Грех ревность: Является ли ревность грехом? | Ответы священников на вопросы – ЦЕРКОВЬ И МОРЕ ЖИТЕЙСКОЕ. О РЕВНОСТИ. Архимандрит Рафаил (К — Борьба с древом греха — православная социальная сеть «Елицы»

ЦЕРКОВЬ И МОРЕ ЖИТЕЙСКОЕ. О РЕВНОСТИ. Архимандрит Рафаил (К — Борьба с древом греха — православная социальная сеть «Елицы»

static.elitsy.ru/media/cache/1d/52/1d52cd2769b2f77a010a6f7c1ba4149c.jpg

Вопрос.

Меня одолевают муки ревности. Из-за своей ревности я все время порчу с любимым человеком отношения. В добавление к этому на ум приходят не очень добрые мысли, я бы даже сказала – черные. Мне плохо от этого, от этих мыслей. Иногда мне кажется, что во мне живут два человека: один хочет избавиться от этого порочного чувства, очиститься, а другой подогревает это чувство, разжигает его. Объясните, что такое ревность с точки зрения православной веры и как с этим бороться, как избавиться от этого, с помощью какой молитвы?

Ответ.

Ревность одна из самых сильных страстей, под действием которой совершалось много преступлений, вплоть до убийств и самоубийств.

Основа ревности – гордость как чувство собственника, которому другой человек должен принадлежать целиком, по какому-то несуществующему праву. Второе – это душевная, слепая любовь, которая самого человека превращает в раба страсти. В ревности сочетаются еще две других страсти: подозрительность и мстительность,– поэтому ревность может буквально иссушить человеческую душу. Каждая страсть имеет момент наслаждения, даже гнев и ярость, и человек отдается ревности как бурному потоку, который несет его неизвестно куда.

С христианской точки зрения ревность противоположна любви, так как любовь не ищет своего (I Кор.13, 5), а ревность с бдительностью следит за тем, чтобы не потерять того, кого она считает своим. Жизнь с ревнивым человеком делается мучительной. Каждый взгляд, каждое слово могут быть истолкованы как скрытая измена, и оба лица находятся в постоянном психическом напряжении. Чтобы бороться с ревностью, надо переменить свое отношение к Богу, людям и себе самой.

Духовная любовь изгоняет ревность, поэтому надо искать любви через дела милосердия и молитву, в том числе через молитву о той женщине, из-за которой Вы ревнуете.

Очень полезно при наличии этой страсти помнить о смерти, о том, что здесь, на земле, все кончается и разлука неизбежна; но чистая любовь соединяет людей в будущей жизни, а ревность, как всякое зло и грех, разъединяет их навеки. Ревность – это испытание, данное Вам, с которым Вы должны бороться.

Святой Иоанн Лествичник пишет, что люди гневливые, но победившие гнев получают большую награду, чем негневливые по своему характеру. То же можно сказать о ревности.

Победив ее, Вы взойдете сразу на несколько ступеней духовной лестницы. Молитесь святому апостолу Иоанну Богослову, чтобы он погасил огонь ревности в Вашей душе духовной любовью.


Служба «Елицы.Записки»: Заказать молебны и молитвы на всякую бытовую и духовную потребу к достопочитаемым Православным святыням России и мира:
zapiski.elitsy.ru/special/ozdravii?partner=Posts_Elitsy

Ревность. Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих]

Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного ложного тщеславия.

Оноре де Бальзак

Ревность является одной из своеобразных форм и разновидности зависти. Ревнивец фактически завидует своему более удачливому сопернику и хочет, чтобы только он был единственным владельцем своей супруги, сексуального партнера или предмета любви. И когда порой убивают из-за ревности, то вместе с соперником (соперницей) убивают и того, кого так сильно любили – по принципу: «А не доставайся теперь никому!». Фактически – это черная зависть в ее самом жестком варианте.

Из чего же состоит ревность? Франсуа де Ларошфуко еще в XVII веке утверждал, что в ней только одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия. Михаил Веллер отмечает, что ревность – это и боязнь потерять, и уеденное самолюбие, и опасение, что другой лучше, и ощущение невозможности полностью контролировать ситуацию, умаление своей значительности, ущемление своего самоутверждения.

Почти все эти факторы характерны и для зависти, поэтому между этими двумя психологическими состояниями так много общего. Религиозный деятель Киприан Карфагенский в трактате «О зависти и ревности» писал, что завистливым людям «не радостна пища, и питье не может быть приятным, они постоянно вздыхают, стонут, скорбят. И как ревность никогда не оставляет завидующего, то и сердце, днем и ночью обладаемое ею, терзается беспрерывно».

В качестве любопытного примера ревности можно вспомнить знаменитую некогда женщину, которая была первой женщиной-министром, послом и… глашатаем сексуальной революции. Речь идет об Александре Коллонтай – видной деятельнице коммунистического движения первой половины ХХ века.

В своих статьях и книгах она призывала к социальному раскрепощению женщины и смело (для того времени) утверждала eе право на свободный выбор в любви. В 1917 году Коллонтай призывала революционных солдат и матросов к свободной любви. Шесть лет спустя, в 1923 году, она бросила клич не сдерживать своих сексуальных устремлений, раскрепостить инстинкты и дать простор любовным наслаждениям. Наиболее ярко идеи Александры Коллонтай прозвучали в нашумевшей в те годы статье «Дорогу крытому Эросу!».[48] На первом революционном этапе призывы Коллонтай упали на благодатную почву. В частности, Клуб анархистов в феврале 1918 года выступил с проектом «Декрета о социализации женщин», в котором были такие положения: «Пункт 2. Все женщины изымаются от частного владения и объявляются достоянием народа… Пункт 7. Все мужчины имеют право не чаще трех раз в неделю, в течение трех часов, пользоваться одной женщиной…». Не без участия Коллонтай в те времена в ходу была теория стакана воды (заняться сексом – так же просто, как выпить стакан воды).

В 1924 году издательство Коммунистического университета им. Свердлова выпустило в свет брошюру «Революция и молодежь», в которой А. Залкиндом были сформулированы 12 половых заповедей революционного пролетариата. Вот лишь два пункта. Заповедь 9. «Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания». И следующая заповедь: «Не должно быть ревности».

А теперь перейдем к личной жизни Коллонтай. Мужчин у нее было достаточно, но не в этом дело. Суть в другом – когда она вела свободную сексуальную жизнь, то была активной противницей ревности. Но когда онa влюбилась по-настоящему, ей пришлось испытать муки ревности по полной программе. Объектом ее страсти был мужчина на 17 лет моложе ее – революционный матрос Павел Дыбенко, этакий революционный мачо в тельняшке и с маузером на боку. Они познакомились в бурные дни 1917 года. Ей 45 лет, ему – 28, но какое это имеет значение в период революции, когда сегодня живешь, а завтра неизвестно, что будет с тобой и страной. Они познакомились, подружились и стали любовниками очень быстро. «Наши отношения, – вспоминала Коллонтай, – всегда были радостью через край, наши расставания полны были мук, эмоций, разрывающих сердце. Вот эта сила чувств, умение пережить полно, горячо, сильно, мощно влекло к Павлу». Когда Александру Коллонтай спросили: «Как вы решились на отношения с Павлом Дыбенко, ведь он был на 17 лет моложе вас?» – Александра Михайловна, не задумываясь, ответила: «Мы молоды, пока нас любят!».

И здесь Коллонтай, которая всю жизнь отстаивала точку зрения, что брак препятствует свободе женщины, вдруг совершает неожиданный поступок – выходит замуж за Дыбенко.

Это была странная пара. Аристократка Коллонтай, элегантная дама со светскими манерами, и высокий, плечистый крестьянский сын с грубыми чертами лица и соответствующими простецкими манерами (был портовым грузчиком, потом матросом). Крайности сходятся? Возможно. Ей недоставало «чернозема», а ему страстно хотелось узнать, как же любят эти белотелые петербургские «чистюли».

Пока они были вместе, все было хорошо, но в разлуке их брак стал трещать по швам. Первым завел любовницу молодой муж, после чего последовал скандал ревности со стороны той, которая еще недавно говорила о сексуальной свободе. В письме своей подруге Зое, Коллонтай писала с горного курорта Лиллехаммера: «…Ты спрашиваешь меня, что со мной случилось, почему я вдруг в каком-то горном курорте? Что за путешествия среди paботы? Все сейчас поясню… Видишь ли, мой муж стал засыпать меня телеграммами и письмами, полными жалоб на свое душевное одиночество, что я несправедливо порвала с ним, что случайная ошибка, “мимолетная связь”, не может, не должна повлиять на чувства глубокой привязанности и товарищества, и все прочее. Письма были такие нежные, трогательные, что я над ними проливала слезу и уже начала сомневаться в правильности моего решения разойтись с Павлом, порвать брак… Ты поймешь, что такие переживания и мысли не шутка. И вот явилась моя секретарша. Ты знаешь ее любовь к драматическим положениям и сенсациям. Первое, что она рассказала мне, это что Павел вовсе не одинок, что когда его корпус перевели из Одесского округа в Могилев, он захватил с собой “красивую девушку” и она там живет у него. Это больно кольнуло в сердце, но я себя одернула: это же логично, мы разошлись, он свободен… все ясно… Ну а ночью со мной случился сердечно-нервный припадок…»

Свобода любви хороша в теории, а на практике… Когда изменяешь, уходишь, бросаешь сам (или сама) – это одно. Когда изменяет, уходит и бросает твой любимый (или любимая) – это совсем другое. Это – трагедия. Дыбенко и Коллонтай окончательно расстались. Спустя время Коллонтай встретила в Москве Дыбенко и его новую жену. «Девушка как девушка», – с удивлением заметила она. В 1934 году Коллонтай записала в дневнике: «Странная для меня встреча с бывшей женой Павла Дыбенко. Она уже разошлась, и теперь жена какого-то высокопоставленного краскома. Она пополнела и потому подурнела. Неужели я из-за нее столько ночей не спала?». В это время Коллонтай было уже 62 года. А все помнила, как не спала, мучилась, ревновала… Значит, не сумела до конца побороть буржуазную мораль и убить в себе чувство собственника?[49]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ревность — это грех?

Добрый день, Мария. Поймите, все люди ошибаются и грешат. И Ваш бывший близкий человек согрешил против Вас. Но это его грех, не Ваш. Почему же он Вас мучает?

И чтобы решить Вашу проблему, Вам, наверное, стоит разобраться до конца в этой ситуации. Поймите, человек сделал свой выбор. И Вам, даже из уважения к самой себе, стоит принять данное его решение. Насильно мил не будешь. Своим поступком он показал, что просто Вас недостоин. И вне зависимости от того, придет ли он к Вам с повинной или нет, Вы в первую очередь должны смотреть не назад, а вперед.

Да, Вам, как пережившей такое предательство, очень сложно найти в себе силы оставить все позади и простить и снова радоваться жизни, но дело в том, что чем больше Вы страдаете и мучаетесь от ревности и обиды, то тем больше Вы отравляете свою душу этими грехами и сами себя мучаете. И вне зависимости от того, хотите Вы вернуть себе того, кого любите, или нет, Вы должны знать, что когда человек пребывает в скорби и унынии, его, конечно, жалко, но рядом с ним быть совсем не хочется. И когда женщина пребывает в печали и тоске, она, как правило, совсем не привлекательна. И Вам, быть может, стоит показать как ему, так и всем остальным, что Вы достойны любви и восхищения, и тогда они к Вам придут.

И не стоит молиться, чтобы разлюбить, ведь любовь нам дана Богом. Но надо молиться, чтобы Бог показал Вам Ваши возможности и дальнейший путь в Вашей жизни. А что касается ревности — это не христианское чувство. Ревность складывается из обид, гнева, страха и чувства собственничества и обладания другим человеком. И примером Вам должно стать, что и Господь не удерживает нас в своей Церкви силой. И даже если человек уходит из Церкви, Бог не перестанет от этого любить его и ждать его покаяния. И если мы любим кого-то, то должны принимать его волю и решения и стараться, чтобы и его любовь к нам не угасла, ведь в том, что он хочет уйти, может отчасти быть и наша вина.

И еще — вы христианка. У Вас есть возможность молиться. И молиться стоит не для того, чтобы разлюбить или не ревновать. Надо просто попросить у Бога помощи и защиты, попросить, чтобы Бог Вас укрепил и помог принять верное решение. И Вы ведь знаете, что когда христианин молится — он уже не один, вместе с нами Господь и его святые.

Ревность это грех в православии, в каких случаях нужно?

По библейскому воззрению, брак – это остаток Рая на земле, это тот оазис, который не был уничтожен великими мировыми катастрофами. Брак по Библии является синонимом радости. Но как часто мы превращаем нашу семейную жизнь в мучительное сожительство двух эгоистов. И виной тому – бушующие в нас страсти. Одной из них, наиболее тяжелой и гнетущей, является ревность.

Когда говорят о ревности, передо мной возникает лицо молодой девушки. Лицо удивительно красивое, нежное, с большими светло-серыми глазами миндалевидной формы, с длинными ресницами, с которых часто-часто капают слезинки. Слезы не сливались в сплошной поток и не портили ее лица, нос и глаза не краснели, кожа на лице оставалась такой же бледной, когда она горько плакала.

Говорила она о своей несчастливой семейной жизни без проявления каких бы то ни было эмоций, как-то отстраненно, и в этом чувствовалась безысходность.

Ей 24 года, со своим мужем, т. е. сожителем (брак не регистрирован), они живут 3 года. Ревновал он ее всегда. Сначала ей это было приятно, т. к. казалось, что это проявление его любви к ней. Выражалось это первое время в упреках, мучительных допросах, подозрительных намеках. А вот последнее время стал он ее жестоко избивать. Притом, он намного крупнее ее, естественно, что ей физически с ним не справиться. Бил он ее «умело», так что следы от побоев трудно было сразу заметить, и лицо не трогал.

В своей ревности он просто зверел, крушил все на своем пути: двери, мебель, телевизор, бил посуду, гонялся за ней по квартире. Она несколько раз уходила из дома, но потом возвращалась, поверив его клятвенным обещаниям, что больше этого не повторится. Но через некоторое, довольно непродолжительное, время все повторялось сначала.

Да он и сам был не рад себе. Обращался к врачам, к психиатрам, к психологам. Врачи выписывали ему успокоительные таблетки, психологи предлагали пройти различные психотренинги. Он даже в церковь сходил и поставил свечи. Но таблеток от ревности еще никто не изобрел. Работать с психологами над собой у него не было ни времени, ни силы воли. Поставленные без искреннего покаяния свечи также не принесли исцеления.

Они постоянно перезванивались по телефону, контролируя друг друга каждые 15-30 минут. Это утомляло обоих, мешало их работе, но отказаться от телефона, хотя бы на время, они не могли, да и не хотели. Когда они ссорились и он допрашивал ее, где и с кем была, сначала она оправдывалась, пыталась ему объяснить, но он не верил, потом она стало просто отмалчиваться, что еще больше злило его. Каждый раз сцена ревности разыгрывалась по одному и тому же сценарию. Постепенно их отношения зашли в тупик. Жить так невозможно, но и расставаться не хочется – любовь еще жива.

Подобных случаев в нашей современной действительности множество.

По статистике, каждое девятое убийство происходит на почве ревности. А сколько семей распадается!

Не каждый выдержит испытание ревностью. Страдает вся семья и, прежде всего, сам ревнивец. От постоянного душевного напряжения возникают различные психосоматические заболевания, деградирует личность.

Что же такое – ревность? Откуда она?

Что является причиной ее появления?

«Ревность – желание безраздельно распоряжаться всем временем и всеми силами, душевными и телесными, другого человека», – такое определение ревности дает православный психиатр Н.Д. Гурьев.

Установлено, что на появление ревности не влияет степень интеллекта и образованности человека, т. е. никто от нее не застрахован. Правда, она бывает разной степени выраженности.

Ревности сопутствуют такие чувства, как мнительность, подозрительность, раздражительность, гнев, ненависть к сопернику и в тоже время зависимость от того, кого ревнуешь.

Причины появления ревности.

Обычно ревнует и подозревает в измене тот, кто сам склонен к измене. У кого-то, возможно, уже был печальный опыт измены в своем прошлом или в родительской семье.

Действительно есть повод к ревности. Бывает и так называемая «наведенная ревность», это когда кто-то оговаривает одного из супругов с какой-то корыстной целью. Очень часто причина ревности в низкой самооценке. По какой-то причине человек считает себя недостойным своего супруга, идеализирует его в своих глазах, в результате у него появляется чувство ущемленности.

Разница в возрасте, разный социальный статус также могут являться причинами ревности.

Ревность, как и любая другая страсть, может передаваться по наследству. Она может быть и следствием какого-то психического заболевания.

Но какие бы причины не назывались, они не обязательно вызовут появление ревности. Всегда есть духовная причина – это следствие какого-то греха. В настоящее время одной из таких причин является то, что молодые люди начинают свою семейную жизнь без заключения брака. И даже если они впоследствии и женятся, то, тем не менее, наказание ревностью может последовать. А уж о грехах прелюбодеяния и блуда и говорить не приходится.

Трудно человеку бороться с ревностью. Ревнивцы одновременно и мучители, и мученики. Им тяжело. А со стороны ревнивец, особенно в стадии патологии, смешон.

«Мой муж всю жизнь изводил меня ревностью, – рассказывает уже не молодая женщина, – мне было очень тяжело, но я терпела 20 лет. Но теперь, когда он уволился с работы, чтобы следить за мной, я больше так не могу. Я решила расстаться с ним». И тут трудно уже чем-либо помочь. Мужчины и женщины ревнуют поразному.

Мужская ревность накапливается в себе и до времени не проявляется внешне, но потом человек взрывается, и тогда – никто не попадайся под руку, будь то жена, теща, дети или подозреваемый соперник.

Женская же ревность проявляется спонтанно и выливается в упреках, в скандалах. Бывает и детская ревность. Обычно старшие дети ревнуют своих родителей к младшим своим братьям и сестрам или наоборот. «Я знаю, вы больше Аньку любите, а с меня уже все соки выпили: и яблочный, и томатный и все другие», – говорит пятилетний Миша своим родителям. Ревнует свекровь сына к невестке, тесть зятя и наоборот.

Есть ревность и «профессиональная», например, некоторые врачи испытывают ревность к психологам. Производственная, когда вновь пришедший руководитель ревнует своих подчиненных к бывшему начальнику, в результате происходят необоснованные увольнения или притеснения, в конечном итоге страдает дело, «но что нам до дела, если у нас ревность!»

Как же бороться с ревностью?

Прежде всего, надо честно признаться себе в том, что твоя подозрительность, постоянное зацикливание на одних и тех же негативных мыслях о жене (муже), расспросы с пристрастием, где и с кем был (была) и не удовлетворенность ответами есть не что иное, как ревность.

С ревностью надо бороться сообща, обоим супругам. Прежде всего, не подавать повода для ревности. И не платить той же монетой, если возникли какие-то подозрения.

В случае низкой самооценки надо подумать, как стать равным партнеру. Наверное, действительно пришло время обратить внимание на себя. Может быть, надо лучше следить за своим внешним видом или уже, наконец, перестать лежать на диване и сходить с ума от ревности, а пойти поучиться и устроиться на более престижную работу, повысить свой социальный статус.

Тем, кого ревнуют, надо учиться быть более откровенным и открытым, ни в коем случае не отмалчиваться, как в приведенном примере, т. к. это еще больше дает поводов для негативных фантазий ревнивца. Хорошо бы поменять стереотип поведения: не оправдываться в том, в чем не виноват и не разыгрывать в очередной раз сценарий «жертва и преследователь».

Надо быть снисходительным и терпеливым друг к другу. Не забывайте, что ваш муж и ваша жена – это не ваша собственность, и их чувства – не ваши чувства, их мысли – не ваши мысли.

Чтобы эффективнее и быстрее справиться с ревностью, обратитесь к психологу, который поможет вам разобраться в себе и определить причины возникновения ревности, а также поможет выработать тактику поведения в сложившейся ситуации. Но самое главное – это Таинства Исповеди и Причастия.

Не бойтесь быть обманутыми, в том нет греха, но когда ты обманешь – в том большой грех. Так учат святые отцы.

Надежда Федоровна Паренко,
психолог, г. Тюмень

Ложные больные

Чиновники заявили: в 30% случаев люди вызывают скорую напрасно. Однако есть и другие цифры: лишь 20% людей обращаются в скорую при первых признаках инфаркта или инсульта, когда даже минута промедления может стоить жизни.
«На мой взгляд, случаев, когда скорая не требуется, не 30%, а 80%,- уверен председатель независимого профсоюза «Фельдшер.ру» фельдшер скорой помощи Дмитрий Беляков. — Скорую нужно вызывать только в одном случае — когда речь идёт о жизни и смерти человека, неважно, на улице или в квартире, то есть когда есть очевидные признаки внезапного заболевания, которое угрожает жизни и здоровью человека. Скажем, сильнейшие загрудинные боли, нарушение движений, нарушение сознания, дыхания и других жизненно важных функций. Это прямое показание для того, чтобы вызвать экстренную службу — скорую помощь. Во всех остальных случаях нужно вызывать участкового врача или в крайнем случае неотложку. Это медицинская служба, которая относится к поликлинике. В случае резкого повышения давления, сильной головной боли, высокой температуры врач из поликлиники приезжает круглосуточно на дом и назначает лечение или даёт лекарства».

Вызвал — жди

«Недавно был случай, — продолжает Дмитрий Беляков. — Девушка, поссорившись со своим молодым человеком, сказала ему, что порезала вены, и прислала в подтверждение фото. Юноша вызвал скорую. Надо ли говорить, что приехали мы впустую. Другой пример: прохожий вызвал нас к пьяному, спящему на лавочке, а сам домой пошёл. Хочу напомнить нашим читателям, что это нарушение закона. Если вы вызвали скорую и оставили пострадавшего одного, это можно расценивать как неоказание помощи. Такие действия могут попасть под уголовное преследование. Поэтому вызвали скорую — стойте и ждите.
И обязательно чётко отвечайте на вопросы диспетчера, что произошло, каковы симптомы, какая помощь уже оказана. Тогда медики смогут принять решение, какую именно бригаду направить (существуют бригады общепрофильные — врачебные или фельдшерские, педиатрические, реанимационные, психиатрические с соответствующим составом медиков и оборудования. — Ред.). В жизни же типичный диалог диспетчера скорой помощи и пациента примерно такой: «Что случилось?» — «Мне плохо». — «А в чём это проявляется?» — «Вам виднее, вы врачи».
Кстати, теперь скорая обязана везти пациента в ближайшую больницу невзирая на границы региона. Отговорки типа «вы прописаны в другом регионе, езжайте лечиться к себе» недопустимы. Если ещё лет пять назад один регион отказывался давать деньги другому за лечение «своего» пациента, то сейчас введена система единого внебюджетного фонда ОМС, который перераспределяет финансовые средства в зависимости от по­требности. Проще говоря, деньги идут за больным, куда бы он ни поступил.

Вызывайте скорую если:

• Человек потерял сознание
• Чувствуете острую нехватку воздуха • Испытываете сильную загрудинную боль, жжение и сдавливание в груди (признаки инфаркта)
• В случае тяжёлой травмы, сильного отравления, ожога, ДТП
• Появилась внезапная нестерпимая боль
• Наблюдается слабость и онеменение одновременно в руке и ноге, неразборчивая речь, внезапная потеря зрения, нарушение походки (признаки инсульта)
• Кровотечение длится дольше 10 минут
• Начинаются роды или есть угроза прерывания беременности
• Возникли психические расстройст­ва, и действия больного представляют опасность для него самого или окружающих
Мнение эксперта
Президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой экспертизе доктор медицинских наук Алексей Старченко:
— Если неотложной медпомощи нет, она не организована в данной местности как класс, к пациенту в любом случае выезжает скорая. Время прибытия — 20 минут, неважно, инфаркт это или перелом ноги. Переезд больного из квартиры в лечебное учреждение называется медицинской эвакуацией. За её правильную организацию отвечает врач или фельдшер скорой. Никаких упрёков пациентам со стороны врачей (типа «Зачем вызвали? Могли бы сами в больницу прийти») не может быть по определению. Упрёк возможен только тогда, когда врач назначает лечение, а пациент его не выполняет. Во всех остальных случаях это нарушение действующего законодательства.

ВсёТут

Подробности Категория: Психология

Корень проблемы: Все мы хоть раз чувствовали укол ревности, в этом сомнения нет. Но существует еще одна вещь, не вызывающая сомнения: мы должны научиться контролировать ревность раньше, чем она начнет контролировать нашу жизнь.

Прежде всего, задайте себе вопрос: обоснована ли ваша ревность или нет?

Нет ничего страшного, если вы чувствуете ревность, когда вы находите у вашего любимого человека письмо от другой девушки, полное признаний в любви. Но ревность никак нельзя назвать обоснованной, когда вы готовы убить вашего парня за то, что он улыбнулся официантке или продавщице, хорошо выполнившей свои обязанности.

Сравнивая эти два вида ревности, психологи приходят к неопровержимому выводу о том, что ревность «без повода» куда страшнее первой, так как ее сложнее контролировать и, кроме того, она страшна своими последствиями, предугадать которые довольно сложно.

Почему мы ревнуем?

Если вы иногда испытываете укол вполне обоснованной ревности – не расстраивайтесь, вы это нет ничего страшного. Кроме того, это вполне естественно, так как мы не всегда получаем результат, на который рассчитываем и часто есть тот, кто успешнее нас. Очень часто именно эта здоровая ревность помогает нам, даруя вдохновение для дальнейших свершений и саморазвития.

Но, если чувства переполняют вас настолько, что вы не можете мыслить адекватно и готовы убить всех, находящихся поблизости, то сейчас самое время всерьез задуматься!

Ревность – результат чувства собственной незащищенности?

Психологи выяснили, что чувство ревности рождается от ощущения чей-либо превосходности. То есть когда мы действительно осознаем, что мы менее привлекательны, умны, успешны…..Список можно продолжать до бесконечности.

Неужели вы действительно думаете, что все девушки, окружающие вашего возлюбленного привлекательнее вас? Или, что ваши родители больше любят вашу сестру, чем вас?

Самый простой способ избавиться от ревности – это поднять собственную самооценку, понять, что вы вовсе не хуже, а по некоторым параметрам лучше очень многих! Если же это не помогает, то поговорите на чистоту с человеком, которого отчаянно ревнуете.

Так как ваша ревность изводит её/его также сильно, как и вас, то он/она будут только рады помочь избавиться от этого, съедающего вас чувства. Не бойтесь обратиться за помощью, так как в один момент вы потеряете контроль над этом черным демоном в вашей душе и окончательно разрушите отношения с людьми, которых вы любите и, которые, без сомнения любят вас.

Я страдаю от ревности. Что делать?

Что делать если беспочвенная ревность изнуряет и не дает покоя? Откуда берется это чувство и как от него избавиться? Как связаны между собой ревность и любовь? И что делать человеку, который страдает от чужой ревности без причины? На эти и другие вопросы отвечает психолог, проректор Института христианской психологии Ольга Красникова.

— Ольга Михайловна, как и по каким причинам в человеке возникает ревность?

— Давайте сразу определимся с терминами. В отношениях между двумя людьми мы сталкиваемся с ревностью как эмоциональной реакцией и ревностью как чувством. Есть такое выражение «укол ревности». Оно про ревность как эмоциональную реакцию. Эти неприятные уколы — всегда сигнал к тому, чтобы разобраться в отношениях или в себе. Представьте картину более или менее здоровых супружеских отношений: люди вступают в брак, потому что любят друг друга и хотят быть вместе всю свою жизнь. Такие муж и жена друг для друга — единственные. А остальные мужчины и женщины для них становятся просто людьми. Да, муж может отметить, что эта женщина симпатичная, а жена, что этот мужчина приятный, но они смотрят на них, как и на тысячи других симпатичных и приятных людей, не более. Поэтому причин для ревности здесь просто нет!

Если между супругами любовь и согласие, вряд ли кто-то будет смотреть на сторону и искать себе каких-то приключений. И вряд ли найдется повод постоянно не доверять и подозревать своего супруга в неверности. Конечно, увы, бывают исключения из правил, иногда и у человека, состоящего в счастливом браке, случаются влюбленности, увлечения. Но все же это именно — исключительные ситуации.

Если у одного из супругов возникают уколы ревности — это повод разобраться с причинами. Задуматься: есть ли у моей ревности реальная почва? Мой супруг (или супруга) охладел ко мне и действительно испытывает интерес к другой женщине (мужчине)? И если вы понимаете, что ни в какую сторону ваш супруг не смотрит, что он по-прежнему любит вас без памяти, но при этом вас почему-то задело то, как приветливо он общается, к примеру, со своей коллегой по телефону, тогда вопрос к вам: что заставляет вас испытывать эту неприятную ревностную реакцию? Нет ли у вас проблемы, связанной с вашей самооценкой? Возможно, вы почувствовали себя уязвимой, или у вас временно утратилось ощущение собственной безусловной ценности как личности? С этим надо обязательно разбираться.

Ревность как эмоциональная реакция — явление неприятное, но с ним несложно справиться, и не обязательно срочно бежать за помощью к специалисту. Если вы обращаете внимание на этот сигнал и начинаете разбираться с его причинами, то дальше, скорее всего, ревность уже не будет вас мучить.

А вот ревность как чувство — это длительное, глубокое и болезненное состояние. У человека, который в него погружается, начинаются разные мучительные мысли, домыслы и фантазии, которые не дают спокойно жить.

— А можно ли сказать, что ревность как эмоциональная реакция — это первый этап, который может перерасти в ревность как чувство?

— Бывает и так, но не обязательно. У ревности как эмоциональной реакции есть конкретный повод. Например, мужчину задело, когда жена, как ему показалось, слишком кокетливо говорила с их общим знакомым. Этот повод может быть раздутым, надуманным, но он, как правило, есть. А вот ревность как чувство может возникнуть абсолютно на пустом месте, когда человек начинает что-то придумывать, фантазировать, начинает подозревать, выслеживать, интерпретировать совершенно нейтральные вещи как опасные для себя. Это мучительно и для того, кто ревнует, и для того, кого ревнуют: это всем отравляет жизнь и нередко приводит к печальным последствиям.

— К Вам на консультации часто приходят люди, которые мучаются ревностью?

— Чаще все-таки приходят люди, которые страдают от чужой ревности — ведь очень тяжело, когда тебя постоянно подозревают, следят за тобой. И нередки случаи, когда человек, который никогда не изменял и не думал уходить из семьи, оказывается настолько изведен ревностью, что хочет уже сбежать.

— Если это ситуация беспочвенной ревности, то может ли человек что-то сделать? Или никакие оправдания, признания в верности, попытки доказать, что никаких поводов ревновать нет, не сработают?

— Человек, которого ревнуют, обычно мало что может сделать. Ревность на пустомместе говорит о том, что у человека есть психологические сложности личностного характера. Может быть, он в себе не уверен, а потому постоянно сравнивает себя с окружающими. А может, этот человек и сам способен на измену (изменял раньше или собирается изменить) и, зная, что он сам неверный, подозревает в неверности и своего супруга. Самая опасная, на мой взгляд, ситуация, когда постоянная, можно сказать, маниакальная беспочвенная ревность — симптом психического отклонения или начала заболевания. Сложность здесь в том, что ставит диагноз только врач, но ревность не считается поводом для обращения к психиатру. Не начав вовремя лечения, «ревнивец» рискует запустить болезнь, а развитие заболевания может угрожать как ему самому, так и его близким.

В любом случае страдают обе стороны — и тот, кто ревнует и мучается, и тот, кого ревнуют, потому что в этой ситуации от него почти ничего не зависит. Здесь бесполезно оправдываться, что-то доказывать.

Если у ревнующего проблемы с самооценкой и с ощущением безусловной ценности своей личности, нет смысла уверять его: ты у меня единственный, я только тебя люблю, — он все равно этому не верит, потому что не чувствует себя достойным любви.

Ему сложно принять, признать, что его могут любить «просто так», могут выбрать как единственного, что ему могут хранить верность. То есть собственные комплексы неполноценности он начинает проецировать на своего любимого человека: «я себя не люблю, значит, и ты меня не любишь». И конечно, боится, что в какой-то момент тот одумается, разглядит всю его неполноценность и найдет себе кого-нибудь получше, побогаче, помоложе, подобрее, поумнее.

— Понятно, что человеку, страдающему от беспочвенной ревности супруга, крайне непросто жить в таких условиях. Как вести себя, чтобы не усугубить положение, а наоборот, помочь своему ревнующему супругу справиться с этой проблемой? Как самому не подлить масло в огонь и своими действиями, реакциями, словами не подталкивать к разрушению брака? Что можно и чего ни в коем случае нельзя делать?

— Я понимаю, что многим людям хочется рецепт, следуя которому они надеются получить гарантированный результат. Но отношения — всегда риск. Не существует универсальных советов для «налаживания» отношений — ведь все люди настолько разные и взаимоотношения между ними настолько разные, что придется для каждой конкретной пары разрабатывать свои способы взаимодействия. При этом искать ответ на вопрос «что мне делать, как мне быть?» человек все равно будет сам путем проб и ошибок. Если же мы начнем предписывать какие-то «правильные» действия, то это может помешать прислушаться к себе, почувствовать своего любимого человека. Например, я скажу: «Ни в коем случае не проявляйте к ревнивцу ласку — положительные эмоции подкрепят его негативное поведение, и он станет ревновать еще больше, чтобы почаще получать от вас такую необходимую ему нежность». Логично? Да. В каких-то случаях это даже может сработать. Но вдруг лично у вас с супругом возникнет ситуация ревности, где ваша интуиция подскажет: «Подойди к нему, обними молча, вам обоим это так сейчас нужно», но тут же вмешается разум: «Ты что забыла, что в статье было написано — никакой ласки?!» Пока разум с интуицией будут спорить, момент будет упущен, проблема не решена.

Или я скажу: «Надо подойти и поцеловать ревнивца, чтобы он получил доказательство вашей любви». А он вам так нагрубил, что не хочется его целовать… но ведь надо — психолог рекомендует. Мне кажется, вместо поиска «готовых решений», можно попробовать чуть больше себе доверять — ведь мы самые лучшие эксперты в знании себя и своих близких.

Простые вопросы можно себе задать: Что я сейчас, в этой ситуации, чувствую? Чего хочу? Что могу? За что, из того что я сейчас могу сделать, я потом скорее всего скажу себе спасибо? О чем, если сделаю или не сделаю, пожалею?

— А как связаны между собой ревность и любовь? Кто-то говорит, что ревность — ужасное чувство, которое мешает любви, а кто-то считает, что ревность — проявление любви и что если человек совсем не ревнует, значит, он сухарь.

— У нас очень много разных искаженных представлений о любви. «Бьет — значит любит» — хотя насилие не имеет к любви никакого отношения. «Жалеет — значит любит» — хотя жалость тоже не про любовь. Что-то подобное и с ревностью.

Мне как-то в Интернете попалась любопытная фраза: «Ревность — это вовсе не любовь, а скорее желание ее иметь или же страх ее потерять». Но ведь подлинную любовь нельзя заслужить, ее не получится добиться, так как она — дар. И потерять ее тоже нельзя — она не перестает (1 Кор 13:1–8).

Как правило, у людей, которые ревнуют, представления о любви искажены. Потому что все, что связано со сравнениями, оцениванием, выставлением условий или с «собственничеством» — это не любовь. Ведь если мы друг друга любим, если мы выбрали друг друга, то откуда взяться недоверию? Многим ревнующим кажется, что любят обязательно за что-то. И надо иметь в виду, что культура воспитания подталкивает нас к такому восприятию любви: любят хороших, любят красивых, любят богатых. «Пока я не похудею, кому же я нужна, кто меня полюбит?», «пока я не заработаю определенную сумму, если у меня будет машина не такая, а сякая, то кому я нужен?» Эта идея обусловленной любви нередко и приводит к ревности.

Есть и иные ситуации, где ревность правомочна, так как она сигнализирует, что во взаимоотношениях назревает проблема. Здесь функция ревности — обратить внимание супругов на то, что их любви что-то угрожает. Например, жена слишком много внимания начинает уделять детям или своей маме, а мужа ее забота обходит стороной. Тогда муж начинает ревновать — не к какому-то гипотетическому или реальному мужчине, а к собственным детям или теще. И в подобных случаях мужчина бывает прав, его возмущение и ревность оправданы: жена действительно слишком увлеклась материнством или никак не отлепится от своих родителей.

— Но бывает и так, что, сколько бы жена ни уделяла времени и внимания своему мужу, ему все равно будет мало, он все равно будет ревновать, упрекать, обижаться…

— Такая ревность, скорее всего, признак инфантилизма, когда взрослый мужчина ведет себя наподобие маленького ребенка: мое, никому не дам. То же самое встречается и у женщин, которые начинают ревновать мужа к работе, к друзьям, к увлечениям — как будто у него не может быть никакой своей жизни, и он постоянно должен сидеть с ней рядом и выполнять ее желания и капризы.

В семье очень важно уважать право каждого человека на уединение, на личное пространство, личные границы, личное время, личные интересы. Мы все разные, и кому-то достаточно одного часа личного времени в день или нескольких часов уединения в выходной, чтобы чувствовать себя комфортно, а кому-то требуется гораздо больше времени, чтобы отвлечься от дел, отдохнуть от общения и восстановить свои силы.

У любящих людей обязательно должно быть чувство меры в отношении друг друга и чувство такта в вопросах личного времени другого человека.

— Нужно ли на ранних этапах отношений обговаривать и устанавливать правила открытости или закрытости границ пары?

— Это касается не только темы ревности: чем больше молодые люди обсуждают свои отношения, тем лучше они будут друг друга знать и понимать. И тем выше вероятность, что их выбор не станет ошибкой. Можно, конечно, не затрагивать в своих беседах тему взаимоотношений, надеясь, что как-то все само собой выстроится, но уже спустя полгода совместной жизни может оказаться, что супруг живет в совершенно ином измерении, где другие представления о жизни, ценностях, нормах, правилах. Поэтому чем больше люди разговаривают, тем лучше.

Важно понимать, что ревность может быть следствием элементарного незнания своего избранника. Когда у нас недостаточно информации, мы начинаем что-то домысливать, у нас появляется мнительность, подозрительность. Незнание — богатая почва для ревности. Чтобы как следует познакомиться, нужно время. Поэтому прежде чем вступать в брак, важно задаться вопросом, а достаточно ли мы друг друга знаем, можем ли мы друг другу доверять.

Также важно не скрывать от своего любимого человека собственные слабые, уязвимые места и максимально честно говорить и предупреждать о своих особенностях. Если у вас есть какой-то травматический опыт, связанный с ревностью (или чем-либо другим), то лучше заранее предупредить об этом человека: для меня такие-то вещи очень болезненны или непереносимы. И если для другого эти вещи, наоборот, нормальны, естественны и он не представляет свою жизнь никак иначе, возможно, ваши отношения не сложатся именно по этой причине — и конечно, лучше, если вы узнаете это заранее.

— Вы уже сказали, что ревность, которую принято называть беспричинной, все равно имеет под собой какие-то корни: неуверенность в себе, низкая самооценка и прочее. Может ли это быть связано с внутренними травмами идущими из детства или из опыта предыдущих отношений?

— Конечно. Ведь у беспричинной ревности нет только внешней причины. А внутренних психологических, личностных причин может быть очень много. И конечно, они могут быть родом из прошлого. Если мы говорим об утрате ощущения собственной ценности, об искажениях самооценки, то чаще всего это и связано с каким-то детским травматическим опытом. И здесь до бесконечности можно перечислять разные варианты травм, которые прямо или косвенно могут привести к появлению ревности в отношениях. Поэтому если объективных причин для ревности нет, но при этом человек мучается этим чувством, то на мой взгляд, хотя бы для профилактики ему было бы хорошо обратиться к специалисту и прояснить, можно ли решить эту проблему самостоятельно, или она уходит корнями глубоко в детство и справиться с этим в одиночку будет практически невозможно. Без помощи специалиста человек не всегда может увидеть те или иные закономерности в своей жизни. Некоторым людям трудно связать травматический детский опыт, например, когда их отдавали в ясли, или отвозили на лето к бабушке, или когда родился младший братик, — с тем, что во взрослой жизни они оказались ревнивыми, не терпящими конкуренции, боящимися одиночества, часто испытывающими чувство оставленности и никому не нужности, требующими от любимых людей бесконечных доказательств своей преданности и верности. В жизни конкретных людей эти события могут оказаться удивительным образом связаны, и ревность может быть симптомом более серьезного комплекса проблем, с которым обязательно надо разбираться.

— Всякое ли чувство, которое мы называем ревностью, ей является? Возможно, мы сами зачастую путаем понятия, и поэтому делаем неправильные выводы, выстраиваем неправильную тактику поведения?

— Это касается не только чувства ревности: у нас вообще очень низко развит эмоциональный интеллект. Многие люди не знают даже названий чувств. На консультации я нередко слышу от пациентов такие определения своего состояния: «нормально», «ничего» или «все в порядке». Тогда я достаю листочек, где написано около 100 разных названий чувств и предлагаю человеку выбрать, что именно для него «нормально»: устал, раздражен, в тонусе — я ведь еще не понимаю, какое из своих чувств он считает привычным для себя.

Вот еще пример. Я веду мастер-класс для взрослых людей, где мы разбираем разные эмоциональные реакции и чувства, пытаемся понять, чем они отличаются, как их распознавать, как на них правильно реагировать и так далее. И я предлагаю людям показать, к примеру, свое раздражение на 3 балла из 10 — то есть небольшое раздражение. И вдруг кто-то из участников начинает топать ногами, рычать или кричать. Я спрашиваю: «Вы уверены, что это 3 балла? А что же тогда для вас раздражительность на 10 баллов?»

Люди часто не знают ни амплитуду своих эмоциональных реакций, ни то, чем эмоции отличаются, как выражаются, какая у них может быть интенсивность. Не замечают, например, когда раздражение слабенькое — а замечают только когда оно доходит до пределов, перерастает в злость или даже ненависть. Точно так же порой не обращают внимание и на ревность, пока она не становится угрожающей.

— Ревность в отношениях мужчины и женщины может привести к тяжелым и даже страшным последствиям. Но почему-то это чувство веками оправдывается человечеством, в том числе и великим искусством. На Ваш взгляд, почему так происходит?

— Наверное потому, что в искусстве не очень принято воспевать здоровые отношения. Не интересно «обывателю» читать про счастливых и благостных, с полуслова друг друга понимающих. То ли дело Отелло со своей страстной, губительной ревностью — вот люди нескучно живут! Это щекочет нервы, привлекает внимание.

Но вспомните, например, «Анну Каренину» Толстого. Да, сама Анна — яркий образец беспочвенной ревности, связанной с целым рядом комплексов, с прошлыми отношениями и так далее. Но в качестве «второстепенных» героев в романе выступают личностно зрелые люди, у которых можно подсмотреть пример более или менее гармоничных отношений. И именно этот пример заставляет нас о многом задуматься.

А если говорить не об искусстве, а о реальной жизни, то многие действительно считают, что ревность — это прекрасный показатель любви. Таким людям ни к чему избавляться от ревности: они будут ее романтизировать, культивировать в себе это чувство, упиваться им. Поэтому вопрос всегда к конкретному человеку: а вас устраивает, что вы ревнуете? И если человек сам не желает расставаться со своей ревностью, то разве сможет его кто-то переубедить? Помочь можно только тому, кто признает, что у него есть проблема, и сам хочет с ней разобраться.

Интересные материалы:

  • Грех ли предохраняться

    Как Церковь относится к средствам контрацепции? В церковной среде очень распространен взгляд, что самой главой…

  • Что за грех похоть

    Грешная троица, владеющая умами людей Апостол Иоанн довольно четко написал в своем 1-ом послании —…

  • 7 смертный грех

    7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле Материал по темеМир,…

Молитва от ревности — что говорит Библия

Вполне нормально, что в супружеской жизни, или любых других длительных отношениях в целом рано или поздно появляется такая эмоция как «ревность», она так же может возникнуть между братьями и сестрами к своим родителям и даже между друзьями. Есть ли молитва от ревности?

Даже в  знакомой для каждому христианином Песни Соломона упоминается ревность, она воспевается как сильное страстное чувство которое бок о бок идет с любовью, придает ему некую искринку. Общество же имеет разное отношение к ревности, одни говорят, что это плохо и означает недоверие, другие утверждают, что это признак страсти.

Так что же делать и как относиться к ревности современному христианину, что такое ревность в понимании церкви. Какую молитву от ревности использовать и что говорит Библия?

Молитва от ревности и недоверия

Молитв от ревности и недоверия довольно мало, но они простые и легко запоминаются, во время молитвы у Бога просят очистить разум от навязчивых мыслей и страхов и благодарят Господа за направление на путь истинный.

Подозрительность приводит к напряженным отношениям, каждый должен понимать, что даже его партнеру нужно личное пространство.

Чтобы отношения были стабильными нужно придерживаться простых правил:

  1. Отношения должны строиться на довери.
  2. Не нужно лезть в личные записи, дневники или смс партер.
  3. Не выносить ссор из дома и не устраивать скандалы вне дом.
  4. Не пытаться уличить партнера в измене, которой не было или давить, это подталкивает человека к измене.

Икона «Неувядаемый цвет»

Чаще всего поддержку в семейных отношениях ищут у прекрасного образа Божьей Матери, а точнее к иконам: «Неувядаемый цвет», «Умягчение злых сердец» и знаменитой «Утоли мои печали». Достаточно часто обращаются к Покрову Пресвятой Богородицы, иконе «Умиление», и знакомой каждому «Всех скорбящих Радость»;

Взаимную любовь, понимание между супругами и крепкий брак просят у Петра и Февронии Муромских, так как их семейные узы являются прекрасным примерном для каждого.

За тем, чтобы брак всегда был защищен обращаться к таким покровителям как: святой Косма и Дамиану.

Нередко покровителем выбирают апостола Симона Зилоте, или просят помощи у  архангела Варахиила. Женщины, как правило, обращаются к Божьей Матери.

Знаменитая троица: Любовь, Вера, и Надежда полностью оправдывают свои имена, защищая брак от ревности, измен, и ссор между любимыми. Взращивает в человеке уважение к партнеру, браку и семье.

Если же вдруг между партнерами словно кошка черная пробежала и никак не ладится, а отношения похожи на холодную войну, поддержи верующие просят  у Иоанна Богослова, или Адриана и Натали.

Нравственность, такую редкую в наше время молят у Андрея Первозванного, если партнер обидел чем-то можно помолится святому Афану, если разозлил, поможет — Ефрем Сирин.

Ревность это грех или нет в православии?

Библейское исконное значение ревности не такое, как привыкли его трактовать в данное время. Изначально ревность трактовалась совершенно по-разному, в греческом переводе Ветхого Завета ревность могла иметь множественно трактовок, которые включали в себя такие эмоции как ярость, или соперничество.

Конечно, не удивительно, что в русском языке ревность определялась как «боязнь чужого успеха, страх быть хуже, ужасное, мучительное желание безгранично владеть чем-либо». Проще говоря, у ревности были исключительно отрицательные обозначения. Уже позже слово ревность вписали в такое понятие как «любовь» и связали с ним. Теперь ревность трактуется как «эмоционально окрашенное чувство к партнеру».

Ревность же ранее так же достаточно часто рассматривалась философами и в религии как чувство «страсти к чему-либо», реакцию, на некоторую «неправильность» с субъективной точки зрения. В Библии же достаточно часто упоминается «ревность» как слово «усердие».

Например:

Рим. 12.3, где четко говорится «ревнуйте о странноприимстве»;

1 Кор. 12.31, где указывается «ревнуйте о дарах больших»;

1 Кор. 14.1, где написано «ревнуйте о дарах духовных»

Так же за переводом слова ревности можно досконально изучить в Иоанн .2:7, Рим.10:2 где говорится о ревности по Боге,19, 2Кор.11:2, Кол.4:13, Отк.3:19, и еще нескольких.

Молитва от ревности мужа к жене

Самый простой и часто используемый мужской вариант это заговор где мужчина должен начать с простых  слов:  «Ревность, изматывает меня раба божьего «имя мужчины», затем перечислить то, как он себя чувствует при ревности, как физически себя ощущает, затем добавить, что он более не хочет ревновать жену и тот, кто нарушит их брак пожалеет об этом, затем мужчина должен попросить снять необоснованную ревность и раздражение, после чего закончить фразой: «Аминь».

Так же мужчина может помолиться на Архангела Михаила.

Молитва «от врагов».

Как бороться с ревностью, отвечают святые отцы

Святые отцы придерживаются разных позиций, но чаще всего они утверждают, что мало одних молитв, нужно идти на исповедь, не может ревность появиться на ровном месте, значит в отношениях что-то не так.

«Почитайте Покаянный канон Иисусу Христу» — отвечает протоиерей Максим Хижий.

Если в храм не ходить долго, бесы могут начать плохие мысли и подозрения навевать. «Сходите на исповедь, приготовьтесь к Святому Причастию»- отвечает на извечный вопрос о ревности без повода, иерей Сергий Осипов.

«Ревность это симбиоз похоти и гнева»- говорит иерей Александр Белослюдов и советует земные поклоны делать и молиться Ефрему Сирину, во время Поста Великого.

Да не меньше трех раз.

О ложной ревности и внутрицерковной полемике / Православие.Ru

Двадцать лет свободного существования Православной Церкви на постсоветском пространстве ознаменовались, среди множества других явлений, появлением открытой внутрицерковной полемики по самым разным вопросам. Книги, статьи в газетах и журналах, в ещё большей степени интернет-сайты и форумы оказались посвящены полемике одних православных с другими.

Собственно, само по себе явление это для Церкви привычное. Святые отцы также полемизировали, и во все времена были свои интеллектуальные вызовы, свои опасности, свои ошибки, о которых необходимо было предупредить чад Церкви, и через всё это открывались искуснейшие в слове. Разумеется, и сейчас есть немало тех или иных идей или явлений, распространение которых в церковной среде представляет в большей или меньшей степени угрозу для духовного состояния верующих. И люди, неравнодушные и ревностно относящиеся к вере, не оставляют без внимания и без ответа вызовы и соблазны сего дня.

Однако ни для кого не секрет, что нередко во внутрицерковной полемике можно увидеть примеры далеко не святоотеческого духа, несмотря на внешне самую благообразную риторику.

Как известно, грех любит скрываться под личиной какой-нибудь добродетели. Например, слова о христианской любви могут быть прикрытием для маловерия и любви к миру сему, – что мы видим в экуменизме. А слова о ревности по вере могут быть прикрытием страсти к осуждению и порождающих её ненависти и зависти. И как в первом случае мы имеем дело не с любовью, а с псевдолюбовью, так и во втором случае мы имеем дело не с ревностью, а с псевдоревностью.

Есть вполне чёткие критерии того, как отличить истинную ревность о Боге от псевдоревности. Мы укажем три таких критерия.

Истинная ревность рождается от пламенной любви к Богу и поэтому не может выражаться через презрение к слову Божию. Как мы знаем, Христос повелел своё обличение прежде высказывать лично и наедине тому, к кому имеешь претензии, и лишь в случае неоднократного упорства, засвидетельствованного двумя или тремя свидетелями, сообщить об этом деле всей Церкви (см. Мф. 18:15-17). Соблюдение или несоблюдение обличителем этой заповеди можно назвать первым критерием.

Святые отцы так поступали даже с явными еретиками – святой Кирилл Александрийский написал немало вежливых и смиренных писем Несторию прежде, чем стал публично полемизировать с ним, также и святой Григорий Палама прежде написал три личных письма Варлааму, в которых сначала узнавал, правильно ли понял его учение, а затем увещевал оставить заблуждение. Они поступали так потому, что имели подлинную любовь и к Богу и к тем, кого обличали, – потому что хотели, по слову Христову, «обрести брата своего» (Мф. 18:15), а не покрасоваться перед толпой, гремя красноречием.

Но человек, больной ненавистью и прикрывающий её ревнительской риторикой, никогда так не поступает. Он сразу, едва ему кто-то не понравился, бежит возвестить urbi et orbi. Он никогда не обратится к обличаемому, ибо тот не интересен ему сам по себе, как личность, как брат, – он интересен лишь как очередной объект удовлетворения своей тёмной страсти.

Вспоминаются по этому поводу слова святого Исаака Сирина: «Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок; а кто обвиняет кого-либо пред собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто втайне врачует брата своего, тот явной делает силу любви своей; а кто срамит его перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти» (прп. Исаак Сирин. Слова, 85).

Второй критерий – переход на личности. Святые отцы могли, разоблачая ересь, упоминать имя ересиарха или кого-то из идеологов заблуждения, если это имя и так уже у всех на слуху, и если сам еретик открыто противопоставляет своё лжеучение Православию. Но для отцов всегда главным было разоблачение заблуждения или порока, а не перемывание косточек конкретным еретикам или грешникам. И нередко святые отцы писали полемические работы, вообще не упоминая никаких имён, например это можно видеть у прп. Ефрема Сирина в труде «Против исследователей естества Сына Божия», и у прп. Паисия Величковского в труде «Возражение против хулителей умной молитвы». И это естественно, ибо для отцов была важна борьба с грехом, а не с грешником, с заблуждением, а не с заблуждающимся. А у псевдоревнителей всё наоборот – для них центральное место занимает личность, которую они выбрали в жертвы, а слова о чистоте веры и прегрешениях против неё, – подлинных или мнимых, – не более чем повод для «законного» осуждения и поношения.

Мысль о том, чтобы обличить то или иное возмутившее их явление, не называя ничьих имён, псевдоревнителям даже не приходит в голову, а если её им предложить, то они такое предложение выслушают совершенно без энтузиазма. Так писать им совершенно неинтересно, ведь тогда исчезнет самый главный для них стимул.

Совсем не сложно определить, что для автора полемического текста является главным. В случае святых отцов и подлинных ревнителей о вере если мы уберём из текста упоминания обличаемых персон, то текст по содержанию почти не уменьшится и не пострадает. А если из текста псевдоревнителей убрать выпады против тех или иных лиц, то от текста мало что останется, он станет обрывочным, бессвязаным и бессодержательным.

Наконец, третий критерий, позволяющий отличить псевдоревность от подлинной ревности о вере – мелочность.

Святые отцы и все подлинные ревнители о вере решались обличить кого-либо только в том случае, когда речь шла о сознательной, публичной и многократной проповеди явно еретических взглядов, или об открытом поведении высокопоставленного лица, показывающем, что это лицо считает нормой то, что Бог называет грехом. Только такие вещи, совершаемые открыто, сознательно и многократно, и представляющие угрозу для многих, были в глазах святых достаточным основанием для того, чтобы взяться за перо.

А у псевдоревнителей всё совсем по-другому. Им достаточно одной неточной фразы или одного необдуманного поступка, чтобы объявить священную войну и начать строчить обличающие статьи.

Святые отцы вступали в публичную полемику, чтобы прекратить соблазн, вызванный тем, что уже всем известно, а псевдоревнители сами порождают соблазны в Церкви, извлекая на всеобщее обозрение то, на что без них никто не обращал внимания. Псевдоревнители ходят, как львы рыкающие, ища, кого поглотить, глядя придирчивым оком, выискивая малоизвестные высказывания или поступки и вообще любую мелочь, которую можно взять за повод для осуждения новой жертвы.

Позволю себе в заключение привести слова святителя Игнатия (Брянчанинова) об этой духовной проблеме. В своей работе «О прелести» он говорит, что «надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности – безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по Церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами…

Человек, водимый плотским мудрованием, никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних… Достойно замечания, что по стяжании духовного разума, недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными, как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием – те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование… придавало им такое огромное значение. Плотское мудрование видит в ближнем и такие грехи, каких в нем вовсе нет: по этой причине увлекавшиеся безрассудною ревностью часто впадали в оклеветание ближнего и соделывались орудием и игралищем падших духов».

В каких случаях нужно ревновать

Советует архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

фото: Андрей Рассанов

– Отче, почему мы ревнуем? Откуда берется ревность?

– Есть ревность о богоугождении, когда человек ревниво хочет сделать что-то хорошее, лучше, чем кто-то другой, но при этом не имеет ничего плохого по отношению к «сопернику». Это называется ревнование. А есть ревность, как говорит апостол Павел, не по разуму: когда мы ревнуем, но уже не с тем, чтобы сделать хорошо, а чтобы показать свое превосходство над другими людьми, мол, они не в силе сделать, а я могу.

Ревность не по разуму сопровождается гордыней, тщеславием, завистью. С такой   ревностью надо бороться. Такую ревность не по разуму  показывает апостол Павел на примере тех людей, которые искажали вероучение, не воспринимая истинного Христа. Ревность не по разуму присуща людям, не слыщащим другого и упрямо настаивающим на своем мнении.

– Естественна ли ревность между супругами? «Ревнует – значит любит».

Роберт Рождественский в своем стихотворении о ревности высказал эту мысль: «А вдруг ты перестанешь совсем ревновать! Оставишь, отстанешь, скажешь: наплевать! Рухнут стены крепости,  зови не зови,  станет меньше ревности и меньше любви…»

– Ревность между супругами возникает не столько из-за любви, сколько из-за недоверия. Муж/жена сомневается в том, не подведут ли его/её, не обманут ли. Присутствует элемент недоверия. Если любовь между супругами подлинная, жертвенная, тогда не закрадываются мысли о предательстве. Могут быть лишь помыслы как минимум. А если любви недостаточно, супруги начинают подозревать друг друга без повода.

Классической пример неразумной ревности описывает Лев Толстой в своей знаменитой «Крейцеровой сонате». Эта ревность доводит человека до убийства. Писатель делает неправильный вывод: церковники исказили суть семьи, институт семьи не нужен. Но на самом деле Толстой, сам того не осознавая, показывает, что может произойти, если нет настоящей жертвенной любви, когда между людьми существует одно плотское влечение.

– А в чем почва для такой неразумной ревности?

– Почва во всех страстях, которые живут внутри нас. По мере того как человек преодолевает свои страсти – гордыню, тщеславие, уныние, похоть, исчезает ревность, остается лишь ревность по Богу.

– Эта высота недостижима для многих…

– Да, но к ней нужно стремиться. Уверен, что ревность имеет Божественный характер. Ведь противоположное ей качество – равнодушие, теплохладность.
Обличая теплохладных людей, Господь через книгу Апокалипсис говорит: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3:15-16).

Из-за безразличия страдают многие люди, появляются всевозможные  проблемы. В армейские юношеские годы меня особенно поразил афоризм из повести «Репортаж с петлей на шее» чешского писателя Юлиуса Фучика: «Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят и предательства и убийства». Чаще всего равнодушие и теплохладность произрастают у людей, которые не следят за своей душой, не стараются очищать ее от грехов, не знают, что такое исповедь, покаяние.

И когда  грязь в душе накапливается, у человека не остается никакой ревности ни о чем. Ему все равно, как веровать, как любить. Он становится полностью индифферентным.

Ныне равнодушие приобретает характер эпидемии, потому что грех для многих людей становится нормой жизни. Человек перестает воспринимать нехорошие поступки как грех.

– Получается, в ревности есть и хорошая сторона. А как научиться справляться с плохой стороной ревности? Посоветуйте ревнивцам, как не ревновать?

– Нужно стараться максимально сдерживаться и бурно не реагировать на происходящее. Иначе сразу возникнет конфликт.

– Т. е. посчитать до десяти…

– Да. Любящий человек должен постараться максимально угодить своему избраннику, показать, что ты его любишь, что он для тебя самый лучший и единственный. Не стоит устраивать разборки, использовать фразы типа «Посмотри на себя». Подобные выяснения отношений разрушают остатки любви. Нужно больше оказывать знаки внимания друг другу, особенно если ваш избранник недоверчив и склонен к ревности. Окружите его заботой, расскажите, как вы его любите, будьте внимательны и ласковы с ним. Искренняя любовь и участие – лучшее средство от ревности. Важно все сделать для того, чтобы любовь воспламенилась с новой силой. За любовь всегда нужно бороться.

Когда же брак воспринимается только в душевно-плотском плане, как сегодня делает большинство молодых людей, тогда он обессмысливается и, как правило, недолговечен. Все мы разные, у каждого свои недостатки и немощи, и лишь с помощью веры и любви человек готов эти несовершенства терпеть, а если эти добродетели отсутствуют или они ненастоящие, то найдется тысяча поводов, чтобы все разрушить. В этом, пожалуй, самая главная причина развала многих семей.

Беседовала Наталья Горошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *