Позиции балерин: Позиции ног и рук в танцах – Позиция (хореография) — Википедия

Содержание

Позиции ног и рук в танцах

Основы хореографии

Позиции в танцах – это основное положение тела, рук и ног, из которого начинается совершаться большинство движений. Их не так много. Но с освоения этих положений и начинается обучение любому танцу – как классическому, так и современному. В этой статье мы подробно разберем основные позиции. 

Школа классического балета, как и любого танцевального направления, основывается на базовых позициях, которые являются началом и базой основных па. А зародилось все еще в 17-м веке во французской школе балета при Королевской академии музыки. Здесь начала создаваться терминологическая база, а также первые танцевальные позиции, которые впоследствии стали классическими. Основателем всего этого считается Пьер Бошан, балетмейстер Людовика XIV. Все разработки были записаны П. Рамо в книге «Мастер танцев».

Положение ног и рук в хореографии с тех пор практически не изменилось. А издание Рамо стало классическим и было переведено практически на все европейские языки.

Необходимость знаний основ хореографии для танцора

Правильное исполнение танцевальных па напрямую зависит от того, насколько хорошо разучены классические позиции, так как из них начинаются все движения. Поза в классическом танце – самое важное. Существует одно правило для исполнения всех положений – танцор или танцовщица должны стоять прямо, живот втянут, мышцы собраны, осанка прямая, а ягодицы подобраны. Освоение начальных поз считается началом начал в хореографии последние две сотни лет во всех балетных и танцевальных школах. Каким бы легким ни казалось описание этих позиций, они не так просты, как на первый взгляд. Техника выполнения сложна и требует физической подготовленности.

Позиции ног

Основные позиции в танцах ограничены. Их немного – всего шесть для ног и три для рук. О них мы подробнее поговорим дальше. Однако в различных учебниках информация об этом может несколько отличаться. Например, в некоторых изданиях позиций ног пять, а не шесть, но мы будем придерживаться классического варианта. Поясним, почему бывают несовпадения. Базовых позиций – шесть, но вот выворотных всего пять. 

Позиции ног и рук в танцах

Изначально позиции изучаются посреди зала и внимание на выворотность ног не обращается. Особенно если учениками являются маленькие дети или неподготовленные люди. Нужно, чтобы обучающиеся крепко стояли на ногах и не качались, иначе они не смогут повторить ни одного действия. Рекомендованный порядок изучения поз следующий: шестая, первая, вторая, третья, пятая, четвертая (так как она считается самой трудной для освоения). 

Первая

По-другому ее еще называют «пятки вместе, носки врозь». Ноги располагаются на одной линии, центр тяжести распределяется по всей стопе равномерно. Очень устойчивая позиция, при которой носки должны быть максимально вывернуты наружу, в идеале – находиться с пяткой на одной линии. Как бы проста ни казалась позиция, повторить ее с первого раза без предварительной подготовки не получится.

Вторая

Позиции в танцах должны быть доведены до автоматизма. Их можно сравнить с азбукой тех, кто решил посвятить свою жизнь хореографии или избрал ее своим хобби. Но вернемся к описанию.

Для того, чтобы встать во вторую позицию, нужно поставить ноги на ширину своей ступни, а затем вывернуть их так, как в первой позиции. То есть носки врозь и на одной линии с пятками. Главное здесь: следить за тем, что вес тела был равномерно распределен между двумя ногами, иначе позиция будет неустойчивой. 

Позиции ног и рук в танцах

Третья

Позиции в танцах – вещь универсальная. В этом и есть главное преимущество. Освоив их один раз, вы можете изучать различные танцевальные виды и направления, начиная от классических и заканчивая современными. Все они будут основаны на этих простых позах. Техника выполнений третьей позиции: ноги, как и всегда, прямые. Пятка правой стопы приставляется к середине левой, носки при этом смотрят в стороны. Довольно непростая позиция, в которой легко потерять равновесие, поэтому лучше подвести учеников к станку и позволить за него держаться.

Четвертая

Наши уроки хореографии продолжаются. Переходим к самой сложной для освоения и правильного выполнения позиции. Начать нужно с того, что выставить правую ногу перед левой на расстояние вашей стопы. Затем обе ноги разворачиваются носками наружу так, чтобы они стали параллельны пяткам. Самая сложная поза для выполнения, поэтому осваивается после остальных.

Существует два варианта этой позиции. В первом пятка правой ноги располагается напротив середины левой ступни. По сути, мы выполняем третью позицию, расставляя ноги. Во втором случае пятка правой ноги должна быть параллельна носку левой, а носок правой – параллелен пятке левой ступни. Последний способ выполнения несколько труднее. Приступать к нему следует только после освоения первого варианта.

Пятая

Ваши уроки хореографии обязательно начнутся с изучения этих позиций. Поэтому сначала можно ознакомиться с теорией, чтобы потом облегчить практику. Итак, чтобы правильно встать в пятую позицию, нужно плотно прижать правую и левую ступни, носки которых направлены в разные стороны. То есть пятка одной ноги смыкается с носком другой. В эту позу легче всего перейти из третьей. И не забывайте о распределении веса и сохранении устойчивого положения. В позиции нужно стоять свободно, так как она является только началом танцевального движения.

Позиции ног и рук в танцах

Шестая

Самая простая для выполнения поза, которую легко смогут повторить даже новички. Для ее выполнения нужно просто сомкнуть ступни. При этом носки будут смотреть вперед и плотно прижиматься друг к другу. Также поза носит название «ноги вместе». При выполнении всех вышеописанных действий следите за положением корпуса – плечи должны быть раскрыты, ноги предельно натянуты, вес распределяется по всей стопе. Нельзя делать упор только на большой палец. Иначе сохранить равновесие и выполнить позицию правильно не получится. 

Позиции рук

Школа современного танца, как и балетная, включает изучение основных позиций рук. Это необходимо потому, что все современные направления хореографии строятся на тех основах, которые были заложены еще в 17-м веке. 

Позиции ног и рук в танцах

Итак, считается, что существует всего три позиции для рук, а все остальные являются их вариациями. Это самая распространенная, хотя и не единственная версия. Начнем с описания базовой позиции. Плечи расправлены, руки опущены вниз, обе кисти смотрят внутрь, близко расположены друг к другу, но не соприкасаются. Локти должны быть немного округлены и находиться на небольшом расстоянии от корпуса, то есть не должны к нему прижиматься. Рука не должна прилегать к туловищу даже под мышками. Пальцы должны быть сомкнуты, но свободны в суставах и мягки. Большой палец обязательно касается среднего. Кисть должна продолжать округлую линию, начавшуюся у плеча, ни в коем случае не смотреться как сломанная (согнутая под острым углом). Если в начале движения большой палец и средний будут разомкнуты, то в процессе начала движения, когда внимание переключится на работу ног, они разойдутся еще больше, и вид кисти станет растопыренным и некрасивым. Расположение рук очень важно. Следите за тем, чтобы кончики указательных пальцев и мизинцев были закруглены. При этом кисть рук не должна быть сведена от напряжения. В любой момент она должна быть готова измениться, поэтому не напрягайте мышцы. 

Первая позиция рук

Сначала нужно занять базовое положение, описанное выше. Руки требуется поднять вперед так, чтобы они оказались чуть выше пояса. Локти остаются немного согнутыми, округлая форма сохраняется. Никаких острых углов. Держаться нужно максимально собранно и свободно. Вы должны быть готовы к тому, что в следующую минуту нужно будет начать движение. При этом мышцы рук должны быть напряжены.

Зачем нужны балетные позиции? • BALLETRISTIC

Как слова составляются из отдельных букв, так и классический танец состоит из ряда элементов. А в их основе – 5 исходных выворотных позиций для ног. Именно пять, потому что при всём желании не найти других выворотных положений, из которых было бы удобно и легко двигаться дальше.

позиции

Первая позиция: ноги предельно вытянуты, пятки сомкнуты, ступни стоят совершенно выворотно и образуют прямую линию.
Вторая позиция: ступни в выворотном положении несколько раздвинуты, но не более чем на длину одной стопы.
Третья позиция: ступни плотно сомкнуты так, чтобы одна закрывала другую ровно на половину.

Пятая позиция: ступни перекрещены полностью, носок одной ноги плотно прижимается к пятке другой. Ноги в этой позиции плотно соединены. Одна полностью перекрывает другую. Эта позиция будет безукоризненно исполнена только, если обе ноги хорошо вытянуты.
Четвертая позиция: ступни поставлены, как в пятой, но скрещиваются, не соприкасаясь – на расстоянии одной ступни в параллельном положении (западные школы также предлагают дополнительную открытую версию 4 позиции – когда пятки находятся на одной линии).

Позиции отрабатывают у станка и на середине зала. Четвертую, как самую трудную, изучают последней, но все позиции одинаково важны – они учат танцовщика прочно стоять на ногах с вытянутыми коленями. Обе стопы должны равномерно касаться пола, не отрываясь пятками. Вес тела равномерно распределяется на обе ноги, бедра и плечи остаются ровными. Завал на большой палец – типичная ошибка для всех пяти позиций. Очень важно исполнять их правильно, чтобы в дальнейшем не было травм и проблем с суставами.

Выворотные позиции стали основой балетной техники с XVII века – с тех самых пор, как танец стал равноправным жанром музыкального театра. Его страстный поклонник Людовик XIV в 1661 году организовал Королевскую академию танца и приказал своему педагогу Пьеру Бошану систематизировать балетные движения. Именно Пьер Бошан описал основные балетные па и сформировал пять позиций ног. Изначально они не были такими статичными, как сейчас, а выполняли роль переходящих поз, служили началом и концом шага.

Пьер Бошан также детально описал и позиции рук. В его понимании руки были «рамкой» для танцующего корпуса и не поднимались выше плеча. Если кисть порой переходила эту границу, то локоть – никогда. В последующие века движения рук сильно эволюционировали, превратившись из опущенных и инертных в выразительные и свободные. Тенденцию начали первые профессионалы балета, которые, в отличие от придворных танцовщиков, могли исполнять сложные технические элементы. Естественно, для этого им понадобилась помощь рук, но общепринятых позиций пока не существовало.

позиции

К началу XIX века окончательно сформировались две системы преподавания: французская и итальянская. Обе имели свои отличительные черты. К примеру, французская балетная школа пользовалась семью позициями рук в закруглённом (фр. arrondi) и удлинённом (фр. allongé) виде. Итальянские педагоги и балетмейстеры выделяли пять позиций (c  1 дополнительным положением рук в 4-й позиции, 2-мя – в 5-й и заниженной второй позицией). Уже в ХХ веке

Агриппина Ваганова систематизировала опыт русского балетного театра и зарубежных мастеров в своём фундаментальном для русской школы труде «Основы классического танца». Педагог определяла всего три основные позиции рук.

Первая позиция: руки подняты впереди корпуса на уровне диафрагмы. Локти должны быть несколько скруглены так, чтобы, открываясь во II позицию, могли свободно разогнуться.
Вторая позиция: руки отведены в сторону, слегка скруглены в локте.
Третья позиция: руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются.

В экзерсисе также присутствует подготовительное положение (обе руки скруглены и опущены вниз) – им начинаются и заканчиваются комбинации движений. В строгой системе классического танца руки – самая свободная часть тела артиста. Правильно воспитанные, они окрашивают движения, помогают создать художественный образ и выразить характер.

Сами же позиции придают телу и движениям танцовщика гармоничный пропорциональный вид, благодаря ним корпус сохраняет непринужденное равновесие и апломб. Поэтому с пяти выворотных позиций в plié (приседание) и port de bras (посменное исполнение позиций рук, с переходами из одной в другую) начинается любой ежедневный урок классики – и у первоклашек, и у звезд.

Основы основ. Позиции рук и ног в классическом танце

Классическая школа балета базируется на основных позициях, служащих опорой и началом для всех остальных балетных па. Из основных позиций образуется множество других танцевальных положений. Балетные позиции выполняются в положении стоя, при этом все мышцы собраны, живот втянут, ягодицы подобраны, осанка прямая. В классическом балете все позиции ног выстраиваются выворотно, ), при этом ноги должны быть вывернуты по всей своей длине, начиная с бёдер и заканчивая стопами. Для точного описания всех позиций обратимся к «Основам классического танца» А.Я. Вагановой.

Эти пять исходных положений ног общеизвестны. Их пять, потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения — позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные) являются основными для классического танца.

 

Для читателей, не знающих танца, привожу описание позиций ног: I — обе ступни, повернутые совершенно выворотно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию; II — ступни также на одной линии, но между пятками — расстояние величиной в длину одной ступни; III — ступни соприкасаются (выворотно) пятками, которые заходят одна за другую до полуступни; IV — аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями — расстояние маленького шага; V — ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги.

В своей книге Ваганова описывает три основных позиции рук; все остальные положения, по ее мнению, являются их разновидностью.

Подготовительное положение рук.

Обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены, так чтобы рука не соприкасалась с корпусом от локтя до плеча, чтобы рука не прилегала под мышкой. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой палец соприкасается со средним; кисть не сломана в запястье, но продолжает общую округлую линию всей руки от плеча. Если с начала экзерсиса большой палец не примкнут к третьему, то в процессе экзерсиса от переключения внимания на работу ног, корпуса и проч. он постепенно все больше и больше отходит, и кисть приобретает растопыренный вид. Кончик у мизинца и указательного пальца в закругленном виде. Впоследствии разрешается слегка отойти от группировки пальцев, их как бы сама природа заставила, для придания легкости кисти руки, естественным порядком без напряжения отойти, что и дает художественную окраску кисти руки.

 

Первая позиция

Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты, чтобы, открываясь на II позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всем своем протяжении. При поднимании на I позицию рука поддерживается от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части.

 

 

 

 

Вторая позиция

Руки отведены в сторону, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует хорошо поддерживать локоть тем же напряжением мускулов верхней части руки. Отнюдь нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Нижняя часть руки, от локтя к кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть, которая невольно, вследствие этого напряжения, падает и имеет повисший вид, надо тоже поддерживать, чтобы и она участвовала в движении. Удерживая руку в таком положении во время урока, мы даем ей наилучшее воспитание для танца. Сначала она имеет вид искусственный, деланный, но результат скажется потом. О руке уже не придется заботиться, локоть никогда не будет провисать, рука будет легка, отзывчива на каждое положение корпуса, будет жива, естественна и максимально выразительна.

 

Третья позиция 

Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Опуская руки и заканчивая движение из III позиции через II вниз в подготовительное положение, следует это движение делать совершенно просто: рука сама придет в должное положение, достигнув своей конечной позиции внизу. Нужно тщательно избегать неправильной манеры некоторых педагогов, насаждающих приторную пластику: доведя руку до II позиции, они отводят ее несколько назад и при этом поворачивают кисть ладонью вниз, ломая линию. Движение оказывается разбитым, ненужно усложненным и манерным, рука сама повернется естественно, когда надо.

И напоследок детально разберем положение кисти в позициях, и самые распространенные ошибки.

 

 

Для лучшего усвоения материала небольшой видеоматериал на эту тему. Всем успехов в изучении классического танца =)

Основные позиции в балете — Ecarte – танцевальная студия твоей мечты

Позиция — основное положение ног и рук в хореографии. 

Из основных позиций образуется множество других танцевальных положений. Балетные позиции выполняются в положении стоя, при этом все мышцы собраны, живот втянут, ягодицы подобраны, осанка прямая. С исполнения позиций в медленном темпе начинается обучение хореографии. В классическом балете все позиции ног выстраиваются выворотно, en dehors (с фр. — «наружу»), при этом ноги должны быть вывернуты по всей своей длине, начиная с бёдер и заканчивая стопами.

Позиции ног

5 «открытых» позиций классического танца строго регламентированы и выполняются при предельно выворотном положении ног. Во всех позициях вес тела распределяется равномерно на обеих ногах.

I позиция

Пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

II позиция

Стопы разведены в стороны и расположены на одной прямой линии, расстояние между пятками равно длине стопы или превышает её.

III позиция

Одна нога располагается впереди другой, ступни прилегают одна к другой, при этом пятка одной ноги соприкасается с серединой ступни другой (то есть одна стопа наполовину закрывает другую). III позиция широко используется в историко-бытовом танце, также с этой позиции начинается изучение азов классического танца: постепенно, с развитием выворотности и укреплением мыщц, учащиеся переходят к исполнению движений из V позиции.

IV позиция

Одна нога располагается впереди другой, при этом пятка одной ноги находится напротив носка другой; расстояние между стопами равно длине стопы или превышает её. В западной школе эта позиция обозначается как IV скрещенная (croisé), в отличие от IV открытой, при выполнении которой обе пятки находятся на одной линии.

V позиция

Одна нога располагается впереди другой, ступни плотно прилегают друг к другу, при этом пятка одной ноги соприкасается с носком другой. Эта позиция также называется sus-sous (с фр. — «над-под»).

В XX веке педагог и балетмейстер Серж Лифарь начал использовать для положений стоп такие обозначения, как шестая и седьмая позиции:

VI позиция

Пятки вместе, стопы соприкасаются внутренней стороной. Эта невыворотная позиция также обозначается как параллельная или I прямая.

VII позиция

Широкая IV позиция, выполненная на полупальцах, пальцах или стоя на каблуках. Существует два варианта VII позиции — в зависимости от того, правая или же левая нога находится впереди.

 

Кроме выворотных (открытых) классических позиций, существуют выстраиваемые из них прямые (параллельные) и закрытые позиции, которые широко используются в академическом характерном, народно-сценическом и современном танцах.

 

Позиции рук

Основная позиция рук: кисть рук расслаблена, большой с указательным пальцы параллельны, остальные сближены, но при этом свободны, не вплотную. Переводы рук из позиции в позицию в координации с направлением взгляда и наклоном головы называются port de bras (от фр. porter — носить, переносить).

Французская балетная школа пользовались семью позициями рук в закруглённом (фр. arrondi) и удлинённом (фр. allongé) виде. Они определялись так:

  • Первая позиция рук: руки опущены вниз и округлены, ладони направлены вверх.
  • Вторая позиция рук: руки из первой позиции плавно поднимаются до уровня живота, плечи свободно опущены вниз.
  • Третья позиция рук: руки из второй позиции плавно поднимаются вверх над головой, кисти сохраняют балетную позицию.
  • Четвертая позиция: одна рука во второй позиции (на уровне живота), другая рука в третьей позиции (над головой).
  • Пятая позиция: одна рука в третьей позиции, другая — прямая, чуть в стороне от корпуса.
  • Шестая позиция: одна рука остаётся возле корпуса, другая плавно опускается вниз, во вторую позицию.
  • Седьмая позиция: обе руки разведены в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг.

 

Агриппина Ваганова в своём фундаментальном для русской балетной школы труде «Основы классического танца» определяла всего три основные позиции рук:

I позиция рук

— округлённые руки подняты на уровне диафрагмы;

II позиция рук

— разведены в стороны на уровне плеч;

III позиция рук

— подняты над головой.

Эта схема в три позиции рук является основной в современном отечественном классическом балете.

 

Классический балет таким образом современными словарями определяется исходя из основных пяти позиций ног и трёх позиций рук.

Третья позиция — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2011; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 ноября 2011; проверки требуют 2 правки. Третья позиция (?)

Третья позиция — термин хореографии. Обозначает позицию ног, при которой ступни, плотно прилегая, закрывают друг друга наполовину[1].

Как и в классической школе балета, различающей пять позиций, обозначение состояний «по позициям» впоследствии стали использовать и психологи[2].

Всего в балете различается, по принципу выворотности в положении ног, пять позиций:

  • первая позиция соответствует максимальной развёрнутости: ступни, соприкасаясь с пятками, развёрнуты носками наружу, как бы образуя прямую линию на полу;
  • во второй позиции пятки выворотных ног отстоят одна от другой на длину стопы;
  • в третьей позиции одна ступня плотно прилегает к другой, причём пятка ступни, выдвинутой вперёд, прикасается к середине внутренней части ступни, находящейся сзади. В настоящее время используется редко[3].
  • в четвёртой позиции выворотные ступни стоят одна параллельно другой, причём одна смещена вперёд на длину стопы.
  • в пятой позиции ступни плотно прилегают и закрывают друг друга, причём пятка одной ноги соприкасается с носком другой[4].

Если в балете третья позиция соответствует одному из наиболее комфортных для человека расположению ног, то психологи формулируют третью позиция восприятия также как бесконфликтную «позицию стороннего наблюдателя». Это — «взгляд на себя и ситуацию со стороны», «спокойная объективная оценка» и т. п. По сравнению с первой и второй, третья позиция восприятия «убирает субъективность, душевность, эмоциональность»[2]. Однако в дальнейшем развитии определения «третьей позиции» в психологии параллелей с балетом нет.

Основные позиции в балете — первая, вторая, позиции рук и ног

Из всех балетных направлений и стилей , традиционным  считается классический балет. В классическом балете своеобразная хореография, которая закладывается в основу других танцев. Классический балет находит гармонию в движении танцора и музыкальном сопровождении. Классический балет основывается на пяти позициях ног.

В этой статье я расскажу вам пять основных позиций классического балета.
5 основных позиций балета
Когда вы начинаете обучение балету, одна из первых вещей, которую вы узнаете, есть пять основных позиций балета. Пять основных позиций балета важны, потому что все основные перемещения в балете начинаются и заканчиваются в одной из позиций.


В первом положении, ноги  округлены полностью. Каблуки соприкасаются друг с другом носки  обращена наружу, пытаясь сформировать прямую линию.
Второе место


Обе ноги полностью округлые, с каблуками, разделенными длиной одной ноги. Как и в первой позиции, ноги раздвинуты.

Третья позиция


Одна нога находится в передней части  другой , передняя нога касаяется середины задней ноги.
Четвертое место


Ноги расположены так же, как и в третьей позиции, но на один шаг друг от друга.
Пятое место


Обе ноги расслаблены, пальцы каждой ноги достигает пятки другой.
Видео обучение  — пять позиций классического балета с Луисом Domingues. Пять позиций в классическом балете будут основой вашей танцевальной карьеры. Смотрите, как это сделать правильно пять позиций.

Балетная позиция Один
Помочь продемонстрировать позиции классической лексики Роуз .
Вращение хип — сокеты снаружи, обратите внимание, что ее руки перед её грудью, колени, прямо, бедра обращены наружу .
Балетная позиция   Два
Из первой позиции, Роуз занимает вторую позицию. Обратите внимание, что руки прямо в сторону и локти, задерживаются. Локти является самой высокой точкой, если не было ни капли воды она упадет от локтя до кисти. Ее каблуки аккуратно доходят  до пола — все пальцы касаются земли.
Балетная позиция Три
Со второй позиции Роуз собирается занять третью позицию, одна нога впереди другой ноги слегка показывать. Обратите внимание, что колени абсолютно прямые — все пальцы касаются земли.
Балетная позиция четыре
Оттуда она идет на четвертую позицию. Обратите внимание, что пальцы смотрят на улице, поворот является очень важным.
Балетная позиция Пять
Наконец, она собирается занять пятую позицию. Пальцы каждой ноги достигает пятки другой. Плечи вниз, руки венчает голову и обрамляют её лицо.

Так же вам будет интересно:

уроки хореографии. Положение ног и рук в классическом и современном танце

Позиции в танцах – это основное положение тела, рук и ног, из которого начинается совершаться большинство движений. Их не так много. Но с освоения этих положений и начинается обучение любому танцу – как классическому, так и современному. В этой статье мы подробно разберем основные позиции.

позиции в танцах

Поза в классическом танце: предыстория

Школа классического балета, как и любого танцевального направления, основывается на базовых позициях, которые являются началом и базой основных па.

А зародилось все еще в 17-м веке во французской школе балета при Королевской академии музыки. Здесь начала создаваться терминологическая база, а также первые танцевальные позиции, которые впоследствии стали классическими. Основателем всего этого считается Пьер Бошан, балетмейстер Людовика XIV. Все разработки были записаны П. Рамо в книге «Мастер танцев».

Положение ног и рук в хореографии с тех пор практически не изменилось. А издание Рамо стало классическим и было переведено практически на все европейские языки.

Зачем необходимо осваивать позиции?

Правильное исполнение танцевальных па напрямую зависит от того, насколько хорошо разучены классические позиции, так как из них начинаются все движения.

Поза в классическом танце – самое важное. Существует одно правило для исполнения всех положений – танцор или танцовщица должны стоять прямо, живот втянут, мышцы собраны, осанка прямая, а ягодицы подобраны.

Освоение начальных поз считается началом начал в хореографии последние две сотни лет во всех балетных и танцевальных школах. Каким бы легким ни казалось описание этих позиций, они не так просты, как на первый взгляд. Техника выполнения сложна и требует физической подготовленности.

Позиции ног

Основные позиции в танцах ограничены. Их немного – всего шесть для ног и три для рук. О них мы подробнее поговорим дальше. Однако в различных учебниках информация об этом может несколько отличаться. Например, в некоторых изданиях позиций ног пять, а не шесть, но мы будем придерживаться классического варианта. Поясним, почему бывают несовпадения. Базовых позиций – шесть, но вот выворотных всего пять.

поза в классическом танце

Изначально позиции изучаются посреди зала и внимание на выворотность ног не обращается. Особенно если учениками являются маленькие дети или неподготовленные люди. Нужно, чтобы обучающиеся крепко стояли на ногах и не качались, иначе они не смогут повторить ни одного действия.

Рекомендованный порядок изучения поз следующий: шестая, первая, вторая, третья, пятая, четвертая (так как она считается самой трудной для освоения).

Первая

По-другому ее еще называют «пятки вместе, носки врозь». Ноги располагаются на одной линии, центр тяжести распределяется по всей стопе равномерно. Очень устойчивая позиция, при которой носки должны быть максимально вывернуты наружу, в идеале – находиться с пяткой на одной линии. Как бы проста ни казалась позиция, повторить ее с первого раза без предварительной подготовки не получится.

Вторая

Позиции в танцах должны быть доведены до автоматизма. Их можно сравнить с азбукой тех, кто решил посвятить свою жизнь хореографии или избрал ее своим хобби. Но вернемся к описанию.

уроки хореографии

Для того, чтобы встать во вторую позицию, нужно поставить ноги на ширину своей ступни, а затем вывернуть их так, как в первой позиции. То есть носки врозь и на одной линии с пятками. Главное здесь: следить за тем, что вес тела был равномерно распределен между двумя ногами, иначе позиция будет неустойчивой.

Третья

Позиции в танцах – вещь универсальная. В этом и есть главное преимущество. Освоив их один раз, вы можете изучать различные танцевальные виды и направления, начиная от классических и заканчивая современными. Все они будут основаны на этих простых позах.

Техника выполнений третьей позиции: ноги, как и всегда, прямые. Пятка правой стопы приставляется к середине левой, носки при этом смотрят в стороны. Довольно непростая позиция, в которой легко потерять равновесие, поэтому лучше подвести учеников к станку и позволить за него держаться.

Четвертая

Наши уроки хореографии продолжаются. Переходим к самой сложной для освоения и правильного выполнения позиции. Начать нужно с того, что выставить правую ногу перед левой на расстояние вашей стопы. Затем обе ноги разворачиваются носками наружу так, чтобы они стали параллельны пяткам. Самая сложная поза для выполнения, поэтому осваивается после остальных.

балетная позиция

Существует два варианта этой позиции. В первом пятка правой ноги располагается напротив середины левой ступни. По сути, мы выполняем третью позицию, расставляя ноги. Во втором случае пятка правой ноги должна быть параллельна носку левой, а носок правой – параллелен пятке левой ступни. Последний способ выполнения несколько труднее. Приступать к нему следует только после освоения первого варианта.

Пятая

Ваши уроки хореографии обязательно начнутся с изучения этих позиций. Поэтому сначала можно ознакомиться с теорией, чтобы потом облегчить практику.

Итак, чтобы правильно встать в пятую позицию, нужно плотно прижать правую и левую ступни, носки которых направлены в разные стороны. То есть пятка одной ноги смыкается с носком другой. В эту позу легче всего перейти из третьей. И не забывайте о распределении веса и сохранении устойчивого положения. В позиции нужно стоять свободно, так как она является только началом танцевального движения.

Шестая

Самая простая для выполнения поза, которую легко смогут повторить даже новички. Для ее выполнения нужно просто сомкнуть ступни. При этом носки будут смотреть вперед и плотно прижиматься друг к другу. Также поза носит название «ноги вместе».

При выполнении всех вышеописанных действий следите за положением корпуса – плечи должны быть раскрыты, ноги предельно натянуты, вес распределяется по всей стопе. Нельзя делать упор только на большой палец. Иначе сохранить равновесие и выполнить позицию правильно не получится.

Обратим внимание на руки

Школа современного танца, как и балетная, включает изучение основных позиций рук. Это необходимо потому, что все современные направления хореографии строятся на тех основах, которые были заложены еще в 17-м веке.

школа современного танца

Итак, считается, что существует всего три позиции для рук, а все остальные являются их вариациями. Это самая распространенная, хотя и не единственная версия.

Начнем с описания базовой позиции. Плечи расправлены, руки опущены вниз, обе кисти смотрят внутрь, близко расположены друг к другу, но не соприкасаются. Локти должны быть немного округлены и находиться на небольшом расстоянии от корпуса, то есть не должны к нему прижиматься. Рука не должна прилегать к туловищу даже под мышками. Пальцы должны быть сомкнуты, но свободны в суставах и мягки. Большой палец обязательно касается среднего. Кисть должна продолжать округлую линию, начавшуюся у плеча, ни в коем случае не смотреться как сломанная (согнутая под острым углом).

Если в начале движения большой палец и средний будут разомкнуты, то в процессе начала движения, когда внимание переключится на работу ног, они разойдутся еще больше, и вид кисти станет растопыренным и некрасивым. Расположение рук очень важно. Следите за тем, чтобы кончики указательных пальцев и мизинцев были закруглены. При этом кисть рук не должна быть сведена от напряжения. В любой момент она должна быть готова измениться, поэтому не напрягайте мышцы.

Первая балетная позиция для рук

Сначала нужно занять базовое положение, описанное выше. Руки требуется поднять вперед так, чтобы они оказались чуть выше пояса. Локти остаются немного согнутыми, округлая форма сохраняется. Никаких острых углов. Держаться нужно максимально собранно и свободно. Вы должны быть готовы к тому, что в следующую минуту нужно будет начать движение. При этом мышцы рук должны быть напряжены.

положение ног и рук в хореографии

Вторая позиция для рук

Школа современного танца также базируется на основных позициях. Поэтому любое серьезное занятие хореографией начнется с изучения основ.

Итак, как и при выполнении всех поз, мышцы должны быть подтянуты, корпус ровным. Важно следить за плечами: они не должны подниматься, опускаться или отходить назад. Руки находятся перед собой, как в положении «два», но немного разводятся в стороны. Локти согнуты, но не опускаются, мышцы должны хорошо их держать в одном положении. Предплечье находится с локтем на одном уровне. В таком положении кисть обычно падает и приобретает повисший вид, поэтому ее необходимо поддерживать.

Эта поза является одной из лучших для формирования правильной танцевальной осанки. Поначалу позиция будет иметь искусственный вид, но постепенно вы доведете свои действия до автоматизма, и фигура будет выглядеть очень естественно. Вам уже не нужно будет думать о том, поддерживаете ли вы кисти и локти, руки сами будут откликаться на малейшие движения корпуса, обретая максимальную выразительность.

Третья позиция для рук

И наконец последняя балетная позиция рук. Начинается, как обычно, с постановки в базовую позу. Затем руки поднимаются вверх, локти остаются округлыми, кисти находятся на уровне глаз, близко располагаются друг другу, но не касаются. Вы должны видеть свои руки, не поднимая для этого головы.

Обычно позы рук выполняются в движении. Сначала нужно встать в базовую позицию, затем перейти к первой, затем ко второй, третьей и вернуться в базовое положение. Тренировать смену поз лучше в динамике, так как ученики с самого начала учатся работать в движении, что и требуется в хореографии.

Разбивать их на отдельные движения можно лишь вначале, когда делаются первые шаги на пути к освоению.

пятки вместе носки врозь

Итак, мы узнали, что для хореографии очень важны базовые позиции рук и ног. Кроме того, нужно обязательно следить за положением конечностей, особенно кистей и пальцев. Танец – это не только искусство, но и спорт, который требует упорной и долгой отработки самых, казалось бы, простых движений. Без этого невозможно добиться успеха, не говоря уже о профессиональном совершенствовании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *