Стресс ведущий к истощению внутренних резервов организма – Тема 1.2. Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладения. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствие стресса.
СТРЕСС
СТРЕСС
Неотъемлемым элементом современной жизни является постоянное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. С точки зрения психического здоровья стресс (от англ. Stress – напряжение) – это состояние психофизиологического напряжения. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и с наименьшими трудностями. Неспособность противостоять психологическим стрессам влечет за собой соматические, нервные и психические заболевания.
Прежде, чем приступить к изложению основных вопросов связи стрессовых реакций со здоровьем, немного истории.
Термин «стресс» в медицинской науке был впервые предложен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году. Проводя многочисленные эксперименты, Селье установил, что различные заболевания, вызванные любой причиной, например, холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой, нервно-мышечным напряжением и т.д., несмотря на разнообразие клинических проявлений, имеют однотипную реакцию организма, которая, по его наблюдениям, заключается в потере аппетита, мышечной слабости, повышении АД, утрате мотивации достижений. Такое состояние Селье обозначил термином
Есть и такое понятие стресса: это усилие или большая затрата энергии.
Некоторые под стрессом понимают любое влияние, которое нарушает естественное равновесие организма, и включают в это понятие физические ранения, различные воздействия, лишения, все болезни и эмоциональные расстройства.
Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель.
Стресс – это состояние, в котором находится живой организм при мобилизации адаптивных механизмов в ответ на действие различных по своей силе раздражителей.
Стрессовая реакция является психофизиологической реакцией и включает в себя сложные взаимодействия психического и соматического.
Пример. Мать, которой сообщили о гибели ее единственного сына в бою испытывает страшное душевное потрясение. Если какое-то время спустя окажется, что он жив, и сын неожиданно войдет в дом, она почувствует сильнейшую радость.
Неспецифические требования приспособления к новой ситуации – могут быть одинаковы в той и другой ситуации. Поэтому, стресс – это не всегда результат отрицательного воздействия; любая нормальная деятельность (игра в теннис, радостная встреча) может вызвать стресс.
Утомление – еще одно слово, которое используется в том же контексте, что и слово «стресс».
В процессе длительной эволюции человек научился приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Именно эта способность позволила человеку выжить в очень суровых условиях существования. При этом механизмы приспособления постоянно совершенствовались. Выживали те, у кого эта способность была более выражена, то есть происходил естественный отбор. Возникает вопрос: одинаковая ли реакция у всех людей в ответ на воздействие разнообразных факторов или разная?
Организм постоянно реагирует на любое изменение с помощью приспособительных реакций, то есть находится в постоянном напряжении. Его выраженность (степень напряжения) зависит от агрессивности стрессоров, их количества и продолжительности действия.
Совокупность физиологических реакций в ответ на стрессовое воздействие Г. Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАС). Его развитие сопровождается сменой трех периодов или состояний: мобилизацией (повышенной активностью), сопротивлением и истощением. В каждом из этих состояний принимают участие нервная и эндокринная системы. Остановимся кратко на характеристике стадий общего адаптационного синдрома (ОАС) в интерпретации Г. Селье.
Период мобилизации связан с возникновением тревоги в начальный момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) – нападению, защите или бегству. Это выражается в ускорении пульса, усилении кровообращения, повышении АД, углублении дыхания, уменьшении секреции пищеварительных ферментов. Организм готов выполнить такую работу, которая в реальной жизни не встречается. Известен случай, когда молодой человек, спасаясь от разъяренного быка, перепрыгнул через речку, ширина которой была достаточно велика. На следующий день, поспорив с друзьями, он так и не смог повторить этот прыжок, хотя и пытался много раз. Таких примеров можно привести великое множество.
Стадия сопротивления (резистентности) — это сбалансированное расходование адаптационных резервов. Период сопротивления сопровождается снижением уровня мобилизации до устойчивого уровня, но при достаточно высокой активности задействованных систем и органов. Это позволяет организму переносить без особого ущерба для здоровья достаточно продолжительное действие стрессора. Конечно, при этом организм находится в некотором напряжении. Но это не может продолжаться сколько угодно долго. Если стрессор продолжает действовать через некоторое время наступает третья стадия – истощения. У всех людей это время разное и зависит от индивидуальных особенностей организма.
Стадия истощения – это призывы организма о помощи, которые могут придти только извне. Истощение наступает тогда, когда организм подвергается либо очень сильному (чрезмерному), либо очень продолжительному действию стрессора. В этот период наиболее сильно страдает иммунная система, которая в норме обеспечивает защиту организма от целого ряда заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной природы. Возникают различные заболевания. Г. Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к разрушению физического и психического здоровья.
Действие стрессора и развитие стресса наряду с очевидными отрицательными последствиями для здоровья человека могут быть и полезными. Другими словами, стресс приносит не только вред, но и пользу. Это наблюдается в тех случаях, когда действие стрессора не очень значительно, но происходит на достаточно высоком уровне и организм сравнительно легко справляется с нагрузкой. В этот момент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Г. Селье назвал такое состояние
Однако надо отметить, что высокий уровень стресса не может быть продолжительным и спустя достаточно короткое время состояние стресса переходит во вторую и третью стадии, то есть дистресс.
В отличие от айстресса дистресс оказывает разрушительное действие на здоровье человека. Вот некоторые примеры дистресса. Во время зачета или экзамена некоторые студенты не могут вспомнить правильный ответ, но когда они оказываются в коридоре, сразу же вспоминают. Это происходит потому, что уровень стресса уменьшается и соответственно повышаются мыслительные способности.
Продолжительный, неослабевающий стресс превращается в дистресс со всеми вытекающими последствиями и развитием заболеваний. Если человек не умеет управлять своими эмоциями и не хочет научиться этому, он чаще болеет.
Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда активизируются программы реагирования, которые в человеке всегда наготове, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.
Пример. Хороший ученик. Учится на «хорошо» и «отлично», получает неудовлетворительную оценку. В первые секунды он буквально «задыхается» от постигшей его неудачи, от возмущения, от бессильной ярости, плачет, ему стыдно смотреть в глаза одноклассникам. Затем немного упокаивается и уже в более уравновешенном состоянии, выйдя из школы после уроков и уже «остыв», хотя и вспоминает о полученной двойке, но другие дела и заботы отвлекают его от этого.
Другой пример. Тоже хороший ученик. Хорошо учился, имел мечту приобрести хорошую специальность, но постоянные неудовлетворительные оценки лишают его этой мечты. Теперь он уже не имеет надежды поступить в ВУЗ и приобрести желаемую специальность. Его состояние. Самое тяжелое время – начало трагедии – для него уже позади. Он свыкся с ситуацией и принял ее. Но чувство вины, стыда, безнадежности, страх за будущее надолго останутся в его жизни. Если в дальнейшем он будет получать неудовлетворительные оценки, он будет периодически испытывать отрицательный эмоциональный стресс, который, в конце концов, скажется на его соматическом состоянии.
Итак, в первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то длительный – постепенная мобилизация и расходование и поверхностных и глубоких адаптационных резервов. «Мелкий стресс» может стать длительным, если ученик, сдающий экзамен, придает слишком большое значение его результатам.
Некоторые авторы считают, что стресс представляет собой только страдание. Такой подход является односторонним и является правильным лишь по отношению к некоторым степеням состояния напряжения (СН). Это состояние возникает в организме всякий раз, когда появляется какая-либо задача, потребность, или, другими словами, цель, а средств для достижения ее оказывается недостаточно. В зависимости от значимости цели и величины дефицита средств состояние напряжения может быть выражено в различной степени. Рассматривают 4 фазы:
Внимание, мобилизация, активность,
Стеническая отрицательная эмоция,
Астеническая отрицательная эмоция,
Невроз, психосоматические заболевания.
Первая степень является полезной. Эта стадия абсолютно необходима для духовного и физического развития личности.
Вторая степень тоже тренирует и не приносит вреда при условии соответствующей разрядки.
Третья – безусловно вредна.
Четвертая степень – это уже болезнь (поломы).
Разберем некоторые ситуации, связанные с развитием заболеваний, причиной возникновения которых является воздействие стрессовых факторов.
Наиболее часто стресс отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы. И понятно почему. Во время стресса учащается пульс, следовательно, сердце работает в неблагоприятном режиме, оно меньше отдыхает и время восстановления укорачивается, поднимается артериальное давление, изменяется химический состав крови, в ней увеличивается содержание холестерола, способствующего развитию атеросклероза и сужению просвета сосудов. В таких условиях сердце работает с большой перегрузкой, что повышает возможность возникновения сердечно-сосудистой патологии.
Во время развития стресса уменьшается секреция пищеварительных ферментов. Нередко уменьшается или полностью пропадает аппетит (хотя у некоторых людей аппетит, напротив, усиливается, и они начинают есть слишком много). В желудке накапливается соляная кислота. В связи с тем, что в желудке отсутствует пища, кислота и пищеварительные ферменты постепенно разрушают слизистую желудка и двенадцатиперстной кишки. Вначале появляется эрозия, затем язвенная болезнь. Увеличивается возможность полного разрушения (прободения) стенки желудка.
Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли. Возникновение рака в любой системе организма человека сопряжено с ослаблением иммунной системы, с потерей способности различать свое и чужое. В норме в организме человека временами появляются раковые клетки, но мощная иммунная система справляется с ними без особых проблем. При длительном стрессе эта способность иммунной системы нарушается.
Нарушение деятельности нервной системы под действием стрессоров сопровождается возрастанием не только соматических, но и инфекционных заболеваний. Почему это происходит? Дело в том, что стресс затрагивает деятельность коры надпочечников. Концентрация адреналина в крови резко возрастает. Он, в свою очередь, разрушает лимфоциты, которые играют основную роль в формировании иммунного ответа. К этому надо добавить, что под влиянием стрессов возможно действие и других механизмов, разрушающих иммунную систему и снижающих ее функции.
Каждый человек стремится к стабильности, к стереотипу, что и помогает ему жить. Что же может дестабилизировать его жизнедеятельность? Чаще всего это резкие изменения среды, существенные преобразования в потребностях. Преобразования последних лет в нашей стране поставили огромное число людей на грань психического срыва. Это общая ситуация, не связанная с человеком, она существует объективно.
Однако имеются и субъективные причины, которые зависят от психики самого человека, его личностных характеристик, которые усиливают воздействие стрессовых факторов.
К ним следует отнести :
негативное отношение к работе;
недостаточный управленческий или организационный опыт;
малоподвижный образ жизни, низкий уровень физического развития, низкий уровень умственной и физической работоспособности;
комплекс неполноценности, когда человек неоправданно занижает свои возможности, низкая самооценка;
наличие вредных привычек: курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ;
низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими;
неумение отдыхать, отвлекаться от работы, отсутствие интересов, кроме работы.
Довольно значительным источником стрессовых ситуаций может быть и работа. Неудовлетворенность работой может возникнуть по многим причинам: в результате нечетко обозначенного круга обязанностей, невозможности проявить разумную инициативу, полного отсутствия у сотрудника некоторых властных полномочий, необходимости выполнять поручения против своей воли, перегрузок на работе, отсутствия перспективы на продвижение по службе, низкой заработной платы, социальной незащищенности и т.д.
Американские психологи выделяют пять стадий развития стресса, связанного с профессиональной деятельностью. На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения, на второй прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия), на третьей возникают физиологические реакции: возрастает сердцебиение и повышается артериальное давление, появляются признаки нарушения в пищеварительной системе, тупые боли в области живота; следующая, четвертая стадия, когда человек сознает начало болезни, и последняя, пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор.
Как избежать разрушительного воздействия стресса
Со стрессом можно и нужно бороться. Борьба будет более успешной, если она начата своевременно. Вот некоторые самые общие правила борьбы со стрессом, рекомендуемые зарубежными психологами:
1. Измените свое отношение к жизни. Прежде всего надо понять, что ваше здоровье, а следовательно, эмоциональное и физиологическое благополучие зависит исключительно от вас самих. Никто не решит за вас – быть или не быть вам счастливым. Вам решать, как этого достигнуть. Вы должны достигнуть такой степени эмоционального и физического благополучия, которая позволит вам полноценно прожить каждый день своей жизни.
2. Всех людей можно разделить на оптимистов и пессимистов. Кто более успешно справляется со стрессом? Конечно, оптимист, потому что у них эмоциональная окраска событий всегда оптимистична, а у пессимистов всегда все трагично. Причиной стресса является не само событие, а отражение событий в нашем сознании. Великий Шекспир считал, что нет событий плохих и хороших, таковыми мы их делаем в своем сознании. Пессимизм всегда связан с развитием стресса. Единственный способ избавиться от этого – перестроить собственное мышление. Это тяжелая работа, но она того стоит. Есть хороший прием управления своим сознанием: как только в голове возникла мрачная мысль или появилось плохое настроение, постарайтесь вспомнить что-то хорошее (приятное событие в вашей жизни, хорошего или любимого человека или хотя бы приятный солнечный день). Это позволит переключить сознание на совершенно другую тональность.
3. Есть замечательный итальянский фильм «Укрощение строптивого», в главной роли известный актер и певец Адриано Челентано. Герой фильма переполнен эмоциями, иногда они перехлестывают через край. Ему приходится бороться с ними, и он справляется превосходно. Метод удивительно прост и очень эффективен. В острые моменты он занимался физическими упражнениями – колол дрова или мял виноград. Это очень хороший способ снятия напряжения. Физические упражнения положительно воздействуют не только на физическое состояние, но и на психическую сферу.
Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую спортивную форму.
4. Неряшливость, беспорядок, неорганизованность внешне кажутся пустяковыми недостатками, однако все эти отрицательные качества человеческой натуры – источник развития стресса. Старайтесь вести организованный образ жизни. Это поможет избежать стресса. Планируйте свои дела по степени важности на работе и дома. Ставьте перед собой такие цели, которые вы уверенно выполните. Не планируйте то, что вы реально не можете выполнить.
5. Некоторые люди не умеют отказывать, хотя заведомо знают, что выполнение той или иной просьбы нереально из-за большой занятости. Заканчивается это неприятностью и развитием стресса. Если вы не умеете говорить «нет», надо научиться. Это поможет избежать многих неприятностей и сохранить здоровье.
6. Эмоциональная окраска жизни зависит исключительно от нас самих. Мы стремимся к обретению счастья, которое каждый понимает по своему. Надо научиться видеть радость и испытывать счастье в самых обычных жизненных ситуациях. Если вы ощущаете себя несчастным, подумайте и найдите то, что делает вас несчастным. Затем избавьтесь от того, что мешает вам быть счастливым.
7. Жизнь не бывает только белой или черной, она всегда разноцветная, с большим количеством оттенков. И люди разные. Вряд ли можно найти человека, совершенно лишенного недостатков. Они есть у всех, в большей или меньшей степени. Нетерпимость к недостаткам других людей и к своим собственным вызывает стресс, делает человека раздражительным и агрессивным. Отношения с окружающими не складываются. Это еще больше усугубляет стресс. Максимализм не делает человека счастливым. Постарайтесь избавиться от него.
8. Человек – создание уникальное со всех точек зрения. Вы оцениваете других людей, а они оценивают вас. Постарайтесь увидеть себя, свои поступки как бы со стороны, глазами других людей. Это поможет вам многосторонне оценить создавшуюся ситуацию и найти оптимальные пути решения собственной проблемы.
9. Наша жизнь складывается из огромного числа поступков. Они сменяют друг друга, создавая мозаичную ткань жизни. Если посмотреть на нее критически, то, очевидно, каждый может найти в ней такое, за что потом бывает неудобно и стыдно. Ошибки совершают все. Мы учимся на собственных ошибках, приобретая жизненный опыт и жизненную мудрость. Прошлое нельзя забыть, но еще хуже постоянно копаться в своем прошлом. Углубление в прошлое мешает человеку жить настоящим и вызывает стресс, особенно когда человек пребывает в горестном состоянии относительно упущенных возможностей в прошлом. Согласитесь, что это пустая затея, если человек не делает из ошибок прошлого правильных выводов. Самое верное – учиться на прошлых ошибках, а жить «здесь и сейчас», то есть настоящим и будущим.
10. Огромное значение в преодолении стресса имеет правильное питание. Пища, приготовленная вкусно и в достаточном количестве, снимает напряжение и усталость и вызывает положительные эмоции. Многие утверждают, что с помощью особой диеты можно снизить стресс, однако на самом деле такой диеты не существует, ее принципиально невозможно разработать. Само по себе правильно организованное питание уменьшает риск развития болезней сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем.
11. Одним из важнейших факторов противодействия стрессу является правильный режим жизни, в частности режим сна. Недостаток сна снижает умственную и физическую работоспособность, защитные реакции организма и, следовательно, усиливают стресс, который, в свою очередь, вызывает бессонницу. Образуется замкнутый круг. Его можно разорвать только одним единственным способом: вовремя ложиться спать, иметь продолжительный сон не менее 7-8 часов.
12. Для снятия стресса и уменьшения его разрушительного действия многие пытаются использовать самые разнообразные методы. К их числу относится употребление алкоголя. Есть разные точки зрения на этот счет. Однако совершенно однозначно можно сказать, что злоупотребление алкоголей не снижает стресс, а, напротив, усиливает. Само по себе опьянение и последующее состояние — сильнейший стресс для организма.
Помимо алкоголя усиливает состояние стресса кофеин, который содержится не только в кофе, но также в шоколаде и различных напитках-тониках.
Значение здоровой нервной системы
Нервная система и физическое здоровье внутренне связаны. Если вы встаете утром, чувствуя усталость, если будущее кажется безнадежным и Вы чувствуете себя несчастным – значит, что-то неладное происходит с Вашей нервной системой. Существует только один путь – перестройка нервной системы. «Нервы» – тонкое и опасное состояние, которое подрывает жизнеспособность человека. Популярное выражение «нервы» означает нервное истощение. Если мы не предоставляем нервам достаточного питания, кислорода, сна, а даем лишь стрессы, напряжение, очень много работы эмоций, возбуждения, гнева, беспокойства, зависти, ненависти, недоброжелательства, жадности и вспыльчивости, если мы подвергаем мускульную систему чрезмерному напряжению, естественным результатом должно быть нервное банкротство. Нервное истощение может закрыть темными тучами всю вашу жизнь. Опасные сигналы истощения нервной системы:
Равнодушие. Вы принимаете без протеста любые удары судьбы.
Нерешительность. Человек со слабой нервной системой легко подчиняется. Другие могут легко завладеть его мыслями, что он действительно станет роботом.
Сомнения. Для слабой нервной системы часто присущи оправдания, чтобы прикрыть или объяснить свои неудачи.
Беспокойство. Это основной признак истощения нервной системы. Беспокойство не дает ответа для решения жизненных проблем.
Сверхосторожность. Когда нервная система истощена, пессимизм велик. Один привычный взгляд на негативную сторону каждого обстоятельства, мысли и разговоры о возможной неудаче вместо сосредоточения на возможности успеха.
Один из лучших рецептов продолжительной здоровой и счастливой жизни – жить по законам природы и Бога. Считайте каждый день маленькой жизнью и делайте его как можно полнее и совершеннее.
Две стороны щита здоровья – физическая и духовная. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья. «Ничто не сможет принести вам мир, кроме вас самих» (Р. Эмерсон).
Сильный ум в сильном теле. Мозг должен быть сильным, трезвым и здоровым, чтобы взять на себя контроль над телом, установить и поддерживать полезные для здоровья жизненные привычки. Для этого необходимо владеть психологическими средствами управления своей психикой.
Но сначала о роли сознания и подсознания в самосовершенствовании. Подсознание выполняет автоматическую работу по обеспечению жизнедеятельности организма, ведает инстинктами, эмоциями. Сознание проявляется в аналитической деятельности ума. Гармония внутри себя и с окружающим миром достижима при следующих условиях:
Сознание не вмешивается в работу подсознания, ибо может расстроить систему саморегуляции, которая находится в ведении подсознания. Сущность жизнедеятельности организма в том, что организм – это саморазвивающаяся система, которая настроена на нормальное функционирование. Вмешательство сознания (в виде мыслей –что-то болит, в виде принятия волевых решений о принятии пищи, продолжении работы, когда есть не хочется и т.д.) может привести к расстройству всей нервной системы. Ликвидация вмешательства сознания в работу подсознания осуществимо с помощью аутотренинга. Это и защита от стрессовых воздействий и способ легче пройти пик стресса.
Сознание (мыслительный процесс) контролируется волей: ненужные мысли отключаются. Лишние (маниловские) мысли не дают отдыха мозгу. Особенно опасны навязчивые мысли. Сознание должно быть настроено на положительный мыслительный процесс. Добрые мысли вызывают ответные добрые мысли у окружающих людей. Мысль способна воздействовать на источник мыслей, в результате внутренняя атмосфера очищается, а уровень духовности повышается. Все это также достигается аутотренингом и занятиями по магнетизму.
Человек должен решить для себя: «Кто ты, твое место в жизни и сущность твоего счастья?
Стресс. Виды стресса. Профессиональный стресс. Стратегии совладания. Травматический стресс. Накопленный стресс. Последствия стресса.
Основание классификации | Копинг-механизмы | Защитные механизмы |
По целям | Преодоление проблемной ситуации. | Избегание проблемы. |
По произвольности действий | Целенаправленные, во многом осознаваемые, и гибкие механизмы. | Вынужденные, автоматические и большей частью неосознаваемые человеком механизмы. |
По отношениюк внешней и внутреннейреальности | Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации. | Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман. |
По характеру отношенияк помощи | Активный поиск помощи для решения проблемы и принятие этой помощи. | Отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем. |
По результатам | Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают человека от регресса – процесса деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.Ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами. | Частное улучшение (например, ситуативное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса. |
1. Тип высшей нервной деятельности (темперамент).
Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный тип) обладает оптимально сбалансированным сочетанием эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, хорошо развитой адаптивностью. Человек с этим типом высшей нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и выносливостью. У холерика (сильный, подвижный, неуравновешенный тип) нервная система отличается тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Как правило, такой человек легко поддается эмоциям, отличается несдержанностью. В период увлечения холерик всецело отдает свои силы делу, однако, это заканчивается упадком сил. Холерику трудно осуществлять деятельность, связанную с монотонным трудом и медленным темпом. Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный тип) на изменения реагирует спокойно и медленно, внешне малоэмоционален. Отличается устойчивостью к сильным и продолжительным нагрузкам. Однако при длительном неблагоприятном воздействии негативные эмоции накапливаются, и, при достижении критической величины, флегматик способен к неожиданным, сильным и ярким проявлениям эмоций. Меланхолик (слабый тип) отличается быстрой истощаемостью, невыносливостью к длительным или сильным воздействиям. Как правило, обладает повышенной чувствительностью при выраженной инертности, эмоционален, склонен отдаваться переживаниям. Любые изменения вызывают тревогу и страх. Безусловно, приведенные описания не могут являться портретами конкретных людей и ни один человек не обладает в полной мере всеми признаками того или иного типа темперамента. Однако особенности темперамента следует учитывать как самому человеку, так и тем, кто с ним взаимодействует. Учет этих особенностей чрезвычайно важен при принятии решения о выборе профессии. Так, среди специалистов экстремального профиля не может быть меланхоликов. При организации мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса, при использовании приемов саморегуляции так же важно учитывать особенности темперамента. 2. Отсутствие врожденной предрасположенности к заболеваниям; физической слабости и болезней родителей, приводящих к инвалидизации; психических заболеваний родителей.
3. Отсутствие психологических и физических травм в детском возрасте: частые болезни в детстве, лишение дома, насилие в семье — факторы, уменьшающие зону стабильности.
4. Наличие семейных традиций является еще один фактором, определяющим исходную область зоны стабильности. Так, традиции воспитания молодого поколения в семьях потомственных военных формировали профессионально важные качества и систему ценностей, принятую лучшей частью российского офицерства.
Раздел II.
Нормальный стресс
Глава 2. Стресс: история изучения, определение, кривая развития стрессовой ситуации
Вопросы, рассматриваемые в главе:
Стресс: история изучения и современные представления. Кривая развития стрессовой ситуации. Понятие о стрессоустойчивости.
Стресс: история изучения и современные представления
Основоположником учения о стрессе является лауреат Нобелевской премии физиолог Ганс Селье (1907—82). Бывший студент Пражского университета в 1936 г. опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих расстройствами различных систем организма. У всех таких больных наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Г. Селье обозначил эти симптомы как «синдром просто болезни», показав, что при этом в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: изменения в коре надпочечников (увеличение размеров, кровоизлияния), истощение лимфоидной ткани (лимфатических узлов, тимуса), изъязвление желудка. Для описания совокупности всех неспецифических (не свойственных организму в норме) изменений внутри организма он ввел понятие «стресс».
Всякий стимул, воздействующий на организм, вызывает ряд адаптационных (приспособительных) реакций организма и обладает специфическими (дрожь при холоде, повышение потоотделения при жаре) и неспецифическими (активизация работы надпочечников и выброс в кровь биологически активных веществ) действиями. Таким образом, все воздействующие агенты (стрессоры) кроме специфического эффекта вызывают неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Поэтому в настоящее время понятие «стресс» принято определять как неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.
Было бы ошибкой полагать, что стресс — это некая враждебная сила, которую всегда следует избегать. Не всякий стресс является вредным. Стрессовая активация может вызываться положительными событиями, вызывающими позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Эти состояния обозначают как «эустресс». Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное — добиваться цели. Эустресс — это тот заряд бодрости, который помогает нам справиться с делами в срок. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.
Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначают как «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Но и в этой ситуации стресс нельзя назвать вредным. Ведь именно стрессовая реакция дает человеку силы, которые он может использовать для преодоления трудной ситуации (аврал на работе, возможность убежать от грабителя). Поэтому нельзя говорить, что стресс на хорошие события полезен, а на плохие — вреден. Граница между полезным и вредным стрессом порой бывает очень зыбкой. По принципу «лучшее — враг хорошего» избыток положительных эмоций тоже может закончиться срывом, если оставить их без контроля.
Наиболее существенным недостатком в теории Г. Селье является отрицание ведущей роли центральной нервной системы в происхождении стресса.
Г. Селье и его последователи показали, что синдром ответной физиологической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться не только непосредственным присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность.
Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности.
Естественным продолжением теории Г. Селье является теория эмоционального стресса Р. Лазаруса, которая проводит разделение системного (физиологического) и психического (эмоционального) стресса. Эмоциональный стресс выступает как ответ организма на внутренние и внешние процессы, при котором физиологические и психологические способности напрягаются до уровней, близких к пределу или их превышающих. В рамках данной теории различия между физиологическим и эмоциональным стрессом объясняются непосредственным воздействием неблагоприятных факторов на организм при физиологическом стрессе и опосредованным (через включение отношения человека к ситуации) неблагоприятным воздействием при эмоциональном стрессе. Таким образом, при эмоциональном стрессе прямого повреждающего воздействия на организм может и не быть.
При эмоциональном стрессе фактором, вызывающим напряжение организма до уровней, превышающих нормальные приспособительные реакции, является предвидение повреждения вследствие начавшего действовать или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким образом, необходимым условием возникновения развития психологического стресса является восприятие угрозы. Эмоциональный стресс не возникает, если ситуация не воспринимается человеком как опасная. Восприятие и оценка ситуации как угрожающей тесно связаны с когнитивными процессами, особенностями личности человека (тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) и его предшествующим опытом. Поэтому факторов и ситуаций, вызывающих одинаковый для всех людей стресс, не существует.
Обязательным атрибутом эмоционального стресса, сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога. Она определяется как чувство опасения или ожидания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека (фрустрации) и реализует важнейший неотъемлемый механизм эмоционального стресса.
Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конкретное содержание, обозначается как страх. В целом тревога и страх являются основными признаками напряжения механизмов психической адаптации, стимулами, активизирующими адаптационные механизмы на поиск выхода из стрессирующей ситуации.
Дж. Эверли и Р. Розенфельд также считали, что в превращении большинства раздражителей (внешних или внутренних) в стрессоры определенную роль играет эмоциональная и мыслительная оценка данных стимулов. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает. Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат.
На уровне биологических изменений в организме эмоциональный стресс первично возникает как центральный нейрогенный процесс, а все периферические функциональные нарушения развиваются вторично и фактически являются следствием эмоционального перенапряжения. В реализации эмоциональных возбуждений ведущую роль играют гормональные механизмы.
Физиологический стресс проявляется следующим образом: на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушаются информационные связи между различными функциональными системами организма человека, и они начинают работать изолированно, напряженно, пытаясь самостоятельно поддерживать регулируемые ими показатели на оптимальном уровне. При продолжающемся стрессорном воздействии механизм саморегуляции какой-либо наиболее ослабленной функциональной системы человека нарушается, и тогда ее функция устойчиво изменяется: например, стойко повышается артериальное давление, снижается иммунитет и т.д. Регуляция соответствующего физиологического показателя при этом до определенного времени осуществляется местными клеточными механизмами, устойчивый дисбаланс которых приводит к возникновению болезни.
Современные взгляды на стресс отличаются условностью полного разделения физиологического стресса и стресса эмоционального. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Каков бы ни был стресс: эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого — эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы, особенно при длительном или хроническом стрессе.
Таким образом, можно сделать вывод, что даже единичный, кратковременный стресс — явление чрезвычайно сложное, затрагивающее все уровни функционирования организма, начиная от физиологического и заканчивая психологическим. От работы организма на каждом из этих уровней зависит успешность преодоления человеком стресса.
Кривая развития стрессовой ситуации
Что же происходит с нашим организмом при стрессе? Г. Селье в своей работе «Стресс жизни» отметил, что какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы.
Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих; диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших; спортсмен, безумно жаждущий победы, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине». Факторы, вызывающие стресс, различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности, биологическую реакцию стресса.
Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы Г. Селье назвал «общим адаптационным синдромом», или «стресс-реакцией». Существует 3 стадии развития этого синдрома: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения (рис. 1).
1. Стадия тревоги — это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспособительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить, необходимо было побороть врага или избежать встречи с ним. Наше тело реагировало на опасность взрывом энергии, увеличивающим физические и психические способности. Такая кратковременная «встряска» организма затрагивает практически все системы органов, именно поэтому многие исследователи проблемы стресса называют эту стадию «аварийной».
Традиционно в стадии тревоги выделяют фазу шока и противошока. Как только мозг воспринимает опасность, в кровь в большом количестве выбрасываются гормоны тревоги, сердце бьется быстрее, кровь от внутренних органов устремляется к тем частям тела, которым предстоит действовать (мышцы туловища, рук и ног), печень вырабатывает больше сахара, чтобы обеспечить мышцы энергией. Ресурсы организма расходуются неэкономно, здесь все ставится на карту в попытке добиться цели любой ценой. Эти, а также другие сложные изменения обычно возникают мгновенно и соответствуют фазе шока. Поскольку чрезмерный избыток гормонов и энергии, а также функционирование систем органов «на износ» являются угрозой для жизнедеятельности организма, довольно быстро на смену шоковой фазе приходит фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы, снижающие воздействие стресса.
Таким образом, биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в состояние напряженной готовности — готовности бороться или бежать от опасности.
2. Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени. На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально — организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.
Все изменения, происходящие на этой стадии адаптационного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.
3. Стадия истощения. Если мы длительное время продолжаем идти навстречу стрессу, то наступит момент, когда мы уже не сможем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. На этой стадии происходят стойкие дезадаптивные нарушения, и, если стрессор продолжает действовать, организм может погибнуть.
Многие современные авторы описывают эмоциональные субсиндромы стресса. Они, следуя один за другим в определенном порядке, сопровождают фазы развития стресса физиологического. Первым в предельно переносимых экстремальных условиях проявляется эмоционально-поведенческий субсиндром. На этом этапе могут возникать острые стрессовые реакции, такие как плач, истерика, проявление агрессии и др. (подробнее о них вы узнаете в разделе III). По своей сути данные реакции являются защитными и направлены на выживание. Сознание сужается, человек отбрасывает ненужные детали — так ему легче бороться за жизнь. Тем не менее, острые стрессовые реакции в ряде случаев могут приводить к летальному исходу (например, человек в состоянии двигательного возбуждения может выброситься из окна горящего дома).
Эмоционально-поведенческий субсиндром сменяется вегетативным. При активизации всех физиологических систем наступает мобилизация, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.
После первых двух субсиндромов преимущественно выраженными становятся когнитивный (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе) и социально-психологический (субсиндром изменения общения при стрессе). Когнитивный субсиндром заключается в активации различных видов мышления. Например, для быстрого решения задач активизируется так называемое дескурсивное мышление. Активация декомпозиционного мышления приводит к упрощению реальной картины мира, и человек действует, не осознавая опасности и не думая о возможном поражении. Инсайтное мышление позволяет быстро находить нестандартные решения, которые в обычной ситуации в голову бы не пришли. Следствием социально-психологического субсиндрома является не только изменение типа общения, но и изменение своего социального статуса (за счет активации внутренних ресурсов «слабый» человек может стать лидером и повести за собой людей).
Первые два субсиндрома адаптационной активизации являются более общими по сравнению с двумя последними, обусловленными индивидуально-личностными особенностями людей, проявляющимися в стрессовых ситуациях.
8.7. Стресс, стадии стресса. Гормоны стресса
Стресс – это неспецифическая адаптивная (приспособительная) реакция организма при действии любых значимых для организма факторов (Г. Селье, 1936).
Стрессор – любой сильный агент, приводящий к развитию адаптационного синдрома. Г. Селье различал эустресс (например, сильная радость), в результате которого происходят приспособление организма к новым условиям и повышение его защитных систем, и дистресс (например, слишком сильная нагрузка или длительные отрицательные эмоции), в результате чего сопротивляемость организма снижается.
Фазы (стадии) стресса
I фаза («аварийная») развивается в самом начале действия стрессора. Сильное эмоциональное возбуждение, развивающееся в результате действия стрессора, вызывает активацию высших вегетативных центров ЦНС, активацию симпатической нервной системы и мозгового слоя надпочечников – так называемая симпатоадреналовая реакция, которая приводит к повышению активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, скелетных мышц и уменьшению кровотока в неработающих мышцах и органах. Длительность I стадии составляет 6 – 48 часов.
II фаза – переходная к устойчивой адаптации. Она характеризуется снижением общей возбудимости, формированием функциональных систем, обеспечивающих управление адаптацией к возникшим новым условиям. Снижается интенсивность гормональных
сдвигов, постепенно включается ряд систем и органов, первоначально не участвовавших в реакции на стрессор. Приспособительные реакции организма постепенно переключаются на более глубокий тканевой уровень. Уменьшается действие гормонов мозгового вещества надпочечников и увеличивается выделение гормонов коры надпочечников – «гормонов адаптации».
III фаза – фаза устойчивой адаптации, или резистентности.
Это и есть собственно адаптация, т.е. приспособление. Она характеризуется новым уровнем деятельности элементов организма, перестроившихся благодаря временной активации вспомогательных систем. Тканевые системы при этом активируются, обеспечивая новый уровень гомеостазиса.
Особенности этой фазы:
1) мобилизация энергетических ресурсов;
2) повышенный синтез структурных и ферментативных белков;
3) мобилизация иммунной системы.
В III фазе организм приобретает неспецифическую и специфическую резистентность (устойчивость) организма к действию неблагоприятных факторов. Управляющие механизмы в ходе этой фазы становятся минимальными и более экономными.
Тем не менее и эти перестройки требуют дополнительных усилий и соответственно, энергетических затрат. Это напряжение и есть «цена адаптации».
IV фаза – истощения. В эту стадию характер деятельности эндокринных желез похож на стадию тревоги, но если в I фазе реакция надпочечников ведет к стимуляции организма, то в IV – к их истощению. Если не прекратить действие стрессора, развивается болезнь и может наступить смерть. IV фаза характеризуется большими энергетическими затратами и преобладанием процессов катаболизма (дистресс).
Виды адаптации. Цена адаптации
Резкое изменение условий внешней среды, которое несет угрозу организму, запускает реакции адаптации. Они осуществляются через систему гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников, в результате деятельности которой происходит приспособление оргнизма к новым условиям для сохранения гомеостазиса. Адаптация на молекулярном уровне заключается в изменении (повышении) метаболизма, которое сохраняется некоторое время и после прекращения действия стрессовых факторов. Механизм адаптации заключается в том, что если действие стрессового фактора повторится, организм будет отвечать на фоне уже измененного, адаптированного к стрессовому воздействию метаболизма клеток. На этом механизме основаны тренировки, обучение и т.д.
При формировании адаптации вначале увеличивается секреция АКТГ гипофиза, вследствие чего повышается активность коры надпочечников. Любое интенсивное воздействие на организм приводит к изменениям надпочечников: изменению их веса, увеличению выделения в кровь кортикостероидов и катехоламинов.
Срочная и долговременная адаптация
Экстремальные факторы – это факторы окружающей среды, которые оказывают выраженное неблагоприятное воздействие на организм. При кратковременном контакте с этими факторами организм компенсирует их влияние за счет имеющихся резервов, при длительном – происходит адаптационная перестройка организма.
Срочный этап адаптации начинается сразу после начала действия раздражителя и осуществляется благодаря уже существующим физиологическим механизмам, например, пассивное увеличение теплопродукции в ответ на холод, рост легочной вентиляции в ответ на недостаток О2. На этом этапе функционирование органов и систем осуществляется на пределе физиологических возможностей организма, но без изменения биохимических процессов. Поэтому эта адаптация не может быть ни достаточно долгой, ни достаточно мощной.
Долговременная адаптация к длительно действующему стрессору возникает постепенно, на фоне последовательного и непрерывного воздействия экстремального фактора, на основе многократной реализации срочной адаптации. В результате постоянного количественного накопления изменений организм приобретает новое качество – из неадаптированного он превращается в адаптированный. Так, в результате тренировки (адаптации) организм приобретает способность к более интенсивной физической работе, устойчивость к высотной гипоксии, холоду и т.д.
Следовые реакции. При развитии адаптации происходит увеличение синтеза нуклеиновых кислот и белков, а также другие функциональные и морфологические изменения во всех органах, участвующих в процессе адаптации – формируется функциональная система, ответственная за адаптацию. Так, при адаптации к холоду
изменяется деятельность органов дыхания, кровообращения, возрастают основной обмен и терморегуляция. Развивающиеся в ходе адаптации структурные изменения представляют собой системный структурный след.
Следы воздействий экстремальных факторов среды на организм человека приводят к изменениям вегетативных функций, изменяются окислительные процессы, мышечный термогенез и т.д. – таким образом, формируется так называемая «вегетативная память» – своеобразная связь между отдельными элементами сосудистой, эндокринной и иммунной систем. Следовательно, в основе формирования индивидуальных адаптаций лежат следы действия предшествующих раздражителей в виде образовавшихся условных рефлексов в центральной нервной системе, что ускоряет ответную реакцию организма в ответ на повторные воздействия этих раздражителей. Норма адаптивной реакции – это пределы изменения системы под влиянием действующих на нее факторов, при которых не нарушаются структурно-функциональные связи организма со средой. Если же воздействие внешних факторов превышает норму адаптации, то организм дизадаптируется.
Сложные и перекрестные адаптации. В естественных условиях организм человека всегда подвержен влиянию не одного, а целого комплекса факторов. При комплексном воздействии действие одного фактора в какой-то мере изменяет (уменьшает или снижает) характер воздействия другого. В результате развивается перекрестная, или кросс-адаптация. Например, тренировка к мышечным нагрузкам повышает устойчивость к гипоксии. Реакция организма значительно увеличивается, если фактор
действует не в виде непрерывного сигнала, а дискретно, т.е. с определенными интервалами. Этот прерывистый характер воздействия используется в практике при выработке адаптации к холоду, мышечным нагрузкам, гипоксии и т.д.
Дезадаптация – это процесс исчезновения структурного следа адаптации и самой адаптации с возвратом функций к условной норме.
Цена адаптации – это предпатологические или патологические изменения в организме, вызванные истощением адаптивных возможностей организма и снижением устойчивости на действие стресс-фактора.
чем опасен и к чему приводит
Жизнь невозможна без стрессовых реакций. Их могут вызывать различные причины — проблемы на работе, отношения с людьми, заболевания, мелкие неприятности. Эти ситуации не проходят бесследно. Последствия стресса, особенно при длительном воздействии, отражаются на психологическом и физическом здоровье человека.
Чем опасен стресс?
Когда человек долгое время находится в стрессовой ситуации, с его организмом происходит ряд изменений. Это отражается на его самочувствии, эмоциональном состоянии, поведении, отношениях с близкими, работоспособности.
Есть распространенное мнение, что все болезни возникают от нервов. Людям, которые интересуются, можно ли заболеть из-за стресса, ответ однозначный — да. Не все болезни и не во всех случаях вызываются нервным напряжением, но этот фактор способствует развитию нарушений различных систем в организме.
Помимо физических проблем, стресс может вызывать проблемы в эмоциональной и когнитивной сфере. Находясь под воздействием стрессовых факторов, человек становится менее уравновешенным. Он может вести себя агрессивно и раздражительно с другими или, наоборот, стать более пассивным и апатичным, подвергаться депрессивным настроениям.
Работа мозга у человека, который долгое время находится в стрессовом состоянии, также поддается пагубному влиянию. Из-за этого могут появиться рассеянность, проблемы с памятью, становится сложнее концентрировать внимание.
В совокупности плохое физическое состояние, эмоциональная неустойчивость и нарушения когнитивной деятельности оказывают влияние на все сферы деятельности человека. Снижается работоспособность и результаты занятий становятся менее эффективными. Как следствие могут появиться проблемы на работе, или человек добивается меньшего, чем мог бы достичь, находясь не под воздействием стресса.
Сложность с контролем эмоций может привести к конфликтам с окружающими. Неудачи на работе и напряженная обстановка дома становятся новыми стрессовыми факторами, которые оказывают негативное влияние на состояние, эмоции и мыслительные процессы. В результате появляется замкнутый круг, когда реакция на стресс вызывает новый стресс.
Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, не одинаковы для всех людей. То, как организм отреагирует на ситуацию, зависит от восприятия. Например, человек, страдающий клаустрофобией, будет в ужасе, если окажется в замкнутом пространстве. Для людей без такой фобии подобная ситуация будет нейтральной, поэтому не вызовет никаких эмоций.
Причины и последствия стресса могут быть разными, но реагировать организм в таких условиях будет одинаково.
Что происходит в организме человека во время стресса?
На стрессовый фактор человеческий организм реагирует, как на опасность. Не важно, что в данной момент жизни ничто не угрожает, тело будет вести себя так, как будто есть смертельная угроза. В такой ситуации организм мобилизует все силы, чтобы справиться с ней. Если проводить параллели с угрозой для жизни, то есть 2 варианта реагирования: убегать или сражаться. В обоих случаях необходима концентрация внимания, быстрота реакции и мышечный тонус.
Поэтому в стрессовой ситуации выделяются в кровь адреналин и кортизол. Они способствуют повышению кровяного давления, ускорению сердцебиения. Дыхание также становится более частым. Периферическое зрение ослабевает, взгляд больше фокусируется на предмете опасности.
Повышается уровень сахара в крови, что способствует выделению энергии, которая может понадобиться для активной работы мышц. Пищеварительные функции ослабевают, увеличивается потоотделение. Психомоторные реакции становятся более быстрыми, активизируется нервная система. Выделение глюкокортикоидов, гормонов, которые продуцируются надпочечниками, угнетает иммунные реакции.
В краткосрочном периоде стресс может быть полезен, так как мобилизует физические и психические процессы, что позволяет быстрее и эффективнее принимать решения и действовать. Но организм не может постоянно быть в активизированном состоянии, поэтому, когда влияние стресса длится долго, начинаются негативные изменения. Страдает сердечно-сосудистая система, иммунитет не справляется со своими задачами.
Стресс у женщин и мужчин может проявляться по-разному. Женщины больше склонны к эмоциональности, поэтому они могут становится более раздражительными и часто плакать. Стресс у мужчин может больше проявляться проблемами со здоровьем, так как они часто предпочитают сдерживать свои чувства.
Негативные последствия стресса
Проблемы с физическим и психологическим здоровьем, плохие отношения с близкими людьми, нереализованность в карьерной сфере — это то, к чему приводят стрессы.
Физиологические последствия стресса
Долгое нахождение в стрессовой ситуации может привести к патологиям сердечной-сосудистой системы: тахикардии, гипертонической болезни, повышается риск инфаркта и инсульта. Были случаи, что после перенесенного сильного стресса за ночь высыпание на коже появилось; появляются часто расстройства пищеварительной системы. Снижаются защитные функции иммунитета, поэтому человек может сталкиваться с частыми простудами и инфекциями.
Из-за чрезмерного постоянного напряжения мышц могут возникнуть зажимы. Нередко возникают бессонница, расстройства в сексуальной сфере. Сахарный диабет — болезнь, которая часто может развиться под влиянием стресса. По данным исследований, появлению онкологических заболеваний могут способствовать процессы в организме, которые происходят во время стрессовой ситуации.
Психологические последствия сильных стрессов
Могут возникнуть не только болезни от стресса, но и расстройства психической деятельности. Особенно большой риск развития депрессии и тревожного расстройства. Постоянное чувство страха может привести к появлению панических атак.
Человек под воздействием стрессовых факторов отличается повышенной раздражительностью. Это может привести к конфликтам с окружающими.
Среди последствий длительного стресса на психологическое состояние человека можно назвать апатию, быструю утомляемость, отсутствие мотивации, синдром хронической усталости, чувство внутреннего напряжения. Все это может привести к неврозам.
Как восстановиться после стрессов?
Для того чтобы справиться со стрессовой ситуацией, надо решить проблему, которая ее вызывает. Чтобы снизить риск появления болезни от нервов, стоит вести здоровый образ жизни: хорошо спать, следить за питанием.
В стрессовой ситуации люди часто могут злоупотреблять алкоголем или переедать. Вместо того, чтобы способствовать вредным привычкам, если вам не удается справиться самостоятельно, лучше обратиться к психологу. Он может помочь не только с проблемой, с которой вы обратились, но и научит, как реагировать на подобные ситуации в будущем, чтобы снизить вероятные негативные последствия.
Общему расслаблению способствуют занятия йогой, медитацией, дыхательными практиками. Любая физическая активность снижает уровень эмоционального напряжения.
Если нервное напряжение слишком сильное, можно использовать успокоительные препараты растительного происхождения, которые можно купить в любой аптеке. Для анксиолитиков и транквилизаторов необходимо назначение врача.
3 Стадия – Истощение.
Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. На физиологическом уровне нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях. Это может приводить к серьезным нарушениям функционирования организма.
Рекомендации по ведению: Продолжаем обсуждение примера, описанного после рассмотрения 1 стадии. Обсуждаем с участниками возможные проявления симптомов на третьей стадии стресса.
— Как, на Ваш взгляд, может проявиться истощение у человека из рассмотренного нами примера?
— К чему оно может привести?
— Как Вы считаете, обратимы ли изменения, произошедшие на данной стадии?
Рекомендации по ведению: При рассмотрении данного материала можно использовать схему, отражающую общий адаптационный синдром.
В данной схеме отображены стадии стресса. На рисунке А продемонстрированы изменения общего энергетического уровня в разных стадиях; на рисунке Б – характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития стадий стресса.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточка 1).
Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.
Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.
Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма. Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.
Рекомендации по ведению: Далее участникам группы предлагается привести примеры дистресса и эустресса из личного и профессионального опыта.
Рассмотрев изменения, происходящие в организме на различных стадиях стресс-реакции можно предположить, что и внешний вид человека тоже меняется. В.Л. Марищук описал внешние проявления эмоций человека, находящегося в состоянии эустресса и дистресса.
Рекомендации по ведению: Рассматривая данную тему, можно использовать приведенную ниже таблицу:
Характер эмоциональных проявлений | Оценка состояния |
Мимика спокойствия и уверенности в своих силах, в успехе выполняемой деятельности, проявление готовности к действиям. Отсутствие скованности. Движения свободные и скоординированные. | Отсутствие стресса |
Мимика заметного возбуждения, небольшого психического напряжения, отражающего готовность и стремление к действиям. Возможно проявление небольшой скованности, которая, однако, не препятствует скоординированности движений и соразмерности усилий. | Переход к состоянию эустресса |
Мимика выраженного волнения, эмоционального возбуждения, готовности к значительным волевым усилиям для достижения цели. Эмоциональное напряжение, отражающее стремление к успеху. Скованность движений, вызванная высокой «стоимостью» скоординированных движений, излишние усилия. | Включенность в состояние эустресса |
Мимика весьма выраженного волнения, эмоционального напряжения, переходящего в напряженность. Челюсти сжаты, желваки на щеках, иногда нижняя челюсть начинает отвисать. Появляется растерянное выражение. Общая скованность, нарушающая координацию движений. | Переход к состоянию дистресса |
Общая скованность, нарушающая координацию движений. Тремор век, рук и ног. Мимика напряженности. Губы вытянуты трубочкой вперед, прерывистые сосательные движения губами. Общее выражение растерянности, обреченности, депрессии. Тремор рук, ног, век. Общая скованность, иногда переходящая в ступор. Иногда хаотичные, неадекватные движения. Движения рук сопровождаются движениями всего тела, плечи могут быть сильно подняты, «прижаты к ушам». Усилия несоразмерны. | Включенность в состояние дистресса |
Стресс оказывает влияние и проявляется на разных уровнях функционирования человека, в связи с этим выделяют четыре субсиндрома (внешних проявлений) стресса:
1. Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоциональных и поведенческих реакциях на ситуации, диапазон этих изменений может быть весьма широким: от незначительных изменениях в общем эмоциональном фоне и поведении до острых реакций на стресс: плаче, истерике, ажитированном или агрессивном поведении, апатии и т.д.
2. Вегетативный – проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса. К проявлениям вегетативного субсиндрома стресса относят:
— изменение частоты сердечных сокращений;
— изменение и глубины дыхания,
— возникновение неприятных ощущений в области желудочно-кишечного тракта, сердца;
— изменение цвета кожных покровов;
— расширение зрачков;
— изменение тонуса скелетных мышц и т.д.
3. Когнитивный – проявляется в изменении познавательных процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.), а также процессов самосознания (Я-образа, самооценки), осмысления действительности т.д. Например: сознание может быть суженым, когда, человеком осознается только то, что оценивается как важное для решения возникшей острой проблемы.
4. Социально-психологический – проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций, в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточка 2).
Рекомендации по ведению: другую классификацию стресса по характеру вызывающего его стрессора можно рассмотреть с помощью таблицы:
Стресс | ||
Физиологический: вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. | Психологический: подразделяют на информационный и эмоциональный. | |
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. | Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека. |
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется обсуждение:
— Как вы считаете, с какими физиологическими стрессами могут встретиться спасатели, выполняя свои профессиональные обязанности?
— Приведите примеры психологического стресса в профессиональной деятельности спасателя.
— Что в работе спасателя может вызывать информационный стресс?
— С каким видом стресса вы встречаетесь чаще (предполагаете, чаще встречается) в профессиональной деятельности спасателя?
Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:
Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.
Отложенный стресс. Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.
Например: У пожарного погиб близкий друг – коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену пожарного удивило, что именно на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется обсуждение:
— Как вы думаете, почему у данного человека была такая сильная эмоциональная реакция на похоронах соседа?
— Приведите свои примеры отложенного стресса.
Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессовой ситуации.
Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.). Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется обсуждение:
— Приведите примеры проявления острого, отложенного и накопленного стрессов, которые Вы встречали в своей жизни.
— С чем могут быть связаны и как могут выражаться острый, отложенный и накопленный стрессы с вашей профессиональной деятельностью?
— Могут ли острый или отложенный стресс появиться на фоне накопленного? Как они будут воздействовать друг на друга?
Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, личностный смысл события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется обсуждение. Участникам предлагается оценить действие каждого из вышеперечисленных факторов, влияющих на стрессоустойчивость.
Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический (этот вид стресса будем рассматривать ниже).
Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов.
Режим деятельности
Причины накопления профессионального стресса
Дежурство
(режим ожидания)
Стресс связан с характером повседневной профессиональной деятельности.
Экстремальные ситуации, критические инциденты
Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
— Как Вы считаете, какие специфические стрессогенные факторы содержит каждый из режимов?
— Опираясь на собственный опыт, скажите, какой из «режимов» является для Вас более тяжелым? Почему?
— Как Вы справляетесь со стрессом в данных ситуациях?
Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточки 3, 4).
Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации.
Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.
Последствия, которые могут возникать после травматического события:
Отправить ответ