Виды причин – Что такое: Действующая причина | Действующая причина это | Значение слова: Действующая причина | Понятие: Действующая причина

Причина — Википедия

Причи́на:

  1. Основание, предлог для каких-нибудь действий.
    Например: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что…, по той причине что…, из-за того что…
  2. Явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
    Например: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

Ещё неоплатонический философ Прокл (в своём комментарии к диалогу Платона Тимею) насчитывает только у Платона 64 различных понятия о причине, а у Аристотеля — 48. Это число можно сократить до двух основных понятий причины у Платона и до четырёх — у Аристотеля.

Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах[1], усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.

  • Во-первых, мы спрашиваем, из чего суть данный факт, данный предмет; это есть вопрос о субстрате, о под-лежащем, о материи, или материальной причине (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον, лат. causa materialis)
    [1]
    [2].
  • Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения (греч. αρχή της κινήσεως, лат. causa efficiens).
  • В-третьих, спрашивается о сущности данного предмета, что он есть; это вопрос об идее, о «чтойности» (греч. тò τί ἧν εἶναι, лат. qudditas), о форме, или формальной причине (греч. είδος, греч. μορφή, лат. causa formalis)[2].
  • В-четвёртых, спрашивается о том, ради чего данный предмет существует; это вопрос о цели, или конечной причине (греч. τέλος ου ενεκα, лат. causa finalis).

Недостаток существовавших ранее философских систем Аристотель видел прежде всего в том, что они объясняли мир, не учитывая действие отмеченных им четырёх причин.

  • Так, ионийские «физиологи» искали только материальную причину всех явлений, причём одни полагали её в одной стихии, другие — в другой;
  • пифагорейцы остановились на формальной причине, которую они находили в арифметических и геометрических определениях;
  • Эмпедокл и Анаксагор к материальным стихиям ионийцев присоединили производящую причину, которую первый находил в противоборствующем действии дружественного притяжения и враждебного отталкивания, а второй — в зиждительном действии космического ума;
  • Платон, ища, как и пифагорейцы, формальную причину всего существующего, находил её в идеях, по мнению Аристотеля, оставляя без рассмотрения как производящую, так и конечную причины. Платон различает греч. νους от греч. ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Учение Аристотеля о четырёх причинах, или началах, разработанное в его школе, а также у неоплатоников и перешедшее в патристическую и схоластическую философию, получило некоторые усложнения. Стали различать первые причины от вторых, или ближайших (лат. causae secundae seu proximae), явились причины посредствующие (лат. causae mediae), причины орудные (лат. causae instrumentales), причины сопутствующие или сопровождающие (лат. causae concomitantes, у Платона греч. συναιτίαι). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей причины (всемогущий Творец), а также причины конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо). Причина формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а причина материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным

[источник не указан 2994 дня]богословское положение о сотворении мира из ничего.

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, окказионализм, Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные причины (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ причины производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие причины на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие причины, которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная причина дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между причиной и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие причины, на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра. Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная причина наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная причина наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой причины, ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Данные в этом разделе приведены по состоянию на конец XIX — начало XX века.

Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение причины производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных причин к универсальной причине всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие причины, имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

  1. 1 2
    • Лебедев А. В. Аристотель // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    • Лебедев А. В. «Метафизика» // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. —
      М.
      : Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. 1 2 Бандуровский К. В. Форма и материя // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Понятие и виды причин

Трактат о причинности является важным по нескольким причинам. Во-первых, анализ феномена причинности опровергает обвинение, что томистского метафизика статичен интерпретацией мира. Предыдущий изложение материала действительно касался главным образом структуры бытия, а теперь будет рассматриваться динамично активный аспект реальности. Во-вторых, теория причинности указывает на онтологическую зумовленнисть каждой вещи. Генетическое объяснение мира является необходимым условием любой науки. Этому условию соответствует и метафизика, которая указывает на окончательные причины существующей действительности.

Древнегреческая философия изначально ставила вопрос о бытии причины видимого мира, и поэтому искали першозасады всякого бытия – arché. Сначала ответы были неудачны и поверхностные, и праелементы мира искались в воде, огне, воздухе или земли. Платон первопричины видимого мира видел в идеях, которые должны быть первообраз вещей. Более глубокое и реалистичное решение проблемы было осуществлено только что Аристотелем, который выделил четыре рода причин: материальную, формальную, действующую и целевую. В такой интерпретации действительный мир является сплетением вещей, взаимодействующих между собой и приводят к непрерывных изменений.
Реальное существование причин прямо или косвенно отрицают много философских течений. К ним относятся: некоторые пантеисты, сторонники окказионализма (Н.Мальбранш), представители крайнего эмпиризма (Д. Юм) и позитивизма (О. Конт), идеализма (Кант), а также некоторые современные физики. Их общая позиция состояла в отрицании научного характера теории причинности, они или отрицали объективность закона причинности, или утверждали его непознаваемости. Сторонники современной квантовой физики отходят от классического каузализму, отстаивая семикаузализм или акаузализм. Обе позиции характеризуются тем, что вместо оптически реальных связей между вещами утверждаются только связи явищно-функциональные. Схема предсказания явлений должен составлять сущность причинности.
Что такое причина? Причина (лат. Сausa) родом начала (principium) 3. О начале можно говорить во многих смыслах: начала во времени (например, первый день недели), начала в пространстве (например, точка является началом линии), начала действия (например, строительство фундамента является первым этапом строения дома). Томистского метафизика различает три вида начала: онтическое, генетический и гносеологический. Началом бытийным и генетическим есть такие вещи, которые реально влияют на возникновение других. Началом гносеологическим основные законы бытия и мышления.
Категории начала и причины не тождественны вполне по значению. Все причины является каким началом, но не каждый начало должно быть причиной. Причиной является только начало, которое понимают в онтическом смысле. Он может иметь двоякий характер: положительный и отрицательный. Началом чисто негативным является отсутствие существования или свойства. Причиной является лишь бытийный позитивное начало, что влияет реально на появление следствия. Названием “причина” можно охватить все то, что влияет на появление следствия. Характерной чертой каждой причины есть передача (przekazywanie) существование. Томистского философия подчеркивает, что причина не наделяет следствие существованием собственной силой, а лишь передает его, влияя реально появления нового бытия. Наделять существованием собственной силой может только всесильное бытия, то есть Бог, прерогативой которого является творческий акт.
Причину не следует путать с условием (conditio). Условие – это все, что необходимо для активизации причины. Однако если причина внутренне влияет на возникновение последствия, то условие такого влияния не оказывает. Причиной появления книги является человек, условием является наличие бумаги или другого материала для письма. Несколько иным является еще возможность (occasio). Она является таким обстоятельством, при которой легче выполняется какое-то действие. Возможность только способствует функционированию причины, но она не является абсолютно необходимым. Поводом для письма является, например, интересная лекция.
Формальным элементом любой причины есть реальное влияние на возникновение последствия. Характерной чертой каждой причины есть прежде всего ее примат по результату. Чаще всего это примат хронологический, то есть причина существует раньше, чем следствие. Однако возможна альтернатива одновременного появления причины и следствия. Но всегда причина первичная в бытийному смысле, поскольку она является началом, а следствие – начавшимся бытием. Отношение причинности всегда говорит, что что-то является первым и то вторичным. Второй свойством каждой причины есть ее реальная отличие от следствия. Если бы этой разницы не было, не было бы ни причины, ни следствия. Наконец, еще одним свойством причины является то, что она совершеннее последствия. Превосходство причины для следствия должны быть не всесторонней, а лишь в аспекте причинности.
Понятие причины имеет аналогичный характер, и поэтому томистского философия различает такие роды причин.
1. Внутренние причины – материальная и формальная, внешние причины – действующая и целевая. Внутренние причины спивпродукують следствие изнутри, становясь его составными элементами. Внешние факторы влияют на появление последствия извне. В повседневной речи, говоря о причине чаще всего имеют в виду действующую причину. Причиной такого рода есть бытие, которое своим действием непосредственно влияет на появление следствия. Действующей причиной, например, есть художник, работающий над скульптурой. Каждый создатель в своей деятельности руководствуется какой-то целью, вдохновляет его начать определенное действие, используя средства ее реализации.
Действующая причина, производя следствие, не производит его из ничто, а перерабатывает существующий предварительно материал. Последний является причиной материальной. Создатель предоставляет материалу определенные структуру и свойства, то есть субстанциональную форму. Глыба мрамора – это причина материальная, причина формальная – фигура скульптуры, действующая причина – художник, целевая причина – образцовая идея скульптора. Иначе говоря, действующая причина – это то, благодаря чему возникает следствие. Материальная причина – это то, с чего возникает следствие. Причина целевая – это то, с точки зрения возникающая последствия. И наконец причина формальная – это то, что особым образом создает следствие.
2. Причина первая и причина друга. Первой причиной является только такая причина, которая в своем действии не зависит от чего и поэтому не нуждается материала. Такой причиной может быть только Творец. Любые другие причины, которые зависят от другого бытия, – это причины другие.
3. Причина адекватная и неадекватная. Причина адекватна, или полная, сама в своей целости приводит к появлению следствия. Причина же неадекватна, или частичная, нуждается в помощи со стороны других причин.
4. Причина главная и творительного. Главной (первостепенной) причиной такая причина, действующего на основании своей природной силы. Творительный (инструментальная) причина действует силой энергии, предоставленной ей главной причиной. Главной причиной книги есть автор – писатель, причиной орудно есть ручка, пишущая машинка или диктофон.
5. Причина существенная и случайно. Причиной существенной (causa per se), или умышленной, есть такая причина, что согласуется с намерением создателя (зачинщика). Случайная причина (causa per accidens), или непреднамеренная, действует против воли действующей причины. Дефект двигателя или буря является существенной причиной аварии самолета, но в то же время является случайной причиной гибели его пассажиров.
6. Причина непосредственная, дальнейшая и дальняя. Непосредственной причиной является только такая причина, которая производит следствие. Дальнейшая причина влияет на следствие через посредство других причин. Наконец дальняя причина не зависит от каких-либо факторов, и окончательно именно она инициирует цепь причин. Незасыпанных костер в лесу непосредственной причиной возгорания мха, а опосредованно приводит к лесному пожару.
7. Причина физическая и моральная. Физическая (материальная) причина действует слепо и безусловно, моральная причина действует через убеждение – она ​​возможна в кругу умных и свободных существ.
8. Причина в первом акте (causa in actu primo) и во втором акте (causa in actu secundo). Первая из них представляет собой способность к действию, вторая является уже актуальной действием бытия.

« Качество и отношение Причина формальная и образцовая »

Причинность — Википедия

Причинность — философское и физическое понятие.

«Иллюстрированная сутра о причине и следствии». 8 в., Япония

Буддийская философия[править | править код]

Буддолог В. Г. Лысенко предполагает, что, вероятно, буддийская теория взаимозависимого возникновения пратитья-самутпада является первой теорией причинности в мире и однозначно первой теорией причинности в Индии[1]. Теория была разработана в попытке уяснить причины страдания и способы избавления от него[2]. Представляет собой объединённое взаимодействие различных причинных факторов или условий для формирования результата[1].

Существуют следующие формулировки концепции пратитья-самутпады: «Если есть то, значит, есть и это»; «Если нет этого, значит, нет и того»; «Когда есть это, то есть и то, если возникает это, то возникает и то, если это исчезает, то исчезает и то»[2].

Классическим примером описания действия взаимозависимого происхождения является пример с семенем. Когда семя закапывают в землю, оно может стать растением и в итоге принести плоды. Но существует ряд условий, при которых это может произойти. Само семя должно быть здоровым, не иметь повреждений, гнили, не быть недозревшим, перезревшим, засохшим и т. п. Посадка семени должна быть верной, после чего необходима систематическая забота о семени: поливка, окучивание, ограждение семени от тяжёлых погодных условий. Земля при этом также должна быть пригодной, питательной и не высушенной. При невыполнении любого из этих условий растение будет слабым или не взойдёт. В итоге кроме наличия семени к условиям всхода растения относится множество разнообразных условий, взаимосвязанных со следствием в собственной оригинальной форме. Все эти причины можно разделить на две категории: непосредственные (хету) и вспомогательные (пратьяя). В качестве непосредственной причины может выступать семя, в качестве вспомогательных причин — земля, солнце и другие причины[3].

Пратитья-самутпада постулирует, что в мире перерождений всё обусловлено. Каждое явление является условием возникновения для какого-то другого явления и при этом само обусловлено иным явлением. Эти условия при этом являются взаимовоздействующими друг на друга и могут выступать подобно «двум связкам хвороста, опирающимся друг на друга и друг друга поддерживающим»[3][2].

Античная философия[править | править код]

Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах[4], усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.

  • Во-первых, мы спрашиваем, из чего суть данный факт, данный предмет; это есть вопрос о субстрате, о под-лежащем, о материи, или материальной причине (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον, лат. causa materialis)[4][5].
  • Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения (греч. αρχή της κινήσεως, лат. causa efficiens).
  • В-третьих, спрашивается о сущности данного предмета, что он есть; это вопрос об идее, о «чтойности» (греч. тò τί ἧν εἶναι, лат. quidditas), о форме, или формальной причине (греч. είδος, греч. μορφή, лат. causa formalis)[5].
  • В-четвёртых, спрашивается о том, ради чего данный предмет существует; это вопрос о цели, или конечной причине (греч. τέλος ου ενεκα, лат. causa finalis).

Недостаток существовавших ранее философских систем Аристотель видел прежде всего в том, что они объясняли мир, не учитывая действие отмеченных им четырёх причин.

  • Так, ионийские «физиологи» искали только материальную причину всех явлений, причём одни полагали её в одной стихии, другие — в другой;
  • пифагорейцы остановились на формальной причине, которую они находили в арифметических и геометрических определениях;
  • Эмпедокл и Анаксагор к материальным стихиям ионийцев присоединили производящую причину, которую первый находил в противоборствующем действии дружественного притяжения и враждебного отталкивания, а второй — в зиждительном действии космического ума;
  • Платон, ища, как и пифагорейцы, формальную причину всего существующего, находил её в идеях, по мнению Аристотеля, оставляя без рассмотрения как производящую, так и конечную причины. Платон различает греч. νους от греч. ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Учение Аристотеля о четырёх причинах, или началах, разработанное в его школе, а также у неоплатоников и перешедшее в патристическую и схоластическую философию, получило некоторые усложнения. Стали различать первые причины от вторых, или ближайших (лат. causae secundae seu proximae), явились причины посредствующие (лат. causae mediae), причины орудные (лат. causae instrumentales), причины сопутствующие или сопровождающие (лат. causae concomitantes, у Платона греч. συναιτίαι). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей причины (всемогущий Творец), а также причины конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо). Причина формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а причина материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным богословское положение о сотворении мира из ничего.

Новая философия[править | править код]

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, окказионализм, Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные причины (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ причины производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие причины на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие причины, которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная причина дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между причиной и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие причины, на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра. Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная причина наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная причина наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой причины, ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

При́нцип причи́нности — один из самых общих физических принципов[6], устанавливающий допустимые пределы влияния событий друг на друга[6].

В классической физике это утверждение означает, что любое событие A(t), {\displaystyle A(t),\ } произошедшее в момент времени t, {\displaystyle t,\ } может повлиять на событие B(t′), {\displaystyle B(t’),\ } произошедшее в момент времени t′, {\displaystyle t’,\ } только при условии: t′−t>0. {\displaystyle t’-t>0.\ } Таким образом классическая физика допускает произвольно большую скорость переноса взаимодействий.

Любое событие может оказывать влияние только на события, происходящие позже него и не может оказывать влияние на события, произошедшие раньше него[7][8].

При учёте релятивистских эффектов принцип причинности (ПП) должен быть модифицирован, поскольку время становится относительным — взаимное расположение событий во времени может зависеть от выбранной системы отсчёта.

В теории относительности из постулата причинности и независимости скорости света от выбора системы отсчета следует, что скорость любого сигнала не может превышать скорость света[9][10][11].

Таким образом, причинно связанными могут быть лишь такие два события, квадрат интервала между которыми неотрицателен: S2=c2(t1−t2)2−(x1−x2)2⩾0{\displaystyle S^{2}=c^{2}(t_{1}-t_{2})^{2}-(x_{1}-x_{2})^{2}\geqslant 0}[12].

В современной физике элементарных частиц для объяснения некоторых явлений привлекается принцип так называемой обратной причинности[13].

  1. 1 2 Лысенко, 2011, с. 549.
  2. 1 2 3 Лысенко В. Г. Пратитья-самутпада // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  3. 1 2 Лысенко, 2011, с. 550.
  4. 1 2
    • Лебедев А. В. Аристотель // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
    • Лебедев А. В. «Метафизика» // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  5. 1 2 Бандуровский К. В. Форма и материя // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  6. 1 2 Причинности принцип Физическая энциклопедия. — Т. IV. — С. 119–121.
  7. ↑ Неванлинна, 1966, с. 122.
  8. ↑ Чудинов, 1974, с. 222.
  9. ↑ Неванлинна, 1966, с. 184.
  10. ↑ Чудинов, 1974, с. 227.
  11. ↑ Ширков, 1980, с. 319.
  12. ↑ Чуянов, 2003, с. 318.
  13. Jan Faye. Backward Causation (англ.). Stanford Encyclopedia of Philosophy (2015). Дата обращения 21 декабря 2017.
  • Лысенко В. Г. Пратитья самутпада // Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц; ИФ РАН. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 549—554. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  • Неванлинна Р. Пространство, время и относительность. — М.: Мир, 1966. — 229 с.
  • Чудинов Э. М. Теория относительности и философия. — М.: Политиздат, 1974. — 304 с.
  • Чуянов В. А. Физика от «А» до «Я». Краткий знциклопедический словарь. — М.: Педагогика-Пресс, 2003. — 512 с.
  • Ширков Д. В. Физика микромира. Маленькая знциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 528 с.

Виды причин — Юрий Тихонравов — LiveJournal

В подкрепление метафизических штудий я подсобрал тут коллекцию разновидностей причин, имевшихся в употреблении европейских философов. Помимо четырёх аристотелевских (causa materialis, causa formalis, causa efficiens и causa finalis), встречаются также следующие:

Causa instrumentalis и causa exemplaris – добавления к аристотелевским. Аристотель недоглядел, что для строительства дома нужны не только стройматериал, стройпроект, строитель и потребность в строительстве. Там нужны ещё строительная техника (орудийная причина), а также некий образец, который не совпадает с проектом этого вот дома, но является источником всех подобных проектов, то есть эйдос дома, а лучше реальный перводом, на примере которого люди поняли, где можно жить.

Causa socia (causa communis, causa cooperans) и causa per se – содействующая причина, то есть причина порождающая следствие только в составе других причин, несамостоятельная, и причина, которая не нуждается в других причинах, чтобы породить следствие.

Causa transiens и causa immanens – это виды несамостоятельной причины: причина, порождающая следствие путём воздействия на нечто другое, и причина, порождающая следствие благодаря тому, что на неё что-то воздействовало. Иногда их ещё называют causa prima и causa secunda (secundaria). А первую также величают causa activa (causa passiva мне не встречалась).

Causa propria и causa accidentalis (accidens) – существенная и случайная причины. Например, строитель есть существенная причина строительства дома. Не был бы он строителем, всё сложилось бы иначе. А вот то, что этот строитель оказался ещё и таджиком – это тоже причина, но случайная, несущественная; он вполне мог бы быть и турком.

Causa extrinseca и causa intrinseca – это, соответственно, внешняя и внутренняя причины, выделенные для классификации аристотелевских. Материальная и формальная причины относятся к внутренним, целевая и движущая к внешним.

Causa fiendi и causa essendi – это причины возникновения чего-либо; просто первая из них порождает и оставляет порождённое дальше существовать самостоятельно, как родители порождают детей, а вторая и дальше остаётся причиной существования, как Солнце является причиной дня: Солнышко заходит, и день кончается.

Другие четыре причины – causa conservans, causa movens (motiva), causa creatix (creans) и causa privans. Они обозначают, соответственно, причину сохранения status quo, причину изменения, причину возникновения чего-то нового (особенно из ничего) и причину исчезновения или лишения каких-то качеств.

Довольно известная пара – сausa sine qua non и causa sufficiens. Необходимая и достаточная причины. Как известно, они могут не совпадать: какая-то причина необходима, но недостаточна, какая-то достаточна, но не необходима. Если же причина и необходима, и достаточна, то её называют совершенной или решающей причиной – causa perfecta или causa principalis.

Очевидное, но рабочее деление – causa proxima (causa immediata, causa directa) и causa remota (causa adiuvans, causa influens, causa mediata, causa indirecta). Ближайшая, непосредственная причина и опосредованная, отдалённая причина.

Causa vera и causa occasionalis – собственно причина (настоящая) и повод.

Causa causarum и causa sui – причина других причин и причина самой себя. У Спинозы, как известно, они совпадают.

Встречаются также единичные экземпляры. Например, causa adaequata – причина, соизмеримая следствию. Могут быть, понятно, и неадекватные причины. То есть речь идёт об исследовании причинности и выявлении причин: если причина неадекватна следствию, значит она установлена неверно либо есть ещё другие причины.

Из этой же оперы causa cognoscendi – причина, по которой мы узнали о чём-либо, или причина, которой мы объясняем то или иное своё действие.

Близка к значению мотивировки causa impulsiva, она же causa incentiva – побудительная причина. Августин вывел её зловещий подвид – causa deficiens (causa defctiva). Это так называемая изводящая причина – то, что связано с нашими недостатками (с недостатком в нас добра) и порождает в нас злую волю.

Противоположностью всем этим умственным причинам является causa corporalis – причина физическая.

У меня есть ещё много своих видов, но для них нет (или я не нашёл) красивых латинских названий. Если кто ещё знает таковые – добавляйте.

Tags: философская теология

Виды причин ошибок | Yourski.ru

Для перехода к практике нам все еще нужно немного позаниматься теорией и определить какие типы причин формирующих ошибки наиболее часто встречаются. Это знание сильно поможет нам при переходе к практике. Иначе нам придется пользоваться только теоретическими представлениями и это будет непросто. Но, как говорится, лучше день потерять потом за час долететь. Давайте разберемся какие типы причин ошибок бывают. 

Что бы не тратить время на разбор каждого уровня отдельно, давайте разберем особо часто встречающие причны сразу на всех уровнях. Заодно научимся понимать какая причина на каком уровне находится и какая является более главной.

Глобально все причины можно разделить на четыре группы:

  • психологические — проблемы психологие такие как страх, предрассудки, логика, теория…
  • физиологические — физическое состояние человека и его физические возможности…
  • технические — существующие технические навыки притащенные из других видов спорта, предыдущего опыта катания или связанные с физиологией…
  • технологические — причины связанные с инвентарем, хотя, мы бы не говорили бы что есть такая категория, прото потому, что инвентарь находится на самом низшем уровне иерархии. Но, данные причины на начально уровне изучения техники катания являются причиной создания психологических или физиологических или технических причин. Просто потому, что технически человек еще может быть не готов управлять определенным инвентарем. Потом, раз мы по большей мере ориентируемся сейчас на любителей начального уровня, то мы выделяем данный тип как отдельный. 

Названия мы придумали условно. Просто для интуитивной понятности. 

Данные группы есть ни что иное как самы верхний уровень причин создающих ошибки — возможности. Это особенно глобальные понятия. Далее, для получения более детального уровня способностей ам достаточно детализировать данный уровень. В итоге мы можем получить примерно такую историю:

психологическиефизиологическиетехническиетехнологические

страх скорости,
страх упасть на бок в повороте,
Убежденность что лыжа не повернет,
желание быть лучше всех и страх показаться неумехой,
мотивация на развитие техники или ее отсутствие,
убеждения связанные с правильным/неправильным катанием…

и так далее.

последствия травм,
недостаток физической формы вобщем или локально в определенных местах,
ограничения связанные со здоровьем,
определенные субьективные особенности движений,
вражденные особенности организма…

и так далее.

ранее полученные и накатанные движения,

и так далее.

неправильно подобранный инвентарь не соответствующий стадии развития лыжника,
неисправный инвентарь,
отсутствие инвентаря, 

и так далее.

Естественно, что все что написано в таблице есть только пример для понимания того, что именно может находится на данном уровне. при конкретной работе с конкретным человеком мы должны рассматривать характеристики присущие именно тому человеку и принимать во внимание его личный опыт и его состояние. 

Далее, не сложно догадаться, все полученные таким образом причины и формируют катание. Например, страх скорости в сумме с недостатком физической формы и неправильно подобранными лыжами с большим радиусом приведут к тому, что человек будет бояться скорости, не иметь возможности ее контролировать и в резульате получим сброс задников на выходе из поворота. Или, даже, сразу на входе. И, в данном случае, совершенно бесполезно будет пытаться делать упражнения на фиксацию поворота корпуса потому как причины данного движения это страх, ОФП и лыжи. Решим эти опросы и вращение корпуса уйдет само. 

Вот все вроде как понятно, но как же видя катание человека определить где именно есть проблема?Для начала, давайте разберемся как удобнее и эффективнее вычислять сами ошибки техники.

Безработица структурная, циклическая и фрикционная. Виды и причины.

Что такое безработица. Суть явления

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу.

Важно не путать безработных и неработающих. Безработный — это человек трудоспособного возраста, который желает трудиться и ищет работу, однако пока ее не нашел.

А вот к числу неработающих относятся те, кто не имеет работы и не ищет ее: студенты, пенсионеры, родители в отпуске по уходу за детьми, домохозяйки и так далее.

Уровень безработицы

Чтобы рассчитать уровень общей безработицы в стране, необходимо общую численность безработных поделить на численность экономически активного населения (людей трудоспособного возраста).

Уровень безработицы выражается в процентах. Считается, что допустимый, здоровый уровень безработицы составляет 5,5-6,5% трудоспособного населения. В этом случае говорят об экономике полной занятости.

В условиях рыночной экономики безработица неизбежна. Рынок труда, как и любой другой рынок, регулируется законами спроса и предложения, поэтому всегда есть кто-то, чьи рабочие руки в данный момент не востребованы.

Причины безработицы

Причины безработицы могут быть различными:

  • Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.

  • Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.

  • Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.

Виды безработицы: фрикционная, циклическая и структурная

В зависимости от причин выделяют три вида безработицы.

Фрикционная безработица — это временная незанятость при добровольном переходе с одной работы на другую. Если выпускник университета впервые ищет работу или если человек уволился с целью найти работу получше — это примеры фрикционной безработицы. Обычно поиски работы при фрикционной безработице длятся 1-3 месяца.

Циклическая безработица — это безработица, возникающая из-за экономического кризиса в результате спада производства. Например, если в результате кризиса автомобильные заводы сокращают производство и увольняют персонал — это пример циклической безработицы.

Структурная безработица — это невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы определенной квалификации. Структурная безработица может возникать в связи с технологическими изменениями. Например, появление автоматических сборочных линий сделало безработными многих низкоквалифцированных фабричных рабочих.

Фрикционная и структурная безработица в сумме составляют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы считается нормальным явлением в современной экономике. А вот циклическая безработица — уже кризисное явление, с которым необходимо бороться государству.

Формы безработицы: сезонная, скрытая, застойная

Помимо фрикционной, циклической и структурной безработицы говорят об различных формах, в которых безработица проявляется.

Открытая безработица — это полная потеря работы и доходов. Например, уволенный с работы сотрудник не может найти новое место и встает на учет по безработице.

Скрытая безработица — явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В результате он, например, трудится неполный день за меньшую зарплату.

Текучая безработица — это временная безработица, связанная с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов, из-за экономических циклов.

Застойная безработица — это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Сезонная безработица возникает при изменении спроса на труд в зависимости от времени года. Сезонная безработица характерна для сельского хозяйства, строительства и иных подобных отраслей.

Институциональная безработица возникает из-за нехватки актуальной информации о вакансиях и о людях, ищущих работу.

Молодежная безработица — это неспособность молодых людей, впервые вышедших на рынок труда, найти работу.

Последствия безработицы: отрицательные и положительные

Безработица для человека, неспособного найти работу, — безусловное зло. На индивидуальном уровне она означает потерю дохода, утрату квалификации, снижение шансов найти престижную работу в будущем.

Неэкономические последствия безработицы для человека — стресс, ведущий к нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Возможен разлад в семье, алкоголизм, наркомания. Длительное отсутствие работы может толкнуть человека на асоциальное поведение, преступление или самоубийство.

Неэкономические последствия безработицы на уровне общества также негативны: растет социальная напряженность, заболеваемость и смертность, распространяются алкоголизм и наркомания, ухудшается криминогенная обстановка.

Отрицательные экономические последствия высокой безработицы: рост ВВП оказывается меньше потенциального, трудовые ресурсы используются не полностью. Государству приходится тратить деньги на пособия по безработице и борьбу с ее негативными последствиями.

В то же время для экономики безработица необходима. Она формирует мобильный резерв рабочей силы и создает стимул трудиться лучше. Попытки полностью искоренить безработицу при командной экономике ведут к тому, что работники теряют заинтересованность в результатах своего труда, падает производительность, а при открытии новых производств негде взять свободные рабочие руки.

Негативные последствия безработицы:

  • Недоиспользование экономического потенциала общества.

  • Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.

  • Потеря профессиональных навыков.

  • Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

Позитивные последствия безработицы:

  • Формирует мобильный резерв рабочей силы.

  • Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.

  • Усиливается трудовая мотивация работающих.

Государственные меры по борьбе с безработицей

Безработица — макроэкономическая проблема, которая может угрожать стабильности общества и экономики, поэтому государство принимает меры по борьбе с ней и ее последствиями. Поскольку разные типы безработицы обусловлены разными причинами, набор этих мер широк:

  • Выплата пособий по безработице.

  • Создание служб занятости, бирж труда, помощь в трудоустройстве.

  • Помощь в переподготовке и переквалификации кадров.

  • Проведение стабилизационной политики для недопущения глубоких спадов производства и массовых увольнений.

  • Денежное регулирование, делающее более выгодным создание новых рабочих мест. Субсидии и налоговые льготы.

  • Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе.

Безработица: виды и причины. Задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, нужно знать признаки различных видов безработицы и различать их. Разберем ряд заданий из тестов прошлых лет.

Задание 1
Граждане страны Z обычно долго ищут работу по специальности, не соглашаясь ни на какую другую. Государственная служба занятости предлагает различные варианты переобучения с последующим трудоустройством, однако эта услуга мало востребована. Выберите в приведённом ниже списке характеристики безработицы в стране Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сезонная
2) скрытая
3) фрикционная
4) добровольная
5) циклическая
6) открытая

Правильный ответ: 346

Задание 2
В го­су­дар­стве Z до­воль­но вы­со­кий уро­вень безработицы. Какие ка­те­го­рии на­се­ле­ния могут быть от­не­се­ны к фрик­ци­он­ным безработным? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Уволившиеся по соб­ствен­но­му желанию.
2) Нашедшие работу, но не при­сту­пив­шие к ней.
3) Уволенные в связи с па­де­ни­ем спро­са на их услуги.
4) Вновь по­явив­ши­е­ся на рынке труда и име­ю­щие тре­бу­е­мую квалификацию.
5) Уволенные в усло­ви­ях об­ще­го спада про­из­вод­ства в стране.
6) Занятые не­пол­ный ра­бо­чий день.

Правильный ответ: 124

Задание 3
В стране Z сократились потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряли работу. Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) скрытая безработица
2) фрикционная безработица
3) сезонная безработица
4) добровольная безработица
5) структурная безработица
6) массовая безработица

Правильный ответ: 56

Задание 4
Выберите верные суждения о безработице и запишите номера, под которыми они указаны.
1) Безработицей называют преобладание спроса на рабочую силу над ее предложением.
2) По характеру причин безработица делится на галопирующую, фрикционную и циклическую.
3) Структурная безработица связана с изменением спроса на труд в отдельных отраслях и регионах вследствие научно-технического прогресса.
4) Естественным называют средний уровень безработицы, вокруг которого на протяжении многих лет колеблется занятость населения.
5) Циклическая безработица возникает в период экономического подъема.

Правильный ответ: 34

Задание 5
Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми без­ра­бо­ти­цы и ее видами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ

ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

A) связана с по­ис­ком ра­бо­ты специалистом, впер­вые по­явив­шем­ся на рынке труда

Б) вы­зва­на доб­ро­воль­ным ре­ше­ни­ем найти более ин­те­рес­ное при­ме­не­ние про­фес­си­о­наль­ных умений

B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле

Г) вы­зва­на эко­но­ми­че­ским спа­дом и за­кры­ти­ем предприятий

Д) про­яв­ля­ет­ся в вы­сво­бож­де­нии части ра­бо­чей силы в пе­ри­од депрессии

1) фрикционная

2) циклическая

Правильный ответ: 11122

Задание 6
По данным Государственной службы статистики, в январе 2016 г. уровень безработицы в государстве X. составил 5,8%, что на 0,2% выше уровня января 2015 г. 3% безработных это лица, чьи профессии утратили свою актуальность, а 2,8% это лица находящиеся в поисках работы по специальности.
Взаимосвязь каких двух сфер нашла свое отражение в этих данных?
Какие два типа безработицы отражены в представленных данных?
Используя обществоведческие знания, укажите любые три негативных последствия высокого уровня безработицы.

Правильный ответ:
1) Отражена связь между экономической и социальной сферами.
2) Структурная и фрикционная безработица.
3) негативные последствия безработицы:
— падение доходов, снижение уровня жизни населения
— недоиспользование экономического потенциала общества
— рост социальной напряженности
Задание 7
Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми любые три спо­со­ба борь­бы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) Создание государственных бирж труда. В государстве X была создана сеть государственных бирж труда, где безработные могут получить сведения о  вакансиях и трудоустроиться.
2)Стимулирование предпринимательства. Правительство страны Z ввело налоговые льготы для предприятий, создающих новые рабочие места.
3) Учреждение бесплатных курсов переквалификации для безработных. Например, при администрации города М созданы курсы обучения программированию, чтобы безработные могли найти себе работу.

Задание 8
Приведите три любых вида безработицы и проиллюстрируйте каждую примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие примеры:
1) Структурная. В связи с переходом на атомную энергию массово закрываются угольные шахты, шахтеры становятся безработными.
2) Фрикционная. Граж­да­нин М уво­лил­ся со своей преж­ней ра­бо­ты, поскольку его не устраивали условия и зарплата.
3) Циклическая. Из-за экономического кри­зи­са в стране Z массово закрываются банки, множество банковских специалистов становятся безработными.

Причина — это… Что такое Причина?

У этого термина существуют и другие значения, см. Причинность (физика).

Причина  

1) основание, предлог для каких-нибудь действий

Пример: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того..; по той причине что.., союз (книжн.) — из-за того что.

2) явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления

Пример: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

Ещё неоплатонический философ Прокл (в своём комментарии к диалогу Платона Тимею) насчитывает у одного Платона 64 различных понятия о причине, а у Аристотеля — 48. Это число можно сократить до двух основных понятий причины у Платона и до четырёх — у Аристотеля.

Античная философия

Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах[1], усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.

  • Во-первых, мы спрашиваем, из чего суть данный факт, данный предмет; это есть вопрос о субстрате, о под-лежащем, о материи, или материальной причине (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον, лат. causa materialis)[1][2].
  • Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения (греч. αρχή της κινήσεως, лат. causa efficiens).
  • В-третьих, спрашивается о сущности данного предмета, что он есть; это вопрос об идее, о «чтойности» (греч. тò τί ἧν εἶναι, лат. qudditas), о форме, или формальной причине (греч. είδος, греч. μορφή, лат. causa formalis)[2].
  • В-четвёртых, спрашивается о том, ради чего данный предмет существует; это вопрос о цели, или конечной причине (греч. τέλος ου ενεκα, лат. causa finalis).

Недостаток существовавших ранее философских систем Аристотель видел прежде всего в том, что они объясняли мир, не учитывая действие отмеченных им четырех причин.

  • Так, ионийские «физиологи» искали только материальную причину всех явлений, причём одни полагали её в одной стихии, другие — в другой;
  • пифагорейцы остановились на формальной причине, которую они находили в арифметических и геометрических определениях;
  • Эмпедокл и Анаксагор к материальным стихиям ионийцев присоединили производящую причину, которую первый находил в противоборствующем действии дружественного притяжения и враждебного отталкивания, а второй — в зиждительном действии космического ума;
  • Платон, ища, как и пифагорейцы, формальную причину всего существующего, находил её в идеях, по мнению Аристотеля, оставляя без рассмотрения как производящую, так и конечную причины. Платон различает греч. νους от греч. ανάγκη, то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Учение Аристотеля о четырёх причинах, или началах, разработанное в его школе, а также у неоплатоников и перешедшее в патристическую и схоластическую философию, получило некоторые усложнения. Стали различать первые причины от вторых, или ближайших (лат. causae secundae seu proximae), явились причины посредствующие (лат. causae mediae), причины орудные (лат. causae instrumentales), причины сопутствующие или сопровождающие (лат. causae concomitantes, у Платона греч. συναιτίαι). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей причины (всемогущий Творец), а также причины конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо). Причина формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а причина материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным[источник не указан 399 дней] богословское положение о сотворении мира из ничего.

Новая философия

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, окказионализм, Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные П. (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ П. производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие П. на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие П., которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная П. дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между П. и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие П., на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра. Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная П. наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная П. наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой П., ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Новейшая философия

Данные в этом разделе приведены по состоянию на конец XIX — начало XX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение П. производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных П. к универсальной П. всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие П., имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

См. также

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *