Уродства генетические: 20 прекрасных генетических мутаций у людей – ГЕНЕТИЧЕСКИЕ УРОДСТВА – Огонек № 32 (4463) от 12.08.1996

Содержание

20 прекрасных генетических мутаций у людей

Автор:
09 мая 2019 19:20

Все мы мутанты, так как все, что делает нас людьми, стало причиной мутаций, появившихся в процессе эволюции. Но некоторые изменения в организме бывают настолько удивительными и прекрасными, что поневоле обращаешь на них пристальное внимание.

20 прекрасных генетических мутаций у людей

10. Еще один афроамериканец с непривычным природным цветом волос

11. Самые совершенные недостатки в мире

12. Королева веснушек

Источник:

13. Ее глаза выглядят волшебно!

14. Очаровательная Белоснежка

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ УРОДСТВА – Огонек № 32 (4463) от 12.08.1996

Наука и техника
Сросшиеся

В 1992 году в клиниках и роддомах Минздрава России зарегистрировано 24 848 случаев врожденных аномалий, в прошлом году — уже 29 276. Печальная статистика растет у нас, как и во всем мире. Отчего детей с ненормальностями появляется все больше? Как возникают уродства? Кто виноват? Похоже, генетики близки к тому, чтобы раскрыть механизмы возникновения сбоев в формировании человеческого организма

ОШИБКИ ПРИРОДЫ

Двуглавый

Древние были уверены, что монстры рождаются в результате не совсем благочестивого поведения женщин. «Был уж сокрыт в тайнике зачатый матерью в блуде бык-человек и человек-полубык», — писал древнеримский поэт Овидий Назон о Пасифае, жене царя Миноса, влюбившейся в прекрасного быка и родившей от него Минотавра. По легендам и мифам человечества кочует немало поразительных уродов, древние именовали их «терасами» (от этого слова происходит название науки об уродствах — тератология).

Врачи и анатомы назвали одноглазых детей, рождающихся не так уж редко, циклопами. Те, кто бывал в Стамбуле, могли видеть в Археологическом музее мраморную статую многогрудой Афродиты. Это тоже не выдумка. Два дополнительных соска было у одной из жен английского короля Генриха VII (XV век). А мать древнеримского императора Александра Севера, который правил с 222 по 235 год, современники за многогрудие даже прозвали Маммеей (от латинского слова «мамма» — грудная железа, грудь). Недавно о второй паре грудных желез у знакомой сообщила в «СПИД-инфо» одна из его читательниц.

Краниопаги

Еще в XV веке в Германии была сделана линогравюра «Краниопаги». На ней изображены дети, сросшиеся головами. Впервые в мире разъединить подобных краниопагов уже в наши дни удалось российскому нейрохирургу академику Александру Коновалову. Сейчас дети чувствуют себя хорошо.

Только в последние годы благодаря изобретению томографа обнаруживают довольно частую ошибку природы: прорастание зубов в… мозгу ребенка. На мозговую ткань с одной стороны давит жесткая черепная коробка, с другой — растущие зубы. К чему это приводит? В лучшем случае — к отставанию умственного развития малыша. В худшем — к гибели. Эту ошибку хирурги научились исправлять. Операция сложная, но не столь уж редкая даже в нашей провинции.

В 1992 году проявлений скрытых ненормальностей в клиниках и роддомах Минздрава зарегистрировано 24 702, в 1993 году — 25 414, в 1994 году — 27 559, в 1995 году — 29 042. Всего в России сейчас — больше полумиллиона людей с врожденными аномалиями. Эта печальная статистика растет у нас, как и во всем мире.

РОДИЛА ЦАРИЦА В НОЧЬ…

В России создается Федеральный генетический регистр по учету
уродств и общефедеральная сеть медико-генетических центров

Количество уродов в стране нарастает экспоненциально. По Москве, например, по сравнению с 1980 годом число врожденных пороков развития увеличилось в 5,5 раза. Особенно резкий взлет генетических отклонений характерен для последних лет. Причем рост наблюдается по всей территории России. Высокоразвитые страны мы по темпам деградации пока не догнали, но, учитывая темпы загрязнения природы, вскоре догоним и перегоним.

Поэтому медики решили организовать «перепись уродов по стране» — на базе Московского НИИ педиатрии и детской хирургии создается Федеральный генетический регистр. Вся информация о больных с генетическими отклонениями будет оседать в этом центре. Вскоре завершится создание первой очереди этой огромной компьютерной информационной системы. Кроме того, как грибы после дождя возникают региональные центры медико-генетической службы. Планируется, что к 2000 году подобные службы будут созданы во всех субъектах федерации. Пока что их только 65. Начата массовая подготовка специалистов для этих центров. Берут обычного врача, пропускают его через кафедру медицинской генетики Российской медицинской академии последипломного образования или через факультет повышения квалификации мединститута и получают специалиста по генетике. Дешево и сердито. Будто лейтенанта перед войной. Вообще, врачей, имеющих представление о генетике (хотя бы), у нас в стране практически нет.

Конечно, поголовной диспансеризации беременных женщин и детей никто проводить не будет. Не потому, что это плохо, а потому, что это чересчур дорогое удовольствие. Даже богатая Америка такого потянуть не может. Но в медико-генетическую службу смогут обратиться те родители, у которых в родне есть случаи наследственных уродств, болезней. Кроме того, специалисты весьма рекомендуют пройти генетическую консультацию родителям лет 30 — 35 и старше, поскольку с возрастом резко повышается вероятность рождения детей с уродствами. Конечно, дорогостоящего оборудования на все субъекты федерации не напасешься, но добрым бесплатным советом врачи — новоявленные генетики всегда помогут, скажут, какова примерно вероятность рождения уродика, возьмут на учет. А после зачатия проведут диагностику плода — через специальный прокол в брюшной полости возьмут длинной иглой ткань эмбриона или плодного пузыря и от

10 поразительных генетических мутаций, встречающихся у людей — Экстремально

Исторически сложилось, что людей, имеющих такие мутации, клеймили как уродов и монстров, однако сегодня мы знаем, что необычный внешний вид — лишь часть широкого спектра генетических вариаций нашего вида. Предлагаем вам подборку десяти самых необычных мутаций, встречающихся у людей.

1. Прогерия

Большинство детей, больных прогерией, умирают в возрасте около 13-ти лет, но некоторые доживают и до 20-ти. Как правило, причиной смерти становится сердечный приступ или инсульт. В среднем, прогерия случается только у одного ребёнка из 8 000 000.

Заболевание вызвано мутациями в гене ламин A/C, белке, обеспечивающем поддержку клеточным ядрам. Другие симптомы прогерии включают жёсткую кожу, полностью лишённую волосяного покрова, костные аномалии, замедление роста и характерную форму носа. Прогерия представляет большой интерес для геронтологов, которые надеются выявить связь между генетическими факторами и процессом старения.

2. Синдром Юнера Тана

Синдром Юнера Тана (СЮТ) характерен прежде всего тем, что люди, страдающие им, ходят на четвереньках. Открыл его турецкий биолог Юнер Тан после изучения пяти членов семьи Улас в сельской местности Турции. Чаще всего люди с СЮТ пользуются примитивной речью и имеют врождённую мозговую недостаточность. В 2006-м году о семье Улас был снят документальный фильм под названием «Семья, ходящая на четвереньках». Тан описывает это так:

«Генетическая природа синдрома предполагает обратную ступень в эволюции человека, вызванную, скорее всего, генетической мутацией, обратному процессу перехода от квадропедализма (хождения на четырёх конечностях) к бипедализму (хождению на двух). В этом случае синдром соответствует теории прерывистого равновесия.

Новый синдром, по словам Тана, может быть использован в качестве живой модели человеческой эволюции. Некоторые исследователи, впрочем, не относятся к этому серьёзно и считают, что проявление СЮТ зависит не от генома.

3. Гипертрихоз

Гипертрихоз также называют «синдромом оборотня» или «синдромом Абрамса». Он проявляется только у одного человека из миллиарда, и только 50 случаев со времён Средневековья были задокументированы. Люди, страдающие гипертрихозом, отличаются чрезмерным количеством волос на лице, ушах и плечах. Это происходит из-за нарушения связей между эпидермисом и дермой во время формирования у трёхмесячного плода волосяных фолликул. Как правило, сигналы от образующейся дермы «сообщают» фолликулам их форму. Фолликулы тоже, в свою очередь, сигнализируют кожным слоям, что в этой области одна фолликула уже есть, и это приводит к тому, что на теле волоски растут на приблизительно одинаковом расстоянии друг от друга. В случае с гипертрихозом эти связи нарушены, что приводит к образованию слишком плотного волосяного покрова на тех участках тела, где его быть не должно.

4. Эпидермодисплазия верруциформная

Эпидермодисплазия верруциформная — отклонение чрезвычайно редкое, делающее своих носителей склонными к широко распространённому вирусу папилломы человека (ВПЧ). Эта инфекция вызывает образование на коже чешуйчатых пятен и папул (плоскоклеточный рак кожи), растущих на руках, ногах и даже лице. Эти «наросты» выглядят как бородавки или чаще напоминают рог или древесину. Как правило, опухоли на коже начинают проявляться у людей в возрасте от 20 до 40 лет в местах, открытых для солнечных лучей. Методов полного исцеления не существует, однако с помощью интенсивной терапии можно уменьшить или на некоторое время приостановить распространение наростов.

Общественность узнала об этом генетическом заболевании в 2007-м году, когда в интернете появилось видео с 34-летним индонезийцем Деде Косварой. В 2008-м мужчина перенёс операцию по удалению шести кг наростов с тела. Роговые образования были сняты с рук, головы, туловища и ног, и в эти места была пересажена новая кожа. В общей сложности удалось избавить Косвара от 95% бородавок. К сожалению, через некоторое время они снова начали расти, и врачи полагают, что операцию придётся повторять каждые два года, чтобы Косвара хотя бы мог держать ложку.

5. Тяжёлый комбинированный иммунодефицит

Люди с этим генетическим отклонением рождаются без эффективной иммунной системы. Болезнь стала известна после вышедшего на экраны в 1976-м году фильма «Мальчик в пластиковом пузыре», вдохновлённого жизнью двух мальчиков-инвалидов Дэвида Веттера и Теда ДеВиты. Главный герой, маленький мальчик, вынужден жить в изолированной от окружающего мира пластиковой кабинке, поскольку нефильтрованный воздух и воздействие микроорганизмов могут оказаться для него смертельными. Реальный Веттер смог прожить таким образом до 13-ти лет, но умер в 1984-м году после неудачной трансплантации костного мозга — врачебной попытки укрепить иммунитет.

Расстройство вызвано целым рядом генов, включая те, которые вызывают дефекты в Т и Б клеточных откликах, что в итоге оказывает негативное влияние на выработку лимфоцитов. Считается также, что это заболевание возникает в связи с отсутствием аденозиндезаминазы. Сейчас известны некоторые методы лечения с помощью генной терапии.

6. Синдром Лёша-Нихена

СЛН проявляется у одного младенца мужского пола из 380 000 и приводит к увеличению синтеза мочевой кислоты. Мочевая кислота выделяется в кровь и мочу в результате происходящих в организме химических процессов. У людей с СЛН в кровь поступает слишком много мочевой кислоты, которая накапливается под кожей и в итоге вызывает подагрический артрит. Кроме того, это может привести к образованию камней в почках и мочевом пузыре.

Заболевание также влияет на неврологические функции и поведение. У страдающих СЛН часто непроизвольно сокращаются мышцы, что выражается как судороги и/или беспорядочное размахивание конечностями. Бывает, что больные калечат сами себя: бьются головой о твёрдые предметы, кусают пальцы и губы. От подагры может помочь аллопуринол, но методов лечения неврологических и поведенческих аспектов заболевания не существует.

7. Эктродактилия

У страдающий эктродактилией пальцы на ногах или руках либо отсутствуют, либо недоразвиты, из-за чего кисти рук или ступни напоминают клешни. К счастью, такие нарушения в геноме встречаются редко. Эктродактилия может проявляться по-разному, иногда пальцы просто срастаются, и в этом случае их можно разделить с помощью пластической операции, в других случаях пальцы даже не сформированы до конца. Часто заболевание сопровождается полной потерей слуха. Причины болезни — нарушения генома, в том числе делеции, транслокации и инверсии в седьмой хромосоме.

8. Синдром Протея

Вероятно, именно от этого заболевания страдал Джозеф Меррик, известный как Человек-слон. Синдром Протея вызван нейрофиброматозом типа I. При синдроме Протея кости и кожный покров больного могут начать увеличиваться аномально быстро, в результате чего нарушаются естественные пропорции тела. Обычно признаки заболевания не проявляются раньше 6–18 месяцев после рождения. Тяжесть заболевания зависит от индивидуума. В среднем синдромом Протея страдает один человек из миллиона. За всю историю задокументировано всего несколько сотен подобных случаев.

Расстройство — результат мутации в гене AKT1, ответственном за регуляцию клеточного роста, в результате чего некоторые мутировавшие клетки растут и делятся с невообразимой скоростью, а другие клетки продолжают расти в нормальном темпе. В итоге получается смесь нормальных и ненормальных клеток, что вызывает внешние аномалии.

9. Триметиламинурия

Это генетическое заболевание встречается настолько редко, что уровень заболеваемости даже не известен. Но если кто-то находящийся рядом с вами страдает этим — вы сразу заметите. Дело в том, что в организме больного накапливается триметиламин, который, выделяясь вместе с потом, создаёт неприятный запах — от человека пахнет тухлой рыбой, тухлыми яйцами, мусором или мочой. Женщины, как правило, подвержены заболеванию в большей степени, чем мужчины. Интенсивность запаха достигает своего пика непосредственно перед и во время менструации, или после приёма оральных контрацептивов. Судя по всему, это связано с женскими половыми гормонами вроде прогестерона и эстрогена.

Разумеется, в результате больные часто подвержены депрессии и предпочитают жить в изоляции.

10. Синдром Марфана

Синдром Марфана — заболевание не такое уж и редкое, как правило, оно проявляется у одного человека из 20 000. Оно представляет собой нарушение в развитии соединительных тканей. Одним из самых распространённых форм отклонения является близорукость, но ещё чаще болезнь проявляется в непропорциональном росте костей в руках и ногах и чрезмерной подвижности коленных и локтевых суставов. Люди с синдромом Марфана, как правило, имеют длинные и тонкие руки и ноги. Реже у больных могут срастаться между собой рёбра, в результате чего грудная клетка или выпирает наружу, или, напротив, западает. Ещё одна проблема — искривление позвоночника.

Источник

Генетические отклонения великих людей — Рамблер/субботний

Природа заложила в человека защитный механизм для сохранения своего рода отвергать все уродливое, то есть отличающееся от нормы. Это не помешало многим людям с заметными и не заметными глазу генетическими отклонениями оставить яркий след в истории и стать кумирами миллионов.

Голливудская дива 60-х Элизабет Тейлор славилась необычайно пушистыми ресницами и редким, с фиолетовым отливом цветом глаз. Однако мало кто знает, что своими необыкновенными глазами она была обязана редкому генетическому заболеванию — дистихиазу, аномалии, выраженной двойным рядом ресниц.

Уродство нередко проявлялось и в венценосных семьях. Король Карл II был последним габсбургским правителем Испании. Он был до безобразия уродлив, что объясняют результатом 16 поколений межродственных браков. Карл II обладал знаменитой «габсбургской челюстью», которая выдавалась далеко вперед, язык был настолько велик, что король не мог внятно выражаться, два ряда зубов не смыкались, из-за чего он не мог нормально жевать.

Король Франции Людовик XI тоже обладал весьма неприглядной внешностью. Он был невысокого роста, с крохотной головой. Ноги — одна короче другой. Стоит отметить огромный нос, смотрящий в сторону, и толстые губы. При этом Людовик XI был великолепным правителем.

Знаменитая английская королева, жена Генриха VIII Анна Болейн имела шесть пальцев на руке и, чтобы скрыть это уродство, ввела в моду длинные рукава. Это генетическое нарушение называется полидактилией. Таким же уродством отличается голливудская «женщина-кошка», темнокожая суперзвезда Хэлли Бэрри, у которой шесть пальцев на одной из ног, что не мешает ей считаться одной из самых красивых женщин планеты.

Орлеанскую деву Жанну д’Арк, возглавившую борьбу французов против англичан во времена Столетней войны, всегда изображают в мужской одежде, доспехах, со знаменем в руке. Существует мнение, что на самом деле Жанна была мужчиной с внешностью женщины.

«Наследственная болезнь — тестикулярная феминизация. Это фактически переопределение пола, когда формируется мужская особь на ранней стадии, но отсутствуют гены, необходимые для усвоения клетками мужских половых гормонов, — рассказывает доктор биологических наук Валентин Сапунов. — В результате возникает существо промежуточного пола, которое внешне выглядит как женщина, а внутри имеет мужские половые органы. По хромосомам это мужчина, а внешне — женщина».
Известно, что Иосиф Сталин страдал от редкой болезни, называемой синдактилия — на левой ноге у него были сросшиеся пальцы. У Альберта Эйнштейна было генетическое отклонение мозга: «У него отсутствовала область оперкулума, — поясняет нейробиолог Илья Мартынов. — Есть мнение, что за счет этого у него были короче связи, которые связывали структуры, ответственные за математический интеллект. Поэтому области в мозге быстрее могли обмениваться информацией». 16-й президент США Авраам Линкольн страдал синдромом Марфана. Он заключается в нарушении генов, ответственных за рост и длину конечностей. Подобным гигантом был и президент Франции Шарль де Голль, который при росте два метра обладал маленькой головой и длинными руками. Не исключено, что такое же отклонение было у Петра I, при росте более двух метров имевшего 39-й размер ноги. Что общего между Николь Кидман, Джулианной Мур и Джулией Робертс? В средние века их всех сожгли бы на костре, как ведьм и приспешниц дьявола. Все дело в рыжем цвете волос. Это генетическое отклонение встречается у 2% населения земли. Отношение к рыжим изменилось в эпоху Возрождения, когда Венера Боттичелли стала эталоном женской красоты. По мнению исследователей, рыжие люди обладают не только яркой внешностью, но и сложной противоречивой натурой. Так, на Руси в период правления Петра I был издан царский указ, повелевающий «рыжих и косых на государеву службу не брать», «рыжим и кривым в судах слова не давать, ибо им веры нет, понеже Бог шельму метит!»

Страх и агрессию у окружения, особенно в Африке, вызывали и альбиносы, чья «обесцвеченность» объясняется отсутствием пигмента меланина. Чтобы родился ребенок-альбинос, у обоих родителей должен присутствовать ген альбинизма. В древности таких людей считали вампирами и называли их Детьми луны. Надо сказать, что альбиносы действительно не переносят яркого солнечного света, но связано это не с мистикой, а риском получить рак кожи.

В начале ХХ века в цирке американского шоумена Барнума выступали люди с самыми разными уродствами. Среди них был Человек-оборотень, или Человек с собачьей головой Федор Евтихиев, страдавший от заболевания под названием гипертрихоз. При этом волосатость совсем не влияла на его умственную деятельность, он говорил на 18 языках.

Видео дня. Что будет, если посадить змею в круг из соли