Женщина писательница – Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы… великосветского общества!

Содержание

10 самых известных писательниц всех времен

Ещё полвека назад женщинам порой приходилось публиковаться под мужскими псевдонимами, чтобы тиражи раскупались лучше. Юную Шарлотту Бронте во время оно отчитал известный английский поэт Саути — мол, поэзия не женское дело, не стоит уделять ему столько страсти. Писательница-фантаст Андре Нортон изменила имя на Эндрю, чтобы добиться успеха. Но в XXI веке можно с уверенностью сказать — литература стала той областью, в которой женщины подвизаются и преуспевают наравне с мужчинами. Сегодня мы перечислим тех из них, кто на протяжении человеческой истории, творил, несмотря на царящий в обществе не самый дружественный к их талантам уклад и все жизненные препоны.

Гросвита

Поэтесса, прозаик, первый европейский драматург со времен древнего Рима. Жила в X веке в Саксонии, на территории нынешней Германии, с юности воспитывалась в монастыре, получила прекрасное образование. Творила на латыни, создавая нравоучительные и тем не менее приятные для чтения комедии, трагедии и даже любовные драмы. Генрих II Баварский заказал Гросвите поэму, в которой прославлялось аббатство Гандерсхайм, аббатисой которого была сестра герцога, Герберга.

Гросвита

Анна Комнина

Византийская принцесса, старшая дочь императора Алексея I Комнина. Появилась на свет в 1083 году, жила долго и счастливо, родила троих детей, успела поучаствовать в заговорах и переворотах, столь характерных для византийского двора. Под старость ушла в монастырь. Знаменита как автор «Алексиады», великолепного образца исторической прозы, детально описывающего правление её отца и все значимые события этого правления — крестовые походы, политические интриги, вражду в сенате.

Анна Комнина

Джейн Остин

Классик английской литературы. Дочь священника, родилась в 1775 году, умерла незамужней. Одна из первых женщин-авторов, получивших всенародную известность. Создала 6 романов — «Гордость и предубеждение», «Чувства и чувствительность» и т. д. — незамысловатых и в то же время заставляющих задуматься, полных нежности, очарования и мягкого английского юмора историй о любви настоящих леди и джентльменов. Все её романы многократно экранизировались и до сих пор пользуются огромной и совершенно заслуженной популярностью.

Джейн Остин

Жорж Санд

Она же Аврора Дюпен, праправнучка короля Августа Сильного, родилась в 1804 году. Воспитывалась в монастыре, в 17 лет вышла замуж, родила двоих детей, в 27 ушла от мужа, уехала в Париж и с головой окунулась в литературную жизнь. Начинала как журналистка, написала два романа в соавторстве с Жюлем Сандо, третий роман создала сама, взяв псевдоним «Жорж Санд». Творческое наследие — около 30 романов, пьесы, книги для детей. В России наиболее популярен роман «Консуэло». Прославилась при жизни, содержала семью литературным трудом, став первой женщиной — профессиональным писателем.

Жорж Санд

Агата Кристи

Агата Мэри Кларисса Маллоуэн. Королева детектива. Родилась в 1890 году в Англии, дважды была замужем, пережила измену первого мужа. Одна из самых популярных писательниц в мире, её тиражи уступают лишь тиражам Шекспира и Библии. Невзирая на детективный жанр, избегала кровавых сцен, описаний насилия и непристойностей. Считала, что книги должны делать людей лучше, облагораживать душу. Выпустила около 70 романов и сборников рассказов, в большей части из них действуют либо детектив Эркюль Пуаро, либо мудрая пожилая леди мисс Марпл. Удостоена дворянского титула «дама».

Agatha Christie

Маргарет Митчелл

Автор одной книги. Родилась в 1900 году. Закончила колледж, потеряла на Первой мировой жениха, дважды была замужем. С 1922 по 1926 годы служила корреспондентом в газете. Более 10 лет работала над своим единственным романом «Унесенные ветром» и ещё год готовила книгу к печати. Книга о роковой американской красавице Скарлетт, жившей во времена войны Севера и Юга, о её любви, грехах, жизнелюбии, о «сумерках богов» для старого доброго аристократического общества плантаторов навсегда вошла в золотой фонд мировой литературы.

Маргарет Митчелл

Астрид Линдгрен

Известная детская писательница. Родилась в 1907 году в Швеции. Была замужем, более 10 лет вела жизнь обычной домохозяйки. Свою первую знаменитую книгу — историю про Пеппи Длинныйчулок — придумала, чтобы развлечь заболевшую дочь. Создала более 80 произведений для детей, среди которых «Карлсон», «Мио, мой Мио!», «Рони — дочь разбойника», «Приключения Калле Блюмквиста», «Эмиль из Леннеберги». Если вы не знаете, как привить детям любовь к чтению, — дайте им книгу Линдгрен.

Астрид

Дорис Мэй Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе. Родилась в 1919 году в Персии, в 1949 году вернулась в Англию. Дважды побывала замужем, родила троих детей, не получила даже среднего образования. Написала 28 романов, причем последний закончила в возрасте 89 лет, выпустила несколько сборников рассказов. Предпочитала футуристическую фантастику, социально-утопические романы и феминистическую тематику. Удостоена ордена Почетного легиона. Самое значимое произведение «Пятый ребенок» — история мальчика-аутиста и его окружения.

лессинг

Урсула Ле Гуин

Гранд-дама мировой фантастики, одна из трех самых известных, признанных и уважаемых авторов жанра. Родилась в 1929 году в США, до сих пор жива и продолжает писать. Вышла замуж в 24 года, счастлива в браке, родила троих детей. Публикуется с начала 60-х, создала более 20 романов, множество повестей и рассказов, самым знаменитым является цикл о Волшебнике Земноморья. По семь раз получала премии «Хьюго» и «Небьюла» — самые престижные награды в области фантастики, удостоена титула «Грандмастер».

Урсула ле Гуин

Джоан Роулинг

«Мама» Гарри Поттера, один из самых коммерчески успешных авторов в мире. Родилась в 1965 году, неудачно вышла замуж, ушла от мужа после эпизода домашнего насилия с маленькой дочерью на руках. Первый роман писала в кафе и на прогулках с ребенком. После выпуска цикла о Гарри Поттере заняла 12-е место в рейтинге богатейших людей мира, вышла замуж второй раз, родила ещё двоих детей. Продолжает литературную деятельность, успешно пробует себя в детективном жанре.

Роулинг

Как вы могли убедиться, над истинным литературным талантом не властно ничто. Ни возраст, ни беды, ни рутинный труд домохозяйки, ни множество детей не могут помешать женщине писать. Так что если чувствуете в себе вдохновение — бесстрашно беритесь за перо!

Самые известные писательницы | BeautyRobot.ru

Шарлотта Бронте

Шарлотта Бронте

Есть ряд литературных произведений, о которых очень сложно ничего не знать. Даже если ни одной книги за всю жизнь не открыть, а все уроки литературы в школе проспать, все равно нахватаешься обрывочных сведений о «Ромео и Джульетте», о «Войне и мире», о «Робинзоне Крузо». На мой взгляд, роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» в этом списке тоже будет.

Бронте жила в то время, когда на женщин-писателей смотрели снисходительно. Тем не менее, Шарлотта смогла опубликовать свои произведения сначала под мужским псевдонимом, а затем и открыто. Роман «Джейн Эйр» прочно вошел в «золотой фонд» литературной классики.




По сей день он остается не только «программным произведением», но и книгой, которой зачитываются и которую искренне любят. Роман многократно экранизировался. Были попытки написать продолжение романа и описать события, предшествующие сюжету Бронте. Великолепная «Ребекка» Дафны Дюморье вдохновлена «Джейн Эйр». Хочется вспомнить «Тринадцатую сказку» Дианы Сеттерфилд, «Дело Джен, или Эйру немилосердия» Джаспера Ффорде, а вообще отсылок к этому роману не сосчитать.

Джейн Остен

Джейн Остен

Остен – еще одна представительница английской классики.

По словам критиков, она опередила свое время. Многие современники плохо приняли ее творчество, зато век спустя ее по-настоящему полюбили.

Самым читаемым романом Остен можно назвать «Гордость и предубеждение», который также многократно переосмыслялся другими писателями и экранизировался, но в список 200 лучших романов по версии BBC вошли также «Эмма» и «Доводы рассудка». Кстати, Шарлотта Бронте в этом списке присутствует только с романом «Джейн Эйр».

Жорж Санд

Писательница Жорж Санд

Аврора Дюпен – настоящее имя писательницы, скрывавшейся под мужским псевдонимом Жорж Санд. Впрочем, в данном случае речевой оборот не вполне уместен: Жорж Санд не очень-то старалась утаить свою личность от читателей. Напротив, она была довольно эпатажной фигурой и запомнилась не только благодаря своему литературному таланту, но и из-за необычного образа жизни.

Так, Санд любила носить мужские костюмы – и практично, и экономично, и в театре можно пройти на места, недоступные дамам. А ее личная жизнь никак не сочетается с привычным образом дамы XIX столетия, тем более – знатного происхождения.

Но эпатаж эпатажем, а в истории литературы имя Жорж Санд осталось наравне с другими великими классиками. Спустя пару десятилетий после ее смерти литературоведы ставили ее в один ряд с Диккенсом и Гюго.



Харпер Ли

Харпер Ли

«Убить пересмешника» — это роман, переведенный на многие языки; он входит в школьную программу США; общий тираж исчисляется десятками миллионов экземпляров; роман получил Пулитцеровскую премию, а сама Харпер Ли спустя 47 лет после первой публикации была удостоена Президентской медали Свободы.

Можно ли причислить автора этой чудесной, трогательной и доброй, но вместе с тем горькой книги к известнейшим писательницам? Думаю, можно. Ведь не зря недавнее издание более раннего романа Ли всполошило весь литературный мир. Ходят слухи, что роман был издан из корыстных побуждений людей, распоряжавшихся делами Харпер Ли, а сама писательница в силу почтенного возраста уже не могла принять осознанное решение. Но разве могла зайти речь о коммерческом успехе старого романа, автора которого никто не помнит?

Агата Кристи

Агата Кристи

Агату Кристи читатели еще при жизни «короновали», признав королевой детектива. Почти сто лет минуло с тех пор, как был опубликован ее первый роман, жанр за это столетие успел развиться, разветвиться на многочисленные подкатегории, а корона так и осталась у леди Агаты.

Лучшие ее романы многие считают эталоном жанра классического детектива. Если бы история сложилась иначе и что-то не позволило бы Агате Кристи реализовать ее талант, вероятно, скептики называли бы детектив сугубо мужским жанром.

Ведь он требует точно описывать всевозможные кровавые преступления, а также нужно четкое логическое мышление, чтобы придумать загадку и изящно ее разрешить. И то, и другое принято считать не женским делом, но с фактами не поспоришь.

Кстати, жизнь писательницы сама по себе напоминает остросюжетный роман, так что я горячо рекомендую ее «Автобиографию». Признаюсь, что считаю эту книгу лучшей в творчестве леди Агаты.

Астрид Линдгрен

Писательница Астрид Линдгрен

Дети всего мира обожают Астрид Линдгрен. Точнее, они обожают Карлсона, который живет на крыше, или храбрую Пеппи Длинныйчулок, или проказника Эмиля, или сыщика Калле, но всех этих чудесных персонажей не было бы без Астрид Линдгрен.

Сказочница не только покорила самых беспристрастных читателей, но и заработала уважение в литературной среде: в 1958 году она получила премию имени Г.Х. Андерсена. В 2002 году, после смерти писательницы, правительство Швеции основало премию памяти Астрид Линдгрен.

Сельма Лагерлеф

Писательница Сельма Лагерлеф

Сельма Лагерлеф — еще одна шведская писательница, которая, правда, сейчас не так уж известна в России, у нас ее читают значительно реже, чем тех же Джейн Остен и Шарлотту Бронте (хотя мультфильм про Нильса, который путешествовал с дикими гусями, знают практически все).

Тем не менее, не упомянуть ее в этом списке никак нельзя, ведь она стала первой женщиной, получившей Нобелевскую премию по литературе (в 1909 году).

Джоан Роулинг

Джоан Роулинг

Пора бы заканчивать статью, а я даже не добралась до наших современниц. Поэтому волевым усилием заканчиваю разговор о классиках. А первой в списке современных известных писательниц, конечно, станет Джоан Роулинг.

Мало кто не слышал историю головокружительного успеха «мамы Гарри Поттера», которая практически в одночасье из обычной учительницы превратилась в обладательницу огромного состояния и вошла в список самых влиятельных людей мира.

Но не в гонорарах соль: многотомная история о Гарри Поттере действительно получилась очень особенной. Хороших детских книг много; детских книг, которые одинаково полюбились как детям, так и взрослым – меньше; книг, которые вырастили целое поколение читателей, мало. Сколько ни вкладывайтесь в рекламу, без особенной магии, присущей лучшей литературе, ничего подобного не получится.


Стэфани Майер и Сьюзен Коллинз

Стэфани Майер
Сьюзен Коллинз
Эти писательницы не работают в соавторстве, но я хочу рассказать о них в паре, чтобы не повторяться. И Майер, и Коллинз стали авторами популярных романов для подростков и определили вектор развития этого сегмента литературы. Сначала вслед за «Сумерками» вспыхнула популярность «вампирской» тематики, а когда читатели немного от нее устали, «Голодные игры» разбудили интерес к подростковым антиутопиям.

Коммерческий успех серий и последующие экранизации обеспечили писательницам мировую известность. Мой внутренний сноб рвется наружу, чтобы наворчать на эту вашу беллетристику, но если смотреть правде в глаза, даже в легком развлекательном жанре добиться такого успеха совсем непросто.

Великие писательницы

Получился ли список исчерпывающим? Конечно же, нет! Если бы я не боялась слишком вам наскучить, то среди классиков вспомнила бы еще о Мэри Шелли и Маргарет Митчелл. Безусловно, заслуживают места в подобной подборке Дафна Дюморье и Колин Маккалоу. Рядом с Астрид Линдгрен должна быть и Туве Янссон. С современными авторами еще сложнее, ведь легкая развлекательная литература сейчас быстро набирает обороты, а более качественным, сложным романам зачастую достается меньше славы. Да и оценить масштабы читательского признания, не имея возможности посмотреть с высоты лет, не так легко. Например, кто более известен: Донна Тартт со своими тремя серьезными, глубокими романами и Пулитцеровской премией или Джоджо Мойес с десятком легких, трогательных романов, без премий, зато с хорошей экранизацией? Можно ли считать очень популярной Гиллиан Флинн, если несколько лет назад благодаря выходу фильма ее мрачные триллеры стали активно читать?

Великолепные писательницы

Я бы хотела вспомнить и чудесную сказочницу Диану Уинн Джонс, и многогранную, талантливую Маргарет Этвуд, хотя ее «Рассказ служанки» мне совсем не понравился. Да и русскоязычных авторов не хочется обходить вниманием, пусть они пока и не обрели всемирную популярность. Уж Мариам Петросян и ее уникальный роман «Дом, в котором» только за счет отечественных читателей должны считаться известными, по крайней мере, мне хочется в это верить.

Собственно, что я собиралась сказать: известность автора зависит от его таланта, иногда от удачливости, порой в дело идет и коммерческая раскрутка, хотя за деньги можно купить только очень короткую и локальную известность, если сама книга ничем не может зацепить.

Как бы то ни было, судить книгу по полу ее автора столь же недальновидно, как и судить ее по обложке. Отбросьте предрассудки и читайте!

Женщины в истории литературы

Как всем доказать, что ты талантлива? Добиться успеха!

Так уж сложилась, что женщинам пробивать себе дорогу всегда было непросто. В прошлые века сферой деятельности прекрасного пола были дом, быт, семья и мелкие ремесла, такие как шитье и вышивание. Занятия искусством и науками были чисто мужскими, а женщине предоставлялась возможность стать музой, помощницей, но никак не творцом. Как говорила Вера Павловна в романе Чернышевского «Что делать?», женщинам оставалось лишь «быть членами семьи», «гувернантками» и «давать какие-нибудь уроки».


Конечно, и в прошлом появлялись выдающиеся женщины, которые нарушали сложившийся стереотип, но это было чем-то исключительным, скандальным, а порой даже неприличным. Самое малое: женщину-писателя или врача общество не принимало всерьез. Поэтому Жорж Санд надела мужской костюм и сменила свое имя. А доброжелатели советовали Джоан Роулинг и сестрам Бронте взять мужские псевдонимы, чтобы издатели обратили должное внимание на их творчество.


В мире

Некоторым женщинам все-таки удалось сделать себе имя в писательской среде. Одной из первых писательниц была Хросвита Гандерсгеймская — поэтесса и прозаик X века из Саксонии. Эта талантливая монахиня писала назидательные комедии на латыни и так прославилась своими произведениями, что слух о ней дошел до Генриха II Баварского, который не только оценил ее труды, но заказал ей поэму, в которой воспевалось аббатство Гандерсхайм — «Начала Гандерсгеймской обители».

Если вдруг вы еще не знакомы с Сэй-Сёнагон, стоит познакомиться. Эта придворная дама жила в Японии примерно в то же время, что и Хросвита Гандерсгеймская. Она умела искусно слагать стихи и основала особый прозаический жанр — дзуйхицу (яп. «вслед за кистью»). В «Записках у изголовья» она детально рассказывает о придворной жизни, иронично описывает аристократию и ее привычки. Настоящая куртуазная литература по-японски.

До XIX века известных писательниц было очень мало. Но вскоре на литературной арене появились те, чьи имена до сих пор сразу приходят на ум при словах «женщина-писатель»: Джейн Остин — «Первая леди» английской литературы, сестры Бронте и Мэри Шелли. Своим успехом эти дамы наглядно показали, что выдающимися литераторами могут быть не только мужчины.

Литература — отражение состояния общества, она меняется вместе с ним. В XX веке мы видим гораздо больше женщин во всех сферах, в том числе и в писательской. Женская литература стала увереннее, на нее стали обращать внимание и ценить. В 1909 году Сельма Лагерлёф стала первой женщиной, которая получила Нобелевскую премию по литературе. С ее творчеством мы сталкиваемся еще в детстве: именно она написала «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». В 1955 году в СССР сказку превратили в полнометражный мультфильм «Заколдованный мальчик».

Говоря о женщинах в литературе, нельзя не вспомнить двух настоящих «рекордсменок» — Агату Кристи и Маргарет Митчелл.

При слове «детектив» всплывают в памяти два имени — одно мужское и одно женское: Артур Конан Дойль и Агата Кристи. Сложно представить более успешного писателя, чем Кристи. Примерный тираж ее книг составляет около 4 миллиардов. Писательница вх в десятку самых публикуемых авторов. К тому же произведения госпожи Кристи пользуются популярностью не только у читателей, но и у театралов: например, «Мышеловка» идет в Лондоне непрерывно с 1952 года! О творческом процессе Агата говорила, что все свои романы она обдумывала во время вязания в кругу друзей, а когда садилась за письменный стол, книга была уже полностью готова у нее в голове.

Маргарет Митчелл не оставила такого обширного литературного наследия, как Агата Кристи, но успех романа «Унесенные ветром» колоссален. В 2014 году результаты опроса Harris Poll показали, что роман Митчелл все еще остается на втором месте по популярности в США после Библии. А его экранизация — с Кларком Гейблом и Вивьен Ли в главных ролях — вошел в золотой фонд мирового кинематографа и давно стал классикой. 

Писатель всегда передает в произведениях свое видение мира, и чем необычнее это видение, тем более запоминающимся получается повествование. И кто уж точно видел мир по-своему, так это Вирджиния Вулф — яркая личность эпохи модернизма. Вулф была членом Блумсберийского кружка, который славился свободолюбивыми нравами и стремлениями к художественному поиску. Это очень повлияло на ее творчество. Она создавала произведения, которые очень точно отражали не только проблемы общества, но и показывали их по-новому, как, например, в романе «Орландо». Эта книга представляет собой искрометную пародию на столь любимый публикой жанр исторических биографий. Здесь нет места ханжеству, а торжествуют ирония и абсурд.

У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната

Вирджиния Вулф

Писательница, литературный критик.

Очень сложно выбрать «самых лучших», «самых успешных» или «самых влиятельных» писательниц. Каждая внесла в литературу очень серьезный вклад, укрепила статус женщин не только в писательской сфере, но в обществе в целом. В этой статье мы и не стремимся рассказать обо всех. Но есть такие, которых нельзя не упомянуть. Например, Урсула Ле Гуин. Казалось бы, не очень знакомое имя, тем не менее она одна из самых выдающихся и титулованных писателей-фантастов, и речь сейчас не только о женщинах. Очень часто женское творчество ассоциируются с любовными романами и сентиментальными стихами, поэтому мы решили сказать об авторе, который для многих может стать открытием. Кстати, мультфильм «Сказания Земноморья» знаменитой студии «Гибли» создан именно по произведениям Ле Гуин.

Перенесемся на Восток. Иран подарил миру талантливых женщин: Аниту Амирезвани и Маржан Сатрапи. Обе не живут на исторической родине, но она оставила глубокий след в их творчестве. Благодаря им мы может взглянуть изнутри на то общество, которое кажется нам таким другим и таким закрытым.

Еще одно имя: Тони Моррисон. В 1988 году она стала обладательницей Пулитцеровской премии за роман «Возлюбленная», а 1993 году она получила Нобелевскую премию по литературе как писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности». Ее произведения открывают для многих ту сторону общественной жизни, которая кажется такой далекой и незнакомой. В своих романах Моррисон дает понять, насколько мир может быть жесток по отношению к тем, кто непохож на других, как общество и его стандарты формируют не только наше отношение к самим себе, но и как оно может травмировать своими ожиданиями тех, кто им не соответствует.

Сколько еще есть чудесных имен: Донна Тартт, Антония Байетт, Джоан Роулинг (она уже давно не только автор Гарри Поттера), Франсуаза Саган… Каким сказочным сделали детство миллионов детей Астрид Линдгрен и Туве Янссон. Но, как мы уже сказали, нельзя упомянуть всех, иначе мы рискуем написать энциклопедию.

В России

Среди русских женщин-литераторов первыми снискали известность поэтессы Серебряного века: Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Марина Цветаева. Однако женщины в России творили и в предшествующие века.

Начнем с Екатерины II. Ей — выдающемуся политику и государственному реформатору — была близка литературная деятельность. Она писала в воспоминаниях: «Я не могу видеть чистого пера без того, чтобы не испытывать желания немедленно окунуть его в чернила». Императрица оставила после себя огромное собрание сочинений, была постоянным автором сатирического журнала «Всякая всячина», по ее либретто были поставлены пять опер.

Мало кто сегодня знает кавалерист-девицу Надежду Дурову как писательницу, а между тем ею восхищался сам Пушкин и побуждал ее к литературному творчеству. Считается, что она была прототипом Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады». Эта женщина прошла Отечественную войну 1812 года, командовала полуэскадроном и вышла в отставку в звании штабс-ротмистра. Положение женщины в обществе очень волновало Надежду, это стало одной из основных тем ее произведений: она страстно отстаивала права тогда почти бесправного женского пола. Она была воином и в прямом, и в переносном смысле, и такой осталась в истории.

Еще одна талантливая женщина прошлого — Евдокия Ростопчина. Область ее литературной деятельности весьма обширна: она писала и поэзию, и прозу, занималась переводами, создавала пьесы. Ее творчество ценили многое просвещенные умы того времени.

Тэффи сложно назвать неизвестной, она самая яркая писательница-сатирик XX века. Она была одним из постоянных авторов «Сатирикона», в числе ее поклонников был Николай II. Примечательно, что даже новой власти Тэффи «пригодилась»: уехав в эмиграцию, она описала негативные стороны новой жизни в рассказах, которые печатались в СССР с подачи Ленина. О творчестве Тэффи современники отзывались очень положительно, советская власть ее ругала, но все же ее рассказы были экранизированы в Советском Союзе. А это еще одно доказательство того, что хорошая литература остается вне политики.

В современной отечественной литературе много женских имен: Людмила Петрушевская, Дина Рубина, Людмила Улицкая, Ольга Седакова… Роман Татьяны Устиновой «Вселенский заговор» в 2016 году стал четвертым в списке самым продаваемых книг: 105 тысяч экземпляров, это вам не шутки! И, наверное, самым успешным современным российским автором является женщина — Дарья Донцова. В 2015 году было выпущено почти 2 миллиона копий ее произведений. Мало кому в мире удается достичь таких высот. Ее коллега по детективному жанру Александра Маринина также имеет в копилке много достижений: более 10 книг экранизированы, а в 90-е годы сложно было найти человека, который бы не читал ее романы. Сегодня все чаще женщины в литературе получают заслуженное внимание и оценку. И это очень радует. Женщины не просто много пишут, они пишут хорошо. Хочется верить, что в будущем мы увидим еще больше достойных книг и больше новых имен.


Творчество без границ

Однако если человек занимается творчеством, то вовсе не важен его возраст, пол или происхождение. Главное — это те мысли и идеи, те уникальные художественные формы, которые он передает читателю. Мы всё еще живем в мире, полном стереотипов и предрассудков. Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам, и к представителям различных профессий, жителям разных стран, да стоит ли все это перечислять. Так давайте станем больше внимания обращать на смысл, будем непредвзяты к новым лицам, и тогда получится то, что мы стремимся создать на Bookscriptor — новое свободное творческое пространство для всех. Поэтому дерзайте! Если вы сомневаетесь, начинать ли вам писать, — пишите, а если в ящике или на рабочем столе компьютера уже лежит рукопись — публикуйте. У вас есть все шансы на успех, и героини, о которых мы рассказали, — лучший тому пример!

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге! 

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы… великосветского общества!

Красивая женщина — двигатель прогресса, а знаменитая красавица часто бывает причиной важных геополитических пертурбаций.

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 1

1.Клеопатра

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 2

Можно подумать, ты что-то про нее не знаешь. Ну, сделаем вид, что ты упал с луны, и расскажем. Жила в I веке до н. э. Владычица Египта. Любовница Цезаря и Марка Антония. Прославленная своей красотой любительница молочных ванн и притираний из растворенного жемчуга. Умерла вследствие технических неполадок со змеей. Кстати, изображения на монетах — единственные стопроцентно доказанные портреты царицы. И все они выглядят примерно так.
2.Лина Кавальери

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 3

Оперная певица. Жила на рубеже XIX и XX веков. Считалась одной из самых красивых женщин эпохи. Открытки с ее изображениями продавались миллионами, а любое мыло считало долгом украшать свою рекламу знаменитой «песочно-часовой» фигурой пышногрудой певицы, которая славилась способностью затягивать корсет так, что ее талия не превышала 30 сантиметров.
3.Фрина

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 4

Афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры, любимая модель многих скульпторов и художников, в том числе Праксителя. Прославилась красотой и огромными деньгами — их она требовала с тех кавалеров, которые ей не нравились.
4.Клео де Мерод

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 5

Французская танцовщица, родившаяся в конце XIX века и ставшая одной из самых знаменитых женщин мира благодаря своей красоте. Получила титул «Царица красоты» французского журнала «Иллюстрасьон», который составил первый в мире рейтинг мировых красавиц в 1896 году.
5.Нинон де Ланкло

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 6

Французская куртизанка и писательница XVII века, одна из самых свободомыслящих женщин своей эпохи. Мы написали — XVII века? Необходимо добавить: всего XVII века. И еще успела захватить краешек восемнадцатого, став абсолютным рекордсменом среди ветеранов куртизанского движения.
6.Прасковья Жемчугова

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 7

Редким золушкам в реальности удается окольцевать принцев, но в истории есть минимум один случай, когда граф, миллионер и сиятельнейший из вельмож своего времени женился на собственной рабыне. В конце XVIII века Параша Жемчугова, крепостная актриса графа Шереметева, стала супругой своего хозяина, скандализировав российское общество.
7.Диана де Пуатье

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 8

Жившая в XVI веке фаворитка Генриха II, ради которой король фактически разорил своих подданных. Король был намного младше своей возлюбленной, влюбился он в Диану фактически в младенчестве и всю жизнь оставался верен ей если не физически, то по крайней мере душевно. Как писали современники, «при всей ненависти к Диане народа, эта ненависть все равно меньше любви к ней короля».
8.Анна Болейн

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 9

Английская кратковременная королева XVI века, вторая супруга Генриха VIII, из-за которой англичане стали протестантами. Матушка Елизаветы Великой была известна своей красотой и легкомыслием и кончила жизнь на эшафоте, обвиненная мужем в многочисленных изменах ему и Англии.
9.Мессалина

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 10

Жила в начале I века н. э, была супругой императора Клавдия и пользовалась репутацией самой похотливой женщины Рима, если верить свидетельствам Тацита, Светония и Ювенала.
10.Императрица Феодора

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 11

В VI веке н. э. Феодора стала супругой наследника императорского трона, а потом и императора Византии Юстиниана. Но прежде чем стать набожной и почтенной царицей, Феодора многие годы занималась пантомимой и акробатикой в цирке, заодно немного продавая себя особенно восхищенным ценителям циркового искусства.
11.Барбара Радзивилл

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 12

Юная литовская вдова, в XVI веке ставшая тайной женой будущего короля литовского и польского Сигизмунда II Августа. Считалась самой красивой женщиной королевства.
12.Симонетта Веспуччи

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 13

Если ты видел картину «Рождение Венеры» Боттичелли, то ты прекрасно знаешь эту знаменитую флорентийскую модель XV века. Проще перечислить, кто из художников той эпохи не рисовал рыжую Симонетту. А герцоги Медичи (с некоторыми из них модель имела доверительные отношения) официально обязали указывать ее в документах как «Несравненную Симонетту Веспуччи».
13.Агнес Сорель

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 14

Французская мадемуазель XV века, многолетняя фаворитка Карла VII, которая рожала королю дочерей, благотворно, по мнению современников, влияла на его политику, а в свободное от этих занятий время позировала художникам — например, Фуке, когда он изображал мадонн для церквей и частных заказчиков.
14.Нефертити

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 15

Главная супруга фараона Эханатона, правившего в Египте в XIV веке до н. э. Сохранились многочисленные бюсты и статуи красавицы Нефертити. Но мумия царицы пока так и не найдена, поэтому неизвестно, насколько она была похожа на свои весьма привлекательные портреты, которые буквально свели с ума множество поэтов и писателей начала XX века, увидевших эти произведения в европейских музеях.
15.Маркиза де Ментенон

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 16

Молодую вдову поэта Скаррона пригласила ко двору Людовика XIV фаворитка короля — мадам де Монтеспан, чтобы бедняжка Скаррон занималась воспитанием королевских бастардов. Король был так восхищен ее педагогическими приемами, что пожелал испытать их на себе. К великому негодованию всего двора, он не просто сделал новую любовницу маркизой Ментенон, но потом еще и втихаря женился на ней.
16.Маркиза де Монтеспан

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 17

Жившая в XVII веке фаворитка Людовика XIV сама происходила из знатнейшего герцогского рода, так что французский двор охотно терпел близ короля столь высокопоставленную любовницу. Тем более что маркиза была хороша собой (по тогдашним меркам, по крайней мере) и достаточно умна, чтобы не лезть особо в государственные дела.
17.Зинаида Юсупова

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 18

Самая богатая и самая красивая женщина Российской империи XIX века. Более того, будучи единственной наследницей всего рода князей Юсуповых, она по особому распоряжению царя кроме многомиллионного приданого принесла мужу титул князя Юсупова. Как ты думаешь, сколько у нее было поклонников? Победителем этой утомительной гонки стал граф Сумароков-Эльстон — генерал, человек храбрый и с большими усами.
18.Уоллис Симпсон

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 19

Каждый из нас иногда задается вопросом, чего он стоит в этой жизни. У дважды разведенной американки Уоллис Симпсон ответ на этот вопрос был. Она стоит немножко больше Британской империи. По крайней мере, так решил король Британии Эдуард VIII, отрекшийся в 1936 году от престола ради того, чтобы жениться на Уоллис: занимая престол, он не имел права жениться на разведенной женщине.
19.Мадам Рекамье

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 20

Пятидесятилетний банкир Жан Рекамье, который в 1793 году женился на шестнадцатилетней Жюли, знал, что делал. Он не стал лезть к своей красавице с пошлым сексом, а пригласил к ней лучших учителей, которых только можно было найти в революционной Франции. Еще через пару лет он щедро финансировал ее дом, ее наряды и ее светскую жизнь, поощряя юную супругу привлекать к себе толпы друзей и поклонников из тогдашней элиты. Благодаря ставшему знаменитым политическому, литературному и научному салону мадам Рекамье, банкир сделался одним из самых влиятельных людей Европы.
20.Ян-гуйфэй

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 21

Драгоценная супруга китайского императора Мин-хуана, который больше известен под посмертным именем Сюань-цзун (правил в VIII веке). Нищая девочка из крестьянской семьи Ян свела императора с ума настолько, что фактически всю власть в государстве он отдал в руки ее многочисленной родни, а сам развлекался с Ян-гуйфэй поеданием сросшихся апельсинов и прочей китайской изысканностью. Закономерным результатом стали государственный переворот и гражданская война.
21.Вероника Франко

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 22

В Венеции много туристов было и в XVI веке. Привлекали в этот город господ из дальних земель не столько венецианские каналы, сколько «благочестивые куртизанки» — так официально именовались самые шикарные продажные женщины города, которые были изысканны, образованны, свободны в общении и разоряли своих кавалеров самым благородным образом. Одной из знаменитейших благочестивых куртизанок была Вероника Франко. 22.Аспазия

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 23

Афинская гетера, ставшая женой правителя Афин Перикла (V век до н. э.). Гетера в женах властителя сама по себе была диковинкой, другой же особенностью Аспазии являлось то, что многочисленные авторы ни слова не говорят о том, что она была красива или сексуальна. Нет, все хором славят ее выдающийся ум. Известно, например, что сам Сократ очень любил навещать Аспазию и слушать ее философские рассуждения.
23.Айседора Дункан

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 24

Звезда начала XX века, американская танцовщица, которая ввела традицию «естественного» танца назло официальным балетам на пуантах и прочим классическим ужасам. Естественность требовала и естественных одеяний, поэтому танцевала Айседора обычно босой, небрежно укутанной в разнообразные развевающиеся простынки, не мешавшие зрителям следить за движениями ее тела. Была женой русского поэта Сергея Есенина.
24.Китти Фишер

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 25

Самая дорогая куртизанка Британии XVIII века: ночь с ней стоила минимум сто гиней (за эту сумму можно было купить десять породистых лошадей). При этом с мужчин, которые ей не нравились, Китти брала суммы в десять раз большие. Ее огромная любовь к деньгам сопровождалась страшным мотовством. Символом Китти стало изображение котенка, вылавливающего из аквариума золотых рыбок, — в нем одновременно обыгрывались ее имя, фамилия и характер.
25.Хэрриэтт Уилсон

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 26

В первой половине XIX века скандальная жизнь Лондона существовала в основном за счет шести сестер Уилсон, занимавшихся великосветской проституцией. Самой удачливой из них стала София, которой удалось выйти замуж за лорда Бервика, а самой известной — Хэрриэтт. Трудно найти известного политика той эпохи, который сумел не оказаться в постели Хэрриэтт. Будущий король Георг IV, лорд-канцлер, премьер-министр, герцог Веллингтон — все они имели с Хэрриэтт близкую связь. Официально она считалась писательницей: публиковала за свой счет чудовищно непопулярные и скучные готические романы.
26.Мата Хари

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 27

Голландская барышня Маргарита Гертруда Зелле взяла себе псевдоним Мата Хари после того, как, пожив в неудачном браке с первым мужем в Индонезии, сбежала от супруга и стала исполнять стриптиз. Официально стриптиз в исполнении Маты именовался «мистическим восточным танцем, угодным Шиве». Во время Первой мировой войны была шпионом, двойным агентом Франции и Германии, после чего была неприлично поспешно расстреляна французами в 1917-м. До сих пор господствует версия, что таким образом кто-то из высокопоставленных лиц Франции пытался скрыть свою связь с Матой и собственные военные преступления.
27.Туллия д’Арагона

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 28

Итальянская куртизанка XVI века, поочередно потрясавшая собой Рим, Флоренцию и Венецию. Кроме собственно сексуальных побед над самыми выдающимися талантами и умами итальянского Возрождения, Туллия была знаменита как поэтесса, писательница и философ. Например, ее «Диалоги о бесконечности любви» были одним из самых популярных произведений века.
28.Каролина Отеро

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 29

Французская танцовщица и певица конца XIX века, выдававшая себя за цыганку, хотя на самом деле была чистокровной испанкой (но тогда это было не модно). Пользовалось огромным успехом у венценосных особ. Минимум семь королей и императоров были ее тайными любовниками. В том числе известно, что российский император Николай II был крайне неравнодушен к Каролине.
29.Лиана де Пужи

Французская танцовщица и писательница рубежа XIX—XX веков, также слегка торговавшая собой за чрезвычайно крупное вознаграждение (самой Лиане больше нравились девушки, так что романы по любви у нее были в основном с коллегами-красавицами). Марсель Пруст списал с Лианы одну из своих героинь — Одетту де Креси. Мадемуазель де Пужи дружила практически со всеми интеллектуалами своей эпохи. Выйдя замуж за румынского аристократа, стала княгиней и ушла на покой.

30.Графиня ди Кастильоне

Родившаяся в 1837 году итальянка Вирджиния Ольдоини стала первой мировой топ-фотомоделью. Сохранилось более 400 ее дагеротипов. Будучи дворянкой из старинной фамилии, вышла в 16 лет за графа Кастильоне, но тихой семейной жизни предпочла судьбу великосветской куртизанки и политика. Была любовницей Наполеона III.

31.Оно-но Комати
Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 30
Японская поэтесса и придворная дама IX века, входящая в список «36 величайших поэтов Японии». Иероглифы, обозначающие ее имя, стали синонимом словосочетания «красивая женщина». В то же время Оно-но Комати была символом холодности и жестокосердия. Известно, например, что она заставляла своих возлюбленных стоять зимой перед ее дверями в легкой одежде целую ночь напролет, после чего слагала печальные стихи по поводу их ранней смерти от простуды.
32.Императрица Си Ши
Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы... великосветского общества!, фото № 31
В VI веке до н. э. правителю китайского царства У, Фучаю, недоброжелатели из соседних царств прислали подарок — невероятную красавицу Си Ши в сопровождении свиты из прекрасных служанок. При виде Си Ши у Фучая ум заехал за разум. Он велел создать для нее парк с дворцом и зависал в этом дворце круглые сутки. Разумеется, вскоре его царство было завоевано мерзавцами, придумавшими этот хитроумный план.

11 авторов, которым хватило одной-единственной книги, чтобы стать известными на весь мир

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не так-то просто среди множества всемирно известных писателей найти тех, кто метко выстрелил первой и чаще всего единственной своей книгой. Но мы справились и эрудицию свою заодно прокачали. А то ведь даже и не подозревали, что автору романа «Шантарам» дважды рвали в клочки его рукопись, а Анна Сьюэлл уже 150 лет назад заострила внимание на проблеме жестокого обращения с животными.

Нам в AdMe.ru кажется, что многие из этих историй способны воодушевить того, кто давно мечтает издать собственную книгу, однако по разным причинам до сих пор этого не сделал. Но, как говорится, почему бы и да?

1. Маргарет Митчелл и «Унесенные ветром»

Маргарет Митчелл решилась написать роман «Унесенные ветром» случайно. Травма лодыжки приковала ее к постели, и ей ничего не оставалось, кроме как одну за другой читать книги. За романами в ближайшую библиотеку ходил ее муж Джон. Когда ему надоело таскать на себе туда-сюда горы литературы, Джон предложил жене написать свою книгу вместо того, чтобы читать тысячи чужих.

Маргарет сомневалась, стоит ли печатать роман. По одной из версий, к публикации рукописи ее подтолкнула некая молодая писательница. Она была приглашена в гости к Митчеллам и в ходе беседы насмешливо подначила хозяйку дома: мол, та никогда не сможет написать стоящую книгу. Роман в итоге стал бестселлером на второй день после издания, а в 1937-м писательница получила за него Пулитцеровскую премию.

2. Мэри Шелли и «Франкенштейн, или Современный Прометей»

1816-й называли годом без лета. Мэри Шелли и ее уже тогда знаменитый муж (поэт Перси Шелли) приняли приглашение лорда Джорджа Байрона погостить на арендованной им вилле.

«Лето было сырым и холодным, — вспоминала потом Мэри, — беспрестанный дождь целыми днями не выпускал нас из дому».

Невольные заложники погоды коротали дни за чтением вслух, а потом обсуждали прочитанное. Однажды разговор зашел об опытах Луиджи Гальвани, который электротоком воздействовал на мертвые организмы, заставляя их «оживать». Лорд Байрон предложил каждому из своих гостей развлечения ради сочинить «сверхъестественный рассказ», а потом прочесть его всем. Мэри начала обдумывать сюжет, и ей приснилась идея «Франкенштейна».

3. Грегори Дэвид Робертс и «Шантарам»

В 1978 году тогда еще далеко не писатель Грегори Робертс оказался в тюрьме за совершение серии ограблений. После 2 лет заключения он бежал в Бомбей, где жил 10 лет. Повторно его арестовали во время высадки во Франкфурте. И Робертс решил начать жизнь с чистого листа.

В тюрьме он и стал писать тот самый «Шантарам», но 2 раза его рукопись уничтожали тюремщики. Во второй раз Грегори решил: единственное, что нужно сделать, — простить человека, которы

отчего мы знаем так мало писательниц и почему в XXI веке это изменится — Нож

Почему женщины мало представлены в литературе

Если обратиться к оправданно агрессивной критике феминисткой постструктуралистки Элен Сиксу, можно уяснить, что в отсутствии плотного и увесистого корпуса женских текстов действительно виноваты «пенисоголовые». И это правда: на протяжении всей истории человечества репрессивные фаллократические (как выразились бы эта француженка) механизмы распространялись не только на семейно-супружеские отношения — они еще и здорово проехались по пространству языка.

Элен Сиксу
Любые системы управления — в нашей галактике пока еще представленные мужчинами — подпитываются языком и вместе с тем управляют им, что равнозначно власти и насилию (отсюда отчаянная борьба нового порядка за смешные многим феминитивы).

Именно поэтому фигура женщины в литературе воплощает собой миф об Эхо — нимфе, лишенной собственного голоса, вынужденной вновь и вновь слабым голосом вторить существам, гордым своим «карманным символом». Но она лишена не только голоса: у нее, по мифу, отобрали ее тело, а вместе с ним и саму возможность письма.

Почему письмо освобождает телесность

В важной для постструктуралистской философии статье «Хохот Медузы» Элен Сиксу петляет между академизмом и поэзией и пишет, что плоть никогда не лжет, оголяя себя, физически материализуя мысль в текст. Женщины, по ее мнению, через акт письма должны познать свою телесность. Это телесность-текст, отобранный у женщины авторами-мужчинами, впряженный в заржавевшие паттерны брачного сюжета с его неминуемым одомашниванием: ты инкубатор для детей — и чтобы чай к пяти часам (в общем, вечные ценности золотой классики).

В этой точке программные тезисы Сиксу отдаленно перекликаются с одним из толкований «тела без органов» Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Это концепция пустой оболочки, отчужденной от своих желаний, удовольствия и возможности вербального или письменного выражения. Эту метафору «прохирургированной», доведенной до истерики телесности философы-постмодернисты конструировали на основе истории «подопытной» художника Андре Бретона, Наде, и второй жены писателя Генри Миллера, Джун.

Случаи этих двух женщин симптоматичны для коллективной судьбы многих женщин модернизма. Для патриархов литературы «она» от силы интеллектуал-легковес, не-автор, маленькая картонная куколка, которую можно использовать разве что как каркас для создания героини — часто изуродованного и смешного манекена реального прототипа. Именно о таком исковерканном восприятии, наброшенном на нее ярлыке истерички, писала Джун в письме к другой подруге Миллера Анаис Нин, сокрушаясь о своем портрете в романе «Тропик Рака»: «Он писал не меня, он писал не меня… Как же это чудовищно». Надя же для Бретона — бывшего студента, учившегося на психиатра и вместе с Луи Арагоном пускавшего слюни на молодых пациенток, — и вовсе была чем-то вроде лабораторной мыши: прощупав материал для потенциального романа, сюрреалист сбежал.

В сухом остатке мы имеем поистине великолепные вещи двух мастодонтов модернизма: «Тропик Рака» и «Надя» — маст-рид. А в 70-х в их текстах расковыряли гнойник объективации и нездорового фетиша и разоблачили карикатурность (если не ходульность) героинь. В итоге то, что Флобер называл «музой», оказалось источником литературного вампиризма.

Миллер даже и не пытался прикрыться позолоченной романтикой: вдохновляющих его компаньонок он называл cunts — и этого не стеснялся.

К вопросу коллективной судьбы: что случилось с Надей или Джун? Говорят, Джун подверглась электросудорожной терапии и попеременно меняла жизнь в мотелях на череду палат психиатрических клиник. Надя умерла в 1940 году в каком-то госпитале — вот и всё, что нам известно. Второй вопрос: где их тексты? Ведь если верить нон-фикшн исследованию Heroines Кэти Замбрено, обе писали. Впрочем, нет доказательств, что они пытались что-то издать. Остался лишь отголосок отголоска, смутное воспоминание только из-за того, что мужчины присваивали чужие регистры, не давая им писать свою историю.

Что такое женская «боязнь авторства»

В библии для феминисток-литературоведок The Madwoman in the Attic авторства Сандры Гилберт и Сьюзен Джубар говорится, что сама возможность женского письма затруднялась отсутствием предшественниц и, как результат, уверенности. Основываясь на этом конструкте, Гилбрет/Джубар выработали понятие «боязнь авторства» — недуг, подпитываемый патриархальной монополией на искусство.

Элейн Шоуолтер

У декоративных дам выбивали карандаш из рук и только изредка разрешали им поцарапывать лист. Неудивительно, что без преувеличения большинство пытавшихся писать женщин Викторианской эпохи и модерна загремели в психиатрические лечебницы. Книга Элейн Шоуолтер The Female Malady (своего рода женская версия «Истории безумия» Мишеля Фуко) говорит, что девушкам предыдущего столетия еще повезло: им хоть иногда дозволяли писать.

Если обратиться к XIX веку, когда женщина пишущая только начала очерчиваться, то сразу споткнешься о диагноз: им не то что не разрешалось подходить к бумаге на пушечный выстрел — само это влечение для женщины считалось девиацией, психическим расстройством.

Архивы хосписов и лечебниц полнятся историями таких «расстройств». Например, швейцарская крестьянка загремела в кантонский госпиталь только за то, что оттягивала работу ради утреннего письма.

Помимо того что Шоуолтер критикует служившую мужчинам доброй опорой вертикаль психиатрической власти, исследовательница коллекционирует методики лечения подобных недугов: заточение на чердаке (привет, Джен Эйр!), обливание холодной водой (если мещанка), но самое худшее — никаких чернил.

Однажды заточенной в Гейльбергскую лечебницу австрийской швее Агнес Рихтер каким-то образом удалось выкрасть чернила. Ее безобразная куртка густо усеяна неразборчивым текстом, в котором редким пунктиром проскакивает «я хочу читать», «я хочу писать». Для феминисток этот жуткий артефакт — очередное доказательство репрессий маскулинного языка, доведенная до жути нужда закутаться в текст; для равнодушных — каракули, напоминающие об абстракционисте Сае Твомбли (что, пожалуй, тоже прекрасно).

Куртка Агнес Рихтер

Потерянные писательницы

Если совершить паломничество по памятным местам писательниц модернизма вроде Джейн Боулз или Зельды Фицджеральд, везде можно будет натолкнуться на объемную, почти угрожающую тень их мужей-авторов.

Джейн Боулз,

американская писательница из Нью-Йорка, жившая в Танжере. Написала роман о путешествии «во все тяжкие» двух обеспеченных дам

Драматург Теннесси Уильямс и Трумен Капоте называли ее значительнейшим прозаиком века — тем не менее, ее имя всегда идет только в связке с именем ее мужа Пола Боулза.

В Танжере, пробиваясь локтями в укутанной с ног до головы в хиджаб толпе, выловите таксиста. Многим из них достаточно услышать «По Бо», чтобы понять, что вы хотите посетить дом Пола Боулза. Боулз был большой автор: восхищение битников, законодательницы интеллектуальных мод Гертруды Стайн — словом, приятель богемы целых трех континентов. Что важнее, он был само воплощение киплинговского «Запад есть Запад, Восток есть Восток», прожив полжизни в Танжере и так и оставшись иностранцем-вуайеристом. Со своей женой Джейн он делил всё, кроме постели, — в том числе знаменитый дом, в котором они жили друг над другом и ежедневно созванивались, но редко виделись.

Издавали и переводили ее непростительно мало, а ее прекрасный сомнамбулический роман Two Serious Ladies прозевало не только большинство критиков, но и читателей. Ни одна немногочисленная рецензия не могла обойтись без фразы «роман жены Пола Боулза». Отчасти это справедливо.

Джейн будет до конца жизни зла, что во многом это роман ее мужа: постоянно им редактируемый, полный его правок и записей на полях. В каком-то смысле этот выполосканный мужчиной женский текст можно считать литературным памятником газлайтингу.

Джейн умерла в бреду в испанском католическом монастыре, после нее осталось с полдюжины рассказов, одна пьеса и роман. А еще дом в Танжере, на котором висит покрытая патиной табличка, сообщающая на английском и арабском: «Пол Боулз, американский писатель и композитор, жил здесь с 1960-й по 1999-й». И никакого упоминания Джейн.

Вивьен Хейвуд Элиот,

английская писательница, автор серии рассказов

О ее литературном наследии восторженно отзывались Бертран Рассел, Гор Видал, ее тексты хвалили Вирджиния Вулф и Эзра Паунд. Но в поисках творческого наследия Вивьен вы снова наткнетесь на фигуру мужчины. Ее привыкли называть не писательницей, а «сумасшедшей музой» великого поэта Томаса Стернза Элиота.

В начале брака ревнивец великодушно дозволял спутнице писать. Тогда ей даже удалось печататься в журнале The Criterion под несколькими псевдонимами, у лирических героев которых был разный стиль и сферы интересов — прямо как у известных гетеронимов поэта Фернандо Пессоа.

Позже Элиот напишет, как ненавидит chick lit ( то есть женскую прозу), и будет не только выкидывать дневники Вивьен, но демонизировать ее способности при друзьях.

Осколки немногих сохранившихся записей Вивьен хранятся, конечно, в Фонде имени Томаса Стернза Элиота. Словно вся суть отношения поэта к супруге трансмутировала в фонд, одно название которого призвано захапывать чужое наследие. И до чего мистически-пугающе совпадение, что Вивьен — как и Джейн Боулз — изрядный период времени провела в психиатрической лечебнице.

Зельда Сейр Фицджеральд,

американская писательница, автор романа и дневников, из которых заимствовал идеи Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Литературную ценность Зельды осознали только после смерти. Ее обожала нью-йоркская богема начала прошлого века: от балетмейстеров до арт-дилеров (зато ненавидел Эрнест Хемингуэй). Однако тогда о Зельде-писательнице мало кто знал, ведь ее муж Фрэнсис был хитрее всех литературных мужей. Задаривая свою куколку-жену роскошными платьями от Пату и посылая на танцульки, он тем временем почти дословно выписывал целые пассажи из ее дневников, «ввинчивая» их в своих героинь. И, к слову, все равно делал это так, что исповедальный, упругий текст Зельды превращался в описание непробиваемых идиоток его романов.

Наследие Зельды — десятки голосов из романов, прославляющих одну из самых эпатажных красавиц эпохи джаза, посвященные ей романы мужа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, пьеса Теннесси Уильямса Clothes for a Summer Hotel, «Песня Алабамы» Жиля Леруа, сериалы, фильмы — но где ее собственный голос?

Итог жизни — пожар в Хайлендском госпитале, где в ожидании очередной порции электросудорожной терапии была заперта в палате Зельда, инфернальная мука быть охваченным пламенем, один роман, сворованные писателем-мужчиной письма и дневники — и один чудом не сгоревший тапочек.

Новелла, которая всё изменила (или нет)

Во многом переменам в литературе мы обязаны одной новелле — «Желтые обои». Северо-Восток США, конец XIX века. Долгое время Шарлотта Перкинс Гилман борется с послеродовым психозом. Примерно в этот же период в США возводится еще младенческая, но мощная школа невропатологии во главе с доктором Сайласом Митчеллом. Если бы эти двое не встретились, то, возможно, женщин бы еще долгое время отучали от чтения и литературного ремесла и при первом неповиновении загоняли бы в четыре стены.

Доктор Митчелл (да и всё общество) считал, что женщинам — хрупким болезненным созданиям — думать вредно, поэтому и рекомендованное им время для мозговой стимуляции было строго ограничено: всего два часа в сутки.

По счастливому совпадению, муж Шарлотты Гилман услышал о чудотворном «лечении» Сайласа (обычный постельный режим 24/7) и привез жену на попечительство специалиста.

Продержаться дольше трех месяцев в таком режиме у Гилман все же не вышло. Отбросив удушливое одеяло, она выпалила небольшую новеллу о женщине, изоляции и мутирующих желтых обоях. Сюжет «Желтых обоев», на первый взгляд, прост. Джейн страдает после родов и, будучи запертой в комнате мужем (исключительно в целях отдыха), часами рассматривает безумные, извивающиеся обои. Правда, есть нюанс: иногда в узорах проявляется изображение женщины, а судя по расцарапанным стенам, здесь однажды уже держали безумицу. К последнему дню лета, считав всю информацию с обоев, Джейн обдирает их и путем какой-то мистической трансгрессии то ли сходит с ума, то ли обретает себя — и тем самым освобождается.

Говорят, «Обои» предназначались как раз доктору Митчеллу, оспаривая подавление интеллектуального начала, психиатрическую власть и торжество стереотипов о душевном здоровье женщин. Еще говорили, что новелла так потрясла невропатолога, что он в корне изменил методику лечения — но это неточно. Во всяком случае, так принято думать в феминистском дискурсе, который утверждает, что «Обои» разом пошатнули исконно мужскую институцию психиатрии и застолбили место феминистскому литературоведению.

Как феминизм вошел в психиатрию

Следующему поколению было легче: переплетенная с суфражизмом американская феминистская литкритика 1920–1930-х годов, а следом и французская 1960-х вырвали из небытия палимпсест пылящихся женских текстов: затененные патриархами дадаизма и сюра сочинения тандема Клод Каон и Сюзанны Малерб; попросту украденные Жоржем Батаем и Мишелем Лейрисом религиозно-философские работы Колетт Пеньо или безызвестные опусы Эльзы фон Фрейтаг-Лорингофен (cписок можно продолжать).

Вместе с тем начала трансформироваться психиатрия: нейрофизиология доказала, что женщины, вопреки твердому предрассудку, не подвержены истерии больше, чем мужчины, а интеллектуальные занятия не приводят женщин к бесплодию и безумию.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам с тех пор пересматривалось уже пять раз, и бедные Зельда Фицджеральд и дочь Джеймса Джойса Лючия сегодня превратились бы из шизофреничек максимум в женщин с нервным расстройством. Именно о тысячах неверных диагнозов — не только среди писательниц — содрогается Шоуолтер, описывая, как целому институту мужчин нелегко было признаться в изначально неверном курсе науки и впустить туда специалистов из женщин.

Поэт-экспериментатор Франсис Понж говорил, что язык — это тюрьма для разума, но стены которой можно разрисовать чем угодно, даже дерьмом. В рамках этой метафоры кажется вдвойне уместным вспомнить еще одну жертву неверного диагноза. Дженет Фрейм — новозеландская поэтесса, выводящая свою поэму на стенах психушки с помощью редких карандашей, гуаши или попросту царапин ногтями. Она приручила и расщепила маскулинный язык, чтобы, вопреки утверждению Понжа, освободить разум. В 1952 году после двухсот (!) сеансов электросудорожной терапии, чудом увернувшись от лоботомии, она покинула алебастровые своды лечебницы и издала сборник полупрозрачной и разом веской поэзии, по касательной задевающий соотношение искусства, власти и языка.

Здесь совсем не хочется перебарщивать с бронзой или спотыкаться о неловкий пафос борьбы. Но Фрейм, как и многие ей подобные, показывает, что письмо — это гирлянды, которыми женщина обвивает свои цепи, тем самым их разрывая.

Категория:Писательницы США — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Подкатегории

В этой категории отображается 4 подкатегории из имеющихся 4.

Страницы в категории «Писательницы США»

Показано 200 страниц из 212, находящихся в данной категории.

(Предыдущая страница) (Следующая страница)

Б

  • Байрон Кейти
  • Барни, Натали
  • Баролини, Хелен
  • Бартон, Бланш
  • Басс, Хайетт
  • Белл хукс
  • Беломлинская, Виктория Израилевна
  • Беннон, Энн
  • Бенсон, Салли
  • Берне, Сюзанна
  • Бёрнетт, Фрэнсис Элиза
  • Бисутти, Кайли
  • Битти, Мелоди
  • Блум, Джуди
  • Блум, Эми
  • Блумберг, Джорджина
  • Блэк, Кэти
  • Босуорт, Патриша
  • Брайт, Сьюзи
  • Браски, Джаннина
  • Браун, Брене
  • Браун, Сандра
  • Браун, Сильвия
  • Брукс, Джеральдин (писательница)
  • Бушнелл, Кэндес
  • Бэнкрофт, Энн (исследователь)
  • Бэрри, Барбара
  • Бэрримор, Дайана
  • Бэрримор, Дрю

Г

  • Гамильтон, Вирджиния
  • Гамильтон, Лорел
  • Гарвуд, Джули
  • Гарриет Эмили Кэди
  • Гарсия, Кристина
  • Геллхорн, Марта
  • Гельфанд, Мишель
  • Гессен, Мария Александровна
  • Гидеон, Луэн
  • Гиффорд, Кэти Ли
  • Глазгоу, Эллен
  • Грин, Анна Кэтрин
  • Грэм, Шейла
  • Гуменная, Евдокия Кузьминична

Д

  • Дав, Рита
  • Давиша, Карен
  • Де Лаурентис, Джада
  • Дейли, Лиза
  • Дельмар, Винья
  • Десаи, Анита
  • Джексон, Ла Тойя
  • Джексон, Шелли
  • Джексон, Шерли
  • Джемисон, Сесилия Витс
  • Дженни, Люсинда
  • Джонсон, Кэйси
  • Джулай, Миранда
  • Ди Прима, Диана
  • Дижур, Белла Абрамовна
  • Дикинсон, Анна Элизабет
  • Додж, Мэри Элизабет Мэйпс
  • Дон, Карен
  • Дулитл, Хильда
  • Дэвис, Аделия
  • Дэвис, Анджела
  • Дэвис, Варина
  • Дэлби, Лайза Крифилд
  • Дюпро, Джин

К

  • Калогридис, Джинн
  • Каммингс, Куинн
  • Камминс, Мария
  • Кантрелл, Ребекка
  • Каплан, Тереза
  • Капп, Сара Элизабет
  • Касс, Кира
  • Каст, Филис Кристина
  • Кейгэн, Лесли
  • Келиджин, Сильва
  • Келлер, Хелен Адамс
  • Кеннеди, Эрика
  • Кернер, Элизабет
  • Кинг, Табита
  • Кингсолвер, Барбара
  • Клепикова, Елена Константиновна
  • Клосон, Огаста
  • Козак, Харли Джейн
  • Конрад, Лорен
  • Коффи, Ленор Джей
  • Крам, Милдред
  • Кристиан, Клаудия

М

  • Маккарти, Мэри
  • Марш-Долл, Карен
  • Джули Медоуз
  • Мейер, Дебора
  • Мейер, Марисса
  • Меклина, Маргарита Маратовна
  • Мертц, Барбара
  • Мехротра, Тулика
  • Митфорд, Джессика
  • Моллен, Дженни
  • Морнелл, Сара
  • Муравьёва, Ирина Лазаревна
  • Мэдисон, Марта
  • Мюллер, Куки

Х

  • Харрис, Шарлин
  • Харт, Меймри
  • Хей, Луиза
  • Хеллер, Ципора
  • Хемингуэй, Мэриел
  • Хенниг, Эми
  • Хилленбранд, Лаура
  • Ходоренко, Ирина
  • Хорн, Рони
  • Хустведт, Сири
(Предыдущая страница) (Следующая страница)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *