Особенности человеческого мозга – Сто лет назад кто-то сказал, что мы используем свой мозг на 10 процентов? 12 заблуждений про человеческий мозг | Наука. Грани реальности

Содержание

человеческий мозг. Развитие, способности, работа человеческого мозга :: SYL.ru

Самая большая загадка для ученых — не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура человеческий мозг

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

 грани возможного человеческий мозг

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

на сколько работает человеческий мозг

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности  способности человеческого мозга

Пластичность головного мозга — не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование — не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

человеческий мозг работает на процентов

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение работа человеческого мозга

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

 человеческий головной мозг

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале — не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Лекции о мозге, часть 1. Эволюция головного мозга человека. Функции мозга на каждом этапе его развития

Приветствие


Приветствую всё сообщество Хабра. Меня зовут Александр Морозов. Я практикующий врач, работал терапевтом, в настоящее время специализируюсь в лучевой диагностике (работая в на КТ и МРТ), подрабатываю в ультразвуковой диагностике.

Я веду блог Коллекционер Будущего, в рамках которого через разные активности рассказываю о различных прогрессивных биоинженерных, медицинских и других прорывных технологиях. Постепенно буду вас знакомить со своими проектами.

В цикле видео лекций я расскажу о головном мозге человека от его эволюционного развития до возможностей, которые нам обещают подарить нейрокомпьютерные интерфейсы в ближайшее десятилетие, от макростроения частей коры, до микростроения нейронов и передающих сигналы нейротрансмиттеров.

Не зная истории эволюционного развития мозга, сложно будет понять замыслы исследователей, которые будут улучшать работу главного органа нашей нервной системы. Потому встречайте первую лекцию: «Эволюция головного мозга»!


Расшифровка


Приветствую всех. Я Александр и я объясняю сложные, но интересные вещи простыми словами.

А сейчас мы как раз-таки будем обсуждать самый необычный и сложный объект, который знает человечество. Поговорим о головном мозге. Что это такое, как оно работает, как его уже удаётся усовершенствовать и «чинить». И, самое интересное, какие методы улучшения нашего мозга предлагают известные компании, исследователи, гении, миллиардеры, плейбои, филантропы.

Чтобы разобраться с тем, как наш мозг работает сейчас, надо немного заглянуть назад. Лет этак на 600 миллионов.

Самое крутое, что тогда можно было увидеть, это губки. Водные многоклеточные животные. Без нервов. Без нервов нельзя двигаться или думать, обрабатывать всевозможную информацию. Они просто существовали и ждали смерти.

Но затем прошло каких-то 20 миллионов лет и появились они… медузы! Появилась первая нервная система – просто сеть нервов. Теперь, когда медуза ударится о камень, об этом будет знать всё тело. Нервная сеть медуз позволила им собирать важную информацию об окружающем мире – где объекты, где хищники, где пища – и словно через большую социальную сеть информация поступала во все части тела. Уже есть качественная жизнь, а не бесцельное бултыхание.

Ещё через 30 миллионов лет появились более крутые существа. Плоские черви. Плоский червь выяснил, что можно было бы сделать намного больше, если бы кто-то в нервной системе отвечал за всё. Появился этакий крестный отец нервной системы. Он расположен в голове плоского червя и заправляет всей нервной системой тела, чтобы она передавала новую информацию напрямую ему. Поэтому вместо того, чтобы организовать себя в форму сети, нервная система плоского червя сгрудилась в виде центрального канала нервов, которые посылали информацию туда и обратно между боссом и всем остальным. Головные нервные узлы плоского червя и заправляют всем остальным.

Идею босса в нервной системе быстро подхватили прочие организмы, и вскоре на Земле появились тысячи видов с мозгами.

Шло время, и животные получали сложные и новые тела, поэтому мозги становились всё более занятными. И 265 миллионов лет назад уже появились существа, на нервной системе которых базируется наш головной мозг. Более того их нервная система нередко управляет нашими действиями (но об этом позже). Лягушки. А точнее земноводные. Их мозг уже был способен к этакому автоматическому анализу действий.

Мозг прекрасно согласовывал импульсы, поступающие с органов чувств с действиями, которые необходимо предпринять. Он полностью отвечал за необходимые живому организму непростые функции – дыхание, сердцебиение, пищеварение, выделение и прочее.

Немногим позже прибыли млекопитающие. Для царства животных жизнь уже была сложной. Да, их сердца должны были биться, а лёгкие дышать, но млекопитающие хотели большего, чем просто выживать – они обзавелись сложными чувствами, такими как любовь, гнев и страх.

Поэтому у млекопитающих появилось второй босс, который начал работать в паре с мозгом рептилий и позаботился обо всех этих новых потребностях. Так 225 миллионов лет назад появилась первая в мире лимбическая система, ответственная за чувства.

На протяжении следующих 100 миллионов лет жизнь млекопитающих становилась всё более сложной и насыщенной, и в один прекрасный день, 80 млн лет назад, появилась ранняя версия неокортекса (нового отдела мозга, который мы знаем, как кора). Вместе с появлением приматов, а затем больших обезьян и первых гоминид начинает появляться стратегическое мышление.

Идеи нового отдела оказались очень полезными, появились орудия труда, стратегии охоты и кооперации с другими гоминидами.

В течение следующих нескольких миллионов лет неокортекс становился старше и мудрее, и его идеи постоянно улучшались. Он понял, как избавиться от наготы. Он понял, как управлять огнём. Он научился делать копья.

Но самым крутым его трюком было мышление. Он превратил голову каждого человека в маленький мир-в-себе, сделав людей первыми животными, которые могут осмысливать сложные мысли, рассуждать и приходить к решениям, строить долгосрочные планы.

И тогда, где-то 100 000 лет назад, случился прорыв. Люди начали говорить. Человеческий мозг развился до точки, когда начал понимать, что набор звуков, например «палка», не был палкой

сам по себе, а его можно было использовать как символ палки – под этим звуком стала подразумеваться палка.

Очень скоро появились слова для всевозможных вещей, и к 50 000 году до нашей эры люди уже общались на полноценном, сложном языке.

Неокортекс превратил людей в магов. Мало того, что он сделал человеческую голову чудесным внутренним океаном комплексных мыслей, его последний прорыв нашёл способ воплощать эти мысли в звуки и посылать их вибрировать по воздуху в головы других людей, которые могли расшифровать эти звуки и впитать облечённые в них идеи в собственный океан мыслей. Неокортекс человека размышлял о вещах долгое время – и теперь, наконец, ему было с кем их обсудить.

Можно сказать, что собралась вечеринка неокортексов. Неокортексы начали делиться друг с другом всем, чем только можно: рассказами из прошлого, сформированными мнениями, планами на будущее.

Но самым полезным было делиться с соплеменниками всем, что сам узнал. Если один человек понял методом проб и ошибок, что ягоды определённого вида превращают жизнь на 48 часов в кошмар, он мог уже при помощи языка рассказать о своём трудном уроке жизни остальной части своего племени. Члены племени могут использовать язык, чтобы передать этот урок своим детям, а их дети – своим детям. Вместо того чтобы разные люди повторяли одну и ту же ошибку из раза в раз, один из них может сказать «не ешьте этих ягод», и с тех пор его мудрость будет пронзать пространство и время, защищая всех от неприятных моментов.

То же самое произойдёт, когда один человек придумает какой-нибудь новый хитрый трюк. Например, один необычайно умный охотник, любитель понаблюдать за ежегодными схемами миграции стад диких животных, может поделиться разработанной им системой, Распространение знаний сделает охотничий сезон более эффективным и даст членам племени больше времени для работы над своим оружием, что позволит одному гениальному охотнику через несколько поколений найти способ создания более лёгких и прочных копий, которые можно бросать более точно.

Язык позволяет лучшим прозрениям самых умных людей передаваться через поколения, накапливаясь в маленькое собрание знаний племени, состоящее из лучших идей их предков. Теперь каждое новое поколение получит эти знания в качестве отправной точки для жизни, и она приведёт их к ещё более крутым открытиям, основанным на знаниях предков. Мудрость племени будет расти и шириться.

Каждое поколение может узнать гораздо больше нового, когда все говорят друг с другом, сравнивают заметки и комбинируют свои индивидуальные знания. И каждое поколение может успешно передавать высокий процент своих знаний следующему поколению, поэтому знания лучше сохраняются со временем.

Разделённое знание становится похожим на великое, коллективное сотрудничество между поколениями. Благодаря языку инновация с копьём пройдёт через сотни изменений за десятки тысяч лет и станет луком и стрелой.

Язык даёт группе людей коллективный разум, намного превышающий индивидуальный человеческий интеллект и позволяет каждому человеку извлекать выгоду из коллективного разума, как если бы он сам всё это придумал.

Можно подумать, что мы отклонились от темы мозга, но эти аспекты формирования и функций языка нам понадобятся, чтобы понять замыслы исследователей, которые хотят прокачать наш мозг.

5-6 тысяч лет назад произошёл ещё один гигантский прорыв – письмо. И если язык позволяет людям посылать мысли из одного мозга в другой, письменность позволяет им помещать мысли на физические объекты. Далее печатный станок сделал знания более доступными. Не будем уже заострять внимание на том, что Гутенберг не изобретал такой станок, а просто слегка модифицировал изобретение китайцев, сделанное пару столетий до него.

Но всё равно, это был прорыв! Теперь уже не надо вручную переписывать книги! Хотя эта работа по преставлению металлических букв на плитке, намазыванию их чернилами и нажатию этой плиткой на лист бумаги, с выходной способностью 25 страниц в час сейчас кажется кхм… отстоем.

Ну да ладно. В течение следующих столетий технология печати быстро улучшалась, и число страниц, которые машина могла напечатать за час, к началу XIX века – уже 2400. Неплохо.

Впрочем, и это не сравнится с нашим временем. Хотя, по правде, бумага вообще выходит из моды. Дальше больше. Мысли одного человека могли уже достичь миллионов человек. Началась эпоха массовой коммуникации. И в XX-XXI веке научные открытия сыпятся, как из рога изобилия. Так вот. Всё это позволило появиться всем чудесам техники, которые мы знаем. В наше время люди изобретают вещи, которые показались бы абсурдной научной фантастикой людям позапрошлого поколения. Но хватит истории, пора перейти к чему-то по-настоящему интересному!

Далее нас ждут знания о строении и функционировании головного мозга, о методах его изучения, о существующих нейрокомпьютерных интерфейсах, и о будущих возможностях технического развития нашего мозга.

За помощь в оформлении статьи отдельная благодарность arielf

Сюзана Херкулано-Хузел: В чем же особенность человеческого мозга?

Что же такого особенного в человеческом мозге? Почему мы изучаем других животных, а не они изучают нас? Что есть в человеческом мозге, чего нет ни в каком другом? Когда я задалась этими вопросами около 10 лет назад, ученые думали, что знают, из чего состоит мозг различных особей. И хотя их догадки строились на очень скудных данных, многие ученые думали, что мозг всех млекопитающих, в том числе и человека, был устроен одинаково, имея постоянное число нейронов, которое всегда пропорционально размеру мозга. Это означает, что два мозга одного размера, как вот эти, например, весящие приличные 400 грамм, должны иметь примерно одинаковое количество нейронов.

Таким образом, если нейроны служат функциональными составляющими мозга, обрабатывающими информацию, значит, их владельцы должны иметь схожие умственные способности. Но, тем не менее, один из них — шимпанзе, а другой — корова. Конечно, может быть, коровы обладают богатой невидимой умственной жизнью, и настолько умны, что предпочитаю держать нас в неведении, но ведь мы их едим. Я думаю, что большинство людей согласится, что шимпанзе способны на более сложное, продуманное и адаптивное поведение, чем коровы. Таким образом, это свидетельствует, что история о том, что «мозг всех живых существ устроен одинаково» в корне неверна.

Но все же продолжим. Если бы мозг всех живых существ был бы устроен одинаково, и нужно было бы сравнить животных с мозгом разных размеров, то мозг больших размеров всегда бы располагал большим количеством нейронов, чем тот, что меньше, и, чем больше был бы мозг, тем выше должны бы были быть интеллектуальные способности обладателя. Поэтому самый большой мозг должен также обладать и наивысшими интеллектуальными способностями. Но трагедия здесь в том, что наш мозг — не самый большой. Весьма досадно, не так ли? Наш мозг весит от 1,2 до 1,5 кг, мозг слона весит около 4-5 кг, а мозг кита может достигать веса вплоть до 9 кг. Вот почему ученые раньше часто прибегали к утверждению, что «наш мозг особенный», тем самым обосновывая наши умственные способности. Они должны быть выдающимися, исключением из правил. Их мозг может быть больше, но наш все равно лучше, и, допустим, что такое могло быть, поскольку он кажется больше, чем он должен быть, с более толстой корой головного мозга, чем теоретически должна быть относительно размеров наших тел. Таким образом, это дает нам дополнительную кору, чтобы заниматься более интересными вещами, чем просто управлять нашим телом. Это обусловлено тем, что размер мозга обычно соответствует размерам тела. Поэтому основное объяснение того, что наш мозг больше, чем ему следовало бы быть, базируется на сопоставлении самих себя с приматами. Гориллы могут быть вдвое, а то и втрое, больше нас, значит, и их мозг должен быть больше, чем наш, но, тем не менее, все с точностью наоборот. Наш мозг втрое больше, чем мозг гориллы.

Человеческий мозг еще интересен тем, какое количество энергии он потребляет. Составляя всего 2% массы тела, он поглощает 25% всей энергии, ежедневно требующейся нашему телу. Из общих 2000 калорий 500 калорий идут на поддержание работоспособности мозга. Таким образом, человеческий мозг больше, чем он должен быть, он использует намного больше энергии, чем должен, то есть он — особенный.

Вот как раз в этот момент меня и стала интересовать эта история. В биологии мы ищем закономерности, которым подчиняются все живые организмы и жизнь в целом, тогда почему законам эволюции должны подчиняться все, кроме нас самих? Возможно, проблема была в изначальном предположении, что мозг всех живых существ устроен одинаково. Может быть, два мозга одного размера могут, на самом деле, иметь совсем разное количество нейронов, Может быть, и необязательно, что очень большой мозг имеет больше нейронов, чем мозг более скромных размеров. Может быть, человеческий мозг имеет большее количество нейронов, чем какой-либо другой, независимо от его размеров, особенно это касается коры головного мозга.

Это стало для меня очень любопытным вопросом: Сколько нейронов в человеческом мозге, и как это число соотносится с другими животными? Вы, вероятно, слышали или читали где-нибудь, что у нас около 100 млрд нейронов, поэтому 10 лет назад я спросила своих коллег, знают ли они, как мы получили такое число. Но никто не смог мне ответить. Я перерыла литературу, чтобы найти первоисточник этой информации, но так и не смогла найти. Казалось, что никто никогда на самом деле-то и не считал число нейронов человеческого мозга, да и вообще какого-либо мозга в принципе. Поэтому я придумала свой собственный метод вычисления числа клеток в мозге, и по сути своей он сводится к растворению мозга до состояния бульона. Происходит это так: берем мозг или часть мозга и растворяем его в растворителе, который разрушает мембраны клеток, но оставляет нетронутым ядро клеток, поэтому мы имеем раствор свободных клеточных ядер, который выглядит вот так, как бульон. Бульон содержит все ядра, которые не так давно были мышиным мозгом. Так вот, гениальность бульона в том, что его можно взболтать и распределить ядра клеток равномерно в растворе, поэтому, рассмотрев в микроскоп всего 4 или 5 образцов этого однородного раствора, мы можем посчитать ядра и, тем самым, посчитать, сколько клеток было в этом мозге. Элементарно и очень быстро.

Мы использовали этот метод для подсчета нейронов уже десятков различных видов, и, оказывается, у всех видов мозг устроен по-разному. Возьмем, например, грызунов и приматов. По мере увеличения размеров грызуна среднее число нейронов мозга увеличивается, то есть мозг быстро увеличивается в размере — гораздо быстрее, чем в количестве нейронов. У приматов же увеличивается количество нейронов, однако при этом размер нейрона не изменяется, и это очень практичный способ — увеличить количество нейронов. В результате, мозг примата будет всегда располагать большим количеством нейронов, чем мозг грызуна такого же размера, и чем больше размер мозга, тем больше будет эта разница.

А что же тогда насчет нашего мозга? Мы обнаружили, что в среднем у нас около 86 млрд нейронов, 16 млрд из которых находятся в коре головного мозга, и, если вы считаете кору мозга центром таких функций, как понимание, логическое и абстрактное мышление, и что 16 млрд — это самое большое число, которое может быть в коре головного мозга, я думаю, что это наипростейшее объяснение наших выдающихся умственных способностей.

Не менее важно знать, что же означает число «86 млрд». Так как мы доказали, что отношение размера мозга к количеству нейронов может быть выражено математически, мы смогли рассчитать, как бы выглядел мозг человека, если бы он был устроен как у грызуна. Мозг грызуна с теми же 86 млрд нейронов весил бы 36 килограммов. Это невозможно. Мозг такого размера был бы раздавлен собственным весом, и этому невероятному мозгу потребовалось бы тело массой 89 тонн. Не думаю, что это хоть немного похоже на нас. Даже это приводит нас к важному выводу, что мы — не грызуны. Человеческий мозг — это не огромный мозг крысы. В сравнении с крысой, мы, возможно кажемся особенными, но это неправильное сравнение, так как мы знаем, что мы не грызуны. Мы — приматы, поэтому правильным сравнением было бы с приматами. Так вот, если провести все вычисления, выясняется, что средний примат с 86 млрд нейронов имел бы мозг весом 1,2 кг, что кажется довольно правдоподобным, имел бы тело около 66 кг, что, в моем случае, прямо в точку. Это приводит нас к совершенно неудивительному, но все же очень важному, выводу: я — примат. И вы все — приматы. И Чарльз Дарвин тоже им был. Мне нравится думать, что Дарвин оценил бы это. Его мозг, как и наш, был построен по подобию мозгов других приматов. Значит, мозг человека может быть особенным — да, но он не отличается количеством нейронов. Это просто мозг крупного примата. На мой взгляд, это очень усмиряющая и отрезвляющая мысль, которая должна нам напоминать о нашем месте в природе.

Почему тогда наш мозг поглощает так много энергии? Ученые подсчитали, сколько энергии затрачивает человеческий мозг и мозг других видов, и теперь, зная число нейронов, составляющих каждый мозг, мы можем посчитать. Выходит, что и человеческий мозг и мозг любого другого вида затрачивает примерно одинаковое количество — в среднем 6 калорий на млрд нейронов в день. Значит, общее количество энергии мозга это простая линейная функция, зависящая от количества нейронов. И оказывается, что человеческий мозг затрачивает ровно ожидаемое количество энергии. Значит причина того, почему человеческий мозг затрачивает так много энергии, в том, что в нем большое число нейронов, и потому что мы — приматы с намного большим числом нейронов на данный размер тела, чем какое либо другое животное. Относительные затраты нашего мозга велики, но только потому что мы — приматы, а не потому что мы — особенные.

Тогда последний вопрос: как же мы получили такое значительное число нейронов, и особенно, если некоторые приматы значительно больше нас, почему их мозг не больше нашего и не имеет большее число нейронов? Когда мы осознали, во сколько обходится такое число нейронов в мозге, я обнаружила, что может быть у этого простая причина. У них просто не хватает энергии на то, чтобы содержать и крупное тело, и большое число нейронов. Поэтому мы посчитали сначала, какое количество энергии получает примат в день от поедания сырой еды, а потом, сколько энергии необходимо телу определенного размера и сколько необходимо мозгу определенного размера, и мы стали искать такое сочетание размера тела и количества нейронов, которое смог бы себе позволить примат, если бы он питался определенное количество часов в день. И вот что мы обнаружили: так как нейроны очень энергозатратны, есть баланс между количеством нейронов и размерами тела. Примат, который ест 8 часов в день, может позволить себе максимум 53 млрд нейронов, но тогда его тело будет не больше 25-ти килограммов. Чтобы набрать больший вес, придется жертвовать нейронами. Поэтому выбор следующий — либо крупное тело, либо большое число нейронов. Если питаться, как примат, невозможно себе позволить и то, и другое. Способ обойти эти ограничения — есть еще большее количество часов в день, но это опасно, и на определенном этапе просто переходит рамки возможного. Гориллы и орангутанги, например, обслуживают около 30 млрд нейронов затрачивая 8 с половиной часов на еду, и это наибольшее, что они могут. 9 часов в день на еду фактический предел для примата. Что же насчет нас? Имея 86 млрд нейронов и массу тела 60-70 кг, нам бы пришлось питаться больше, чем 9 часов в день, что просто неосуществимо. Если бы мы питались, как приматы, нас бы не было здесь. Так как же мы стали такими?

Ну, если наш мозг затрачивает ровно столько энергии, сколько он должен, и если мы не можем потратить каждый час бодрствования на прокорм, тогда единственная альтернатива — каким бы то ни было способом получить больше энергии из той же самой еды. И это в точности совпадает с тем, как наши предки вышли из этого положения 1,5 млн лет назад, когда они изобрели приготовление пищи. Готовить — это использовать огонь, чтобы пре-переварить пищу вне наших тел.

Приготовленная пища мягче, значит ее легче жевать и пережевать ее до состояния пюре во рту, а это позволяет ей полностью перевариваться и всасываться в кишечнике, что тем самым дает большее количество энергии в более короткие сроки. Таким образом, приготовление пищи освобождает время для более интересных занятий нам и нашим нейронам, чем просто заниматься мыслями о еде, поисками еды, поглощением еды весь день. Благодаря приготовлению пищи то, что раньше было значительной ответственностью, этот большой, чрезмерно энергозатратный мозг с огромным числом нейронов, смог теперь стать значительным активом, чтобы мы смогли иметь достаточно энергии для нейронов и времени для интересных для них дел. Это, я думаю, объясняет, почему человеческий мозг в ходе эволюции так быстро достиг таких размеров, в то же самое время оставаясь просто мозгом примата.

Теперь, имея большой мозг, доступный благодаря кулинарии, мы стремительно перешли от сыроедения к культуре, сельскому хозяйству, цивилизации, продуктовым магазинам, электричеству, холодильникам, и всем тем вещам, которые сегодня позволяют нам получать необходимую нам энергию на весь день всего за одно посещение вашего любимого фаст-фуда.

Что когда-то было решением, теперь стало проблемой, и, по иронии, мы ищем решение в сыроедении.

В чем же человеческое превосходство? Что есть у нас, чего нет у других животных? Мой ответ — самое большое количество нейронов в коре головного мозга, и я думаю, это самое легкое объяснение наших выдающихся умственных способностей. И что же мы умеем, чего не умеет ни одно другое животное, и что было, по-моему, основополагающим фактором, который позволил нам это большее, самое большое число нейронов? В двух словах — мы готовим. Ни одно другое животное не готовит свою пищу. Только человек. Я считаю, это то, как нам удалось стать людьми. Изучение человеческого мозга изменило мои представления о еде. Теперь я смотрю на свою кухню, и я кланяюсь ей и благодарю своих предков за изобретение того, что, возможно, и сделало из обезьяны — человека. Большое спасибо.

Перевод: Дина Казакевич
Редактор: Антонина Л.

Источник

Особенности человеческого мозга: viatcheslav — LiveJournal

Viatcheslav (viatcheslav) wrote,
Viatcheslav
viatcheslav

Прочитал интервью с Сергеем Савельевым, ученым, который занимается исследованиями физиологии, анатомии и эволюции нервной системы. Интервью хоть и не совсем свежее, но актуальности своей не потеряло.
Очень меня порадовали некоторые тезисы:
1. Мозг гения и церебральный индекс
Самый большой церебральный индекс (это отношение веса тела к весу мозга)– у колибри. У нее примерно в 8 раз больше относительный размер мозга, чем у человека. Но мы за колибри не замечаем даже игры в шахматы. Статистика говорит, что вес мозга гения (1700-1800 г) все-таки превосходит мозг среднего человека (около 1300 г), то есть необходмо констатировать — размер имеет значение. Но объяснения этому простое — в более тяжелом мозге нейронов больше на несколько десятков миллиардов, чем у другого человека, это примерно то же, что вооружиться ноутбуком вместо обычного калькулятора.
2. Лень — это особенность человеческого мозга, или почему мозг не использует свои ресурсы на 100%
Мозг потребляет очень много энергии, примерно до четверти. Но потребляет он ее только в режиме интенсивной работы. Однако через две недели интенсивной работы мозга человек может умереть от нервного истощения, поскольку организм просто не успевает обеспечить энергетически такую работу мозга. Поэтому мозг обычно использует все свои ресурсы, чтобы не работать интенсивно. И поэтому лень – неотъемлемое свойство человека, которое поддерживается специальной системой эндорфинов. То есть на протяжении всей эволюции мозг, особенно приматов и человека, пытается снизить свою нагрузку. Исходя из этого, «созидание» в понимании этого слова в полной мере, энергетически не выгодно. Все люди экономят на собственных мозгах и патологически ленятся. Выгоднее ненадолго включить сложную машину и тут же ее отключить. Это означает, что выгоднее иметь мозг большой и пользоваться им редко, а не маленький, и постоянно его эксплуатировать.
3. Мозг мужчины ближе к мозгу обезьяны, чем к мозгу женщины
По белковому составу и ДНК у человека самая маленькая разница с обезьянами. Есть такой вид небольшого шимпанзе Бонобо, живущий в Западной Африке, в экваториальной части. У них разница по структурным белкам с человеком – меньше 1%. В последнее время выяснились интересные факты. Оказывается, разница между самцами шимпанзе и мужчинами намного меньше, чем разница между взрослым мужчиной и взрослой женщиной. То есть генетический половой диморфизм выражен у человека сильнее, чем диморфизм между мужчиной и самцом Бонобо.
4. Интеллектуальные нагрузки вредят мозгу
Увеличивается кровоток, нейроны используют энергию, уменьшается количество АТФ. Мозг этого очень не любит, к экзамену готовиться не хочет, запоминать ничего не хочет. Это нормально. А вот если мозг хочет работать, это значит, что перед нами человек с какой-то патологией, потому что интеллектуальные нагрузки нужны только для решения биологических задач. Для этого мозг, собственно, и создавался. И поэтому дополнительные энергетические расходы, в первую очередь расход сахаров и кислорода, истощают мозг. И поскольку мозг при некоторых условиях может потреблять до 25% энергии всего организма, то можно доработаться до нервного истощения. Обязательно нужно отдыхать. Как говорится, вход рубль, а выход – три. Восстановление мозга проходит примерно в три раза дольше, чем время, затраченное на интеллектуальный труд. То есть, если вы 4 часа бились в интеллектуальном порыве, то 12-16 часов после этого нужно побездельничать.
5. Разумного плана в эволюции человеческого мозга нет
Разумный план предусматривает разумность создателя этого плана. Для верующего человека, я считаю, звучит оскорбительно: сказать, что мозг сделать по разумному плану. Сказать, что человек создан в результате божественного творения – это признаться публично, что творец был невменяем. В эволюцию никто не вмешивался, иначе все было устроено хоть чуть-чуть получше. И конструкционно и функционально мозг сделан настолько бездарно, что остается удивляться, что он работает. Еще Гельмгольц почти сто лет назад говорил, что, «если бы мне господь бог поручил сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше». А это было сказано тогда, когда ни оптики, ни электроники толком не было. Но офтальмологу было ясно, что так делать глаза нельзя. Так что представить, что в результате разумного плана получилось такое безобразие, я не могу.
  • Remove all links in selection

    Remove all links in selection

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

    {{ bubble.options.editMode ? ‘Save’ : ‘Insert’ }}

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Особенности человеческого мозга — Ад на земле — ЖЖ

viatcheslav пишет:

Прочитал интервью с Сергеем Савельевым, ученым, который занимается исследованиями физиологии, анатомии и эволюции нервной системы. Интервью хоть и не совсем свежее, но актуальности своей не потеряло.

Очень меня порадовали некоторые тезисы:

1. Мозг гения и церебральный индекс

Самый большой церебральный индекс (это отношение веса тела к весу мозга) – у колибри. У нее примерно в 8 раз больше относительный размер мозга, чем у человека. Но мы за колибри не замечаем даже игры в шахматы. Статистика говорит, что вес мозга гения (1700-1800 г) все-таки превосходит мозг среднего человека (около 1300 г), то есть необходимо констатировать — размер имеет значение. Но объяснения этому простое — в более тяжелом мозге нейронов больше на несколько десятков миллиардов, чем у другого человека, это примерно то же, что вооружиться ноутбуком вместо обычного калькулятора.

2. Лень — это особенность человеческого мозга, или почему мозг не использует свои ресурсы на 100%

Мозг потребляет очень много энергии, примерно до четверти. Но потребляет он ее только в режиме интенсивной работы. Однако через две недели интенсивной работы мозга человек может умереть от нервного истощения, поскольку организм просто не успевает обеспечить энергетически такую работу мозга. Поэтому мозг обычно использует все свои ресурсы, чтобы не работать интенсивно. И поэтому лень – неотъемлемое свойство человека, которое поддерживается специальной системой эндорфинов. То есть на протяжении всей эволюции мозг, особенно приматов и человека, пытается снизить свою нагрузку. Исходя из этого, «созидание» в понимании этого слова в полной мере энергетически невыгодно. Все люди экономят на собственных мозгах и патологически ленятся. Выгоднее ненадолго включить сложную машину и тут же ее отключить. Это означает, что выгоднее иметь мозг большой и пользоваться им редко, а не маленький и постоянно его эксплуатировать.

3. Мозг мужчины ближе к мозгу обезьяны, чем к мозгу женщины

По белковому составу и ДНК у человека самая маленькая разница с обезьянами. Есть такой вид небольшого шимпанзе бонобо, живущий в Западной Африке, в экваториальной части. У них разница по структурным белкам с человеком – меньше 1%. В последнее время выяснились интересные факты. Оказывается, разница между самцами шимпанзе и мужчинами намного меньше, чем разница между взрослым мужчиной и взрослой женщиной. То есть генетический половой диморфизм выражен у человека сильнее, чем диморфизм между мужчиной и самцом Бонобо.

4. Интеллектуальные нагрузки вредят мозгу

Увеличивается кровоток, нейроны используют энергию, уменьшается количество АТФ. Мозг этого очень не любит, к экзамену готовиться не хочет, запоминать ничего не хочет. Это нормально. А вот если мозг хочет работать, это значит, что перед нами человек с какой-то патологией, потому что интеллектуальные нагрузки нужны только для решения биологических задач. Для этого мозг, собственно, и создавался. И поэтому дополнительные энергетические расходы, в первую очередь расход сахаров и кислорода, истощают мозг. И поскольку мозг при некоторых условиях может потреблять до 25% энергии всего организма, то можно доработаться до нервного истощения. Обязательно нужно отдыхать. Как говорится, вход рубль, а выход – три. Восстановление мозга проходит примерно в три раза дольше, чем время, затраченное на интеллектуальный труд. То есть если вы 4 часа бились в интеллектуальном порыве, то 12-16 часов после этого нужно побездельничать.

5. Разумного плана в эволюции человеческого мозга нет

Разумный план предусматривает разумность создателя этого плана. Для верующего человека, я считаю, звучит оскорбительно: сказать, что мозг сделать по разумному плану. Сказать, что человек создан в результате божественного творения, – это признаться публично, что творец был невменяем. В эволюцию никто не вмешивался, иначе все было устроено хоть чуть-чуть получше. И конструкционно и функционально мозг сделан настолько бездарно, что остается удивляться, что он работает. Еще Гельмгольц почти сто лет назад говорил, что, «если бы мне господь бог поручил сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше». А это было сказано тогда, когда ни оптики, ни электроники толком не было. Но офтальмологу было ясно, что так делать глаза нельзя. Так что представить, что в результате разумного плана получилось такое безобразие, я не могу.

http://e-zoon.livejournal.com/21757.html

10 поразительных фактов о работе головного мозга

Источник изображения

Мозг — это самый загадочный и таинственный орган человека. Парадоксально, но наши представления о его работе и то, как она самом деле происходит — вещи диаметрально противоположные. Следующие эксперименты и гипотезы приоткроют завесу над некоторыми тайнами функционирования этого «оплота мышления», взять который ученым не удалось по сей день.

1. Усталость — пик креативности

Работа биологических часов — внутренней системы организма, определяющей ритм его жизнедеятельности — имеет непосредственное влияние на повседневную жизнь человека и его продуктивность в целом. Если вы «жаворонок», то разумней всего выполнять сложную аналитическую работу, требующую серьезных умственных затрат, утром или до полудня. Для полуночников, иными словами — «сов» — это вторая половина дня, плавно переходящая в ночь.

С другой стороны, за более креативную работу, требующую активации правого полушария, ученые советуют приниматься, когда организм чувствует физическую и умственную истощенность, а мозгу уже просто не под силу разобраться в доказательстве тернарной проблемы Гольдбаха. Звучит безумно, но если копнуть немного глубже, то рациональное зерно в данной гипотезе найти все же можно. Так или иначе, это объясняет, почему моменты типа «Эврика!» происходят во время езды в общественном транспорте после длинного рабочего дня или, если верить истории, в ванной. 🙂

При недостатке сил и энергии фильтровать поток информации, анализировать статистические данные, находить и, что самое главное, запоминать причинно-следственные связи крайне тяжело. Когда речь заходит о творчестве, то перечисленные негативные моменты приобретают положительный окрас, так как этот вид умственной работы предполагает генерирование новых идей и нерациональное мышление. Другими словами, уставшая нервная система при работе над творческими проектами более эффективна.

В одной из статей научно-популярного американского журнала Scientific American говорится о том, почему отвлечение играет важную роль в процессе креативного мышления:

«Способность к отвлечению очень часто является источником нестандартных решений и оригинальных мыслей. В эти моменты человек менее сконцентрирован и может воспринимать более широкий спектр информации. Такая «открытость» позволяет оценивать альтернативные варианты решения проблем под новым углом, способствует принятию и созданию совершенно новых свежих идей».

2. Влияние стресса на размеры мозга

Стресс — это один из наиболее сильных факторов, влияющих на нормальное функционирование головного мозга человека. Недавно ученые Йельского университета (Yale University) доказали, что частые переживания и депрессии в буквальном смысле уменьшают размеры центральной части нервной системы организма.

Исследуя мозг умерших людей, перед смертью страдавших от депрессии, ученые установили, что самая большая деформация наблюдается в префронтальной коре, отвечающей за наиболее сложные когнитивные и поведенческие функции. Кроме того, длительное нервное напряжение оказывает негативное воздействие на гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга, участвующей в процессах формирования эмоций и консолидации памяти.

3. Псевдопараллельная работа мозга

Многие уверенны в том, что одновременное выполнение нескольких дел повышает продуктивность работы. Как выяснилось, смотреть фильм, жевать бутерброд и отвечать при этом на сообщение в Facebook практически невозможно. Навык, практикуемый нами изо дня в день, носит менее красноречивое название — переключение контекста (context switch). Иными словами, человек просто прекращает работу над одной задачей, быстро переключаясь на вторую, третью и т. д.

Джон Медина (John Medina) в своей книге «Правила мозга» (Brain Rules) объяснил, насколько вредной может быть многозадачность:

«Результаты многих исследований показывают, что параллельная работа над несколькими заданиями повышает частоту возникновения ошибок на 50% и увеличивает длительность работы в два раза.

Пытаясь сделать два действия одновременно, мозг “разделяет и властвует” — каждое полушарие работает над решением одной единственной проблемы. В результате скорость обработки информации уменьшается ровно в два раза».

Головной мозг человека не может синхронизировать процессы принятия решений в отношении двух отдельно взятых проблем. Пытаясь сделать два действия в одно и то же время, мы всего лишь истощаем свои когнитивные способности, переключаясь с одной проблемы на другую.

В случае, если человек сконцентрирован на чем-то одном, основную роль играет префронтальная кора, контролирующая все возбуждающие и угнетающие импульсы.

«Передняя (Anterior part) префронтальная кора головного мозга отвечает за формирование целей и намерений. К примеру, желание “Я хочу съесть тот кусочек торта” в виде возбуждающего импульса проходит по нейронной сети, достигает задней префронтальной коры, и вы уже наслаждаетесь лакомством».

4. Короткий сон повышает умственную активность

Прекрасно известно, какое влияние оказывает здоровый сон. Вопрос в том, какое воздействие имеет дремота? Как выяснилось, короткие «отключки» на протяжении дня не менее положительно сказываются на умственной деятельности.

Улучшение памяти

После окончания эксперимента по запоминанию 40 иллюстрированных карточек одна группа участников на протяжении 40 минут спала, тогда как вторая бодрствовала. В результате последующего тестирования выяснилось, что участники, которым выпал шанс немного вздремнуть, запомнили карточки гораздо лучше:

«В это сложно поверить, но выспавшейся группе удалось возобновить в памяти 85% карточек, тогда как остальные вспомнили всего 55%».

Очевидно, что короткий сон помогает нашему центральному компьютеру «кристаллизировать» воспоминания:

«Исследование показывает, что едва сформировавшиеся в гиппокампе воспоминания очень хрупки и могут быть легко стерты из памяти, особенно если потребуется место для новой информации. Короткий сон, как оказалось, “проталкивает” недавно усвоенные данные к новой коре (неокортекс), месту длительного хранения воспоминаний, защищая их таким образом от уничтожения».

Улучшение процесса обучения

В процессе исследования, проведенного профессорами Калифорнийского университета (The University of California), перед группой студентов было поставлено довольно сложное задание, требующее изучения большого количества новой информации. Через два часа после начала эксперимента половина волонтеров, точно так же, как и в случае с карточками, на протяжении короткого периода времени спала.

В конце дня выспавшиеся участники не только качественнее выполнили задание и лучше усвоили материал, но их «вечерняя» продуктивность значительно превышала показатели, полученные перед началом исследования.

Что происходит во время сна?

Несколько недавних исследований показали, что во время сна активность правого полушария значительно повышается, тогда как левое ведет себя предельно тихо. 🙂

Такое поведение ему совершенно не свойственно, так как у 95% населения планеты левое полушарие является доминирующим. Андрей Медведев, автор данного исследования, сделал весьма забавное сравнение:

«Пока мы спим, правое полушарие беспрестанно хлопочет по дому».

5. Зрение — главный «козырь» сенсорной системы

Несмотря на то, что зрение является одной из пяти составляющих сенсорной системы, способность воспринимать электромагнитное излучение видимого спектра по своей важности значительно превалирует над остальными:

«Через три дня после изучения какого-либо текстового материала, вы вспомните всего 10% прочитанного. Несколько релевантных изображений способны увеличить эту цифру на 55%.

Иллюстрации гораздо эффективнее текста отчасти потому, что чтение само по собе не приносит ожидаемых результатов. Наш мозг воспринимает слова в виде крошечных изображений. Чтобы вникнуть в смысл одного предложения, необходимо больше времени и энергии, нежели для того, чтобы рассмотреть красочную картинку».

На самом деле то, что мы так сильно полагаемся на свою зрительную систему, имеет несколько негативных моментов. Вот один из них:

«Наш мозг вынужден постоянно строить догадки, так как он не имеет никакого понятия, где конкретно находятся видимые предметы. Человек живет в трехмерном пространстве, тогда как свет на сетчатку его глаза падает в двумерной плоскости. Таким образом, мы додумываем все, что не можем увидеть».

На картинке, представленной ниже, показано, какая часть головного мозга отвечает за обработку визуальной информации, и ее взаимодействие с другими областями мозга.

6. Влияние типа личности

Принято считать, что экстравертность и интровертность каким-то образом связаны с тем, насколько открыт или застенчив человек. На самом деле все опять-таки зависит от работы мозга. 🙂

Умственная активность экстравертов значительно повышается, когда «выгорает» рискованная сделка или удается провернуть какую-то авантюру. С одной стороны, это просто генетическая предрасположенность общительных и импульсивных людей, а с другой — разные уровни нейромедиатора дофамина в мозгу разных типов личности.

«Когда стало известно, что рискованная сделка оказалась удачной, повышенная активность прослеживалась в двух областях мозга экстравертов: миндалевидном теле (лат. corpus amygdaloidum) и прилежащем ядре (лат. nucleus accumbens)».

Прилежащее ядро является частью дофаминергической системы, вызывающей чувство удовольствия и влияющей на процессы мотивации и обучения. Дофамин, вырабатываемый в мозгу экстравертов, подталкивает их к совершению безумных поступков и дает возможность полностью насладиться происходящими вокруг событиями. Миндалевидное тело, в свою очередь, играет ключевую роль в формировании эмоций и отвечает за обработку возбуждающих и угнетающих импульсов.

Другие исследования продемонстрировали, что самая большая разница между интровертами и экстравертами заключается в процессах обработки различных стимулов, поступающих в мозг. У экстравертов этот путь гораздо короче — возбуждающие факторы двигаются через области, отвечающие за обработку сенсорной информации. У интровертов траектория движения стимулов гораздо сложнее — они проходят через области, связанные с процессами запоминания, планирования и принятия решений.

7. Эффект «полного провала»

Профессор социальной психологии Стэнфордского университета (Stanford University) Эллиот Аронсон (Elliot Aronson) обосновал существование так называемого эффекта «полного провала» (Pratfall Effect). Его суть состоит в том, что допуская ошибки, мы больше нравимся людям.

«Тот, кто никогда не ошибается, менее симпатичен окружающим, нежели тот, кто временами делает глупости. Совершенство создает дистанцию и невидимую ауру недосягаемости. Именно поэтому в выигрыше всегда тот, у кого есть хоть какие-то изъяны.

Эллиот Аронсон провел замечательный эксперимент, подтверждающий его гипотезу. Группе участников было предложено прослушать две аудиозаписи, сделанные во время собеседований. На одной из них было слышно, как человек опрокидывает чашку кофе. Когда участников опросили, какой из претендентов им симпатизировал больше, все проголосовали за неуклюжего соискателя».

8. Медитация — подзарядка для мозга

Медитация полезна не только для улучшения внимания и сохранения спокойствия в течении дня. Различные психофизические упражнения имеют множество положительных эффектов.

Спокойствие

Чем чаще мы медитируем, тем спокойнее становимся. Это утверждение несколько спорное, но довольно интересное. Как выяснилось, причиной тому является разрушение нервных окончаний мозга. Вот как выглядит префронтальная кора до и после 20-минутной медитации:

Во время медитации нервные связи значительно ослабевают. При этом связи между областями мозга, отвечающими за рассуждения и принятия решений, телесными ощущениями и центром страха, наоборот, укрепляются. Поэтому, переживая стрессовые ситуации, мы можем более рационально их оценивать.

Креативность

Исследователи Лейденского университета в Нидерландах, изучая целенаправленную медитацию и медитацию ясного ума, обнаружили, что у участников эксперимента, практикующих стиль целенаправленной медитации, не наблюдалось особых изменений в областях мозга, регулирующих процесс творческого мышления. Те, кто избрал для себя медитацию ясного ума, намного превзошли остальных участников по результатам последующего тестирования.

Память

Кэтрин Кэрр (Catherine Kerr), доктор философских наук, сотрудник Центра Биомедицинского Сканирования MGH (Martinos Center for Biomedical Imaging) и Исследовательского центра Ошера Гарвардской Медицинской Школы, утверждает, что медитация повышает многие умственные способности, в частности — быстрое запоминание материала. Способность абсолютно абстрагироваться от всех отвлекающих факторов позволяет людям, практикующим медитацию, предельно концентрироваться на выполняемой задаче.

9. Упражнения — реорганизация и воспитание силы воли

Конечно, физические упражнения очень полезны для нашего тела, но как насчет работы мозга? Между тренировками и умственной активностью существует точно такая же связь, как между тренировками и положительными эмоциями.

«Регулярная физическая нагрузка может стать причиной значительного улучшения когнитивных способностей человека. В результате проведенного тестирования выяснилось, что люди, активно занимающиеся спортом, в отличие от домоседов, имеют хорошую память, быстро принимают правильные решения, без особого труда концентрируют внимание на выполнении поставленной задачи и умеют выделять причинно-следственные связи».

Если вы только приступили к занятиям, ваш мозг воспримет это событие не иначе как стресс. Учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, судороги, мышечная боль и т. д. — все эти симптомы возникают не только в тренажерных залах, но и в более экстремальных жизненных ситуациях. Если ранее вы ощущали что-то подобное, эти неприятные воспоминания обязательно всплывут в памяти.

Чтобы защититься от стресса, во время тренировки мозг вырабатывает белок BDNF (нейротрофический фактор мозга). Вот почему после занятий спортом мы чувствуем себя непринужденными и в конечном итоге даже счастливыми. Кроме того — как защитная реакция в ответ на стресс — увеличивается выработка эндорфинов:

«Эндорфины минимизируют ощущение дискомфорта во время занятий, блокируют боль и способствуют возникновению чувства эйфории».

10. Новая информация замедляет ход времени

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы время летело не так быстро? Наверное, неоднократно. Зная, каким образом человек воспринимает время, можно искусственно замедлять его ход.

Поглощая огромное количество информации, поступающей от разных органов чувств, наш мозг структурирует данные таким образом, чтобы мы могли беспрепятственно воспользоваться ими в будущем.

«Так как информация, воспринимаемая мозгом, совершенно неупорядоченная, она должна быть реорганизована и усвоена в понятной для нас форме. Несмотря на то, что процесс обработки данных занимает миллисекунды, новая информация усваивается мозгом немного дольше. Таким образом, человеку кажется, что время тянется вечность».

Более странно то, что за восприятие времени отвечают практически все области нервной системы.

Когда человек получает много информации, мозгу необходимо определенное время на ее обработку, и чем дольше длится этот процесс, тем больше замедляется ход времени.

Когда же мы в который раз работаем над до боли знакомым материалом, все происходит с точностью до наоборот — время пролетает практически незаметно, так как особых умственных усилий прикладывать не приходится.

Высоких вам конверсий!

По материалам blog.bufferapp 

01-10-2013

10 потрясающих примеров, на что способен мозг человека

© curiosidades.batanga.com

Человеческий мозг способен делать удивительные вещи. Простой пример: мы можем воспринимать свет, который отражается от различных объектов вокруг нас. Свет попадает в глаза, и наши зрительные нервы преобразуют его в электрохимические импульсы. Импульсы — это «язык» мозга, который он использует для общения. Электричество проходит по нейронной сети и достигает гиппокампа, области мозга, отвечающей за анализ этих импульсов. Именно гиппокамп распределяет полученные импульсы по разным областям мозга. И вот импульс, направленный в зрительный участок коры мозга вдруг превращается в дорожный знак, увидев который мы понимаем, куда направить машину.

И даже самые обычные операции на мозге могут быть потрясающими случаями. В результате хирургического вмешательства, травмы или болезни человеческий мозг может начать делать изумительные, а в некоторых случаях и ужасные вещи.

1. Пэм Рейнольдс и её опыт «жизни после смерти»

Пэм Рейнольдс

Судя по всему, Пэм Рейнольдс, исполнительница блюзов из Атланты, штат Джорджия, была нормальным человеком до того, как ей сделали операцию по удалению аневризм в мозгу. В ходе операции врачи откачали всю кровь её мозга, таким образом он был неактивен в течение 45 минут. В нём прервались все процессы, начиная от получения сигналов о чувстве голода от желудка и заканчивая передачей визуальной и звуковой информации.

Несмотря на это, после пробуждения певица смогла в мельчайших подробностях описать всё, что с ней делали врачи. Её пример считается самым ярким примером посмертного опыта. Тем не менее, опыт Рейнольдс далеко не уникален. В одной больнице в Нидерландах проводилось исследование кардиологических больных. И в ходе исследования выяснилось, что из 344 пациентов, переживших клиническую смерть, 18% сообщали о пережитом ими опыте «жизни после смерти».

А больше всего в истории певицы впечатляет тот факт, что «временным отключением» её мозга занимались опытные медики. Тем не менее, она сумела воспроизвести все детали операции, начиная от описания инструментов, используемых врачами, и заканчивая темами их разговоров в ходе операции.

2. Генри Молайсон и его неспособность формировать новые воспоминания

Генри Молайсон / © guim.co.uk

Генри Молайсон — пациент, единственный в своём роде. Потому что только ему довелось пережить операцию по удалению медиальной височной доли мозга. Это было сделано для того, чтобы избавить его от изматывающих приступов. Когда доктор, проводивший эту процедуру узнал, что случилось с памятью Генри, он категорически отказался делать такие операции кому-либо ещё, а также начал выступать против проведения подобных процедур другими врачами.

Удаление медиального отдела височной доли, расположенной над ухом, привело к тому, что Молайсон начал страдать от весьма редкого расстройства, известного как антероградная амнезия. При таком расстройстве мозг пациента не может формировать новые воспоминания, однако пациент помнит всё, что происходило с ним в прошлом. То есть Генри помнил всё, что было с ним до операции, всё, что происходило с ним за 27 лет его жизни. У него осталась способность формировать процедурные воспоминания, проще говоря — привычки. Но его мозг оказался не в состоянии фиксировать новые декларативные воспоминания, и он не мог вспомнить своего друга, с которым он только что пообедал, не мог вспомнить, как зовут нынешнего президента, и так далее.

В таком состоянии Генри прожил 55 лет, а умер он в 2008-м году, когда ему исполнилось 82 года. Из-за своей уникальности Генри был объектом целого ряда исследований, и в неврологических кругах он ныне известен как пациент «HM».

3. Робин Дженкс Вандерлип и её русский акцент

© www.gdefon.com

Робин Дженкс Вандерлип никогда не была в России. Робин — жительница города Маклин, штат Вирджиния, и всю свою жизнь она провела на восточном побережье США. Но через пару дней после того, как она упала с лестницы и ударилась головой, она проснулась и обнаружила, что не может разговаривать. С течением времени речь Робин восстановилась, и тут она заметила, что говорит на родном английском языке с русским акцентом.

Робин — одна из 60 пациентов в мире, которым врачи поставили диагноз «синдром иностранного акцента». Это очень редкое заболевание, которое всегда связано с повреждениями головного мозга либо в результате физических травм, либо в результате инсульта.

Это может звучать как иностранный акцент, однако пациенты не «тренируют» его специально, просто их речевой центр изменяет способ, с помощью которого пациенты формируют слова. А самой удивительной вещью в этом синдроме является то, что слова формируются предсказуемым образом, и всё это начинает напоминать какой-нибудь существующий акцент, даже если человек никогда прежде с ним не сталкивался.

4. Говард Энгель может писать, но не может читать

Говард Энгель / © www.mcnabbconnolly.ca

Когда в 2001-м году писатель из Канады Говард Энгель перенёс инсульт, он подумал: «Ну что ж, с писательством покончено». Это и в самом деле было так, потому что через какое-то время он понял, что одним из последствий перенесённого инсульта стала неспособность распознавать печатный текст. Вместо этого Говарду казалось, что он видит перед собой текст, написанный на незнакомом ему иностранном языке. Он не мог прочесть отдельные слова. Он даже не мог произнести названия букв.

А удивительно здесь то, что Энгель вскоре продолжил писать, причём делал он это несмотря на то, что не понимал смысла слов. Способность писать из зрительной памяти перешла в память моторную. Энгель определяет слова особым способом, он раз за разом выводил буквы, используя для их написания исключительно моторную память. И он обнаружил, что в состоянии читать, пока пишет текст. Поскольку способность писать не была утрачена, писатель стал активно бороться за нормальную жизнь. В итоге он смог добиться серьёзных результатов в борьбе со своим недугом, но полностью вернуть способность читать он так и не смог.

5. Девочка из Германии отлично видит только одним полушарием мозга

© www.zdorovie.com

Отличное зрение 10-летней девочки из Германии поставило врачей в тупик, поскольку она родилась только с одним, левым полушарием мозга. А для хорошего зрения нужны оба полушария, так как визуальная информация, поступающая от зрительных нервов, подаётся в противоположные полушария мозга для обработки и хранения. Следовательно, с одним полушарием должен видеть только один глаз, в случае с девочкой — только правый.

Тем не менее, девочка видит отлично, и у неё нормальное бинокулярное зрение. В 2010-м году врачи провели ей сканирование мозга, пытаясь выяснить причину этого феномена. Оказалось, что зрительный нерв левого глаза девочки «мигрировал» в левое полушарие, то есть левое полушарие мозга девочки может воспринимать информацию, поступающую от обеих глаз. В зрительном отделе коры её левого полушария сформировались особые области, предназначенные только для обработки визуальной информации от левого глаза. Это помогает избежать путаницы.

6. Почти расплавленный детский мозг

© www.drmomma.org

Девочка из Австралии, ныне известная в медицинской литературе как «Baby Z», родившись в 2008-м году, начала страдать от припадков. Их причиной был редкий генетический дефект, известный как «дефицит молибдена кофактора». Из-за него мозг не может вырабатывать ферменты, создающие кофактор, особый небелковый компонент, необходимый организму для того, чтобы другие вещества в организме могли выполнять свои функции. В результате в мозгу ребёнка накопилось огромное количество сульфита. Сульфит — токсичен, и он буквально расплавляет мозг, что приводит к смерти пациента.

В процессе «плавления» ребёнок испытывал сильнейшие боли и припадки, а в мозгу возникли повреждения тканей, за которыми последовала утрата функций глотания и движения.

«Baby Z» — первый случай, когда указанное выше расстройство успешно вылечили. Экспериментальная методика лечения, созданная в Германии, была доставлена в Австралию, и после того, как было получено разрешение на её применение, врачи приступили к лечению младенца. Через три дня припадки и подёргивания прекратились. А через несколько недель девочка полностью поправилась, к настоящему моменту она жива и здорова, а её мозг обрабатывает сульфиты также, как и любой другой.

7. Женщина из Питтсбурга, которой все друзья казались незнакомцами

© www.benhammer.de

В 1996-м году 22-летняя американка получила травму головы в результате автомобильной аварии. Прошло два года, и её начали мучить приступы. В 2004-м году её доставили в психиатрическое отделение одной из больниц Питтсбурга, поскольку женщина всё время говорила о том, что её окружают незнакомые люди, хотя эти «незнакомцы» были её друзьями и членами её семьи. Врачам женщина рассказала, что один из соседей по палате — это её бойфренд, что медсестра, которая работала с ней — это её родная сестра, и что одна из врачей больницы — это её мать.

Медики диагностировали у женщины редкое заболевание под названием синдром Фреголи. Названо оно так в честь одного актёра из Италии, который славился очень быстрой сменой костюмов в ходе представления, и очень быстрой сменой ролей. Пациенты, страдающие от этого синдрома, часто утверждают, что окружающие их люди — это один и тот же человек, либо это несколько лиц, потенциально опасных для пациента.

После месячного лечения состояние женщины было стабилизировано, при этом она не помнила ничего из того, что ей довелось пережить.

8. Орландо Серрель и его невероятная память

Орландо Серрель / © www.daserste.de

Орландо Серрель — человек невероятно одарённый. Но свой дар он получил не естественным путём, а после удара бейсбольной битой. В возрасте 10 лет мальчик во время игры получил удар, после которого голова у него болела несколько дней. А через какое-то время Орландо обнаружил, что в состоянии вспомнить происходящее в какой угодно день, начиная с 17 августа 1979-го года (именно в этот день его ударили по голове).

В большинстве случаев он может вспомнить даже погоду, стоявшую в тот или иной день, и тому подобные незначительные подробности своей жизни. Сам он говорит, что его изумительная способность — это результат того, что перед своим «мысленным взором» он видит календарь, при этом никаких специальных упражнений для тренировки памяти он не выполняет.

9. Майкл Корк и его неспособность заснуть

До 1990-го года мировой рекорд бодрствования — 11,5 дней (276 часов) принадлежал человеку из Финляндии по имени Тойми Сойни. После этого в книге рекордов Гиннеса больше никто не появлялся, так как организация отказалась вносить в неё рекорды, рассказывающие о поведении, чрезвычайно опасном для здоровья.

Майкл Корк / © dailymail.co.uk

Потому что всем нам необходимо спать, а те, кто не спит совсем, проживут очень недолго. Именно из-за нехватки сна умер учитель музыки из Чикаго по имени Майкл Корк. Его мозг буквально оказался «заблокирован», и не давал человеку заснуть. Корк страдал от редкого заболевания под названием «фатальная семейная бессонница», при котором особый ген прекращает кодировать определённые белки, в результате чего в области таламуса начинают накапливаться токсины. Этот отдел мозга отвечает за сон, и поскольку он начинает работать неправильно, то тело и разум постоянно бодрствуют.

Через несколько месяцев у Корка появились признаки слабоумия. В попытке хоть как-то отрегулировать работу его мозга, медики пытались с помощью препаратов ввести его в состояние искусственной комы, но даже в этом состоянии мозг всё равно оставался активен. Умер Корк в 1992-м году, через полгода после своей первой бессонной ночи.

10. Сэм Эскьюбель и его ступня в мозгу

© www.telegraph.co.uk

После очередного УЗИ мать Сэма Эксьюбеля была шокирована новостью о том, что в мозгу её сына развивается опухоль. Через три дня после родов Сэму сделали операцию на мозге, в ходе которой опухоль была удалена.

Когда хирурги наконец добрались до опухоли, они с удивлением поняли, что в мозгу ребёнка росла маленькая человеческая ступня. Медики выдвинули два возможных диагноза: либо это тератома, либо это так называемый «плод в плоде». Тератома — это редкая разновидность опухоли, внутри которой могут вырасти волосы, зубы, ногти или кожа. «Плод в плоде» — ещё одно очень редкое расстройство, когда один из близнецов, находясь в утробе матери, поглощает другого.

Проведя тщательные исследования, хирурги установили, что перед ними действительно случай «плода в плоде», поскольку помимо ступни они нашли ещё руку, бедро и кишечник. Все эти опухоли хирурги также успешно удалили, и в настоящее время ребёнок жив и здоров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *