Женский персонаж сказочный – Милые дамы — это сказочные существа: кто Золушка, кто Анидаг. Женские психологические типы

Образ женщины в русских сказках – ответы на главные вопросы

Но чаще о девушках из иного мира герою просто рассказывают. Обычно такие героини являются предметом поиска героя. Он идет за ними в тридесятое царство, спускается в подземный мир, опускается на дно моря-океана. Это могут быть вполне самостоятельные и обеспеченные героини, у которых есть не только собственное царство-государство, но и сад с чудесными молодильными яблоками и колодец с живой и мертвой водой.

Надо отметить, что в сказках есть небольшая группа персонажей, которые обитают в пограничье между мирами. Прежде всего это Баба-яга, чудесная старуха, и все те различные помощницы героя, всякие старушки, которые появляются на дороге и помогают ему советами.

Образ девочки в русских сказках

В русской сказке возраст героя часто неопределим. Говоря о том, что герой — мальчик, а героиня — девочка, сказочник совсем необязательно будет рассказывать о детях. Так, все привыкли, что в сказке «Крошечка-хаврошечка» действует девочка, но в конце сказки она выходит замуж за царского сына, то есть мы имеем дело не с ребенком, а с девушкой на выданье. Подобная история и с сестрицей Аленушкой, которая также, несмотря на братца-козленочка, благополучно выходит замуж.

Скорее всего, героиня-девочка появляется в небольшом числе сказок. Герой-ребенок — это довольно редкий тип для русских сказок, чаще всего это мальчик. Девочку можно встретить в нескольких сказках: это Снегурочка — девочка, вылепленная из снега и растаявшая под лучами солнца или от тепла костра. Вероятно, как девочку можно рассматривать героиню из сказок о тростнике на могиле, в которых подруги или сестры убивают младшую девочку из-за кувшинчика ягод. Наконец, скорее всего, как ребенок может рассматриваться героиня сказки «Гуси-лебеди».

Девочка очень мало встречается в русских сказках, что понятно, потому что ребенок не может быть героем как таковым. Он может либо отличаться чудесным рождением, и тогда сказку волнует проблема, что там будет дальше, когда он вырастет и станет совершать подвиги, либо это чудесное рождение становится главным — Снегурочка тает.

Идеал женщины в русских сказках

Русская сказка не дает подробных описаний, это нетипично для жанра, соответственно, и идеала женщины в сказке нет. В сказках дается некий условный портрет, то есть мы можем предполагать, какая женщина могла бы быть. Какая тебе нравится на данный момент, такая она и появляется в сказке. Мы даже цвета волос ее обычно не знаем. Она просто красавица и, безусловно, умница — и Елена Прекрасная, и Елена Премудрая. Это не значит, что одна красивая, а другая умная. Она красивая и умная одновременно, просто в зависимости от того, что в данный конкретный момент герою больше нужно: чтобы жена была умная или чтобы жена была красивая, — в зависимости от потребности сказочного сюжета именно такой образ женщины и будет реализован в сказке.

Сказочные героини в нашей жизни: основные психотипы

«Жить-поживать да добра наживать»‚ «Честным пирком да за свадебку»‚ «По усам текло‚ а в рот не попало» — таков счастливый конец у многих сказок‚ где хитроумный и отважный герой после разных мытарств находит свою невесту. Невесты же в русском фольклоре встречаются очень разные‚ и личное женское счастье каждая добывает по-своему.

Все сказочные девицы красивы, волосы у них обычно длинные, светлые — так говорится в мифах древних славян, главными героями которых были Солнце и Луна. Иногда красота девушки в глаза не бросается, например, если злой сказочный персонаж околдовал ее, превратив в лягушку или медведицу. Реальных женщин никто не заколдовывает — попросту у нас может не возникнуть желания наряжаться и делать прическу, если муж не вызывает влечения или если рядом нет поклонника. В жизни, как и в сказке, у него появляется шанс увидеть в партнерше настоящую красавицу, если он совершит какой-нибудь подвиг — сказочный или реальный — и тем самым заслужит ее красоту в качестве награды.

etkin.jpg

Какая она, героиня сказок

Помимо привлекательной внеш­нос­ти сказители наделяли своих героинь еще каким‑нибудь одним ценным качеством — добротой, силой или умом. Добрые сиротки-падчерицы, беззащитные, совсем юные, их главное оружие — смирение. Они способны в промерзшем лесу на вопрос Деда Мороза «Тепло ли тебе, девица?» шептать синеющими губами: «Тепло, дедушка!» Эти героини русских сказок безропотно несут свой крест и бывают вознаграждены в отличие от капризных сводных сестер — «Старикову дочь в злате-серебре везут, а старухину женихи не возьмут!». Ценность смирения некоторые женщины преувеличивают до того, что не жалуются даже на побои.

Другие из нас похожи на сказочных героинь, отличающихся силой, физической и психологической. Царь-девица, богатырша Синеглазка, Марья Моревна не потерпят капризов ни от сестриц, ни от мужа, ни от детей. И уж тем более не поздоровится вражьим налетчикам: «А кто побил все это войско?» — «Сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна!» Мужчинам богатырши также предлагают померяться силой и часто побеждают. В сказках для этого можно пообещать вонзить булатный нож в белую грудь молодца, а в жизни — повысить голос, атаковать эмоциональным напором.

Третий тип героинь — умные девушки, которые загадывают женихам загадки или помогают им справиться с загадками от будущего тестя. «Увидела его Василиса Премудрая, расспросила про все и говорит: «Уж больно ты прост, Иванушка! Задача тебе дана нелегкая. Обернет нас батюшка кобылицами и заставит тебя невесту выбирать. Ты смотри-примечай: на моей уздечке одна блесточка потускнеет». В реальности аналогом таких тонкостей, пожалуй, является обучение партнера эмпатии — вниманию к нюансам в настроении любимой. Эту способность мужчины приобретают с трудом, так как их с детства учат скорее махать мечом (в прямом и переносном смысле), чем обращать внимание на чувства — свои и чужие. А мудрая супруга покажет пример и деликатно даст обратную связь — подбодрит и поправит.

ТРЕНИНГ «Узнайте себя»

Владеть всем разнообразием женских ролей и гибко применять их в зависимости от момента — высший пилотаж. Попробуйте примерять поочередно эти образы, чтобы расширить поведенческий репертуар, да и мужчину с их помощью можно заставить интересоваться вами как в первый раз и добиваться благосклонности.

Марьюшка. Таких девушек сейчас, как говорится, не делают, и покорное поведение сначала вызывает у современного мужчины оторопь. Но потом он начинает чувствовать себя рядом с ней самым сильным, мудрым и надежным и с удовольствием принимается защищать и опекать, как в настоящей патриархальной семье.

Богатырша Синеглазка. Обладать развитыми бицепсами необязательно — Царь-девица просто бросает мужчине вызов: в учебе, работе, игре в боулинг или в таком деле, как лепка пельменей — кто сделает больше. Но вызов надо бросать осторожно. Если ваш мужчина может обидеться и разолиться, лучше выбрать другой женский образ. А если вы чувствуете, что он сдержится и начнет тренироваться в лепке пельменей — вперед. Главное — не показаться ему родной матерью, это не лучший вариант отношений.

• Аленушка. Соблазнительно оказаться в роли сестрицы-покровительницы, которая всегда предупреждает любимого об опасности, разъясняет ему, как устроена жизнь, и регулярно спасает. Для любовных отношений такой вариант губителен, потому что превращает мужчину в младшего непутевого брата. В дружбе же Аленушка очень уместна: в ответ вы тоже всегда сможете рассчитывать на равноценную поддержку.

Шамаханская царица. «Как пред солнцем птица ночи, царь умолк, ей глядя в очи…», разумеется, трудно вот так запросто взять и войти в образ роковой красавицы, дразнящей всех мужчин сексуальностью и готовой в любую минуту исчезнуть. Да и вопреки иллюзиям в реальности таких женщин не существует. Но — иногда и ненадолго — попробовать можно, чтобы привлечь мужское внимание и оживить остывающие отношения. А быть Шамаханской царицей постоянно — это довольно утомительно и для женщины, и для ее партнера.

Что ею движет

Смирные героини-сиротки безропотно принимают все испытания и усердно выполняют указания старших, чтобы заслужить хорошее отношение. Настенька терпеливо взбивает ледяную перину для Мороза, Хаврошечка слушается любимую корову. Можно предположить, что так же покорно они будут заниматься хозяйством и выполнять супружеский долг, и притом их мотивация останется прежней: быть хорошей девочкой, не вызывать ни у кого недовольства и не показывать свое. Такая позиция зачастую вызывает симпатии, но таит и опасность для самой женщины и ближайшего окружения: привычное подавление естественной агрессии обычно превращается в невроз, депрессивное состояние или психосоматическое расстройство.

Современным женщинам — образованным, самостоятельным, имеющим собственные устремления и амбиции — конечно, ближе сказочные девы, которые не только обладают рядом превосходных качеств, но и умеют пустить их в ход в процессе конкуренции или флирта с мужчиной. Однако важно заметить, что они конкурируют с поклонниками только при знакомстве, а в дальнейших отношениях каждое свойство героини начинает служить не столько ее собственному удовольствию, сколько пробуждению нового свойства в ее избраннике. Герой, которому досталась, например, умная жена, в принципе мог бы просто наслаждаться этим. Но она не дает ему быть пассивным потребителем ее достоинств и вообще жизненных благ: то заболевает, то исчезает, то превращается в животное, и супругу приходится включать собственный ум, выручая любимую из беды. Сказочные героини проявляют хитрость и меряются силой, мечтая о том, чтобы их избранник оказался умнее, сильнее, сообразительнее, чтобы потом всю жизнь не чувствовать себя значительнее мужа и иметь возможность им гордиться.

Первый этап отношений может быть полон трений и непонимания, но он необходим. Противоборство с сильной богатыршей в итоге позволяет мужчине, избавившись от первого агрессивного импульса конкуренции, перейти к более нежным отношениям. В одних сказках богатырь овладевает ею, пока она спит, в других в конце битвы он слышит от нее, уже поверженной: «Не губи ты меня, лучше возьми за белы руки, подними с сырой земли да поцелуй в уста сахарные». Женщине тоже порой нужно время на воинственную прелюдию. Елена Премудрая в одноименной сказке вначале хочет казнить солдата, но напоследок солдат затягивает песню «…такую грустную, такую жалобную, что Елена Премудрая сама расплакалась. Жалко ей стало доброго молодца, говорит она солдату: «Даю тебе сроку десять часов. Если ты сумеешь в это время так хитро спрятаться, что я тебя не найду, то выйду за тебя замуж». Множество любовных историй начинается с взаимной неприязни, противостояния, конфликта, и если женщина умеет вовремя отступиться от формальной победы и дать место мужчине, то из искры борьбы возникает взаимное влечение.

Так что женщина в сказке, как правило, не совершает самостоятельных подвигов, а необходима мужчине, чтобы раскрыть его характер. И уже реализовавшийся герой, расправивший крылья и почувствовавший вкус к собственным достижениям, становится хорошим супругом, на которого можно положиться и с которым можно обустраивать жизнь. Как и в жизни, здесь женственность стимулирует мужественность, чтобы эти два начала смогли вступить в полноценный союз.

Как складываются ее отношения с людьми

У Настенек отношения не складываются только с мачехами и сводными сестрами — другие персонажи понимают, какое чудо перед ними: «Тут Морозко сжалился над девицей — окутал теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами». Сила сироток-падчериц  в их внешней слабости, но у них при этом есть крепкий внутренний стержень, поэтому долго их мучить не решается никто, и все свои жизненные блага Хаврошечки в итоге получают благодаря чьей-нибудь помощи.

Тем же девушкам, которым судьба уготовила быть мудрыми и сильными, помогать никто не собирается, наоборот, все ставят им палки в колеса, не желая выпускать из терема, мешая выйти замуж, заставляя оставаться одинокими. Оттого наконец то случившуюся в их жизни любовь Царь-девицы и Елены Премудрые очень ценят, поскольку для них она — способ обрести одновременно и свободу от гнета отца (или Кощея), и родную душу. Обычно в публичном пространстве такие яркие дамы держатся особняком, а теплые отношения у них складываются разве что с собственными сестрами, если таковые имеются, а впоследствии с семьей. Сыновей они воспитывают в уважении к отцу, а на мужа никогда не давят, по доброй воле уступая ему должность главы семьи и предоставляя право принимать решение.

Но не всегда сказочные женщины торопятся поддерживать и спасать мужей. В сказке «Заколдованная королевна» героиня, сделав порядочную глупость, страдает, не выручает супруга, давая ему возможность выбраться из переделки самостоятельно, а для себя выбирая тоску и ожидание: «Подбежала к нему и ну толкать-будить — нет, не просыпается; принялась щипать его, колоть под бока булавками. Колола, колола — он и боли не чувствует, точно мертвый лежит — не ворохнется. Рассердилась королевна и в сердцах проклятье промолвила: «Чтоб тебя, соню негодного, буйным ветром подхватило, в безвестные страны занесло!» Только успела вымолвить, как вдруг засвистали-зашумели ветры, и в один миг подхватило солдата буйным вихрем и унесло с глаз королевны. Поздно одумалась королевна, что сказала слово нехорошее, заплакала горькими слезами, воротилась домой и стала жить одна-одинехонька».

В то же время ради своих младших братьев (как и ради детей вообще) героини готовы на многое: таковы Аленушка и сестрица в сказке «Гуси-лебеди». Здесь, возможно, звучит мотив женской солидарности: они спасают и воспитывают своих братиков для каких то других (еще только подрастающих) женщин, и каковы бы те ни были — мудрые, сильные или нежные, выходить замуж за козленочка и жить потом с козлом добрые героини им точно не желают.

Нечто человеческое

Сказочные героини учат нас искусству отношений. Именно любовь, которую они получают, пробуждает в них мягкость, доброту и самоотверженность, которые до поры до времени прятались за умениями и способностями. Сейчас в реальной жизни другие правила — ум и сила ценятся больше мягкости, но истинно женская черта — связывать, соединять, налаживать отношения не забыта. Девочка из сказки «Гуси-лебеди» добилась своего, сумев подружиться с печкой, речкой и яблонькой, и современные женщины тоже преуспевают через налаживание отношений. Выражением этого успеха необязательно станет повышение в должности или премия. Женщины лучше, чем мужчины, способны ценить коллективную выгоду, они искреннее радуются общему выигрышу, гордятся достижениями и других, и близких людей — как Василиса гордилась бы Иванушкой, который благодаря ее подсказкам победил злобного морского царя.

Сказочные героини в нашей жизни

 • Варя Черноус (сериал «Интерны») — Настенька. Романтичная и добрая девушка, готовая всегда прийти на помощь, понравилась зрителям настолько, что сыгравшую Варю актрису Кристину Асмус в одном из опросов признали самой сексуальной. Дело, конечно, не в сексе, просто никто не сделал опрос «Самая нежная героиня».

 • Женщины-спортсменки — Царь-девицы. Звездами, на которых обращает внимание телевидение, становятся и гимнастки, и баскетболистки, и крепкие бегуньи, и боксерши. Пусть фигуры этих дам не слишком похожи на изящные тела фотомоделей, но это те самые женщины из русских селений, которые и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут.

 • Мария Арбатова, Мария Киселева — царевны Несмеяны. К людям, настроенным критически, общество испытывает уважение: кажется, что они знают намного больше остальных. Поэтому рейтинг Марии Арбатовой, часто исполнявшей в ток-шоу роль злого  следователя, всегда был выше ее добрых соведущих или соперников по дебатам, а фраза Марии Киселевой в роли ведущей телеигры: «Вы самое слабое звено!» — принесла ей большую популярность.

Елена Малышева — Василиса Премудрая. Женщины вроде Елены, которые выступают экспертами в разных телепередачах (врачи, ученые, психологи, киноведы), берут на себя роль Премудрых, поучая остальных. Правда, для того чтобы привлечь внимание телезрителей, им иногда приходится прибегать к приемам придворного шута: странно одеваться или заставлять зрителей в студии изображать части тела человека.

Милые дамы — это сказочные существа: кто Золушка, кто Анидаг. Женские психологические типы

в жизненную стратегию? Рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА.

В сказках, повестях и романах описано множество характеров разных героев, поэтому найти сходство человека с вымышленным образом не так сложно. Сегодня мы поговорим об известных персонажах-женщинах, подобия которых вы наверняка встречали в реальной жизни.

«И женщины и мужчины, сами того не желая, запоминают ключевые особенности понравившегося сказочного героя, – рассказывает кандидат психологических наук Татьяна БОРИСОВА. – Со временем приходит понимание, что это образец для подражания. Прежде всего им нравится сама история, в которую помещен персонаж, и они искренне верят, что если стать похожим на него, то с ними произойдет то же самое. Конечно, это ощущение обманчиво, в первую очередь потому, что мы имеем дело со сказкой. Понимают это далеко не все и от соответствия образцу не отказываются, продолжая верить в чудо.

Зачастую мы пытаемся убедить себя в том, что мысль материальна, но толку от этого, как правило, маловато. Сказочные герои во взрослых людях так и живут десятки лет, но их подражатели так и не попадают в желаемую сказку. Конечно, есть и исключения, но вероятность чудесных ситуаций настолько мизерна, что они лишь подтверждают правило».

По словам Татьяны БОРИСОВОЙ, выбранные образы сказочных персонажей порой частично осуществляют ролевую функцию в реальных жизненных условиях. Чаще всего это бывает «жизнь в ожидании чуда», то есть тот самый период, который предшествует горячо желаемому счастливому финалу – как в сказке. Вместе с психологом мы рассмотрим самые популярные женские образы, которые выбирают дамы.

* АТАМАНША ПО МОТИВАМ «СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»

Комментарий специалиста: «Настоящие мужики перевелись давно» – вот главный девиз атаманши, – рассказывает Татьяна БОРИСОВА. – Она уже не ищет своего принца, понимая, что шансы настолько малы, что это будет впустую потраченное время. Ее задача найти мужчину, которым можно было бы легко управлять и полностью подчинить его своим желаниям. Как правило, дама эта – кладезь талантов. Она все умеет делать сама, а определенные мужские задачи реализует даже без потери качества. Но зачем трудиться, если можно перепоручить все дела кому-то еще? И если атаманша найдет такого парня, то без дела он сидеть точно не будет. Как правило, атаманши довольно удачно выходят замуж, опять же потому, что целью их становятся настоящие мужики, которые как раз таки еще не перевелись. И девиз их: «Не возражать! А то уволю из шайки по собственному желанию!».

* ЗОЛУШКА – ТРУЖЕНИЦА И БЕССРЕБРЕНИЦА

Комментарий специалиста:«Эта девушка всеми силами стремится к счастливому и обеспеченному браку, – продолжает Татьяна БОРИСОВА. – Она точно знает, как сделать, чтобы принц был доволен, но самое главное, отыскать этого прекрасного недотепу. С этой задачей справиться ей удается далеко не всегда. Золушки бывают терпеливые и не очень. Первые точно знают, что к цели надо стремиться всеми фибрами души, поэтому трудятся над этим, как самая настоящая Золушка. Работают они во всех направлениях – и над внешностью, и над собственными навыками. Поэтому, если принц попадется в ее сети, обратной дороги у него не будет. Как правило, союзы с золушками долговечны, и мужчины, сделавшие такой выбор, остаются довольны. А вот нетерпеливым золушкам, которые считают, что принца нужно просто ждать, везет гораздо меньше. Они стараются быть добрыми и покладистыми, но, как показывает практика, этого очень мало для того, чтобы встретить суженого. Поэтому чаще всего к такой даме прибиваются разного рода мошенники, которые используют ее в своих корыстных целях. Девушкам-Золушкам не стоит забывать о том, что сама сказочная героиня работала не покладая рук и о принце не мечтала. Так что лучше всего поменьше думать о выгоде и побольше сил тратить на поиски достойного».

* БЕЛОСНЕЖКА – ЭТО ХОРОШИЙ ВЫБОР

Комментарий специалиста:«Белоснежка при всей ее покладистости и дружелюбии очень отличается от Золушки тем, что имеет силу воли и характер, – рассказывает Татьяна БОРИСОВА. – О принце она если и думает, то в короткие минуты отдыха и без глобальных намерений. Белоснежка всегда занята важными делами, ей некогда мечтать о небесных кренделях. Она самостоятельна и активна, поэтому еще до встречи с принцем может сделать прекрасную карьеру. Белоснежка, как правило, хороший специалист и заботливая жена, поэтому ее принцу на самом деле очень повезет. Еще один штрих к портрету этой сказочной героини – ее разборчивость в людях. Поэтому заинтересовать Белоснежку не так легко, как это может показаться».

* АНИДАГ, ОНА ЖЕ – ГАДЮКА ИЗ «КОРОЛЕВСТВА КРИВЫХ ЗЕРКАЛ»

Комментарий специалиста: «Женщина, которая подражает этой сказочной героине, не остановится ни перед чем, пытаясь достичь своей цели, – говорит Татьяна БОРИСОВА. – В ход пойдут все способы, потому что ее девиз: «цель оправдывает средства». Она готова использовать всех: и близких, и друзей, и малознакомых людей, и, конечно же, мужчин. Часто именно партнеры становятся для нее ступеньками в карьерной лестнице, которые она ловко преодолевает, забираясь на вершину. Ограничивать такую даму в чем либо, так же, как и учить ее, опасно для жизни. Она мстительна и имеет хорошую память, так что обидчику или выскочке может не поздоровиться».

* ШАХЕРЕЗАДА – ЗАГАДКА ИЗ «ТЫСЯЧИ И ОДНОЙ НОЧИ»

Комментарий специалиста:«Женщина, которая выбрала этот образ, само воплощение интуиции, – продолжает Татьяна БОРИСОВА. – Она тонкая чувствительная натура, которая прекрасно понимает настрой тех людей, которые находятся рядом с ней. По этой причине доверительные отношения с окружающими Шахерезада выстраивает крайне быстро. Обладая сверхчувствительностью, она без труда угадывает пожелания не только мужчин, но и тех людей, которые ей близки, это помогает женщине наладить с ними нормальный и прочный контакт, который становится основой для долгой дружбы. Шахерезада не держит камень за пазухой, но часто не может сказать в глаза то, что думает. Поэтому, если вы заметили, что она молчит, лучше не настаивайте, поскольку тогда ей придется избегать общения с вами».

* АЛИСА С ИЗЮМИНКОЙ ИЗ «АЛИСЫ В СТРАНЫ ЧУДЕС»

Комментарий специалиста: «Эта женщина, как правило, творчески одаренная натура, – рассказывает Татьяна БОРИСОВА. – Мир она видит совершенно иначе, чем другие дамы, поэтому ей довольно сложно найти общий язык с окружающими. А вот мужчин такие создания очень привлекают. Во-первых, Алисы по большей части беспомощны, и кавалеры с удовольствием ухаживают за ними, решая простейшие бытовые вопросы. Во-вторых, в них есть та самая загадка, которую так приятно разгадывать представителям сильной половины человечества. Многогранность натуры открывается постепенно, она держит ухажера в постоянной заинтересованности. Это и называется «изюминкой», которая не дает остыть мужскому интересу».

Гендерные архетипы в сказках — БлогОльга Малашкина

Зачастую наиболее читаемой и актуальной детской литературой на протяжении первых лет жизни человека и, безусловно, составляющей основу литературного образования в период детства, являются сказки – авторские и, в большей степени, народные. При этом на сегодняшний день аксиоматичным можно считать утверждение, что спонтанное, нерефлексируемое поведение отдельных индивидуумов, трансакции между ними в группе и целостные методики и стратегии поведения стран и народов подчиняются определенным культурным стереотипам, носителями и передатчиками которых как раз и могут быть и часто являются сказки. И именно в этой аксиоме находят свои корни многочисленные исследования сказочных сюжетов и мотивов – ведь сказки, во-первых, собственной формой побуждают к морализаторской этической их интерпретации, во-вторых, являются ярким примером многомерных сюжетных и поведенческих структур, знакомых практически каждому представителю отдельно взятой культуры, что создает иллюзию хорошего знания и понимания сюжетов, и, наконец, в-третьих, демонстрируют набор руководящих предписаний, определяющих дальнейшее мировидение индивида и навязывающих ему модели по-ведения [Люсин 2000: 88-89]. 

Роль сказок в становлении личности подчеркивает и Э. Берн, указывая, что именно в них ребенок постигает те ценности, нормы, роли и жизненные смыслы, которые впоследствии определят его жизненный путь [Берн 2008: 142-145]. С 5–7 лет ребенок начинает искать в сказке подходящий ему сюжет и героя – таким образом, оформляется «скелет» своеобразного жизненного сценария, в который входят следующие элементы: 
1) герой, на которого ребенок хочет быть похожим; 
2) злодей, который может стать примером, если ребенок найдет ему оправдание; 
3) сюжет как модель событий, дающая возможность переключения с од-ной фигуры на другую; 
4) перечень персонажей, мотивирующих приключения; 
5) набор этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, обижаться, чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать [Берн 1997: 243].

Уже в дошкольном возрасте ребенок обладает механизмами идентификации с персонажем, которые позволяют ему не только принять позицию и точку зрения героя, оценить ситуацию, глядя на нее его глазами, но и действовать в воображаемых обстоятельствах. Таким образом, литература выступает одним из основных ориентиров в идентификационных процессах, предоставляя ребенку основу для обретения субъектности [Бездидько 2004]. Стало быть, важной задачей является анализ гендерных образов сказочных героев, если исходить из предположения, что эти герои могут послужить своеобразной моделью для подражания и оказать определенное влияние на формирование гендерной идентичности – ведь большинство образов героев традиционных народных сказок схематичны и стереотипны, а различия между «мужским» и «женским» проступают весьма отчетливо. Закономерно также предположить, как уже говорилось выше, что информация о гендерных нормах и стандартах, принятых в определенной культуре, находит свое отражение в детской литературе, передавая в зашифрованном, закодированном виде гендерные стереотипы, лежащие в основе процесса конструирования различий между полами, и способствуя их глубинному усвоению, что подтверждается также исследованиями М. Киммела, по мнению которого репрезентации сюжетов книг становятся существенным фактором в выстраивании ребенком собственных представлений о гендере [Киммел 2006]. <…>

Нами была выдвинута гипотеза, что гендерные стереотипы поведения в русской культуре претерпевают настолько медленный процесс изменения, вопреки активным влияниям со стороны социума и стремлению к унификации гендерных ролей, что архетипы мужественности и женственности, представленные в сюжетах произведений, лидирующих среди книг для детского чтения, можно с высокой долей вероятности считать базовой основой всех существующих и функционирующих в современном обществе гендерных стереотипов. <…>

В ходе исследования, проведенного С.В. Заевым на основе выборки, составившей около 70 как волшебных, так и бытовых сказок из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», а также былин и распространенных фольклорных сюжетов и авторских стилизаций было сформулировано по 4 мужских и 4 женских образа. В число этих образов вошли стереотипные персонажи русских сказок, наиболее часто встречающиеся в фольклорных текстах. Критериями описания образа стали имя персонажа, перечень основных положительных и отрицательных качеств и его краткая характеристика. Зооморфные образы С.В. Заевым не рассматривались. По результатам опросов были сделаны обобщающие выводы о наиболее распространенных положительных и поощряемых в сказке, а также наиболее порицаемых, показанных как нежелательные, мужских и женских качествах. Был сформирован некий обобщенный портрет, представляющий характерные для сказки мужские и женские роли.

Согласно результатам описанного исследования, мужчина в русской сказке, как правило, активен и является сюжетообразующей силой. Чаще поощряется во всех начинаниях. Наиболее ценимыми мужскими качествами выступают: сила, храбрость, удачливость, смекалка, щедрость и справедливость. Но есть и недостатки: жестокость, грубость, необязательность, а порою некоторая инфантильность. 

Женщина в русской сказке часто пассивна, выступает как жертва обстоятельств или же помогает мужчине советами, растит детей, ведет хозяйство, ждет мужа из похода или странствия, может выступать в качестве награды. Но встречаются и активные, самостоятельные персонажи, действующие относительно независимо. Как правило, наибольшую активность проявляют Царевны (в сказке обычно поощряются) и Ведьмы (в сказке обычно порицаются). Женщины чаще порицаются в сказках за различные проступки и отклонения от установленных поведенческих норм, нежели мужчины. 

Е. Здравомыслова предлагает классификацию сказок по типу субъекта с целью выяснить, кто – мужчина или женщина – является субъектом действия, какие функции они выполняют, как различаются испытания, через которые проходят герои разного пола, в какие властные отношения они вовлечены, как строятся гендерные отношения, в каких сферах деятельности участвуют мужчины и женщины [Здравомыслова 1998]. Русские народные сказки, согласно этой классификации, можно распределить по следующим гендерно обусловленным категориям: сказка с субъектом-героиней и сказка с субъектом-героем. 

Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что большинство русских народных сказок демонстрируют базовый патриархатный стереотип, который представляет собой специфическую конструкцию психологических черт и поведенческих моделей и подразумевает четкое разделение мужской и женской сфер деятельности. 

Так, в большинстве сказок для женщин – положительных героинь – заявлены типичные занятия, связанные с ведением домашнего хозяйства, а для мужчин – деятельность вне дома, в общественной сфере. Этот гендерный стереотип предполагает в качестве положительных образов морально и физически сильного доминирующего мужчину и слабую, зависимую, пассивную женщину. Всячески порицаются авторитаризм хозяйки дома и слабость мужчины. Так, основные положительные мужские образы – Защитник, Добытчик, Воин. Женщине же непременно должны быть присущи красота, доброта, способность принести жертву во имя любви, сострадание, умение вести хозяйство. Метафорически обозначим основные стереотипы положительного женского поведения: Хранительница Очага, Мастерица, Красавица. <…>

Для выяснения базовой гендерной конфигурации важно рассмотреть также трактовку власти в соотношении между полами, воспроизводимую в популярных сказках. Исследование Е. Здравомысловой показало, что люди старшего поколения, независимо от пола, обладают большой властью в сказочном мире. Так, слово отца является законом, руководством к действию для детей. Предписывается почтение и уважение к пожилым людям. За ослушание старших герои наказываются. Часто старики и старухи выступают как помощники героев и дарители волшебных средств. Они – воплощение мудрости и знания жизни. 

Также необходимо остановиться на таких значимых персонажах русских сказок, как Баба-Яга и Кощей Бессмертный. Они встречаются в сказках с разными сюжетами и базовыми гендерными конфигурациями. Характерным атрибутом этих персонажей является обладание волшебной властью. Они обладают также и атрибутом пола, поэтому стоит кратко остановиться на их описании. 

Баба-Яга может быть злой и доброй во многом в зависимости от манеры, с которой обращаются с ней герои и героини. Правильное обращение – «Поклонилась ей девица низехонько, рассказала ей все скромнехонько» (Перышко Финиста Ясна Сокола 1978: 13) – вознаграждается помощью в испытаниях. Герои нуждаются в помощи Бабы-Яги, чтобы убить чудовище, найти или освободить невесту. Она снабжает героя волшебными предметами из женской сферы: зеркальцем, колечком, клубочком ниток. Баба-Яга – покровительница птиц, животных, растений, она определяет судьбу героев. Как считает Дж. Хаббс, Баба-Яга олицетворяет воплощение завершенного жизненного цикла женщины, она – Великая богиня природы, сочетающая в себе смерть и жизнь: «Она познала все: девственность, материнство и старость» [Hubbs 1988: 37]. 

Канонический мужской персонаж сказок, обладающий сверхсилой, – Кощей. В отличие от амбивалентной Бабы-Яги, Кощей всегда представлен как воплощение зла. Он никогда не жалеет героев и героинь, не помогает им. В конце сказки его всегда убивают, что подтверждает идею победы добра над злом. Образ Кощея больше подпадает под традиционное определение мужественности: он агрессивен и вероломен, ему присущ дух конкуренции и соревновательности, он дерзко покушается на чужих жен и невест, принуждая их к насильственному супружеству. Этот персонаж демонстрирует приверженность эволюционному принципу силы – «побеждает сильнейший». Он бросает вызов героям сказок. Кощей – это также искуситель, он провоцирует проявление у героев мужских качеств, навыков воина и защитника.

В сказочном повествовании два представителя власти – Кощей и Баба-Яга – вступают в косвенную борьбу, в случае если Баба-Яга представлена как положительный персонаж, помогающий герою. Это борьба социальной иерархии, которую возглавляет Кощей, и природного единства, на защите которого стоит Баба-Яга. При этом Баба-Яга всегда действует не напрямую, а через Героя, которому помогает советами или волшебными атрибутами, способными помочь в борьбе с Кощеем. Стандартный сказочный финал – победа добра над злом, то есть Бабы-Яги и Героя над Кощеем. Таким образом, мы видим очередную демонстрацию женской хитрости и умения стратегически воевать «чужими руками». Победа, пусть и косвенная, женщины над мужчиной демонстрирует очередной гендерный стереотип – о женской хитрости и наличии скрытой власти. 

Наконец, В.Н. Люсин предлагает в своем исследовании разделить все сказочные сюжеты на три группы: cказки с заглавным мужским персонажем, сказки с заглавной женской героиней, сказки о состязаниях медиаторов. При этом наибольшее внимание он уделяет сказкам с заглавной женской героиней, утверждая, что «ни в какой иной области не демонстрируют сказочные сюжеты большего сходства» [Люсин 2000: 95], и подразделяет их, в свою очередь, на два самостоятельных типа: амазонка (активный сценарий), традиционная женственность (пассивный сценарий). Очевидно, что каждый из сценариев соответствует своему определенному типу поведения и времени возникновения, а также то, что исторически в определенный момент пассивный сценарий стал вытеснять активный, проповедуя новую форму бытия и переосмысливая сакральность женского персонажа. В большинстве подобных сюжетов, типичных для патриархального общества, по мнению В.Н. Люсина, прослеживаются одновременно тенденции к инфантилизации женского персонажа и к его угнетению – иллюстрацией обоих пунктов может служить образ падчерицы как наиболее яркого представителя такого типа сюжетов в фольклоре и литературе народов с более чем обширной географией проживания. 

Так, архетип женщины в сказках этого типа делится на две симметричные взаимодополняющие части – «плохая» женщина (мачеха) правит, но проигрывает, «хорошая» (падчерица) – угнетена, но выигрывает. При этом нередко главным – и единственным! – противником положительной, угнетенной героини как раз и становится другая, «плохая» женщина. 

Особый акцент в своем исследовании В.Н. Люсин делает и на том, что женский персонаж даже в пассивном сценарии почти всегда выгодно отличается от мужского в отношении ума (даже классический эпитет Василиса Премудрая подчеркивает этот факт). Большинство приключений в сказках с субъектом-героем начинаются после совершенных им же ошибок, неразумных поступков (кража Жар-птицы, молодильных яблок), женские же персонажи ошибок, как правило, не делают – шкурку лягушки сжигает Иван-царевич, а Иванушка пьет из лужицы, хоть мудрая сестра и отговаривала это делать. Зато потом героиням приходится самим расплачиваться за неразумность и неосторожность брата или суженого, ну или же – за собственную хитрость и любопытство. Именно хитрость, в позитивном значении этого слова, В.Н. Люсин называет тем неоспоримым преимуществом, которое женский персонаж может противопоставить – и часто победить с его помощью! – мужской физической силе. 

Говоря об активном сценарии, В.Н. Люсин отмечает, что, несмотря на его угнетенность сценарием пассивным, он все же достаточно ярко представлен в фольклоре многих стран – и в частности, в русском. Схему сказок с героиней-богатыршей (вспомним классификацию Е. Здравомысловой, где она называет такой сказочный канон хоть и скупо представленным, однако исконно русским) В.Н. Люсин также представляет как трансформацию (если быть скрупулезно педантичными – то, скорее, предтечу) травестийных сюжетов, которые отдаленно соотносимы со структурой медиаторных сказок. Героиня, переодеваясь в мужчину или изначально ведя мужской образ жизни, побеждает противоположный пол средоточением положительных черт обоих гендеров – она и физически сильна, и умна, и хитра, и бесстрашна. 

Каркищенко Елизавета Александровна 

из диссертации «Гендерные стереотипы: дискурсные средства формирования и репрезентации в коммуникативном поведении подростков» 

Источник: http://www.philol.msu.ru/~ref/dissertatsiya2014/d_kar..

Любимые сказочные персонажи и характер женщины

 

Когда-то все женщины были маленькими девочками, и с упоением слушали сказки, которые им на ночь читала мама или бабушка. И, конечно, у всех были любимые героини в сказочном мире. А вот психологи выяснили, что по тому, какие сказки любит слушать ваша дочь, можно предположить, кем она вырастет в будущем и как сложится ее дальнейшая судьба.

Золушка

 

Золушка из мультфильма

Золушка из мультфильма

 

Если вас привлекала в детстве именно эта героиня, то, вполне вероятно, личная жизнь теперь у вас складывается не лучшим образом. Впрочем, бежать в ЗАГС с первым встречным тоже не стоит – подождите, и принц непременно отыщет свою Золушку. Вам просто нужно обрести уверенность в себе: посетите салон красоты, загляните в магазин парфюмерии, сходите к визажисту. Когда вы почувствуете собственную привлекательность, то все наладится.

Василиса Премудрая

 

Василиса Премудрая

Василиса Премудрая

 

Эту сказку в детстве любят слушать верные жены и хранительницы домашнего очага. Мужчинам не найти лучшей спутницы жизни, ей все по плечу, такая женщина будет поддержкой, опорой, причем не только мужу, но и родителям, детям, друзьям.

Герда

 

Герда и Кай

Герда и Кай

 

Смелая девочка из «Снежной королевы» привлекает тех женщин, которые жаждут спасать и выручать в реальном мире. Если вы любили слушать эту сказку в детстве, то сегодня, скорее всего, вы в любой беде первыми придете на помощь.

Снегурочка

 

Снегурочка сказочная

Снегурочка сказочная

 

Любительницы такой сказки, как «Снегурочка», во взрослой жизни часто не могут обрести личное счастье, они просто боятся любви. Подверженность стрессам, неуверенность в себе – вот что отличает таких женщин. Им, как и Золушкам, необходима эмоциональная поддержка, понимание. Такие как они, скорее, заглянут за советом в женский интернет-журнал, чем примут решение сами.

Впрочем, любовь к определенным сказкам может только подсказать направление для развития личности. Анализ любимых произведений может объяснить, почему возникают определенные проблемы в общении, в личной жизни. Для избавления от них придумайте для своей истории счастливый конец, и создавайте свою сказку сами.

Люди! Назовите как можно больше сказочных персонажей женского пола! очень надо!

василиса путятишна)

Белоснежка, золушка, Фиона

золушка, кр. шапочка, дюймовочка, пеппи длинный чулок, спящ. красавица, феи всякие итд

Феи, золущка, кикимора, баба-яга, принцесса из Алладина, красная шапочка, принцесса на горошине, спящая царевна, белоснежка

баба-яга василиса прекрасная василиса премудрая кикимора болотная русалка ведьма баньши царева-несмеяна царевна-лягушка

Лиса-Алиса, Фея, Золушка, Снежная королева, Белоснежка, баба-Яга, Снегурочка, Снежная баба, Лягушка-царевна, Дюймовочка и. т. д.

Василисы и Елены Премудрые- Прекрасные, Золушка, Белоснежка,… Королевы и царицы, Герда, бабушки и тети/тетки/, жаба, Дюймовочка…. не перчислить….

МАрья-краса — длинная коса (народная сказка)

Белоснежка, Спящая Красавица, Золушка, Василиса Прекрасная, Снегурочка, Баба Яга, Снежная Королева, Герда, Элли, Дюймовочка, сестрица Аленушка, Русалочка, Элиза, Василиса Микулишна, Алиса, Шахеризада, Принцеса на горошине, Лиса Алиса, Машенька, Курочка Ряба, Козо-дереза, мышка- норушка, лягушка-квакушка

Крошечка -хаврошечка, Золотая рыбка

Лиса — Патрекеевна, Белка, которая грызёт золотые орешки, Царевна — лебедь

Мальвина Красная шапочка Белоснежка Золушка Дюймовочка Шапокляк домомучительница Фрекен Бок царевна лягушка Васелиса прекрасная Васелиса премудрая Маша Русалочка Спящая красавица Алиса (в стране чудес) Жасмин (из Алладина) Баба Яга Элиза (Дикие лебеди) Покахонтас Царевна Несмеяна Снежная королева Герда Забава (Летучий корабль) Кикимора Аленушка Шахерезада Златовласка Синеглазка Мэри Попинс Пеппи длинный чулок Снегурочка Красавица (и чудовище) Елена премудрая Курочка Ряба Госпожа Метелица Принц%

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о