советский период «женский вопрос» считается успешно закрытым. Отечественные законы, и правда, обеспечивают женщинам равные гражданские права с мужчинами. Но действуют ли эти законы на практике — другой, еще не решенный вопрос.

Гендер для чайников: феминизм в России и в мире

COLTA.RU и Фонд имени Генриха Бёлля продолжают новый совместный проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.

Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий видеокурс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Наш эксперт — Людмила Попкова, кандидат исторических наук, доцент Самарского государственного университета.

История феминизма
Гендерная революция в западных странах
Глобальный феминизм
Российский феминизм

История феминизма

K списку

Феминизм — это социальное движение за равноправие женщин. Какие этапы проходил феминизм в своем развитии?

Начало этого движения мы относим к концу XVIII века, когда во время Французской революции был впервые поставлен вопрос о равных гражданских правах мужчин и женщин. Но только в середине XIX века начинается собственно организованное движение женщин Европы и Соединенных Штатов за свое равноправие. Это и было начало первой волны феминизма. Движение это получило название суфражизма, от английского слова suffrage — «право голоса». Суфражисткам потребовалось 70 лет упорной борьбы, прежде чем в 20-е годы XX века в большинстве стран мира женщины получили избирательные права.

Российские женщины, которые тоже участвовали в этом движении, получили их несколько раньше — после Февральской революции 1917 года. А вот француженкам и итальянкам пришлось ждать еще 25 лет. Только во второй половине 40-х годов они смогли прийти на избирательный участок. Одновременно с этим требованием феминистки первого этапа требовали допустить женщин в высшие учебные заведения. И добились этого к началу XX века. Это тоже было нелегко. Потому что противники эмансипации были твердо убеждены, что высшее образование, как и избирательное право, вредно для женщин. Поскольку оно отвлекает их от выполнения их единственной природной функции — «быть матерью». Поэтому первая волна феминизма заканчивается победой в 20-е годы XX века. И движение идет на спад.

Но через 40 лет начинается вторая, более мощная, волна феминизма, когда уже не тысячи, а сотни тысяч женщин приняли участие в борьбе. Они осознали, что юридического равенства недостаточно. Необходимо бороться против всей системы патриархата, за реальное равноправие. Исследователи выделяют в этом крыле, в этой второй волне, два течения: либеральное и радикальное. Либеральные феминистки выступали за политические реформы. Прежде всего, за принятие новых законов, запрещающих дискриминацию. Ведь в начале 60-х годов замужние женщины западных стран должны были получить письменное разрешение от мужа при поступлении на работу, при открытии счета в банке, при аренде жилья. И в Гарварде, в одном из самых престижных университетов Соединенных Штатов, еще в начале 70-х годов не было ни одной женщины-профессора. В 1963 году американская журналистка Бетти Фридан публикует свою книгу «Загадка женственности», где развенчивает основной миф того времени — миф о счастливой домохозяйке. Она показывает, что замкнутые, как она писала, в уютном концлагере своей семьи женщины страдают от невозможности реализовать свои способности. Они вынуждены подавлять свои интеллектуальные возможности во имя канона подлинной женственности. Эта книга оказала влияние на умонастроение миллионов женщин, стала мировым бестселлером, а сама Фридан стала лидером женского движения, возглавив организацию, в которой вначале было 300 активисток, а через 10 лет их стало уже 250 тысяч.

Либеральные феминистки использовали традиционные методы давления на власть. Они организовывали массовые марши протеста, демонстрации, петиции политикам. Лоббировали новые законы и убеждали избирателей голосовать только за тех политиков, которые разделяют идею равноправия. Но в этот период формируется и радикальное крыло, которое составили студентки, активистки молодежных движений, имевших место в 60-е годы во всех странах. Они понимают, что только одними законами невозможно изменить патриархальную систему. Нужно менять общественное сознание. Нужно отказываться от гендерных стереотипов и менять сознание самих женщин. Поэтому они начинают создавать группы роста самосознания, в которых сами сначала обсуждают свои личные переживания, личный опыт, опыт взаимоотношений в семье и приходят к выводу, что их личный опыт имеет универсальные корни. Это корни зависимости и угнетения. Поэтому их лозунгом становится «Личное — это политическое». Для этого крыла феминизма очень важной оказалась книга, написанная еще в 1949 году. Известная французская писательница и философ Симона де Бовуар назвала свою книгу «Второй пол». В этом труде на основе изучения фольклора, мифологии, философии и психологии она приходит к выводу о том, как на протяжении столетий формировалось представление о вторичности женщин в обществе и культуре. И женщины сами принимают на себя эту вторичную роль, роль второго пола, значимого только по отношению к мужчине. Поэтому феминистки радикального крыла от собственно групп самосознания переходят к активным действиям. В отличие от либералок, они не используют только публичные акции и демонстрации, марши протеста. Они пытаются расшатать культурные нормы. Они прибегают специально к провокативным театрализованным действиям. Самой знаменитой стала акция во время конкурса красоты «Мисс Америка», когда за пределами здания, где проходил конкурс, они короновали овцу, а в ящик «женской свободы» побросали предметы женского туалета, глянцевые журналы и косметику. То есть те символические предметы, которые закрепощают женщину и создают ложные и нереальные образы красоты. Радикальные феминистки сделали основной упор на создании автономных женских организаций, кризисных центров.

В начале 90-х годов специалисты говорят, что начинается третий этап феминизма, когда феминизмов становится уже множество: феминизм чернокожих женщин, этнических меньшинств, постколониальный феминизм, культурный и исламский феминизм. Всё новые группы включаются в борьбу за свои права. Появляются новые темы. Борьба, таким образом, продолжается, и сейчас, в XXI веке, она уже переходит в глобальную стадию.

Гендерная революция в западных странах

K списку

К концу XX века можно с очевидностью сказать, что гендерная система демократических западных стран радикально поменялась. Некоторые исследователи говорят, что в этих странах произошла гендерная революция. Какие достижения мы можем видеть?

Первое, самое главное, достижение — идеи гендерного равноправия стали общепризнанными в этих странах. Уже ни одно правительство не может позволить себе не включать программу достижения гендерного равенства в общую стратегию развития. И ни один публичный деятель не решится на сексистское высказывание, если он не хочет рисковать своей карьерой.

Второе, самое заметное, достижение — женщины получили возможности реализации во всех сферах профессиональной занятости. Уже не только высокооплачиваемые юристы, менеджеры, ученые, но и военные, полицейские, министры обороны и священники не удивляют жителей западных стран. В лютеранской Церкви Швеции недавно была избрана на пост главы этой церкви женщина-архиепископ. Англиканская церковь также избирает на высокие посты женщин-епископов. Как удалось им не отказываться от своей профессиональной карьеры, от своих профессиональных амбиций? Этому, конечно, способствовала специальная политика европейских стран. Здесь лидируют скандинавские страны: Норвегия, Швеция, Финляндия. Их обычно называют странами государственного феминизма. Что сделали эти правительства? Они через систему государственных пособий, детских садов, оплачиваемого родительского отпуска, пособий по обучению и переобучению молодых матерей позволили женщинам совмещать свою карьеру и семейные обязанности. Иначе многодетная мать, нынешний министр обороны Германии, вряд ли могла бы претендовать на этот пост. Как и премьер-министр Норвегии, воспитывающая двоих детей.

Поэтому мы можем сказать, что к концу XX века всё новые и новые направления достижения равенства становятся частью общей политики. И Европейский союз делает принятие законов по гендерному равенству обязательным условием для вступления.

Почему феминисткам удалось воздействовать на эту политику? Они смогли убедить общество. А в демократических странах те, кто желает победить на выборах, должны учитывать это мнение. Поэтому политики были вынуждены отказываться от своих консервативных убеждений, а приходя к власти, выполнять свои предвыборные обещания. Конечно, не все проблемы решены и в западных странах. Но общая тенденция очевидна. Гендерное равенство — это часть демократии. И без него невозможно прогрессивное развитие стран.

Глобальный феминизм

K списку

Глобальный феминизм XXI века. Какая повестка сейчас у феминистского движения?

Можно сказать, что уже с середины 90-х годов феминизм становится действительно глобальным явлением. Крупные и влиятельные международные организации включают феминистскую повестку дня в свои программы и стратегии развития. Еще в конце 70-х годов Организация Объединенных Наций принимает конвенцию о запрете дискриминации в отношении женщин. И все государства, подписавшие эту конвенцию, обязаны представлять отчеты о выполнении положения. С 2000-х годов уже такая крупная финансовая организация, как Всемирный банк, публикует аналитические доклады, где оценивает уровень развития страны в зависимости от индекса гендерного равенства.

Конечно, для развитых и развивающихся стран стоят разные задачи по достижению равенства. Но есть общие проблемы. И международное феминистское движение, прежде всего вместе с ООН, выдвигает самые актуальные задачи для глобального феминизма. Какие это проблемы? Первое, что объединяет все страны независимо от их уровня развития, — это проблема насилия в отношении женщин. Резолюция ООН обязывает страны ужесточать наказание за сексуальную эксплуатацию, за сексуальное насилие, насилие над женщинами в военных конфликтах и принимать законы об уголовном преследовании за домашнее насилие. Уже более 120 стран приняло такие законы.

К отдельным видам насилия, конечно, мы относим суровые виды наказания в отношении женщин в тех странах, где господствуют патриархатные и традиционалистские нормы. Там, где приходят к власти исламские фундаменталисты, они обычно ужесточают меры в отношении женщин. Придя к власти в Иране, они не только заставили женщин надеть головные платки, хиджабы или одежду, закрывающую все тело, но и лишили их многих прав, которыми до этого пользовались женщины в светском Иране.

Первая проблема, с которой сталкиваются женщины Азии и Африки, — это проблема бедности. 70% самых бедных людей — это женщины. Вторая проблема — высокая материнская смертность. 30% женщин в этих странах умирают при родах, поскольку не могут получить доступную и качественную медицинскую помощь.

Другая серьезная проблема — образование девочек. Талибы, придя к власти в Афганистане и в некоторых районах Пакистана, сразу запретили образование девочек. А в 2012 году пакистанская школьница Малала Юсуфзай получила тяжелое ранение в голову в школьном автобусе. Талибы стреляли в нее только за то, что она вела блог о праве девочек на образование. Малалу чудом удалось спасти. Сейчас она возглавляет борьбу за права девочек. Малала стала лауреатом Нобелевской премии мира.

Феминистки поддерживают эти усилия во всех странах. К видам насилия Генеральная ассамблея и комитет ООН, занимающийся правами женщин, относят и те виды насилия, которые оправдываются соблюдением традиционных норм. Это принудительные браки, детские браки. Несколько лет назад ООН начала мощную кампанию, которую поддерживают феминистки: «Девочки — не невесты!» Еще более тяжелой проблемой являются так называемые убийства чести. Когда женщин убивают во имя сохранения чести рода и семьи, только за то, что мусульманская женщина, скажем, выходит замуж за христианина.

Поэтому феминистки всего мира сейчас объединяют усилия с международными организациями для того, чтобы бороться за ликвидацию всех форм угнетения по разным основаниям в разных странах мира. Конечно, до полного равноправия далеко и в демократических странах. Поэтому борьба глобального феминизма продолжается.

Российский феминизм

K списку

В Советском Союзе, где, как известно, считалось, что женский вопрос решен, а независимых общественных движений не существовало совсем, феминизм мог возникнуть только как подпольное явление. И такие немногочисленные феминистские группы появились в Ленинграде в 70-е годы. Им даже удавалось публиковать самиздатовский феминистский журнал.

Но по-настоящему о женском движении в России мы можем говорить только с начала 90-х годов. То есть в постсоветский период. Стали возникать многочисленные независимые женские организации. Число их постоянно росло и достигло нескольких сотен. Но большинство из них не ставило политических задач, выполняя только функции социальной помощи малообеспеченным женщинам, женщинам с больными детьми, одиноким матерям. Это была теория малых дел. Хотя постепенно часть этих организаций стала выдвигать требования к государству о соблюдении трудовых и социальных прав женщин, о принятии антидискриминационных законов, законов о домашнем насилии.

По-настоящему группы, которые называли себя феминистскими, стали возникать в России только в конце 2000-х годов. Это были группы, по примеру их западных коллег, роста самосознания. Они формировались в социальных сетях и ставили такую же задачу, как феминизм второй волны: понять причины гендерного неравенства, причины сексизма в российском обществе. Российские феминистки из этих групп были убеждены, как и их западные коллеги, что система патриархата держится в том числе и на согласии женщин с предрассудком о мужском превосходстве. И женщины не позволяют себе осознать свои интересы и бороться за эти интересы и права. Но постепенно число этих групп росло, они поднимали все новые и новые темы. Создавали феминистские сайты, проводили просветительские кампании и постепенно стали переходить к публичным акциям.

2000-е годы стали известны в России наступлением консервативной реакции и религиозного фундаментализма на уже завоеванные права женщин. Самой известной кампанией феминисток стала публичная акция 2011 года, когда они боролись против попыток запрета права женщин на безопасный медицинский аборт. Их публичные акции и демонстрации под лозунгом «Свободное материнство», участие в публичных слушаниях в Государственной думе привели к тому, что попытки консерваторов оказались безуспешными.

Вторым важным направлением борьбы российских феминисток становится борьба с сексистскими предрассудками в российском обществе. Они учредили премию «Сексист года». Номинантами на эту премию были многие известные публичные деятели, и мужчины, и женщины, кстати. Потому что часть женщин разделяет сексистское отношение к себе, считая, что у женщин есть некое природное предназначение и они не должны претендовать на те роли, которые не одобряет консервативная система.

Необходимо сказать, что, несмотря на наступление консерваторов, большинство российской молодежи, я думаю, и девушек, и молодых людей, никогда не согласится вернуться в прошлое. Они уже разделяют идеи равноправных отношений, свободы выбора. Поэтому феминизм в России имеет очень большие перспективы. И мы видим интерес к феминистским группам и увеличение числа поддерживающих феминизм в последние годы.

Материал подготовлен Ириной Костериной в рамках совместного проекта COLTA.RU и Фонда имени Генриха Бёлля

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

Другие материалы курса «Гендер для чайников»:

Что такое гендер?
Что такое семейная политика?
Кому и зачем нужно материнство?
Что такое сексуальная идентичность?
Что такое маскулинность?
Что такое насилие?
Что такое отцовство?
Как устроены гендерные нормы на Северном Кавказе?

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Help_leftПонравился материал?Like_materialпомоги сайту!Help_right

«Какая главная проблема феминизма в России?» – Яндекс.Знатоки

Политическая близорукость, собственная инфантильность фем-движа и низкий уровень жизни. А совокупно — в России нет адекватной пропаганды феминизма, просто-напросто.

Во-первых, защищать только интересы женщин и ЛГБТ-сообщества — крайне странно. От гендерного неравенства, сексизма, гендерных стереотипов и предубеждений страдают если не все, то многие люди обоих полов, включая мужчин.

  • Весь прошлый век страна уничтожала мужчин в войнах и лагерях. Доставалось и достаётся россиянам-с-пенисом и на улицах (агрессия между мужчинам всячески поощряется), и в рамках бытовой гомофобии. В свою очередь, мужчины не плачут, не жалуются на жизнь не должны заботиться о здоровье, зато обязаны рисковать и стремиться к социальному лидерству любой ценой, как бы тяжело нам ни было. И это самый беглый перечень мужского кабздеца.
    Тем не менее стрелочка не поворачивается: некоторые феминистки мало того что открыто не признают за мужчинами гражданские права и права человека, так ещё и объявляют нас поголовно сексистами и угнетателями, иногда влажно мечтая пересесть на мужское лицо о фэйсситинге.

А это даже не выстрел себе в ногу, это… не знаю… политическое самоубийство, ведь вы же не будете воспринимать всерьёз упоротых женоненавистников—маскулинистов.

Назревший реберендинг в гендерное равенство для всех и каждого происходит мучительно и тормозится всевозможными теориями заговора про мужерептилоидов и больных ублюдков, а то и заурядным реваншизмом за тысячи лет патриархата. Что звучит недальновидно и непривлекательно.

Гетеросексуальных мужчин, как и женщин — по 48%, условно (ещё 4% составляют ЛГБТ-персоны). 48% — это ваш потенциальный электорат. Зачем от него отказываться? Зачем искусственно сужать свою лояльную аудиторию до 1% “раскаявшихся «союзников феминизма», которые уважают женщин и поддерживают борьбу за их права”?!

В России феминизм уже не успел толком случиться, как морально устарел.

Во-вторых, строго говоря, современным россиянкам никто законодательно не запрещает быть свободными. За исключением некоторых мусульманских регионов очевидно, что сегодняшних соотечественниц не выдают насильно замуж, не заставляют рожать, не препятствуют карьере и свободной сексуальной жизни. Даже налог на бездетность исчез одновременно с распадом СССР.

Проблемы, впрочем, остаются — на уровне воспитания, массовой культуры, морали и общественного мнения.

Да, женщин не учат выстраивать личные границы, но льют в уши всякую дребедень про материнство и “счастье быть женой”. Женщин не учат вести личный бюджет, пользоваться контрацепцией и не связываться с мудаками и тем более не рожать от них. Женщин не учат строить карьеру хотя бы на базовом уровне — многие россиянки опрометчиво выбирают вуз, исходя из того, что “всё равно потом замуж надо”.

Однако всё это поправимо. Для женщин самых разных возрастов. И в 10, и в 15, и в 20, и в 30, и в 40, и даже в 50 ещё не поздно осознать себя феминисткой (хотя лучше эгалитаристкой, поддерживающей гендерное равенство).

Вспомнить об ответственности за себя и понять, что гиноцентризм (акцент на репродуктивной функции) только мешает им самим, ибо жизнь женщины делится на до и после материнства — с дополнительной финансовой и моральной нагрузкой лет так на 16—18 вперёд. Что из этого следует? Правильно, не рожать, пока не готова ни ментально, ни экономически. Иногда женщина может быть не готова лет до 40, и это нормально, и это её полное право.

Когда есть выбор между почитать книгу и сварить борщ — стремиться к тому, чтобы приготовление борща было второстепенными: скажем, можно поискать мужчину, который умеет варить борщ. Обсуждать такие нюансы заранее, а не покорно становиться у плиты, ещё и обвиняя затем мужчину в том, что “вынуждена его обслуживать”.

Безусловно, на “перепрошивку” соотечественниц уйдут годы, но… Лично я, во всяком случае, верю в женщин.

При этом у российского феминизма нет своих Бейонсе, Эммы Уотсон, Анджелины Джоли и Эмили Ратажковски. Несмотря на десятки известнейших певиц и актрис.

Зато в избытке мизогинных (радфем- и интерсек-) раковников, в которых “сёстрам” и наивным подписчицам промывают мозги. Женские форумы, вид сбоку.

В-третьих, люди в нашей стране вообще живут очень бедно, нет ни социальных лифтов, ни системы социального обеспечения, ни политики, ни развитого гражданского общества. 

Очень часто для девушек, например, единственным и самым быстрым социальным лифтом становится замужество или русский народный харвивайнштейн в виде “офисных интрижек” (поэтому с таким скрипом никак не взлетит тема харассмента).

Не у всех женщин хватает воли, выдержки и собственного достоинства, чтобы уйти от плохого мужа—сожителя, если вдвоём они как-то на что-то существуют.

В России нищенский МРОТ. Нищенские пенсии. Крохотные пособия.

Это проблема уже не феминизма, но с ней всё-таки надо считаться. Потому что фильм “Красотка” (по сути лощёный американский вариант советского кино “Интердевочка”) у нас по-прежнему показывают накануне 8 марта в прайм-тайм по федеральным каналам. А женщина — это же не только красота, это интеллект и талант, это человек и личность в первую очередь.

Как в Петербурге появились суфражистки, почему феминизм XIX века был элитарным и кто боролся за равноправие в СССР. Рассказывает историк феминизма

Почему русские феминистки не праздновали 8 Марта, где в городе проходили первые митинги в поддержку равноправия, из-за чего лидеры дореволюционного движения за феминизм уезжали после 1917 года в Европу и почему русский феминизм редко бывал радикальным?

Автор книг «Русский феминизм как вызов современности» и «Женский Петербург» Ирина Юкина рассказывает, почему движение зародилось в середине XIX века в Петербурге и как развивалось в СССР.

Историк, кандидат социологических наук

Всегда, когда женщина переходит из традиционного общества в индустриальное, когда «выталкивается» из домашней сферы в производство, она начинает понимать, что ее эксплуатируют. Россия не исключение. В эпоху модернизации у нас открываются женские организации, участницы которых называли себя равноправками. Движение в России появилось позже: у нас позже началась модернизация.

Появление феминистского движения напрямую связано с реформой 1861 года (отменой крепостного права — прим. «Бумаги»). Его зачатки есть еще в конце 50-х годов, но именно с началом разорения дворянских гнезд женщины начинают искать способы заработка и замечать имеющиеся проблемы. Мужчины уходили в бизнес, на госслужбу, в армию, а женщины не могли пойти в некоторые области. Тогда и началось осмысление своих прав и свобод.

Ошибочно говорить, что феминистки приходили к своим идеям из-за несчастия и отсутствия брака. Так, у трех пионерок и лидеров русского феминизма были абсолютно показательные судьбы: Анна Павловна Философова была счастлива в браке, многодетная мать; Мария Васильевна Трубникова развелась с мужем и сама содержала четырех дочерей; Надежда Васильевна Стасова оставалась старой девой до самой смерти и никогда не вышла замуж.

Женщины-наборщицы женской типографии, XIX век. Фото из личного архива Ирины Юкиной

При этом у основания движения в России, как и в любой другой стране, стояли и мужчины. Они были носителями знаний и, понимая плюсы движения, поддерживали его.

Соответственно, раз все феминистки были из влиятельных семей, они либо уже жили, либо переезжали в Петербург — столицу империи. Неспроста именно здесь находится Смольный институт благородных девиц — большинство из них учились именно там. По большей части они как женщины не из бедных, а часто даже известных семей жили в центре. Дома очень многих феминисток располагались, например, на Невском проспекте.

Именно в Петербурге зарождались первые феминистские общества. Потом, правда, многие разъезжались из-за того, что их права все-таки оставались до сих пор нереализованными. Так, [одной из организаторов движения] Софье Ковалевской, которая получила в Германии степень доктора философии, предложили в Петербурге работать учителем арифметики в младших классах средней гимназии. На это она сказала, что никогда не любила арифметику, и заняла кафедру в Стокгольмском университете.

Фото из личного архива Ирины Юкиной Фото из личного архива Ирины Юкиной

Феминизм XIX века — это элитарное городское движение, говорить о массовости в этом случае нельзя. В широком смысле женское движение в это время было завязано на взаимопомощи, поддержке и самообразовании; и только феминизм — на идеологии.

Так, социал-демократки, также выступавшие за равноправие, уже в конце XIX века будут приравнивать себя по Марксу к классу, то есть будут считать, что женщины — это отдельный класс, который находится в «определенных условиях». В общем смысле феминизм, как тогда, так и сейчас, был связан с определенным образом мысли. То, о чем они рассуждали, только через несколько лет, а то и десятков будет принято на практике.

Члены Русского Женского Взаимно-Благотворительного общества, 1911 год. Фото из личного архива Ирины Юкиной

Считается, что феминизм первой волны — с 1861 по 1905 год — во всем мире добивался четырех основных прав для женщин:

На образование, то есть право выбирать места для обучения и специальность;

На трудовую деятельность, то есть возможность выбирать место работы;

«Свободы сердца», то есть право свободно выбирать партнеров и выбирать, рожать или не рожать детей;

Социально-экономических и политических прав, то есть голоса, создания своего дела и прочее.

В России наиболее важным считалось образование. У дворянства после 1861 года реально не было денег и, как следует из дневников феминисток, на них в семье смотрели как на лишний рот. Все уезжали, а на новом месте — это, опять же, зачастую был Петербург — не знали, куда им деваться.

По оценке полицейского ведомства за один год в 1860-х, среди проституток в Петербурге был 1 % дворянок. А в отчете еще не учитывались «элитные проститутки» и содержанки. Они искали помощи, вступали в женские общества для взаимопомощи, где их отправляли на работу, для которой нужно образование.

Чаще всего женщины в то время становились врачами, медсестрами и акушерками. Реже становились переводчицами и журналистками.

Лазарет Российской Лиги равноправия женщин. Фото из личного архива Ирины Юкиной Лазарет Российской Лиги равноправия женщин. Фото из личного архива Ирины Юкиной

Так, Первый медвуз [имени Павлова], который построили за общественные деньги в 1895 году, — первое в России и в Европе учебное заведение, в котором женщины могли получить высшее медицинское образование. Туда могли поступить все девушки, окончившие 8 классов, без экзаменов.

При этом, говоря условно, политических идей в русском феминизме того времени не было. Но всё равно равноправки приближались к политике своими предложениями и влиянием, хотя долгое время не бастовали и не проводили открытых митингов.

Русский феминизм вообще не был радикальным, потому что политических прав не имели и мужчины, и феминистки не отстраивались от всего мужского. Наиболее радикальной была, наверное, только Мария Ивановна Покровская, которая как публицист конца XIX века писала о теме проституции. Она, изучая эту тему, пришла к тому, что мужчины как привилегированный класс используют женщин-проституток. Они формируют спрос, и значит, тоже виноваты. Она предлагала называть и уличенного в этом мужчину проститутом, а после подвергать ответственности. В русском феминизме это была крайняя степень антимужской мысли.

Первый женский политический митинг состоялся весной 1905 года в Таврическом саду после дарования мужскому населению избирательного права. Соответственно, бастовали за избирательные права и для женщин, но не только для них, но и для людей любого вероисповедания и национальности, а также за совместное обучение женщин и мужчин.

Митинг никак не разгоняли: женщины получали разрешение от правительства, всё согласовали, и им давали право выступать. Они старались работать с властью на понимание. Например, Философова в одном письме говорила о митингах: «Ваш батенька всегда позволял нам устраивать наши маленькие протесты». Конечно, небольшие нарушения там всё равно допускались, но на них власть закрывала глаза.

Слушатели лекции. Фото из личного архива Ирины Юкиной

За первым митингом последовало только открытие филиалов движения в городах поменьше. Потом были и другие протесты, также согласованные; вплоть до 1917 года феминистки писали обращения к правительству, партиям, в Госдуму.

В Петербурге чаще всего протесты проводились в Соляном городке. Можно предположить, что администрация давала разрешение митинговать только там.

Петербургские феминистки не праздновали и тем более не протестовали 8 Марта, проводя в этот день лишь «утра по женскому вопросу». Они, конечно, знали об этом дне с момента его появления, но считали его пролетарским праздником.

При этом большинство женщин, не имевших отношения к феминизму, стали отмечать этот праздник еще в 1913 году. А 8 марта 1917 году пролетарки вышли в колонну протестовать против нехватки хлеба и бедности, к ним начали присоединяться другие рабочие, в результате чего в Петрограде встали фабрики и заводы. И вскоре случилась Февральская революция.

До прихода к власти большевиков в 1917 году фактических решений по политическим правам женщин не было. Но к этому времени феминистки уже создали почву, благодаря которой в будущем одинаковые права будут введены для всех.

Фото из личного архива Ирины Юкиной

После прихода к власти большевики упростили процедуру развода и легализовали аборты, но в то же время запретили независимые женские организации, учредив вместо них женотделы партийных комитетов, которые стали частью партийного аппарата.

Феминисток, выступавших за равноправие в предыдущие годы, практически сразу объявили буржуазками, действующими в интересах буржуазии. На фоне этого и других проявлений советской власти многие феминистки стали покидать страну, переезжать в Европу, другие — вести антибольшевистские кампании.

Вскоре в СССР полностью изменилось понятие феминизма, хотя движение осталось элитарным: теперь это была не интеллектуальная интеллигенция, а партийная. По факту, все требования первой волны феминизма были выполнены — и женщины всё больше этим пользовались.

Химикоаналитическая лаборатория первой женской аптеки. Фото из личного архива Ирины Юкиной

Можно сказать, что это была первая победа первой волны феминизма: в европейском мире равные избирательные права появятся лишь в 50–60-х годах.

При этом даже с внедрением общих прав патриархальная система оставалась, и людям было сложно привыкнуть к новому порядку вещей. Однако женщины всё равно могли участвовать в жизни гораздо больше.

Так, начиная с 1914 года, женщины — не только приверженцы феминизма — уходили на войну как солдаты, а некоторые из них даже становились руководителями отрядов. Во время Первой мировой войны был даже женский батальон, куда шли все: и аристократки, и крестьянки.

Позже, во время Второй мировой войны, ситуация повторилась: женщины также уходили на фронт, помогали армии или работали в тылу. Могли становиться командирами, их уважали в своих кругах и принимали в расчет.

В мирное время большинство советских феминисток состояло в женских обществах, которые, конечно, оставались, но не продвигали новые идеи: не работали над равными правами в остальных сферах. Сталинский период с культом «отца страны» закрепил патриархальные устои внутри семей.

Открытка, изданная Российской Лигой равноправия женщин. Фото из личного архива Ирины Юкиной

После смерти Сталина в Москве в 1960-х годах появился Комитет советских женщин, который возглавляла [первая женщина-космонавт] Валентина Владимировна Терешкова. Там заседали лишь высокопоставленные женщины — дочери и жены чиновников. Они «боролись за мир и свободу» от лица всех женщин, но реальных действий не принимали.

В это время начинается оттепель, и все равноправческие идеи, которые в Европе стали второй волной феминизма, потихоньку, с опозданием, но просачиваются в Советский Союз. На фоне этого феминизмом начинают интересоваться и «снизу»

В 1970-х годах в Петербурге открываются первые феминистские сообщества, которые разрабатывают и постулируют новые идеи феминизма. Ее организовывали обычные женщины, которые не занимали высоких постов в партии, но были образованы.

Советский плакат. Фото из личного архива Ирины Юкиной

При этом самосознание советских женщин проявляется только при перестройке. Тогда уже большинство начинает требовать равные права в культурной и социальной сферах, заниматься гендерными исследованиями. В общем, это можно назвать началом второй волны феминизма в России.

Тем не менее в СССР не учитывали роль дореволюционных феминисток: в официальных учебниках писали, что равноправие принесла лишь партия, а о суфражистках не говорили ни слова. Всё исходило из роли партии в данном вопросе. Во многом сейчас такая практика сохраняется: говорят об английских феминистках, но не о русских.

Кто такие феминистки простыми словами, чего хотят феминистки в России | e1.ru

Феминистки периодически проводят акции против абортов, насилия и патриархата 

Российский феминизм существует больше 150 лет — чуть меньше, чем брюки клёш, и намного больше, чем мобильная связь. Это слово знают все, но что оно означает, понимают немногие. Возможно, поэтому феминистка ассоциируется у коллективного разума с недовольной девочкой, которая, как и родительский комитет, жаждет запретить всё, что неудобно упирается в ее картину мира.

В Международный женский день, когда принято не только дарить цветы и конфеты, но и напоминать о том, что у женщин есть права, мы решили разобраться в феномене российского феминизма. Нам помогают в этом психолог, социолог и феминистка.

Для начала немного истории (пропустите ее, если и так в курсе).

Откуда они взялись? 

В нашей стране феминизм появился еще в середине позапрошлого века, когда женщины организовались и потребовали доступное образование, оплачиваемую работу и право голоса. Последнее слабому полу даровали в 1917 году. Первое время большевики и участницы фемдвижения двигались в одном направлении — сказалась дружба феминисток и радикальной интеллигенции на закате царской России, однако со становлением советской власти теплые отношения кончились. Аборты сначала разрешили, потом запретили. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и страна вернулась к традиционной гендерной иерархии.

Следующие полвека феминистки практически провели в подполье. Изредка им удавалось участвовать в делах государства, но эти подвижки сложно назвать успешными: например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку на них устанавливали не участницы организаций, а члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») тоже были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ.

Открытым фемдвижение стало после перестройки. Оно поделилось на десятки течений, участницы которых выступают и за равноправие, и за радикальную смену образов, есть даже культурный и экофеминизм. Российское законодательство, на первый взгляд, тоже подстроилось под активных женщин: аборты разрешены, развестись — просто, да и возглавить отдел или целое предприятие сегодня можно.

Что другие знают о феминистках?

За что и против кого они борются?

То, что женская борьба в России не прекращалась никогда, отмечает психолог Игорь Лях, он же подчеркивает, что эта борьба сменила вектор: теперь женщин на протест толкают не явный недостаток прав и свобод, а другие женщины. Например, спор внутри гендера: одни — сторонницы естественной красоты, а другие выступают за депиляцию. В итоге спор из-за бритых подмышек перерастает в настоящий конфликт.

Женщины спорят с женщинами о коротких юбках, депиляции и откровенных фото в соцсетях — и это новый вектор феминизма, считает эксперт-психолог

— Унизительно ли то, что женщина снимает себя красивую и размещает на аватарку в социальных сетях? Одни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазывая своим телом мужчин, другие — что она так себя видит, а потому имеет право. Внутри сообщества исчезает однородность, — рассуждает Лях. — Человек — сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность проявить агрессию, он будет это делать независимо от пола. А то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

По другую сторону забора — та самая женская солидарность. Порой она доводит до того, что феминистку внутри себя растит замужняя женщина, ведь в этом деле главное — вовремя заручиться поддержкой. А в социальных сетях сегодня её предостаточно.

По данным Ляха, сегодня открыты феминистскому движению 10% россиянок, еще 60% поддерживают направление скрыто. Можно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. Хотя бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то навязывать. Это история о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка Арина Танцырева.

— Бытует мнение, что феминизм — это удел некрасивых женщин с неудавшейся личной жизнью, баб со стальными яйцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. На деле же феминизм — про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. Про то, что женщины не обязаны носить розовое, варить борщи, стремиться замуж и плевать на свою карьеру. Могут, но не обязаны. Про то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выглядеть чуть лучше примата и никогда не поддаваться эмоциям. Могут, но снова не обязаны, — говорит Арина. — Равенство между полами наступает тогда, когда дискуссия о том, кто лучше, прекращается и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Это нужно уважать и принимать.

Феминистка Арина Танцырева считает, что споры о том, кто лучше, бесполезны

Почему они не любят женщин?

Напороться на «баб со стальными яйцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике — такая история произошла с нашей читательницей Александрой, которая после развода сёрфила группы в «ВКонтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.

— В группе «Щастьебытьженщиной» пользователи делились историями из жизни, и в основном это было нытье и обвинения в адрес мужчин — их называли абьюзами, — вспоминает Александра. — Одна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда — он не моет посуду, поэтому она должна всё это терпеть. Я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. За это меня обвинили в том, что я защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Не защищать мужчин и не осуждать женщин».

Почему они бесят мужчин?

Подсчитать направления феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в России можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главная цель — обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавляют женщин, отношения с ними не нужны). Есть даже интерсекциональный феминизм — в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств. 

Фактически феминистами могут быть и мужчины, если они разделяют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». Для них даже придумали особый термин — «профеминист». В реальной многослойной России профеминист — существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себя агрессивно. Это естественная реакция, объясняет сексолог Ирина Бочарова: они начинают бояться, когда женщина играет на их поле.

— Эмансипированная (свободная) женщина и феминистка — это два разных понятия. Но когда женщина начинает проявлять себя, выполнять наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать — это пугает мужчин. Соревнование с мужчиной — уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хотя таковой она может и не быть, — говорит сексолог. — Эти соревнования влияют и на отношения отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальная система в России сохраняется. Как бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относятся плохо.

Сексолог Ирина Бочарова уверена: в России феминисткой назовут любую, кто хоть немного сильная и независимая

— Наше общество зачастую озабочено не рефлексией, а добычей денег. Просто денег, чтобы жить. Ты знаешь, что отечество кинет тебя и твою семью, не задумываясь. Социальных гарантий нет, а, учитывая тот факт, что даже работодатель считает себя вправе определять, кто в твоей семье должен зарабатывать больше («Мы поднимем Василию зарплату, ему семью кормить надо, а тебе муж помогает» — знакомая фраза?), получается ситуация искусственно нагнетаемого конфликта между полами, — рассуждает феминистка Арина Танцырева. — Вместо того, чтобы сесть и разработать вместе с партнером план совместной жизни, мы сталкиваемся со стереотипами, предписывающими нам строго определенные роли. А проблема-то в том, что все люди разные и одни и те же схемы могут нам не подходить.

Для большинства в России феминизм — это неприятно и больно, а быть феминисткой — всё равно что быть героиней анекдота про мышей и кактус: «плачут, колются, но продолжают есть». Удар по поясу наносят двойные стандарты: например, в Трудовом кодексе написано, что гендерной дискриминации в России нет, однако страна в лидерах по числу ограничений для трудовой деятельности женщин. Им запрещено заниматься 456 видами работ, в том числе водить сельхозтехнику или управлять поездами. 

Доказывать и рассказывать о себе — дело хоть и приятное, но не всегда благодарное. Вовремя уйти из таких диалогов — оптимальное решение, отмечают сами феминистки.

— Я с удовольствием рассказываю о фемценностях людям, которым интересно послушать и подискутировать на эти темы. Иногда бываю услышана, иногда мы договариваемся, что каждый остается в своем дискурсе, и тогда наши дорожки расходятся, — говорит Арина Танцырева. — Это нормально. Но я не готова идти на баррикады и заставлять слушать тех, кто этого не хочет. Там их жизнь, здесь моя жизнь, и было бы славно не трепать друг другу нервы.

Нужен ли феминизм в России? — Wonderzine

Текст: Татьяна Никонова, автор секс-блога Nikonova.online

Вчера по соцсетям разлетелся текст Кати Романовской, половины медиапроекта «Перзидент Роисси» — о состоянии прав женщин в нашей стране. Колонка с заголовком «Объективация прав» говорит о том, что в России «плохо обстоят дела с правами человека, кроме прав женщин», а «феминизм здесь не так уж и нужен». В качестве доказательств Катя Романовская ссылается как на права, которыми женщин наделила еще советская власть, так и на отсутствие гендерной дискриминации в бизнесе и естественность объективации со стороны обоих полов.

Другой идеей колонки является утверждение, что сексуальное насилие надо трактовать не как насилие над женщиной, а как насилие над личностью, а также что оскорбления в адрес женщин являются частью культуры бытового хамства, направленного на всех, а не дискриминацией по гендерному признаку. На данный момент колонка собрала 1380 лайков и 356 шеров, в том числе лидеров общественного мнения. По нашей просьбе блогер Татьяна Никонова рассуждает, занимаются ли феминистки надуманными проблемами и правда ли в России женщины находятся в ситуации равных возможностей с мужчинами.

Нужен ли феминизм 
в России?. Изображение № 1.

История российского феминизма — тема не для одного вдумчивого исследования, которое еще предстоит донести до широкой аудитории. А это необходимо, потому что и ситуация с правами женщин у нас совершенно особенная, и аудитория нуждается в объяснениях. Дошло до того, что даже активно пользующиеся достижениями советских феминисток считают, что феминизм и не нужен в России больше. Потому что это с правами человека в стране не очень, а у женщины, друга человека, всё нормально.

Опираются эти рассуждения в основном на законодательную базу, с которой и правда пока всё более или менее неплохо, в отличие от реального положения дел. В России пока что теоретически (но это пока) обсуждаются законы вроде вывода абортов из системы ОМС или запрета курения женщинам моложе 40 лет — и никто не вылетает после этого из кресла законотворца, это не сопровождается шумихой в прессе и невозможностью продолжать серьезную общественную деятельность. Более того, внезапно оказывается, что видение актуальной женской повестки во многом совпадает у представителей и ортодоксальных слоев, и самых прогрессивных, что явно говорит о серьезности проблемы и необходимости дальнейшей общественной дискуссии.

 

Жопа никуда не исчезнет, если ее не называть, но для нее перестанут выпускать четырехслойную туалетную бумагу

 

Например, представители Московской патриархии недавно выступили резко против термина «семейное насилие» с требованием не выводить его в отдельную категорию преступлений против личности. Аналогичного мнения придерживается не один представитель либеральной московской среды, называя насильников отдельным классом агрессивных и плохо воспитанных существ, с которыми может столкнуться каждый. То, что часть этих воображаемых гопников живет среди нас и измывается почти исключительно над женами и подружками, в расчет не принимается, и таким образом тема семейного насилия становится просто семейной темой. В ней муссируются кома жены известного актера и жалобы девушки блогера-путешественника, расчлененка в семье ресторатора и изнасилование современным художником, а до уголовных дел доходит даже не каждое второе, потому что без определения критериев семейного насилия остается только семья, а насилие растворяется в смысловом тумане.

Да, насилие — всегда насилие, но условия его возникновения очень разные, и их понимание — ключ к поискам решения проблемы. Именно поэтому дедовщину в армии изживают одним образом, подростковые банды — другим, а агрессию к более слабым и часто зависимым членам семьи — третьим. Или вообще не изживают, потому что если нет терминов для явления, нет и его описания и выведения отличительных особенностей. Сильно напоминает анекдот про Вовочку, который удивлялся, что жопа есть, а слова нет. Так вот, жопа никуда не исчезнет, если ее не называть, но для нее перестанут выпускать четырехслойную туалетную бумагу с собачками, пользуйтесь газетами. Понятно, почему за аскезу и умерщвление плоти стоят религиозные круги, но светской публике стоит пожалеть хотя бы собственную задницу.

Нужен ли феминизм 
в России?. Изображение № 2.

Поддерживается и поразительная идея о женщинах, которым еще при советской власти предоставили право и возможность работать и делать карьеру. Легко представить, как эту идею озвучивает женщина, член Совета Федерации и мем Валентина Петренко, но дико видеть это в колонке Олега Кашина. Логическая ошибка в том, что на протяжении более чем 70 лет в нашей стране не работать было почти невозможно: трудовая деятельность была не правом, а всеобщей обязанностью.
Закон о тунеядстве отменили только в 1991 году, а до того любой неработающий человек мог попасть под одну из статей, вплоть до 209-й Уголовного кодекса РСФСР.

Однако если мужчины могли обходиться профессиональной деятельностью, женщины продолжали пахать и дома, и на работе. Например, в 1980 году женщины занимались домашней работой примерно в три раза больше, чем мужчины. У матерей несовершеннолетних детей цифра в среднем была около 36 часов в неделю против 13,5 у мужчин с детьми — фактически еще одна рабочая неделя. Сейчас существует серьезная тенденция к снижению временных затрат, но женщины до сих пор тратят в два раза больше часов, чем мужчины, при этом легион полувелфэрных рабочих мест, где с 9 до 18 можно было чай пить, давно закончился. Зато появился еще один фронт работ — бесконечная полировка внешности, иначе ты и не женщина вовсе.

 

Женщины взвалили на себя ответственность за всё: дом, семейный бюджет
и мужское поведение

 

То есть и либеральная общественность, и государственные мужи, проповедующие движение назад, в семью, всерьез называют феминистским достижением двойную рабочую неделю, принудительно навязанную по гендерному признаку. А, соответственно, стремление не убиваться до такой степени — желанием отказаться от прав и наплевать на достижения прошлого. Получается, что ты либо ломовая лошадь, которой феминизм не нужен, потому что всё уже есть, либо антифеминистка, жаждущая халявы в виде занятости не больше, чем мужчина. Что думает по этому поводу сама женщина, ее не спрашивают уже почти сотню лет.

Почему женщины в России мирятся с таким положением и чем мы отличаемся от западных сестер, которые отвоевывают себе право за правом? Есть расхожая фраза, что женщину на Западе освободили стиральная машина и контрацептивная таблетка. Так вот, женщину в России поработили трудовая книжка и Великая Отечественная война. В 1945 году женщин в возрасте 20–29 лет (потенциальных невест) в стране оказалось вдвое больше, чем мужчин. Женщины привыкли, что за редкую птицу — мужчину — надо бороться, а женский труд ничего не значит. Женщины отказались ценить женский опыт и перестали слышать друг друга. Женщины взвалили на себя ответственность за всё: дом, семейный бюджет и мужское поведение, — и это продолжается до сих пор, хотя вокруг всё изменилось.

Нужен ли феминизм 
в России?. Изображение № 3.

Даже сами женщины поддерживают мизогинию, и в дивном новом мире вся ответственность за всё лежит на нас же. Юбка короткая? Сферическая проститутка в вакууме, у которой нет клиентов-мужчин, она сама по себе плохая девочка. Пристают? Учись разбираться в людях и избегать неприятных, они ведь себя не контролируют, хотя умудрились как-то получить водительские права и загранпаспорт. В тебе видят только сексуальный объект? Право на признание личности надо заслужить, если ты, конечно, не мужчина. Хочешь добиваться для себя и других женщин дополнительных прав? Это и есть дискриминация.

Хотя постойте, феминизм как раз борется не за особое отношение к женщинам, а за равные права для всех — и мужчин, и женщин, и именно поэтому он нам так и необходим. Как и любое движение в рамках борьбы за права человека, феминизм требует равноправия, несмотря на бесконечное количество различий между людьми. Эти различия необходимо знать и отмечать для понимания потребностей разных групп людей, но на права они никак не влияют. Все дети должны получать среднее образование, мужчина — равные права с женщинами в опеке над общими детьми, женщина — возможность зарабатывать столько, сколько предлагают специалисту в ее области без уточнения пола. Конечно, если этого не хочется, тогда феминизм нам не нужен, но в таком случае не стоит и прикидываться, что мы страна победившего феминизма.

Фотографии: coverimage via Etsy, 1, 2, 3 via Shutterstock

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о