Стадии стресса – Стрессы и стрессовые состояния. Причины, стадии, что происходит в организме, позитивные и негативные последствия, методы борьбы и повышения стрессоустойчивости :: Polismed.com

Содержание

СТРЕСС: Этапы развития стрессового состояния

Осведомлён — значит вооружён. Перефразируя известную пословицу, познакомимся с этапами развития ✅СТРЕССА, чтобы меньше паниковать и сохранять спокойствие.

Стрессовое состояние знакомо почти каждому, и оно обычно становится основой для появления каких-либо психосоматических патологий. Человек в подобной ситуации нуждается в помощи, которая зависит от того, на какой стадии стресса будет начата терапия. Фаза влияет на подбор приемов, направленных на предупреждение прогрессирования состояния и избавление от его негативного влияния на организм.

Когда развивается стрессовое состояние

Формирование стресса вызывается физическими или психологическими причинами.

К первой группе относятся:

  • ожог;
  • перелом кости;
  • сильные боли;

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

  • оперативное вмешательство;
  • значительное переохлаждение или перегрев;
  • сепсис;
  • инфекционные заболевания, особенно трудно протекающие;
  • переутомление, тяжелая физическая профессиональная деятельность;
  • сильное загрязнение окружающей среды.

Психологические факторы весьма многообразны и делятся на две подгруппы: внутренние и внешние.

К первым относятся:

  • сильный и резкий испуг;
  • разочарование;
  • наличие внутреннего конфликта;
  • стремление к перфекционизму;
  • пессимизм;
  • дисбаланс между собственными ожиданиями человека и реальностью;
  • завышенная или заниженная самооценка;
  • давление со стороны окружающих;
  • чувство отсутствия чего-то важного в жизни;
  • невозможность самореализации и самовыражения.

Внешние факторы включают в себя:

  • действие угрозы жизни или здоровью;
  • нападение со стороны человека или животного;
  • конфликтные ситуации на работе или дома;
  • финансовые проблемы;
  • военное положение в стране;
  • катастрофы природного или техногенного вида;
  • бракоразводный процесс.  

Фазы развития стресса

Состояние стресса различно по характеру и этиологии, но принцип его формирования однотипен. Над систематизацией основных стадий стресса работал Г. Селье, по его схеме ориентируются в терапии данного состояния. В связи с этим фазы именуются также триадой Селье.

Три стадии стресса называются: тревожной, резистентной и этапом истощения.

1 фаза – тревожная

Стресс начинается с этапа тревоги. Она состоит из реакции органов и систем на повышенную секрецию стрессовых гормонов, что готовит его к дальнейшей самозащите или побегу. Участие в формировании этой фазы принимают в первую очередь два гормона:

  • адреналин;
  • норадреналин.

Они синтезируются надпочечниками.

Участвуют пищеварительный тракт и иммунная система. Происходит резкое снижение способности организма сопротивляться действию патогенных факторов, что повышает шансы развития каких-либо заболеваний. Пропадает аппетит, пища хуже усваивается и нарушается ее выведение.

В это время также осуществляется мобилизация некоторых ресурсов, значительно улучшается восприятие информации, внимание и память. Наблюдается феномен гиперактивности мышления, когда происходит повышение способности к анализу ситуации и вариантов действий, процесс принятия какого-либо решения становится более эффективным.

2 фаза – резистентная

Когда завершается первая стадия развития стрессового состояния, начинается вторая – резистентная (сопротивления или адаптации). Организм функционирует в режиме, похожем на нормальный. Он словно привыкает к стресу, а психологические черты, представленные тревогой, повышенной возбудимостью и агрессией, малозаметны или отсутствуют. Активность всех систем повышена и находится на максимуме своих возможностей.

3 фаза – истощения

Заключительный в формировании стресса этап – истощение. Все мобилизованные резервы организма ослабевают, не выдерживая нагрузки.

Изменения психологического состояния делятся на два дополнительных этапа: расстройства и деструкции.

  • На первом происходит снижение продуктивности в какой-либо деятельности. Затрудняется процесс поступления и обработки информации, ухудшается память. В это время встречается несколько феноменов. Первый из них – блокада прошлого опыта, когда происходит ухудшение возможности получать ответ из собственной долговременной памяти. Другой феномен называется репродуктивизацией мышления. При этом человек вместо того, чтобы искать урегулирование какого-то вопроса, пытается вспомнить другие решения, которые принимал ранее. Последний феномен – уплощение мышления, когда утрачивается способность к подаче оригинальных идей и мыслей.
  • Второй этап – деструкция, когда происходят значительные нарушения в психических процессах. Возникает блокада восприятия, памяти и мышления, которую также называют интеллектуальным ступором, чередующимся с амнезией. Деструкция проходит по типу гипервозбуждения или гиперторможения. Первый вариант характеризуется хаотичным, импульсивным поведением без смысла. Для второй версии типично состояние оцепенения, когда человек просто перестает воспринимать себя как часть какой-то ситуации. Одновременно с этим физиологическое истощение становится причиной развития новых и обострения старых соматических патологий.

Терапевтическая помощь при стрессовом состоянии

С первой стадией стресса человек справляется самостоятельно. Для этого ему нужен отдых, отграничение себя от стрессового фактора и здоровый сон.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

На второй и третьей стадии без сторонней помощи уже не обойтись. В соответствии с состоянием организма, причинами стресса и фазой психотерапевт разрабатывает схему регулярных встреч с больным, используя методики расслабления и восстановления душевного равновесия, которые, по его мнению, подходят пациенту. Также он дает рекомендации по коррекции образа жизни и упражнениям для выполнения дома. При необходимости врач назначает соответствующие лекарственные средства.

Стресс – неотъемлемая часть жизни, но степень его воздействия различна в зависимости от фазы.

Для помощи человеку в этом состоянии необходимо воздействие на первопричины стресса и выбор методов лечения, соответствующих одной из трех стадий. Немаловажна и профилактика, включающая в себя поддержание правильного питания, нормального цикла сна и бодрствования, а также соблюдение баланса между работой и отдыхом.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Вопрос 1. Понятие стресса. Виды стресса, стадии стресса по г.Селье. Стрессреализующие и стресслимитирующие системы. Профилактика психоэмоционального стресса.

Стрессэто реакция человеческого организма, возникающая в ответ на действие раздражителя независимо от того, какой он несет заряд — отрицательный или положительный. Быстрый темп современной жизни и появление новых потребностей приводят к тому, что раздражителей становится все больше, а нагрузка, которую нам приходится переносить, невероятно возрастает. Виды:

  • Полезные стрессы, или эустрессы — понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

  • Вредные стрессы, или дистрессы, возникают, когда напряжение достигает критической точки, когда нет больше сил бороться с ним. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвамиинфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируявегетативную нервную системуи еёэндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

 Адаптационный синдром — совокупность адаптационных реакций организма человека, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на стрессоры — значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Адаптационный синдром — это процесс, закономерно протекающий в трех стадиях, которые носят название стадии развития стресса: 

  1. Стадия “тревоги”

    (аларм-реакция, стадия мобилизации) — мобилизация адаптационных ресурсов организма. Продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: 1) фаза шока — общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения. 2) фаза “противошока”. При достаточной силе стрессора фаза шока заканчивается гибелью организма в течение первых часов или дней. Если адаптационные возможности организма способны противостоять стрессору, то наступает фаза противошока, где происходит мобилизация защитных реакций организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая стадия.

  2. Стадия резистентности (сопротивления). Включает в себя сбалансированное расходование адаптационных резервов, поддерживается существование организма в условиях повышенных требований к его адаптационным возможностям. “Продолжительность периода сопротивления зависит от врожденной приспособленности организма и от силы стрессора”. Эта стадия приводит либо к стабилизации состояния и выздоровлению, либо, если стрессор продолжает действовать еще дольше, сменяется последней стадией — истощения.

  3. Стадия истощения — утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма. Возникает несоответствие стрессогенных воздействий среды и ответов организма на эти требования.

 Стрессреализующие системы.

Механизмы приспособления к воздействию стрессоров неспецифичны и являются об­щими для любых стрессовых воздействий, что позволяет говорить об общем адаптационном синдроме (или 

стресс-реакции).

В современной литературе механизмы, лежащие в ос­нове стресс-реакции, называют стресс-реализующими системами.

Первый этап в стресс-реакции — активация симпати­ческого и парасимпатического звеньев автономной нерв­ной системы.

Физиологические изменения в организме, на­блюдаемые на первом этапе стресс-реакции:

1)учащение сердцебиения;

2)усиление сердечных сокращений;

3)расширение сосудов сердца;

4)сужение брюшных артерий;

5)расширение зрачков;

6)расширение бронхиальных трубок;

7)увеличение силы скелетных мышц;

8)выработка глюкозы в печени;

9)увеличение продуктивности мыслительной деятель­ности;

10)расширение артерий, проходящих в толще скелет­ных мышц;

11)ускорение обмена веществ.

Стресслимитирующие системы.

В процессе эволюции в организме человека появились механизмы, которые пре­пятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побоч­ные отрицательные воздействия на органы-мишени. Такие механизмы получили название стресс-лимитирующие си­стемы, или системы естественной профилактики стресса.

ГАМК-эргическая система. Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими нейронами ЦНС, в том числе и тормозными.

Под влиянием фермен­тов ГАМК превращается в мозге в ГОМК (гамма-оксимасляная кислота), которая способна тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе и гипоталамуса. 

В ре­зультате не происходит запуска стресс-реакции.

Эндогенные опиаты (энкефалины, эндорфины, динорфины). Образуются из бета-липотропина в гипофизе под влиянием стресса. Эти вещества вызывают эйфорию, снижают болевую чувствительность, повышают работос­пособность, увеличивают возможность выполнения дли­тельной мышечной работы, снижают чувство тревоги. В целом эти вещества снижают психогенные реакции че­ловека на раздражители, уменьшая интенсивность эмоци­ональной реакции, запускающей стресс-реакцию.

Простогландины (преимущественно группы Е). Их продукция возрастает при стрессе, в результате чего снижается чувствительность ряда тканей к действию катехоламинов. Особенно это выражается в отношении чув­ствительности нейронов центральной нервной системы к норадреналину. Таким образом, простогландины снижа­ют выраженность стресс-реакции.  

Антиоксидантная система. Как отмечалось ранее, при действии глюкокортикоидов активируется перекисное окисление липидов, следствием чего является образова­ние свободных радикалов, которые приводят к активации многих биохимических реакций в клетках, что нарушает их жизнедеятельность (плата за адаптацию). Однако в организме существуют эндогенные «тушители» этих свободнорадикальных процессов, которые получили название антиоксиданты. К ним относят витамин Е, серосодержа­щие аминокислоты (цистин, цистеин), фермент супероксиддисмутаза.  

Трофотропные механизмы. Активация парасимпати­ческой нервной системы во время стресс-реакции пред­ставляет собой важнейший механизм зашиты от побочных эффектов глюкокортикоидов и других участников стресс-реакции.

Основные положения учения о стрессе

Стресс, или общий адаптационный синдром – это совокупность общих физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей любой природы — стрессоров.

В своих работах Селье использовал понятия «стресс» и «общий адаптационный синдром» как синонимы. Под этим термином он понимал совокупность неспецифических реакций организма, которые возникают при действии стрессора, наряду со специфическими ответными реакциями, характер которых зависит от природы раздражителя.

По Селье степень выраженности неспецифических реакций организма зависит от силы действия раздражителя. В ответ на действие раздражителей умеренной силы в организме развивается состояние, которое обозначают термином эустресс. Эустрессом называют физиологическое состояние напряжения адаптационных резервов организма, вызванное раздражителем умеренной силы. Такое состояние является для человека обычным, так как на организм постоянно действуют факторы внешней среды. Более того, эустресс имеет приспособительное значение, поскольку способствует тренировке защитных реакций организма.

Напротив, действие на организм раздражителей чрезвычайной силы и продолжительности вызывает развитие состояния, которое в настоящее время обозначают термином дистресс. При развитии дистресса неспецифические защитно-приспособительные реакции утрачивают свое положительное значение и вызывают формирование в организме повреждения. Выраженность таких изменений зависит как от свойств чрезвычайного раздражителя (сила, продолжительность), так и от резистентности организма, определяемой генетическими и приобретенными особенностями.

Различают следующие виды стресса в зависимости от продолжительности процесса: 1) острый; 2) подострый; 3) хронический.

Помимо раскрытия механизма стресса заслугой Селье является и описание комплекса патологических изменений в организме, возникающих при стрессе. В настоящее время их обозначают термином «триада Селье».

Она включает: 1) гипертрофию коры надпочечников и инволюцию (обратное развитие) тимико-лимфатического аппарата; 2) образование язв в желудочно-кишечном тракте; 3) изменения в периферической крови: развитие нейтрофильного лейкоцитоза и уменьшение содержания лимфоцитов и эозинофилов.

Стадии стресса

В развитии стресса выделяют 3 стадии: 1) стадия тревоги; 2) стадия резистентности; 3) стадия истощения.

Стадия тревоги. Продолжительность 6-48 часов. Она включает 2 типа реакций. Первый связан в развитием первичного повреждения: гипотония, урежение пульса и дыхательных движений, гипогликемия, снижение температуры тела и мышечного тонуса, повышением проницаемости сосудов и сгущением крови, усилением распада белка.

Вторая группа реакций направлена на противодействие указанным изменениям и обусловлена усилением секреции АКТГ, глюкокортикоидов, адреналина и ряда других гормонов: повышение артериального давления и температуры тела, учащение пульса, дыхания, повышения уровня глюкозы и жирных кислот в крови и их поступления в ткани. В эту стадию происходит развитие «триады Селье». Указанные изменения приводят к временному снижению устойчивости организма к повреждающему фактору.

Стадия резистентности. Она развивается приблизительно через 48 часов после начала стрессорной реакции. В эту стадию развивается гипертрофия коры надпочечников, устойчивое повышение секреции глюкокортикоидов, катехоламинов, гиперплазия щитовидной железы, незначительная атрофия половых желез. Указанные гормональные изменения приводят к повышению устойчивости организма к действию чрезвычайных раздражителей.

При умеренной силе или незначительной продолжительности действия раздражителя постепенно происходит нормализация возникших структурных нарушений в органах и их функциональной активности. Если действует чрезмерно сильный раздражитель, постепенно развивается истощение функции коры надпочечников, усиливаются процессы катаболизма и снижается устойчивость организма к действию раздражителя.

Стадия истощения. Характеризуется уменьшением продукции гормонов гипофиза и надпочечников. В эту стадию отмечается снижение устойчивости организма к действию чрезвычайных раздражителей.

55 Стресс стадии развития и способы приодоления

Вопрос № 55. Стресс: стадии развития и способы преодоления.

Стресс (Г.Селье) — неспецифический ответ организ­ма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

Селье удалось установить, что на неблагоприятные воз­действия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защит­ной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависи­мости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежут­ке между воздействием и ответом организма развертываются определенные про­цессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного про­цесса.

Стадии стресса:

1. непосредственная реакция на воздействие, требующее адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобили­зации) — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, пли функциональной, мобилизации резервов, без глу­бинных структурных перестроек.

2. период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) — на данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организ­ма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирова­ние организма на воздействующие факторы среды.

3. нару­шение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адапта­ции) — поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные пере­стройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальней­шее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществ­ляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптиро­ваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в «подготовительном» возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению. Следовательно, мы вправе полагать, что стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря нему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как па общее состояние организма, так и на психические характеристики личности. Например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма. Тем не менее, существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса.

Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятель­ности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в си­туациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляет­ся с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать пра­вильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса боль­шинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсив­ный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протека­ния психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космическо­го корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана би­лось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энерго­системы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту.

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной инфор­мации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повыси­лась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, ко­гда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стрес­са, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, извсстных как реакции тре­воги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощуще­ние служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хро­ническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по на­правленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобили­зующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги не­адекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.

1. нор­мальная тревога

2. патологическая тревога

Нормальная, ситуативная, невротическая, психотическая и др.

Тревога — единое, по сути, явле­ние, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при пси­хопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выражен­ные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответ­ственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь меж­ду тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обна­ружена при исследовании механизмов эмоционального стресса.

Роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «че­ловек—среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превыша­ет средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выра­женном нарушении сбалансированности в системе «человек—среда», когда про­исходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возраста­ет, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адап­тации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни.

Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологи­ческими показателями, следует учитывать, что тревога — это, прежде всего субъек­тивное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организ­ма на воздействие окружающей среды.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особен­ности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и веро­ятностью развития негативных последствий. Рассмотрим психологические меха­низмы, вызывающие неадекватное реагирование на внешний стрессор, и пути оп­тимизации эмоционального состояния.

Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложней­ших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к при­кладным проблемам. В курсе общей психологии мы познакомимся с данной про­блемой лишь в общем виде, поскольку при изучении других дисциплин вы не­однократно будете возвращаться к ней.

Существует много подходов к исследованию как регуля­ции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих стресс.

Ф. Б. Березин: адаптация про­текает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере; психическая адаптация является центральным звеном в общей адаптации челове­ка, поскольку именно характер психической регуляции определяет характер адап­тации в целом. Березин также считает, что механизмы психической адаптации, а следовательно, и регуляции психических состояний, лежат в интрапсихической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих успешность адаптации, Березин отно­сит механизмы противостояния тревоге — разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита — это специальная регулятив­ная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является «ограждение» сферы созна­ния от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и не­адекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Березин выделяет четыре типа психологической защиты:

  1. препятствующие осознанию факторов угрозы, вызывающих тревогу;

  2. позволяющие фиксировать тревогу;

  3. снижающие уровень побуждений;

  4. устраняющие тревогу.

Проведенные им исследования обнаружили закономерную смену механизмов интрапсихической адаптации и позволили говорить о том, что различные формы психологиче­ской защиты обладают различными возможностями противостоять тревоге и дру­гим негативным состояниям. Более тоги, было установлено, что существует опре­деленная иерархия типов психологической защиты. Когда одна формы защиты оказывается не в состоянии противостоять тревоге, то «включается» другая фор­ма защиты. Березиным было также обнаружено, что нарушение механизмов пси­хической адаптации или использование неадекватной формы защиты могут при­водить к соматизации тревоги, т. е. направлению тревоги на формирование предболезненных состояний, или к окончательному срыву адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с веге­тативной и гуморальной регуляцией организма, т. е. при возникновении данного состояния происходят определенные физиологические изменения. При этом сле­дует отметить, что использование индивидом неадекватной формы психологиче­ской защиты и возникновение гипертревоги всегда сопровождается сверхнапря­жением, более значительным по своей интенсивности, чем обычное мотивационное. Как правило, в этой ситуации возникает состояние, обусловленное блокадой мотивационного поведения, известное как фрустрация.

Фрустрация — это психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели или решении задачи. Следует отметить, что термин «фрустрация» применяется в современной научной литературе в разных значениях. Очень часто под фрустрацией понимают форму эмоционального стресса. В одних работах этим термином обозначаются фрустрирующие ситуации, в других ~ психическое состояние, но всегда имеется в виду рассогласование между поведенческим процессом и результатом, т. е. пове­дение индивида не соответствует ситуации, а следовательно, он не достигает цели, к которой стремится, а даже наоборот, может прийти к совершенно противопо­ложному результату.

Существенные для адаптации фрустрирующие ситуации обычно связаны с ши­роким диапазоном потребностей, которые не могут быть удовлетворены в той или иной ситуации. Как вы уже знаете, потребность — это состояние индивида, созда­ваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные клас­сификации наиболее значимых из них. П. В. Симонов, например, выделяет биологические, социальные и идеальные. А. Маслоу утверждает, что существует опре­деленная иерархия потребностей, где к числу высших относятся социальные потребности.

Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает определен­ное психическое напряжение. В случае реорганизации целого комплекса потреб­ностей или их рассогласованности, когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пре­делов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватно­сти поведения, т. е. фрустрация. Как правило, это состояние возникает в результа­те некоего конфликта, который принято называть интрапсихичвским конфликтом, или конфликтом мотивов. Характерная для интрапсихичсского конфликта несо­вместимость и столкновение противоположных тенденций личности неизбежно препятствуют построению целостного интегративного поведения и увеличивают риск срыва адаптации.

Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. Вероятность возникновения интрапсихического конфлик­та в значительной степени обусловлена особенностями когнитивной сферы. Мно­гочисленные исследования показали роль когнитивных элементов в развитии стресса, а несоответствие между когнитивными элементами (когнитивный диссо­нанс) влечет за собой возрастание напряженности, и чем больше несоответствие, тем выше напряженность, которая приводит к нарушению интеграции поведения.

Интеграция поведения — это система взаимосвязи между элементами психи­ческой структуры личности, позволяющая успешно решать задачи в интересах адаптации индивида, и в первую очередь добиться согласованности его мотивов и требований окружения. Интеграция поведения реализуется через такие психоло­гические образования, как установка, отношение, ролевые структуры. Интрапсихичсский конфликт отношений, которые формируются на основе ролевых и лич­ностных установок, может приводить к дезорганизации поведения и нарушению сложившихся струкур личности — «я-образа», «я-концепции», самооценки. При этом дезорганизация поведения будет сопровождаться негативным эмоциональ­ным фоном, так как эмоции сопряжены с мотивами и обеспечивают осуществле­ние некоторых регуляторных функций, при этом интеграция эмоций в единую систему определяет характер эмоционального состояния.

Построение интегрированного поведения — существенная часть адаптацион­ного процесса. Нарушение поведения на любом уровне интеграции сопровожда­ется снижением качества психической адаптации, возрастанием фрустрационной напряженности и соответствующими физиологическими сдвигами. В зависимо­сти от того, насколько наше поведение интегрировано, т. е. целостно, осознанно и подчинено определенной цели, настолько высок у нас порог фрустрации, который можно рассматривать в качестве меры потенциальной стабильности психической адаптации и способности противостоять возникающему напряжению.

Одним из важнейших составных элементов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения, а следовательно, и на процесс адаптации в це­лом, является «я-концепция». «Я-концепция» — это относительно устойчивая, в большей или в меньшей степени осознанная и переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Как следует из данного определения, «я-концепция» — это система отношений человека к себе и окружаю­щим его предметам, людям и другим явлениям. Всю информацию, которую чело­век получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы таких от­ношений, и, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация — угрозу или одобрение, — чело­век строит свое поведение. Неслучайно принято считать, что «я-концепция» со­ставляет ядро системы саморегуляции человека. В основе «я-концепции» лежат самооценка и уровень притязаний, отражающие общую направленность мотивационной сферы, ориентированной на достижение успеха (мотивация достижения) или на избежание неудач (мотивация избегания). В свою очередь, исследования мотивации показали зависимость между характером мотивации и выбором пове­денческих стратегий, а также особенностями адаптации к условиям изменяющей­ся среды. При преобладании мотивации достижения поведение отличается отсутствием видимой тревоги, и наоборот, мотивация избегания неудач сопровождает­ся проявлением тревоги.

В. Н. Мясищев — авторе концепции отношений личности. По мнению Мясищева, система отношений составляет ядро личности. Эта система формиру­ется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действитель­ности. Данная концепция нашла широкое применение в медицинской психоло­гии, особенно в области исследования и лечения неврозов.

Неврозы — эта группа нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, являющихся следствием длительного или чрезмерно интенсивного эмо­ционального напряжения. Главная причина невроза — нарушение системы регу­ляции эмоциональной связи, вызванное противоречием между установками и взглядами личности и внешней действительностью, т. е. в основе такого наруше­ния лежит интрапсихический конфликт.

Невроз, являясь нервно-психическим расстройством, сопровождается вегета­тивными проявлениями: мышечным напряжением, тремором, нарушениями ра­боты сердца, тревогой, чувством подавленности, головными болями, слабостью. Причем эти вегетативные изменения происходят не сразу, а постепенно. Прежде всего изменяется сон. Он становится поверхностным, человек легко просыпается. Постепенно изменяется чувствительность человека к внешним раздражителям. Звук, свет, разговоры необыкновенно раздражают человека. Даже шумы обычно­го уровня могут стать непереносимыми. Повышенная чувствительность выступа­ет, с одной стороны, как приспособительный механизм к недостатку информации, обеспечивая приток дополнительных сигналов, с помощью которых можно разре­шить ситуацию. С другой стороны, повышенная чувствительность делает челове­ка более восприимчивым к любым раздражителям и проявляется как излишняя плаксивость, нетерпеливость, взрывчатость, а также в виде болевых ощущений в ответ на слабые сигналы из внутренней среды, которые ранее не воспринима­лись.

Однако главной особенностью невроза является конфликт. Конфликт обнару­живается в основе большинства неврозов и всегда сопровождается чрезвычайно интенсивными переживаниями. Переживания могут быть различны. Например, ощущение своей вины, своего упущения, вследствие которого и возникла травми­рующая ситуация, и др. В то же время следует отметить, что переживания стано­вятся источником невроза лишь в том случае, если они особо значимы для челове­ка. Поэтому большинство эмоциональных, или интрансихических, конфликтов, послуживших причиной заболевания, по своей природе социальны.

Эмоциональный стресс чаще всего ока­зывается связанным с социальными явлениями, т. е. эмоциональный стресс явля­ется неотделимой частью социальной адаптации человека. В результате наших многолетних экспериментальных исследований этой проблемы мы пришли к вы­воду о том, что существуют характеристики личности, которые определяют успешность адаптации человека в самых разнообразных условиях. Эти харак­теристики формируются в процессе всей жизни человека, и к их числу в первую очередь следует отнести уровень нервно-психической устойчивости, самооценку личности, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориен­тацию, ориентацию на требования ближайшего окружения.

Все эти характеристики при детальном изучении оказались взаимосвязаны друг с другом. Более того, они формируют одну интегральную характеристику, которая была названа нами личностным адаптационным потенциалом. Данная характеристика рассматривается нами как системное свойство личности, которое заключается в способности личности адаптироваться к условиям социальной сре­ды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более жестким и суровым условиям социальной среды может приспособиться человек.

Р. М. Грановская делит все стратегии выхода из напряженной ситуации на три группы: изменить или ликвидировать проблему; уменьшить ее интенсивность за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчить ее воздействие с помощью включения ряда способов.

Ключевую роль в управлении своим состоянием играет осознание жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Чем быстрее человек опреде­лит свои жизненные ценности и цели, тем у него больше шансов избежать нега­тивных последствий внезапно возникшего чрезмерного эмоционального напря­жения, поскольку человек, сделавший главный жизненный выбор, в значитель­ной мере определил все дальнейшие решения и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение со своими главными жизненными ориентирами. Своевременность подобного взве­шивания нормализует его состояние. При этом критическая ситуация рассматри­вается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека, в результате чего значимость этой ситуации может резко снизиться. Известно много примеров, когда с людьми происходили несчастные случаи, от которых можно было опра­виться в течение нескольких часов. Но реакция на них была столь неадекватна, столь несоотносима с личной шкалой ценностей, что развивались значительные жизненные кризисы. Поэтому неблагоприятные последствия возникают часто не из-за самих случаев, а из-за реакции на них.

Таким образом, одним из основных способов избегания чрезмерного эмоцио­нального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции. Причем это раз­витие начинается с первых дней жизни человека, а его успех в значительной сте­пени зависит от того, насколько умело строят воспитательный процесс родители ребенка, а затем и педагоги в школе, насколько государство заботится о воспита­нии подрастающего поколения, и от много другого.

Следующий способ регуляции эмоциональных состояний, по мнению Гранов­ской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реа­лизации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к суже­нию сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, вол­нение меняют стратегию поведения. Пораженный смятением человек стремится избежать малейшего риска, боится идти в том направлении, которое грозит за­блуждениями и ошибками, поэтому каждую новую информацию он стремится связать с аналогичной, уже известной ему. В этой ситуации человек очень часто совершает ошибки, принимая неправильное решение. Поэтому необходимо учить­ся правильно, выбирать момент для реализации своих планов в сложной, эмоцио­нально напряженной ситуации.

Еще один способ снизить эмоциональное напряжение заключается в ослабле­нии мотивации. Например, отказаться на время от достижения поставленной цели или снизить эмоциональную напряженность через произвольное перенесение вни­мания, концентрируя его не на значимости результата выполняемой деятельно­сти, а на анализе технических деталей задачи или тактических приемах.

Грановская выделяет еще один способ борьбы с эмоциональными стрессами и эмоциональной напряженностью. Этот способ заключается в заранее подготов­ленных стратегиях отступления. Наличие запасного варианта поведения в той или иной ситуации снижает излишнее возбуждение и делает более вероятным успех решения задачи на генеральном направлении. Не подготовив альтернативного решения, человек необоснованно пессимистично оценивает ситуацию, которая может возникнуть в случае провала основного варианта. Имея запасной вариант действий, в случае провала первого человеку проще смириться с неудачей и со­хранить при этом оптимистическое расположение духа. Следовательно, запасные стратегии уменьшают страх перед неблагоприятным развитием событий и тем са­мым способствуют созданию оптимального фона для решения задачи.

5

Стадии стресса: современные варианты классификации

Стадии стресса по-разному классифицируются, но существенное отличие состояний на разных этапах признано специалистами, изучающими стрессовые состояния человека. Исследование этапов стресса имеет большое значение, как и исследование стресса в целом. Основными классификациями стадий остаются работы Ганса Селье, но современный подход — своеобразное «дерево» и другие — позволяют взглянуть на течение стресса по новому.
Исследования стресса

Физиологические стадии

Основоположник учения о стрессе и его этапах, Ганс Селье, автор медицинских трудов, среди которых особенно известна работа «Стресс без дистресса». Начало концепции стресса положили исследования, во время которых Селье обнаружил так называемый «синдром» — реакцию ответа на повреждение. Синдром также получил название «триада», поскольку состоял из трех основных этапов:

  1. Первый этап запускал механизмы усиленной работы надпочечников, включая увеличение их коркового слоя и общее повышение активности.
  2. Второй этап характеризовался уменьшением или даже сморщиванием вилочковой железы и все тем же уменьшением лимфатических желез.
  3. Третий — появлением точечных кровоизлияний и образования крошечных язв на поверхности слизистой оболочки всего желудка и кишечника.

Заслуга Селье в медицине вообще и конкретно в психологии состоит в первую очередь в том, что эти этапы реакции он смог описать касательно практически всех болезней, на которые каким-либо образом реагирует организм. Ганс Селье доказал, что аналогичные реакции протекают в организме и под воздействием стресса. Таким образом, и изменение в надпочечниках, и уменьшение желез, и появление язв — это своеобразные стадии стресса, его особые механизмы. Три этапа протекания стрессовой реакции по Селье — это ответы организма на воздействие извне и закономерные изменения в нем определенных органов и их активности.

«Дерево» — современный подход

В отличие от теории Селье, данный подход не описывает реакции организма на воздействие стрессора. «Дерево» описывает фазы стресса начиная от его появления и заканчивая возможными последствиями. Как и реальное растение, «дерево» имеет вполне ожидаемые составные части:

  • корни — являются причинами возникновениями стресса, его основой;
  • ствол — представляет собой общее психологическое и физическое напряжение, вызванное влиянием стрессора, которым, кстати, может выступить совершенно любой фактор;
  • листья — являются своеобразными симптомами болезни;
  • плоды — негативными последствиями стресса, развивающимися болезнями.

Разумеется, без корней (стрессоров) и ствола не будет ни симптомов, ни последствий, что, кстати, можно отнести к любой болезни. Именно по этой причине специалисты активно занимаются изучением возникновения стресса и возможностей избавления от него.

Концепция «Дерева» помогает не только в изучении основных стадий стресса, но и в полном анализе других болезней, у которых также есть корни — свои источники.

Фазы психического состояния

Психические стадии стресса по Г. СельеСелье рассматривал не только физиологические стадии. Он также выделил три стадии в зависимости от особенностей эмоционального состояния и поведения человека:

  1. Фаза тревоги, на которой все энергетические ресурсы организма мобилизуются под воздействием стрессового фактора.
  2. Фаза сопротивления — мобилизованные ресурсы максимально экономично расходуются на преодоление возникшего препятствия. Во время этой фазы может увеличиться продуктивность, умение эффективно решать поставленные, даже самые сложные задачи, умение добиваться своих целей. Но, если эта фаза долгое время не будет прерываться качественным отдыхом, организм будет работать на износ.
  3. Фаза истощения, или дистресс. В это время человек ощущает общую слабость, разбитость, работоспособность сильно снижается. Именно дистресс приводит к появлению неприятных, даже серьезных последствий

Фазы хорошо описывают состояние человека во время стресса, а также возможные варианты развития событий, начиная от волевой работы и мотивации на серьезные дела, заканчивая депрессией и полным безразличием к окружающему миру, вызванному дистрессом.

Другие варианты классификации

Фазы стресса можно рассматривать и с других сторон — работы Ганса Селье и концепция «Дерева» не являются единственными взглядами на развитие стрессового напряжения.

Ступенчатая система

Данная теория рассматривает не сам стресс, а некие ступени выхода из напряжения. Ступенчатая система включает:

  • избавление от любых проявлений и симптомов;
  • уменьшение общего напряжения;
  • полное избавление от существующих причин.

Последовательность ступеней начинается с низшего уровня — симптомов, и заканчивается высшим — устранением причины стресса, но вовсе не обязательно пациент вместе с лечащим врачом пройдет все три ступени. Вполне возможно, что избавления от симптомов хватит для улучшения состояния. Отсутствие напряжения даст человеку ресурс самому справиться с причинами стресса, не прибегая к посторонней помощи.

Состав стрессора

Еще одна градация представляет собой деление стрессора на составные части. В этом случае выделяют:

  • саму ситуацию, событие или предмет, вызывающий у человека стрессовую реакцию;
  • отношение человека к ситуации или предмету.

Авторы теории полагают, что к стрессу приводят два основных действия: стрессор и отношение к стрессору, чаще всего негативное.

Двухфакторная причина стресса

Кривая стресса

Цепочку происходящих в стрессе реакций, можно представить привычной для многих кривой:

  • нарастание и усиление общей напряженности;
  • сам стресс, который можно поделить на более мелкие, описанные выше составные части;
  • снижение и ослабление общей напряженности.

На первом этапе могут проявляться различные симптомы, на втором уже наблюдаются некоторые последствия. Третий этап — это избавление от стресса, во многих других теориях данный этап не отражен, что делает концепцию уникальной.

Итог

Каждая классификация характеризует разные стороны протекания стресса: эмоциональные, физические или исключительно психологические реакции в равной степени могут быть источником знаний о стрессе, его этапах, а также основой для создания средств борьбы с негативными последствиями.

Видео: Торсунов О.Г. «Стадии развития стресса»

Виды стресса

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.

  2. Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.

  3. Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Ганс Селье, «Стресс жизни»

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдаетиммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами.

Симптомы стресса

Что же такое стресс с практической точки зрения? Чтобы в этом разобраться, давайте рассмотрим основные симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия, физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому. 

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Положительные свойства стресса

И здесь мы снова приводим небольшой список:

  • По мнению Доктора Ричарда Шелтона из Университета Алабамы, стресс не всегда оказывает на организм человека отрицательное воздействие. Да, в том случае, если он стал хроническим, тогда следует обращаться к специалистам, но если стресс бывает лишь периодически, то это может пойти на пользу

  • При воздействии стресса вырастают показатели интеллектуальных способностей, т.к. мозг создаёт больше нейротрофинов, поддерживающих нейроны в состоянии жизнеспособности, и обеспечивающих связь между ними

  • Стресс усиливает иммунитет, т.к. организм, чувствуя его воздействие, начинает готовиться к потенциально опасным ситуациям, в процессе чего вырабатываются интерлейкины – вещества, в некоторой степени, отвечающие за сохранение иммунитета в норме. Стресс мобилизует сопротивляемость организма, хотя лишь на время

  • Организма под воздействие стресса становится более выносливым, ведь стресс можно назвать своеобразной тренировкой эмоциональной системы и психики. Когда человек сталкивается со стрессом и решает связанные с ними проблемы, он становится более устойчив и к более серьёзным проблемам

  • Стресс формирует мотивацию. Такой стресс называют положительным или просто элеустрессом. Он позволяет человеку войти в такое состояние, которое экономит силы и ресурсы, и в результате которого у человека просто нет времени заниматься промедлением, рефлексировать или переживать

  • Специалисты университета Джонса Хопкинса установили, что у детей женщин, испытывавших лёгкие или умеренные формы стрессов в процессе беременности, быстрее развивается двигательная активность имоторика

  • Сильный стресс расширяет зрачки человека, чтобы он мог собрать максимальное количество визуальной информации о происходящих событиях

  • По мнению учёных, стресс – это важнейшая часть эволюционного процесса, т.к. он усиливает способность живого существа к выживанию

  • Стресс способствует сгущению крови, что служит подготовкой организма к травмам (но обратная сторона «медали» заключается в том, что из-за частых стрессов могут возникнуть тромбы)

Как бороться со стрессом?

Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

  • относиться проще к происходящим событиям и не принимать их близко к сердцу;

  • учиться мыслить позитивно, находя положительные черты в каждом происшествии;

  • переключаться на приятные мысли. Если вас одолевает какой-либо негатив, заставьте себя думать о чем-то другом;

  • больше смеяться. Как известно смех не только продлевает жизнь, но и помогает избавиться от нервного напряжения;

  • заниматься физической культурой, т.к. спорт хорошо помогает избавиться от негатива и справиться со стрессом.

Избегайте ненужных стрессов.

Невозможно избежать всех стрессовых ситуаций. Есть, конечно, такие, которые, несмотря на их неприятность, должны быть решены. Однако в жизни встречается огромное количество стрессов, которых можно   все-таки избежать.

Попробуйте изменить ситуацию.

Если вы не можете избежать стрессовой ситуации, попробуйте изменить ее. Выясните, как вы можете изменить положение вещей, чтобы эта проблема не возникала в будущем. Часто это связано с изменением межличностного общения и работы в вашей повседневной жизни.

Адаптация к стрессору

Если вы не можете изменить стрессовую ситуацию, то измените свое отношение и  приспособьтесь к ней. Посмотрите на стресс немного под другим углом

Примите то, что не можете изменить

Некоторые источники стресса неизбежны. Вы не можете предотвратить или изменить стресс, вызванный тяжелой болезнью или смертью близкого человека, кризисом и т.д. В таких случаях лучшим способом справиться со стрессом является принятие этих ситуаций такими, какие они есть

Найдите время для отдыха и развлечений

Если вы регулярно находите время для отдыха и развлечений, значит, вы будете лучше защищены от неизбежных стрессовых ситуаций.

Ведите здоровый образ жизни

Вы можете увеличить устойчивость к стрессам за счет укрепления вашего физического здоровья.

первая, вторая и третья фазы развития тревоги

Каждый, независимо от возраста и пола, сталкивался со стрессом в своей жизни. Сам жизненный путь начинается со стресса – рождения. Кардинальная смена среды обитания для младенца становится шокирующим фактором, в результате которого организм перестаивается на совершенно новые способы существования: дыхание через легкие, получение пищи через рот и ее переработка органами пищеварения.

Рождение – первый стресс

Рождение – первый стресс

Стадии стресса в психологии

Что бы ни являлось причиной стресса, различные организмы на всевозможные факторы воздействия (стрессоры) реагируют одинаково. Медики и ученые-психологи, анализируя состояние людей, животных и даже растений, пришли к выводу о том, что есть две модели поведения живого организма, на который производится шокирующее воздействие:

  • активная, побуждающая бороться за возвращение к нормальной жизни, адаптируясь к новым условиям;
  • пассивная, позволяющая игнорировать возникшую трудность, бежать от поиска решения, смириться с новыми обстоятельствами.

Важно! Путь, которым пойдет живой организм, зависит не только от наследственности и собственных убеждений, но и от количества адаптационной энергии в организме.

Ганс Селье – родившийся в Вене ученый-медик, внимательно изучающий патологии человеческого организма, один из первых обратил внимание на значение стресса и его природу. Именно он раскрыл понятие адаптационной энергии, которая, по его мнению, является невосполнимым ресурсом любого организма, источником сил, способным дать возможность противостоять стрессу. Селье считал, что в тот момент, когда адаптационная энергия иссякает, наступают старость и смерть. Он же описал три стадии стресса, имеющие определенный порядок возникновения:

  1. Тревога;
  2. Сопротивление;
  3. Истощение.
Ганс Селье

Ганс Селье

Экспериментальным путем он доказал, что любое животное, подвергшееся длительному воздействию стресса, обязательно проходит эти три фазы стресса.

Неизбежно чередующиеся фазы стресса имеют различную продолжительность. Один и тот же фактор, воздействующий на разные объекты, запускал формирование отличающихся по продолжительности стадий ответных реакций. Физиология нарастания физического напряжения является индивидуальной характеристикой, напрямую зависящей и от количества накопленной адаптационной энергии. Психологическое состояние индивида также влияет на то, как долго будет длиться тревога, и как скоро может произойти переход в третью стадию.

Причины возникновения и терапия

Значение стресса в жизни каждого сложно переоценить – он неизбежно оставляет рубец на психике или физическом здоровье. Причиной, или стрессором, может стать как негативная информация, так и позитивная, несущая большую эмоциональную нагрузку на объект.

Г. Селье привел в своей книге яркий пример ситуации, в которой позитивная информация, став стрессором, может убить человека, если тот ее получил в момент, когда его невосполнимый запас адаптационной энергии иссяк. В качестве объекта он предлагает рассмотреть женщину, проводившую единственного сына на войну. Получив трагическое известие о том, что он погиб в бою, мать тратит огромное количество сил сначала на тревогу, связанную с болью утраты, потом на борьбу с душераздирающими чувствами. Она еще много лет живет, храня память о сыне. Но, если спустя какое-то количество лет окажется, что похоронка пришла ей по ошибке, ее ребенок жив, и однажды он откроет дверь и войдет в дом, женщина от стресса, уже основанного на положительных эмоциях, может потерять сознание. Сильный шок, застигнув ее в преклонном возрасте, способен спровоцировать сердечный приступ и как результат – смерть. Истощенный организм не найдет силы на адаптацию, в этом случае наступит стадия истощения.

Сам организм на клеточном уровне также способен переживать стресс. Повседневно человек может сталкиваться со стадией тревоги, когда, к примеру, вынужден находиться на улице при экстремально низких температурах. Первую стадию мышцы встречают тонусом и дрожью, после чего организм концентрирует кровоток «по малому кругу», в результате чего сосуды конечностей сужаются, кожа значительно снижает теплопотерю, а жизненно важные органы сохраняют нужную температуру и обеспечиваются необходимым объемом кислорода за счет активного кровообращения. Это, как вторая фаза развития стресса, – яркий пример резистентности.

Воздействие низкими температурами

Воздействие низкими температурами

Внимание! Если точно знать, с какой стадии начинается стресс, можно вовремя принять меры для предотвращения его развития с целью сохранить адаптационную энергию.

Терапия, начавшаяся на первой степени развития, будет наиболее действенной, даже если ограничится правильной организацией досуга, чем тяжелая медикаментозная помощь, после запущенного механизма фазы сопротивления.

Расслабление – основное направление, с которого рекомендуют начинать психологи тем, кто переживает первую стадию стресса. Важно избавиться от мышечного тонуса, если он возник в результате нервного перенапряжения. В этом случае поможет профессиональный массажист. В комплексе не стоит пренебрегать сменой обстановки. Однако Г. Селье утверждал, что почти во всех случаях справиться даже с самым сильным стрессом может помочь трудотерапия. Когда человеку удается стать полезным, заниматься созидательной деятельностью, он переключается от синдрома растерянности и концентрируется на деле, спасая даже свою душу от тяжелой болезни.

Три стадии стресса

Проводя лабораторные исследования над крысами, ученый смог сделать вывод о том, что стадии развития стресса идентичны абсолютно для всех организмов и не зависят от типа стрессора. Им могут быть холод, жара, введенный яд или гормон, травма (организмы реагировали одинаковыми изменениями внутренних органов). Этот феномен получил называние «общий адаптивный синдром», именно он был проанализирован в теории, после изучен детально на практике прежде, чем его стало можно охарактеризовать тремя стадиями стресса в психологии.

Стадия тревоги

Краткая фаза тревоги присуща людям с высокой стрессоустойчивостью. Тревожное состояние не помогает решить проблему, не дает сконцентрироваться на поиске выхода из сложной ситуации, может спровоцировать панику.

Тревожность – первая фаза

Тревожность – первая фаза

Стадия сопротивления (резистентности)

После вероятной растерянности или тревожности органов (в зависимости от типа стрессового воздействия) наступает этап, на котором организм начинает сопротивление. Это возможно, если последствия от влияния стрессора совместимо с адаптацией.

Стадия истощения

При длительном сопротивлении значительно истощаются запасы адаптивной энергии, после ее истощения, согласно исследованиям, снова наступает тревога, но она уже имеет определение необратимой реакции и ведет к смерти.

Дополнительная информация. Кровотечение, как тревожная реакция организма на травму, сменяется образованием тромбоцитов, обязанных остановить кровопотерю (резистентность). В результате длительной борьбы организм может потерять много крови, не суметь спастись самостоятельно, истощиться и погибнуть.

Виды и симптомы стресса

Хотя и было признано, что не существует однозначного статического определения термину «стресс», тем не менее, само состояние принято делить на два вида:

  • эустресс;
  • дистресс.

Эустресс является результатом эмоционального подъема. Его часто сравнивают с психологическим пробуждением. Это своеобразный источник адреналина. Тогда как дистресс – это всегда негативная реакция, которую может испытывать человек, узнав о непредсказуемом разводе или смерти близкого.

Эустресс – эмоциональное пробуждение

Эустресс – эмоциональное пробуждение

Типичные симптомы стресса больше относятся к проявлению дистресса:

  • нарушение сна;
  • отрицание наличия проблемы;
  • повышенная нервозность;
  • агрессивная реакция на дружелюбное отношение окружающих;
  • нарушение работы сердечно-сосудистой системы;
  • язвы желудочно-кишечного тракта;
  • скачки артериального давления.

Важно! Лабораторные исследования Селье подтвердили, что нарушения в работе пищеварительной и сердечно-сосудистой систем можно считать достоверными симптомами стресса.

Как восстановиться после стрессов

Детально изучив все этапы стресса, Ганс Селье считал, что лучшим способом восстановиться после эмоционального потрясения и всеобщего погружения в охватившее горе может стать обращение к воспоминаниям о былых победах и успехах, случавшихся на протяжении всей жизни. Яркие картины, несущие положительный заряд, помогут вернуть веру в лучшее и сбросить тяготы переживаний.

Если стресс стал переломным моментом в жизни человека, ему может потребоваться квалифицированная медицинская помощь. Когда пациент, согласный на медицинское вмешательство, проведет хотя бы одну встречу с психотерапевтом, которому удастся расположить к себе человека с травмированной психикой, одна лишь душевная беседа уже даст свои результаты.

Видео

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о