Надо ли делать – можно ли не делать, через сколько допустимо проводить карбоновый, салициловый пилинг, последовательность процедур, минимальные интервалы

Содержание

Нужно ли делать прививки детям?

Изначально прививки были придуманы для предотвращения эпидемий. Однако, как показал пример с оспой в Англии (город Лестер) в начале XX века, когда люди стали отказываться от прививок и снова обрушилась эпидемия, количество заболевших среди непривитых людей было крайне невысоким. Оказалось, что большинство людей при нормальном уровне естественного иммунитета невосприимчивы к этой болезни. Данный опыт показал, что добровольная иммунизация, т. е. улучшение питания, гигиены и т. п. принесли гораздо больше пользы, чем вакцинация, и без побочных эффектов. То, что приписывают вакцинации, часто связано с улучшением качества жизни людей и, как следствие, с укреплением их естественного иммунитета.

В настоящее время повальное прививание обусловливают иллюзией на жизнь без болезней. Людям пытаются внушить, что можно жить, как хочешь, не следить за своим здоровьем, употреблять алкоголь, курить, вести беспорядочные половые связи и прочее, и при этом остаться здоровым, сделав прививку и выпив таблетку. Это очень сильное, порочное заблуждение! Если человек не укрепляет свой иммунитет, то прививка зачастую остаётся бессильна, и каково удивление родителей, что привитые дети болеют теми болезнями, от которых их привили. Ведь никто не скрывает, что вакцинация не даёт 100 % защиты. Однако скрывают, что прививка подрывает неокрепший иммунитет ребёнка.

Справедливости ради стоит сказать, что бывают случаи, когда риск нанесения вреда здоровью от прививки ниже, чем от болезни. Поэтому нужно осознанно и здраво взвешивать свои решения. Сегодня мы поговорим конкретно о прививках детям, поскольку здесь есть свои нюансы.

Нужно ли делать прививки детям

«Нужно ли делать прививки детям?» — ответ на этот вопрос требует уточнений, поскольку нельзя взять и огульно рекомендовать делать или не делать прививки абсолютно всем. Нужно понимать, в каких условиях проживает тот или иной ребёнок, какого он возраста, какой образ жизни ведут его родители и соответственно он, более того, важно, как его вынашивали, и как он был рождён, как питалась его мать до и во время беременности, кормили или кормят ли его грудью и как долго и много ещё всего.

Если всё же попытаться ответить на поставленный вопрос (нужно ли делать прививки детям), то здоровым детям, чьи родители ведут здоровый образ жизни, не употребляют алкоголь, наркотики, не курят, живут в нормальном районе и тем более в деревне или за городом, детей регулярно закаливают, правильно питаются, родственники которых не болеют туберкулёзом, прививки, конечно, ни к чему.

Дело в том, что в группе риска дети из неблагополучных семей. Здесь имеется в виду не материальный достаток как таковой, а обстановка и условия, в которых содержится ребёнок.

Чтобы для себя решить, делать или не делать прививку своему ребёнку, родители должны взвесить пользу и вред от вакцинации. Например, новорождённым детям крайне неблагоприятно делать прививки в первые дни жизни, так как организм ещё не успел адаптироваться к новым условиям. И для иммунитета малыша это невероятный стресс, т. к. иммунитет от прививки, наоборот, подрывается. Помимо этого родители должны знать, что такие прививки, как БЦЖ и АКДС имеют сильные побочные эффекты, и в большинстве развитых стран отказались от введения этих вакцин всем подряд, поскольку вреда от них больше, нежели пользы. Врачи нашей страны уже давно не скрывают, что от этих прививок нередко бывают осложнения.

вакцинация, прививки, иммунитет

Давайте всё же посмотрим, от чего некоторые вакцины предназначены защищать, что, надеюсь, поможет вам взвесить риски заболевания в настоящее время этими вирусами и принять верное решение в вопросе прививания.

БЦЖ — вакцина от туберкулёза. На сайте, посвящённому данному заболеванию, сказано: «Российский туберкулёз — это социальное явление, корни которого кроются в низком уровне качества жизни людей. Случаи заболевания туберкулёзом чаще фиксируется в местах лишения свободы». Далее выделены факторы способствующие появлению туберкулёза:

  • неправильное питание;
  • наличие хронических заболеваний — патологий легочной системы, язвы желудка, диабета и др.;
  • алкоголизм, курение;
  • наркомания;
  • неблагоприятная среда для проживания.

И в самом конце авторы сайта делают очень здравое умозаключение: «Основной путь к преодолению туберкулёза — популяризация здорового образа жизни». Если смотреть статистику заболеваемости туберкулёзом в России, то обнаружится обратная зависимость между уровнем качества жизни и количеством больных. Отметим, что сейчас уровень качества жизни растёт. Итак, какова вероятность, что новорождённый, содержащийся в хороших домашних условиях, заболеет туберкулёзом? Здесь каждый сам должен дать ответ исходя из своей ситуации.

АКДС — прививка от столбняка, коклюша, дифтерии. Как мы говорили выше, может иметь сильные побочные эффекты. Помимо веществ, которые входят в её состав, вред наносит слишком сильное давление на иммунную систему, это в дни после прививки настолько ослабляет иммунитет, что ребёнок становится уязвим к другим инфекционным заболеваниям. И всё же давайте рассмотрим, какова вероятность ребёнку заболеть в первые месяцы жизни данными болезнями.

Столбнячная палочка может попасть в организм через травмированные эпителиальные ткани (кожа, слизистая) из земли, ржавые инструменты, гвозди, укусы животных. Для того чтобы столбняк активировался, в рану не должен поступать кислород, т. е. это должна быть довольно глубокая рана. При этом прививку от столбняка можно сделать отдельно при возникновении необходимости, т. е. в случае получения серьёзной травмы, а не просто так, на всякий случай. При этом врачи-гомеопаты утверждают, что можно справиться гомеопатическими средствами, не прибегая к таким радикальным методам, как прививка.

Дифтерия — вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём. Согласно «Сведениям об инфекционных и паразитарных заболеваниях», размещённых на сайте Роспотребнадзора, в период с января по июль 2017 года на территории Российской Федерации не зарегистрировано ни одного случая дифтерии. Думаю, комментарий по поводу, какова вероятность в настоящее время заразиться данной болезнью, не требуется.

Коклюш передаётся воздушно-капельным путём при прямом контакте с носителем вируса. После перенесённой болезни формируется естественный стойкий иммунитет на всю жизнь. Действие прививки краткосрочно и требует ревакцинации. Кроме того, вакцина не гарантирует полную защиту от заболевания. Раньше к заболевшим коклюшем приводили своих детей, чтобы переболеть, как сейчас поступают с ветрянкой, например.

вакцина, вирус, дети

Гепатит B. Помимо БЦЖ в роддоме при рождении ребёнка делают прививку от гепатита B. Нужно отметить, что данная вакцина является генномодифицированной, а это значит, что никто не знает до конца, какое влияние она окажет на организм в перспективе, впрочем, как и любая ГМО продукция. Нужно отметить, что вирус гепатита В передаётся с кровью, слюной, мочой, спермой и другими биологическим жидкостями носителя вируса. Заражение происходит при попадании биологических жидкостей зараженного непосредственно в кровь здорового человека, при отсутствии у него иммунитета к гепатиту В. Это может произойти в случае травмы и занесением туда вируса, в случае полового контакта с заражённым человеком или при использовании нестерилизованного шприца. Выходит, что риск получить данный вирус возрастает в разы при введении прививки. Внимание, вопрос: «Зачем новорождённому делать эту прививку?» Самое интересное, что даже инфицированная мать не может передать ему этот вирус, при условии целостности плаценты и нормального прохождения родов. В Англии, например, эту прививку делают только в случае, если родители являются носителями этого заболевания.

Мы не будем рассматривать все прививки, входящие в календарь прививок, уж больно много их там, однако настоятельно рекомендую изучить каждую, если не уверены в своём решении.

Право на отказ от прививок

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право отказаться от прививок себе и своим детям. Согласно ст. 5 закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», любой человек имеет право отказаться от прививок, также ст. 11 указанного закона гласит, что прививки несовершеннолетним проводятся только с согласия родителей. При этом нужно учитывать, что отсутствие профилактических прививок влечёт:

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приёме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

отказ от прививок, зож, профилактика

Отказ от прививок оформляется на бланке, который должны выдать в поликлинике или учебном заведении. В случае если бланк по каким-то причинам не выдают, родители должны написать заявление самостоятельно. Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 26.01.2009 № 19н рекомендован образец бланка отказа от прививок ребёнку: «Добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок детям или отказа от них». Поскольку данный бланк является лишь рекомендованным, родители вправе составить заявление в произвольном виде, в котором следует указать:

  • ФИО родителя, также рекомендуется указать дату рождения, место жительства.
  • ФИО и дату рождения ребёнка.
  • Полное наименование прививки (или перечень прививок), от которой производится отказ.
  • Ссылки на законодательство приветствуются.
  • Обязательно укажите, что решение об отказе является обдуманным.
  • Дату и подпись.

В интернете достаточно примеров заявлений об отказе от прививок, можно воспользоваться ими.

Трудности, с которыми можно столкнуться в случае отказа от прививок

На дворе 2018 год, а это значит, что уже выросло целое поколение без прививок, поэтому во многих регионах нашей страны работники социальных служб попривыкли к отказу от прививок и зачастую уже не реагируют. При этом дети спокойно посещают и детские сады и школы. И всё же иногда некоторые трудности возникают.

Например, если ребёнок не привит от туберкулёза, и ему не делали пробу Манту, при поступлении в детский сад или школу часто требуют справку от фтизиатра. До недавнего времени люди активно писали отказы от посещения фтизиатра, так как он требовал пробу Манту или рентген, что крайне нежелательно для ребёнка. Дело в том, что среди компонентов в пробе Манту содержатся вредные вещества, такие как эстроген, оказывающий негативное влияние на гормональную систему человека, и фенол — токсичное вещество, передозировка которого может нарушать работу сердца, почек, репродуктивной системы и приводит к угнетению иммунитета. Что ставит данную процедуру в один ряд с вакцинацией. При этом показатели часто ложноположительные у здоровых людей. Рентген по законодательству детям до 14 лет может быть назначен только в крайних случаях. Но на данный момент ситуация изменилась, и появились новые современные точные альтернативные способы туберкулиндиагностики, один из которых, возможно, имеет смысл пройти, чтобы не тратить время и силы на заявления, отказы, прокуратуры и прочее.

  • ПЦР — полимеразная цепная реакция. Для анализа могут браться физиологические выделения человека: слизь, мокрота, эякулят и даже спинномозговая жидкость. Точность теста — 100 %. Правда, тест не различает умершие ДНК туберкулёза от живых, поэтому у человека, только излечившегося от туберкулёза, тест может показать ложноположительный результат.
  • Квантифероновый тест. Для анализа используется венозная кровь. Точность — 99 %.
  • T-SPOT — аналог квантиферонового теста. Рекомендован ВИЧ-инфицированным и тем, у кого сильно снижен иммунитет. Безопасен для беременных и грудничков. Точность — до 98 %.
анализы, бцж, тест, кровь

Нужно отметить, что точность пробы на реакцию Манту — до 70 %, данный способ в современном мире признаётся устаревшим. При этом единственной отрицательной стороной вышеописанных альтернативных методов является их высокая стоимость.

Помимо этого встречаются ситуации, когда родителям угрожают, что не примут ребёнка в детский сад или школу без прививок, бывает, действительно отказывают в приёме и отстраняют от занятий. В таком случае нужно обращаться в прокуратуру, данные действия со стороны руководства детских учреждений неправомерны, если это не временное отстранение, связанное с эпидемией.

Какое бы вы решение ни приняли, помните, что главное в вопросе прививок — это иммунитет! А он закладывается задолго до рождения ребёнка, а также зависит от того, как скоро была перерезана пуповина при рождении, кормит ли мать ребёнка грудью и как при этом питается сама. В первые годы жизни, пока ребёнок ест грудное молоко, он находится под двойной защитой, своего и маминого иммунитета, поэтому при нормальных условиях дети в эти годы болеют редко и выздоравливают быстро. Также не забывайте закаливать своих деток с первых дней жизни, ходите с ними в баню и обливайтесь холодной водой!

Помните, лучшая альтернатива прививке — здоровый образ жизни!

анализы, бцж, тест, кровь

Доктор Комаровский о прививках от гриппа

Вакцинация от гриппа не входит в список обязательных прививок, и ежегодно в период подготовки к сезону эпидемий специалисты настойчиво рекомендуют вакцинировать всех членов семьи, а в особенности – детей, а родители сомневаются в пользе прививки. Нужны ли вакцины от гриппа, делать ли ребенку в детском саду прививку от гриппа по мнению Комаровского? Надо ли делать прививки: аргументы в пользу профилактики гриппа и против.

Что нужно знать про вирус гриппа

Прежде, чем решать вопрос о необходимости вакцинации, стоит поближе «познакомиться» с вирусом гриппа, точнее – с несколькими штаммами, видами вирусов. Разные вирусные штаммы вызывают различную картину болезни: от легких симптомов внезапной простуды до тяжелейших заболеваний с осложнениями и высокой вероятностью летальных исходов.
Мутации среди штаммов происходят постоянно, однако действительно новые разновидности возникают достаточно редко, как правило, при обмене генетического материала типов вируса, поражающих человека и животных.

Три основных штамма, А, В и С, циркулируют среди человеческой популяции постоянно, тип С может инфицировать организмы круглогодично, А и В более склонны к сезонной активности. Превышение эпидемического порога также зависит от штамма: так как заражение типом С происходит условно равномерно в течение года и не особенно зависит от температуры внешней среды, то эпидемии, а тем более пандемии данный штамп не вызывает.

Вирус гриппа А – наиболее частая причина эпидемий: высокая контагиозность и быстрое распространение штамма в закрытых помещениях с большим количеством людей в осенне-зимний сезон приводит к эпидемиям каждые 2-3 года. Штамм В более чувствителен к условиям внешней среды, эпидемии, провоцируемые данным типом вируса гриппа, возникают каждые 4-7 лет.

Состав вакцины от гриппа изменяется каждый год на основе прогнозов специалистов: анализируя имеющуюся информацию, они предполагают, какой штамм или штаммы будут наиболее активны и опасны в ближайшем сезоне, и включают в вакцину компоненты против наиболее вероятных типов вируса.

И ребенок, и взрослый, переболевший гриппом, приобретает к нему иммунитет примерно на 1 год. Однако это не означает, что в течение следующего года грипп будет обходить переболевшего стороной: только типов вируса три, а штаммов внутри типов, мутировавших подтипов, намного больше. Следующий грипп может начаться даже спустя несколько дней из-за поражения организма новым штаммом, иммунитет к которому отсутствует.

Чем опасен грипп?

Все штаммы изначальное вторгаются в организм через слизистые поверхности верхних дыхательных путей. В слизистой они размножаются, разрушая клетки, что приводит к отторжению их организмом при кашле, чихании. Погибшие клетки вместе с вирусом гриппа разносятся в окружающей среде, приводя к инфицированию других людей.
Название болезни – грипп – произошло от французского глагола «хватать», «схватывать», что описывает не только высокую контагиозн

Надо ли делать прививки детям?

В первые же дни после рождения ребенка перед молодой мамой встает необходимость принятия решения о  вакцинации. Еще в роддоме малышу предстоит получить свои первые прививки. И мнение мамы о том, надо ли делать прививки детям, может сильно отличаться от врачебного. На данный момент не существует однозначной точки зрения на эту проблему. Родителям предстоит принять на себя тяжелый груз решения о важности или недопустимости данной процедуры.


Вакцинация детей до года

Малышу в первый год жизни предстоит много узнать и многому научиться. Его иммунная система активно знакомится с окружающим миром. Согласно национальному календарю прививок, утвержденному Министерством здравоохранения РФ, детям до года предстоит получить иммунитет от таких серьезных заболеваний как:

  • гепатит,
  • туберкулез,
  • коклюш,
  • столбняк,
  • дифтерия,
  • свинка,
  • хиб-инфекции,
  • краснуха,
  • полиомиелит,
  • корь.

Несмотря на то что прививки входят в национальный календарь, их введение не является обязательным.

Существует мнение, что ребенку до исполнения одного года не стоит вводить никаких инородных тел, так как его иммунитет находится в стадии развития, и вакцинация может нарушить естественное формирование защитных сил организма. К тому же сторонники этой теории убеждают, что все необходимые антитела ребенок получает вместе с молоком матери. Но, если верить результатам статистики, именно такие малыши наиболее подвержены инфекционным заболеваниям.

Существуют случаи, когда вакцинация или полностью запрещается (абсолютные противопоказания) или откладывается (относительные). Данное решение принимает врач, рассматривая каждого ребенка в индивидуальном порядке.

К абсолютным противопоказаниям относят:

  1. Нестандартная реакция на предыдущую вакцинацию (возможно были осложнения).
  2. Масса тела рожденного ребенка не достигла 2 кг.
  3. При некоторых заболеваниях нервной системы или судорогах противопоказана прививка от коклюша.
  4. Аллергическая реакция на дрожжи является противопоказанием для введения вакцины против гепатита В.

Временные противопоказания:

  1. Болезнь ребенка в острой стадии.
  2. Обострение хронических заболеваний.

В данном случае врач дает освобождение на определенный период, после которого снова принимается решение о возможности вакцинации ребенка.

Прививки от менингита, гриппа и гепатита

Наиболее серьезные споры вызывает вакцинация от менингита, гепатита и гриппа. Еще в роддоме малышу предлагают поставить прививку от гепатита В, который является сильнейшим инфекционным заболеванием. Заражение может произойти от даже микроскопической капельки крови, попавшей на слизистые. Вакцина вводится малышу в бедро перед самой выпиской из роддома. Освобождаются от нее только малыши, зараженные гепатитом от матери и недоношенные младенцы. Важно помнить, что долговременную защиту на срок до 15 лет даст только полностью проведенный курс.

Существует мнение, что данная схема неэффективна, так как ребенок в таком возрасте не способен сформировать иммунитет, и курс прививок следует начинать с трехмесячного возраста.

Вирус гриппа каждый год уносит жизни достаточного количества людей, в том числе и детей. И это повод задуматься о необходимости вакцинации. Тяжелые осложнения развиваются стремительно, и организм ребенка не всегда способен бороться с ними. Министерство здравоохранения РФ подсказывает, что надо делать прививку от гриппа часто болеющим детям с ослабленным иммунитетом, чтобы поддержать их организм в борьбе с вирусом, а также малышам, страдающим какими-либо хроническими заболеваниями. Согласно национальному календарю, прививку можно ставить с 6 месяцев.

Чтобы решить, надо ли делать ребенку прививку от менингита, стоит ознакомиться с самим заболеванием. При этой болезни происходит воспаление оболочек головного мозга. Серьезные осложнения после менингита могут привести к летальному исходу. Национальный календарь прививок допускает проведение вакцинации начиная с 2,5 месяцев ребенка.

Родители сами принимают решение надо ли делать прививки от гриппа, менингита и гепатита. Однако они должны быть полностью осведомлены как о возможных осложнениях вакцинации, так и о возможных рисках при развитии этих заболеваний.

Страх перед вакцинацией у родителей вполне объясним. Каждая вакцина имеет широкий спектр противопоказаний и осложнений, опасность которых усугубляется, если ребенка неправильно подготовить к прививке и не учесть возможные противопоказания. В любом случае каждая семья самостоятельно решает делать детям прививки или надеяться, что природный иммунитет способен защитить ребенка самостоятельно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

надо ли делать 10 тыс. шагов в день :: Жизнь :: РБК.Стиль

#пронауку: надо ли делать 10 тыс. шагов в день

© Ryoji Iwata/Unsplash

Автор Ульяна Смирнова

16 августа 2019

Стереотип о необходимых десяти тысячах шагов в день родился благодаря рекламе первого в мире шагомера. Мы изучили результаты научных исследований и выяснили, почему не нужно гнаться за большими цифрами.

Согласно популярной теории, каждому человеку нужно проходить не меньше 10 тыс. шагов в день. Это около 5-8 км в зависимости от длины шага. Считается, что такая нагрузка требуется для поддержания мышечного тонуса и нормальной работы сердечно-сосудистой системы. Чтобы достичь заветной цифры, кто-то отправляется на прогулку в парк, а кто-то проходит необходимое расстояние на беговой дорожке. Не сбиться со счета помогают умные часы, фитнес-браслеты с шагомером и специальные приложения для смартфонов. Но на самом деле этот подход не имеет четких научных обоснований, поэтому специалисты советуют сконцентрироваться не на количестве шагов, а на их качестве.

 

История вопроса

© Javier Garcia/Unsplash

Десять тысяч — произвольная цифра, которая возникла благодаря рекламной кампании середины 60-х годов. В преддверии Олимпийских игр в Токио в 1964 году фирма Yamasa Toki разработала первый в мире шагомер «Манпо-кей». Название этого компактного механического устройства переводится как «измеритель 10 тыс. шагов». Считается, что создатели устройства дали ему такое название потому, что иероглиф, который обозначает число 10 000, похож на шагающего человечка. Они обратились к исследованию доктора Йосиро Хатано из университета Кюсю, который одним из первых проанализировал потенциальные выгоды от выполнения суточной нормы в 10 тыс. шагов. Таким образом доктор Хатано хотел привить соотечественникам любовь к спорту. Ученый беспокоился, что вместе с увлечением бейсболом японцы перенимают от американцев малоподвижный образ жизни. По его данным, жители Японии в среднем проходили 3,5-5 тыс. шагов за день и переедали 300-400 ккал. Хатано пришел к выводу, что, увеличив длину пройденного пути до 10 тыс. шагов, люди смогут дополнительно сжигать около 3 тыс. ккал. Кроме того, это снизит риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Постепенно показатель стали использовать в качестве нормы сотрудники Министерства здравоохранения Японии, Американского кардиологического фонда и Национального форума по проблемам избыточного веса в Великобритании. Хотя исследование Йосиро Хатано устарело, выведенную им цифру люди продолжают считать нормой.

 

Риски

Выполнение установки делать 10 тыс. шагов в день может навредить здоровью. В 2017 году профессор Грег Хагер из Университета Джона Хопкинса в штате Мэриленд подготовил доклад о возможных неприятных последствиях этой теории. Он утверждает, что ежедневные прогулки по 10 тыс. шагов нельзя считать универсальной нормой. По словам Хагера, любые тренировки следует подбирать индивидуально с учетом возраста и самочувствия. Не каждый человек способен выдержать такую нагрузку, поэтому фитнес-трекеры могут принести больше вреда, чем пользы. Грег Хагер также напомнил коллегам, что стереотип о 10 тыс. шагах основан на единственном исследовании, которое было проведено более полувека назад.

Его утверждения подтверждает работа профессора медицины Ай-Мин Ли из Гарвардского университета. Ли измеряла количество шагов, пройденных в течение недели. В исследовании, начатом четыре года назад и законченном в этом году, участвовало более 16 тыс. женщин в возрасте от 70 лет и старше. Подводя итоги, Ли оценила уровень смертности в разных контрольных группах. Выяснилось, что для снижения риска преждевременной смерти достаточно делать 4,5–7,5 тыс. шагов в день. Превышение этой отметки никак не повлияло на результат: занятия ходьбой важны для здоровья и долголетия, но, чтобы получить пользу, проходить по 10 тыс. шагов совсем не обязательно. «Если вы ведете сидячий образ жизни, даже очень скромное увеличение нагрузки улучшит самочувствие», — говорит Ай-Мин Ли.

 

Продолжительность и интенсивность ходьбы

Медицинский журналист Майкл Мосли и профессор Роб Коупленд из британского Университета Шеффилда Халлама провели эксперимент. Они разделили добровольцев на две группы. Одни должны были ежедневно совершать по 10 тыс. шагов, другие — трижды в день выходить на энергичные 10-минутные прогулки. Несмотря на то что участники из второй контрольной группы проходили в среднем всего по 3 тыс. шагов, общий объем нагрузки у них оказался больше на 30%. Мосли и Коупленд пришли к выводу, что непродолжительная физическая активность средней интенсивности оказывает более благоприятное влияние на организм, чем 10 тыс. шагов. Сами участники признались, что выделять время на десятиминутные прогулки намного проще.

Чтобы определить рекомендуемую суточную норму шагов, Агентство общественного здравоохранения Канады провело обзор научной литературы. Библиотекари нашли 837 англоязычных материалов, опубликованных с 2000 года и выяснили, что в день нужно проходить 7-8 тыс. шагов. По мнению профессора Катрин Тюдор-Локк из Массачусетского университета в Амхерсте, недостаток концепции 10 тыс. шагов еще и в том, что она не учитывает интенсивность нагрузки. Согласно ее статье, чтобы добиться положительного эффекта, взрослому человеку нужно делать не менее 100 шагов в минуту. «Благодаря этому сердце начинает биться чаще, через тело проходит больше крови, а вещества быстрее проникают через стенки клеток», — уверена Тюдор-Локк.

 

Как поступить

По информации Всемирной организации здравоохранения, проходить 10 тыс. шагов в день — лишь один из способов достичь необходимого уровня физической активности. Если вы хотите начать больше двигаться, не стоит гнаться за большими цифрами на шагомере. Например, малоподвижным людям достаточно делать дополнительные 2-3 тыс. шагов в день. Их можно «добрать» с помощью 30-минутной прогулки. При этом чем быстрее вы делаете шаги, тем эффективнее будет нагрузка. Для ходьбы выбирайте дышащую обувь на плоской гибкой подошве, которая не стесняет движений и не натирает ноги. Изношенная или неправильно подобранная обувь — одна из наиболее частых причин травм. Перед началом регулярных занятий проконсультируйтесь со специалистом. 

Делать ли уроки с ребенком: 5 правил для родителей

Я учусь в школе третий раз, впереди маячит ещё один забег на эту дистанцию. Но его я максимально пытаюсь оттянуть. Такова участь всех родителей – мы учимся в школе не только в детстве, но и ещё ровно столько раз, сколько у нас детей. И вопрос делать ли уроки с ребенком, всенепременно задает себе каждая мама, и чуть реже папа.

делать ли родителям уроки с ребенком

делать ли родителям уроки с ребенком

Пройдя опыт тотального контроля над каждой написанной буквой и посчитанной цифрой со старшим сыном, с младшими я предпочитаю расслабиться. И, если уж быть до конца честной, то расслабилась я ещё со старшим. Примерно к тому моменту, когда он пошел в 5 или 6 класс, я поняла, что мои нервные клетки и голосовые связки были созданы явно не для того, чтобы тратиться на прохождение школьной программы моего отпрыска. Поэтому я сделала глубокий вдох, потом еще более глубокий выдох и спросила себя: а делать ли мне уроки с ребенком? Зачем я трачу свое время и нервы, мучаю ребенка. Ради чего? И вот вопрос ради чего стал ключевым.

Почему родители делают уроки с детьми

Одна из причин – нам кажется, что мы сэкономим время. Ведь, если ребенок сначала сделает на черновик, потом нам придется его проверить, а потом еще раз проверить чистовик, то пройдут годы. А когда мы стоим рядом, то всё в порядке. Процесс движется быстро, ошибки устраняются на излете.

А на самом деле? Что происходит, когда мы стоим за спиной, буравим взглядом затылок бедного ребенка и ждем, когда же уже вот это вот всё закончится и можно будет пойти отдохнуть? Во-первых, мы убиваем самостоятельность на корню и взращиваем инфантилов, которые всю жизнь будут жить с оглядкой. Во-вторых,  мы мешаем ребенку делать уроки. Да, именно мешаем. Он не может сосредоточиться. Особенно, если в ваших совместных «посиделках» за уроками есть отрицательный опыт с криками, угрозами и швыряниями тетрадей. И вместо того, чтобы решать пример, он сидит и ждет одобрения после каждой написанной закорючки и сжимается от ужаса, что сейчас что-то пойдет не так.

надо ли делать уроки с ребенком

надо ли делать уроки с ребенком
Вторая причина, почему мы пытаемся делать уроки с детьми

Мы хотим, чтобы в тетрадях и дневнике наших детей всё было красиво и правильно.  А потом обязательно учеба в самом престижном ВУЗе, куда ж без этого. Отчасти потому что наши родители требовали этого же, отчасти потому что живем с оглядкой, а что же скажут люди и отчасти для удовлетворения своих амбиций и несбывшихся желаний. Никто не хочет быть родителем двоечника, все мечтают о вундеркиндах, построивших феноменальную карьеру.

Что это даст? Вот представьте, что вы добились ровных букв и правильных ответов в задачах. Методом кнута и пряника, криками, уговорами, сидением за уроками до ночи. Всё! Ваш ребенок учится отлично. А что у него внутри? Ему нужна физика, которую вы пытались ему вдолбить? Он полюбил математику? А сколько книжек он прочитал? Не тех, что задают в школе, а тех, которые нравятся ему. Сколько часов он провел на улице, играя со сверстниками? И самое главное, стал ли он счастливее и здоровее, увеличив свой средний балл?

Помните, хороший школьный аттестат не является залогом успешной карьеры и счастливого будущего. Жизнь состоит не только из школьной программы, в ней есть еще миллион вариантов и возможностей научиться быть успешным.

Родительский страх: третья причина

А ещё мы боимся. Боимся, что если сейчас не выучим свое дитятко, то кем же он станет, когда вырастет. Это самый страшный страх родителей. И поверьте, он абсолютно не оправдан. Да, ребенок, с которым не делают уроки, может совсем перестать их делать. Но это его выбор и его жизнь. Когда-нибудь всё равно наступит переломный момент, и он поймет, что ему нужно выучить и в каком объеме, чтобы добиться своих целей. Ключевое слово – своих. Не ваших, не бабушкиных, не навязанных извне, а своих. Школа, не только и не сколько для знаний, школа учит самостоятельности и умению принимать решения. И делать уроки – это зона ответственности ребенка, а не родителей.

Реальные истории детей, которые делали уроки сами

Чтобы не быть голословной, рассказывая про то, что каждый может стать успешным, несмотря на проблемы с учебой в школе, приведу примеры.

История первая

Мой старший сын учился из рук вон плохо, начиная с самого первого класса. По разным причинам: и потому что пошел в 1 класс слишком рано, и потому что от природы ленив, и потому что переживал развод родителей. Но речь сейчас не об этом. Он мог учиться, и он получал десятки и девятки. Но происходило это исключительно после того, как мое горло срывалось в хлам. Так себе мотивация. Как только я переставала лезть ы учебный процесс, парень скатывался до троек. В один прекрасный момент мне это надоело, и я отпустила ситуацию. Поняв, что причина плохих оценок не в умственной отсталости моего ребенка, я решила, что это его выбор. Проговорила все последствия такой учебы, очертила перспективы и позволила ему самому сделать выбор. Он сделал выбор не напрягаться и плыть по течению, плавно перекатываясь по волнам от двоек до десяток.

Когда пришел момент выбора профессии, оказалось что профильный предмет для поступления в колледж – химия. А у нас по ней три. По десяти бальной системе. Чуть лучше с русским языком и так же с белорусским. Это провал, подумали сейчас вы. Так же думала и учительница химии. И как же она была удивлена, увидев студенческий билет первокурсника, который сдал экзамен по химии.

Как такое возможно? Легко! Когда ты знаешь, что тебе это нужно, ты бросаешь все силы и учишь всё быстро. Первый репетитор отказалась от нас через неделю, вынеся вердикт: «Вашего сына научить химии нереально!». Можно было опустить руки, а можно было продолжать пробовать. Мы выбрали второй вариант. И молодая девушка – репетитор за неделю сделала невероятное. Она так объяснило сложное, что вся химия ровно разложилась по полочкам. И получилось то, что получилось. Семь баллов на экзамене при тройке в аттестате.

С русским языком всё было проще. Каждый вечер по одному диктанту,  и мы подтянули шестерку из аттестата до девятки на экзамене. А могло быть и десять, если бы не досадная помарка. Сын поступил, отучился в колледже (примерно так же, как и в школе), приобрел профессию. А сейчас, в свои неполные 23 года, у него за плечами есть уже опыт работы шеф-поваром ресторана. И это только начало.

школа не главное

школа не главное
История вторая

История моей подруги. Давайте назовем её Катей. Катя росла девочкой, которой нужно было родиться мальчиком. Шишки, синяки, прыжки с балкона, бег по крышам, ушибы и переломы – это всё она, Катенька. Мама учительница, папа военный, тихая спокойная младшая сестренка. И в этой прекрасной семье вот такая чудо –девочка. И, конечно же, с учебой у нее тоже не заладилось. Двойки, тройки, поведение хуже некуда. Так продолжалось достаточно долго, точно не вспомню, но примерно до класса седьмого или восьмого.

А потом в один прекрасный момент, ей стало за себя обидно. Почему все могут хорошо учиться, а я нет. Случился переломный момент, она взялась за учебу, подтянула все хвосты и получила свою заслуженную медаль по окончанию десятого класса.

Одна, в семнадцать лет, уехала в чужую страну на учебу в колледж, жила в общежитиях, съемных квартирах, подрабатывала и пыталась карабкаться вверх. Совершенно самостоятельно, без поддержки, вдалеке от родных.

И у нее получилось. Она всего добилась. И, кроме того, что она прекрасная мама и жена, она ещё и успешная бизнес-леди. В тридцать с небольшим она решила окончить институт, чтобы получить высшее образование. Окончила и теперь у неё есть всё тоже, что и было плюс маленький диплом ВУЗа. Она и сама не знает, зачем он ей нужен.

История третья

Третья история – история молодого человека, с которым я одно время работала вместе. К концу девятого класса он настолько надоел учителям своими двойками, что они молились всем педагогическим составом, чтобы он покинул стены их школы. И как можно скорее, и желательно навсегда.

Что же делает Дмитрий (назовем его так)? На летних каникулах начинает изучение английского языка, подтягивает хвосты по всем предметам. Возвращается в школу, в 10 класс. И… становится одним из лучших учеников. В аттестате 4 и 5. И это ещё не все достижения Дмитрия. За оставшиеся два года обучения в школе, он осваивает дополнительно к английскому ещё и французский. Поступает в иняз и с успехом его оканчивает.

На этом развитие и обучение Дмитрия не закончилось. Впоследствии он стал высокооплачиваемым и востребованным программистом.

История четвертая

Моя личная история. Никогда и никто за все десять лет обучения в школе не делал со мной уроки, контролировали меня только в плане оценок в дневнике, и то только потому, что нужно было поставить каждую неделю там подпись. Через десять лет я окончила школу и получила серебряную медаль. Почему не золотую? А потому что категорически отказалась сдавать экзамен по ненавистной мне биологии, чтобы исправить единственную четверку.  Точно так же не стремилась получить красный диплом в колледже, так как льготное поступление в институт меня совсем не интересовало. Как, впрочем, и не льготное. И, несмотря на всего лишь среднее специальное образование, в 24 года я стала главным бухгалтером, коим и продолжаю быть уже более 25 лет.

Что общего у этих четырех историй? Мне кажется, что самый главный фактор, который повлиял на всех четверых — отсутствие давления со стороны родителей. Каждый сам выбрал свой путь. И получил возможность жить свою жизнь.

Иногда нужно просто поверить в своего ребенка и позволить ему быть счастливым. Вы всё ещё не смогли определиться, надо ли делать уроки с детьми? Продолжаем разбираться.

Уроки с ребенком делать не надо

Я на 1000% согласна с уважаемым Михаилом Лабковским, который говорит, что тема школы должна быть под запретом дома. К слову, этот известный успешный психолог в школе был жутким троечником.

С детьми надо общаться на другие темы, развивать их кругозор, обсуждать вместе прочитанные книги и просмотренные фильмы, гулять, путешествовать, играть в игры, в конце концов.

уроки с детьми делать не надо

уроки с детьми делать не надо

Но учителя требуют, что родители делали уроки с детьми. И считают, что, если этого не происходит, то вовлеченность родителей в учебный процесс очень низкая. Что делать? Соглашайтесь! Обещайте отдать все силы и нервы на то, чтобы делать уроки с ребенком. Каждый день и по три раза. И забывайте эти обещания, переступив порог дома.

Ни в коем случае не конфликтуйте с учителями. Вы уйдете, а ребенок останется.

Да простят меня учителя, но каждый должен работать на своей работе. И, если я не приношу учителю свои бухгалтерские отчеты, то и мне попрошу не подкидывать их работы. Труд учителя бесценен. Им трудно, классы переполнены, дети сложные и на всех не хватит. Но это не повод перекладывать процесс обучения на родителей. Поэтому лично для меня ответ на вопрос, а делать ли уроки с ребенком, очевиден.

Нужно ли помогать детям делать уроки        

Конечно да, если ребенок просит вас ему помочь.

Да, если он не совсем разобрался с темой.

Да, если нужно помочь найти дополнительную информацию, которой нет в учебнике.

Для тех родителей, которые ещё до конца не разобрались с вопросом, нужно ли делать уроки с ребенком, несколько простых советов.

Совет 1

Любите детей не за оценки. Пусть они слышат по вечерам не ваши «покажи дневник», «делай уроки» и «почему опять два», а слова вашей любви. Расскажите, как вы скучали и как рады снова оказаться все вместе. Не снижайте его самооценку, сравнивая с кем-то, кто лучше учится.

Совет 2

Отдавайте ребенка в первый класс не в престижную гимназию, а к учителю от Бога. Даже, если при этом она работает в самой обычной среднестатистической школе. Помните, что в самых великолепных и статусных учреждениях образования могут работать учителя «не дай Бог». Оставьте мысли о высшем образовании до средней школы. Пусть учеба начнется у ребенка с радостью, в обществе милой доброй первой учительницы.

Совет 3

Дайте ребёнку стать самостоятельным. Оградите его от гиперопеки. Позвольте ему пробовать, ошибаться и исправлять свои ошибки самому. Вы же не хотите до пенсии контролировать все его жизненные процессы?

Совет 4

Если вы хотите, чтобы ребенок делал уроки, интересовался жизнью и хотел учиться, станьте примером. Читайте сами, развивайтесь, обучайтесь и разговаривайте с детьми, делитесь знаниями и мудростью. Мотивируйте их к познанию.

Совет 5

Уберите школу из своей жизни. Это всего лишь небольшой этап жизни. Не придавайте ему слишком большого значения. Отпустите вожжи.

школа и урокишкола и уроки

Гораздо важнее стать для ребенка просто другом, чем превратится в надзирателя и испортить отношения. Мои слова не претендуют на истину, они лишь отражают моё мнение и основываются на опыте прохождения школьных лет с детьми. Не агитирую и не настаиваю на своей точке зрения. Я просто хочу, чтобы вы помнили, что в любой ситуации с уроками, учителями, отношениями с одноклассниками, вы должны быть на стороне своего ребенка. Вы его адвокат и поддержка.

В конце хочу разместить хорошо известную историю. Если вдруг какой-нибудь учитель заставит вас усомниться в способностях вашего ребенка, просто перечитайте её.

уроки и мудрая мама

уроки и мудрая мама

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своим опытом. Как вы считаете, должны ли родители делать уроки с детьми? Вы за самостоятельность или контроль? Желаю вам и вашим детям счастливых и спокойных школьных лет.

Надо ли делать

Обязательно ли надо делать прививки котятам

Маленький котенок после перехода от материнского молока на обычный корм нуждается в защите от коварных и опасных болезней. Его иммунитет в это время снижается. У хозяев часто возникают сомнения, а нужно ли делать прививки котятам. Ведь они такие маленькие и слабые. Может, пусть подрастут, окрепнут?

Надо ли делать операцию

Этот вопрос задают в заочных консультациях невероятно часто. Вместе с вопросом мне присылают заключение или даже снимки МРТ. Как правило, пациент уверен, что заключение МРТ содержит некие тайные коды, по которым можно безошибочно судить о том, нужна операция или нет. Стало быть, врач, который смотрел Вас очно, по неведомой причине эту информацию скрыл, и отказывает в совершенно необходимой операции. Или же, из корыстных или иных побуждений, хочет во что бы то ни стало Вас прооперировать. Возникает беспокойство, которые реализуются в письмах о помощи: «Доктор, скажите, надо ли мне делать операцию на спину?» Отмечу, что операций «на спину» не бывает. Бывают операции на позвоночнике, их неимоверное количество.

Прививка на манту детям: надо ли делать, зачем, какие последствия

Родители часто задают своему педиатру вопрос – насколько серьезна необходимость проведения пробы Манту детям? Немного истории, чтобы понять суть процедуры. В 1890 году первооткрыватель возбудителя туберкулеза Роберт Кох разработал препарат, называемый туберкулин. Кох планировал посредством туберкулина лечить туберкулез.

Надо ли делать прививки от гриппа? Мнение известного врача Евгения Комаровского

В зависимости от штамма инкубационный период вирусов длится от 6 ч. до 2-х суток, при этом выделять вирус инфицированный человек начинает с первого дня заражения вне зависимости от наличия симптомов. Контагиозный период длится до 7-9 дней, даже по окончании заболевания переболевший человек может представлять опасность для окружающих.

Безопасно ли ставить Манту ребенку каждый год и нужно ли делать ее вообще

Принцип расшифровки реакции Манту у детей иной. После вакцинации БЦЖ в организме ребенка начинается серьезная работа по созданию иммунитета. К исходу первого года жизни рубец после прививки формируется окончательно. Его размер – важный показатель при проверке Манту. Мнение, что о хорошем иммунитете говорит маленький рубец, ошибочно.

Надо ли делать ремонт перед продажей квартиры

Проверить все приборы водоснабжения (трубы, краны, радиаторы). Если есть протечки – надо устранить их, а также их последствия. Очистите пятна ржавчины, темные пятна грибка и плесени обработайте антисептическими растворами, просушите и покрасьте. Видимые проблемы с трубами – очень серьезный «отпугивающий» фактор. Если вас когда-либо заливали соседи сверху – пятна на потолке также необходимо ликвидировать.

НАДО ЛИ ДЕЛАТЬ ПРИВИВКИ? ПОДУМАЙТЕ

Эта бактерия вызывает простудные заболевания и может заражать до 40% детей в организованных группах, например в детских садах. Единственный способ уберечься от заболевания — прививка.Исследователи в случайном порядке разделили на две группы 459 здоровых детей. Все они получали одинаковые прививки против пневмококковой инфекции, нетипируемой гемофильной палочки, дифтерии, столбняка и коклюша. Разница между группами заключалась в том, что одним давали профилактическую дозу парацетамола, а другим — нет.

Надо ли делать пластическую операцию

В действительности же, операция, пластическая она там или нет, – это операция. Пребывание в больнице, боль, период восстановления организма… И, кроме того, вероятность неудачного исхода никто не отменял. Такие операции могут быть легкими, могут быть сложными и продолжаться по 6 (а то и более) часов. Единственное отличие – пластическая операция выполняется абсолютно добровольно, поскольку не является жизненно важной.

Тюнинг век

– Это нонсенс. Но бывают случаи, когда пациенты на консультации с удивлением узнают о том, что у них есть асимметрия. Я стараюсь обсудить этот вопрос заранее. Выбор методики и техника проведения операции в таких случаях направлены на то, чтобы не подчеркнуть имеющуюся асимметрию, а по возможности ее уменьшить.

Когда делают прививку от столбняка? Надо ли делать прививку от столбняка

Вакцину можно ввести в поликлинике по месту жительства или работы, в фельдшерско-акушерских пунктах или медицинских центрах, специализирующихся на вакцинации населения. В каждом из них разрешено использование только качественных препаратов, официально зарегистрированных и разрешенных для введения населению Российской Федерации. Обращаясь в любое из этих учреждений, пациент, когда делают прививку от столбняка, может быть уверен в том, что ему вводится вакцина, разработанная в соответствии со всеми санитарными нормами РФ.

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя

В книгах и в интернете можно найти много противоречивых околопсихологических статей, в которых обсуждается, нужно ли делать с ребёнком уроки или же нет, и если нужно, то до какого возраста, а если не нужно, то как бороться с двойками, которые, с точки зрения родителей, неминуемо появятся. «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. В сегодняшнем материале наш эксперт — педагог, а колонку психолога ищите на «О!» уже завтра.

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

У меня есть знакомая учительница, которая на родительском собрании откровенно говорит: «Меня раздражает неправильно выполненная домашняя работа. Уважаемые родители, домашнее задание не только для детей, но и для вас!» То есть она считает, что родители обязаны помогать детям в выполнении домашнего задания. Вот такая позиция учителя и приводит к тому, что родители делают поделки и презентации, пишут стихи и сочиняют рассказы. Творчество — это замечательно. Но не тогда, когда вы делаете это вместо ребёнка.

На мой взгляд, родители делают задание за ребёнка по 3 причинам:

  1. Родители — перфекционисты, «отличники в душе». Такие мамы и папы не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось: «Дай покажу, как надо!»

  2. У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся сериал или футбол, а тут сын с уроками: «Давай я быстрее сделаю, а ты перепишешь».

  3. Родители боятся учителя. Да, такое бывает.

Учителя прекрасно видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. Мне об этом даже спрашивать не надо, я прекрасно знаю, на что способен каждый ученик. Но я работаю в маленькой частной школе, где количество ребят в классе позволяет на каждом уроке проконтролировать, усвоена ли тема. Самый главный принцип, которым должен руководствоваться учитель: задаём только то, чему научили. Потому что домашнее задание — это проверка, как ученик понял пройденный материал. Вот в этом самый главный смысл домашнего задания, а не в том, похвалит ли учитель, поставит «5» или «3». Выполнять «домашку» за ребёнка, значит вредить ему и мешать учителю.

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием?

Мой совет: терпение. Терпение и наблюдение. Если ребёнок справляется сам, не просит помощи, если учитель не выходит с вами на связь по поводу домашней работы, то и вопрос о помощи отпадает. Иногда достаточно проверить само наличие выполненных уроков. Учителя обычно комментируют работы учеников. Помните такие записи красной ручкой: «Нет работы над ошибками», «Где упр. 14?», «Пиши аккуратнее!» и так далее. Конечно, на это надо обращать внимание. Но опять — терпение. Понаблюдайте и просто подскажите ребёнку, если заметили, что он что-то забыл или неправильно оформил работу.

Оформление работы, как и аккуратность, очень важно. Хотим мы этого или нет, но у нас есть ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, выполнение которых требует предельной внимательности, поэтому не помешает приучать детей с первого класса к определённым формальностям. Вот как раз с этим и должны помочь родители: сколько клеточек пропустить, какие скобочки поставить. «Повторение — мать учения» и, конечно, ребёнок сам скоро всё запомнит.

Буду ли я снижать оценку, если работа выполнена правильно, но плохо оформлена и неаккуратно написана? Не буду, но замечание напишу, особенно, тому ребёнку, который может писать лучше, но не старается. Родителей не должны пугать записи учителя. Это не характеристика ученика и его родителей. Это работа, процесс обучения. Он не может получиться сразу.

Что делать, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание?

Эту ситуацию, конечно, не надо игнорировать. Если сами понимаете тему, объясните, но постарайтесь не показывать готового решения, а вопросами подведите к нему. Лучше даже найти другое аналогичное задание. Оно вполне может быть в этой же тетрадке в классной работе. Исключите все книжки и пособия с готовыми домашними заданиями. Открою вам секрет: там очень много ошибок. В формальном выполнении домашнего задания, особенно, в начальной школе, когда закладываются основы знаний, от них намного больше вреда, чем пользы. Если совсем ничего не получается, лучше честно сказать об этом учителю и попросить объяснить, как надо было выполнить это задание.
Чтобы смириться с неизбежностью выполнения домашнего задания, надо понять, что это важный этап в обучении. Это повторение и закрепление пройденного материала. И ещё. Есть дети, которые категорически отказываются от какой-либо помощи. И не навязывайтесь! Может, вам просто повезло!

Читайте также:

Родитель — учитель — ребёнок: как наладить взаимоотношения

Какой должна быть школа будущего

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей

Фото: Jack Frog, diignat/Shutterstock.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о