Возможности мозга – Каковы возможности человеческого мозга 🚩 возможности мозга человека 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое

Содержание

Тайны человеческого мозга — 20 интересных фактов

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Как работает мозг человека?

Головной мозг работает круглосуточно. Когда мы спим, он не перестает трудиться. И, даже когда человек находится в коме и бессознательном состоянии, его мозг функционирует.

Мозг состоит из двух полушарий. Они различаются по размеру и отвечают за разные способности человека.

  • Правое полушарие отвечает за творческое мышление и визуальные образы.
  • Левое полушарие — за логическое мышление.

Головной мозг — это своеобразный штурвал человека. Каждый день проделывает огромную работу. Выполняет бесчисленное количество задач.

Так же как нельзя найти двух одинаковых людей, также и нельзя найти двух одинаково мыслящих людей.

 

Интересные факты о нашем мозге

  1. Учеба полезна для мозга. Высокообразованный человек имеет меньше шансов получить заболевание мозга. Напрягая мозг трудными задачами, мы как бы тренируем его на воспроизведение дополнительных тканей.
  2. Самая активная работа мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет. В это время мозг человека может усвоить больше знаний, чем за все следующую жизнь. Любой ребенок с легкостью освоит несколько иностранных языков. Не всем взрослым под силу освоить второй язык даже если он переезжает в другую страну и погружается в среду.
  3. Размер мозга не влияет на способности. Ученые продолжают изучать мозг гениев в разных сферах творчества, но уже сейчас доказано, что интеллектуальные и гениальные способности никак не связаны с размером мозга. Альберт Эйнштейн имел не самый крупный мозг.
  4. Занятия спортом эффективно отражаются на деятельности мозга. Люди, которые ведут активный образ жизни реже страдают заболеваниями мозга. Физические упражнения увеличивают кровоток. Капилляры мозга активно наполняются кислородом и глюкозой.
  5. Мозг воспринимает морскую болезнь за галлюцинацию, вызванную ядом. Рвота — это защитная функция организма на избавление от ядовитого вещества.
  6. Лучшее упражнение для мозга — занятие незнакомой деятельностью. Мозг активизируется от смены работы, так как вынужден разрабатывать новые алгоритмы.
  7. Мозг можно сравнить с мышцами человека. Чем больше их тренируешь, тем больше они растут.
  8. Мозг не устает. За день у человека возникает около 70 тысяч мыслей. Умственная работа не способна утомить мозг. Как долго бы вы не думали над решением задачи, мозг функционирует одинаково в любой период. Мы путаем утомляемость мозга с нашим эмоциональным состоянием от решения какой-то проблемы.
  9. Молитва, медитация благоприятно воздействуют на человеческий мозг. Во время чтения молитвы, медитирования люди уходят от реальности. В момент процесса возникают волновые успокаивающие колебания. Они способствуют самоизлечению организма. Известно, что глубоко верующие люди реже подвергаются болезням.
  10. Чем больше мы пьем воды, тем лучше работает наш мозг. Организм человека на 80% состоит из воды. Не только мозгу, но и всему телу важно получать достаточное количество чистой воды для правильного функционирования.
  11. По утрам сначала просыпается тело, а потом мозг. Сразу же после сна интеллектуальные способности человека ниже. Мозг включается в работу не сразу после пробуждения.
  12. Мозг легче понимает речь мужчины, чем женщины. Женский голос музыкальнее, выше по тональности и шире по диапазону. На расшифровку мужского голоса мозгу не нужно затрачивать дополнительные ресурсы.
  13. Мозгу нужно больше энергии, чем другим органам человека. Занимая только 2% от объема нашего тела, мозг потребляет до 20% всей энергии. Также он чувствителен к недостатку кислорода. Необратимые последствия для работы мозга возникают через 10 минут при отсутствии кислорода.
  14. Неправда, что нервные клетки не восстанавливаются. Нейроны мозга восстанавливаются и растут на протяжении всей жизни.
  15. Мозг никогда не спит. Он функционирует круглосуточно, в любое время дня и ночи.
  16. Мозг активнее ночью, чем днем. Вы скажите, что это не логично. Днем мозг выполняет множество не только мыслительных функций, но отвечает и за все двигательные процессы. Оказалось, что это не так. Когда мы ложимся спать, мозг «включается» и работает интенсивнее. Вспомните, как легко вы наутро находите решение проблемы о которой думали вечером. «Утро вечера мудренее».
  17. Количество и качество снов зависит от IQ. Чем выше интеллект человека, тем больше и ярче его сновидения. Помните? Менделеев увидел свою гениальную таблицу химических элементов во сне.
  18. Температура мозга зависит от продолжительности нашего сна. При недосыпе температура повышается. Зевание — это защитная функция организма. Когда мы зеваем, наш мозг охлаждается.
  19. Мозг не чувствует боль. В нем отсутствуют болевые рецепторы. Операцию на нем можно проводить без наркоза.
  20. Влюбленность можно увидеть на МРТ-снимках. У человека в состоянии влюбленности активизируются области связанные с удовольствием. Там вырабатывается дофамин. Эти области хорошо видно на снимках.

Эксперименты с мозгом

Загадка с зеркалом

Мозг можно запутать. Если не будет совпадать то, что ты слышишь и видишь? Как на это отреагирует мозг?

    • Установите на столе перед собой зеркало. Положите руки так, чтобы они находились по обе стороны зеркала.
    • Наклоните голову и смотри на отражение в зеркале. Там две руки! Но та, которая в зеркале — это отражение правой руки.
    • Щелкните пальцами на обеих руках. Теперь только левой рукой. В отражение вы видите две неподвижные руки, но слышите щелчки.

Какие чувства и эмоции вы испытали?

Что произошло? Глаза посылают информацию мозгу: «руки не подвижны». Уши посылают другую информацию: «слышу щелчки».  Мозг не может соединить эти противоречивые сигналы и вас появляются странные ощущения.

Заключение

Человеческий мозг — самый сложный объект для изучения. В нем кроется много тайн и загадок. От него зависят наши действия, мысли и чувства. Мы не слышим ушами и не видим глазами. Все это делают участки головного мозга. Он дает нам самые интересные темы для изучения: сознательного и бессознательного. Много ведется разработок и исследований, но главную тайну мозга еще предстоит узнать возможно в скором будущем.


Читайте также:

возможности мозга человека: как развить по максимуму

Здравствуйте, уважаемые читатели! Учёные считают, что возможности мозга неограниченны, но мы используем свой потенциал только на 0,01% из 100.

Точного алгоритма и инструкций, как задействовать в работу скрытые ресурсы на сегодняшний момент не существует. Но всё же мы попробуем изучить часть способов, которые будут способствовать вашему развитию и повышению уровня IQ.

Удивительные истории

Мозг человека состоит из двух полушарий, которые соединены между собой для передачи информации мозолистым веществом. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за творческое, образное.

И обычно, если происходит нарушение с одним из них, как правило, второе так же теряет способность нормально функционировать.

Но истории, с которыми вы сегодня познакомитесь, доказывают, что человек действительно обладает неограниченными возможностями. Причём до сих пор не разгадана тайна каждого, кто проявил уникальные навыки и умения.

Так вышло, что уцелевшее полушарие брало на себя функции того которое пришлось удалить. И личность могла продолжать жить полноценно, не испытывая каких-либо затруднений в общении, работе и прочем.

Трагические ситуации

В 1887 году в Массачусетсе Файнис Гейдж, прокладывая новые ветки железнодорожных путей, пострадал от взрыва. В тот злополучный момент у него в руках был лом, которым он трамбовал порох. Этот лом проткнул насквозь Файнису череп. Он вошёл в нижнюю челюсть, а вышел уже с затылочной части головы.

Несмотря на ужасную травму, а от удара у него даже вылез глаз из глазницы, пострадавший ни на секунду не потерял сознание. Больше того, он самостоятельно полез в повозку и, доехав до больницы, отказался от носилок, зайдя на своих ногах в кабинет к врачу.

Специалистам пришлось нелегко, они удалили лом, глаз, большую часть мозга и даже части черепа, которые раздробились. Можно было бы предположить, что впоследствии он прожил недолго. Но не тут-то было.

На здоровье Файниса, а особенно на его умственных способностях эта ситуация практически не сказалась. Единственное, что его беспокоило – это утрата глаза.

По нейронам идет человекПо нейронам идет человек

В 1950-х годах в Германии одному пациенту из-за возникновения опухоли пришлось удалить правое полушарие. Полностью. И вместо того, чтобы превратиться в человека с ограниченными возможностями, как умственными, так и физическими, он продолжил жить, будто ничего необычного с ним и не происходило.

Отсутствие сна

В Нью-Джерси в 1947 году ушёл из жизни Ал Херпин. Этот человек был известен тем, что за свои почти 100 лет, которые ему удалось прожить, он ни разу не уснул. То есть, он даже не имел понятия о том, что такое сон.

В его доме отсутствовала кровать, а когда наступала ночь, он просто усаживался в любимое кресло и до самого утра читал книгу. Именно таким образом Ал восстанавливался. После чего, как ни в чём не бывало, отправлялся на работу.

Медики и учёные не в силах были объяснить этот феномен. Они даже устраивали по очереди дежурства в его комнате. Но они оказались безрезультатными. То есть, уличить в каком-либо подвохе никому его не удалось.

В Индиане был похожий случай. Только Дэвид Джонс иногда-таки нуждался в полноценном отдыхе. У него периоды бессонницы чередовались с периодами сна. Где-то один раз на два года он переставал спать примерно по три или четыре месяца. Потом возвращался к привычной жизни. Интересен тот факт, что Дэвид всегда предчувствовал за несколько недель, что скоро случится бессонница.

В Венгрии в начале 1900-х годов Рэйчел Саги начала испытывать сильнейшие головные боли. Врачи ничего не смогли сделать, чтобы унять их и просто рекомендовали больше спать, чтобы организм восстановился, отдохнул. Но уснуть ей больше не удалось.

Даже снотворное не могло помочь Рейчел погрузиться хотя бы в лёгкую дремоту. После этого дня она прожила ещё лет 25, бодрствуя круглосуточно.

Математические исчисления

Шакунтали Дэви, маленькая девочка из Индии в 6-летнем возрасте поразила мир. Она за несколько секунд могла производить различные арифметические действия с десятизначными числами.

Причём результат в голове у неё возникал молниеносно, а оставшиеся несколько секунд тратились непосредственно на то, чтобы проговорить его вслух.

В 7 лет она смогла развить свои умения настолько, что с лёгкостью возводила даже в пятую степень многозначные числа.

Удивительно только то, что талант распространялся только на математические исчисления. В других сферах её способности оказались настолько заурядными, что некоторые предметы приходилось сдавать по нескольку раз, чтобы получить удовлетворительный бал.

Фото девушки, над головой которой изображены мыслительные процессыФото девушки, над головой которой изображены мыслительные процессы

Зрячие слепые

В 1840 году в газетах Италии появилась шокирующая новость, 14-летняя девочка из села, потеряв зрение ещё в раннем детстве, научилась видеть с помощью ладоней. Она вполне могла различать цвета и даже узнавала людей, которые молча заходили к ней в комнату.

А в Вирджинии в 1960 году поставила в тупик многих учёных 16-летняя Маргарет Фус. Она не теряла зрение, но могла, плотно закрыв глаза, читать книги с помощью лба. С ней проводили массу экспериментов, вплоть до тех, где заклеивали веки светонепроницаемой лентой, но в итоге она всё равно справлялась с поставленной задачей.

Выяснилось, что эту особенность заметил её отец, наблюдая за тем, как она играет в жмурки. Как бы ни были завязаны глаза, Маргарет прекрасно ориентировалась в пространстве и всегда находила друзей, которые прятались.

Тогда он начал усиленно заниматься с ней, пока не удалось достичь колоссальных успехов, то есть чтения лбом. Девушка совершенно спокойно могла прогуливаться по городу с повязкой на глазах и при этом наблюдать его красоту.

Правила

Прежде, чем мы перейдём к способам, которые помогут развить умственные возможности, я хочу напомнить вам о правилах, игнорирование которых не даст получить желаемых результатов. Вы должны знать, как использовать ресурсы организма себе на пользу, а не во вред.

Питание

Чтобы полноценно функционировать, мозгу необходимо получать определённые вещества, которые находятся в разных продуктах питания.

Правильное питание, которое будет насыщать ваш организм необходимыми микроэлементами, витаминами и прочим, облегчит выполнение поставленной задачи. Также нельзя забывать и о достаточном количестве употребляемой чистой воды. При обезвоживании, как бы вы ни старались, будет очень сложно тренироваться.

В ладошках человека лежит крошечный мозгВ ладошках человека лежит крошечный мозг

Физическая активность

Те личности, которые ведут пассивный образ жизни, рискуют столкнуться с таким нарушением, как гиподинамия. То есть, ослабление мышечной деятельности организма. А она приводит к возникновению холестериновых бляшек в сосудах, которые создают препятствия для полноценного кровообращения.

Вследствие чего ни полушария, ни остальные жизненно важные органы не получают достаточного количества кислорода, чтобы нормально функционировать.

Проще говоря, человек, предпочитающий валяться всё свободное время на диване, как бы ни старался заниматься умственным развитием, будет ощущать сложности в мыслительных процессах, проблемы с памятью и обработкой информации.

Хотя бы два раза в неделю занимайтесь спортом. Не обязательно бежать марафон и устанавливать какие-либо рекорды, даже занятия пилатесом благоприятно скажутся на здоровье, повысив активность и эффективность вашей деятельности.

Упражнения

Слепец

Позаботьтесь о безопасности пространства, в котором вы будете находиться во время выполнения упражнения. Суть которого состоит в том, чтобы, завязав глаза, выполнить привычные ежедневные домашние задачи.

Поначалу будет сложно, возможно даже страшно. Но со временем ваш головной мозг начнёт работать, ориентируясь на другие органы чувств.

Начинайте с 10-15 минутных тренировок, постепенно увеличивая время, ориентируясь на ощущения.

После чего, для рефлексии, то есть лучшего усвоения и осознания полученного опыта, задавайте себе ряд вопросов:

  • Что помогло ориентироваться в пространстве?
  • На что вы опирались, чтобы справиться с тревогой и неуверенностью?
  • Что вас настораживало в момент выполнения задания?
  • Какие изменения произошли в вашей чувственной сфере? Воспринимались ли звуки и прикосновения как-то иначе? Если да, то как?

Музыка

Влияние классической музыки на умственные способности доказано уже очень давно. Даже растения положительно реагируют на неё, что уж тут говорить о человеке. Существует даже такое понятие, как «эффект Моцарта».

Если вы будете часто слушать произведения великих классиков, то сможете отследить, насколько улучшится словарный запас, повысится IQ, острота зрения и укрепится память. Помимо прочего, вам станет проще изучать иностранные языки и даже создавать что-то своё.

Не обязательно откладывать рабочие и повседневные дела, чтобы усесться за прослушивание музыки. Наоборот, включите её негромко, чтобы она присутствовала в фоне, пока вы трудитесь.

Шрифт Брайля

Шрифт Брайля – это тактильный шрифт, который был создан специально для незрячих или слабовидящих людей. Освоить его достаточно непросто, но если выложится по максимуму, у вас всё обязательно получится.

Мужчина размышляетМужчина размышляет

Начните с простых стандартных фраз, например, приветствие и прощание. Со временем переходите к алфавиту в целом и более сложным вопросам, ответам.

Способность читать пальцами не только окажется неплохим ресурсом в повседневной жизни, но и разовьёт чувственную сферу. Мозг задействует в работу те нейроны, которые обычно не принимают активное участие в деятельности.

Так почему бы не попробовать раскрыть свой потенциал, кто знает, какими скрытыми талантами вы обладаете?

Монеты

Поищите монеты разного номинала. Я не призываю вас становиться нумизматами, то есть коллекционерами. Нет, они необходимы вам для тренировки мелкой моторики и развития тактильных ощущений. Каждый раз, когда у вас выпадет свободная минутка, пробуйте на ощупь различить, какого достоинства монета у вас в руках.

Особенно полезно, если вы будете выполнять это упражнение в момент ожидания. Так время не будет потрачено впустую. Когда задание будет даваться вам с лёгкостью, пробуйте переходить на купюры и всякие мелкие предметы, которые можно поместить в карман и изучать при возможности.

Отсутствие звука

Включайте фильм или любимые передачи, отключайте звук и пытайтесь читать по губам, что говорят актёры и прочие герои. Этот навык очень даже пригодится в жизни, помимо того, что поможет активизировать работу полушарий.

Поначалу, конечно же, вы толком ничего не будете понимать, но внимательность и умение сосредоточиться помогут достичь результатов.

Рекомендация

Обязательно посмотрите, вот эти электронные упражнения. На этом сайте, вы найдете отличные тренажеры, которые помогут Вам развить умственные способности.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Больше информации о том, как развить свои умственные способности, вы узнаете в этой статье.

И помните, что только с помощью ежедневного труда можно добиться желаемого результата. Поэтому не ленитесь, а выделяйте хотя бы по 10 минут каждый день на тренировки.

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

60 советов для развития мозга

60 советов для развития мозга 60 советов для развития мозга

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы легко и быстро запоминать номера телефонов друзей, важные даты имена, нужно тренировать мозг и раскрывать его потенциал. Вот 60 простых советов, как быстрее думать, улучшить память, лучше усваивать информацию и использовать весь потенциал своего мозга.

Можете начинать выполнять их прямо с сегодняшнего дня:

  1. Решайте загадки и головоломки.
  2. Развивайте амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой). Старайтесь чистить зубы, расчесывать волосы, манипулировать компьютерной мышью своей неосновной рукой. Пишите обеими руками одновременно. Меняйте руки во время еды при пользовании ножом и вилкой.
  3. Научитесь наслаждаться такими вещами, как парадоксы и оптические иллюзии.
  4. Блокируйте одно или несколько ощущений. Ешьте с завязанными глазами, затыкайте на время уши, принимайте душ с закрытыми глазами.
  5. Развивайте сравнительные вкусовые ощущения. Учитесь полноценно чувствовать, смаковать вино, шоколад, пиво, сыр и что-нибудь еще.
  6. Научитесь печатать вслепую.
  7. Придумывайте новые способы применения обычных предметов. Сколько разных способов вы можете придумать, например, для гвоздя? Десять? Сто?
  8. Не останавливайтесь на очевидном, устремляйтесь мысленно дальше первого, «верного» ответа на вопрос.
  9. Изменяйте установленный порядок вещей. Задавайте себе вопрос «А что если?..»
  10. Бегайте, резвитесь, занимайтесь спортом.
  11. Развивайте критическое мышление. Опровергайте распространенные заблуждения.
  12. Рисуйте, чертите автоматически. Вам не нужно быть для этого художником.
  13. Займитесь каким-нибудь видом искусства — скульптурой, живописью, музыкой — или испытайте себя в каком-либо другом творчестве.
  14. Изучайте искусство показывать фокусы, развивайте ловкость рук.
  15. Стремитесь к тому, чтобы постоянно испытывать легкое чувство голода.
  16. Сидите прямо.
  17. Пейте много воды.
  18. Разнообразьте виды деятельности. Выберите для себя увлечение, хобби.
  19. Практикуйте короткий сон.
  20. Слушайте музыку.
  21. Объявите войну своей склонности к отсрочкам, промедлению.
  22. Играйте в шахматы или другие настольные игры.
  23. Играйте в игры «для ума». Судоку, кроссворды и бесчисленное множество других игр к вашим услугам.
  24. Рассматривайте каждую идею, приходящую к вам. Заведите блокнот и составьте банк идей.
  25. Позвольте своим идеям развиваться. Возвращайтесь к каждой из них через определенные промежутки времени.
  26. Проводите «тематическое наблюдение». Постарайтесь, например, отмечать предметы красного цвета как можно чаще в течение дня. Отмечайте автомобили конкретной марки. Выберите тему и концентрируйтесь на ней.
  27. Ведите дневник.
  28. Изучайте иностранные языки.
  29. Читайте длинные слова наоборот. !еинеджуборП
  30. Измените свое окружение — измените место расположения предметов, мебели.
  31. Пишите! Пишите рассказы, поэзию, заведите блог.
  32. Изучайте технику быстрого чтения.
  33. Учитесь методу определения дней недели для любой даты.
  34. Старайтесь по ощущениям оценивать промежутки времени.
  35. Подружитесь с математикой. Боритесь с «неумением считать».
  36. Изучайте систему образного мышления для развития памяти.
  37. Запоминайте имена людей.
  38. Тренируйте концентрацию внимания и полное отсутствие мыслей.
  39. Измените привычную скорость различных видов деятельности.
  40. Делайте только одно дело за раз.
  41. Настраивайтесь на непрерывное обучение в течение всей своей жизни.
  42. Путешествуйте за рубежом. Знакомьтесь с образом жизни людей других стран.
  43. Время от времени общайтесь с людьми, чье мировоззрение отличается от вашего.
  44. Участвуйте в мозговых штурмах.
  45. Изменяйте способы планирования будущего: кратковременное/долговременное, коллективное/индивидуальное.
  46. Измените средство общения: используйте бумагу вместо компьютера, голосовую запись вместо письма.
  47. Читайте классиков.
  48. Составляйте краткое содержание книг.
  49. Высказывайте свои проблемы вслух.
  50. Описывайте свои ощущения в мельчайших деталях.
  51. Смешивайте ощущения. Сколько весит розовый цвет? Как звучит запах лаванды?
  52. Спорьте. Защищайте свои доводы. Попытайтесь также принять точку зрения оппонента.
  53. Будьте любопытными.
  54. Бросайте вызов самому себе.
  55. Развивайте искусство визуализации. Уделяйте этому минимум 5 минут в день.
  56. Заведите словарь интересных слов.
  57. Ищите метафоры. Связывайте абстрактные и конкретные концепции.
  58. Идите каждый день разным маршрутом. Меняйте улицы, по которым вы идете на работу, бегаете трусцой или возвращаетесь домой.
  59. Устанавливайте различные операционные системы на ваш ПК.
  60. Развивайте словарный запас.

Границы возможностей человеческого мозга гораздо шире, чем мы привыкли думать. Что будете уметь, знать и помнить вы, зависит только от вашего желания и упорства. Удачи!

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Доктор биологических наук рассказал о возможностях человеческого мозга — Российская газета

Принято считать, хотя это никем не доказано, что человеческий мозг используется не более чем на 5 процентов. Но и этого КПД пока хватает для рождения гениальных идей, влекущих за собой великие открытия и достижения. А если использовать мозг на все 100 процентов? Возможно ли это? И какого прогресса тогда достигло бы человечество? Обсудим тему с доктором биологических наук, руководителем лаборатории развития нервной системы Института морфологии человека Сергеем Савельевым.

Горе от ума — это литературная выдумка

Вы согласились бы жить вечно при условии, что ваша жизнь продолжалась бы в неразумном состоянии?

Сергей Савельев: Конечно, нет. Это неинтересно. Хотя некоторые люди рождаются и умирают, не приходя в сознание, как было написано в анамнезе у одного из генеральных секретарей коммунистической партии. Жил и умер, не приходя в сознание. Конечно, это шутка. Но есть растения, которые живут тысячи лет. Спросите у них, наверное, им это нравится. Что касается человеческой эволюции, то это не что иное, как эволюция мозга, и больше ничего. Потому что во всем остальном мы сделаны никудышно. Как говорил знаменитый офтальмолог Гельмгольц, если бы Господь Бог поручил мне сделать глаза, я бы сделал их в сто раз лучше. Это касается и всех остальных человеческих органов.

Что такое горе от ума в физиологическом проявлении этого, скажем так, недуга?

Сергей Савельев: Горя от ума как его трактует обыватель или в том смысле, какой вкладывал в это понятие великий русский писатель, — такого горя не бывает. Если человек достаточно умен, то он понимает принципы и механизмы мира, в котором живет, и не станет, как Чацкий, «метать бисер перед свиньями». Горе от ума — это литературная выдумка. Человек, понимающий, что происходит, во-первых, не предъявляет к окружающим излишне высоких требований, а, во-вторых, бессовестно пользуется своими знаниями.

Хорошо, спрошу так: чрезмерная нагрузка на мозг может иметь для человека негативные последствия?

Сергей Савельев: Существует наивное мнение, что человеческий мозг беспределен в своих физиологических возможностях. На самом же деле он в них сильно ограничен. Есть четкие физиологические пределы. Скорость метаболизма нельзя повысить бесконечно. Когда человек умственно не активен, то есть когда, например, читает «Российскую газету» на диване перед сном, он потребляет примерно девять процентов всей энергии организма. А если чтение его чем-то возбуждает и подогревает, действует как перец в пище, то он начинает задумываться, и расходы энергии в этом случае достигают двадцати пяти процентов от всей энергии организма. Это очень большие расходы и очень тяжелые. Человеческий организм сопротивляется им. Поэтому мы ленивы и нелюбопытны. А между тем творчество требует как раз тех самых двадцати пяти процентов.

В мозгах все устроено так, что вход — рубль, выход — три

Значит, ради здоровья умственную энергию нужно экономить?

Сергей Савельев: Это происходит помимо нашей воли. Человеческий мозг не приспособлен к большим энергетическим затратам. В режиме двадцатипятипроцентной активности он может просуществовать пару недель. А потом начинает развиваться так называемая энергетическая задолженность и то, что в старой медицине называлось нервным истощением. В мозгах все устроено так, что вход — рубль, выход — три. Если вы две недели кряду интеллектуально перенапрягаетесь, то потом должны шесть недель расслабляться и отдыхать, чтобы компенсировались мозговые затраты .

Вы хотите сказать, что интеллектуальные нагрузки вредят мозгу?

Сергей Савельев: Конечно, вредят, он же приспособлен не для интеллекта.

Я думал, вы скажете, что интеллектуальные нагрузки укрепляют мозг, как физические нагрузки укрепляют мышцы.

Сергей Савельев: Да ведь и с мышцами ничего такого не происходит. Не укрепляются они от физической нагрузки, а разрушаются. Вы сколько хотите прожить-то? Если вы хотите прожить сильным красивым физкультурником лет до пятидесяти, то, конечно, укрепляйте свои мышцы. Но любая мышца может сократиться один миллиард раз, а потом она умрет. Любая перенагрузка — это смерть. Это касается и мышц, и мозга. Смертность у профессиональных спортсменов в десять раз выше, чем у обычных людей. Причем от тяжелых заболеваний. Спорт — это не полезно.

А слабая нагрузка на мозг — это полезно?

Сергей Савельев: О, это мечта любого государя.

Разве мозговая пассивность не ведет к умственной деградации?

Сергей Савельев: Мир наполнен мистическими историями про мозг, но суть-то проста: мозг не хочет работать, потому что его работа требует энергетических затрат. В этом причина нашей праздности, лени и желания украсть, а не заработать.

Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой

Есть люди, обладающие феноменальными способностями. Например, умением за несколько секунд перемножить в уме два четырехзначных числа. Этому есть научное объяснение?

Сергей Савельев: Надо учиться в физико-математической школе, чтобы овладеть таким умением. Это несложно, есть хорошо известные приемы. Ну и кроме того, надо быть ограниченным во многих других областях, чтобы сосредоточенно демонстрировать такие фокусы. Ничего творческого или тем более гениального здесь нет. Истории известны люди, которые замечательно умножали цифры, особенно когда речь шла об их собственных деньгах. Но, к сожалению, эти люди ничего не произвели, кроме таких расчетов.

В человеческом мозге есть отделы, отвечающие за ту или иную одаренность, например, за музыкальную или шахматную?

Сергей Савельев: Конечно, есть. Вся поверхность мозга занята областями, которые структурно очень хорошо выявляются. Можно посмотреть на гистологические срезы. На этих гистологических срезах толщиной в несколько микрон, если порезать человеческий мозг, существуют поля и видны их границы. Каждое поле функционально приспособлено к той или иной функции. Скажем, к зрению, слуху, движению. И мозг состоит из таких полей. И он индивидуально изменчив. То есть каждое поле у разных людей разное. У одного человека, к примеру, у хорошего фотографа, оно в «зрительной» области может быть в три раза больше, чем у любого другого. А это миллиарды нейронов, миллиарды связей. Никогда не объяснишь, почему один видит то, чего не видит другой. То же самое и у музыканта или ученого. Наши индивидуальные возможности определены комбинацией этих полей, имеющих разные размеры. У кого какое-то поле большое, у того та или иная одаренность явственно выражена. А у кого некое поле маленькое, тому свои способности, допустим, к математике, уж извините, ничем не нарастить. Словом, наше поведение детерминировано размером полей коры мозга, а также подкорковых структур, которые отвечают за каждую функцию. Например, за музыкальную. Чтобы просто слышать, нужно иметь два десятка структур. Вероятность, что у одного человека все эти структуры будут достаточно большие, прямо скажем, невелика. Поэтому выдающихся музыкантов мало, а имитаторов полным-полно.

Разум — это абстрактное понятие

Как соотносятся между собой мозг и разум?

Сергей Савельев: Разум — это абстрактное понятие. То, что червь осознанно ползет от раствора соли к раствору еды, — это разум? С точки зрения психологов — да. Но физиология абстрактными понятиями не оперирует. Гениальность — да, есть такое понятие в физиологии. Уникальная комбинация размера структур мозга позволяет какому-то человеку писать гениальную музыку. А другой никогда гениальную музыку не напишет, потому что у него нет соответствующей комбинации структур. Мозг — это структурно детерминированное устройство, которое определяет индивидуальность и неповторимость каждого человека. По этой причине все люди разные. И эти способности не наследуются. На фоне талантливого родителя ребеночек может выглядеть полным бездарем. Что чаще всего и бывает.

Можно ли сказать, что разум является посредником между мозгом и телом?

Сергей Савельев: Нет. Разум вообще понятие не научное. В чем разум? Тыкать пальцем в клавиатуру компьютера? Нажимать на кнопки телефона? Считать до десяти?

Тем не менее есть понятие «разумные существа».

Сергей Савельев: Я не занимаюсь философией.

В любом случае разум — это физиологическое понятие.

Сергей Савельев: Для меня такого понятия не существует по той простой причине, что у него размыты границы. Разумом обладают все животные, у которых есть нервная система. И в этом смысле глупо утверждать, что человек — разумный, а остальные живые существа — неразумные. Человек является продуктом церебральной эволюции. Он может создавать то, чего не было в природе и обществе. Вот муравьи того, чего не было в обществе, создать не могут. И черви плоские, и даже обезьяны не могут создать того, чего не было в их сообществе. А человек может. Что является критерием человека? То, что он творчески создает нечто, до него в природе и обществе не созданное. И если мы договоримся, что разум — это способность создавать то, чего не было в природе и обществе, то такое понятие я принимаю. А если мы это не вводим, то получается размытое пустое определение, словоблудие для философов, основная задача которых объяснить, почему мы профукали свою жизнь так бездарно.

Европейцы прошли отрицательную эволюцию

Есть пределы развитию мозга?

Сергей Савельев: Те, кто задает такие вопросы, предполагают, что человеческий мозг законсервировался двести тысяч лет назад, и с тех пор эволюционных изменений не происходит.

А они есть?

Сергей Савельев: За двести тысяч лет, даже чуть меньше, примерно за сто тридцать пять тысяч, человеческий мозг уменьшился на двести пятьдесят граммов. Я имею в виду цивилизованную Европу. Потому что они отбирали конформистов и уничтожали творческих, самостоятельных людей.

Эволюция мозга была отрицательной?

Сергей Савельев: Для Европы — да. Европейцы прошли отрицательную эволюцию и высокую церебральную специализацию — многовековой искусственный отбор, очень жесткий, который уменьшил размер и массу их мозга в пользу конформизма и социальной адаптированности.

Разве конформизм и способность к социальной адаптации свойственны только европейцам?

Сергей Савельев: Да. Потому что они всегда очень тесно жили, и любой приказ какого-нибудь князя быстро доходил до всех. Смотришь, уже голову рубят крестьянину в соседней деревне… А в Африке это плохо действовало, и в России это плохо действовало, не получалось. Поэтому у нас полиморфизм сохранился больше, а у европейцев меньше. Чем больше полиморфизм, тем больше шансов для эволюционного прогресса.

Человеческий мозг работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда

Безграничные возможности мозга, если таковые имеются, несут в себе какие-то риски для человечества?

Сергей Савельев: Безграничных возможностей нет. Во-первых, есть ограничения энергетические. Во-вторых, человеческий мозг приспособлен для решения конкретных биологических задач и жестко сопротивляется любому нецелевому использованию. Поэтому он работать не хочет, не любит и по возможности не будет никогда.

Значит, лень имеет физиологическое обоснование?

Сергей Савельев: Конечно. Когда вы ленитесь и ничего не делаете, мозг потребляет девять процентов энергии. А когда начинаете думать — до двадцати пяти. И это катастрофа. Потому что когда вы ленитесь, у вас эндорфины, эти внутренние наркотики, выбрасываются в мозг и в результате вы мало того что бездельничайте, вы еще и кайф ловите. А когда вы, не дай бог, начинаете трудиться, мозг придумывает миллион способов, чтобы вас от этого отвадить. В итоге организм сопротивляется и, предвидя энергозатраты, просто криком кричит: «А что я буду делать завтра?! Где гарантия, что колбаса в холодильнике снова появится?!» То есть вы сопротивляетесь любому труду как нормальная обезьяна. И это вполне естественно.

Можно заставить работать ленивый мозг?

Сергей Савельев: Можно.

Как?

Сергей Савельев: Когда вас поставят в стрессовую ситуацию, требующую напряжения умственных сил. Но при первой возможности мозг будет вас обманывать. Даже мозг гения, который приспособлен для творчества, будет стараться увильнуть от работы. Гению проще имитировать свою гениальность, чем что-то создавать. Именно поэтому у гениев на двадцать работ лишь одна гениальная, остальное — подделки. Обезьянья порода неисправима, все время приходится прятать хвост.

Гениальность не надо искать у политиков

Мозг гения физически отличается от мозга обычного человека?

Сергей Савельев: Да, мозг гения весит больше. В свое время в России был создан Институт мозга, там изучали в том числе мозг Ленина, сравнивали его с мозгом Маяковского, других выдающихся людей. Оказалось, что у Ленина мозг был маленького размера и весил 1330 граммов. У Сталина примерно столько же. Что было, как теперь можно смело сказать, вполне ожидаемо. Вообще гениальность не надо искать у политиков. У нас есть биологическая инстинктивная форма поведения, называемая доминантностью. Свойственная политикам гипердоминантность, означающая стремление властвовать, управлять людьми и ходом истории, она является биологически обусловленной. А гениальность — это другое. Это способность к необычному. Стать гипердоминантом может любой бабуин. Поэтому в мозге Ленина ничего особенного не нашли, там очень посредственные параметры. Просто эта биологическая инстинктивная форма поведения — доминантность — она у него была гипертрофирована.

Мозг работает, даже когда мы спим

Это правда, что человеческий мозг используется не более чем на пять процентов?

Сергей Савельев: У того, кто так считает, он используется, видимо, на два. Это полная чушь насчет пяти процентов. Мозг работает весь. Это как оперативная память в компьютере: выключили — и все стерлось. Поэтому через шесть минут после отключения человека от кислорода и продуктов питания мозг начинает необратимо терять память и умирать. Он потребляет десять процентов всей энергии организма, даже когда мы спим. Именно из-за того что он всегда и весь работает.

Интеллектуальная нагрузка — это профилактика старения

Что такое старение мозга? От чего начинается старческая деменция?

Сергей Савельев: Старение мозга — это в первую очередь гибель нейронов. Сами нейроны уморить очень сложно. Но их количество исчерпаемо. Причем нейроны у человека начинают гибнуть еще в утробе матери. После пятидесяти лет они уже активно погибают, и за каждые последующие десять лет наш мозг теряет по тридцать граммов нейронов. Этот процесс продолжается до глубокой старости. И если головой не думать, не заставлять сосуды кровоснабжаться и кровоснабжать нейроны, то к восьмидесяти годам мозг может полегчать на 100 граммов, а то и больше. У людей, которые мозгами вообще не пользуются, такого рода ослабление идет еще быстрее. Интеллектуальные люди дольше сохраняют умственную потенцию.

Значит, интеллектуальная нагрузка необходима мозгу?

Сергей Савельев: Абсолютно. Это профилактика старения. Но кроссвордами и просмотрами телепрограммы «Что? Где? Когда?» старение мозга не замедлишь. Чтобы его замедлить, надо всякий раз решать проблему, которая раньше перед тобой не стояла. Игрой в шахматы можно только ускорить маразм, а не остановить его. Потому что шахматы — не столь уж интеллектуальное занятие. Это просто комбинаторика. К сожалению, многие путают творчество и комбинаторику. Комбинаторика — это когда из трех бумажек делают четвертую, а мозг при этом сачкует.

Обещает ли нам эволюция умственный прогресс?

Сергей Савельев: Нет, не обещает. Перспективы печальны: уменьшение размеров мозга из-за тотального конформизма и постоянной адаптации к среде, экспорт своей индивидуальности и способностей государству в обмен на экономию энергии. Когда мы договариваемся с государством или религией, мы им дарим свою творческую, интеллектуальную свободу. А они, в свою очередь, гарантируют нам пищу и размножение. Так что дальше все будет хуже и хуже. И если эта тенденция сохранится, то человеческий мозг может уменьшиться еще граммов на двести пятьдесят.

Выходит, эволюция идет в обратном направлении? Человечество не умнеет, а глупеет?

Сергей Савельев: Увы, это так.

Визитная карточка

Фото: Александр Корольков / РГ

Сергей Савельев — палеоневролог, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН. Родился в Москве, окончил биолого-химический факультет МГЗПИ им. Ленина, работал в Институте мозга АМН СССР, с 1984 года в НИИ морфологии человека РАМН. Более 30 лет занимается исследованиями в области морфологии и эволюции мозга. Автор более 10 монографий, 100 научных статей и первого в мире Стереоскопического атласа мозга человека. Много лет изучает эмбриональные патологии нервной системы и разрабатывает методы их диагностики. Является автором идеи церебрального сортинга — способа анализа индивидуальных человеческих способностей по структурам головного мозга посредством разработки и применения томографа высокого разрешения.

Фотограф, член Творческого союза художников России, награжден бронзовой, серебряной и золотой медалями ТСХ России.

Миф об использовании мозга на 10% — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Миф об использовании мозга на 10% — мнение (миф, городская легенда) о том, что большинство людей используют не более 10 % мозга (в других вариантах легенды — 15 %, 7 %, 5 % и так далее). Утверждение «люди используют только 10 % их мозга» используется в науке как пример «неправильного представления о психологии»[1] или «нейромифа»[2]. Организация экономического сотрудничества и развития также оценивает данное утверждение как «нейромиф»[3]. Бездоказательно приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну[4]. Также заявляется, что люди могут увеличить свою мозговую активность за счёт задействования «неиспользуемой» части мозга, что составляет сюжет многочисленных фантастических произведений. Под «неиспользуемой» частью мозга может пониматься также «(potential) brain power» («[потенциальные] возможности мозга»), однако и в такой версии утверждение о том, что «люди используют 10 % (потенциальных) возможностей мозга», не поддерживается научным сообществом и описывается в научных работах как миф (myth) или заблуждение (misconception)[5][6][7].

Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений[8], но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определённую функцию. Исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались.

Одной из версий происхождения мифа могут являться результаты работы Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса. В 1890-х годах они тестировали свою теорию ускоренного развития ребёнка на примере Уильяма Сидиса, которого называли обладателем самого высокого IQ в истории. Сам Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал: «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей»[9].

Согласно другой теории, миф появился из-за недопонимания (или неправильной интерпретации) нейробиологических исследований конца XIX — начала XX века. К примеру, функции многих отделов мозга (особенно в коре головного мозга) настолько сложны, что следствия повреждений имеют неочевидный характер, что затрудняло понимание назначения отделов первыми нейробиологами[10]. Доктор Джеймс Калат заметил, что уже в 1930-х годах нейробиологи знали о множестве «локальных» нейронов, непонимание функций которых могло привести к мифу о десяти процентах[11]. В самом деле, легко представить, что миф появился просто из-за усечения утверждения «в каждый момент времени человек использует только 10 % своего мозга».

Несмотря на то, что функции многих отделов мозга уже понятны, для учёных остаётся загадкой взаимодействие клеток, приводящее к сложному поведению и расстройствам. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные отделы мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет единственного центра сознательной деятельности, что наталкивает учёных на мысль о том, что оно является плодом коллективного труда разных отделов мозга.

Происхождение мифа также приписывалось доктору-нейробиологу Уайлдеру Пенфилду, нейрохирургу, который был основателем и первым директором Монреальского неврологического института при университете Макгилл[12].

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно»[13]. Барри Бейерштейн (англ.)русск. приводит шесть (ниже представлены пять из шести) аргументов, опровергающих миф о десяти процентах[14]:

  1. Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20 % всей энергии тела, при этом составляя лишь 2 % массы[15][16]. Если бы 90 % были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того, увеличенный череп повышает риск смерти при рождении[17]. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.
  2. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  3. Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  4. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки.
  5. Нейронные заболевания: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90 % мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Миф использовался как основа или упоминался в таких фильмах, как «Полёт навигатора» (1986), «Защищая твою жизнь» (1991), «Области тьмы» (2011), «Люси» (2014), а также в сериале «Герои» (2006—2010)[18].

  1. ↑ Hughes S., Lyddy F., Lambe S. Misconceptions about psychological science: A review //Psychology Learning & Teaching. — 2013. — Т. 12. — №. 1. — С. 20—31.
  2. ↑ Dekker S. et al. Neuromyths in education: Prevalence and predictors of misconceptions among teachers //Frontiers in psychology. — 2012. — Т. 3.
  3. ↑ Chapter 6. Dispelling «Neuromyths» («But I read somewhere that we only use 10 % of our brain anyway») // Understanding the Brain: The Birth of a Learning Science. — Paris: OECD Publishing, 2007. — P. 113—114. — 264 p. — ISBN 978-92-64-02912-5. — DOI:10.1787/9789264029132-en.
  4. ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains (неопр.). Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  5. ↑ Higbee K. L., Clay S. L. College students’ beliefs in the ten-percent myth //The Journal of Psychology. — 1998. — Т. 132. — №. 5. — С. 469.
  6. ↑ Kowalski P., Taylor A. K. The effect of refuting misconceptions in the introductory psychology class //Teaching of Psychology. — 2009. — Т. 36. — №. 3. — С. 153.
  7. ↑ Landau J. D., Bavaria A. J. Does deliberate source monitoring reduce students’ misconceptions about psychology //Teaching of Psychology. — 2003. — Т. 30. — №. 4. — С. 311.
  8. ↑ University of Oxford (2009, October 16). Juggling Enhances Connections In The Brain. ScienceDaily. Retrieved May 30, 2012, from http://www.sciencedaily.com/releases/2009/10/091016114055.htm «We’ve shown that it is possible for the brain to condition its own wiring system to operate more efficiently.’»
  9. Barry L. Beyerstein. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10% of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain. — Wiley, 1999. — P. 11. — ISBN 978-0471983033.
  10. «Wang, Sam and Aamodt, Sandra. Welcome to Your Brain: Why You Lose Your Car Keys but Never Forget How to Drive and Other Puzzles of Everyday Life (англ.). — 2008. — ISBN 9781596912830.
  11. ↑ Kalat, J.W., Biological Psychology, sixth edition, Pacific Grove: Brooks/Cole Publishing Co., 1998, p. 43.
  12. ↑ Do we use only 10 percent of our brain? | Psychology Today
  13. ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains (неопр.). Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  14. Beyerstein, Barry L. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10 % of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain (англ.) / Sergio Della Sala. — Wiley, 1999. — P. 3—24. — ISBN 0-471-98303-9.
  15. Swaminathan, Nikhil Why Does the Brain Need So Much Power? (неопр.). Scientific American. Scientific American, a Division of Nature America, Inc. (29 апреля 2008). Дата обращения 19 ноября 2010. Архивировано 29 августа 2012 года.
  16. Carpenter’s Human Neuroanatomy, Ch. 1
  17. ↑ Rosenberg, K.R., ‘The Evolution of Modern Childbirth’ in American Journal of Physical Anthropology 35, 1992, p. 89—124.
  18. ↑ All You Need To Know About the 10 Percent Brain Myth, in 60 Seconds Wired

Возможности человеческого мозга

Мозг человека. Казалось бы, практически каждая энциклопедия даст более или менее полное объяснение того, что он из себя представляет. Но почему же сотни, а возможно и тысячи ученых и исследователей по всему миру каждый день задают себе вопрос о том, на что способен наш мозг. Это происходит уже не одну сотню лет, и до сегодняшнего дня ответ так и не найден. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в повседневной жизни человек использует способности мозга лишь на 5-7 %, в то время как остальные возможности остаются не изученными.

Многие из нас слышали утверждение, что мы можем все, если наш мозг об этом знает. Яркое тому подтверждение — маленькие дети. Они учатся всему, наблюдая за взрослыми, копируя их поведение: сидеть, ходить и держать предметы. Хотя их мышечная система еще к этому не готова, но они уже показывают такие навыки.

Несмотря на то, что за последние десятилетия наука и медицина сделали множество открытий, в том числе и в сфере изучения головного мозга, однако еще рано говорить, что возможности человеческого мозга изучены достаточно для его понимания. Именно мозг создает и формирует человека. Благодаря процессам, которые протекают в нем, мы становимся теми, кто мы есть, приобретаем разные качества характера, интересы, привычки, навыки. Так почему мы такие разные, что скрывает наш мозг?

Чем больше открытий, тем больше вопросов возникает. Людям непонятно следующее:

  1. Почему одни лучше овладевают точными науками, а другим это кажется непосильной задачей?
  2. Одни рождаются гениями, а другие посредственностью или того хуже?
  3. Как развить способности человеческого мозга?
  4. На что способен наш мозг, если его постоянно тренировать?
  5. Можно ли развить сверхспособности мозга?
  6. Как правильно развивать свой мозг?

Как развить возможности мозга?

Ученые доказали, что развить способности мозга возможно. Для этого прекрасно подходят книги, некоторые, специально разработанные компьютерные программы. Это поможет накопить информацию, улучшить память. Но для того, чтобы развивать мышление, человек должен постоянно решать задачи, разгадывать ребусы, то есть тренировать мозг. Именно это развивает мышление и память.

Лучше всего тренировать способности мозга человека, занимаясь новыми видами деятельности, расширяя свои познания не только теоретически, но подкрепляя их практическими навыками.

А как же быть с новомодными теориями о том, что сознание может все, что именно правильно использованные возможности мозга открывают для нас двери в жизнь без ограничений, бедности, болезней? Или древние легенды о людях, способных делать многое благодаря скрытым особенностям человеческого мозга – это просто вымысел, игра человеческой фантазии? Задерживать дыхание на несколько часов, замедлять сердцебиение до 1-2 ударов в минуту, или отрываться от земли на несколько метров – это все мифы?

Последователи восточной мудрости до сих пор считают, что развить скрытые способности мозга под силу каждому. Основные требования, которые необходимо выполнить для развития способностей, являются следущими:

  1. Длительное время.
  2. Терпение.
  3. Усилия и настойчивость.
  4. Грамотный наставник.

Исследования по этой теории провести практически невозможно, а даже если они и проводились, то никогда не предавались широкой огласке. Но каждый из нас хоть раз в жизни раскрыл, пусть даже только для себя, возможности мозга. Это могло проявляться в несвойственной до интуиции или каких-то сверх возможностях, проявившихся в критической ситуации. У каждого это бывает по-разному.

Это является еще одним подтверждением того, что возможности человеческого мозга можно и нужно развивать. Существует несколько методик.

Кто-то предлагает обучение во сне методом начитывания информации. Другие же с энтузиазмом поддерживают сведение сна к минимуму для более рационального использования времени бодрствования.

Кто-то предлагает развивать скрытые способности мозга лишь в раннем детстве, а некоторые считают, что процесс можно начинать в любое время. Теорий великое множество.

В современной действительности мы встречаемся только с единичными случаями проявления экстраординарных особенностей нашего мозга. До сих пор ученые не разгадали тайну Вольфганга Мессинга, а способности и мудрость Далай Ламы ни у кого не вызывает сомнения. Многие йоги умеют управлять основными процессами жизнедеятельности и учатся этому искусству не один десяток лет. Да именно учатся. Возможно, каждый из нас может развить в себе какие-то способности, если поставит перед собой такую цель, или мы все настолько закостенели, обросли верованиями и принципами, которые нам внушают с ранних лет, что не способны, да и не хотим перемен? В детстве мы же верили, что чудеса возможны, что изменилось теперь?

Многие модные направления в психологии говорят о силе позитивного мышления и настроя. Это можно также воспринимать как еще одну скрытую особенность нашего мозга самому представлять и реализовывать свою прекрасную жизнь.

Для того чтобы развить мозг, нужно тренировать не только мозговую деятельность. Успешных результатов достигают люди, которые параллельно тренируют и мышечную систему, это помогает не только ускорить кровообращение, тем самым доставку в мозг кислорода и питательных веществ, но и улучшить память, координацию, развить внимание.

Сверх способности проявляются не только в предвиденье будущего, вещих снах, телекинезе и подобных вещах. Скорочтение, феноменальная память, знание десятков языков или тонкостей генетики и квантовой физики — многое из этого можно считать необычным, но все это представляет собой возможности человеческого мозга.

Связь анатомического строения и способностей

Многие ученые в своих трудах искали сходные анатомические особенности строения головного мозга у религиозных фанатиков или серийных убийц. Некоторые даже находили научное обоснование определенных склонностей. Считают, что каждое полушарие отвечает за тот или иной вид деятельности. Если человек получает травму мозга или переносит онкологическое заболевание, многие его способности и навыки теряются навсегда. Он, как правило, становится инвалидом и не способен полноценно жить. Но в медицине описано много случаев, когда после удаления части мозга пациент продолжает полноценно жить, а иногда у него появляются некоторые не свойственные ему до этого момента способности. В 40- х годах в США была прооперирована женщина, которая после травмы на производстве лишилась одного полушария. Она не только осталась полноценным членом социума, но и приобрела ряд художественных навыков, которым могли бы позавидовать профессионалы. Как это объяснить?

В 50-е годы 20 столетия ученые в программе НАССА проводили исследования, в основе которых лежали визуальные образы для космонавтов, то, что должно происходить в ходе полета. Их организм, в целом, реагировал адекватно при виде какого-то объекта, при этом сокращались необходимые группы мышц для выполнения определенной задачи, хотя действие проигрывалось только в мозге без тактильной поддержки.

Восточные мудрецы знают больше о сверхспособностях мозга, чем ученые, которые многие годы занимаются этой отраслью науки. Именно поэтому учения Востока применяются в подготовке военных, спортсменов, космонавтов.

Особенности мозга сиамских близнецов

Еще одно интересное проявление возможностей нашего мозга можно рассмотреть на примере сиамских близнецов. Несколько таких пар были сращены головами. В ходе обследования было выявлено, что их жизнедеятельность обеспечивает один головной мозг, но такие люди хоть и были во многом схожи, но имели разные способности, предрасположенности. Один из близнецов мог читать, в то время как другой говорил или занимался рукоделием. Стоит так же отметить, что в тех случаях, когда один близнец погибал и его хирургически отделяли от другого, второй вскоре так же умирал, несмотря на жизнеспособность большинства важных органов и систем. До сих пор подобные факты не имеют научного обоснования.

Способы влияния на наш разум

Как другие способны влиять и затуманивать наш разум? Уже научно доказано, что не все люди одинаково восприимчивы не только к лекарственным препаратам, но и к влиянию на психику. Кто-то более восприимчив к попыткам его загипнотизировать, ввести в измененную форму сознания, а для кого-то это совсем не свойственно. Ученые до сих пор пытаются выяснить, в чем же состоят отличия у таких людей, и не могут научно обосновать свои выводы.

Всего около 3% населения на планете рождается гениями, о некоторых широкая общественность даже никогда не слышала, но почему так? Что лежит в основе таких особенностей? Многие психологи и психиатры утверждают, что гениальность берет начало из рода психологических заболеваний, она идет рука об руку с шизофренией. Но так ли это на самом деле? Клинически доказано, что только 1% гениальных личностей имел в семейном анамнезе психиатрические патологии, или эти люди сами проявляли склонности к подобным заболеваниям.

Можно считать, что вопрос о способностях мозга человека по-прежнему остается открытым, и еще не одно поколение человечества будет стремиться разгадать все возможности человеческого мозга. Хотелось бы верить, что когда завесу тайны все же приоткроют, полученные знания будут использоваться только во благо человечеству.

Оцените эту статью:

Всего голосов: 132

4.41 132

Читайте также

На что способен мозг? 10 удивительных способностей человеческого мозга • ВсеЗнаешь.ру

Наш мозг обладает встроенным потенциалом для работы на уровнях, намного превышающих то, что многие из нас считают «естественными способностями».

Благодаря многолетнему изучению наших внутренностей при любом удобном случае, учёные стали хорошо понимать, как работает практически каждая часть нашего тела. Однако самым загадочным отделом нашего организма является головной мозг. И чем больше мы его изучаем, тем более загадочным он становится. Вы даже не представляете, на какие удивительные вещи способна наша «думалка». Не переживайте, ученые долгое время тоже этого не знали.

ВсеЗнаешь.ру расскажет о 10 самых невероятных возможностях нашего мозга, которые делают нас почти супергероями.

1. Мозг умеет создавать ложные воспоминания

На что способен мозгНа что способен мозг

Вот вам научный факт: наш мозг способен создавать ненастоящие воспоминания. Вы никогда не оказывались в ситуации, когда что-то помните, хотя в реальности этого никогда не было? Нет, мы сейчас не говорим о воспоминаниях о прошлых жизнях, где вы были Цезарем или Клеопатрой. Речь о идёт о том, что вы «помните», как делали вещи, которые в реальности не делали. Думали, что заняли денег у соседа, а на самом деле не занимали. Думали, что купили какую-то вещь, а на самом деле не покупали. Таких примеров куча.

Есть и более впечатляющие. Например, наш мозг может убедить нас в том, что мы совершили преступление. В одном из экспериментов учёные смогли внушить и создать ложные воспоминания у 70 процентов участников. Те стали думать, что совершили кражу или вооруженное нападение.

Как это работает? Есть мнение, что наш мозг может заполнять пробелы в нашей памяти неточной или полностью недостоверной информацией, когда мы пытаемся что-то вспомнить.

2. Наш мозг может предсказывать будущее

На что способен мозгНа что способен мозг

Установлено, что во время поступления визуальной информации в наш мозг существует некоторая задержка, благодаря чему мы можем прогнозировать то, что должно произойти дальше. Эти предсказания строятся в том числе и на нашем прошлом опыте (в нас летит мяч — нужно увернуться; открытый дорожный люк – нужно обойти). Мы даже не подключаем к этому свое сознание (другими словами, не обдумываем). Все люди способны предсказывать будущее, что помогает нам избегать тех вещей, которые могут нам навредить.

3. Наш мозг «видит» на 360 градусов

На что способен мозгНа что способен мозг

А эта возможность делает нас похожими на «Человека-паука». Да, мы, а точнее наш мозг способен очень внимательно следить за окружающей обстановкой и сообщать о том, что мы еще толком не осознали. Например, мы начинаем ощущать, за нами кто-то следит. Появляется чувство неловкости, начинаем потеть, кожа покрывается мурашками. Поворачиваем голову в эту сторону, и действительно видим, что какой-то человек на нас смотрит. Некоторые это называют «шестым чувством».

Глаз на затылке у нас нет, да и поле зрения у нас довольно узкое, по сравнению с другими животными. Но мозгу они там и не нужны. У него есть более эффективные средства для оценки окружающей обстановки. Например, слух, который способен замечать даже самые незначительные изменения в окружающем фоне. И эта способность особенно усиливается, когда мы не можем видеть часть этого окружения.

4. Наш мозг может точно оценить любого человека за доли секунды

Наш мозг может точно оценить любого человека за доли секундыНаш мозг может точно оценить любого человека за доли секунды

Неважно настолько непредвзятыми мы пытаемся себе казаться, у нашего мозга свое представление на этот вопрос. Он способен оценить впервые встреченного вами человека всего за 0,1 секунды (как выглядит, как говорит, как одет, побрит и так далее). Пока мы пытаемся все это сознательно понять, наш мозг на подсознательном уровне уже создает картинку человека (и причем довольно точную) и делает вывод – понравится вам этот человек или нет.

5. Наш мозг – идеальный будильник

Наш мозг – идеальный будильникНаш мозг – идеальный будильник

«Мне не нужен будильник. Я сам себе будильник», говорят некоторые люди. Знайте, они не шутят. Если вы соблюдаете режим (ложитесь спать и встаете в одно и то же время), ваш мозг привыкает. Наши собственные биологические часы – лучше любого будильника. Поэтому многие люди могут просыпаться еще до того момента, как прозвенит мерзкий звонок, сообщающий о том, что пора вставать на работу. Часто такое наблюдается, например, у офисных работников.

6. Наш мозг может «слушать» и учиться во время сна

Наш мозг – идеальный будильникНаш мозг – идеальный будильник

Мы привыкли думать, что во время сна наш мозг полностью отключается. На самом деле это не так. Да, некоторые отделы мозга действительно отдыхают, снижая свою активность. Но, мы можем даже учиться во сне! Во время так называемой фазы быстрого сна человек способен запоминать некоторые вещи. В ходе экспериментов перед спящими людьми ученые проигрывали определенные звуковые сигналы (которые люди никогда до этого не слышали). Затем люди просыпались, а исследователи проигрывали им эти сигналы снова и просили сказать, какие из этих звуков кажутся знакомыми. И люди их узнавали!

Крутая способность, но не советуем пользоваться ею для подготовки домашнего задания, зачетов и важных презентаций.

7. Мозг способен обучаться за счёт воображения

Наш мозг – идеальный будильникНаш мозг – идеальный будильник

Простой эксперимент, впервые проведенный еще более 100 лет назад. Людей разделили на две группы. Одну группу стали обучать базовым навыкам игры на пианино с использованием инструмента. Обучение другой группы проходило без пианино. Людям просто рассказывали, как правильно ставить и двигать пальцами, а также описывали, как звучит та или иная нота. К концу обучения было установлено, что обе группы обладают одинаковыми навыками – обе смогли сыграть на пианино мелодию, которой их обучали.

В 90-х годах уже с использованием более современных научных инструментов ученые действительно выяснили, что воображаемое обучение и практика может оказывать такое же воздействие на мозг, как и реальные.

8. Наш мозг имеет «режим автопилота»

Наш мозг – идеальный будильникНаш мозг – идеальный будильник

Как только мы хорошо овладеваем каким-нибудь навыком, наш мозг подключает к работе определенный отдел, так называемую сеть пассивного режима работы. Она используется для выполнения задач, не требующих сложного анализа, поскольку их решение уже многократно опробовано и доведено до автоматизма.

Людей обучили одной карточной игре, которая требует небольшого мыслительного процесса. Люди играли хорошо, но когда после многочисленных партий к работе подключилась эта самая сеть пассивного режима работы, они стали играть еще лучше.

Обучение другим видам навыков дается людям сложнее. Например, игра на инструментах. Сначала – очень сложно. Но после, когда ваши руки и пальцы запомнили, как нужно правильно играть — ваш мозг фактически отключается. И вы начинаете делать это на автоматизме.

9. Наш мозг способен наращивать мышцы в нашем теле

Наш мозг способен наращивать мышцы в нашем телеНаш мозг способен наращивать мышцы в нашем теле

Сейчас лето и многие из нас, наверно, опять с горечью вздыхают о том, что не смогли к нему подготовиться. Все эти диеты и фитнес-центры так и остались нашими желаниями и воспоминаниями. Не отчаивайтесь! Наш мозг способен увеличивать силу наших тел, если мы об этом просто подумаем.

В эксперименте одну группу людей попросили каждый день (в течение 5 дней) по 11 минут представлять, что они занимаются повышением силы кистей рук. К окончанию опыта было установлено: у той группы людей, что думали о накачке рук, сила хвата оказалась в два раза выше, чему тех, которые этого не делали.

Можно ли получить шесть кубиков пресса таким же методом? Не узнаете, пока не попробуете.

10. Наш мозг может ощущать магнитные поля

Наш мозг может ощущать магнитные поляНаш мозг может ощущать магнитные поля

Некоторые виды животных и птиц, а также насекомых способны чувствовать магнитное поле Земли. Это позволяет им ориентироваться в пространстве и находить нужный путь. Вы удивитесь, но человек такой возможностью тоже обладает. Эксперименты показали, что наш мозг способен определять изменения направления магнитного поля. Правда, мы этой способностью не пользуемся. А вот наши далекие предки – очень даже могли.

источник

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о