Французская шапка – Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф

Фригийский колпак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Phrygian cap.svg

Фриги́йский колпа́к (также фракийский) — головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор — символ свободы[1].

Древний мир[править | править код]

Phrygian cap.svg Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба)

Был в употреблении у племён, в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию. В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу, назывался pileus. Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока, меха или шерсти: изначально — бедренная часть шкуры животного, завязанная или зашитая с узкой стороны

[источник не указан 903 дня].

Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак. На монете Брута после убийства Цезаря pileus изображен на реверсе между двух клинков. Это изображение повторено на медали Лоренцаччо после убийства Джулиано Медичи в 1478 году. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов.

Изображения встречаются на некоторых древнеримских памятниках — в частности, в некоторых сюжетах на знаменитой колонне Траяна. Похожие головные уборы носили киммерийцы[2] и скифы, их можно видеть на греческих изображениях скифов, в частности, на знаменитой золотой скифской гривне, выполненной в древности греческими мастерами для продажи в Скифию.

Французская революция[править | править код]

Скульптурное изображение Марианны Phrygian cap.svg

Во время Великой французской революции pileus часто отождествляли с фригийским колпаком, который изображался частью костюма мифологических героев из Азии: Париса или пришедших к младенцу Христу волхвов. Он мягкий и имеет свисающую верхушку.

Ни фригийский колпак, ни pileus не были обязательно красными. Почему колпак как символ революции (bonnet rouge) приобрёл этот цвет, точно не известно. Очевидно, некоторое время он был головным убором каторжников на галерах (запрещён для ношения ими декретом 23 сентября 1793).

Общепринятым символом революции он стал не сразу: 19 марта 1792 в Якобинском клубе было прочтено письмо мэра Парижа, осуждавшего ношение красного колпака. 19 июня 1792 в клубе снова вспомнили запрет, но уже на следующий день во время захвата Тюильри санкюлотами король был вынужден надеть красный колпак, поданный ему на пике.

На знаменитой картине Делакруа «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 года») (1831) он украшает голову Свободы. Марианна, национальный символ Франции, изображается в виде девушки во фригийском колпаке.

Фригийский (фракийский) колпак можно часто встретить в символике Соединённых Штатов Америки, в частности, на многих монетах США изображается Свобода во фригийском колпаке (например, 50 центов с бюстом Свободы в колпаке, доллар с сидящей Свободой и другие), Колумбии. Также изображён на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии и Колумбии.

  • Ernst Gombrich. The Dream of Reason: Symbols of the French Revolution, in: E.H.Gombrich. The Use of Images: Studies in the Social Function of Art and Visual Communication. Phaidon Press, 1999, 162—183.

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф

Французские истории. Бретань. Куафф.

Если вам вдруг удастся посетить Бретань, непременно постарайтесь попасть на национальный праздник или фольклорный фестиваль! Пару лет назад мне посчастливилось посмотреть несколько выступлений и заключительное шествие всех участников фестиваля — вот где была радость и восхищение от необычных танцев, необыкновенных костюмов и полного смешения французской и английской культур — ведь Бретань — не совсем Франция. Подробнее об этой истории читайте статью в моем персональном блоге https://www.livemaster.ru/topic/2945009-frantsiya-kak-ona-est-bretan-ne-frantsuzskaya-angliya-i-ne-anglijskaya-frantsiya?vr=1&inside=0

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 1

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 2

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 3

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 4

Сегодня я расскажу о необычных головных уборах женщин Бретани. Бретань (не путать с Британией, и наверняка вы уже поняли, чем отличается одна страна от другой , если прочли мою статью по ссылке выше) — историческая область на северо-западе Франции, регион где я живу, славится разнообразием традиционного костюма — официально их признано 66. Обязательной составляющей женского традиционного костюма является головной убор, называемый куафф.
Вариантов куаффа насчитывается ещё больше, чем костюма, потому что для молодой девушки на выданье, замужней дамы и вдовы уборы должны быть разными. Куаффы отличаются размером и сложностью конструкции, но есть и то, что их объединяет: они белые и всегда кружевные (иногда кружево заменяется хлопчатобумажной тканью, украшенной вышивкой).

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 5

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 6

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 7

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 8

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 9

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 10

Самым известным (но не самым красивым) куаффом является головной убор Бигуден, представляющий собой 30-40 сантиметровый цилиндр из накрахмаленного кружева, возвышающийся на голове, как башня.

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 11

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 12

Названия куаффов происходят от названия местности, откуда они родом. В каждом городе и деревушке были свои разновидности куаффов.

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 13

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 14

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 15

Если вам не удалось попасть на праздник и увидеть, как красивы девушки в куаффах — приглашаю вас в легендарный отель в моем любимом городе Динар, там сохранился дресс-код для сотрудниц ресторана, да и сам ресторан и отель — единственная возможность увидеть и почувствовать в современности как выглядел быт Бретонцев:

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 16

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 17

Конечно, в повседневной жизни уже никто не носит такие уборы, но бретонцы чтят и уважают историю края и гордятся возможностью участвовать в национальных праздниках и надевать национальные костюмы, а современных женщин учат шить эти роскошные вещи в этом же отеле на специальных мастер-классах. Мечтаю попасть к мастерам на занятие, проходят они крайнередко и даже не каждый год! А пока покажу вам лишь несколько фото:

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 18

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 19

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 20

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 21

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 22

И конечно же, большая редкость найти такой головной убор, на самом деле это совершенно невозможно, есть только шанс сшить его самому 🙂 Но вы всегда сможете украсить свой дом изображениями куаффа на разных предметах:

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 23

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 24

И конечно же посетить Бретань, чтобы повстречаться с ним на каком-нибудь празднике!

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 25

Французские истории: удивительный национальный головной убор бретонок куафф, фото № 26

Благодарю вас за внимание и до новых встреч с французскими историями..

Шаперон (головной убор) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шаперон.

Шаперо́н (фр. chaperon) — средневековый головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами. Мода на ношение шаперона пришла из Бургундии, в начале XV века она охватила всю Западную Европу, к концу того же столетия постепенно ушла, и шаперон вернулся к первоначальной, чисто утилитарной роли.

Ранний шаперон

Первоначально шаперон представлял собой капюшон с пелериной, скреплявшийся застежкой на шее, который использовался всеми классами общества как дорожная одежда для защиты от дождя и ветра, причём его носили равно женщины и мужчины. При необходимости капюшон можно было сбросить на спину, и использовать шаперон в качестве короткого плаща. В качестве дополнительного украшения пелерина могла быть присобранной или вырезанной по краям. Также сам капюшон часто дополнялся длинным шлыком. Появляется он впервые около XII века. Среди исследователей нет согласия, называлась ли эта ранняя форма собственно шапероном, или же носила имя «худ» (англ. hood — капюшон).

Само название «шаперон» восходит, по всей вероятности, к позднелат. cappa — то есть «плащ с капюшоном», или просто «капюшон» — к чему был уже во французском языке добавлен увеличивающий суффикс «-(r)on», давая общее значение «широкий капюшон», «большой головной убор».

Шаперон делился на следующие части, каждая из которых развивалась собственным путём и приобретала особое значение. Это — длинный шлык, вначале свисавший на спину, носивший у французов название корнетты (фр. cornette), у англичан — типпит (англ. tippit), также в обоих языках встречается его общее название лирипип (англ. и фр. liripipe). Пелерина для французских разновидностей шаперона именовалась патта (patte), у англичан — кейп (cape — то есть «плащ», «накидка») разновидность, украшенная фестонами — «петушиным гребнем» (cockscomb). Позднее шаперон дополнительно украшали с помощью бурреле (фр. bourrelet) или «ронделя» (rondel) — широкой ленты из шёлка или хлопчатобумажной ткани, обвязывавшейся вокруг головы на манер тюрбана или берета, со свисавшим вниз концом.

Преобразование и дальнейшее развитие[править | править код]

Около 1300 года некто, оставшийся неизвестным, предложил носить шаперон, надевая его на голову лицевым отверстием, так что пелерина и шлык (патта и корнетта) свешивались с двух сторон в качестве украшения. Существует предположение, что эта «шляпообразная форма», получившая в литературе название собственно шаперона, в начале носилась только в жаркое время года — но доказательств этому нет. Так или иначе, идея была подхвачена, и в XV веке шапероны начинают шить именно с расчётом на ношение их в виде шляпы. Развиваются разные варианты ношения шаперона.

  1. Корнетта и патта завязывались в узел на макушке, давая вместе нечто похожее на островерхий тюрбан; причём иногда обе части стояли стоймя или одна из них (корнетта или патта) свисали на затылок.
  2. Патта спускалась и охватывала шею и прикреплялась к бурреле с помощью застежки, в то время как корнетта свободно свисала сбоку или со спины.
  3. Патту завязывали на макушке на манер петушиного гребня, в то время как корнетта свободно свисала сбоку или со спины.
  4. Корнетту завязывали на макушке, оставляя патту свободно свисать.
  5. Патта свободно свисала на затылок, в то время как длинную корнетту несколько раз обвязывали вокруг шеи и закрепляли. Подобный вариант был особенно удобен в зимнее время, при езде верхом. Считается, что именно его использовала Жанна д’Арк.
  6. При необходимости, например, предстать перед человеком более высокого ранга или во время церковного моления, шаперон снимали и укладывали на плечо, так что патта свисала на спину, корнета — вперёд.
Филипп Добрый, герцог Бургундии. На портрете он изображён в шапероне с огромным бурреле, по моде середины века.

На итальянский манер сложенную пополам патту оставляли свисать сбоку от головы. Как последний штрих шаперон стали обвязывать широкой лентой — бурреле, превращая шаперон в подобие тюрбана.

В начале XV века, как следует из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского» и «Охотничьей книги», крестьяне продолжали носить шаперон в его исконном виде, в то время как прислуга, входившая в свиту владетельных князей, предпочитала оформлять его наподобие шляпы, изготовлявшейся, по-видимому, из шёлка. В середине века шаперон, несколько более простой и строгий по виду, становится также головным убором знати.

В середине того же века шаперон становится обычным головным убором знати и купцов, причём корнета удлиняется чуть не до земли, заставляя носящего обматывать её вокруг шеи на манер шарфа, так что, например, на флорентийский шаперон этого времени уходило до 9,5 метров ткани (камки или шёлка). Бурреле свивается в жгут, причём иногда по-прежнему обертывается вокруг шаперона, или же несколько слоев дополнительно накладываются на сам шаперон.

Интересно, что величина бурреле соответствовала степени знатности его хозяина — чем больше бурреле, тем выше человек стоял на социальной лестнице.

Во Франции и Бургундии ношение шаперонов определённого цвета указывало на принадлежность человека к определённой политической партии — причём сами партии могли иногда носить имя «шаперонов». Так, участники парижского восстания 1356 года, направленного против дофина Карла — будущего Карла V, регента Франции в то время, как его отец Иоанн II был в плену у англичан, и добивавшиеся французского трона для Карла Злого, короля Наварры, носили двуцветные шапероны, у которых красный цвет символизировал Париж, голубой — Наварру. В 1379 граждане Гента восстали против Филиппа Смелого, герцога Бургундии, причём знаком принадлежности к повстанцам было ношение белого шаперона (см. Восстание белых шаперонов). Белый шаперон также символизировал принадлежность к восставшим во время парижских беспорядков в 1413 году.

Во Флоренции в XV столетии шапероны (по-итальянски «капуччи») выдавали принадлежность к республиканской партии, в то время как их противники носили «придворные шляпы».

Шапероны всех родов и видов часто изображались на миниатюрах XIV века, причём, как правило, в них были одеты крестьяне или прислуга — дань тому времени, когда шаперон только стал завоевывать себе место как модный головной убор.

Также шаперон весьма характерен для нидерландских портретов, как и для картин итальянского Ренессанса. Среди прочего их любил изображать Паоло Учелло, специально занимавшийся вопросом графической перспективы. По его мнению, сама форма шаперона помогала зрителю почувствовать глубину пространства картины.

Также в итальянском искусстве шапероны часто появляются в сценах Рождества Христова, как считается, потому что дата этого события пришлась на зиму — время года, когда ношение теплого шерстяного шаперона было более чем обычным. В шапероне часто изображается Святой Иосиф или пастухи, поклоняющиеся новорождённому Христу.

  • Ян ван Эйк. Портрет Джованни Арнольфини (ок. 1438). Бурреле свёрнуто в жгут и наложено на шаперон сверху, превращая его в подобие островерхого тюрбана

  • Молящийся (ок. 1450) работы Петруса Кристуса. Шаперон в развёрнутом виде свисает с плеча

  • Людовик II Анжуйский. На портрете герцог изображен в модном шапероне, с паттой в форме «петушиного гребня», надо лбом, и бурреле, свитым в жгут

В 1480-х годах шаперон стал постепенно выходить из моды, хотя его продолжали носить горожане и купцы. Поздний шаперон лишился пышных украшений, лента-бурреле исчезла совсем или сильно укоротилась, патта уже ничем не украшалась. К 1500 году в Северной Европе шаперон исчез почти окончательно, в то время как его предок, капюшон или худ, продолжал носиться пастухами или крестьянами, особенно в холодное время года. Ещё какое-то время собственно шаперон продержался как часть формального наряда законников, академиков и членов некоторых из рыцарских орденов (так, например, шаперон входил в орденское одеяние французских рыцарей Звезды). Но и в этих случаях шаперон был уже достаточно скромных размеров, часто лишённый бурреле, крепившийся к одежде на манер капюшона. В Италии мода на шаперон (как головного убора для пожилых) продержалась дольше всего, окончательно выйдя из употребления лишь к 1520 году.

Шаперонами или шаферонами называются также налобники в форме щитка, в некоторых странах надевающиеся на лошадей, везущих погребальный кортеж.

Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь

«А»

Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.

Головные уборы от

«Б»

Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.

Как пример — пиратская бандана.

Головные уборы от

Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.

Головные уборы от

Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.

Головные уборы от

Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂

Головные уборы от

Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.

Головные уборы от

Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.

Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).

Покамест в утреннем уборе,

Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.

Головные уборы от

Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.

Головные уборы от

Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.

Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.

Головные уборы от

Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.

В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.

Головные уборы от

Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.

Головные уборы от

«В»

Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.

Головные уборы от

Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.

Головные уборы от

Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.

Головные уборы от

«Г»

Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.

Головные уборы от

Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.

Головные уборы от

Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.

Головные уборы от

«Д»

Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.

Головные уборы от

Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.

Головные уборы от

«Е»

Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.

Головные уборы от

«Ж»

Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.

Головные уборы от

«З»

Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.

Головные уборы от

«И»

Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.

Головные уборы от

«К»

Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.

Головные уборы от

Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.

Головные уборы от

Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.

Головные уборы от

Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.

Головные уборы от

Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.

Головные уборы от

Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)

Головные уборы от

Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).

Головные уборы от

Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.

Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).

Головные уборы от Головные уборы от

Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.

Головные уборы от

Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.

Головные уборы от

Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).

Головные уборы от

Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.

Головные уборы от

Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.

Головные уборы от

Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

Головные уборы от

Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.

Как пример — колпак Санта Клауса.

Головные уборы от

Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.

Головные уборы от

Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.

Головные уборы от

Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.

Головные уборы от

Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.

Головные уборы от

Кубанка — невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка.

Головные уборы от

«Л»

Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.

Головные уборы от

«М»

Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.

Головные уборы от

Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.

Головные уборы от

Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.

Головные уборы от

«Н»

Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.

Головные уборы от

«О»

Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.

Головные уборы от

Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.

Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.

Головные уборы от

«П»

Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.

Головные уборы от

Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.

Головные уборы от

Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.

Головные уборы от

Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.

Головные уборы от

Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.

«Девушка в платке» А.Г. Венецианова

Головные уборы от

Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог)…

Головные уборы от

«Р»

Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.

Головные уборы от

«С»

Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.

Головные уборы от

Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.

Головные уборы от

Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.

Головные уборы от

«Т»

Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.

Головные уборы от

Твидовая шляпа — шляпа, шитая из шерстяной ткани — твида. Твидовая ткань мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения, бывает меланжевая, чаще с цветными узелками.

Головные уборы от

Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.

Головные уборы от

Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.

Головные уборы от

Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.

Головные уборы от

Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.

Головные уборы от

Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.

Головные уборы от

Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.

Головные уборы от

Тюрбан — см. ниже «Чалма».

«У»

Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.

Головные уборы от

«Ф»

Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.

Головные уборы от

Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.

Головные уборы от

Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.

Головные уборы от

Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.

Головные уборы от

Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.

Головные уборы от

Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.

Головные уборы от

Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.

Головные уборы от

«Х»

Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.

Головные уборы от

Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.

Головные уборы от

«Ц»

Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.

Головные уборы от

«Ч»

Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.

Головные уборы от

Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.

Головные уборы от

«Ш»

Шапокляк — (фр. chapeau claque) — (chapeau) шапо — шляпа и (claque) кляк — шлепок, удар ладонью; мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.

Головные уборы от

Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.

Головные уборы от

Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.

Головные уборы от

Шлем — предмет защитного оснащения военнослужащих, предназначенный для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее огнестрельным.

Головные уборы от

Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».

Головные уборы от

«Э»

Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.

Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.

Головные уборы от

«Ю»

Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».

«Я»

Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.

Головные уборы от

Для чего у французских моряков на бескозырке красный помпон ❘ фото | Екабу.ру

Бескозырка – наиболее широко распространенный головной убор на флоте разных стран. Конечно же, в каждом государстве воинская форма имеет свою специфику. Например, во Франции на макушке морской бескозырке имеется помпон синего или красного цвета. У этого элемента дизайна, как и у головного убора французских матросов, долгая история. Есть на этот счет и красивая матросская легенда.

История флотской бескозырки французских матросов начинается с истории бонета, небольших войлочных шапочек, которые носили еще в средневековой Скандинавии. Уже тогда на бонетах были помпоны. Шапочки были просты в изготовлении и очень удобны в сырую, холодную погоду. Стоит ли удивляться тому, что всего за столетие бонет просочился и в армии разных стран.


Первыми на этом поприще были британцы. /Фото: kipmu.ru.

Наиболее широкое распространение шапки с помпоном получили в 1725 году после Первого якобитского восстания, когда в Великобритании сформировали горский полк из лояльных короне шотландских кланов. Главным головным убором этих бойцов был бонет с помпоном. К концу XVIII столетия воинский головной убор с помпоном можно было увидеть в самых разных армиях мира: Британия, Франция, Португалия и даже Россия.


Сначала была прядь. /Фото: kipmu.ru.

Путь к бескозырке на французском флоте начался в 1825 году. Именно тогда для матросов и младших флотских офицеров был принят головной убор «bonnet de travail», который по сути являлся фуражкой с небольшим козырьком. Никакого помпона на ней тогда еще не было. Примечательно, что изначально внешний вид «bonnet de travail» почти не регламентировался, а потому многие матросы шили шапки на заказ на свой лад с разной расцветкой и небольшими ленточными украшениями.

К 1830 году козырек с «bonnet de travail» исчез. Спустя еще два года французское командование приняло жесткий регламент в отношении внешнего вида матросов, в том числе их головных уборов. Бескозырки были приведены к единому стандарту. Каждый моряк должен был иметь две шапки, одна из которых в обязательном порядке должны была быть синего цвета без украшений. Единственное что позволялось добавить – шерстяная прядь (небольшая кисточка) на макушке бонета. Уже к 1840 году наличие пряди стало обязательным.


Сегодня выглядит вот так. /Фото: anews.com.

Учитывая тот факт, что в морском регламенте о воинской форме 1832 года морякам дозволялось оставлять на своем бонете эту саму прядь, логично будет предположить, что придумали ее сами моряки, которые хотели как-то украсить свою форму сразу после появления «bonnet de travail». Очередные значительные изменения с головным убором французских матросов произошли в 1871 году. Было установлено, что шапка должна быть двух цветов (один из которых синий), а прядь на макушке должна быть как можно более густой и исключительно красного цвета.


Немного странно. /Фото: reibert.info.

Совой современный вид французская флотская бескозырка обрела к началу первой Мировой войны. Пышная прядь на макушке для удобства и большей практичности решили заменить на лаконичный помпон. На этот счет, к слову, есть красивая легенда о том, что во время смотра флота императрицей Евгенией один из матросов разбил голову до крови, и монаршая особа подала ему свой шелковый платок, который окрасился в красный цвет. В память об этом месте на флоте и стали носить ту самую красную прядь, а позже – красный помпон.

Источник: https://novate.ru

Что такое фригийский колпак?

Что такое фригийский колпак? Это так называемая шапка свободы. Выглядит она как сужающаяся кверху кеглевидная мягкая шапочка. На сторону лба ниспадает верх модели. Края снизу расширяются, прикрывая уши человека.

В древние времена фригийский колпак надевали подданные Мидаса – знаменитого фригийского царя. Рабы, носившие такой головной убор, получали свободу.

фригийский колпак

Фригийский колпак – символ Франции и не только

Закруглённая шапочка красного цвета получила своё название в честь области в Малой Азии — Фригии. Носили фригийский колпак племена, населявшие Далмацию, Дакию, Фракию. Надевали его и в Древнем Риме. Изготавливался колпак из шерсти, меха или войлока. В Греции шапку носили все свободные простолюдины.

фригийский колпак символ францииКогда Цезарь был убит, на монете Брута появилось изображение колпака между двух клинков. Тот же символ был повторён и после убийства Джулиано Медичи на медали Лоренцаччо. В Риме колпак, поднятый на посох, служил своеобразным знамением для рабов. Встречаются такие изображения ещё и в некоторых сюжетах на всемирно известной колонне Траяна. Носили подобные головные уборы также скифы и киммерийцы. Скифская золотая гривна – прямое тому доказательство.

Ещё немного истории

Но почему же тогда принято считать, что фригийский колпак — символ Франции? Всё дело в том, что во время Великой Французской революции носили пилей (шапку), он очень часто отождествлялся с данным головным убором.

Кстати, колпак вовсе необязательно должен был быть красным. Почему он приобрёл именно этот цвет, точно не известно. Скорее всего, такая расцветка является символом революции. Впрочем, головной убор был признан символом не сразу.

В марте 1972 года мэром Парижа было зачитано письмо с осуждением ношения красного колпака. В июне того же года запрет снова вспомнили. Хотя на следующий день при захвате Тюильри сам король надел красный колпак, который подали ему на пике.

фригийский колпак фото

Известная картина Делакруа под названием «Свобода на баррикадах» изображает события революции 1830 года. На ней колпак красуется на голове Свободы. Национальным символом Франции является Марианна – девушка в этом головном уборе.

На сегодняшний день

Сегодня фригийский колпак – это символика, встречающаяся во Франции, на монетах Соединённых Штатов Америки (50 центов, доллар и т.д.), на гербах Колумбии, Боливии, Никарагуа, Кубы, Сальвадора, Аргентины. И если ранее такой головной убор украшали изображениями Энея, Париса и прочих троянских героев, то на сегодняшний день это просто войлочная шапка ярко-красного цвета со свисающим вперёд концом.

Кстати, до Французской революции колпак встречался на головах моряков и каторжников на галерах. Уже после взятия Бастилии головной убор приобрёл огромную популярность у всего народа. Мягкая шапка, как правило, украшалась национальной кокардой.

Одним словом, фригийский колпак для разных народов во многих странах олицетворяет революцию и свободу. Символ этот известен во всём мире с давних пор, и значением его удивить кого-либо достаточно сложно.

фригийский колпак желчный пузырь

В анатомии

Однако и это ещё не всё. В медицине тоже существует такое понятие, как фригийский колпак. Желчный пузырь в этом случае (точнее, его дно) частично или полностью отделяется от тела своеобразной перегородкой (складкой). Клинически же данная аномалия никак не проявляется. Встречается такая проблема у десяти-двадцати процентов людей. Впрочем, особых неудобств она не доставляет.

Что говорят люди?

Стоит отметить то, что пилей – это всё же не фригийский колпак. Шлем тем не менее очень похож на этот головной убор. Потому во время Великой Французской революции люди нередко путали их между собой. Колпак намного мягче пилея. Именно он являлся частью нарядов азиатских героев, пришедших к новорождённому Христу волхвов или Париса.

Когда колпак был признан общепринятым символом революции, люди отнеслись к этому абсолютно по-разному. Казалось бы, головной убор является символом свободы. Но в то же время ношение его осуждалось. Некоторые даже называли колпак революционной пародией, то есть издёвкой над ещё недавней святыней. Подобно тому, как украшают псевдокороны головы паяцев и петрушек. Само собой, лучший символ свободы, чем символ недавней власти, надетый по чужому наущению себе на голову, придумать было бы сложно.

фригийский колпак это

В завершение

Итак, остаётся подвести итоги. Ярким известным атрибутом борцов за свободу является фригийский колпак. Фото головного убора чётко говорит о том, что эта вещь действительно броская и заметная. Точно так же ведь не могло остаться незамеченным такое событие, как «испарение» власти королей-князей-курфюстов. В тот момент повсюду звучали такие слоганы, как «Человек имеет право» или «Свобода-братство-равенство».

Красный колпак – это самый распространённый символ борьбы людей за свои права. Усвоен он по обе стороны Атлантики. Головной убор гордо венчает голову Марианны, флаг штата Нью-Йорк и эмблему Департамента армии США.

В Древнем Риме в подобных шапках ходили освобождённые рабы, которым удалось получить местное гражданство. Но всё-таки главную роль в немалой популярности колпака сыграл Марк Юний Брут, убивший Цезаря. Таким образом, им был создан так называемый логотип свержения злобного тирана. Колпак чеканился на монетах, производимых убийцей. Они же, в частности, выполняли и пропагандистские функции.

Революционерам колпак, конечно же, очень быстро полюбился. Во многом на это повлиял такой распространённый в те времена культ Брута. При терроре люди нередко даже меняли свои христианские имена на более революционные (Жерминаль, Марат, Брут). В те же времена головной убор начали использовать и как неофициальный атрибут в якобинских администрациях. В 1831 году колпак появился уже и на печати Сената. На ней его держала Свобода на шесте.

Сегодня колпак встречается не реже, чем в давние времена. К примеру, в Бретани в 2013 году проходили крупные манифестации против внедрения экологического налога. Демонстранты ходили по улицам в ярких головных уборах. Само же движение получило название «Красные колпаки». И подобных примеров на самом деле не так уж и мало.

Одним словом, красный колпак — символ революционеров, известный во всём мире. Головной убор имеет яркую историю и примечательный внешний вид. Шапка свободы завоевала огромную популярность среди людей, желающих отстаивать свои права, за много лет с момента своего появления, в чём, собственно, нет ничего удивительного.

Фригийский колпак — это… Что такое Фригийский колпак?

Phrygian cap.svg Phrygian cap.svg Скифские воины (изображение из кургана Куль-Оба) Скульптурное изображения Марианны

Фригийский колпак (иногда также фракийский) — мягкий закругленный колпак красного цвета со свисающим вперёд верхом. Называется в честь Фригии — области в центре Малой Азии. Известен как символ свободы или революции.

Был в употреблении у племён, в древности населявших Фракию, Дакию, Далмацию. В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу, назывался pileus. Он был круглым или островерхим и изготовлялся из войлока, меха или шерсти. Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины, то есть раб, получив свободу, получал и право носить такой колпак. На монете Брута после убийства Цезаря pileus изображен на реверсе между двух клинков. Это изображение повторено на медали Лоренцаччо после убийства Джулиано Медичи в 1478 году. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов. Изображения встречаются на некоторых древнеримских памятниках — в частности, в некоторых сюжетах на знаменитой колонне Траяна. Похожие головные уборы носили киммерийцы[1] и скифы, их можно видеть на греческих изображениях скифов, в частности на знаменитой золотой скифской гривне, выполненной в древности греческими мастерами для продажи в Скифию.

Во время Великой Французской революции pileus часто отождествляли с фригийским колпаком, который изображался частью костюма мифологических героев из Азии: Париса или пришедших к младенцу Христу волхвов. Он мягкий и имеет свисающую верхушку.

Ни фригийский колпак, ни pileus не были обязательно красными. Почему колпак как символ революции (bonnet rouge) приобрел этот цвет, точно не известно. Очевидно, некоторое время он был головным убором каторжников на галерах (запрещён для ношения ими декретом 23 сентября 1793).

Общепринятым символом революции он стал не сразу: 19 марта 1792 в Якобинском клубе было прочтено письмо мэра Парижа, осуждавшего ношение красного колпака. 19 июня 1792 в клубе снова вспомнили запрет, но уже на следующий день во время захвата Тюильри санкюлотами король был вынужден надеть красный колпак, поданный ему на пике.

На знаменитой картине Делакруа «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 года») (1831) он украшает голову Свободы. Марианна, национальный символ Франции, изображается в виде девушки во фригийском колпаке.

Кроме того, фригийский (фракийский) колпак можно часто встретить в символике Соединенных Штатов Америки, в частности на многих монетах США изображается Свобода во фригийском колпаке (например 50 центов с бюстом Свободы в колпаке, доллар с сидящей Свободой и другие), Колумбии. Также изображён на гербах Аргентины, Сальвадора и Кубы.

Литература

  • Ernst Gombrich. The Dream of Reason: Symbols of the French Revolution, in: E.H.Gombrich. The Use of Images: Studies in the Social Function of Art and Visual Communication. Phaidon Press, 1999, 162—183.

Примечания

Ссылки

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о