Шут саввисем: Категори:Сӑвӑсем – Discussion board | «» ( ӗӗ )

Сава Шут, Волгоград, Россия

Основная информация

ID

227804642

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет


Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.


Домен

id227804642

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет


Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.


Имя

Сава

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет


Фамилия

Шут

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности:

нет


Отчество

не указано

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет


ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.


Пол

мужской

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет


Дата рождения

скрыта или не указана

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности:

да


ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).


Родной город

скрыт или не указан

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да


Çеҫпӗл Мишши (1899-1922) | ХЫПАР

ÇЕÇПĔЛ Мишши (Михаил Кузьмич Кузьмин) 1899 ҫулхи ноябрӗн 16-мӗшӗнче Хусан кӗпӗрнинчи Çӗрпӳ уесӗнчи Касаккассинче (халь Канаш районӗнчи ҫеҫпӗл ялӗ) ҫуралнӑ. 1907–1919 ҫҫ. Мишша Шӑхасанти икӗ сыпӑклӑ шкулта, 1917–1919 ҫҫ. Теччӗри учительсем хатӗрлекен семинарире вӗреннӗ. 1911–1914 ҫҫ. Шӑхасанти вулӑс кантурӗн ҫыруҫинче, 1916 ҫ. Минск тӑрӑхӗнче санитар пуйӑ-сӗн санитарӗнче, 1918 ҫ. Хусан коменданчӗн хут ӗҫӗсене йӗркелекенӗнче, Теччӗри судпа следстви комиссийӗн следователӗ тата председателӗ пулса ӗҫленӗ. 1920 ҫ. августӑн 3-мӗшӗнче поэта Чӑваш автономи облаҫӗнчи Ревтрибунал председательне, октябрӗн 21-мӗшӗнче юстици пайӗн пуҫлӑхне лартнӑ. Сӑлтавсӑр айӑпланине пула сӑвӑҫ 1920 ҫ. декабрӗн 27-мӗшӗнчен пуҫласа 1921 ҫ. февралӗн 7-мӗшӗччен тӗрмере ларнӑ, ун хыҫҫӑн Наркомнацӑн Чӑваш облаҫӗнчи кӗнеке куҫарса кӑларакан комиссинче вӑй хунӑ. Унтан вӑл шӑмӑ туберкулезӗнчен сывалма Евпатори курортне тухса кайнӑ. 1921 ҫ. августӑн 1-мӗшӗнчен пуҫласа 1922 ҫ. март пуҫламӑшӗччен Киев хулинче, унтан мӗн виличченех (1922 ҫулхи июнӗн 15-мӗшӗччен) Остер уесӗнчи Кашкӑр Сӑрчӗ ялӗнче пурӑннӑ.

Çеҫпӗл Мишши – чӑваш халӑхӗн аслӑ поэчӗ, тӗнче литературин классикӗ. Унӑн вилӗмсӗр сӑввисем пире пурӑнма, кӗрешме, чӑрмавсене ҫӗнтерсе мал енне талпӑнма хистеҫҫӗ, хавхалантараҫҫӗ.

ЙЫВӐР ШУХӐШСЕМ

 

Шупашкартан тухрăм, тÿрех утрăм,

Атăл тăвайккийĕ çине ухрăм.

 

Акă куçăм умĕнче чăваш çĕрĕ…

Тăван çĕршыв тавра чунăм вĕçрĕ.

 

Атăл шавланине итлерĕм:

Чуна лăплантарса пули терĕм.

Анчах канăçсăр чунăм лăпланмарĕ,

Пуçран йăвăр шухăш каймарĕ.

 

Тăван çĕршыв, сана ĕненеттĕм,

Пулас мухтавлăхна сисеттĕм…

 

Халиччен шанчăкпа чĕре çунчĕ…

Паян теме сиссе ĕмĕт сÿнчĕ.

 

Шанчăксăр чунăма сивĕ çапрĕ,

Сивĕннĕ чĕрере вăйăм чакрĕ.

 

 

 

* * *

– Килсем часрах, чăваш поэчĕ! –

Тесе яланах чун чĕнетчĕ.

 

Шухăшлаттăм: акă талан килĕ –

Тăван çĕршыв чĕлхине илем килĕ.

 

Çырулăхăн пулĕ тĕрĕс çулĕ,

Кĕнеке те пулĕ çĕршыв мулĕ…

 

Анчах кунсем, çулсем иртсе кайрĕç,

Чăваш поэчĕсем сас памарĕç.

 

Хальччен шанчăкпала чĕрем çунчĕ,

Паян кун чĕрере ĕмĕт сÿнчĕ.

Шанчăксăр чунăма сивĕ çапрĕ,

Хуйхăллă чĕрере вăйăм чакрĕ…

 

* * *

Тăван çĕршыв, е сан та вăю пĕтрĕ?

Е чăваш чĕлхин хăват çĕтрĕ?

 

Е ют чĕлхесем ÿснĕ майĕ

Чăваш чĕлхи çĕтсе, пĕтсе кайĕ?

 

Е чăваш çынни, чăваш ялĕ

Сарлака çĕр çинчен çухалĕ?..

 

Апла пулсан… чĕрем хыпса çунтăр,

Чĕрем хыпса çунса сив кĕл пултăр.

 

Сив кĕл хаяр çилпе вĕçсе пĕттĕр,

Сивĕ çапнă чуна вилĕм кĕтĕр.

 

Ват асатте çиллĕ тăвăл витĕр

Мана масар çине кайса чиктĕр.

 

Тăпрам çинче ĕмĕр çил улатăр,

Ватă йывăçсене суллатăр.

 

Вилтăпри вĕлтĕрен тăхăнтăр,

Пуçăм çинче çĕлен шăхăртăр.

1921

7 шутов на Руси | Русская семерка

Скоморох при дворе, шут – это, пожалуй, одна из важнейших должностей в государстве.  Шут был символическим близнецом короля. В обязанности шута входило развлекать забавными выходками господ и гостей, при том, что со средневековья прослеживается определённая связь шутовства с традицией юродства. Персонаж русских сказок Иван-дурак (кстати, по-англ. Joker) часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью. Основным качеством шута было не столько умение балагурить и шутить, сколько обескураживать и высмеивать злое и лживое, что особенно ценилось в русском народе. Он одинаково должен быть уметь и шутить с толпой, и отшучиваться от царя.

А. Литовченко «Шут»

Княжеский сын Осип Гвоздь славился в народе соленым остроумием, за что получил свое прозвище и должность придворного шута Ивана Грозного. Он носил колпак с ослиными ушами и серебряными бубенцами. Когда царь из загородного дворца въезжал в Москву в сопровождении трехсот стрельцов, впереди на огромном быке и в золотых одеждах ехал шут Осип Гвоздь. Согласно легенде, Грозный осерчал на своего шута за то, что тот усомнился в родстве царя с римскими императорами, и окунул лицом в кипящие щи. А когда шут вырвался и попытался убежать, самодержец догнал его и зарезал ножом.

Вскоре Иван Грозный раскаялся в своем поступке… и позвал врача, велев заняться врачеванием. Однако врач нашел шута уже мертвым. Вернувшись, на вопрос царя он ответил: «Бог лишь единожды вкладывает в человека душу, и коль она его покинула, то никому не дано призвать ее обратно». Тиран, досадливо махнув рукою, проговорил: «Так пусть дьявол приберет его, раз он не пожелал ожить!»

2

Братья Прозоровские

М. Ларионов. Эскиз костюма к балету «Сказка о шуте, семерых шутов перехитрившем» 1915

На смену Осипу Гвоздю пришли шуты братья Прозоровские, которые забавляли царя тем, что устраивали потасовку с огромным медведем. Причем медведь, вероятно хорошо обученный этому, как бы защищая одного из братьев, боролся, стоя на задних лапах, кусался не сильно, но в клочья рвал одежды на другом. Затем «суд» из бояр или гостей под хохот царя и присутствующих присуждал медведю победу.

3

Яким Волков. Комар

Свадьба царского карлика Якима Волкова и карлицы царицы Прасковьи Федоровны 14 ноября 1710 года. Эта потешная свадьба ставила своей целью «развести» в России породу карликов.

Когда Пётр Первый был ещё мальчиком, ему подарили карлика по имени Яким Волков. Карлик получил прозвище «Комар». Он стал одним из первых шутов Петра, любившего потешников и уродцев. В его дворце кроме штатных шутов жило несколько десятков карликов и карлиц, целая свита, одетая на европейский манер и способная развлечь государя в тяжёлые для него минуты. Яким Волков, по признанию самого Петра, спас его во время стрелецкого бунта, вовремя предупредив об опасности.

Кроме того, он часто давал весьма дельные советы, ибо был смышлен и наблюдателен. Нынешние врачи могли бы сказать, что шуты бесспорно помогали Петру снимать жесточайшие стрессы, однако они же выполняли и коммуникационную функцию – метким словом ставили на место придворных.

Ян Лакоста был крещённым евреем, сбежавшим из Португалии. Пётр Первый познакомился с ним в Гамбурге и пригласил вместе с семьёй в Россию. Служил Петру шут Лакоста, которого прозвали Петром Дорофеичем, усердно. Он знал несколько языков и, общаясь с государем, пользовался церковной богословской казуистикой и риторическими приемами, подводя свои суждения к неожиданным смешным умозаключениям, что особенно нравилось Петру.

В 1717 году Ян Лакоста принял православие, проиграв Петру в споре, но выпросил себе право называться «главным шутом». В 1723 году ему был «высочайше дарован» дикий и необжитый крошечный остров Гохланд в Финском заливе и титул «короля самоедского». В связи с чем Лакоста стал появляться на застольях в высоченной короне из жести, всегда сдвинутой на одно ухо.

А позже стал шутом Анны Иоанновны и герцога Бирона.

Педрилло – его настоящая фамилия. Он был сыном скульптора из Неаполя и звали его Пьетро-Мира. В Россию он приехал как певец и скрипач. Выступал при дворе. Но музыкальная карьера не сложилась – зато прекрасно сложилась карьера шутовская.

Позже он стал любимым шутом Анны Иоанновны, постоянным карточным партнёром. И даже больше: Педрилло вошёл в фольклор в образе прекрасно всем известного Петрушки. Нажив состояние, он после смерти императрицы возвратился на родину.

Ледяной дом. Картина В.И. Якоби. 1878 г.

Квасником Михаила Алексеевича Голицына прозвали, потому что он подносил Анне Иоанновне квас. Пожалуй, самый известный эпизод, связанный с Голицыным, — шутовская свадьба в Ледяном доме. По приказу Анны Иоанновны в столицу были свезены по два человека от «всех племён и народов». Архитекторы выстроили ледяной дом, и шестого февраля 1740-го года к нему направился свадебный поезд во главе с самой императрицей. Жених – Голицын – и невеста – калмычка Евдокия Буженинова – ехали в специальной клетке, поставленной на слона. После пира и танцев молодых завели в Ледяной дом и уложили в ледяную постель. А императрица велела поставить стражников, чтобы шут и шутиха не покинули своего ложа до утра.

7

Шут Балакирев

Ванечка Балакирев – самый знаменитый шут в российской истории. Он был не только потешником, но и сподвижником Петра, участвовал в государственных делах, выполнял поручения императора и императрицы. Балакирев сумел отстоять себе право быть при военном мундире, получать жалование и не иметь при этом никакой должности! Во всяком случае, будучи шутом, он по документам того времени таковым не числился.

После смерти его личность обросла множеством легенд. Ему приписывались анекдоты и выходки других шутов, а достоверных фактов его биографии сохранилось не так уж и много: доподлинно не известно даже его отчество — может быть, он Алексеевич, может быть, Александрович, а может, и Емельянович. Дворянский сын Иван Балакирев, ставший шутом, превратился после смерти не только в героя анекдотов, но и в литературного героя.

Григорий Саблин

Станчик — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ста́нчик (польск. Stańczyk — Станьчик; ок. 1480 — ок. 1560) — придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона (1492/1501−1506), Сигизмунда I Старого (1506−1548) и Сигизмунда II Августа (1548−1572).

Достоверных биографических сведений о нём сохранилось немного. Он родился в деревне Прошовицы близ Кракова. Настоящим его именем, возможно, было Станислав Гуса, или Станислав Вассота. Своего привилегированного положения при королевским дворе он добился благодаря своему остроумию и, пользуясь статусом шута, беспощадно критиковал недальновидную политику повелителей.

Польские писатели и поэты эпохи ренессанса, такие как Ян Кохановский, Николай Рей и др., часто цитировали его неблагонадёжные высказывания (или приписывали ему свои же собственные мысли).

В шестидесятых годах XIX века в западной части Галиции была создана польская политическая группировка с целью добиться больших свобод для польского населения под австрийской оккупацией. Организация взяла себе название по имени шута Станчика («Станчики»).

В польской литературе второй половины XIX века и начала XX века Станчик был представлен как единственный при дворе польских королей, кто тревожился о будущем польской державы.

На известной картине Яна Матейко Станчик изображён в тот момент, когда во время радостного бала он скорбит о поражении литовской армии и потере Смоленска.

В театральной пьесе «Свадьба» Станислава Выспянского (1901), с целью заклеймить бездействие польского общества, среди приглашённых гостей указывается Станчик с посохом шута — кадуцеем.

  • Wielka Encyklopedia Powszechna PWN. — T. X. — S. 794. — Warszawa: PWN, 1968.  (польск.)

«Шут и Свадебка» в театре имени Наталии Сац


Весной 2019 года в Театре имени Наталии Сац новый международный проект: хореографы Кирилл Симонов и знаменитый премьер труппы Мориса Бежара — Патрик де Бана — покажут на Большой сцене спектакль «Шут и Свадебка» (на музыку «Свадебки» Игоря Стравинского и «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего» Сергея Прокофьева). Музыкальный руководитель проекта – главный дирижер театра Алевтина Иоффе.

Премьера вечера одноактных балетов состоится 23 и 24 мая на Большой сцене театра. О своей постановке «Свадебки» Игоря Стравинского рассказывают хореограф Патрик де Бана, для которого это — первая постановка в Москве, и Кирилл Симонов, который первым в Москве поставит «Шута» Сергея Прокофьева.
12+
ШУТ
Исполняется с разрешения Boosey & Hawkes Music Publishers Limited
СВАДЕБКА
Исполняется с разрешения Chester Music Limited
Либретто и музыка Игоря Стравинского

Патрик де Бана.jpgПатрик де Бана, хореограф спектакля «Свадебка»:
— Моя «Свадебка», наша «Свадебка», будет о той свадьбе, которой никогда не было в реальности. Но она все-таки состоялась — в воображении Вацлава Нежинского, легендарного артиста, великого танцовщика ХХ века. Да, он будет в нашем спектакле — уже больной, в психиатрической клинике, уже сломленный разрывом с Россией, с Дягилевым, с Ballet Russe, с Анной Павловой, с Карсавиной — со всем своим миром. Для него, невероятно возбудимого, нервного, этот разрыв имел необратимые последствия. И вот он в госпитале — один, сломленный. Он чувствует себя ужасно. Я очень подробно изучил этот период его жизни — видел все фотографии, где он в больнице, прочел все дневники «Разговоры с Богом». Там есть поэтичные страницы, есть драматичные, есть — полные трагизма, а есть те, читая которые ты думаешь: «он совершенно сумасшедший!» Именно в этом дневнике я черпал свое вдохновение. Итак, перед нами Нижинский, у ног которого был весь мир. Теперь он заперт один в комнате, и он вспоминает все то, что раньше составляло его жизнь. И эта «Свадебка» — это свадебка Нижинского с Дягилевым, с Карсавиной, с Павловой, с Balley Russe, с Россией, с его женой, с небесами, с жизнью. Это будет мощный спектакль. Предельно живой спектакль. Спектакль о сильных эмоциях, таких неистовых, как ветер в Сибири, который сбивает тебя с ног.

Кирилл Симонов, хореограф спектакля «Шут»:
— Задумывая спектакль на эту грандиозную, очень русскую музыку Сергея Прокофьева, мы с художниками Екатериной Злой и Александром Барменковым решили сделать постановку с фольклорным акцентом, что сегодня встречается крайне редко. Мы решили рассказать сказку. Непростую сказку, ведь Дягилев с Прокофьевым, когда сочиняли свой спектакль для «Русских сезонов», взяли из народных сказок то, что им казалось выигрышным для сцены, — и у них получилась история про то, как один человек, серенький и невзрачный, обманул огромное количество людей, и при этом остался в выигрыше, не говоря уже о том, что ушел безнаказанным. У нас же это будет рассказ с элементами комикса, компьютерной бродилки – и реминисценциями на модные дефиле Дольче Габбана и Версаче, которые использовали русские мотивы в своих коллекциях. Так что история про Шута (он же — Арлекин, Пульчинелла, этот вечный тип, который бесконечно умирает и воскресает в других обличиях, чтобы нарушать правила, обманывать честных граждан, убивать, грабить — и всегда из любых ситуаций выходить победителем) — получится у нас немного гламурной.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о