Как менялись стандарты женской красоты – Посмотрите, как менялись стандарты женской и мужской красоты за последние 100 лет
Как менялись стандарты женской красоты »
Стaндaрты жeнскoй крaсoты в xoдe истoрии мeнялись мнoгoкрaтнo. Тo, чтo считaлoсь крaсoтoй в Срeдниe вeкa, в эпoxу Вoзрoждeния сoчли бы пaтoлoгиeй, a жeнщин 1960-x нe пустили бы в дрeвнoсти и нa пoрoг пeщeры.

Пaлeoлитичeскaя Вeнeрa
В 2008 гoду в пeщeрe Xoлe-Фeльс близ нeмeцкoгo гoрoдa Шeльклингeнa былa oбнaружeнa дрeвнeйшaя из извeстныx нaукe пaлeoлитичeскиx Вeнeр. Пo мeсту нaxoждeния oнa пoлучилa имя «Вeнeрa из Xoлe-Фeльс». Eй примeрнo 35-40 тысяч лeт.
Пo мнeнию aрxeoлoгa Джона Шиа, на изготовление этой статуэтки ушли «десятки, если не сотни часов». Интересно, что у этого экземпляра Венеры на месте головы — отверстие, что, по предположению археологов, говорит о том, что статуэтка использовалась как кулон. Палеолитических Венер насчитывается больше сотни. Несмотря на обширную географию мест их обнаружения, у них много общего: это тучные женщины с широким тазом и большой грудью.
К-стратегия
Что же заставило безымянного кроманьонца потратить «сотню часов» на изготовление этой статуэтки. Вероятнее всего, подобные Венеры использовались не просто как украшения, у них была ритуальная цель, причем весьма очевидная, учитывая параметры этих каменных женщин — привлечь увеличение рода. Для непростых условий жизни во времена палеолита, когда выживаемость племени и рода напрямую зависела от популяции, такой идеал женской красоты вполне обоснован. Эволюционные антропологи относят человечество к сообществам с так называемой K-стратегией. Для нее, в отличие от R-стратегии, свойственны относительно долгая жизнь представителей вида, относительно медленное развитие и медленное расселение. Таким образом, стандарты женской красоты очень сильно зависят не только от прихотей мужчин (прихоти мужчин тоже от многого зависят и не являются спонтанными), но, в первую очередь, от окружающей среды (в развитых обществах — от политики, военной активности, экономики и так далее).
Древний Египет
Многочисленные фрески дают достаточно полное представление о том, какими должны были быть идеальные египтянки. Идеалом женской красоты в Древнем Египте считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами.
Идеал женской красоты в Древнем Египте говорит о том, что жили египтяне в целом неплохо. Войны были, но они не обескровливали страну, перенаселения также не было, поэтому стандарт женской красоты был далек от палеолитических Венер.
Древняя Греция
В Древней Греции красота была культом. При этом именно здесь понятие идеала приобрел вполне исчисляемые параметры. Речь о «золотом сечении».
Расчет стандартов красоты произвел древнегреческий скульптор Поликлет в V в. до н.э. в сочинении «Канон». По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова – 1/7 всего роста, кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. Также учитывалось соотношение объема талии к объему бедер. Его высчитывали делением первого показателя на последний. Талия, скажем, 60 см, делится на объем бедер – 90 см. Получается, примерно, 0,66. У обладательницы золотого сечения этот показатель будет равняться 0,7.
В Древней Греции горожане жили в полисах, голод был редкостью, но войны требовали постоянного пополнения армии. Это и привело к гормоничному идеалу женской красоты, не анорексичному, но и не гипертрофированно-палеовенерному.
То пусто, то густо
Если посмотреть на женские портреты времен Средневековья и на изображения женской красоты времен Возрождения, то проявление К-стратегии налицо.
Жизнь в городах во времена Средневековья была непростой: перенасленность, антисанитария, голод, религиозный догматизм. Численность населения — свыше 100 миллионов человек. Словом, не жизнь, а сказка. Страшная. Идеалом женской красоты того времени были женщины бледные, безбровые и асексуальные. Они брили лбы и носили фальшивые животы, имитирующие беременность.
Скачка идей
Наглядная скачка представления о стандартах женской красоты началась в XX веке. От женщины декаданса, которая одним своим видом показывала, что одной своей ножкой она уже находится за пределами этого мира (бледность, черные круги под глазами, черные одежды) идеал красоты сменился на женщину полнокровную, спортивную, широкоплечую.

Это произошло на фоне последствий Первой мировой войны, растущей эмансипации. Если посмотреть на идеальных женщин 1930-х в Германии и СССР, то разницу будет сложно заметить: готовящимся к массовому противостоянию странам нужны были солдаты. Выбранный после Первой мировой стандарт красоты как нельзя лучше соответствовал этой установке: здоровая крепкая женщина, культ спорта — здоровое потомство.
После Второй мировой произошел так называемый бэйби-бум. Идеалом 1950-х годов стала модель Бетти Бросмер (большая грудь, широкие бедра, узкая талия). Пресытившись и пополнив население, уже в середине 1960-х мир стал восхищаться Лесли Хорнби, или Твигги: худенькая, ножки-веточки, короткая стрижка…
Стандарты красоты продолжали меняться и меняются до сих пор. Анорексичность постепенно уходит, и в мире набирает обороты тренд «естественной красоты». С моделями plus size заключают контракты крупнейшие модельные дома, в социальных сетях популярен хештег #Effyourbeautystandards. О чем это говорит?
Post Views: 139
Посмотрите, как менялись стандарты женской и мужской красоты за последние 100 лет
Красота многогранна, и у нее не может быть стандартов. Тем не менее история знает людей, которые благодаря своим внешним данным стали для нас олицетворением целой эпохи. Предлагаем вам переместиться на 100 лет назад и посмотреть на главные идеалы красоты XX века, начиная от «девушек Гибсона» и заканчивая Ким Кардашьян. И конечно, мы не забыли про мужчин — от Ивана Поддубного до Роберта Паттинсона.
Мы решили показать, на кого равнялись модницы и модники на протяжении последних 100 лет. А в конце статьи мы расскажем вам про 2018 год.
1910-е
© Moffett/wikimedia © wikimedia
Женщины: В моде «девушки Гибсона» — красавицы с длинной шеей, большими глазами и волнистыми волосами. Фигура тоже имела свои стандарты: идеальная женщина должна была быть высокой, стройной, с неестественно тонкой талией, большой грудью и широкими бедрами.
Мужчины: Усы — главный атрибут джентльмена в 1910-е. За ними тщательно ухаживали, подстригали и придавали нужную форму с помощью воска. В моде высокие мужчины крепкого телосложения — боксеры, циркачи и атлеты.
1920-е
© wikimedia © wikimedia
Женщины: Эпоха флэпперов ознаменовалась короткими стрижками, худощавым, мальчишеским телосложением, тоненькими бровями и формой губ, похожей на лук Купидона. Большие глаза, как у лани, — один из главных критериев красоты.
Мужчины: Идеальный образ молодого человека того времени — главный герой романа «Американская трагедия». В моде джаз, стремление к высшему обществу и роскоши, а также «прилизанные» прически и гладко выбритое лицо. В это время ценилась не физическая сила, а умение увлечь собеседника и хорошо танцевать.
1930-е
© RKO Pictures/wikimedia © Movie studio/wikimedia
Женщины: Благодаря роскошным дивам кинематографа в моду вернулись плавные женственные изгибы. Каноном красоты стали правильные черты лица, голливудские локоны, длинные ресницы, высокие скулы, изогнутые дугой брови и глубоко посаженные глаза.
Мужчины: Мужчин также не обошел стороной голливудский шик, и эталоном мужской красоты стал Кларк Гейбл. Именно благодаря «королю Голливуда» в моду вошел образ «дорогого мужчины» — аккуратные усы, гладко зачесанные волосы, ржаной виски, сигары и трубки.
1940-е
© eastnews © eastnews
Женщины: Мир голливудской роскоши разбился о суровую реальность военного времени. Женщины все еще оставались элегантными, но ушла та рафинированная красота предыдущего десятилетия. Ей на смену пришел образ сильной женщины и боевой подруги — ценилась крепкая спортивная фигура с широкими плечами.
Мужчины: В такое сложное время было не до моды, поэтому волосы перестали зачесывать и фиксировать гелем, а элегантные костюмы сменились на военную форму. Ценились многогранные люди, и неудивительно, что одним из секс-символов того времени стал Жан Маре, который был не только прекрасным актером, но и писателем, каскадером, скульптором, художником и декоратором.
1950-е
© Courtesy Everett Collection/eastnews © eastnews
Женщины: 50-е вернули голливудских див и моду на женственные формы — высокая грудь, узкие плечи, стройные ноги, пышные бедра и тонкая талия. Кукольный образ стал одним из самых популярных — фарфоровая кожа,нарисованные мушки, яркие глянцевые губы, наивный взгляд, высокие прически, начесы и кудри. А самым популярным средством в аптеках стала перекись водорода, потому как «джентльмены предпочитали блондинок».
Мужчины: Спутник же такой «кукольной» дамы должен был быть сильным, с большими руками, мужественным подбородком, носом со следами переломов и в то же время с чувственными и мягкими губами. Поэтому именно Марлон Брандо, исполнявший роли грубых, но безумно обаятельных мужланов, стал главным секс-символом десятилетия.
1960-е
© eastnews © eastnews
Женщины: Настоящий переворот в мире моды совершила Твигги. Еще пару лет назад ее образ никто не воспринял бы всерьез: при росте 166 см и параметрах 81-56-81 вес модели составлял всего 40 кг. Именно с Твигги началась эра средств для похудения и диет. Тело должно было быть худым, стрижки — короткими, губы — светлыми, а глаза — огромными.
Мужчины: В мире мужской моды 1950-е ознаменовались французской классикой. Благодаря Алену Делону самым популярным типажом стали представители сильного пола с серо-голубыми глазами, густыми черными бровями и чувственными губами. Все внимание уделялось фирменному взгляду актера и его ироничной усмешке. Визитной карточкой Делона, которую многие пытались скопировать, стали сведенные у переносицы брови, создававшие эффект очень пристального и гипнотизирующего взгляда.
1970-е
© eastnews © eastnews
Женщины: В первую очередь ценится забота о себе — именно в это десятилетие производители косметики начинают разрабатывать первые средства с SPF (солнцезащитные фильтры). Женщины стремились к естественности, но при этом не жертвовали сексуальностью — объемные прически, макияж в натуральных тонах и короткие юбки.
Мужчины: Модный образ хиппи требовал максимальной естественности — никаких стрижек и бритья. Чем меньше химии наносится на волосы и тело, тем лучше.
1980-е
© Kees Tabak/SUNSHINE /Sunshine/eastnews © SCREEN PROD/eastnews
Женщины: Мир сошел с ума по аэробике — спортивные формы, лосины и химзавивка на пике популярности. Культ тела требовал форм, отточенных в спортзале.
Мужчины: А вот мужчины решили вернуться к элегантности. Они снова начали стричься и бриться, волосы зачесывали назад, и средства для укладки вернули свою былую популярность. Полюбился образ «белого воротничка» и образ главного героя фильма «Волк с Уолл-стрит» — амбициозный авантюрист, уверенный в себе, энергичный, остроумный и невозможно обаятельный.
1990-е
© eastnews © Bonazza/face to face/eastnews
Женщины: В моде «героиновый шик» — очень худые девушки с тонкими руками и ногами, усталым и отсутствующим взглядом, бледной кожей и выпирающими ключицами.
Мужчины: Стиль гранж пришел в моду из рок-музыки. Внутреннюю свободу обязательно нужно было выразить своим внешним видом — молодые люди отпускали волосы, одевались нарочито неряшливо и не признавали гламурного образа жизни.
2000-е
© TRIPPETT/SIPA/eastnews © John Hayes/Everett Collection/eastnews
Женщины: После того как мир увидел фильм «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», в моду вошли спортивные красотки. Глаза, нос, скулы, губы и тело Анджелины Джоли — именно о таких чертах мечтали модницы.
Мужчины: Мужчинам надоел неряшливый стиль. Именно с 2000 года уход за лицом и телом стал не только женской повседневной рутиной, но и мужской. Мужчины стали тратить много времени и средств на уход за собой и старательно укладывать волосы.
2010-е
© Chris Pizzello/eastnews © Semmer/face to face/eastnews
Женщины: У Ким Кардашьян много ненавистников, но гораздо больше поклонников. Благодаря ей вошли в моду широкие бедра, оливковая кожа, пухлые губы, высокие скулы и пушистые ресницы.
Мужчины: А вот мужчины опять вернулись к расслабленному образу — небрежность, бледная кожа и немного невыспавшийся вид. Можно ориентироваться на «главного вампира» — Роберта Паттинсона: не зря же его назвали самым красивым мужчиной 2010 года.
Бонус: 2018-й
© Jonas Gustavsson/eastnews © Balawa Pics/eastnews
Женщины: Baby face — самый модный типаж в 2018 году. Закончилась эпоха искусственных черт лица и гипертрофированных частей тела. В моде натуральность, пухлые щечки, милая улыбка, длинные ноги и стройность.
Мужчины: Главные составляющие модного мужского образа — борода, усы, длинные волосы и небрежный пучок.
А какое десятилетие вам нравится больше всего? Поделитесь в комментариях!
Источник
Как менялись стандарты женской красоты за последние сто лет — Стиль жизни
WomanHit.ru предлагает вам совершить путешествие в прошлое и вспомнить, к каким идеалам стремились дамы разных поколений
Мария Блавацкая9 января 2019 15:25

В 1910-е женщины начинают активно изучать искусство макияжа
Фото: pixabay.com/ru
Невозможно представить, чтобы стандарты красоты оставались неизменными на протяжении долгого времени. У каждой эпохи свои особенности, которые тем или иным образом влияют на изменения в понятии женской красоты.
1910-е
Девушки этой эпохи стремились соответствовать идеалу, «правящему» в то время, а именно: волосы, уложенные в легкую волну, большие оленьи глаза, пушистые ресницы. Что касается фигуры, женщинам приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы их талия была неестественно тонкой, для чего использовали корсет. Грудь и бедра, наоборот, должны были быть пышными. Кроме того, в это время женщины начинают активно изучать искусство макияжа, чтобы в случае необходимости подкорректировать внешние недостатки.
1920-е
В это время в моде все еще остаются широко распахнутые глаза и волнистые прически, а вот в отношении к пышногрудым красоткам с объемными бедрами появились претензии. Теперь «балом правили» женщины-андрогины. Мальчишеская угловатость была на пике сексуальности, женщинам приходилось утягивать грудь и соблюдать строгую диету, дабы уменьшить бедра хотя бы на несколько сантиметров. Платья выбирали прямого покроя с заниженной талией.

1930-е
После десяти лет восхищения андрогинностью мужчины снова переключили внимание на дам с формами. В отличие от моды 1910, корсеты уже не были таким популярным элементом гардероба. При подборе одежды женщины стремились как можно сильнее обтянуть фигуру. Идеальное женское лицо сочетало изогнутые тонкие брови, глубоко посаженные глаза в обрамлении пушистых ресниц. Локоны по-прежнему оставались в моде.

1940-е
Это время мало подходило для повсеместного восхищения женщинами, ведь война переключила внимание мужчин на себя. Женщинам было не до гламурных изысков, поэтому эталоном того времени считалась подтянутая девушка с широкими плечами, способная дать отпор даже мужчине.

1950-е
50-е ассоциируются у большинства с главной блондинкой Голливуда того времени — Мэрилин Монро. Актриса до сих пор будоражит фантазию мужчин, а уж во время ее расцвета все женщины хотели быть похожими на звезду. С аптечных полок «улетали» пузырьки с перекисью водорода, ведь именно пергидрольный блонд был на пике популярности. Внешняя противоположность Монро — Элизабет Тейлор. Жгучая брюнетка не отставала от своей соперницы, порой зрителям и критикам было трудно решить, кто же все-таки главная женщина Голливуда. Ясно одно: обе актрисы обладали пышными формами, пушистыми ресницами, чувственными губами и смотрели с экранов томным взглядом.

1960-е
В 60-е в моду возвращается худоба. Скорее, болезненная худоба. Всему «виной» стала супермодель Твигги, которая сделала почти прозрачное тело эталоном красоты на ближайшие десять лет. Девушки эпохи 60-х носили короткие платья и юбки, учитывая моду на худобу, подобные стильные решения смотрелись довольно неплохо.

1970-е
В это время девушки всей планеты «болели» спортом. Отсюда пошла мода на подтянутые женские фигуры, бледная кожа ушла в прошлое — да здравствует здоровый румянец! Женщины, не приемлющие активный спорт, отдают предпочтение танцам, что также положительно сказывается на фигуре, придавая ей плавные изгибы.

1980-е
В 80-е мода на спорт удерживала свои позиции, но в этом десятилетии предпочтение отдавалось аэробике. Женский силуэт был подтянут, лишний вес был крайне отрицательным явлением. Что касается одежды, в моде приветствовались смелые решения как в фасонах, так и в цветах. Дивой этого времени по праву считается Мадонна со своим эпатажным стилем и сумасшедшей прической из клипа Like a Virgin.

1990-е
Эталоном «лихи× 90-х» была худоба, навеянная популярностью таких супермоделей, как Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл. В каком-то смысле эта эпоха повторяла 60-е, но в этот раз в комплекте с худобой шел небрежный образ в целом. Не секрет, что в то время было популярно употребление запрещенных веществ, которые и способствовали болезненному внешнему виду фэшн-икон.

2000-е
С началом нового века женская фигура, наконец-то, смогла «вздохнуть» спокойно, ведь больше не нужно было изнурять себя диетами до полного истощения. Но и набирать лишний вес было дурным тоном. В моду вошли вещи с открытым животом, а талия у джинсов и брюк была максимально занижена, поэтому модницы нового десятилетия придавали большое значение подтянутому прессу, но без фанатизма.

2010-е
С появлением в жизни звезд «Инстаграма», который перекочевал и в наши смартфоны, пышные формы и восхищение ими приобрели новый масштаб. Фигура «песочные часы» на данный момент едва ли не самая популярная среди пользователей соцсети. Но набирающее популярность движение бодипозитива может в скором времени нанести серьезный удар по идеальным точеным фигурам интернет-див. Вдруг именно оно станет культом 2020-х?

Как менялись стандарты красоты в 20 веке
Двадцатый век стал эпохой перехода от традиционного женского образа в длинном платье, убранных в прическу волос, к различным экспериментам. Мода сменялась каждое 10-летие настолько сильно, что женщины постоянно меняли цвет волос, длину юбок от макси до ультра-мини, худели или увеличивали различные части тела… Давайте рассмотрим стандарты красоты разных десятилетий 20 века на наглядном примере.
Начало века
До Первой Мировой войны женщина оставалась хранительницей очага. В моде были длинные волосы, уложенные в красивую прическу. Дамы из высшего общества старались сохранить бледный цвет кожи, прячась в тени или под зонтиком.Война и революция изменили все. Женщины стали более свободными и самостоятельными, начали работать и получать образование наравне с мужчинами. Вошли в моду короткие стрижки с четкими границами (самой популярной была боб-карэ), кожа по-прежнему оставалась бледной, тонкие губы красили темной помадой таким образом, чтобы не добавлять им объема и нарочитой сексуальности, вокруг глаз наносили темные тени. Уходят в прошлое корсеты, платья становятся более свободными. В моду вошла так называемая андрогинная внешность, женщины старались визуально сделать талию ниже и не подчеркивать грудь.
В 1920-х признанной красавицей была Грета Гарбо. Она обладала утонченной внешностью, сочетала в себе женственность и мужские черты одновременно. В моде была так называемая девушка-флэппер — стильная, с тонкой фигурой, маленькой грудью, немного мальчишеского типа.
1930-е годы
Женщина из музы превращается в товарища. Одежда становится максимально удобной, короткая стрижка сокращает время ухода за волосами, косметика сводится к минимуму.Если посмотреть на идеальных женщин 1930-х в Германии и СССР, то разницу будет сложно заметить. В военное время женщина должна быть крепкой и здоровой, многим было не до моды. Шик и роскошь становятся непопулярными, женщина должна была быть решительной и активной. В период между мировыми войнами иконой стиля стала Джин Харлоу.
1940-е годы
В 40-е годы уже чувствовалось приближение войны. В моде по-прежнему был стиль деловой женщины, обладающей кукольной внешностью, но при этом не нежной и распущенной. Шатенки становятся особенно популярны. Рита Хейворт, позирующая на фоне атомной бомбы, сброшенной на остров Бикини, символизирует западный эталон красоты 1940-х.После Второй Мировой войны женщины не сразу, но постепенно стали возвращаться к своей природе. Локоны стали более длинными и аккуратно уложенными волнами, глаза и губы стали подчеркивать. Женщины начинают носить платья из цветастых тканей, каблуки. С улучшением экономической ситуации, женщины стали лучше питаться, изменились их фигуры.
1950-е годы
Золотой век Голливуда длился с 1930-х по 1950-е года. Красивыми считались девушки, обладающие следующими параметрами: фигура «песочные часы», пышная грудь, тонкая талия. Воплощением красоты и женственности стала Мэрилин Монро.
Модой правит Кристиан Диор с его новаторским силуэтом – «нью лук». Это пышные юбки, подчеркнутая талия, гладкие прически. Помада была яркой, брови — изогнуты дугой.

1960-е годы
В 1960-х годах произошел второй всплеск феминистических настроений, у женщин появился доступ к противозачаточным, женщины завоевывают все больше рабочих мест и специальностей. В те времена в моду вошли мини-юбки А-силуэта. Идеальным считалось худощавое телосложение женщины-подростка, как у Твигги. Девушки специально худели, а мини подчеркивали красоту их ног. Несмотря на то, что Твигги носила короткую стрижку, в моде также были начесы, шиньоны — в общем, объемная прическа. Ресницы были пышными, на них наносили толстый слой туши.Еще одной иконой стиля была Брижит Бардо, ее растрепанные, словно выгоревшие на солнце, волосы и стрелки на глазах были эталоном подражания.
Знаковое явление 1960-х — выпуск первой куклы Барби. Твигги стала первой супермоделью. Собирательный образ того времени — взбалмошная женщина-подросток, худощавая, но женственная. Так, Одри Хепберн тоже стала кумиром многих дам.

1970-е годы
Происходит возвращение к природе, естественности. Входит мода на хиппи и их образ жизни, на западе происходит сексуальная революция. Новый идеал — сильная, уверенная в себе девушка с четкой гражданской позицией.Девушки отращивают волосы и носят их свободно распущенными. Силуэты в одежде свободные и простые. В макияже популярны голубые тени и густые ресницы.
Актриса Джейн Фонда в фильме «Барбарелла» символизирует новую эпоху здорового, спортивного тела.

1980-е годы
Начинается эпоха диско, для которой характерны блеск и шик. В макияже используются блестящие тени всевозможных цветов, перламутровая помада, яркие румяна. В прическах снова используются начесы, а также химическая завивка и обесцвечивание.
Благодаря Джейн Фонда, весь мир узнал, что такое аэробика. Она стала модным увлечением — все женщины хотели быть в хорошей форме. В моду входит типаж супермодели.
Эталонами красоты того времени стали Синди Кроуфорд и Ким Бейсинджер: высокие, длинноногие, спортивные. Однако в погоне за стройной фигурой стали появляться жертвы анорексии.

1990-е годы
В повседневную моду входят недопустимые прежде вещи: пирсинг, татуировки, ирокезы, бритье наголо, фейс- и бодиарт. Женщины как будто хотели не стать красивее, а высказать какой-то протест, выделиться из толпы.
Даже иконой стиля становится болезненно худая Кейт Мосс, появляется понятие «героиновый шик».
Женщины подражают не актрисам, а супермоделям, которые блистают на подиумах и в жизни. Самыми популярными моделями тех времен были Клаудиа Шиффер, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, все стремились к пропорциям 90-60-90. Однако в середине 90-х женственность сменяется эпохой гранжа и унисекса — отсюда берет ноги мода на андрогинность, которую развили в 21 веке.
Русские модели оккупируют парижские, миланские, нью-йоркские подиумы. Наталье Водяновой и ее успешности завидуют многие.

Рубеж с 2000-ми
Конец двадцатого века можно назвать «эпохой гламура». Женщина каждый день выглядела так, как будто собиралась на светский прием. Уже с утра полный макияж, с перламутровыми тенями и румянами, уложенные и завитые локонами волосы. Женщины могли одновременно надеть что-то со стразами, глубокое декольте и мини, в общем часто переступали черту и выглядели вульгарно. Появилась мода на тюнинг: грудь и губы увеличивали, делали липосакцию, исправляли форму носу.Кристина Агилера, Бритни Спирс и модель Жизель Бюндхен стали эталонами подтянутого, загорелого тела.

Читайте также: Самые красивые российские актрисы 2019 года.
Как менялись стандарты красоты |
Женская красота — понятие относительное. В разные эпохи были свои стандарты, которые отражали взгляды на мир того времени. К примеру, во времена Средневековья страшно было быть красавицей ибо сразу ведьма, а в XX веке “пышкой” ибо надо за права женщин бороться, а не на кухне булки печь.
Античность (VIII век до н. э. — V век н. э.)
Красоткой по тем временам считалась девушка со светлой кожей и нежным румянцем, пухлыми губами, рыжими волосами. Фишка в том, что гречанки и римлянки от природы были смуглыми, а рыжие — все сплошь в веснушках, так что за белоснежную фарфоровую кожу им приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Что только не делали красавицы, чтобы избавиться от веснушек и загара — использовали мед, уксус и даже лебединый жир. По слухам, мужчинам эти косметические процедуры не больно нравились, так как от их возлюбленных постоянном чем-то разило пахло — то ли жиром, то ли уксусом. А еще на женском теле не должно было быть ни единой волосинки, зато, если брови, то монобровь, сросшаяся на переносице от уха до уха.

«Рождение Венеры». Источник: wikipedia.org.
Средневековье (V–XIV века)
Во времена Средневековья опасно было быть красоткой, так как за это могли сжечь на костре. Человечество напрочь забыло о гигиене, так что мужчинам только и оставалось мечтать о том, чтобы женщины пахли чистотой, уксусом или хотя бы жиром. Аскетизм проявлялся во всем — “в цене” были девушки худощавого телосложения, с нулевым размером груди и ниточками вместо губ. Особенно ответственные мамаши бинтовали девочкам грудь, чтобы та, предательница, не росла. У замужних женщин в моде была беременность и между заходами на роды они носили специальные накладки, которые имитировали живот. Одежда была скромной, макияж и парики не приветствовались — одним словом, индустрия красоты была в полной стагнации.
Эпоха Возрождения (XIV–XVII века)
На смену заморенными голодом и постоянно беременным женщинам Средневековья пришли женственные. Вдруг стали модными высокие дамы с широкими бедрами, большой грудью и тонкой талией — силуэт “песочные часы”. Прекрасный пол, осмелев, начинает обнажать шею, плечи и верхнюю часть груди — с каждым годом все больше наглея смелея. Писаными красавицами по определению считаются блондинки, словно Венера кисти Боттичелли, так что женщины, которым с цветом волос не повезло, активно их выбеливают грецкими орехами, яблочным соком и квасцами. В XV веке в моду вошел высокий и большой лоб, так что претенденткам на звание первой красавицы пришлось еще и брить волосы. К белым волосам и бровям в “комплекте” обязательно шла белоснежная кожа, дамы активно использовали для отбеливания оксид свинца и даже ртуть.
Барокко (XVII–XVIII века)
По-прежнему ценилась бледность — на замену ртути пришли свинцовые белила (а ты все жалуешься, что производители косметики чего-то там намешали — ртути и свинца нет, и уже прекрасно). Губы и щеки должны были быть красными, в моду вошли мушки, которые первое время использовали вместо родинок, а потом для тайных сигналов: одна на правой щеке – замужем, на левой – помолвлена, в уголке глаза – любовница. Идеальной считалась фигура с невероятно тонкой талией, широкими бедрами и большой грудью. Красавицы активно использовали корсеты, чтобы хоть как-то дотянуть до идеала. В моду вошли высокие прически, для укладки которых женщины использовали сало и сливочное масло (бери на заметку на тот случай, если ты забыла купить пенку для волос).

встречи Анны и Иоакима». Источник: wikipedia.org.
Индустриализация (XIX век)
В XIX веке стандарты меняли так быстро, что женщины не знали, куда им бежать. Но общая тенденция была такова — женщины активно заимствовали из мужского гардероба одежду и избавлялись от корсетов, нижних юбок и женственных платьев. Так как дамы посягнули на самое святое — мужские пиджаки и костюмы, пришлось им соответствовать. Стали модными фигуры с покатыми плечами, узкой талией и широкими бедрами. Белый цвет волос ушел в небытие, а на арену вышли краски более “интеллектуальных” оттенков. К ним прилагались челка и ангельские кудри, в которые вплетены ленты и цветы.
ХХ век
Две мировые войны, волна феминизма, научно-технический прогресс — женщинам пришлось пересмотреть свои приоритеты, чтобы быть не только красивыми, но еще и умными (как тот шампунь, который 2 в 1). Все в мире происходило с ускорением, так что скучать не приходилось: в 20-е годы были модными мальчишеские фигуры, 50-е – тонкая талия и пышная грудь, 60-е – чрезмерная худоба, 80-е – спортивное тело, 90-е – высокий рост и знаменитые пропорции 90-60-90. Одним словом, стандарты красоты были на любой вкус и каждая из девушек того времени могла почувствовать себя красоткой в тот или иной момент, не прилагая к этому особых усилий.

XXI век
Мода на худобу не сдается, но постепенно уходит под напором пышечек plus-size и middle-size. Стандарты красоты диктует инстаграм, где правит балом семейство Кардашьян и иже с ними. Длинные волосы, густые брови, пухлые губы, большая грудь и большая попа широкие бедра, тонкая талия — по ходу нас опять прибило к “берегам Античности”. Только тогда всего этого достигали генетикой и упорным трудом над собой, а сейчас — с помощью косметологии и пластической хирургии. Главное теперь — не доплыть до Средневековья с его кострами.
Феминизм и красота. Кто придумывает бьюти-стандарты и как они меняются?
Вероника Фонова – алматинская фем-активистка. Она не раз высказывалась в СМИ против патриархальных ценностей. Она же была в числе феминисток, которые 8 марта 2017 года прошлись маршем по Арбату в Алматы.
Также Вероника обладает яркой внешностью и любит экспериментировать с макияжем, её образы в Instagram часто получают положительные отзывы.
Вероника Фонова / Фото Instagtram
Бьюти-стандарты и красота как некая обязанность женщины – то, против чего традиционно выступает феминизм. Но во многих случаях борьба за права женщин вовсе не означает отказа от макияжа или желания хорошо выглядеть.
В третьей волне феминизма стало возможно направление lipstick feminism (lipstick — губная помада), призывающее женщин не отказываться от макияжа и не стесняться выглядеть сексуально, если это продиктовано личным желанием.
Читайте также:
С лозунгами против фашизма и сексизма прошлись феминистки по Алматы
Вероника Фонова считает, что эстетизация внешности вне патриархального общества возможна. К примеру, как одна из форм искусства. Вне зависимости от гендера люди могли бы примерять разные образы, текстуры и краски.
«Важно осознавать, что стандарты красоты – это адаптивные предпочтения, навязанные извне. Я не думаю, что делаю это (макияж –Авт.) только для себя, – говорит Вероника Фонова. – Я понимаю влияние медиа, патриархата и современной культуры. Но мне нравится экспериментировать с макияжем, создавать интересные образы, ведь я дизайнерка, моя работа связана с иллюстрацией, творчеством. Я пользуюсь макияжем не для того, чтобы скрыть свои мифические недостатки, а для того, чтобы сделать что-то творческое, что будет выглядеть ярко и необычно».
Какой могла бы быть красота без гендерных стереотипов и что это вообще такое? Актуально ли сегодня воспринимать красоту как некий трансцендентый идеал по примеру Достоевского или это лишь социальный конструкт, который усиливает гендерное неравенство?
Бритые ноги и образ домохозяйки
Современная женщина становится всё более экономически независимой. Удачное замужество теперь не определяет её благосостояния, а значит, красота не является обязательным условием существования.
С другой стороны, понятие красоты стало близким к социальному статусу. Ухоженная внешность, спортивная фигура, молодость – индикаторы успешности человека.
Но требования к женской внешности всё ещё гораздо выше, чем к мужской. Что бы ни делала женщина, в первую очередь общество оценивает то, как она выглядит. Почему так сложилось?
Фото с сайта Luxfon.com
До конца Промышленной революции (начало XIX века) стандарты женской красоты ещё не были универсализированы. Они распространялись лишь на аристократок и проституток. А женщин из остальных слоёв населения оценивали исключительно по их трудоспособности. Женские рабочие руки были востребованы и на ферме, и на городских фабриках.
Ситуация изменилась в начале 1900-х годов, когда начала развиваться киноиндустрия, а вместе с ней модный бизнес и косметология.
Затем в 1940-х из-за моды на укороченные платья женщины стали повсеместно брить ноги. Вскоре бритые ноги становятся стандартом.
Иллюстрация из журнала 50-х годов, США / Фото с сайта Pinkpearbear.com
Но домашний быт всегда оставался женской прерогативой, поэтому в 1950-х, в том числе и в СССР, зародился образ идеальной домохозяйки: приветливая стройная женщина, которая печёт пироги в нарядном платье и в макияже, симбиоз труженицы и красотки с большого экрана.
На 1960-1990 годы пришлась вторая волна эмансипации, во время которой женщины получили избирательные и имущественные права, и больший выбор профессий. Но несмотря на это, стандарты женской внешности с каждым годом становились всё более и более сложным конструктом.
Как постмодернизм повлиял на стандарты красоты
Красота – это социальный конструкт. Об этом говорят сотни исследований социологов, антропологов и культурологов. В 2015 году были популярны ролики «100 Years of Beauty» демонстрирующие то, как кардинально менялись представления о красоте каждое десятилетие. Как на эти представления влияли политическая (война), культурная (европеизация), экономическая ситуации и религия.
При этом стандарты красоты зависят не только от конкретной культуры, общества, сообществ, но и личности субъекта, смотрящего на красоту, его опыта и предпочтений.
Считается, что римляне считали красивыми женщин с крупными чертами лица, греки – светловолосых, в средневековой Европе идеалом были бледные женщины с удлиненными конечностями и выпуклым животом, символизирующим вечную беременность. Однако не всё так однозначно.
«Надо понимать, что в каждую эпоху существует мода на те или иные типажи, обычно даже одновременно несколько мод. Сегодня конвенционально красивой могут назвать и высокую блондинку с женственными формами и мальчикоподобную брюнетку. Мы никогда не найдем тот женский образ, который будут считать красивым абсолютно все в ту или иную эпоху, мы можем только выделять отдельные черты и пытаться найти им объяснение», – говорит научный сотрудник лаборатории социологии, преподаватель антропологии религии Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Хитрова.
Говоря преимущественно об европейской истории искусств и культуры, необходимо учитывать, что наша современность – эпоха постмодернизма – очень европоцентрична. Казахстанская культура не исключение. Доктор искусствоведения Молдияр Ергебеков объясняет это глобальной европейской колонизацией, частью которой были российская, а затем советская экспансии в Центральной Азии.
«Несмотря на то, что Советский Союз стремился сформировать собственное идеологическое искусство, такое, как соцреализм, он не смог отойти от западных канонов, особенно после Второй мировой войны, – говорит искусствовед Молдияр Ергебеков. – Та же импортная одежда, привозимая небольшими партиями в СССР из западно-социалистического блока, для советских людей считалась образцом красивой одежды на протяжении всего советского периода. В период модерна с Запада распространились такие конструкты, как индустриализация, понятие нации, национального государства, капиталистическая экономика и многие другие вещи. Поэтому, всё европейское приравнивается к идеальному».
Тендеции: гендер, андрогинность и бодипозитив
Главная тема последних лет модной индустрии – это гендер. Все чаще дизайнеры экспериментируют с андрогинным стилем, надевая на мужчин платья, а женщинами в смокинге уже никого не удивишь. Впрочем, андрогинность как субкультура появилась ещё раньше. Дэвид Боуи, Принс, Энни Леннокс, Кейт Мосс, Тильда Суинтон подчёркивали свою внегендерность задолго до того, как стали популярными андрогинные модели начала 2010-х: Андреа Пежич, Саския де Брау, Агнесс Дейн.
Тильда Суинтон / Фото с сайта Hollywoodreporter.com
В 2018 году транс-женщина, актриса и модель с андрогинной внешностью Хари Неф стала лицом L’Oréal, H&M и сыграла в сериале Netflix «You» не транс-персону, а цисгендерную женщину.
Несмотря на это, подчёркнуто женственный образ остается ещё актуальным. Тонкая талия, пышный бюст, пухлые губы – эти идеалы были заданы голливудскими актрисами в 1930-1950 годах. Именно тогда в Голливуде сложилось существующее сейчас кинопроизводство, и кино стало по-настоящему массовым искусством.
Кинокритик Олег Борецкий отмечает особый статус актрис той эпохи. Их красота оценивалась как нечто элитарное и недостижимое.
«Это были настоящие кинобогини, они являли собой самые разные стороны женской красоты: романтическая звезда Одри Хёпберн, Вивьен Ли – «красавица с лицом феи», так её называли современники, та же Мерилин Монро и её сексапильный образ, – говорит Олег Борецкий. – Тогда не было интернета и пресловутых айфонов, люди ходили в кинотеатры и смотрели на звёзд снизу вверх. Это были богини, которые были выше тебя, законодательницы моды и красоты».
Вивьен Ли / Фото с сайта Mentalfloss.com
В 1980-1990-ые годы эта эпоха кино закончилась, и по словам Борецкого, произошёл радикальный крен в культуру постмодерна. Оказалось, что можно смотреть на звёзд не только снизу вверх. В кино появилось понятие «девушка, живущая по соседству»: неважно, красива героиня или нет, её образ устроен таким образом, чтобы зрительница могла идентифицировать себя с ней.
«А ведь ни Грета Гарбо, ни Вивьен Ли, ни даже Одри Хёпберн никогда не были актрисами, с которыми себя ассоциировала зрительница», –говорит Борецкий.
По словам кинокритика, кино является отражением того, что происходит в обществе. Телесные каноны в истории культуры особенно интенсивно менялись в последние десятилетия. Поэтому пышные формы, распущенные волосы, которые по словам кинокритика, являлись волшебным символом женского очарования, уходят с экранов. Один из признаков нового времени – начавшийся в своё время бум на одежду от Кельвина Кляйна, придумавшего джинсы унисекс. Джинсы стёрли границы между мужчинами и женщинами.
«Если в прошлом одежда женщины, её макияж были противоположны брутальному образу мужчины, то сейчас всё изменилось», – говорит Борецкий,
Также в фильмах стала подниматься тема трансгендерности, это данность и отражение процессов, которые происходят в обществе, отмечает критик. Кроме того, сегодня кино реабилитировало нестандартное телосложение, став таким образом своеобразной терапией и носителем идеи боди-позитива.
«Спекуляции на внешности – это медленный яд»
Клинический психолог и психоаналитик Маргарита Спасская рассказывает, что давление на женщин в том, что касается внешности, за последние десятилетия увеличилось в разы.
«Многие женщины испытывают сложности с принятием своего тела. И обычно им об этом трудно говорить. Причем, условно объективные данные вообще не имеют значения, – говорит Маргарита Спасская. – Внешность и возраст часто становятся способом манипуляции со стороны партнёра или окружающих, что зачастую полностью не осознаётся женщиной. То есть это полностью бессознательный процесс. И когда ко мне приходит женщина, которой около тридцати, и говорит, что чувствует себя старой – я в первую очередь предполагаю наличие отношений с партнёром-мучителем. Спекуляции на внешности – это медленный яд, который сильно влияет на самооценку и самовосприятие, забирает у человека массу психической энергии, времени и денег, и способствует тому, что после определённого возраста женщины становятся невидимыми».
Маргарита Спасская / Фото Facebook
Специалистка отмечает, что люди, считающие себя достаточно красивыми, встречаются очень редко. Психолог считает, что не последнюю роль в существующих стандартах красоты играют реклама и индустрия красоты:
«Фото и видео показывают нам «совершенных» людей, не имеющих изъянов во внешности. Каждая из этих ловушек – трудная борьба, которую большинство женщин ведут в одиночестве».
При этом, даже понимая процессы формирования сверхценности внешности, женщина всё равно является заложницей среды, говорит психолог.
«Можно видеть как это устроено и одновременно быть травмированной этими процессами навязывания стандарта, поэтому важна не только индивидуальная работа психолога в кабинете, но и реальные изменения в самом обществе, — прокомментировала Маргарита Спасская».
Рыночные отношения и красота
Индустрия красоты – серьёзный рынок, который, по словам экспертов, с момента появления продолжает расти. Мировой оборот только косметических продуктов в 2017 году оценивался в $532,43 млрд. Для сравнения – примерно такую сумму в 2017 составил ВВП богатой Швеции. А в Казахстане объём рынка косметических средств, парфюмерии и товаров для ухода за собой в 2017 году составил 222,1 млрд тенге. Кроме того, косметическую продукцию с разной степенью регулярности покупают около 80% населения.
Американская писательница и феминистка Наоми Вульф в своей культовой книге «Миф о красоте: Стереотипы против женщин» (The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women, 1991) описывает красоту как некий формировавшийся столетиями миф. Он включает в себя такие стандарты красоты, которые среднестатистической женщине сложно воплотить в реальной жизни.
Сами процедуры, приводящие к этой красоте сравниваются с сизифовым трудом: несмотря на трудоемкость и затратность, они ещё и заведомо малоэффективны.
Акция протеста против конкурса «Мисс Америка» 1968 года / Фото с сайта Faqfaq.ru
Таким образом, женщины тратят много энергии на то, что в принципе недостижимо. Это влияет на их самооценку: они всегда недовольны собой и считают себя «недостаточно женщинами». По мнению писательницы, идеалы красоты создаются конкретными институциями и имеют цели: напрямую с мифом о красоте связаны прибыли корпораций, которые контролируют бьюти-индустрию.
В свою очередь, эти корпорации платят за рекламу средствам массовой информации. СМИ, в свою очередь, транслируют в общество те самые стандарты красоты, которые прочно въедаются в наши представления о себе самих и окружающих.
Вульф также заявляет, что отстаивает право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы. Поэтому её книга стала манифестом феминисток третьей волны, которые сфокусированы больше не на базовых потребностях и возможностях (право на голосование, на работу и учёбу), а на личных свободах.
Куда движутся стандарты женской красоты?
Мировые тенденции показывают, что бьюти-стандарты всё же движутся в сторону отказа от объективации и признания индивидуальности.
В 1968 году феминистки в Атлантик-сити провели одну из первых в истории громких акций протеста против конкурса красоты «Мисс Америка». Протестующие женщины выбрасывали в символическое мусорное ведро бюстгальтеры, туфли на каблуках, косметику, сковородки и глянцевые журналы.
Фото с сайта Glamour_nypost.com.
В 2018 году конкурс «Мисс Америка» отказался от дефиле в бикини, отправил в отставку прежних руководителей, обвинённых в сексизме и теперь декларирует бодипозитив, а глянцевый журнал Glamour возглавила политический репортёр из CNN Саманта Берри, и журнал впервые разместил на обложке актрису Мелиссу Маккарти, которую СМИ обычно критикует за лишний вес.
Тело — социальный лифт. Как менялись стандарты красоты | Forbes Woman
Речь в докладе в первую очередь шла о социальном статусе, причем не женщины, а мужчины. «Идеал худобы» западного мира берет свое начало из концепции, что женщина — собственность и символ статуса мужчины. В XVII веке идеалом была мягкая, округлая, пухленькая женщина, потому что лишь богачки могли есть продукты из дорогих муки и масла, вести сидячий образ жизни и не работать на полях под палящим солнцем. Это позволяло им иметь формы, которые воспевал Рубенс, и белую кожу. Вплоть до начала XX века загар считался главным признаком низкого происхождения. Аристократки прятались под зонтиками, в тени, чтобы иметь светящуюся, словно фарфоровую кожу. При дворе испанской королевы Изабеллы провинившихся фрейлин принуждали загорать, чтобы те потом не могли появиться в обществе. А если хотите подробно почитать об обряде пищевого насилия (раскармливания девочек с раннего возраста) и методах приведения тела к идеалам «полноты», наберите в поисковике «гаваж Мавритания». Гаваж как традиция появился в Мавритании, когда многие зажиточные семьи держали рабов. Мужчины были в основном заняты физическим трудом, что позволяло им оставаться худыми, а женщины двигались мало, потому что заботы о детях и доме лежали на прислуге. Считалось, что крупная женщина может дать здоровое потомство — на этом в первую очередь и основывалась их привлекательность.
Главный «инквизитор»
Гаваж существует в Мавритании до сих пор. Как и во многих традициях насилия над женщинами, роль главных «инквизиторов» играют бабушки и матери, которые заставляют девочек переедать «ради их счастливого будущего». Мужчины почти не участвуют в этом процессе. Мавритания — страна закрытая, поэтому трудно оценить масштабы проблемы, однако некоторая статистика все же существует. В 2001 году американская исследовательская фирма Measure DHS провела исследование и установила, что около 22% мавританских женщин в детстве кормили насильно. У половины этих женщин развито ожирение или избыточный вес, многие страдают диабетом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. В ходе исследования, в котором принимало участие семь тысяч взрослых женщин, 15% из них заявили, что в детстве из-за переедания у них появлялись растяжки на коже. Каждая пятая призналась, что ей ломали большие пальцы ног, чтобы заставить есть. Каждая третья сожалела о том, что ей приходилось переедать.
Нужно понимать, что процедура насильственного кормления мучительна. Девочкам массируют кожу на животе, чтобы в него помещалось как можно больше пищи, если ребенка вырвет от переедания, то он все равно должен будет съесть все положенное. Как и любые практики приведения тела к социальным стандартам, гаваж мало считается с тем, чего хочет тело. Важно, чего общество ждет от тела.
Что общество ждет от женщины
В середине XIX века набрала обороты Великая индустриальная революция. Ручного труда и людей, занятых им, стало заметно меньше, появился и окреп средний класс. Тогда для мужчины было престижным иметь хрупкую жену: маленькая, худенькая, она порхала по дому, словно птаха, и просто физически не могла работать, даже если бы захотела. Своей внешностью женщина подчеркивала, что ее муж в состоянии один содержать семью. Конечно, здесь прослеживается прямое противоречие идее женского предназначения: ведь не худышка, а полнокровная, здоровая, сильная женщина способна зачать, выносить, родить и выкормить многочисленное потомство. Но к тому времени полным ходом шло развитие не только промышленности, но и медицины. Она стала более доступной, детская смертность упала: женщине больше не нужно было рожать по 10–15 детей. Ей больше не требовалось демонстрировать свою стать и безупречное физическое здоровье.
Отношение мужчины к женщине как к товару можно встретить в истории разных стран. Например, в России такая традиция существовала не только по отношению барина к своим крепостным, но и внутри крестьянской общины: «Если «девичья пора» заканчивалась, а замужество так и не предвиделось, то девушка рисковала остаться без мужа — «погибнуть». Девушку сравнивали с коробочкой мака, которая никак не может рассыпаться на зернышки, называли ее «засидкой» (словно залежалый и портящийся товар), «надолбой». В разных местностях возраст, с которого девушка считалась «засидкой», определялся по-разному: например, в южнорусских областях девушке полагалось вступить в брак до 18 лет, в центральных и среднерусских областях, на большей части территории Русского Севера — до 22‒23 лет, в отдельных северных районах до 25‒27 лет. Но повсюду отношение к девушке-«засидке» было резко неодобрительным, ведь она не смогла или не захотела вовремя выполнить свой долг перед Богом и людьми.
Еще один социальный маркер
В XXI веке тело все еще остается социальным маркером: богатые женщины могут позволить себе дорогую качественную еду, а не дешевый фастфуд, и свободное время для сна, у них есть персональный тренер, косметолог, они ходят в солярий и ездят в жаркие страны в разгар зимы (загар теперь признак финансового достатка). Критерии «идеального тела» остались теми же: на первом месте — социальный статус, а вовсе не фертильность или здоровье. Возможно, люди путают причинно-следственную связь. Ведь это не фотомодель Твигги задала моду на худобу — она стала иконой, потому что пришло ее время.
Интересно, что сегодня женское освобождение от зависимой роли, борьба за равноправие и получение мужских привилегий ведется опять-таки и на телесном фронте: образ мощной, «мышечной» женщины, которая, не покладая штанги, работает в спортзале над своим телом, становится укором для «жирных» и «плоских» — тех, кто снова не подходит под идеал времени. Борьба с жиром, который провозглашен главным врагом женщин, ведется без оглядки на здоровье.
Узкие стандарты
Один из «гениальных» маркетинговых ходов для увеличения продаж косметики — медикализация стандартов красоты, то есть когда ты не просто некрасивый, а «больной», если не соответствуешь определенным стандартам. Еще лет 40 назад некоторые косметические средства стали продаваться только в аптеках, чтобы внушить покупателю: это не просто баночка с кремом, а лекарство.
Целлюлит, как и растяжки, не представляет опасности для здоровья и возникал у женщин во все времена. Это показатель естественного течения жизни и нормальный процесс: так тело реагирует на происходящие с ним возрастные изменения. Жир и «объемы» не всегда были женскими врагами и уж тем более не считались уродством. И лишь недавно женщины объявили им войну.
Само слово «целлюлит» возникло во Франции в конце XIX века. Первое его появление датируется 1873 годом — во французском словаре Littré&Robi «целлюлит» описывается как «воспалительный процесс в клетках ткани или между слоями тканей». Между двумя мировыми войнами во французских СМИ увеличилось число публикаций на тему целлюлита. Парижские салоны красоты стали активно предлагать средства от этой «проблемы», а на страницах женских журналов появились советы экспертов и письма читателей, озабоченных проблемой целлюлита.
Возьмем, например, ежемесячный журнал Votre Beaute, созданный в 1933 году Эжен Шуэллер, основательницей L’Oreal (сегодня это одна из крупнейших косметических компаний, владеющая такими брендами, как Maybelline, Lancome и Kiehl’s). В феврале 1933 года издание опубликовало большую статью о целлюлите, подписанную «Dr. Debec». В ней целлюлит описывался как смесь «воды, токсинов, жиров и продуктов распада, которые образуют неполезный состав для организма». Доктор утверждал, что целлюлит — вид инфекции, с которой физические упражнения справиться не могут.
Долгое время тема целлюлита оставалась актуальной лишь во Франции, но потом распространилась по всему миру. По архивам глянцевых журналов мы можем проследить, как работала пропаганда. В 1968 году американский Vogue выходит с выносом на обложке: «Целлюлит — новый вид жира, от которого вы еще не избавились». В своем бестселлере «Миф о красоте» американская писательница Наоми Вульф замечает, что с этой обложки началась тенденция говорить о взрослом женском теле как о «состоянии»: тело немолодой женщины с его естественными процессами изменения в объемах и пропорциях объявляется не просто некрасивым, а больным.
За период с марта 2014 по февраль 2015 года только во Франции было продано около миллиона банок антицеллюлитного крема на 22,8 млн евро (по данным агентства IMS Health Pharmatrend). В 2015 году в США продажи антицеллюлитных средств потянули на 18 млрд долларов — на 7% больше, чем в 2014 году. При этом на рынке постоянно появляются новые «волшебные» средства и процедуры.
В это трудно поверить, но чуть больше ста лет назад растительность на женском теле еще не была проблемой — до тех пор, пока реклама не стала утверждать, что это «отвратительно». С появлением в 1915 году женской бритвы был введен новый эталон красоты — гладкая кожа без волос. А отказ от эпиляции фактически означал неприятие обществом. «В чем здесь противоречие, что плохого в бритье и депиляции?» — возможно, спросите вы. Но речь идет не о том, чтобы не удалять волосы в каких бы то ни было местах, если они доставляют дискомфорт. Дело в узких стандартах социально одобряемого внешнего вида женщины. Для мужчин приемлема любая форма растительности или ее отсутствие как на теле, так и на лице. Но не для женщин.
Мое тело — не твое дело
Общество постоянно меняет стандарты. У женского тела должны быть округлости — но не слишком много, и только в правильных местах, и только когда мы говорим, что округлые формы в моде. Проходит время — и вот уже женщина должна быть худой: чтобы выступали ключицы, а между ногами обязательно был просвет. Затем модными становятся рельефные мускулы и кубики на животе. Хорошо быть индивидуалистом и не разделять мнение большинства, когда у тебя есть не только моральная, но и финансовая свобода. Когда твоя безопасность (в том числе и финансовая) не зависит от «группы». Если ты гордо и с удовольствием «носишь» тело, которое не соответствует принятым в обществе на данный момент нормам, то тебе придется каким-то образом обеспечить себе независимую жизнь. В идеале это можно сделать через государственные институты: если закон гарантирует зарплату, пособие, пенсию, безопасность, то тебе не придется «продавать» свою внешность мужчинам. Без финансовой свободы принципиальная позиция «мое тело — мое дело» остается лишь мечтой.