Мультизадачность это – Мультизадачность это. Эмоциональное возбуждение: почему скучное — скучно, а мультизадачность — это миф.

Содержание

почему не стоит быть слишком занятым

По легенде, Юлий Цезарь обладал необычным даром – мог делать несколько дел одновременно и, что самое главное, без ущерба для качества. В современном мире корпоративных дедлайнов иногда кажется, что начальники хотят воспитать маленькую копию великого императора практически в каждом сотруднике, заставляя выполнять несколько заданий одновременно. Такое явление называется много- или мультизадачностью и активно изучается специалистами. Главный вопрос исследований – действительно ли гора неотложных дел обеспечивает эффективность человека? Давайте разбираться.

Мультизадачность: научный подход

Способность или неспособность людей заниматься несколькими делами одновременно просто не дает покоя ученым. В одном из недавних исследований все-таки удалось установить любопытный факт – на самом деле никто из нас не может одновременно заниматься двумя работами или проектами одновременно. А то, что мы привыкли называть мультизадачностью – это всего лишь способность мозга быстро переключаться между заданиями и генерировать решения для каждого из них. Так что, история про Юлия Цезаря – это, скорее, выдумка, чем истинная правда.

cesar

Кроме того, ученые доказали, что те работники, которые хвастаются способностью успешно делать несколько заданий одновременно, демонстрируют куда худшие результаты, по сравнению с персоналом, которому посчастливилось выполнять одно конкретное задание. Как ни крути, а наш мозг заточен под обработку только одной операции, но на все 100%. Если же его заставляют переключаться, то и производительность, соответственно, падает. Вы, скорее всего, замечали, что не можете одинаково успешно разговаривать по телефону и при этом воспринимать информацию, которую читаете на экране монитора. Вам приходится переключаться, отвечать невпопад или перечитывать предложение по несколько раз.

Успешное переключение между задачами возможно, но на это необходимо потратить около 15 минут. Если вы думаете, что после перекура с коллегами сможете тут же вернуться к заполнению отчета, забудьте об этой затее.

Есть еще один интересный факт, о котором мы не можем не упомянуть. Исследования показывают, что успешное переключение между задачами возможно, но на это человеку необходимо потратить около 15 минут. Другими словами, если вы думаете, что после перекура с коллегами сможете тут же вернуться к заполнению отчета, забудьте об этой затее. Скорее всего, вам понадобится время на то, чтобы снова перестроиться на рабочий лад. Но стоит отметить, что данная теория не касается музыки. Ее можно слушать без отрыва от производства.

Читайте еще: 7 простых приемов, как работать меньше, но успевать – больше

Мультизадачность: практический подход

В общем и целом, ученые считают, что всех людей, так или иначе имеющих дело с мультизадачностью, можно разделить на три условные группы.

Первая группа – это те из нас, кого профессиональная деятельность заставляет делать все и сразу, поскольку высокая производительность – это единственный способ не потерять должность и подняться выше.

Вторая группа – эти люди, вполне возможно, даже не подозревают о том, что имеют дело с мультизадачностью. Они могут в процессе работы, не доделав ее, броситься проверять почту или социальные сети. Знакомо?

Третья группа – те, кто гордятся своей способностью работать со всем и сразу. Но они не думают о том, что подобным подходом снижают собственную продуктивность и, возможно, теряют деньги.

Читайте еще: 9 привычек, которые мешают нам быть продуктивными

Еще раз повторим, что мультизадачность – это не самая хорошая затея. Но, если избежать ее по некоторым причинам невозможно, попробуйте использовать несколько приемов, которые существенно облегчат жизнь.

Планируйте. Разговоры о том, что свой день и насущные дела нужно расписывать, стары, как мир, но многие из нас по-прежнему плывут по течению и предпочитают просто реагировать на события, происходящие здесь и сейчас. Это в корне неправильно. Располагая информацией о том, что нужно сделать в течение дня, вы будете знать, к чему готовиться. И не забывайте оставлять резерв времени на форс-мажоры (как минимум, 20%).

Делегируйте. Если не успеваете сделать что-либо самостоятельно, не бойтесь передать это задание. А распространенный миф о том, что от делегирования страдает качество, не имеет под собой абсолютно никаких оснований. Если правильно поставить задачу, подробно ее описав, установить точки промежуточного контроля, то можно рассчитывать на вполне достойный результат.

Сосредотачивайтесь. Сколько вкладок браузера открыто у вас прямо сейчас? Пять? Десять или даже больше? Стоит оставить только одну – самую главную, без которой сделать свою работу вы не сможете. Старайтесь сокращать объемы информации, которую вы воспринимаете в единицу времени. Чем меньше вы отвлекаетесь на интересные статьи не по делу, тем лучших результатов добьетесь.

Читайте еще: Все – потом: как избавиться от привычки откладывать

Перемещайтесь. Меняйте рабочие места, если есть такая возможность. Особенно хорошо этот принцип работает для тех, кто трудится удаленно. Не засиживайтесь, будьте мобильными, используйте все ресурсы. Это поможет расслабиться, переключиться, но сохранит внимание и сосредоточенность.

Останавливайтесь. Да-да, вы все прочитали верно. Время от времени, делая параллельно несколько заданий, «жмите на тормоз» и давайте себе отдохнуть. В такие моменты стоит расставить приоритеты в задачах, расслабиться и попробовать переключиться. Старайтесь всячески избегать ненужных стрессов и переработок. Даже самые срочные дела можно заставить подождать.

Когда этот материал был уже почти готов, мы наткнулись на статью о том, что мультизадачность, на самом деле, не всегда так уж плоха. Наоборот, она делает нас счастливее и дарит ощущение завершенности заданий и удовлетворения от работы. Быть может, это действительно так. Но каждый из нас должен сам принимать решение о том, стоит или не стоит ему брать на себя слишком много. Главное – не переусердствовать и соблюдать баланс. Тогда все становится возможным.

Многозадачность — Википедия

Многозада́чность (англ. multitasking) — свойство операционной системы или среды выполнения обеспечивать возможность параллельной (или псевдопараллельной) обработки нескольких задач. Истинная многозадачность операционной системы возможна только в распределённых вычислительных системах.

Существует 2 типа многозадачности[1]:

  • Процессная многозадачность (основанная на процессах — одновременно выполняющихся программах). Здесь программа — наименьший элемент управляемого кода, которым может управлять планировщик операционной системы. Более известна большинству пользователей (работа в текстовом редакторе и прослушивание музыки).
  • Поточная многозадачность (основанная на потоках). Наименьший элемент управляемого кода — поток (одна программа может выполнять 2 и более задачи одновременно).

Многопоточность — специализированная форма многозадачности[1].

Примитивные многозадачные среды обеспечивают чистое «разделение ресурсов», когда за каждой задачей закрепляется определённый участок памяти, и задача активизируется в строго определённые интервалы времени.

Более развитые многозадачные системы проводят распределение ресурсов динамически, когда задача стартует в памяти или покидает память в зависимости от её приоритета и от стратегии системы. Такая многозадачная среда обладает следующими особенностями:

  • Каждая задача имеет свой приоритет, в соответствии с которым получает процессорное время и память
  • Система организует очереди задач так, чтобы все задачи получили ресурсы, в зависимости от приоритетов и стратегии системы
  • Система организует обработку прерываний, по которым задачи могут активироваться, деактивироваться и удаляться
  • По окончании положенного кванта времени ядро временно переводит задачу из состояния выполнения в состояние готовности, отдавая ресурсы другим задачам. При нехватке памяти страницы невыполняющихся задач могут быть вытеснены на диск (своппинг), а потом, через определённое системой время, восстанавливаться в памяти
  • Система обеспечивает защиту адресного пространства задачи от несанкционированного вмешательства других задач
  • Система обеспечивает защиту адресного пространства своего ядра от несанкционированного вмешательства задач
  • Система распознаёт сбои и зависания отдельных задач и прекращает их
  • Система решает конфликты доступа к ресурсам и устройствам, не допуская тупиковых ситуаций общего зависания от ожидания заблокированных ресурсов
  • Система гарантирует каждой задаче, что рано или поздно она будет активирована
  • Система обрабатывает запросы реального времени
  • Система обеспечивает коммуникацию между процессами

Трудности реализации многозадачной среды[править | править код]

Основной трудностью реализации многозадачной среды является её надёжность, выраженная в защите памяти, обработке сбоев и прерываний, предохранении от зависаний и тупиковых ситуаций.

Кроме надёжности, многозадачная среда должна быть эффективной. Затраты ресурсов на её поддержание не должны: мешать процессам проходить, замедлять их работу, резко ограничивать память.

История многозадачных операционных систем[править | править код]

Поначалу реализация многозадачных операционных систем представляла собой серьёзную техническую трудность, отчего внедрение многозадачных систем затягивалось, а пользователи долгое время после внедрения предпочитали однозадачные.

В дальнейшем, после появления нескольких удачных решений, многозадачные среды стали совершенствоваться, и в настоящее время употребляются повсеместно.

Впервые многозадачность операционной системы была реализована в ходе разработки операционной системы Multics (1964 год). Одной из первых многозадачных систем была OS/360 (1966

[2]), используемая для компьютеров фирмы IBM и их советских аналогов ЕС ЭВМ. Разработки системы были сильно затянуты, и на начальное время фирма IBM выдвинула однозадачный DOS, чтобы удовлетворить заказчиков до полной сдачи OS/360 в эксплуатацию. Система подвергалась критике по причине малой надёжности и трудности эксплуатации.

В 1969 году на основе Multics была разработана система UNIX с достаточно аккуратным алгоритмическим решением проблемы многозадачности. В настоящее время на базе UNIX созданы десятки операционных систем.

На компьютерах PDP-11 и их советских аналогах СМ-4 использовалась многозадачная система RSX-11 (советский аналог — ОСРВ СМ ЭВМ), и система распределения времени TSX-PLUS, обеспечивающая ограниченные возможности многозадачности и многопользовательский режим разделения времени, эмулируя для каждого пользователя однозадачную RT-11 (советский аналог — РАФОС). Последнее решение было весьма популярно из-за низкой эффективности и надёжности полноценной многозадачной системы.

Аккуратным решением оказалась операционная система VMS, разработанная первоначально для компьютеров VAX (советский аналог — СМ-1700) как развитие RSX-11.

Первый в мире мультимедийный персональный компьютер Amiga 1000 (1984 год) изначально проектировался с расчётом на полную аппаратную поддержку вытесняющей многозадачности реального времени в ОС AmigaOS. В данном случае разработка аппаратной и программной части велась параллельно, это привело к тому, что по показателю квантования планировщика многозадачности (1/50 секунды на переключение контекста) AmigaOS долгое время оставалась непревзойдённой на персональных компьютерах.

Многозадачность обеспечивала также фирма Microsoft в операционных системах Windows. Использование опыта VMS обеспечило системам существенно более высокую производительность и надёжность. По времени переключения контекста многозадачности (квантование) только эти операционные системы могут быть сравнимы с AmigaOS и UNIX (а также его потомками, такими, как ядро Linux).

Интересно, что многозадачность может быть реализована не только в операционной, но и языковой среде. Например, спецификации языков программирования Modula-2 и Ada требуют поддержки многозадачности вне привязки к какой-либо операционной системе. В результате популярная в первой половине 1990-х годов реализация языка программирования TopSpeed Модула-2 от JPI/Clarion позволяла организовывать различные типы многозадачности (кооперативную и вытесняющую — см. ниже) для потоков одной программы в рамках такой принципиально однозадачной операционной системы, как MS-DOS. Это осуществлялось путём включения в модуль программы компактного планировщика задач, содержащего обработчик таймерных прерываний[3]. Языки программирования, обладающие таким свойством, иногда называют языками реального времени[4].

Типы псевдопараллельной многозадачности[править | править код]

Простое переключение[править | править код]

Тип многозадачности, при котором операционная система одновременно загружает в память два или более приложений, но процессорное время предоставляется только основному приложению. Для выполнения фонового приложения оно должно быть активизировано. Подобная многозадачность может быть реализована не только в операционной системе, но и с помощью программ-переключателей задач. В этой категории известна программа DESQview, работавшая под DOS и впервые выпущенная в 1985 году.

Преимущества: можно задействовать уже работающие программы, написанные без учёта многозадачности.

Недостатки: невозможно в неинтерактивных системах, работающих без участия человека. Взаимодействие между программами крайне ограничено.

Совместная или кооперативная многозадачность[править | править код]

Тип многозадачности, при котором следующая задача выполняется только после того, как текущая задача явно объявит себя готовой отдать процессорное время другим задачам. Как частный случай такое объявление подразумевается при попытке захвата уже занятого объекта мьютекс (ядро Linux), а также при ожидании поступления следующего сообщения от подсистемы пользовательского интерфейса (Windows версий до 3.x включительно, а также 16-битные приложения в Windows 9x).

Кооперативную многозадачность можно назвать многозадачностью «второй ступени», поскольку она использует более передовые методы, чем простое переключение задач, реализованное многими известными программами (например, DOS Shell из MS-DOS 5.0). При простом переключении активная программа получает все процессорное время, а фоновые приложения полностью замораживаются. При кооперативной многозадачности приложение может захватить фактически столько процессорного времени, сколько оно считает нужным. Все приложения делят процессорное время, периодически передавая управление следующей задаче.

Преимущества кооперативной многозадачности: отсутствие необходимости защищать все разделяемые структуры данных объектами типа критических секций и мьютексов, что упрощает программирование, особенно перенос кода из однозадачных сред в многозадачные.

Недостатки: неспособность всех приложений работать в случае ошибки в одном из них, приводящей к отсутствию вызова операции «отдать процессорное время». Крайне затрудненная возможность реализации многозадачной архитектуры ввода-вывода в ядре ОС, позволяющей процессору исполнять одну задачу, в то время как другая задача инициировала операцию ввода-вывода и ждет её завершения.

Вытесняющая, или приоритетная, многозадачность (режим реального времени)[править | править код]

Вид многозадачности, в котором операционная система сама передает управление от одной выполняемой программы другой в случае завершения операций ввода-вывода, возникновения событий в аппаратуре компьютера, истечения таймеров и квантов времени, или же поступлений тех или иных сигналов от одной программы к другой. В этом виде многозадачности процессор может быть переключен с исполнения одной программы на исполнение другой без всякого пожелания первой программы и буквально между любыми двумя инструкциями в её коде. Распределение процессорного времени осуществляется планировщиком процессов. К тому же каждой задаче может быть назначен пользователем или самой операционной системой определенный приоритет, что обеспечивает гибкое управление распределением процессорного времени между задачами (например, можно снизить приоритет ресурсоёмкой программе, снизив тем самым скорость её работы, но повысив производительность фоновых процессов). Этот вид многозадачности обеспечивает более быстрый отклик на действия пользователя.

Преимущества:

  • возможность полной реализации многозадачного ввода-вывода в ядре ОС, когда ожидание завершения ввода-вывода одной программой позволяет процессору тем временем исполнять другую программу;
  • cильное повышение надежности системы в целом, в сочетании с использованием защиты памяти — идеал в виде «ни одна программа пользовательского режима не может нарушить работу ОС в целом» становится достижимым хотя бы теоретически, вне вытесняющей многозадачности он не достижим даже в теории.
  • возможность полного использования многопроцессорных и многоядерных систем.

Недостатки:

  • необходимость особой дисциплины при написании кода, особые требования к его реентерабельности, к защите всех разделяемых и глобальных данных объектами типа критических секций и мьютексов.

Реализована в таких ОС, как:

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела.Добавьте ссылки на источники, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
  • VMS
  • MenuetOS
  • Linux
  • в пользовательском режиме (а часто и в режиме ядра) всех UNIX-подобных ОС, включая версии Mac OS X, iOS; Symbian OS
  • в режиме ядра ОС Windows 3.x — только при исполнении на процессоре 386 или старше, «задачами» являются только все Windows-приложения, вместе взятые, и каждая отдельная виртуальная машина ДОС, между приложениями Windows вытесняющая многозадачность не использовалась
  • Windows 95/98/ME — без полноценной защиты памяти, что служило причиной крайне низкой, на одном уровне с MS-DOS, Windows 3.x и Mac OS версий до X — надежности этих ОС
  • Windows NT/2000/XP/Vista/7 и в режиме ядра, и в пользовательском режиме.
  • AmigaOS — все версии, до версии 4.0 без полноценной защиты памяти, что на практике для системных программ почти не сказывалось на надёжности из-за высокой стандартизированности, прозрачных API и SDK. Программы, ориентированные на «железо» Амиги, наоборот, не отличались надёжностью.

Проблемные ситуации в многозадачных системах[править | править код]

Голодание (starvation)[править | править код]

Задержка времени от пробуждения потока до его вызова на процессор, в течение которой он находится в списке потоков, готовых к исполнению. Возникает по причине присутствия потоков с большими или равными приоритетами, которые исполняются все это время.

Негативный эффект заключается в том, что возникает задержка времени от пробуждения потока до исполнения им следующей важной операции, что задерживает исполнение этой операции, а следом за ней и работу многих других компонентов.

Голодание создаёт узкое место в системе и не дает выжать из неё максимальную производительность, ограничиваемую только аппаратно обусловленными узкими местами.

Любое голодание вне 100 % загрузки процессора может быть устранено повышением приоритета голодающей нити, возможно — временным.

Как правило, для предотвращения голодания ОС автоматически вызывает на исполнение готовые к нему низкоприоритетные потоки даже при наличии высокоприоритетных, при условии, что поток не исполнялся в течение долгого времени (~10 секунд). Визуально эта картина хорошо знакома большинству пользователей Windows — если в одной из программ поток зациклился до бесконечности, то переднее окно работает нормально, несмотря на это — потоку, связанному с передним окном, Windows повышает приоритет. Остальные же окна перерисовываются с большими задержками, по порции в секунду, ибо их отрисовка в данной ситуации работает только за счет механизма предотвращения голодания (иначе бы голодала вечно).

Гонка (race condition)[править | править код]

Недетерминированный порядок исполнения двух потоков кода, обрабатывающих одни и те же данные, исполняемые в двух различных потоках (задачах). Приводит к зависимости порядка и правильности исполнения от случайных факторов.

Устраняется добавлением необходимых блокировок и примитивов синхронизации. Обычно является легко устраняемым дефектом (забытая блокировка).

Инверсия приоритета[править | править код]

Поток L имеет низкий приоритет, поток M — средний, поток H — высокий. Поток L захватывает мьютекс, и, выполняясь с удержанием мьютекса, прерывается потоком M, который пробудился по какой-то причине, и имеет более высокий приоритет. Поток H пытается захватить мьютекс.

В полученной ситуации поток H ожидает завершения текущей работы потоком M, ибо, пока поток M исполняется, низкоприоритетный поток L не получает управления и не может освободить мьютекс.

Устраняется повышением приоритета всех нитей, захватывающих данный мьютекс, до одного и того же высокого значения на период удержания мьютексa. Некоторые реализации мьютексов делают это автоматически.

  1. 1 2 [Герберт Шилдт «Полный справочник по Java», 7-е издание.:Пер. с англ.-М.:ООО «И. Д. Вильямс», 2007, стр. 253—254]
  2. ↑ Mealy G. H., Witt B. I., Clark W. A. The functional structure of OS/360. IBM Systems Journal, 5, № 1, 1966
  3. ↑ Белецкий Я. ТопСпид: Расширенная версия языка Модула-2 для персональных компьютеров IBM. — М.: «Машиностроение», 1993
  4. ↑ Янг С. Алгоритмические языки реального времени

Что такое многозадачность и как работать в этом режиме


  Когда в начале 60-х годов прошлого века создали первую операционную систему IBM, пользователей поразила возможность компьютера выполнять несколько функций одновременно. То есть процессор легко переключался с одной задачи на другую, постепенно доводя их все до логического завершения. Впечатлившись таким эффектом, мультизадачность попробовали перенести в сферу человеческой деятельности. Тогда показалось, что умение выполнять несколько дел одновременно – это очень полезный навык, овладев которым можно кратно повысить эффективность в работе при этом сэкономив уйму времени. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Что такое многозадачность?

Начнем с определения. Многозадачность – это возможность, умение, навык выполнять несколько процессов одновременно, переключаясь с одной задачи на другую. Изначально термин применялся сугубо в среде программирования, но постепенно перекочевал в производство и в сферу человеческой деятельности.


Скорей всего вы не раз слышали о выдающихся способностях Цезаря делать одновременно два и больше дел. Воодушевившись таким «подвигом», вы «задвинули» усердие в выполнении одного дела на дальнюю полку и попробовали переключаться с одной задачи на другую, потом на третью и так далее. Всего по чуть-чуть и что в итоге?

А на выходе вы получили несколько начатых задач и ни одной завершенной. Вдобавок ко всему вы совершенно запутались, какое дело выполнить в первую очередь, а какое отложить напоследок. И, главное, вы потратили время и ресурсы мозга впустую. Мотивация на нуле, ком незавершенных задач вырос до небес. В итоге минусовая эффективность и стрессовая ситуация. Приехали.

Умение работать в режиме многозадачности – это не такой уж полезный и ценный навык, как кажется на первый взгляд. Исследования показывают, что мультизадачность вредит трудоспособности человека. Мы не роботы к счастью, поэтому продуктивность работы во многом зависит от умения концентрироваться на выполнении одной задачи. Цепочку дел мы выполняем последовательно, завершая одно и приступая к другому. По мере достижения целей растет мотивация и желание добиваться больших успехов, экономится время. Казалось бы, схватившись за два дела сразу, время на выполнение задач должно сократиться наполовину. Но в действительности потребуется вдвое больше усилий и при этом шансы на успешное завершение сократятся.


Например, вам нужно расставить 10 тарелок на столе, полить цветы на подоконнике в 10 вазах и разослать 10 пригласительных SMS. Попробуем включить режим многозадачности – это, значит, делаем все сразу, перепрыгивая с одной задачи на другую. Поставили 3 тарелки, побежали поливать 3 цветочные вазы, а потом или одновременно с поливом отправили 3 SMS. Вернулись к тарелкам, следом вазы и опять сообщения. И так по кругу. Простые задачки, но, выполняя их все сразу, вы устанете сильнее и потратите времени больше. При этом на середине всего действа включатся побочные эффекты многозадачности: вместо того чтобы отправить SMS, вы, зачем-то польете телефон водой или выставите тарелку на подоконник, а не на стол.

А теперь сделайте те же простые задачи последовательно: сначала тарелки, потом поливка и в завершении отправка сообщений. Вы удивитесь – и дела идут быстрее и мозг цел!

Усложним нагрузку, а точнее сделаем приближенной к реальности. Например, вы пишите отчет или презентацию и одновременно проверяете новые сообщения в одноклассниках или ВК, отвечаете на смс или просьбы коллег помочь по «неотложному» делу. В 99% случаев, работая в режиме такой многозадачности, вы заметите, что время утекло непонятно куда, рабочий настрой улетучился, а основной работы сделано всего 10-15%. Шокирующий вывод: чем больше вы отвлекаетесь, тем сложнее сосредоточиться на работе. Гаджеты, аккаунты в соцсетях, email-почта и другое – это пожиратели времени и усилий, которые вы могли бы с куда большей пользой потратить на полезное дело.

Мы сильно преувеличиваем важность коммуникации – эта мысль кажется такой несовременной в нашу эпоху. Но, если вы планируете завершить задачу максимально эффективно и быстро, то отключите все раздражители. Это поможет сосредоточиться на задаче.

Как работать в таком режиме?


Режим многозадачности в работе – это сочетание следующих качеств: аналитическое мышление, системный подход, высокая организованность. Требования не самые простые, но чтобы их выработать, рекомендуем придерживаться следующих рекомендаций:

  • Планируйте дела на день, неделю, месяц вперед. Бывает полезно даже прописать задачи на 1-2 часа, чтобы четко и вовремя их выполнить. Однако не составляйте нереальный план – это один из «хитрых» способов прокрастинации. Список дел должен мотивировать на достижение конкретных задач, промежуточные цели должны быть осуществимы за 1-2 итерации, мозг не должен быть забит лишней информацией. Ещё одно преимущество реального плана в том, что вам проще будет мотивировать себя на выполнение простой задачи.
  • Распределите задачи по важности. Самые важные дела начинайте с утра. Помните принцип 20 на 80? Сначала делайте то, что приближает к поставленной цели. Думайте как стратег. Используйте уже проверенные методики Брайана Трейси «АБВГД», Дуайта Эйзенхауэра «Матрица» и, например, почитайте об эффекте Блюмы Зейгарник.
  • Зациклите работу. Что значит многозадачность в «правильном» понимании этого термина? У вас может быть несколько дел, которые нужно выполнить за конкретный период времени. Если вы наброситесь на всё сразу, то не достигнете желаемого. Вдобавок получите стресс и депрессию. Чтобы решать эффективно, сосредотачивайтесь на каждой задаче. Например, возьмите на вооружение простой метод Франческо Чирилло, который называется «работать помидорами». То есть вы знаете, что можете продуктивно работать над задачей 45 минут, но потом вам требуется 10-15 отдыха. Возьмите таймер и поставьте период в три четверти часа. В это время полностью погрузитесь в выполнение дела. Как услышите сигнал – отдыхайте. Выпейте кофе, пообщайтесь в соцсетях, проверьте почту. Словом делайте то, что нравится. Отдохнув, снова заводите таймер и делайте работу. Давать отдых мозгу после режима концентрации полезно – это повышает эффективность в последующие отрезки времени.
  • Не отвлекайтесь во время работы. Отключите в период концентрации над задачей все отвлекающие факторы – соцсети, оповещения на телефоне и электронной почте. Все это – пожиратели времени. Отведите определенные часы для проверки почты, просмотра аккаунтов и прочего. Не нужно каждые 10 минут листать ленту соцсетей в поиске новых сообщений.
  • Разводите похожие виды деятельности и проекты на разное время. Наш мозг любит все упрощать и многие одинаковые дела сваливать в одну кучу. Именно поэтому, мы, находясь в здравом уме и светлой памяти, ставим электрический чайник на газовую печку, наносим на кожу зубную пасту вместо крема и делаем другие глупости. Например, вы можете довольно продуктивно соединить два дела: совершать покупки в мегамаркете и решать деловые вопросы по телефону. Эти действия из разных сфер, поэтому мозг видит различия и не смешивает все в одну кучу.
  • Включайте музыку во время работы. Как ни странно, но звуки помогают лучше сосредоточиться и заряжают энергией. Конечно, музыка должна быть в тему – не напрягать, не отвлекать внимание на себя.
  • Фиксируйте результаты. То есть переносите выполненные задачи в папку «завершенные» — это дисциплинирует мозг. Вы видите, что сделали за час, день, неделю, месяц и сколько осталось до финиша.
  • Подключайте «напоминалки». Гаджеты могут стать вашими помощники в личной эффективности. Планируйте, на какое время поставить ту или иную задачу и, главное, выполняйте свой план.
  • Старайтесь действовать последовательно, то есть делайте задачи одну за другой. Конечно, бывает необходимым выполнить сразу два дела за раз, но все хорошо в меру. Подходите к трате своих умственных ресурсов с позиции экономии: если не нужно напрягаться и включать режим многозадачности, то и не стоит этого делать.
  • Отдыхайте разнообразно. Продуктивность в работе напрямую связана с качеством отдыха. Можно «пахать» 12 часов, приходить домой и падать без сил на кровать. А завтра снова на работу. Такой режим подходит для роботов, но у человека сильно творческое начало и продуктивность работы зависит от того, как он отдыхает после неё. Например, можно пролежать выходной на диване, уставившись в телевизор, или сходить в театр, музей, съездить с друзьями на пикник.

Многозадачность – это капризное и довольно сложное свойство психики человека. Если мы не сможем его обуздать, чтобы использовать себе во благо, то оно оседлает нас и выжмет все соки. Помните об этом!

Плюсы и минусы

Рассмотрим преимущества мультизадачности:

  1. При надлежащем планировании действительно можно эффективно решать несколько задач одновременно. То есть, выполняя дела, вы должны четко понимать, каких результатов должны достичь.
  2. Многозадачность помогает развить пластичность мышления и способность удержать в поле внимания несколько задач. Это неплохой тренажер для мозга.
  3. Способность делать несколько дел одновременно и делать это хорошо, помогает быстро реагировать на форс-мажорные обстоятельства, улучшает стратегическое мышление и видение ситуации. В некоторых нишах действительно полезно сразу охватить несколько направлений одновременно, проанализировать их перспективность и только потом принимать решения по каждому из них.

Минусы многозадачности:


  1. Поверхностная обработка информации. Когда много всего, то мозг скользит по верхушках, не вникая в суть процессов. Такой человек берет общее изо всех сфер, но ни в одной не является профи.
  2. Высока вероятность ошибок. При недостаточной концентрации на задаче или при эффекте переноса данных с одной задачи на другую, неизменно совершаются ошибки. Внимание у многостаночника рассеивается, и это сильно вредит результату.
  3. Повышается утомляемость. Попытки ухватиться за всё сразу требует больших затрат энергии как физической, так и умственной. Человек быстрее устает, а продуктивность стремится к нулю.
  4. Растут горы неоконченных дел. Лихо начать 10-20 дел одновременно никто не запрещает, но не стоит ждать такого же быстрого их завершения. Из 10 начатых дел к финишной черте доводят 1-2 задачи, при этом сорвав все сроки и потратив в разы больше усилий. А что с остальными? Они лежат и ждут своей участи – годами, десятилетиями.

Последствия многозадачности бывают крайне неприятными. Увеличивается когнитивная нагрузка, то есть приходится тратить больше умственных ресурсов на обработку потока информации. Снижается продуктивность работы, многостаночники зачастую неправильно оценивают свои возможности и недооценивают силу отвлекающих факторов. Снижается способность к концентрации внимания на задаче, многозадачность не ценится в среде высоких технологий, научных исследований и других сферах со сложными алгоритмами работы.

Многозадачность приводит к выгоранию. Люди, практикующие такой подход, нарушают естественные механизмы мотивации и вознаграждения, которые имеются в нашем мозге. Нейробиология доказала, что снижение плотности серого вещества в передней поясной коре головного мозга из-за стресса приводит к потере радости от мыслительных усилий.

Совмещение дел может быть опасным для жизни и здоровья. Например, вы находитесь за рулем автомобиля и пытаетесь одновременно вести переговоры с партнером. Вероятность аварии возрастает в разы.

Резюме

Мы узнали, что такое многозадачность. Изучили, как работать в таком режиме, какие есть плюсы и минусы выполнения нескольких дел одновременно. Мультизадачность можно использовать для тренировки пластичности мозга, однако в рабочей среде полезнее развивать навык последовательного выполнения дел. Тише едешь – дальше будешь!

Многозадачность: как выжить в XXI веке

Забудьте о невидимости или способности летать. Единственная сверхспособность, о которой мы мечтаем сегодня, — делать несколько разных вещей одновременно. Однако, в отличие от любой другой суперсилы, способность работать в многозадачном режиме часто встречается в качестве основного требования для трудоустройства.

Некоторые из вас наверняка могут вспомнить, как сидели за компьютерами или планшетами с мультитачем, постили статусы в Twitter и в то же время уплетали стейк с холодным апельсиновым соком. Другие читают на Kindle, тыкая в смартфон и глядя на телевизор в углу с двумя строчками бегущих субтитров. Мы не задумываясь отправляем коллеге email с предложением выпить кофе, ведь мы уверены, что он прочитает письмо в течение нескольких минут.

Проще говоря, так и работает современный мир. Многозадачность — это такая же способность, как читать или складывать числа, настолько фундаментальная, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Делать одно дело за раз — это для неудачников. Вспомним, как Линдон Джонсон (Lyndon Johnson) отзывался о Джеральде Форде (Gerald Ford): «Форд — хороший парень, только он не может одновременно жевать жвачку и ходить».

Подъём мультизадачности стимулируется развитием технологий, а также социальными изменениями. Мужья и жёны теперь не делятся на кормильцев и домохозяек — теперь каждый должен быть и тем и другим. Работа и увлечения могут быть неотделимы друг от друга. Ваши друзья могут связаться с вами, даже если вы на работе, отправив вам email в 10 часов утра. А ваш босс может позвонить на мобильный в 10 часов вечера. Вы можете сделать покупки, сидя за рабочим столом, и держать под контролем рабочие вопросы, стоя в очереди в супермаркете.

Это хорошая перемена во многих отношениях. Как прекрасно иметь возможность делать важные вещи и не тратить время впустую. Как восхитительно многообразие во всех его проявлениях! Больше не приходится жить в монотонном тейлористском мире, где нужно было полностью сосредоточиться на однотипных задачах, пока не сойдёшь с ума.

И всё же мы начинаем понимать, что блага многозадачной жизни не так однозначны. Мы чувствуем себя загруженными делами, которые может понадобиться сделать в любой момент. Мы чувствуем, что нас могут вызвать в любое время.

Нас беспокоит страшный аппетит наших детей, которые делают всё сразу: пролистывают домашнее задание, переписываясь в WhatsApp, слушая музыку и смотря «Игру престолов».

Согласно недавнему исследованию Сабрины Пабилониа (Sabrina Pabilonia) из Бюро статистики труда США, более половины времени, отведённое на домашнее задание, ученики слушают музыку или смотрят телевизор — иначе говоря, работают в многозадачном режиме. И эта тенденция только набирает обороты. Может, у них действительно получается обрабатывать всю поступающую информацию? Они думают именно так, несмотря на то что исследования свидетельствуют об обратном.

Сейчас можно наблюдать ответную реакцию на многозадачность — своего рода кампанию самопомощи. Живой пример — краудфандинговый проект на Kickstarter в декабре 2014 года. За 499 долларов — больше, чем за многофункциональный ноутбук — можно было приобрести Hemingwrite, компьютер с хорошей клавиатурой, маленьким E-Ink-экраном и автоматической отправкой набранного текста в облачное хранилище. С Hemingwrite нельзя отправить email. С Hemingwrite нельзя посмотреть YouTube, нельзя почитать новости. Можно только печатать. Кампания Hemingwrite собрала более 3 миллионов долларов.

Hemingwrite — устройство, которое призвано остановить многозадачностьПример Hemingwrite (после ребрендинга компания называется Freewrite) демонстрирует, что справиться с многозадачностью можно при помощи самоограничения

Появляются программы вроде Freedom или Self-Control, их можно установить в свой браузер, чтобы отключить его на определённое время. The Villa Stéphanie, отель в Баден-Бадене, предлагает дополнительную услугу в номерах люкс: маленький серебряный переключатель рядом с кроватью, которым можно активировать блокатор беспроводных сетей, чтобы не соблазняться интернетом.

Линия между противниками проведена. С одной стороны, современная культура рабочего места, которая требует, чтобы вы были готовы прерваться в любое время. С другой — приверженцы однозадачности, которые настаивают на том, что многозадачность — это заблуждение и что главное — уметь сфокусироваться на самом важном. Кто из них прав?

Цена поведения

Существует достаточно доказательств в подтверждение того факта, что нам следует фокусироваться на одном деле за раз. Обратимся к исследованию Дэвида Стрэйера (David Strayer), психолога из Университета Юты. В 2006 году Стрэйер и его коллеги использовали высокоточный симулятор вождения, чтобы сравнить продуктивность водителей, которые переписываются по телефону за рулём, и водителей с превышенным содержанием алкоголя в крови (по законам США). Стиль вождения «разговорчивых» водителей не был агрессивным или рискованным, как у пьяных, но они были опасны в другом отношении. Водители с телефонами намного медленнее реагировали на события за пределами автомобиля и не замечали указателей вокруг. Неутешительный вывод Стрэйера был таков: вождение с параллельным использованием мобильного телефона так же опасно, как и вождение в нетрезвом виде.

В этом исследовании был ещё один важный вывод: не имеет значения, разговаривает ли водитель, держа телефон в руке, или по громкой связи. Проблемы из-за разговоров за рулём появляются не из-за нехватки рук. А из-за нехватки умственных ресурсов.

Тем не менее это открытие не произвело большого впечатления на общественное мнение или законодателей. В Великобритании, например, запрещено использовать телефон при помощи рук во время вождения, а говорить по телефону в режиме громкой связи — абсолютно законно. Мы рады согласиться, что у нас всего лишь две руки, но отказываемся признать, что у нас всего лишь один мозг.

В другом исследовании Стрэйер доказал, что мы к тому же неверно оцениваем собственные способности к многозадачности. Участники исследования, которые утверждали, что могут долго и продуктивно работать в многозадачном режиме, неудовлетворительно справились с тестами на способности к многозадачности. Они систематически переоценивали свои возможности и хуже контролировали эмоции. Другими словами, желание работать в многозадачном режиме — явный признак того, что вам, скорее всего, не стоит этого делать.

Мы можем не сразу понять, что многозадачность нам мешает. Впервые я воспользовался Twitter, чтобы комментировать общественное мероприятие во время телетрансляции правительственных дебатов в 2010 году. Ощущение живого общения мне понравилось: я мог просматривать аргументы кандидатов и постить ответы, сочинять свои 140-символьные глубокомысленные изречения и смотреть, как их расшаривают. Я чувствовал себя полностью вовлечённым в происходящее. И только в конце дебатов я осознал, к моему большому удивлению, что не могу вспомнить ровным счётом ничего из того, что говорили Браун, Кэмерон и Клегг.

Исследование, проведённое в Калифорнийском университете, подтверждает, что мой опыт не уникален. Трое психологов: Карин Фоерд (Karin Foerde), Барбара Ноултон (Barbara Knowlton) и Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) — демонстрировали студентам серии карточек с символами на них, а потом просили сделать прогноз, если они поняли паттерн (систему). Некоторые из этих прогнозов были сделаны в многозадачной среде, где студентам также приходилось прислушиваться к записи с низкими и высокими тонами и высчитывать самый высокий из них. Вы могли подумать, что делать прогноз и в то же время стараться сосредоточиться на звуках — это слишком большая нагрузка. На самом деле нет. Студенты были достаточно подготовлены и могли распознавать паттерны со звуковыми подсказками или без них.

Но вот в чём загвоздка: когда исследователи после выполнения задания задали более общие вопросы о паттернах, стала ясна вся цена многозадачного поведения. Студенты изо всех сил старались отвечать на вопросы о прогнозах, которые они сделали в многозадачной среде. Они успешно справились с обоими заданиями, но не узнали ничего, что могли бы применить в другом контексте.

Это неутешительное открытие. Когда мы отправляем email во время скучного совещания, мы не делаем это внимательно. Согласно выводам психологов, чувство понимания может оказаться иллюзией, и только потом вы обнаруживаете, что на самом деле многого не запомнили или не можете гибко применять свои знания. Это значит, что из-за многозадачности мы становимся забывчивее — ещё одна черта, которая делает нас немного похожими на пьяниц.

Первые «многозадачники»

В 1958 году молодой психолог Бернис Эйдусон (Bernice Eiduson) приступила к долгосрочному исследовательскому проекту. Как оказалось, настолько долгосрочному, что она не дожила до его завершения. Эйдусон изучала подход к работе сорока учёных, преимущественно мужчин. Она периодически, раз в несколько лет, опрашивала их и проводила психологические тесты. У некоторых учёных карьера закончилась крахом, другие же достигли серьёзных успехов. Четверо получили Нобелевскую премию, ещё двое рассматривались как серьёзные претенденты на неё. Нескольких человек приглашали присоединиться к Национальной академии наук.

После смерти Эйдусон её коллеги опубликовали анализ работ Бернис. В частности, Роберт Рут-Бернштейн (Robert Root-Bernstein), Морин Бернштейн (Maurine Bernstein) и Хелен Гарнье (Helen Garnier) хотели определить, от чего зависит долгая продуктивная карьера учёного, найти рецепт гениальности и продолжительной работы.

В интервью и психологических тестах не было никакого секрета. Но, взглянув на ранние публикации этих учёных, на их первые 100 научных статей, исследователи обнаружили одну закономерность: ведущие учёные постоянно меняли направление своей деятельности.

В первых 100 работах самые продуктивные учёные успели охватить пять разных исследовательских областей и меняли одну тему на другую порядка 43 раз. Они публиковали, меняли тему, снова публиковали и снова меняли тему. Так как исследование занимает много времени, иногда их темы частично пересекались. Так в чём же секрет долгой и высокопродуктивной карьеры учёного? В многозадачности.

Чарлз Дарвин успешно справлялся с разной деятельностью. Свои заметки о мутации видов он начал вести за два десятилетия до публикации «Происхождения видов». «Биографический очерк одного ребёнка» он начал писать сразу после рождения своего сына Уильяма, а опубликовал, только когда Уильяму исполнилось 37 лет. В это же время Дарвин почти 20 лет работал над вьющимися и насекомоядными растениями. Книгу о дождевых червях он опубликовал в 1881 году, незадолго до своей смерти. Дарвин работал над ней 44 года. Когда психологи Говард Грубер (Howard Gruber) и Сара Дэвис (Sara Davis) изучали методы работы Дарвина и других известных учёных, они пришли к выводу, что такие частично совпадающие исследования были обычным явлением.

Другая группа психологов, возглавляемая Михайем Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), опросила почти 100 исключительно творческих людей: от джазового пианиста Оскара Питерсона (Oscar Peterson) и писателя Стивена Джея Гулда (Stephen Jay Gould) до дважды нобелевского лауреата, физика Джона Бардина (John Bardeen). Чиксентмихайи известен разработкой идеи потока — блаженного состояния быть настолько поглощённым своей целью, что не замечать течения времени и оставлять всё отвлекающее вовне. При этом каждый из опрошенных Чиксентмихайи практиковал работу над несколькими проектами одновременно.

Просто интернет-зависимость?

Многозадачность или просто интернет-зависимость?

Если термин «многозадачность» можно применить и к Дарвину, и к тинейджеру с привычкой постоянно проверять Instagram, стоит задуматься о более точном определении этого феномена. Есть по меньшей мере четыре вида деятельности, которые мы можем подразумевать, говоря о многозадачности.

1. Врождённая многозадачность

Например, когда можешь одновременно петь и играть на пианино. Врождённая многозадачность возможна, но по крайней мере одна из задач должна осуществляться автоматически, без дополнительных раздумий.

2. Переключение между задачами

Теперь поговорим о ситуации, когда вы делаете презентацию для своего босса, в то же время отвечаете на его звонки и одним глазом посматриваете на email, если вдруг он захочет достать вас там. Это не назовёшь многозадачностью в том же смысле. Здесь больше походит термин «быстрое переключение между задачами», потому что ваше внимание распределяется между презентацией, телефоном и входящими. Многое из того, что мы называем многозадачностью, на самом деле является быстрым переключением между задачами.

3. Рассеянное внимание

Переключение между задачами часто путают с третьим видом деятельности — тайным увлечением прокручивать бесконечную ленту сплетен о звёздах и обновлений в социальных сетях между делом. Есть большая разница между человеком, который остановился на середине статьи, чтобы сделать несколько заметок по своему будущему проекту, а затем обратно вернулся к ней, и человеком, который прочитал половину статьи, а потом отправился рассматривать фотографии девушек в бикини. «То, что мы называем многозадачностью, зачастую оказывается банальной интернет-зависимостью, — говорит психолог Шелли Карсон (Shelley Carson), автор книги „Твой креативный мозг“. — Это навязчивое действие, а не проявление многозадачности».

4. Управление несколькими проектами

И последняя разновидность многозадачности — когда нужно не добиться цели, а просто сделать много вещей. Машину нужно отогнать в сервис. Зубы разболелись. Супруг сегодня не может забрать детей из школы. Нужно подготовиться к важной встрече на следующей неделе, а ещё уплатить налоги. Если необходимо сделать много вещей, это не значит, что нужно сделать их все за раз. Это просто жизнь.

Борьба за внимание

На все четыре действия: врождённую многозадачность, переключение между задачами, рассеянное внимание и управление несколькими проектами — вешается один ярлык «многозадачность». Это происходит не из-за обычной лингвистической путаницы, они схожи ещё в одном отношении. В частности, высокопродуктивная практика вести несколько разнородных проектов одновременно может привести к совсем непродуктивной привычке быстро переключаться между задачами.

Чтобы понять, почему так происходит, рассмотрим историю, которая произошла в ресторане неподалёку от Берлинского университета в 1920-х — её любят рассказывать психологи. Когда большая группа академиков нагрянула в ресторан, официант подошёл, чтобы принять заказ, и каждый раз спокойно кивал, когда они добавляли новое блюдо или напиток в общий сложный заказ. Он ничего не записывал, но, когда вернулся с едой, все убедились, что память у него безупречная. Уходя, академики всё ещё обсуждали его необычайное мастерство. Но один из них вернулся за какой-то забытой вещью, и официант его не вспомнил. Как так получилось, что официант вдруг стал таким рассеянным? «Очень просто, — ответил тот. — Когда заказ оплачен, я его забываю».

Одним из членов Берлинской школы была молодой экспериментальный психолог Блюма Зейгарник. В одном из экспериментов она продемонстрировала, что люди лучше запоминают незавершённые задачи. Этот феномен получил название «эффект Зейгарник»: когда мы прерываем действие, не доведя до конца, мы не можем выбросить его из головы. Наше подсознание хранит напоминание, что задаче требуется внимание.

Эффектом Зейгарник можно объяснить связь между наличием многочисленных обязанностей и злоупотреблением быстрым переключением между задачами. Мы бежим от задачи к задаче, потому что не можем забыть о всех тех вещах, что ещё не сделали. Мы бежим от задачи к задаче, потому что пытаемся заглушить свой навязчивый внутренний голос.

Сейчас мы много говорили о защите внимания, однозадачности. Но раньше многое говорили и в защиту каллиграфического почерка или твердили о том, что всем нужен дворецкий. Мир движется вперёд. Есть что-то привлекательное в Hemingwrite и номере без интернета в гостинице, но есть и что-то нецелесообразное.

Неправда, что только Facebook мешает вам добиться литературной славы. А в большинстве офисов Hemingwrite не самый подходящий инструмент, чтобы добиться продвижения по службе. Вы не Эрнест Хемингуэй и не можете просто игнорировать входящие от коллег.

Однозадачность может выжить, только если пойдёт на компромиссы с современным многозадачным миром.

Циклы и списки

Слово «многозадачность» не использовалось по отношению к людям вплоть до 1990-х, в течение полувека оно предназначалось исключительно для описания компьютеров. Согласно Оксфордскому английскому словарю, впервые термин «многозадачность» появился в печати в журнале Datamation в 1966 году при описании компьютера, способного выполнять несколько разных операций одновременно.

Так же, как и люди, компьютеры обычно создают иллюзию многозадачности, а на самом деле просто очень быстро переключаются между задачами. Только компьютеры переключаются быстрее, им не нужно 20 минут, чтобы вернуться в строй после перерыва.

К тому же компьютер не будет беспокоиться о том, что не сделано. Пока проходит очередь и текст отправляется на принтер, он не почувствует никакой вины за то, что мышь подвисла на последние 16 миллисекунд. Дойдёт время и до мыши. Быть компьютером — значит никогда не сталкиваться с эффектом Зейгарник.

Как мы можем поддерживать ощущение, что всё под контролем, если испытываем непрекращающееся чувство вины за то, что не сделали?

Многозадачность или просто интернет-зависимость?

Каждый раз, когда вы говорите кому-то: «Я к этому вернусь», — вы запускаете цикл в своём мозгу. И этот цикл будет крутиться там до тех пор, пока вы не поместите в систему заменитель, которому можно доверять.

Дэвид Аллен (David Allen)

Современная жизнь побуждает нас открывать всё новые и новые циклы. У нас не обязательно много работы, но есть много рабочих дел, которые мы должны быть готовы сделать в любой момент. Задачи неумолимо перетекают одна в другую. Что бы мы ни делали, мы не можем избавиться от чувства, что должны сделать что-то ещё. А это требует значительных умственных усилий.

Принцип, изложенный в Getting Things Done, прост: закрывать открытые циклы. С деталями сложнее, но сам принцип исчерпывающий. После каждого дела, которое вы сделали для себя или кого-то ещё, запишите то, что вы планируете делать дальше. Просматривайте список своих следующих действий достаточно часто — это придаст уверенности, что вы ничего не упускаете из виду.

У метода Аллена много последователей. Практика показывает, что многие находят его чрезвычайно полезным, и я в том числе (подробности ниже). И тем не менее только недавно психологи Е. Дж. Масикампо (E J Masicampo) и Рой Баумайстер (Roy Baumeister) нашли объяснение, почему людям становится легче благодаря системе Дэвида Аллена. На самом деле совсем не обязательно заканчивать задачу, чтобы избавиться от эффекта Зейгарник. В этом поможет конкретный план. Запишите следующее действие, и вы заметите, что раздражающий внутренний голос затихает. Вы переносите своё беспокойство на лист бумаги.

Границы творчества

Скорее всего, это мудрое решение — оставить быстрое переключение между задачами компьютерам. Но даже неистовое метание между Facebook, почтой и документами может дать определённые преимущества.

Психолог Шелли Карсон (Shelley Carson) и её студент Джастин Мур (Justin Moore) недавно провели эксперимент. Они протестировали способности студентов быстро переключаться между задачами. Каждому испытуемому дали два задания: разгадывать анаграммы и читать статьи из научных журналов. Задания нужно было выполнять на компьютере. Половина испытуемых выполняла задания последовательно: сначала они решали анаграммы, а потом читали статью. У другой половины экспериментальной группы задания на экране менялись каждые две с половиной минуты — с анаграмм на статью и обратно, и так несколько раз.

Неудивительно, что из-за постоянного переключения задач испытуемые во второй группе соображали медленнее. Они решили меньше анаграмм и хуже ориентировались в содержании прочитанного, потому что переключали внимание с одного на другое каждые 150 секунд.

Но при интерпретации результатов были выявлены преимущества такой многозадачности. Испытуемые, которые выполняли задание с переключением, оказались более креативными. Если быть точнее, их результаты тестов отличались нестандартным мышлением, особенно в вопросах с открытым ответом. Их, например, могли попросить придумать как можно больше способов применения скалки или перечислить последствия того, что стало бы с миром, будь у людей не две руки, а три. Вынужденные «многозадачники» давали больше разнообразных ответов, к тому же их мысли были оригинальнее.

«Похоже, что переключение между задачами запускает в людях креативность», — говорит Карсон, адъюнкт-профессор Гарварда. Результаты её совместной работы с Муром ещё не опубликованы, но уже можно возразить, что вряд ли такие задания подходят для измерения креативности. Карсон отвечает, что в ходе лабораторных исследований обнаружена взаимосвязь дивергентного мышления и творческой деятельности в широком смысле, будь то написание романа, профессиональная постановка сценического шоу или создание живописного холста. Тем, кто убеждён, что великая работа может быть сделана только путём сверхчеловеческой сосредоточенности, следует поразмыслить над этим открытием.

Карсон и её коллеги обнаружили взаимосвязь между значительными достижениями в творческой сфере и проявлением такого психологического явления, как низкая способность к скрытому торможению. Скрытое торможение — это фильтр, который есть у всех млекопитающих, позволяющий неосознанно отключаться от несущественных стимулов. Было бы невыносимо слышать каждый разговор в офисе, гул кондиционера, в то же время замечая каждого человека, который проходит мимо окна офиса. Скрытое торможение спасает нас от этого. Такой подсознательный фильтр позволяет нам ходить по миру, не реагируя на все внешние стимулы.

И всё же люди, чьи фильтры чуть более проницаемы, чаще обладают способностями к творчеству. Подумайте об этом, «однозадачники»: пока вы слишком усердно пытаетесь сосредоточиться на одной вещи, люди, которые не противостоят шуму мира, сейчас несут свои рукописи в издательство.

Многозадачность и творчество

«Вы получаете больше информации в своё познавательное пространство, причём она может иметь как сознательную, так и бессознательную природу», — говорит Карсон. Двое других психологов, Холли Уайт (Holly White) и Прити Шах (Priti Shah), обнаружили подобный шаблон в поведении людей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Было бы неправильно романтизировать тяжёлые заболевания, такие как СДВГ. Все исследования были проведены среди студентов университетов, то есть людей, которые уже продемонстрировали свою способность воспринимать информацию. Хотя условия эксперимента Уайт и Шах были нетривиальны: его участники должны были иметь клинический диагноз СДВГ. А это значит, что дефицит внимания настолько беспокоил студентов, что они были вынуждены обратиться за профессиональной помощью.

Это удивительное открытие: переключение между задачами делает нас более креативными. Ещё удивительнее осознавать, что в наше время, когда мы все живём под угрозой постоянного отвлечения, люди, которые подвержены рассеянности, могут процветать творчески.

Может быть, нам не стоит так удивляться. «Переключаясь между задачами, можно смазать рельсы, по которым движется мысль», — говорит Джон Коуниос (John Kounios), профессор психологии из Дрексельского университета.

Коуниос, соавтор книги Eureka Factor, предполагает, что есть по меньшей мере два психологических механизма, которые потенциально могут запустить творчество при переключении между задачами. Один из них заключается в том, что новая задача помогает нам забывать плохие идеи. При решении творческой проблемы легче застрять, потому что думаем о неправильном решении, но в то же время просто не можем перестать думать о нём. Когда делаешь что-то новое, принципиально другое, включается реакция забывания, которая позволяет нам освободиться и найти правильное решение.

Второй механизм — гибкая ассимиляция. Когда новая задача побуждает нас думать о решении старой. Известный пример — Архимед и его «Эврика!».

Как гласит история, задачей Архимеда было определить, действительно ли корона сделана из чистого золота (без примесей), не разрушая при этом ювелирное изделие. Решение оказалось таково: посмотреть, вытеснит ли золотая корона такой же объём воды из сосуда, что и золотой слиток такой же массы. Это решение пришло Архимеду на ум, когда он принимал ванну и задумался об изменениях уровня воды. Принимать ванну и искать решение проблемы — это ли не многозадачность?

6 способов стать гением многозадачности

1. Будьте внимательны

«Идеальная ситуация для работы в многозадачном режиме — когда получается сосредоточиться в нужный момент», — пишет психолог Шелли Карсон. Том Чатфилд (Tom Chatfield), автор книги Live This Book, советует завести два списка: один — для дел, которые лучше делать с помощью интернета, а другой — для дел, которые лучше делать офлайн. Подключение и отключение от интернета должно быть сознательным действием.

2. Записывайте

Главная идея Get Things Done Дэвида Аллена — претворить каждую неопределённую мысль и чувство вины в определённое действие. Поэтому регулярно записывайте все дела и постоянно их просматривайте. Цель — не волноваться о тех вещах, что вы делаете, и о тех, что вы решили не делать прямо сейчас, но в то же время пребывать в уверенности, что ничего не пропадёт.

3. Укротите свой смартфон

Смартфон — отличный, но раздражающий помощник. Отключите ненужные оповещения: большинству людей не нужно знать о новых твитах или входящих письмах. Настройте систему хранения в вашей электронной почте. Например, когда ответить на сообщение удобнее с клавиатуры (нужно написать 50 слов и больше), вы перемещаете сообщение с специальную папку, в которой оно хранится до тех пор, пока вы не доберётесь до компьютера.

4. Сосредоточьтесь на коротких задачах

Pomodoro — техника, которую предложил Франческо Чирилло (Francesco Chirillo) — заключается в том, чтобы разбить большую задачу на несколько подходов по 25 минут (они называются помидорами), между которыми устраивается небольшой перерыв. Гуру продуктивности Мерлин Манн (Merlin Mann) советует метод электронного тире — просмотр электронной почты или списка неотложных дел в течение нескольких минут каждый час. Эти техники помогают сосредоточиться и в то же время позволяют переключаться между проектами несколько раз в день.

5. Прокрастинируйте, чтобы победить

Если вы одновременно занимаетесь несколькими интересными проектами, то можете отложить один в сторону и заняться другим. Именно так и работал Чарлз Дарвин. Перемены так же хороши, как и отдых, и, как объясняет психолог Джон Коуниос, подобное переключение между задачами способствует появлению новых идей.

6. Работайте над разными направлениями

«Творческие идеи приходят к людям, которые работают в разных областях или ведут несколько разнообразных проектов», — говорит автор и психолог Кит Сойер (Keith Sawyer). Кстати, Сойер также джазовый пианист, бывший консультант по вопросам управления и гейм-дизайнер в Atari. Хорошие идеи часто приходят именно тогда, когда ваш ум находит неожиданные связи между разными областями.

Список задач Тима Харфорда

Тим Харфорд

Система Дэвида Аллена Getting Things Done, или GTD, стала практически религией среди фанатов продуктивности. Её сердце — список будущих дел. Он более эффективен по сравнению с обычным списком, потому что является исчерпывающим, конкретным и напоминает о том, о чём вам нужно напоминать. И я хочу поделиться, как работаю с этой системой.

Записывайте всё. Я использую Google Calendar для назначенных встреч и электронный список задач Remember The Milk, а также специальный список задач на день на бумаге. Детали не имеют значения. Принцип заключается в том, чтобы не держать все дела в голове.

Список должен быть максимально полным. В моём списке на данный момент 151 пункт. (Нет, я не запоминал это число, я пересчитал.)

Обновляйте список. Система работает и снимает беспокойство, если вы уверены, что календарь и список задач напомнят вам о том, о чём нужно. Я провожу 20 минут в неделю, просматривая список, отмечаю дедлайны, убеждаюсь, что в списке не упущено никаких важных дел. Пересмотр списка очень важен. Чем больше вы доверяете ему, тем чаще вы его используете. Чем чаще используете, тем больше доверяете.

Список с дополнительным контекстом так же хорош, как тематический список. Естественно, удобнее вести список по конкретной теме или проекту, например список дел, связанных с ремонтом комнаты для гостей, или список планов на следующий год. Дела, которые нужно сделать перед отлётом; вещи, которые нужно купить в магазине; идеи, о которых нужно поговорить с начальником при встрече.

Конкретно описывайте следующее действие. Если вы просто записываете смутные напоминания, список дел будет продолжать вызывать беспокойство. Перед тем как записать плохо сформулированную задачу, подумайте 15 секунд о том, что именно она собой представляет.

Мультизадачность как навык

В современном мире, где большинство людей обладает более чем двумя интерактивными устройствами, вопрос мультизадачности становится все острее. В работе случаются периоды времени, когда события пускаются вскачь, количество их резко возрастает, предсказуемость неумолимо падает, все задачи становятся и срочными, и важными. Такие моменты (перестройка экономики, политики, моменты кризисов или бурного роста) требуют иных инструментов, позволяющих эффективно работать в условиях мультизадачности. Так и в России в последние годы приобретает популярность такой навык сотрудника как мультизадачность. Иногда это просто означает большой набор задач и обязанностей и сжатые сроки на их выполнение. Ведь действительно, теоретически человек способен делать несколько дел сразу, тем самым выполняя одновременно несколько задач, но либо их точность и производительность снижается, либо только одна задача должна находиться у нас в фокусе внимания, «на острие» нашего сознания, а другие задачи выполняться бессознательно. То есть при любой сознательной деятельности наш мозг работает последовательно: решает сначала одну задачу, а затем вторую. Это происходит из-за того, что сознательное выполнение действий очень энергозатратно. И если уж нам так хочется быть «мультизадачным», нужно постараться перевести выполняемую нами задачу в «долгосрочную память» – в области мозга, которые отвечают за бессознательные действия.

На практике это означает – освоить навык до уровня «неосознанной компетентности». Любой навык можно выработать, нужно только время и дисциплина. И с помощью обучения и тренировок мы реально можем экономить свои энергетические ресурсы, переводя большое количество действий в область бессознательного.

Сама по себе многозадачность нейтральна. Она может быть даже полезной, когда переключение происходит на приоритетную задачу, чтобы вовремя завершить проект. Многозадачность становится негативной или «вредной», когда необходима остановка задачи до ее завершения и переключение на другую задачу. Когда задача останавливается и снова запускается, возникают непосредственные потери эффективности. Каждый раз, когда человек должен повторно запустить задачу, ему требуется время, чтобы вспомнить подробности — повторно ознакомиться с работой, чтобы включиться в процесс с того же места.

Мультизадачность в работе, по большей части это не умение одновременно разговаривать по телефону, отвечать на письма, делать отчет и многое другое, это умение выполнять и вести несколько рабочих задач и вопросов параллельно, попеременно умея переключаться между ними. Нужно уметь фокусироваться на задачах, продумывать их, составлять план и определять приоритеты и делать паузы. Не забывайте — всегда определять приоритет задачи. Ну и конечно режим многозадачности подходит не всем, не для каждой работы, всё индивидуально, но как навык при грамотном использовании имеет право на жизнь.

Скачать статью бесплатно

С уважением Молодой Аналитик

Человек мультизадачный: сверхспособность или фикция?

Сейчас, пожалуй, никого не удивишь умением выполнять несколько дел одновременно. Мы с легкостью совмещаем проверку уроков любимого чада с просмотром сериала и беседой со своей «второй половинкой».

Человек мультизадачный

А на работе? Наниматели откровенно пишут требование в объявлениях о вакансиях: «Способность работать в режиме многозадачности». Скорее всего, это значит, что вам придется отвечать на телефонные звонки, параллельно работая над проектом, одновременно обсуждая его с коллегами, при этом оперативно реагировать на срочные поручения от начальства. Ну, или что-то в этом духе.

Но, несмотря на то, что такой режим воспринимается сегодня как почти естественный, ничего нормального и естественного в нем нет. Человек просто физически не может концентрироваться более, чем на одной задаче в определенный отрезок времени. Таким образом, решая «сразу» множество вопросов, мы заставляем мозг постоянно переключаться, уделяя каждому несколько секунд. При это оказываются задействованы многие структуры нашего «мыслительного центра»: лобные доли, префронтальная кора и другие.

Человек, пытающийся решить несколько задач одновременно, не может работать эффективно. В первую очередь, это связано с особенностями нашего внимания.

Почему многозадачность вредна?

  •  У людей, привыкших делать «все и сразу», заметно снижается плотность клеток мозга в области, отвечающей за эмпатию, контроль эмоций и познавательную деятельность — в передней поясной коре. Такие люди со временем становятся менее отзывчивы к чужим проблемам, хуже контролируют эмоциональные всплески. Возможно, именно этим объясняется желание «спустить собаку» на тех, кто мешает нам в данный момент.
  •  Коэффициент интеллекта также ощутимо снижается. Согласно результатам исследования, проведенного в Лондонском университете, в момент работы в режиме многозадачности IQ взрослого нормально развитого с интеллектуальной точки зрения человека падает до уровня школьника 8 лет. Стоит ли удивляться, что результаты такой работы оказываются весьма не впечатляющими.
  •  Переключаться между задачами становится все труднее. К примеру, после проверки почты или новостной ленты в соцсетях мозгу нужно примерно около минуты, чтобы вновь включиться в деятельность, которой вы занимались до этого. А если вы будете заниматься проверкой 10 раз в течение часа, то 10 минут рабочего времени потеряете – и это по самым скромным подсчетам. К примеру, университетский профессор из Калифорнии, Глория Марк, считает, что для полноценного включения в рабочую задачу человеческому мозгу требуется чуть больше 23 минут. А теперь представьте, сколько вы успеете сделать за этот же час при таком условии?
  •  Принимаясь за множество дел одновременно, вряд ли вы выполните хотя бы одно из них на «отлично». Вы поневоле уделите больше внимания действиям, которые даются сложнее. При этом на задачах, в которых вы действительно профи, вы будете сконцентрированы гораздо в меньшей степени, а значит, сделаете их хуже. Так, если вы отличный копирайтер и при этом вынуждены заниматься маркетингом, интернет-аналитикой или, к примеру, дизайном, то на качество статей вы со временем станете обращать гораздо меньше внимания, и они, в конце концов, перестанут быть интересными.
  •  Переключение между задачами — процесс для мозга энергозатратный. То и дело совершая подобные «скачки», он использует глюкозу. Да и для сосредоточении на очередной проблеме она также нужна. Таким образом, чтобы снизить расход «топлива», часто переключаться не стоит.

Руководитель и учредитель event-агентства «Режиссерская версия» Игорь Полонский, к примеру, крайне скептически относится к возможности эффективной работы в режиме многозадачности. Он считает, что «мультифункционал» вряд ли найдет себе место в четко отлаженной системе, где каждый работник отвечает за строго очерченный небольшой спектр задач. Узкоспециализированные сотрудники, в конечном итоге, окажутся более эффективными и смогут решать поставленные задачи быстрее, чем их коллеги, которые берутся за одновременное выполнение множества функций. Справедливость его слов подтверждает результативность агентства: в течение первого года работы ему удалось реализовать 12 проектов, в течение второго — более 40.

Почему же, несмотря на очевидные минусы работы в режиме многозадачности, до сих пор находятся люди, которые продолжают практиковать подобный подход? На самом деле, им просто нравится чувствовать себя суперспециалистами, способными одним махом справиться с целым ворохом задач. Это приносит им моральное удовлетворение и поднимает самооценку. Возможно, они действительно обладают сверхспособностями?

На самом деле это не так. Людей, которые могут уделять внимание нескольким вопросам одновременно, не существует. Просто некоторые умеют быстрее переключаться с одного дела на другое и концентрировать внимание на каждой новой задаче. При этом, выбирая наиболее комфортный режим выполнения задач для себя, неплохо все же учесть особенности такого свойства психики, как внимание.

Что такое внимание

Что такое внимание?

В психологии под вниманием понимают способность человеческого сознания концентрироваться на определенном объекте, явлении, задаче. При этом и концентрация, и переключение внимания с объекта на объект может быть как случайным (непроизвольным), так и произвольным, т.е. вызванным волевым усилием. Последнее нам особенно интересно, т.к. именно это имеет важное значение для любой эффективной деятельности.

Свойства внимания

  •  Переключение — способность осознанно сосредоточиваться на различных задачах в связи с постановкой новых целей. Это свойство внимания можно натренировать.
  •  Концентрация — способность максимально полно сосредоточиться на одой задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители — шум, разговоры, телефонные звонки и т.п. Человеку, способному к высокой концентрации, чрезвычайно трудно переключаться с одной задачи на другую.
  •  Устойчивость — это длительность концентрации внимания на одном объекте. Оно зависит от новизны впечатлений от данного объекта или задачи. Можно сознательно повышать свой интерес к тому, на чем вы сосредоточены в данный момент, связывая свою деятельность с вашими потребностями. Можно также увеличить устойчивость внимания, если свести к минимуму количество отвлекающих факторов.
  •  Распределение — способность поочередно концентрироваться на нескольких действиях, быстро переключаясь с одного на другое. К примеру, при вождении автомобиля вам необходимо следить за дорогой впереди и позади себя, обращать внимание на знаки и сигналы светофора, переключать скорости и регулировать подачу газа. Способность к распределению внимания не бесконечна. Прибавьте к перечисленным задачам разговор по телефону, прослушивание сводки новостей и попытки доказать что-то капризному ребенку — вряд ли в такой ситуации вы сможете в равной степени уделять внимание всему этому.
  •  Объем внимания определяется количеством объектов, которые мы способны воспринимать с достаточной ясностью и четкостью одномоментно. Обычно их не так много: в среднем 3-5.

Работая в режиме мультизадачности, мы вынуждены по максимуму использовать все свойства внимания: нам приходится постоянно удерживать в поле зрения несколько задач, концентрироваться на каждой, при этом распределять внимание между ними и вовремя переключать его с одного вопроса на другой.

Для того, чтобы эффективно справляться с различными профессиональными обязанностями, оказывается необходимо в большей степени развивать те или иные свойства внимания. Так, писателю или редактору важна способность к высокой концентрации. Людям, работающим с аудиторией — преподавателям, тренерам — важно уметь виртуозно распределять внимание. В идеале развитие каждого из этих свойств помогает нам сосредоточиться на выполняемой работе и сделать ее максимально хорошо.

Применяем знания на практике

Как же все-таки некоторым людям удается совместить эффективное выполнение нескольких дел одновременно, если такой режим не является для нашей психики естественным? Секрет прост: такая многозадачность является мнимой. Если одна из задач выполняется «на автомате», она не требует высокой концентрации внимания. К примеру, тот же водитель-профессионал будет с удовольствием развлекать вас разговорами за рулем, а новичок полностью сосредоточится на дороге и своих действиях.

знания на практике

Чтобы сделать свою работу более эффективной, попробуйте воспользоваться следующими советами:

  •  Планируйте дела на день. Старайтесь соизмерять свои возможности и объем задач. Подумайте, какие дела вы можете поручить выполнить кому-то еще.
  •  Правильно расставляйте приоритеты при планировании — в этом поможет матрица Эйзенхауэра.
  •  Учитывайте, что гораздо легче переключиться с рутинной и не слишком важной работы на более увлекательную и значимую, поэтому определите правильную очередность задач.
  •  Совмещайте действия, которые вы выполняете автоматически с теми, что требуют большей концентрации.
  •  При планировании выделите одну основную задачу, над которой собираетесь работать — это позволит избежать суеты и желания «разорваться».
  •  Применяйте различные приемы для лучшего запоминания: рифмуйте, подбирайте ассоциации, буквенные коды и аббревиатуры — в этом случае вы облегчите мозгу задачу переключения с одного дела на другое.
  •  Уделите время тренировке каждого из свойств внимания, особенно тех, которые необходимы для вашей деятельности: ищите отличия и «спрятанные» предметы на картинках или используйте другие приемы.
  •  Старайтесь свести к минимуму отвлекающие факторы: отключите уведомления и телефон, не заходите по ссылкам на сторонние ресурсы, которые в данный момент вам не нужны, проверяйте почту и соцсети в строго отведенное время и т.д.

На сервисе SmartProgress удобно составлять планы для достижения перспективных целей — на месяц или даже на год. Оценят ресурс и те, кто ставит себе задачи на неделю или на день. Сервис удобен тем, что позволяет одновременно ставить себе несколько целей и контролировать ход их выполнения.

Планируйте свою работу, не забывая при этом правильно распределять свои силы, время и внимание. А еще помните о главном правиле многозадачности: одно из действий, по меньшей мере, должно выполняться автоматически, с минимальными затратами ваших внутренних ресурсов.

Как мультизадачность убивает ваш мозг

В современном мире, где большинство людей обладает более чем двумя интерактивными устройствами, вопрос мультизадачности становится все острее. Мы уже писали о том, что выполнение одновременно нескольких заданий попало в список самых вредных привычек, но Ларри Ким, основатель стартапа WordStream и редактор Inc.com, пошел еще дальше. Ларри изучил работы ученых и пришел к однозначному выводу, что мультизадачность может нанести необратимый урон вашему мозгу.

Многие люди считают, что они мастера мультизадачности, но что, если это всего лишь заблуждение в их голове?

Наш мозг не создан для мультизадачности

Наш мозг создан таким образом, чтобы мы концентрировались на одной задаче в один момент времени, а излишняя бомбардировка информацией лишь замедляет его работу.

Невролог Эрл Миллер из MIT пишет, что наш мозг «плохо приспособлен к мультизадачности… Когда люди думают, что они совершают несколько заданий одновременно, на самом деле они просто очень быстро переключаются с одного на другое. И каждое такое переключение требует умственных затрат».

Постоянное переключение ведет к неправильным когнитивным привычкам. Когда мы завершаем маленькую задачу (отправляем письмо, отвечаем на сообщение, пишем твит), мы получаем дозу дофамина, гормона, который отвечает за вознаграждения. Мозгу нравится дофамин, поэтому мы чувствуем стремление продолжать переключаться между мини-задачами, которые дают нам мгновенную награду.

Это создает опасный цикл, в ходе которого нам кажется, будто мы совершаем массу полезных вещей, а по факту делаем очень мало (по крайней мере, почти ничего из того, что требует усиленного умственного труда). Более того, некоторые ученые относят письма/Twitter/Facebook в категорию нейронных зависимостей.

Мультизадачность понижает качество и эффективность вашей работы

Мультизадачность усложняет процесс мышления и структурирования наших мыслей, а также умение фильтровать нерелевантную информацию. Таким образом, мультизадачность снижает эффективность и качество нашей работы.

Исследование Университета Лондона продемонстрировало, что уровень IQ исследуемых, которые пытались одновременно решать несколько умственных задачек, падал. Падение их IQ было сопоставимо с показателями людей, которые не спали всю ночь или же покурили марихуаны. А это несколько пугает.

Кроме того, мультизадачность приводит к вырабатыванию в организме кортизола, гормона стресса. Постоянные переключения заставляют наш мозг ощущать стресс. Это выматывает и истощает морально (даже если рабочий день только начался).

Кто является главным зачинщиком наших проблем с мультизадачностью? Инбоксы. Некоторые исследования показали, что сама возможность предаться мультизадачности, вроде искушения почитать почту, может снижать текущий уровень IQ на 10 пунктов! Постоянное ощущение того, что в почте может появиться новое письмо, удерживает нас в состоянии стресса. Институт МакКинзи обнаружил, что сотрудники тратят 28% рабочей недели на проверку почты.

Почта – это проблема, но еще больший вред наносит переписка в мессенджерах, поскольку она требует еще более срочных ответов, чем email.

Для того, чтобы уберечь себя от моральных страданий, вызванных мультизадачностью, разработайте расписание проверки почты. Убедите себя проверять инбокс только три раза в день (возможно утром, когда пришли на работу, в обед и перед концом рабочего дня). Отключите уведомления из чатов и выберите специальное время, в которое будете проверять уведомления на телефоне.

Еще хуже мультизадачность дается мужчинам

Мультизадачность может понизить IQ мужчин на 15 пунктов, тем самым опустив вас на умственный уровень 8-летнего ребенка. Так что не удивляйтесь, если вас вдруг потянет на подростковую музыку.

Пример деструктивного мультитаскинга

Урон может оказаться необратимым

Новые исследования утверждают, что умственный урон от мультизадачности может оказаться необратимым.

Университет Сассекса исследовал снимки МРТ людей, которые одновременно тратят время на несколько устройств (например, переписываются во время просмотра телевизора). Снимки МРТ показали, что люди, увлекающиеся мультизадачностью, имеют меньшую плотность мозга в передней части черепной коробки. А это та область, которая отвечает за эмпатию и контроль эмоций.

Единственное, что стоит отметить – еще до конца не ясно, это мультизадачность стала причиной перемен или люди с подобными повреждениями головного мозга склонны к мультизадачности. Но, как бы то ни было, мультизадачность явно ни к чему хорошему не ведет.

В чем мораль? Мультизадачность – это не тот навык, который стоит добавлять в резюме, а, скорее, плохая привычка. Отключите уведомления, распланируйте время проверки почты (вместо постоянного обновления странички) и сконцентрируйтесь на чем-то одном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *