Русские феминистки – Понятие феминистка — что такое и что значит, какая женщина по определению феминистка

Знаменитые феминистки России и их убеждения

Об известных российских феминистках, представительницах мира шоу-бизнеса, которые высказываются о равноправии полов. Понятие феминизм в нашей стране каждый трактует по-своему.

 

Политический деятель, журналистка Ирина Хакамада заявляет о себе, как о постфеминистке женщина, которая любит мужчин. По ее словам мужчина нужен для любви, а не для защиты и материального обеспечения. Ирина самодостаточная, успешная женщина, профессионально реализованная, материально и социально независима от мужчин. Хакамада нисколько не воюет с мужчинами, а просто живет в свое удовольствие.

 

«Светская львица» Ксения Собчак заявляет, о равноправии полов. В доказательство баллотировалась на пост президента, под лозунгом – заступница отечественного феминизма.

 

Телеведущая Эвелина Хромченко бьется за то, чтобы женщин не считали вторым сортом, чтобы в стране были условия для построения успешной карьеры. И при этом чтобы мужчины не воспринимали женщин, как «слабый пол», девушки не должны забывать про туфли на шпильках и платья.

 

Российская актриса Светлана Ходченкова считает, что женщина рождена не для того, чтобы придя с работы стоять у плиты, женщина создана для любви и материнства. Мужчина не должен ограничиваться, только одним «спасибо за ужин», а должен наравне выполнять домашние обязанности. Согласитесь, понятие размытое, но как ни странно Светлану поддержали многие женщины.

 

Мы считаем, что равноправие уже давно настало, тому есть много примеров, женщины водят автомобили, занимают высокие посты, зарабатывают больше мужчин, а также дискриминация и угнетение женщин уже давно исчерпали себя. Наверняка уже многие женщины не принимают домашние дела, как ущемление прав.

Мой мир

Facebook

Вконтакте

Twitter

Одноклассники

Кто такие феминистки простыми словами, чего хотят феминистки в России | НГС24

Феминистки периодически проводят акции против запрета абортов, насилия и патриархата 

Российский феминизм существует больше 150 лет — чуть меньше, чем брюки клёш, и намного больше, чем мобильная связь. Это слово знают все, но что оно означает, понимают немногие. Возможно, поэтому феминистка ассоциируется у коллективного разума с недовольной девочкой, которая, как и родительский комитет, жаждет запретить всё, что неудобно упирается в ее картину мира.

В Международный женский день, когда принято не только дарить цветы и конфеты, но и напоминать о том, что у женщин есть права, мы решили разобраться в феномене российского феминизма. Нам помогают в этом психолог, социолог и феминистка.

Для начала немного истории (пропустите ее, если и так в курсе).

Откуда они взялись? 

В нашей стране феминизм появился еще в середине позапрошлого века, когда женщины организовались и потребовали доступное образование, оплачиваемую работу и право голоса. Последнее слабому полу даровали в 1917 году. Первое время большевики и участницы фемдвижения двигались в одном направлении — сказалась дружба феминисток и радикальной интеллигенции на закате царской России, однако со становлением советской власти теплые отношения кончились. Аборты сначала разрешили, потом запретили. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и страна вернулась к традиционной гендерной иерархии.

Следующие полвека феминистки практически провели в подполье. Изредка им удавалось участвовать в делах государства, но эти подвижки сложно назвать успешными: например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку на них устанавливали не участницы организаций, а члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») тоже были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ.

Открытым фемдвижение стало после перестройки. Оно поделилось на десятки течений, участницы которых выступают и за равноправие, и за радикальную смену образов, есть даже культурный и экофеминизм. Российское законодательство, на первый взгляд, тоже подстроилось под активных женщин: аборты разрешены, развестись — просто, да и возглавить отдел или целое предприятие сегодня можно.

Что другие знают о феминистках?

Видео: Сергей Федосеев / 59.RU

За что и против кого они борются?

То, что женская борьба в России не прекращалась никогда, отмечает психолог Игорь Лях, он же подчеркивает, что эта борьба сменила вектор: теперь женщин на протест толкают не явный недостаток прав и свобод, а другие женщины. Например, спор внутри гендера: одни — сторонницы естественной красоты, а другие выступают за депиляцию. В итоге спор из-за бритых подмышек перерастает в настоящий конфликт.

Женщины спорят с женщинами о коротких юбках, депиляции и откровенных фото в соцсетях — и это новый вектор феминизма, считает эксперт-психолог

— Унизительно ли то, что женщина снимает себя красивую и размещает на аватарку в социальных сетях? Одни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазывая своим телом мужчин, другие — что она так себя видит, а потому имеет право. Внутри сообщества исчезает однородность, — рассуждает Лях. — Человек — сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность проявить агрессию, он будет это делать независимо от пола. А то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

По другую сторону забора — та самая женская солидарность. Порой она доводит до того, что феминистку внутри себя растит замужняя женщина, ведь в этом деле главное — вовремя заручиться поддержкой. А в социальных сетях сегодня её предостаточно.

По данным Ляха, сегодня открыты феминистскому движению 10% россиянок, еще 60% поддерживают направление скрыто. Можно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. Хотя бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то навязывать. Это история о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка Арина Танцырева.

— Бытует мнение, что феминизм — это удел некрасивых женщин с неудавшейся личной жизнью, баб со стальными яйцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. На деле же феминизм — про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. Про то, что женщины не обязаны носить розовое, варить борщи, стремиться замуж и плевать на свою карьеру. Могут, но не обязаны. Про то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выглядеть чуть лучше примата и никогда не поддаваться эмоциям. Могут, но снова не обязаны, — говорит Арина. — Равенство между полами наступает тогда, когда дискуссия о том, кто лучше, прекращается и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Это нужно уважать и принимать.

Феминистка Арина Танцырева считает, что споры о том, кто лучше, бесполезны

Почему они не любят женщин?

Напороться на «баб со стальными яйцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике — такая история произошла с нашей читательницей Александрой, которая после развода сёрфила группы в «ВКонтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.

— В группе «Щастьебытьженщиной» пользователи делились историями из жизни, и в основном это было нытье и обвинения в адрес мужчин — их называли абьюзами, — вспоминает Александра. — Одна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда — он не моет посуду, поэтому она должна всё это терпеть. Я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. За это меня обвинили в том, что я защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Не защищать мужчин и не осуждать женщин».

Почему они бесят мужчин?

Подсчитать направления феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в России можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главная цель — обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавляют женщин, отношения с ними не нужны). Есть даже интерсекциональный феминизм — в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств. 

Фактически феминистами могут быть и мужчины, если они разделяют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». Для них даже придумали особый термин — «профеминист». В реальной многослойной России профеминист — существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себя агрессивно. Это естественная реакция, объясняет сексолог Ирина Бочарова: они начинают бояться, когда женщина играет на их поле.

— Эмансипированная (свободная) женщина и феминистка — это два разных понятия. Но когда женщина начинает проявлять себя, выполнять наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать — это пугает мужчин. Соревнование с мужчиной — уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хотя таковой она может и не быть, — говорит сексолог. — Эти соревнования влияют и на отношения отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальная система в России сохраняется. Как бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относятся плохо.

Сексолог Ирина Бочарова уверена: в России феминисткой назовут любую, кто хоть немного сильная и независимая

— Наше общество зачастую озабочено не рефлексией, а добычей денег. Просто денег, чтобы жить. Ты знаешь, что отечество кинет тебя и твою семью, не задумываясь. Социальных гарантий нет, а, учитывая тот факт, что даже работодатель считает себя вправе определять, кто в твоей семье должен зарабатывать больше («Мы поднимем Василию зарплату, ему семью кормить надо, а тебе муж помогает» — знакомая фраза?), получается ситуация искусственно нагнетаемого конфликта между полами, — рассуждает феминистка Арина Танцырева. — Вместо того, чтобы сесть и разработать вместе с партнером план совместной жизни, мы сталкиваемся со стереотипами, предписывающими нам строго определенные роли. А проблема-то в том, что все люди разные и одни и те же схемы могут нам не подходить.

Для большинства в России феминизм — это неприятно и больно, а быть феминисткой — всё равно что быть героиней анекдота про мышей и кактус: «плачут, колются, но продолжают есть». Удар по поясу наносят двойные стандарты: например, в Трудовом кодексе написано, что гендерной дискриминации в России нет, однако страна в лидерах по числу ограничений для трудовой деятельности женщин. Им запрещено заниматься 456 видами работ, в том числе водить сельхозтехнику или управлять поездами. 

Доказывать и рассказывать о себе — дело хоть и приятное, но не всегда благодарное. Вовремя уйти из таких диалогов — оптимальное решение, отмечают сами феминистки.

— Я с удовольствием рассказываю о фемценностях людям, которым интересно послушать и подискутировать на эти темы. Иногда бываю услышана, иногда мы договариваемся, что каждый остается в своем дискурсе, и тогда наши дорожки расходятся, — говорит Арина Танцырева. — Это нормально. Но я не готова идти на баррикады и заставлять слушать тех, кто этого не хочет. Там их жизнь, здесь моя жизнь, и было бы славно не трепать друг другу нервы.

почему нам не видать равноправия – HEROINE

21-го января 2017-го в Вашингтоне и еще множестве городов мира прошли мирные марши против вступления на пост президента США Дональда Трампа, а также множества других мешающих наступлению равноправия традиций. К данной акции десятки тысяч людей готовились не один день, и, естественно, СМИ не остались равнодушными к событию такого масштаба. И действительно, мирный марш на Вашингтон, может, и не помешал Трампу стать официальным президентом, но свой вклад в мировой феминизм все-таки внес. Количество женщин и мужчин, вышедших на улицы столиц с плакатами и лозунгами, показывает, насколько люди готовы к равноправию и новому общественному порядку. Мы тоже не смогли пройти мимо такого события, но речь пойдет вовсе не об этом, а о том, как же дела с феминизмом обстоят в России на сегодняшний день.

Проблемы равноправия и общественного благополучия уже давно интересуют людей Европы — тому доказательство большое количество акций и проектов, посвященных борьбе за права и поднятие осведомленности людей о самых важных вопросах. Женщины и девушки повышают свой голос повсюду: в университетах, в рабочих отраслях, моде, искусстве и, конечно же, политике. Стоит обратить внимание на количество знаменитостей, которые то и дело раскрывают зрителям очередную правду о феминизме, расизме, сексизме, насилии или бодишейминге. И всё это важно для сегодняшнего общества. Людям нужен подобный «восторг», им необходимо вдохновение.

Сколько фильмов о феминизме было снято в нашей стране? Кто же будет воспитывать женственность, силу воли и независимость в российских женщинах, в то время как за рубежом героини-женщины уже стали здравой необходимостью? И если раньше подобные истории были скорее приятным исключением из правил, то сегодня это норма, помогающая женщинам и девушкам эмоционально и интеллектуально расти.

Но, разумеется, речь идет вовсе не о том, что российский кинематограф катится в пропасть, а о том, что наша массовая культура в лучшем случае заставляет думать, что русским женщинам ничего не интересно, а в худшем — только шмотки, косметика и Инстаграм. И при этом женщинам в России вовсе не нужно быть ограниченными, их такими делает массовая культура.

Когда в последний раз кто-то из нашей российской элиты выступал в защиту настоящего феминизма, говорил о важных для женщин вопросах вроде абортов, насилия или шокирующих законов? Если и есть примеры, то они настолько немногочисленны, что их трудно будет отыскать даже с помощью гугла. И ведь нельзя сказать, что такая ситуация происходит потому, что даже если бы российские знаменитости подняли голос, их все равно никто не стал бы слушать, вовсе нет. Все дело в том, что культура равноправия у нас находится в зародышевом состоянии, задушить который пытаются даже власти.

В то время, как в Вашингтоне, Берлине, Париже, Нью-Дели и многих других городах мира женщины выходят на мирные протесты, в России несанкционированным посчитали даже мирную демонстрацию против закона о декриминализации побоев — законе, который потряс многих людей. Власти столицы не позволили провести марш под предлогом того, что место для проведения такого мероприятия неподходящее, а подходящего нет. Вместо того, чтобы поддержать готовых к переменам людей и призвать бороться тех, кто всё еще молчит, государство таким своеобразным образом унижает своих граждан — оставляя для них лишь возможность обсуждать свои идеи в интернете.

Но поговорим и об этом. Среди современных феминистских сообществ так мало тех, кто занимается какой-то полезной активистской деятельностью, организовывает мероприятия, проводит общественные акции. Да, они делают свое важное дело, но о них знает так мало людей, что их голоса почти не слышно, но усугубляется данная ситуация вовсе не отсутствием реальных последователей, а огромным количеством других «феминистских движений», которые по какой-то причине собирают больше хайпа, но на деле оказываются очередными публичными страницами для чувствительных посетительниц ВКонтакте или тамблера.

За передовых феминисток сегодня выдают себя бьюти-блогеры, идеи которых далеки от реальности. И в том, что бьюти-блогеры или любые другие блогеры продвигали бы идеи равноправия нет ничего плохого, ведь блоги и влоги сегодня — самый распространенный способ вещать и влиять на умы молодежи. Но этого не происходит, потому что многие сегодня считают себя феминистками, но мало кому феминизм действительно нужен.

Феминисток в России мало кто любит, и необходимо сказать, что такая тенденция далеко не всегда несправедлива. В большинстве своем те, кто называет себя «борцами за равноправие», являются настолько отвратительными примерами этого движения, что у людей возникает естественное возмущение и отторжение. Феминисток приравнивают к мужененавистницам, приписывают им нелепые мнения и идеи, но и сами женщины, называющиеся феминистками, порой противоречат здравому смыслу. Женщин, призывающих к борьбе за равноправие и справедливое общество, путают с теми, кто обозлен на мужчин в силу своей закомплексованности. То, что должно двигать нас к культурному прогрессу, ограничивается не только «сверху», но и со стороны общества. Люди не хотят ни в чем разбираться, их устраивает положение вещей до тех пор, пока проблемы их не касаются, а часто даже и после того, как страшное случилось. А под общую гребенку женщин, ничего не смыслящих в современных реалиях, на которых обрушивается целый шквал из сексистских и унизительных шуток и издевок, попадают и те, кто действительно стоит своего статуса «борца за права и свободы».

Где те прекрасные ролевые модели, на которые женщины должны равняться? К сожалению, их можно увидеть в большом количестве лишь на Западе. Женщины, которые бы вдохновляли нас своей готовностью менять не только этот мир, но прежде всего себя. Женщины, которым было бы не всё равно, что происходит вокруг них. Которые не боялись бы выйти за пределы своих квартир и добиться большего, чем подписчиков в социальных сетях, накаченных ягодиц и скорой свадьбы. Женщин, которые бы умели думать, разбираться в мелочах и говорить о том, что должно быть сказано. Именно такие женщины на протяжении многих лет бросали вызов стереотипам о «слабом поле», интеллектуальных способностях и прочих вещах. Но где же всё это сегодня? Неужели современные женщины не видят, насколько равноправие запаздывает в нашу страну?

Всё, что большинство женщин может сегодня — это следить за тем, как красиво говорят голливудские звезды о справедливости, о бунтарстве и самоуважении, о любви к своему телу и достижении успеха в карьере. В лучшем случае подобные речи будут вдохновлять и нас на что-то большее. В такой ситуации напрашивается печальный вывод: Россия к феминизму не готова, с этим согласятся многие. Но до тех пор, пока мы будем молчать и мириться с этой неутешительной правдой, ничего не изменится. Пока люди не осознают свою нужду в адекватном поведении, в культуре и человеческом отношении друг к другу и своим правам, мы так и будем сокрушаться по поводу того, что наше государство для нас ничего не делает.

Феминизм нам нужен, и нужен уже очень давно. Нашей стране нужны выдающиеся женщины, которые бы смогли сделать свою жизнь и жизнь других представительниц «слабого пола» лучше, которые смогли бы показать не только Западу, но и своим соотечественницам, что в жизни есть множество важных вещей, которые стоят внимания и последователей, и это не только красота, сериалы и секс, а сила воли, независимость и осознанность.

Добавить в избранное

Читайте другие статьи от автора:

почему в России сегодня нет феминизма

От «декрета о сексе» до цветной балаклавы группы Pussy Riot – эти вещи стали символами российского феминизма. Он, с одной стороны, есть, но с другой – нет.

Феминизм – общественное движение за равноправие между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни и против дискриминации по половому признаку. Вопреки «классическому» определению, в сознании российского человека даже сегодня это направление воспринимают совсем иначе.

«Вербально российское общество – глубоко сексистское, – говорит Анна Очкина, социолог и руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений. – Феминизм в России отождествляется в массовом сознании с отказом от женственности, за которую наши женщины держатся больше, чем за жизнь. Феминизм ассоциируется с синим чулком, с отказом от семьи, с отказом от детей – такой сепаратистский, радикальный образ. Феминистка – некрасивая, неженственная, агрессивная, хотя, есть и позитивные черты: образованная, независимая, карьерная».

В начале 2016 вышла книга эксперта Госдумы и публициста Александра Бирюкова, антифеминиста и защитника патриархальных ценностей. Понятие феминизма, по его мнению, базируется на биологической равности между полами.

«Идеология их такова: биологически мужчина и женщина одинаковы, все люди андрогинны, социально женщина превосходит мужчину, тогда как любой мужчина есть либо реальный, либо потенциальный агрессор», – пишет Бирюков.

Порой феминизм, действительно, принимает радикальные формы, где основные идеи борьбы основаны на угнетении, доминировании и манипуляции женского начала мужчиной во всех сферах жизни: дома, в межличностных отношениях, науке, вплоть до формирования языка и солидарности с животным женского пола. Об этом неделю назад написала колонку журналистка Екатерина Винокурова.

Назад к традициям

Такое двойственное отношение к феминизму, как и возрождение традиционных ценностей, можно связать с его своеобразным развитием в России. Здесь женщины себя в «западном» смысле слова никогда феминистками не называли и не ощущали.

В России еще в начале XIX века появились первые женские движения за право на получение образования, а во второй половине того же века – за экономическую независимость. Но об избирательном праве для женщин никто не задумывался до начала XX века – в этом не было нужды.

Принято считать, что в советский период настала всеобщая женская эмансипация: упростили процедуру развода, женщины занимали типично «мужские» профессии (от механика до космонавта), получили право на аборты. Но хотя при формировании политики «женского вопроса» в СССР были задействованы женские организации, это не было результатом сплоченного стихийного феминистического движения «за», объясняет социолог Анна Очкина.

«Эмансипация, конечно, была – массовая, принудительная. Это еще одна из причин неприятия феминизма на уровне подсознания в нашей стране. Потому что наша женщина не успела заскучать о маленьком домике с двумя детьми. Скучать не приходилось: женщины заменяли мужчин на войнах, на заводах, и в голод, и в холод. И патриархальный ренессанс потихонечку протаскивался в советское время», – полагает она.

По официальным данным, количество занятых в российской экономике мужчин и женщин практически на одном уровне: 37 миллионов против 35 миллионов соответственно Однако заработная плата первых за равный труд в среднем больше на 27%. Кроме того, с телеэкранов уже который год звучат призывы к сохранению традиционных семейных ценностей, духовных скреп, уходу от феминистических идей, навязанных Западом. И даже женщины-депутаты с трибуны Госдумы говорят об абстрактном «женском предназначении».

Феминизм – для мегаполисов

На другой чаше весов – аргумент о том, что феминизм – это лишь о женщинах в крупных городах. Что женщине на периферии нужно думать в первую очередь о семье, о замужестве, о детях, и это – норма. Сторонники этой идеи не хотят видеть, что равные возможности с мужчинами и уважительное отношение к людям вне зависимости от гендерной или половой принадлежности универсально для многих, и это не обусловлено геолокацией.

«Феминизм – определенная политическая субкультура. И она может быть абсолютна чуждой интересам массы женщин. Это действительно можно назвать движением крупных городов и даже определенных социальных слоев. Это уже такая мода, интеллектуальная и политическая. Но в том смысле, в котором феминизм связан с существованием большинства женщин, он может проявить себя и быть понятым в любой части света, страны», – объясняет Анна Очкина.

В эпоху технологий удаленность от мегаполисов или размер населенного пункта – не помеха для осознания собственных прав и тела.

«Это не значит, что человек в маленьком городе не откроет интернет и не станет читателем какого-нибудь прогрессивного ресурса, не почувствует, что все это ему близко. Интернет сейчас дает возможность читать в любом месте, если есть хоть какой-то доступ к нему», – говорит Юлия Таратута, журналист телеканала «Дождь», а также новый главный редактор женского онлайн-издания Wonderzine, одного из самых прогрессивных в России ресурсов о моде, обществе, и женщине.

Но даже либеральное общество мегаполисов, в том числе и западных, порой вынуждено оспаривать идеи феминизма. Мужчины заявляют о позитивной дискриминации женщин в различных сферах деятельности: для женщин создаются специальные научные гранты, отдельные категории на международных премиях, выделяются места в государственных органах, которые могут быть не настолько востребованы и порой достойны женщинами, утверждает публицист Александр Бирюков. Мир, по его словам, становится заложником натянутой политкорректности и феминистской идеологии.

«Не будешь идти в ногу с правящей идеологией – раздавят. Причем уровень не имеет значения. Даже самая значительная и уважаемая научная персона может очень быстро закончить свою карьеру, если выступит против правящей идеологии», – пишет Бирюков в своей книге «Ненастоящий мужчина».

Пространство для изменений

За прошедший год в рунете не раз всплывала тема феминизма и женских прав. Это были и дискуссии о:

Часть этих тем освещали и центральные российские СМИ. Именно такие эмоциональные дискуссии способны подтолкнуть женщин и общество в целом к переосмысливанию ценностей, сексуальности и собственных прав.

«Сейчас происходит удивительный процесс, – говорит Юлия Таратута. – Люди не всегда понимают, что это их касается, во-первых. Во-вторых, любое движение, любая активность возникает зачастую после того, как тебе это хорошо объяснили, что происходит на самом деле. На наших глазах темы начинают развиваться, и люди начинают к себе относиться все более уважительно. Осознание женских прав приводит к уважительному отношению к себе и к окружающим. И сейчас все больше людей вовлекаются в это обсуждение».

Недавний скандал из-за фотосессии актрисы Эммы Уотсон, одной из главных медийных фигур феминизма XXI века, показал, что даже на Западе, где движение вжилось в ежедневную рутину, существуют расхождения в восприятии феминистки. Уотсон обвинили в предательстве идей движения из-за того, что она снялась для журнала без бюстгальтера. Но Юлия Таратута уверена, что феминизм вполне сочетаем с женственностью.

«Женщина вполне может одной рукой покупать платье, а другой – голосовать за важные для нее вещи. И это совершенно не отрицает и не умаляет ее личности».

Феминизм долгое время фактически был и остается частью жизни современной женщины, даже если она себя напрямую с движением и активизмом не ассоциирует. Также, как и частью российского общества, где в нынешнем идеологическом сознании не хотят его принимать, по крайней мере с таким названием.

Чего хотят женщины: за что сегодня борются феминистки в России

Феминистки или те, кто так себя называет, заявляют о себе все громче. Их акции становятся скандальными, митинги вызывающими, шествия часто заканчиваются драками. 11 марта прошел фестиваль Fem Fest. Но там все обсуждали не столько идеи феминизма, сколько присутствие на фестивале спикеров-мужчин. Оказалось, что в стане активисток нет единого понимания, за что или с кем сегодня должны бороться представители движения. Ruposters выяснял, чего хотят феминистки в России.

Истоки

Движение феминизма оформилось в середине XIX века в США, Англии, Германии и Франции. В первую очередь активистки требовали равной оплаты труда. Промышленная революция нуждалась во множестве рук, но женщины, работавшие столько же, сколько мужчины, получали меньше. Это привело к росту абортов и детской смертности.

Шествие суфражисток в Лондоне, 1908 год

Кроме того, феминистки требовали права на собственность в браке, возможность получать высшее образование и голосовать. К 1920 году в западных странах цели «первой волны» были достигнуты.

В дальнейшем женщины расширили свой список. Они захотели получить еще право на развод, ввести уголовное преследование за домашнее насилие и многое другое.

Развитие феминизма принято связывать с «революцией мысли» конца 60-х годов, разочарованием молодого поколения в достижениях отцов и последовавшей за этим сексуальной революцией. Многие постулаты «второй волны» до сих пор остаются актуальными темами предвыборных дебатов.

Демонстрация в мае 1968 года, Париж

Например, в Америке вопрос абортов остается открытым. С 1984 года демократы и республиканцы поочередно то вводят, то отменяют государственное финансирование международных НКО, которые делают аборты. В январе Дональд Трамп в очередной раз отменил это постановление, введенное Обамой.

С начала нового века феминистки поставили перед собой новые цели. Они высмеивают гендерные роли, обязанность быть сексуальной, отстаивают право быть естественной. Такая идеология дает жизнь новым движениям, таким как «бодипозитив», активисты которого пытаются бороться со стереотипами о красоте женского тела.

Эта реклама вызвала скандал в Британии и США и в конце концов была запрещена из-за жалоб «бодипозитивных»

Снова особый путь

В России дела с правами женщин обстояли иначе. В XIX веке не было «на повестке дня» вопроса об имущественных правах женщин, они и так обладали ими задолго до того, как вопрос подняли на Западе. А доступность к высшему образованию определялась положением человека в обществе, а не гендерным признаком. Избирательные права «россиянки» получили одними из первых, в 1917 году, вместе с упрощенной процедурой развода и правом на аборт.

На заре Советского Союза общество практически не выделяло женщин, что хорошо показывает искусство того времени. Соцреализм не делал акцентов ни на женской сексуальности, ни на стереотипных гендерных ролях. Именно в Советском Союзе появились ясли и детские сады, позволявшие максимально интегрировать женщину в «коммунистическое строительство».

Мужчины и женщины в одинаковой одежде, нет акцента на сексуальности, женщины присутствуют и на трибуне. Александр Самохвалов, «Киров принимает парад физкультурников», 1935 год

После Второй мировой войны, в 60-80-е годы, когда в мире шла «вторая волна» феминизма, в Советском Союзе происходил откат. Государство возвращалось к традиционалистской гендерной идеологии. Женское движение контролировалось партией, все акции на 1 Мая и 8 Марта были согласованы.

Современность

По данным Международного экономического форума, Россия сейчас находится на 75 месте «Глобального индекса гендерного разрыва». Всего в нем 144 страны, то есть мы находимся практически в самой середине, между Венесуэлой и Румынией. С 2006 года страна опустилась на целых 26 позиций.

Основные показатели России и диаграмма, сравнивающая их со средними цифрами по миру

В России прекрасно обстоят дела с равенством полов в вопросах образования и здоровья, но гендерное равенство в политических вопросах серьезно отличается от среднего по миру – женщины практически не представлены во власти.

Согласно результатам опроса Левада-центра, проведенного в 2016 году, в обществе «наблюдается конфликт в культуре в целом», отсутствует консенсус в вопросе необходимости равенства как среди мужчин, так и среди женщин. 25% девушек полагают, что равенство не так важно, 44% хотели бы видеть на посту президента женщину. При этом абсолютное большинство считают проблему неравенства реальной.

За что боролись

За что же борется тогда феминизм? Где находит поддержку в России? Сегодня на первом плане — насилие и эксплуатация.

До сих пор в России женщины подвергаются унизительным процедурам. Традиции, которые, как казалось, остались только в отсталых африканских обществах, сохраняются в некоторых регионах и у нас. Это опасные операции на женских половых органах, и кражи из семей, и «убийства чести» за супружескую измену или добрачный секс. Все это вызывает ярость феминисток.

Они спорят с властью из-за абортов, называют позицию официальных лиц «репродуктивным насилием». «Женщина обязана давать жизнь», считает пролайф-движение, с чем полностью согласно правительство Москвы, продвигающее проект «ТвояКонсультация.рф». Как считают феминистки движения pro-choice («провыбор»), такие центры консультации созданы, чтобы запугивать беременных женщин тяжелыми последствиями аборта, которые, как они считают, не подтверждены медицинской практикой.

Активисты оренбургского отделения пролайф-движения «За жизнь»

С этой проблемой тесно связана тема использования контрацепции, в том числе медикаментозной. У женщины есть полное право распоряжаться собственным телом, в частности, репродуктивными органами. По мнению феминисток, государство бездоказательно уверено, что репродуктивная функция женщин принадлежит нации, а не личности.

Феминистки борются и с неприемлемой, по их убеждению, позицией общественности по проблеме изнасилований. Не существует какой-то правильной, безопасной одежды, чтобы преступник не захотел проходящую мимо женщину. Феминизм вообще не находит оправдания насилию, а аргумент «сама виновата» не имеет права рассматриваться.

Феминистки не делают различий между насилием над незнакомыми и насилием над близкими. Для идеологов и сторонников это все в равной степени осуждаемое социальное действие.

«В нашем обществе до сих пор нет такого понятия, как изнасилование в браке. Хотя очевидно, что, если люди решили вместе прожить жизнь, это абсолютно не дает прав одному человеку делать с другим все что вздумается», — Анна Ривина, основатель проекта «Насилию.нет».

Именно в этой области феминистки могут похвастаться реальными делами. С 1994 года в России существует центр помощи пережившим насилие «Сестры». Любой человек, прошедший через психологическое, физическое или сексуальное насилие, может позвонить по телефону доверия и рассказать о своей проблеме, прийти на психологический тренинг и обратиться за тайной медицинской помощью.

Памятки Центра на фестивале Fem Fest

Центр «Сестры» действует чуть ли не подпольно: у НКО нет фактического адреса, чтобы узнавшие о том, что член их семьи обращался к ним за помощью, не могли найти ни их, ни обратившегося, если вдруг он попросит убежища.

Феминизм выступает против сексуальной эксплуатации, встречающейся в мире в совершенно разных формах – от фактической торговли рабами до проституции. На последнюю проблему у самих феминисток нет единого взгляда.

«К моему сожалению, [в феминизме] очень распространена риторика о том, что продажа своего тела — это право женщины и ее возможность выражать свою сексуальность Если один человек хочет не секса, а заработать денег на лечение маме или на отдых себе, то это не секс и не «секс-работа», — Анастасия Каримова, основательница сообщества «Не Марс и не Венера».

Виноваты мужчины

В России более 600 организаций, отстаивающих права женщин в различных городах. И это очень разные, зачастую конфликтующие друг с другом структуры. Они обвиняют друг друга либо в чрезмерной агрессии, либо в недостаточной активности в отстаивании прав.

Объединить либеральных, постмодернистских, антирасистских и многих других феминисток должен был фестиваль Fem Fest, прошедший 11 марта. Мероприятие, собравшее несколько сотен человек, должно было стать открытой площадкой для совершенно разных спикеров. Приглашали как известных, состоявшихся идеологов, так и представителей радикальных, местечковых движений.

Слушатели лекций в одной из аудиторий

Однако еще на стадии рассылки приглашений выяснилось, что некоторым спикерам, которым было разрешено прочитать лекцию, запретили декламировать особенно агрессивные ее части. Например, поэтесса Оксана Васякина намеревалась прочитать стихотворение собственного сочинения:

Так кончится жизнь твоего грязного члена

Все остальное что от тебя останется

Оставлю лежать на земле под ветром

Без погребения

И придут женщины

Чтобы мочиться на твое тело

Чтобы

плюнуть на грудь твою

Чтобы пожалеть себя

И над тобой надругаться

Доцент гуманитарного факультета ВШЭ Кирилл Мартынов, основной спикер на фестивале, незадолго до «Фемфеста» опубликовал строки у себя на страничке в фейсбуке, за что был обвинен в издевательском отношении ко всему движению. Такая постановка вопроса никак не соотносилась с тем, что Мартынов говорил со сцены:

«Мальчикам можно сказать: «Не веди себя как девчонка!» — и мальчику должно стать обидно. С другой стороны, женщине можно сказать: «Ну ты мужик!» — и еще какие-то характеристики по поводу стальных атрибутов этого мужика. Это, в свою очередь, похвала. Или можно стукнуть кулаком по столу и сказать: «Где мой борщ?» Или сказать: «Это не женское дело». Или: «Это не женская профессия», или: «Молчи, женщина!» Когда я понял, что есть основная группа людей, половина из нас, которой российское общество по непонятным причинам все время что-то хочет запретить, я заинтересовался феминизмом».

Fem Fest

На фестивале было несколько спикеров-мужчин. Один из них, Кирилл Медведев, поэт и издатель, прямо заявил, что мужчины на подобных фестивалях должны выступать «как минимум не на главных ролях и не рассказывать женщинам об истории феминизма». Как ни парадоксально, почти сразу после него на сцене выступил кандидат философских наук Сергей Витяев с лекцией об «истории женского движения и феминизма».

«Вы, наверное, думаете, что вот очередной белый… мужчина пришел вас учить с такой доминирующей позиции тому, что такое феминизм Наше общество похоже на неуравновешенные весы, где женщины находятся внизу, а мужчины наверху. И для того чтобы достичь хотя бы равенства, мы должны мужчин приопустить, а женщин возвысить», — оправдывал свое выступление Витяев.

Сергей Витяев

Как выяснилось, на фестиваль не попали ни представители Женской исторической ночи, ни администратор популярного тематического паблика ВКонтакте «Body Positive» Екатерина Хорькова, а одна из самых медийных групп «Школа феминизма» бойкотировала мероприятие именно из-за присутствия на нем лекторов-мужчин, назвав фестиваль «первым Мачо-Феминистским Московским Фестивалем».

Основная претензия – непозволительная попытка примирения сторон. По мнению Любавы Малышевой, Fem Fest организовывался никому не известными людьми, а ставить знак равенства «F=M» недопустимо.

На Fem Fest нашлось место и акции протеста. Кириллу Мартынову не дали выступить с комментарием на тему враждебного отношения российского общества к феминизму, одна из слушательниц начала скандировать из зала «Хватит затыкать женщин!» и лопать шарики.

Особо активной слушательницей оказалась радикальная феминистка Татьяна Болотина, пришедшая раздавать листовки с призывом создавать женскую коммуну. Татьяна Болотина известна как создательница паблика и одноименного движения Femband, отличающегося строгой мизандрией (ненавистью к мужчинам).

Татьяна Болотина

Сама же Татьяна называет себя лесбиянкой, чайлдфри, мужененавистницей, «маргинальной по многим параметрам». При этом она активно хвастается своей свободой, заявляет, что ни при каких обстоятельствах не устроится на работу, предпочитая рыться в помойке в поисках еды.

Драки, митинги, протесты

Образы классических феминисток неизбежно ассоциируются с агрессивными акциями обнаженных представительниц движения Femen и подобных им. Но они не имеют отношения к классическому феминизму, не отражают его цели и идеи. За последние несколько лет феминистки провели несколько довольно запоминающихся акций, и большинство из них проходило 8 Марта.

В 2009 году в Москве активистки совместно с анархистами и либертарианцами провели шествие. Около 50 человек били в барабаны и несли различные плакаты на Арбате. В середине шествия двое мужчин разделись до плавок и развернули огромный баннер с надписью «90-60-90 – тебе это надо?» и скандировали: «Долой эксплуатацию человеческих тел!»

В 2013 году в Москве на Крымской набережной прошел митинг с целью обелить ставшее ругательным, по мнению участников акции, слово «феминизм». Феминистки попытались присоединиться к санкционированному митингу партии «Яблоко» в защиту прав женщин. Однако обстановка накалилась, полиция задержала 16 человек, скандировавших «Позор» и вступивших в прямое столкновение с оказавшимися там некими «православными проповедниками». Завязалась драка, люди не унимались даже в автозаках:

«Автозак с 16 задержанными отъехал только что от Новопушскинского сквера. Находящиеся в нем жалуются на травмы и избиения, продолжающиеся в автозаке», — журналисты с места событий

В 2015 году в Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги, собравшие от 80 до 100 человек. В Москве в Парке Горького задержали одну из активисток, которая пришла с флагом ЛГБТ.

Сторонники движения «За запрет аборотов»

Рядом с митингом на пикет вышли двое сторонников движения «За запрет абортов». В Санкт-Петербурге после состоявшихся акций на мосту вывесили восьмиметровый баннер против гендерного неравенства.

Баннер с лозунгом за гендерное равенство

В мае 2015 года в Петербурге прошла акция «Раздача мужей». Ее организаторы выражали протест против свадьбы 17-летней чеченской девушки Луизы Гойлабиевой и начальника ОМВД России по Ножай-Юртовскому району Нажуда Гучигова 1967 года рождения.

Куратор акции Надежда Крымская нарядила троих мужчин-активистов в хиджабы, в которых они варили кисель, крутили обруч и взвешивались.

«После этой истории [со свадьбой] становится понятно, что ни одна женщина не может чувствовать себя равной и защищенной в нашей стране», — Надежда Крымская.

Российские феминистки отличились не только в России. В Европе известна их акция под названием «Свободный выбор», прошедшая в Гамбурге в декабре 2015 года, в местном «квартале красных фонарей».

Участники акции устроили перфоманс: женщина тащила ребенка по улицам города, отгоняя его от витрин различных дорогих заведений, после чего «мать» и «дочь» написали плакат с надписью: «Я бедная мать из страны третьего мира, проституция – мой свободный выбор».

В мае 2016 года петербургские активистки провели акцию против запрета абортов. Феминистки переоделись в медицинские халаты, предлагая проходившим мимо мужчинам сделать вазэктомию. Согласившихся они провожали в импровизированную «будку вазэктомии», где рассказывали мужчинам о преимуществах операции. «Вазэктомия стопроцентно поможет избежать нежелательной беременности», — заявляли активистки.

«Пациент» на «приеме»

Неделей позже в том же Санкт-Петербурге прошел другой перфоманс, ставший реакцией на резонансный рейд Вячеслава Дацика, который выгнал обнаженных проституток из борделя на Васильевском острове.

Участники акции провели мини-шествие, обклеив тела объявлениями с предложениями интима. Они прошли по центральным улицам, связанные одной веревкой. После шествия девушки выстроились в ряд и попытались защититься от летящих в них предметов табличками с надписями «Не рабыня», «Не товар», «Не вещь».

Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Существует и развивается ли феминизм в России? Кто главная феминистка РФ?

Феминизм в России зародился в середине 19 столетия. До революции подобные движения ставили перед собой задачи добиться женщинами доступа к оплачиваемому образованию и рынку труда. Немного спустя, цель поменялась, и женщины начали бороться за избирательное право.

И уже в 1917 году данная цель была достигнута. Женщины получили право избирать и быть избранными на выборах.

После октябрьской революции феминистки России совместно с большевиками осуществили ряд реформ, которые они продвигали несколько десятилетий. Однако стоит учесть, что советская власть не одобряла данное движение, считая, что феминизм – буржуазное движение.

Российский феминизм прошел 3 волны возрождения.

Первая волна началась в конце 70-х годов. Жительницы крупных городов выполняли, как правило, черновую работу, что послужило их вовлеченности в правозащитную деятельность за право становиться на руководящие должности.

Вторая волна феминизма началась в 80-х годах и продолжается до сих пор. С тех пор женщины смогли создать такие условия, чтобы появлялись разнообразные новые формы женского движения, различные общественные объединения. И уже эти организации начали добиваться гендерного равенства.

Более 600 женских объединений были зарегистрированы на третьем этапе борьбы за равенство. 9 из этих объединений имели Федеральный статус.В 1999 году «Женщины России» смогли набрать лишь 2% голосов, поэтому они не смогли сформировать фракции в парламенте.

А главной феминисткой России является Мария Арбатова, которая начиная с 1996 года является руководителем «Клуба женщин, вмешивающихся в политику».  Мария является автором многих книг о феминизме. И каждому, кто борется за равноправие в той или иной области, советуется прочитать эти книги.

И так как борьба за равноправие продолжается, каждый может стать членом этого движения и внести свои предложения по уравнению прав женщин в нашей стране.

правда и главные мифы о движении

Образ феминистки благодаря стараниям сильной половины человечества и сторонниц патриархата оброс множеством мифов. Среди самых популярных характеристик лидируют истерички с уродливой внешностью, готовые отправлять мужчин на костер за любое проявление маскулинности. Соответствуют ли подобные описания действительности — читайте далее.

Рассказываем все о феминизме

Это явление принято рассматривать в двух ипостасях:

  • политическое движение, организованное с целью борьбы за женское равноправие;
  • интеллектуальное течение, пересматривающее устоявшиеся стереотипы в отношении внешности и образа жизни женщин.

Понятие «феминизм» появилось в начале XIX в., а столетием позже слово «феминистка» уже победоносно звучало по обе стороны Атлантического океана. Большинство мужчин не приняло этого новшества. Некоторые даже полагали, что взывать к защите женских прав так же абсурдно, как отстаивать права домашних животных.

В истории развития феминизма существует несколько значимых вех:

  1. 1920 г.: женщины в ходе множественных акций протеста добились политического равноправия.
  2. 60-е годы XX в.: в этот период главной идеей становится расширение границ женского предназначения — от затворничества материнства до успешного карьерного роста.
  3. XXI в.: глубокое переосмысление мужской и женской роли. В этом контексте возникла квир-теория, согласно которой красивое белье, красная помада и высокие каблуки не отменяли присутствия интеллекта.

Если говорить о достижениях феминизма можно отметить следующие:

  • право на получение образования;
  • участие в выборах;
  • обогащение предметов гардероба брюками;
  • возможность занимать руководящие посты, как в организациях, так и в государстве;
  • оплачиваемый декретный отпуск;
  • получение привилегии первой подавать на развод.

Несмотря на кажущуюся очевидность этих прав, именно благодаря феминистскому движению миллионы женщин получили доступ в мир мужчин.

Феминизм: мифы и реальность

Люди, не знакомые с этим направлением, видят его участниц как некрасивых дам, обреченных на одинокое существование без крепкого мужского плеча. Среди множества предположений, окутывающих феминизм, не все являются вымыслом.

  1. Агрессивность. Высказанное вслух личное мнение породило миф о недоброжелательности феминисток. Многие мужчины хотят, чтобы женщина была покорной и молчаливой, поэтому наличие собственной точки зрения не приветствуется.
  2. Разрыв с традицией. Соответствует реальности, но лишь наполовину. Леди не отказывается от выполнения репродуктивных обязанностей. Она лишь расширяет круг возможностей для самореализации.
  3. Мужененавистничество. Миф: в рамках любого социального течения есть мужененавистницы или женоненавистники. Среди некоторых ответвлений феминизма существуют ярые противницы мужчин, мотивирующие свою ненависть большим числом изнасилований и бытовым сексизмом. Однако феминистки не ненавидят мужчин. Они борются против ущемления своих прав.
  4. Непринятие женской красоты. Считается, что все феминистки — уродливые создания, лишенные намека на женственность. Частично это убеждение возникло из-за отказа многих участниц наносить макияж и удалять волосы на определенных участках тела. Однако убеждения и красота в этом случае никак не взаимосвязаны.
  5. Отсутствие личной жизни либо переход в ряды лесбиянок. Миф: быть феминисткой не означает быть лесбиянкой. Участницы этого движения больший акцент делают на познании себя как женщины и своей роли в современном обществе, нежели на изменение сексуальной ориентации.

Столь многогранное понятие сложно вписать в четкие рамки. Это движение продолжает развиваться и делает миллионы женщин более счастливыми и свободными от предрассудков. Негативная критика и мифы о феминизме вызваны либо ограниченностью восприятия человека, либо безрассудным поведением представительниц радикальных ответвлений феминизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *