Как лл: Люминесцентная лампа — Википедия – Люминесцентные лампы: описание, характеристики, подключение

Содержание

устройство, принцип работы, виды, маркировка

Среди огромного разнообразия устройств искусственного освещения достаточно весомую нишу занимают люминесцентные лампы. Этот вид световых приборов был впервые представлен еще в 1938 году, бросив вызов единственным монополистам того времени, лампочкам накаливания. С того времени их конструктивные особенности претерпели значительные изменения и доработки за счет чего люминесцентные лампы перешли в разряд энергосберегающих. Но, чтобы разобраться во всех за и против, детально ознакомиться с особенностями их эксплуатации в быту и промышленности, мы детально изучим этот вид осветительных приборов.

Устройство и принцип работы

Конструктивно люминесцентные лампы представляют собой стеклянную колбу, внутренняя поверхность которой покрывается специальным составом – люминофором. Он состоит из галофосфата кальция и  других примесей, некоторые варианты содержат редкоземельные элементы – тербий, европий или церий, но такие комбинации являются довольно дорогими.

Из колбы на этапе изготовления откачивается весь воздух, а емкость заполняется смесью инертных газов, чаще всего аргона, и паров ртути. В зависимости от модели лампы химический состав, как инертных газов, так и люминофора будет отличаться. Внутри газовой смеси располагается вольфрамовая нить накала, которая покрывается эмитирующим покрытием.

Рис. 1. Устройство и принцип действия люминесцентной лампы

Принцип действия такой энергосберегающей лампы заключается в такой последовательности электрохимических процессов:

  • На контакты газоразрядной ртутной лампы подается напряжение питания, за счет чего в цепи нити накаливания начинает протекать электрический ток.
  • При протекании электрического тока с поверхности нити начинает распространяться тепловая энергия и частицы эмиттеры, которые активируют инертный газ и обуславливают выделение ультрафиолетового излучения.
  • Свечение газов имеет относительно низкий процент видимого спектра, так как большая часть приходится на ультрафиолетовые волны. Но при достижении ультрафиолетом стеклянной колбы газоразрядной лампы, происходит  активация и последующей свечение люминофора.

Спектр свечения люминесцентных лампочек может варьироваться в довольно широком диапазоне. Выбор оттенков свечения в осветительных устройствах осуществляется посредством изменения процентного соотношения магния и сурьмы в составе люминофора.

Также важным моментом является температурный показатель, поэтому величина подаваемого напряжения и протекающего электрического тока должны иметь постоянное значение для каждого диаметра колбы. Именно строгое соблюдение электрических характеристик по отношению к ее геометрическим параметрам в люминесцентной лампе позволяет выдавать нужный цвет и яркость свечения.

Разновидности

Все разнообразие люминесцентных ламп характеризуется достаточно большим спектром параметров. Но в рамках данной статьи мы рассмотрим наиболее отличительные из них.

По величине давления газа внутри колбы, на практике различают светильники высокого и низкого давления:

  • Высокого давления – такие люминесцентные приборы выдают плотный световой поток насыщенных цветовых оттенков. Применяются в достаточно мощных моделях с номиналом от 50 до 2000 Вт, характеризуются сроком службы от 6 тыс. до 15 тыс. часов.
  • Низкого давления – отличается относительно небольшой плотностью газа в емкости, применяется для освещения помещений в быту или на производстве.

По форме колбы энергосберегающей лампочки – колба может иметь классическую грушевидную  форму со стеклянной спиралью внутри, продолговатую вытянутую форму, вид спиралевидной трубки закрученной вокруг оси, кольцевидные и других форм.

Рис. 2. Разновидности колбы

По конструкции цоколя различают люминесцентные лампы со стандартным цоколем E с числовым обозначением, указывающим диаметр самого цоколя газоразрядного источника. G – штыревой, в котором число после буквенной маркировки показывает расстояние между контактами, а перед на количество пар контактов. Также можно встретить модели с  цоколем типа W и F, но они используются довольно редко.

Рис. 3. Разновидности цоколей

По цветовой температуре свечения различают люминесцентные приборы с горячим желтым и холодным синим спектром. Также существуют варианты нейтрального цвета свечения. Цветовые температуры подбираются в соответствии с поставленными задачами: теплые для жилья, холодные для производственных объектов.

Рис. 4. Цветовая температура

Маркировка

Система обозначения люминесцентных лампочек определяет их основные параметры Однако, в зависимости от страны производителя будут отличаться и стандарты в обозначении. Для сравнения рассмотрим оба варианта маркировки на примере отечественных и зарубежных производителей.

Отечественная

Отечественная маркировка включает в себя буквенно-цифровое обозначение, которое включает в себя четыре позиции для букв и одну для чисел. К примеру: ЛБЦК-60.

Первая буква в маркировке Л означает лампа. Вторая позиция более сложная, она может выражаться как одной, так и парой буквосочетаний, обозначает индексы цветопередачи, в ней возможны такие варианты:

  • Д – дневного спектра;
  • ХБ – холодное белое свечение;
  • Б – белого цвета;
  • ТБ – белый теплых оттенков;
  • ЕБ – белый естественного спектра;
  • УФ – ультрафиолетового спектра;
  • Г – голубого цвета;
  • С – синего оттенка;
  • К – красный спектр излучения;
  • Ж – желтого оттенка
  • З – зеленого цвета.

Третья позиция определяет качество цветопередачи, но в наличии есть только два варианта Ц – улучшенного качества или ЦЦ – особенно повышенного, которое часто применяется в декоративном освещении.

В четвертой позиции указывается конструкция светильника. Имеются пять основных позиций:

  • А – амальгамного типа;
  • Б – с быстрым пуском;
  • К – кольцевого вида;
  • Р – рефлекторные лампы
  • У – U образные.

Зарубежная

Люминесцентные лампы зарубежного образца имеют идентичный принцип маркировки. В начале указывается мощность изделия в ваттах, ее легко узнать по латинской букве W.

Тип свечения определяется цифровым кодом с буквенным пояснением на английском:

  • 530 – это теплый тон люминесцентных ламп, но относительно плохой цветопередачи;
  • 640/740 – не совсем холодный, но близкий к нему с посредственным уровнем цветопередачи;
  • 765 – голубого оттенка с посредственным уровнем передачи цветов;
  • 827 – близкий к лампе накаливания, но с хорошей передачей цветов;
  • 830 – близкий к галогенной лампочке, с хорошим уровнем передачи цвета;
  • 840 – белого оттенка с хорошим уровнем передачи цветов;
  • 865 – дневного спектра с хорошей цветопередачей;
  • 880 – дневной спектр с отличной степенью передачи света;
  • 930 – теплый тон с отличными параметрами цвета и низким уровнем светоотдачи;
  • 940 – холодный тон с отличной передачей цвета и средним уровнем светоотдачи.
  • 954/965 – люминесцентные устройства с непрерывным спектром.

Технические характеристики

Важными техническими характеристиками для люминесцентных ламп являются:

  • Мощность лампы – может варьироваться в пределах от 10 до 80 Вт для классических бытовых нужд, промышленные модели могут достигать 2000 Вт;
  • Номинальное напряжение – в большинстве случаев применяется напряжение 220В;
  • Температура цветового свечения – варьируется в пределах от 2700 до 6500°К;
  • Светоотдача – количество выделяемого светового потока в перерасчете на 1Вт потребленной электроэнергии для люминесцентных устройств составляет от 40 до 60Лм/Вт, но существуют и более эффективные модели;
  • Габаритные параметры – зависят от конкретной модели люминесцентной лампы;
  • Тип цоколя – E14 (миньон), E27 (стандартный типоразмер), G10 и  G13 штырькового образца и другие.

Особенности подключения к сети

В виду сложностей, связанных с ионизацией газового промежутка, в люминесцентных лампах может использоваться несколько вариантов схемы включения, упрощающих зажигание разряда. Наиболее популярными являются электрические схемы электромагнитного и электронного балласта, которые мы и рассмотрим далее.

Электромагнитный балласт

Является наиболее старым вариантом, применяемым в пуске люминесцентных ламп с холодными катодами.

Рис. 5. Схема подключения с электромагнитным балластом

Как видите, в этой схема лампа подключается через электромагнитный дроссель и стартер. В момент подачи напряжения стартер, состоящий из биметаллической пластины, представляет собой цепь с очень низким сопротивлением, поэтому ток в нем нарастает в значительной степени, но не доходит до величины КЗ благодаря дросселю. Этот процесс запускает электрический разряд в люминесцентной лампе, а при нагревании электроды стартера разомкнуться.

Электронный балласт

Такой способ подключения предусматривает использование специального автогенератора, собранного на трансформаторе и транзисторном блоке, способном выдавать напряжение повышенной частоты, что позволяет получить световой поток без мерцаний.

Рис. 6. Использование электронного балласта

Как видите, готовый блок электронного балласта для питания люминесцентных ламп, применяется в соответствии со схемой подключения, которая указывается прямо на корпусе изделия.

Причины выхода из строя

Достаточно часто потребители, столкнувшиеся с проблемой прекращения работы или ухудшением параметров свечения люминесцентных ламп, задаются вопросом поиска причин неисправности.

Наиболее частыми причинами выхода люминесцентных ламп со строя являются:

  • перегорание нити накала – характеризуется полным отсутствием свечения;
  • нарушение целостности контактов – также не дает лампе загореться;
  • разгерметизация колбы с последующим выходом инертного газа – характеризуется вспышками оранжевого цвета;
  • перегорание стартера, пробой его конденсатора – мерцание, неспособность долго запуститься, черное пятно возле контактов;
  • обрыв обмотки дросселя или пробой на корпус – не включается или дает попеременное включение/выключение в процессе работы люминесцентной лампы;
  • замыкание в патроне люминесцентной лампы или его контактах – характеризуется миганием, но без последующего пуска.

Плюсы и минусы

В связи с жесткой конкуренцией на рынке люминесцентные осветительные приборы принято сравнивать с параметрами работы ламп другого принципа действия.

К преимуществам люминесцентных устройств следует отнести:

  • Достаточно высокая эффективность, в сравнении с теми же лампами накаливания выдают на порядок больший световой поток на каждый ватт потребленной электроэнергии;
  • Имеет несколько вариантов цветового спектра, что делает обоснованным их применение для различных целей;
  • Срок эксплуатации до наработки на отказ в 10 – 15 раз превышает тот же показатель у ламп накаливания и галогенок;
  •  Достаточно большое разнообразие конструкций – компактные, большие, удлиненные и т.д.

Однако и недостатков у люминесцентных ламп существует немало:

  • Гораздо  более высокая стоимость;
  • Наличие ртути, которая при разрушении колбы попадает в окружающее пространство;
  • Даже уцелевшие отработанные лампы требуют специальной утилизации, которая также требует дополнительных затрат;
  • Стабильность работы во многом зависит от температуры и влажности окружающей среды;
  • Люминесцентные лампочки вызывают повышенную усталость глаз при длительном чтении или зрительном напряжении;
  • В сравнении со светодиодными светильниками, бояться механических повреждений;
  • Не поддаются классическим методам управления яркостью.

Область применения

Перечень сфер, в которых могут устанавливаться люминесцентные лампы, достаточно большой. Наиболее часто вы можете встретить их в бытовых помещениях или офисах как основное освещение. В магазинах или торговых центрах устанавливаются в качестве приборов подсветки витрин, стен и других элементов интерьера и могут легко заменить неоновую лампочку. Часто их можно встретить в подсветке коридоров и помещений большой площади удлиненными трубчатыми люминесцентными светильниками.

В промышленной сфере часто применяются как лампы для работы прожекторного освещения, которое охватывает большую площадь. Прожекторные люминесцентные приборы имеют отличную светопередачу, несмотря на удаленность по высоте от освещаемой поверхности.

Устройство и схема включения люминесцентной лампы

Люминесцентная лампа (ЛЛ) представляет собой источник света, создаваемый электрическим разрядом в среде паров ртути и инертного газа. При этом возникает невидимое ультрафиолетовое свечение, действующее на слой люминофора, нанесенный изнутри на стеклянную колбу. Типовая схема включения люминесцентной лампы представляет собой пускорегулирующее устройство с электромагнитным балластом (ЭмПРА).

Устройство и описание ЛЛ

Колба большинства ламп всегда имела цилиндрическую форму, но сейчас она может быть в виде сложной фигуры. На торцах в нее вмонтированы электроды, конструктивно похожие на некоторые спирали ламп накаливания, изготовленные из вольфрама. Они подпаяны к расположенным снаружи штырькам, на которые подается напряжение.

Газовая электропроводная среда внутри ЛЛ имеет отрицательное сопротивление. Оно проявляется в снижении напряжения между противоположными электродами при росте тока, который необходимо ограничивать. Схема включения люминесцентной лампы содержит балластник (дроссель), основное назначение которого — создание большого импульса напряжения для ее зажигания. Кроме него в ЭмПРА входит стартер — лампа тлеющего разряда с размещенными внутри нее двумя электродами в среде инертного газа. Один из них изготовлен из биметаллической пластины. В исходном состоянии электроды разомкнуты.

Принцип работы ЛЛ

Стартерная схема включения люминесцентных ламп работает следующим образом.

  1. На схему подается напряжение, но сначала через ЛЛ ток не идет из-за большого сопротивления среды. По спиралям катодов ток проходит и разогревает их. Кроме того, он поступает также на стартер, для которого подаваемого напряжения достаточно, чтобы внутри возник тлеющий разряд.
  2. При разогреве контактов пускателя от проходящего тока биметаллическая пластина замыкается. После этого проводником становится металл, и разряд прекращается.
  3. Биметаллический электрод остывает и размыкает контакт. При этом дроссель выдает импульс высокого напряжения из-за самоиндукции, и ЛЛ зажигается.
  4. Через лампу идет ток, который затем в 2 раза уменьшается, поскольку напряжение на дросселе падает. Его недостаточно для повторного запуска стартера, контакты которого остаются разомкнутыми при горении ЛЛ.

Схема включения двух ламп люминесцентных, установленных в одном светильнике, предусматривает использование для них одного общего дросселя. Они подключаются последовательно, но на каждой лампе установлено по одному параллельному стартеру.

Недостатком светильника является отключение второй лампы, если одна из них вышла из строя.

Важно! С люминесцентными лампами необходимо использовать специальные выключатели. У бюджетных устройств стартовые токи большие, и контакты могут залипать.

Бездроссельное включение люминесцентных ламп: схемы

Несмотря на дешевизну, электромагнитные балласты имеют недостатки. Они и явились причиной создания электронных схем зажигания (ЭПРА).

Как запускается ЛЛ с ЭПРА

Бездроссельное включение люминесцентных ламп производится через электронный блок, в котором формируется последовательное изменение напряжения при их зажигании.

Достоинства электронной схемы запуска:

  • возможность пуска с любой временной задержкой;
  • не нужны массивный электромагнитный дроссель и стартер;
  • отсутствие гудения и моргания ламп;
  • высокая светоотдача;
  • легкость и компактность устройства;
  • больший срок эксплуатации.

Современные электронные балласты обладают компактными размерами и низким потреблением энергии. Их называют драйверами, помещая в цоколь малогабаритной лампы. Бездроссельное включение люминесцентных ламп позволяет использовать обычные стандартные патроны.

Система ЭПРА преобразует сетевое переменное напряжение 220 В в высокочастотное. Сначала разогреваются электроды ЛЛ, а затем подается высокое напряжение. При высокой частоте повышается КПД и полностью исключается мерцание. Схема включения люминесцентной лампы может обеспечивать холодный запуск или с плавным увеличением яркости. В первом случае срок эксплуатации электродов существенно сокращается.

Повышенное напряжение в электронной схеме создается через колебательный контур, приводящий к резонансу и зажиганию лампы. Запуск совершается намного легче, чем в классической схеме с электромагнитным дросселем. Затем также снижается напряжение до необходимого значения удерживания разряда.

Выпрямление напряжения осуществляется диодным мостом, после чего оно сглаживается параллельно подключенным конденсатором С1. После подключения к сети сразу заряжается конденсатор С4 и пробивается динистор. Запускается полумостовой генератор на трансформаторе TR1 и транзисторах Т1 и Т2. При достижении частоты 45-50 кГц создается резонанс c помощью последовательного контура С2, С3, L1, подключенного к электродам, и лампа зажигается. В этой схеме также есть дроссель, но с очень малыми габаритами, позволяющими поместить его в цоколь лампы.

ЭПРА имеет автоматическую подстройку под ЛЛ по мере изменения характеристик. Через некоторое время для изношенной лампы требуется повышение напряжения для зажигания. В схеме ЭмПРА она просто не запустится, а электронный балласт подстраивается под изменение характеристик и тем самым позволяет эксплуатировать устройство в благоприятных режимах.

Преимущества современных ЭПРА следующие:

  • плавное включение;
  • экономичность работы;
  • сохранение электродов;
  • исключение мерцания;
  • работоспособность при низкой температуре;
  • компактность;
  • долговечность.

Недостатками являются более высокая стоимость и сложная схема зажигания.

Применение умножителей напряжения

Способ дает возможность включать ЛЛ без электромагнитного балласта, но применяется преимущественно для продления жизни лампам. Схема включения сгоревших люминесцентных ламп позволяет им проработать еще некоторое время, если мощность не превышает 20-40 Вт. При этом нити накала могут быть как целыми, так и перегоревшими. В обоих случаях выводы каждой нити накала нужно закоротить.

После выпрямления напряжение удваивается, и лампа загорается моментально. Конденсаторы С1, С2 выбираются под рабочее напряжение 600 В. Их недостаток заключается в больших габаритах. Конденсаторы С3, С4 устанавливают слюдяные на 1000 В.

ЛЛ не предназначена для питания постоянным током. Со временем ртуть скапливается около одного из электродов, и свечение ослабевает. Для его восстановления изменяют полярность, перевернув лампу. Можно установить переключатель, чтобы ее не снимать.

Бесстартерная схема включения люминесцентных ламп

Схема со стартером требует долгого разогрева лампы. Кроме того, его иногда приходится менять. В связи с этим существует другая схема с подогревом электродов через вторичные обмотки трансформатора, который также выполняет функцию балласта.

Когда производится включение люминесцентных ламп без стартера, на них должно быть обозначение RS (быстрый старт). Светильник со стартерным запуском здесь не подойдет, поскольку его электроды дольше разогреваются, и спирали быстро перегорят.

Как включить сгоревшую лампу?

Если спирали вышли из строя, ЛЛ можно зажечь без умножителя напряжения, используя обычную схему ЭмПРА. Схема включения перегоревшей люминесцентной лампы незначительно изменяется по сравнению с обычной. Для этого к стартеру последовательно подключают конденсатор, а штырьки электродов замыкают накоротко. После такой небольшой переделки лампа проработает еще какое-то время.

Заключение

Конструкция и схема включения люминесцентной лампы постоянно совершенствуется в сторону экономичности, уменьшения размеров и повышения срока службы. Важно правильно ее эксплуатировать, разбираться во всем многообразии выпускаемых типов и знать эффективные способы подключения.

Буква Л — общие сведения, примеры, материалы для изучения

Буква
Буква Л

Л, л — Буква всех славянских кириллических алфавитов; используется также в письменностях неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках называется «людиѥ» или «люди». В кириллице является 13-й по счёту, выглядит, как и имеет числовое значение 30; в глаголице по счёту 14-я, выглядит, как и имеет числовое значение 50. Происхождение и кириллической, и глаголической буквы — греческая лямбда, хотя, как обычно, для глаголической буквы есть и семитская версия происхождения. В старославянском языке могла произноситься твёрдо и мягко; в последнем случае могла снабжаться дужкой сверху или крючком сверху справа.

Общие сведения

Лл

Название буквы:
эл
Буква:
согласная
Звук:
[л]
Начертание:
Л — заглавная
л — строчная
Позиции в алфавите:
13-я с начала
21-я с конца
Старое название:
Лю́ди
Ранг:
10
Употреблений:
22230174
Частотность:
2,16%
Транслит:
l
По-английски:
Cyrillic Letter El
Азбука Морзе:
точка тире точка точка
· − · ·
Радиоалфавит:
Леонид
Юникод:
Л: U+041B
л: U+043B
HTML-код:
Л: Л или С
л: л или с
URL-код
Л: %D0%9B
л: %D0%BB

Буква «Л» в различных азбуках, языках и системах

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Л». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

Примеры слов на букву «Л»

#Слова
Слова начинающиеся на букву «Л»Лиса, лодка, лошадь, лёд, ладонь
Слова заканчивающиеся буквой «Л»Кол, тыл, балл, бал, гол
С буквой «Л» в середине словаЗло, блин, белка, анализ, берлога
Слова содержащие несколько букв «Л»Алло, балл, аллея, лилия, коралл
СтраныЛаос, Латвия, Ливан, Литва, Ливия. Смотреть все страны на букву «Л»
ГородаЛас-Вегас, Луганск, Лондон, Львов, Лос-Анжелес. Смотреть все города на букву «Л»
ЖивотныеЛев, лиса, лось, лама, ласточка, лебедь, летучая мышь. Смотреть всех животные на букву «Л»
Овощи, фрукты и ягодыЛайм, лимон, латук, лук-парей .
ПрофессииЛесник, лодочник, лётчик, логопед, лесоруб . Смотреть все профессии на букву «Л»
Все имена на букву «Л» со значениями и происхождением
Мужские именаЛев, Леонид, Леонард, Лука. Смотреть

«Кирил» или «Кирилл» — как правильно пишется слово? — Рамблер/субботний

Имя Кирил/лл — далеко не редкое, и, более того, в славянском мире существуют порядка 60 фамилий, образованных от него. Вот только вопрос о том, сколько же букв «л» должно писаться в этом имени собственном, и поныне волнует многих. Давайте же разберемся с ним!

Как бы печально это ни было, имена в русском языке не подчиняются никаким правилам — их нужно только запоминать, иначе ошибок не избежать. Имя Кирилл пришло в русский именник из греческого языка — там оно звучало как «Κύριλλος» и означало «господин», «владыка», «хозяин». Как вы можете заметить, в исконном варианте присутствуют две буквы «λλ», которые перекочевали и в русский язык, превратившись в «лл». Таким образом, в современном русском языке мы можем наблюдать удвоение согласной, и Кирилл пишется с двойной «л» — вариант «Кирил» будет грубой ошибкой. В отчествах, образованных от имени Кирилл, — Кириллович, Кирилловна, — также пишутся две согласные.

К слову, Кирилл — вовсе не единственное имя собственное с двойными согласными. В именослове можно найти массу других примеров, в том числе Аггей, Алла, Анна, Аполлон, Аполлинария, Белла, Виссарион, Геннадий, Генриетта, Инна, Ипполит, Римма, Филипп. Это же касается и топонимов: Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса. Все их нужно запомнить, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при написании.

Правильное написание: Кирилл.

Рассмотрим несколько примеров правильного написания этого имени собственного:

Кирилл и генерал сидели на полу, засыпанные обрывками бумаг, и на полях какой-то книги лихорадочно множили цифры. (М. А. Булгаков) И потом Кирилл видел дорогу, заполненную людьми, исходящими из плена жизни. (М. Горький) Сегодня после пробуждения голова у Кирилла снова оказалась тяжелой и неподъемной: это с ним случалось теперь все чаще, и самое обидное, что тяжесть охватывала именно с самого утра.

Видео дня. Кот и пес сцепились из-за коробки

Читайте также

Принцип работы люминесцентной лампы

Категория: Источники освещения

Применение светильников дневного света позволяет экономить электроэнергию по сравнению с использованием обыкновенных осветительных приборов накаливания. О принципе работы люминесцентной лампы необходимо знать специалистам, занятым работой с электричеством.

Историческая справка

Газоразрядная колба появилась еще в 1856 году и называлась трубкой Гейслера. Использование высоковольтной катушки позволило возбудить в ней свечение газа зеленого цвета. Через несколько лет предложено было покрыть внутреннюю поверхность колбы люминофором.

Изделия более яркого белого спектра появились лишь в 1926 году благодаря исследованиям Эдмунда Гермера. По своему устройству они уже стали похожи на те, которые можно видеть сегодня.

Устройство люминесцентной лампы

Для того чтобы понять принцип работы однолампового светильника, надо познакомиться с его схемой. Светильник состоит из следующих элементов:

  • стеклянная цилиндрическая трубка;
  • два цоколя с двойными электродами;
  • стартер, работающий на начальном этапе поджига;
  • электромагнитный дроссель;
  • конденсатор, подключенный параллельно питающей сети.

Колба изделия выполнена из кварцевого стекла. На начальном этапе ее изготовления из нее откачан воздух и создана среда, состоящая из смеси инертного газа и паров ртути. Последняя находится в газообразном состоянии за счет избыточного давления, созданного во внутренней полости изделия. Стенки покрыты изнутри фосфоресцирующим составом, он превращает энергию ультрафиолетового излучения в видимый человеческому глазу свет.

К выводам электродов на торцах устройства подводится переменное напряжение сети. Внутренние вольфрамовые нити покрыты металлом, который при разогреве испускает со своей поверхности большое количество свободных электронов. В качестве таких металлов могут применяться цезий, барий, кальций.

Электромагнитный дроссель представляет собой катушку, намотанную для повышения индуктивности на сердечнике из электротехнической стали с большой величиной магнитной проницаемости.

Стартер работает на начальном этапе процесса тлеющего разряда, протекающего в газовой смеси. В его корпусе находятся два электрода, один из которых биметаллический, способный под действием температуры изгибаться и изменять свои размеры. Он выполняет роль замыкателя и размыкателя электрической цепи, в которую включен дроссель.

Принцип работы люминесцентного светильника

Как работает люминесцентная лампа? Сначала образуются свободно движущиеся электроны. Это происходит в момент включения питающего переменного напряжения в областях вокруг вольфрамовых нитей накаливания внутри стеклянного баллона.

Эти нити за счет покрытия их поверхности слоем из легких металлов по мере нагрева создают эмиссию электронов. Внешнего напряжения питания пока недостаточно для создания электронного потока. Во время движения эти свободные частицы выбивают электроны с внешних орбит атомов инертного газа, которым заполнена колба. Они включаются в общее движение.

На следующем этапе в результате совместной работы стартера и электромагнитного дросселя создаются условия для увеличения силы тока и образования тлеющего разряда газа. Теперь наступает время организации светового потока.

Движущиеся частицы обладают достаточной кинетической энергией, необходимой для перевода электронов атомов ртути, входящей в состав лампы в виде небольшой капли металла, на более высокую орбиту. При возвращении электрона на прежнюю орбиту высвобождается энергия в виде света ультрафиолетового спектра. Преобразование в видимый свет происходит в слое люминофора, покрывающего внутреннюю поверхность колбы.

Для чего нужен дроссель в люминесцентной лампе

Это устройство работает с момента старта и на протяжении всего процесса свечения. На разных этапах задачи, выполняемые им, различны и могут быть разделены на:

  • включение светильника в работу;
  • поддержание нормального безопасного режима.

На первом этапе используется свойство катушки индуктивности создавать импульс напряжения большой амплитуды за счет электродвижущей силы (ЭДС) самоиндукции при прекращении протекания переменного тока через ее обмотку. Амплитуда этого импульса напрямую зависит от величины индуктивности. Он, суммируясь с переменным сетевым напряжением, позволяет кратковременно создать между электродами напряжение, достаточное для разряда в лампе.

При созданном постоянном свечении дроссель выполняет роль ограничивающего электромагнитного балласта для цепи дуги с низким сопротивлением. Его цель теперь – стабилизация работы для исключения дугового замыкания. При этом используется высокое индуктивное сопротивление обмотки для переменного тока.

Принцип работы стартера люминесцентной лампы

Устройство предназначено для управления процессом запуска светильника в работу. При первоначальном подключении сетевого напряжения оно полностью прикладывается к двум электродам стартера, между которыми существует небольшой промежуток. Между ними возникает тлеющий разряд, в котором температура увеличивается.

Один из контактов, выполненный из биметалла, имеет возможность под действием температуры изменять свои размеры, изгибаться. В этой паре он выполняет роль подвижного элемента. Возрастание температуры приводит к быстрому замыканию электродов между собой. По цепи начинает протекать ток, это приводит к понижению температуры.

Через небольшой промежуток времени происходит разрыв цепи, что является командой для вступления в работу ЭДС самоиндукции дросселя. Последующий процесс был описан выше. Стартер понадобится только на этапе следующего включения.

Варианты исполнения

Существует большое разнообразие электролюминесцентных ламп, но все они могут иметь различие по:

  • форме исполнения;
  • виду балласта;
  • внутреннему давлению.

Форма исполнения может быть как у обычных люминесцентных ламп – линейная трубка либо трубка в виде латинской буквы U. К ним добавились компактные варианты, выполненные под привычный цоколь с использованием различных спиральных колб.

Балласт является приспособлением, стабилизирующим работу изделия. Электронный и электромагнитный виды являются самыми распространенными схемами включения.

Внутреннее давление определяет область использования изделий. В бытовых целях или общественных местах нашли применение лампы низкого давления или энергосберегающие образцы. В промышленных помещениях или местах с пониженными требованиями к цветопередаче используют экземпляры высокого давления.

Для оценки способности освещения применяют показатель мощности лампы и ее светоотдачи. Можно привести еще много различных параметров классификации и вариантов исполнения, но их количество постоянно увеличивается.

правильное положения губ и языка, методы

Одной из проблем при развитии речи ребенка является постановка звука Л. Для выработки правильного произношения разработано много упражнений. Выполнять их лучше под контролем логопеда. Когда будет выработан навык произношения, его нужно автоматизировать. Тренировки могут занять много времени.

Для постановки звука «Л».

Что такое ламбдацизм и его разновидности

Ламбдацизмом принято называть неправильное произношение звука Л или же его полное выпадение в речи.

Различают несколько видов этого нарушения:

  1. Носовой — поток воздуха при выдохе идет через нос. Причина такого произношения в том, что мягкое небо соприкасается с корнем языка. Вместо «лампа» получается «нгампа».
  2. Двугубный — при произношении напрягаются губные мышцы, вместо нужного звука ребенок произносит «у» — «уапата» вместо слова «лопата».
  3. Межзубный — кончик язычка выпадает между зубами.
  4. Нижний — язык ложится на нижние зубы. Эту разновидность труднее всего корректировать.
  5. Фрикативный — вместо нужного звука получается смягченный («украинский») Г.

Замена звука Л на другие называется параламбдацизмом.

Наиболее частые разновидности замены:

  • В — «вук» вместо «лук»;
  • Д — «дожка» вместо ложка;
  • Й — «йампа» вместо «лампа»;
  • мягкий Л — «плет» вместо «плот».

У части детей наблюдается полное выпадение звука Л. Вместо слова «лиса» произносится «иса».

В чем причины неправильного произношения Л

До 4 лет речевой аппарат не приспособлен к выговариванию этого звука, поэтому ламбдацизм в этом возрасте считается вариантом нормы.

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.

Как нужно расположить язык и губы

Артикуляция звука «Л».

У большинства детей ламбдацизм связан не с анатомическими нарушениями речевого аппарата, а с неправильной постановкой губ и языка.

Чтобы добиться правильного произношения, нужно соблюдать следующие правила:

  1. Следить, чтобы верхние зубы не смыкались с нижними. Между ними должно сохраняться узкое пространство.
  2. Боковые части языка не должны примыкать к верхним коренным зубам. Это обеспечит правильное дыхание.
  3. Кончик должен быть твердым и упираться в верхние зубы или сразу над ними.
  4. Область у корня должна быть слегка приподнята.
  5. Верхнее небо слегка приподнимается, чтобы воздух при выдохе не мог попадать в носовую полость.
  6. Голосовые связки вибрируют и создают голосовое звучание.

Положение детских губ зависит то того, какой звук следует за Л.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит в глубину ротовой полости, его кончик не соприкасается с верхними зубами или деснами. Вместо нужного звука у ребенка получается Ы («лодка» — «ыодка»).
  2. Резкий вдох в момент, когда нужно сказать нужный звук. Если в процессе участвуют мышцы щек — получается фонема Ф.
  3. Воздушный поток проходит в нос, поэтому получается Н.

Иногда ребенку сначала ставят Р, а затем Л. В такой ситуации второй звук может заменять первый («руна» вместо «луна»)

Неправильная постановка губ

Если выявлен двугубный ламбдацизм, ребенок неправильно располагает губы и неверно выговаривает Л. Вместо того, чтобы расслабить их, ребенок вытягивает трубочкой. В результате у него получается звук У или В. При этом в произношении ведущую роль играет не язык, а губы. Кончик языка опускается и ложится на дно ротовой полости.

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Чтобы сформировать правильное прохождение воздуха, делают дыхательную гимнастику.

Ошибки, которые делает ребенок.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина».
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк».
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка».
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок».
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Как постановить звук Л

После завершения подготовительного этапа переходят к основным упражнениям.

Постановка Л проводится:

  • по подражанию;
  • на вдохе;
  • механическими способами.

Когда ребенок начнет произносить букву правильно, необходимо закрепить этот навык и довести его до автоматизма. Вначале ребенка нужно научить мягкому звуку, затем твердому.

По подражанию

Самый распространенный метод обучения — посредством подражания взрослому. Вначале родитель или логопед показывает, как правильно расположить язык и губы.

Чтобы ребенку было понятнее, можно предварительно объяснить ему на словах:

  1. Язык нужно сделать широким.
  2. Кончик прижимается к верхним передним зубам или деснам.
  3. Середину языка прогибают книзу, а корень приподнимается.
  4. Боковые части не поднимать, чтобы между ними и щеками проходил воздух.

Для проверки правильности прикасаются к щекам, пока ребенок произносит Л. Если все сделано верно, мышцы щек слегка вибрируют.

Заниматься лучше перед зеркалом. Вначале взрослый несколько раз говорит правильно сам, потом просит повторить ребенка.

Автоматизация звука «Л» в словосочетаниях.

На вдохе

Упражнения на развитие правильной артикуляции сочетают с дыхательной гимнастикой. Ставить Л желательно на вдохе.

Перед началом тренировки делают несколько дыхательных движений:

  1. Вдох быстрый — 1 секунда.
  2. Выдох плавный и медленный — до 5 секунд.

Затем можно усложнить упражнение, преподнести его в форме игры. Соотношение вдоха и выдоха при этом должно сохраняться.

Комплекс для каждого ребенка подбирается индивидуальный и может включать следующие упражнения:

  1. Подуть на вертушку и понаблюдать, как она крутится.
  2. «Остановить бегущую лошадку». Делается вдох, губы расслабляются. Воздух выдыхается так чтобы получился звук «прррр».
  3. Ребенок ложится на спину на ровную поверхность (пол или жесткая кушетка). Рука кладется на живот. Делается вдох и надувается живот. Рука должна ощущать, как на вдохе «мячик надувается», а на выдохе «сдувается».
  4. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать по запаху фрукты или другие предметы. На вдохе нужно нюхать фрукт, втягивая воздух через нос. На выдохе произносится название предмета.

С механической помощью

Чтобы правильно поставить звук, можно воспользоваться механическими приспособлениями:

  • шпателем;
  • специальными зондами;
  • деревянной палочкой от мороженого;
  • черенком ложки и пр.

Если дома нет подходящих предметов, можно помочь ребенку пальцами рук. Основная задача такой работы — зафиксировать орган или мышцу в правильном положении.

С помощью подручных средств делают следующие упражнения:

  1. Деревянную палочку кладут поперек языка. Таким способом создается пространство между верхними коренными зубами и боковыми частями языка. Формируется правильное прохождение воздуха через ротовую полость.
  2. Постановка твердого звука от мягкого проводится с помощью большого пальца руки. Для этого подушечку пальца кладут в ямку под подбородок. Слегка нажимают на эту область, и звук рефлекторно становится твердым.
  3. Научиться произносить твердую фонему можно, если прижать к нижней части подбородка тыльную сторону кисти.
  4. Если ребенок излишне напряжен, можно немного расслабить мимические мышцы, помассировав их кончиками пальцев.
  5. Для коррекции двугубного ламбдацизма уголки губ растягиваются до положения улыбки и в таком состоянии удерживаются указательными пальцами.

Снять напряжение можно, пошлепав губами, выдохнув полным ртом через сомкнутые зубы -«уфф», пофыркав.

Слова для тренировки звука «Л».

Как сделать правильное произношение автоматическим

После того как правильное произношение было поставлено, его нужно закрепить. Это процесс для детей сложный и занимает много времени. В домашних условиях достаточно заниматься несколько минут в день утром и вечером. Будет лучше, если уроки будут проходить в форме игры.

Мягкий Л

Ребенок часто упускает мягкий Л и даже целые слоги с его участием. Поэтому логопедические упражнения на звук лучше начинать с этого момента.

Для начала закрепляется произношение слогов. Дальше можно переходить к словам. Отдельные слоги можно закрепить с помощью специальных скороговорок.

Примеры приведены в таблице

Слоги простыеСлоги сложныеПримеры словСкороговорки
ЛяСля, кля, пля, фля, гляПоля, Коля, Толя, тополяЛя-ля-ля — холодная земля
ЛюСлю, клю, плю, флю, глюЛюся, лютик, люкЛю-лю-лю — печь топлю
ЛиСли, кли, пли, фли, глиЛида, липа, лиса, лимонЛи-ли-ли — лимон нашли
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛена, лень, лесЛе-ле-ле — все в золе
ЛеСле, кле, пле, фле, глеЛен, легкий, кулек

Когда у ребенка начнут получаться прямые слоги, можно переходить к обратным. Вначале прорабатываются отдельные звукосочетания, потом переходят к целым словам и скороговоркам.

Простые слогиПримеры словСкороговорки
АльПальто, калька
ЕльКапель, кисельЕль-ель — за окном капель
ОльМоль, сольОль-оль — залетела моль
УльКуль, буль-бульУль-уль — повесили тюль
ЫльПыль, намыльЫль-ыль — ладони намыль
ЮльИюль, тюль

Твердый Л

Несколько сложнее научить ребенка говорить твердый Л. Для автоматизации звука используются те же приемы, что и для мягкого. Но времени на закрепление может понадобиться больше.

Упражнения для постановки звука «Л».

Осваивать правильную речь нужно поэтапно:

  1. Вначале малыш учится говорить слоги — Лэ, Ло, Лы, Ла, Лу.
  2. Потом сочетания можно усложнить другими согласными — Сла, Флы, Кло, Глу, Плэ и пр.
  3. После прямых слогов переходят к обратным — Ал, Ол, Ул, Ыл, Эл.
  4. Когда сочетания букв будут прочно закреплены, переходят к целым словам — лодка, лампа, лыжи, луна.

Детям можно предложить чистоговорки и скороговорки:

  • лу-лу-лу — лужа на полу;
  • ла-ла-ла — мусор подмела;
  • ло-ло-ло — стояло помело;
  • около Лондона — логово колдуна;
  • клади уголь в угол.

При тренировке желательно избегать сочетаний с буквой Р. Эти буквы детям особенно трудно произносить, они часто путаются.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

История создания люминесцентной лампы

История люминесцентной лампы достаточно объемна как по времени, так и по количеству сопутствующих изобретений. До того момента, как в частных домах и офисах появились первые лампы дневного света в том виде, который мы наблюдаем и по сей день, ученым и инженерам пришлось изобрести вакуумную трубку, поэкспериментировать с различными инертными газами, создать долговечные электроды и разработать состав флуоресцентного покрытия.

Первой в 1856 году на свет появилась вакуумная стеклянная трубка. Этому изобретению мы обязаны немецкому стеклодуву и изобретателю Генриху Гейслеру. Именно он создал вакуумный насос, позволявший откачивать из закрытой колбы воздух. Стеклянная вакуумная колба в последствие получила имя изобретателя – трубка Гейслера. Когда ученый, а затем и его последователи пропускали через трубку электрический ток,наблюдалсядостаточно интересный эффект – яркое свечение зеленоватого оттенка.

Основательные эксперименты с явлением электролюминесценции различных веществ проводил Александр Эдмон Беккерель. Именно он в 1859 году предложил покрыть трубку Гейслера тонким слоем люминесцирующих веществ. И хотя трубки ученого излучали недостаточно сильный свет и были недолговечны, именно он впервые заставил люминофор светиться под воздействием электрического тока. Хотя по большому счету Беккерель и не собирался практически использовать свои достижения – у него был чисто научный интерес в этой и других областях науки.

Первое практическое применение трубки Гейслера попытался осуществить Томас Эдисон. Именно он в 1896 году изобрел, а 1907 году запатентовал колбу с покрытием из вольфрамата кальция и рентгеновским излучением как люминесцентную лампу. Но и этому изобретению не удалось стать искусственным источником света в наших домах. Лампа имела малый срок службы, а Эдисон, добившись успеха с лампой накаливания, отказался от дальнейших изысканий по совершенствованию люминесцентной лампы.

Впервые практически использовать аналог сегодняшней лампы дневного света и изыскать из этого коммерческий интерес удалось Даниэлю Фарлану Муру. Первую модель своей лампы оно показал общественности в 1895 году  (на год раньше Эдисона). В качестве инертного газа в колбе он использовал двуокись углерода (для белого свечения) или азот (для розового). Его лампа была невероятно сложна в конструкции, но уже тогда инженеры заметили ее большую эффективность по сравнению с разрабатываемой лампой накаливания. Почти 9 лет усовершенствований и испытаний привели к тому, что начиная с 1904 года, система освещения Мура стала устанавливаться в магазинах и офисных помещениях.

Использовать в люминесцентной лампе пары ртути впервые предложил Питер Купер Хьюитт в 1901 году. Его лампы были намного эффективнее, как ламп Мура, так и ламп накаливания. Однако сине-зеленый свет свечения ограничил их применение в то время. Хотя в последствие, много лет спустя, именно ртутные лампы стали основой уличного освещения, именно ими оснащались фонарные столбы.

Лишь в 1927 году свет увидела люминесцентная лампа – аналог той, что мы используем сейчас. И хотя ее изобретатель Эдмунд Джермер изначально ставил перед собой цель создать управляемый источник ультрафиолетового света – получилось так, что вместе с коллегами Фридрихом Мейером и Гансом Шпаннером он создал второй по популярности источник искусственного света, причем более близкий к естественному, чем популярная в то время лампа накаливания. Исследователи просто покрыли ультрафиолетовую лампу слоем люминофора, и оказалось, что она способна излучать естественный белый и достаточно яркий свет.

В 1934 году патент на изобретения выкупила General Electric (британская, а не американская), за достаточно кругленькую по тем временам сумму в 180 тыс. $. Первые продажи люминесцентных ламп начались лишь в 1938 году, так как на протяжении 4 лет до этого исследовательские бюро компании усиленно изобретали неразрушающийся под действием электрического тока электрод, а сама фирма выкупала патенты, на изобретения, хоть как-то относящиеся к этому виду лампы.

< Предыдущая   Следующая >

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о