Физическое психическое и психологическое здоровье в психологии – Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека………………….4

Психическое и психологическое здоровье человека

Согласно определению ВОЗ, психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

ВОЗ выделяет следующие критерии психического здоровья:

осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

* способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств .

 

Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября, начиная с 1992 года.

 Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта.

 Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

 Результаты исследования Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет, показали, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

 Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

 Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими .

 Критерии, по которым можно определить, насколько психически и психологически здоров тот или иной человек, достаточно размыты. Есть понятие «нормы», но оно во многом обусловлено социально-культурными особенностями, обычаями, традициями и устоями того или иного общества, особенностями профессиональной деятельности, а также ситуациями, в которых человек чаще всего проявляет себя. Берсеркер, т.е. викинг в состоянии своего рода боевого транса — почти идеальный боец на поле боя, тем не менее, в других обстоятельствах назвать его поведение нормальным затруднительно. Циничный и малочувствительный патологоанатом в наибольшей степени способен реализоваться в своей профессии, но вне работы может выглядеть в глазах окружающих по меньшей мере странным и непонятным.

Норма характеризуется балансом между реальностью и приспособлением к ней, установкой на самоутверждение и саморазвитие в единстве чувством ответственности, достаточным потенциалом психической энергии, с активностью. Норма — это умение преодолевать жизненные трудности и принимать вызов обстоятельств. Психическое здоровье снижается при болезнях и с возрастом — после 75 — 80 лет (не у всех) а иногда и раньше. Психическое здоровье — это понятие не статическое, а динамическое.

К норме относятся:

 1. Интеллект. Хорошие умственные способности, продуктивное мышление, стремление находить оптимальный выход, полагаясь на реальные факты. Знание своих сильных сторон, умение добиваться цели в разумные сроки. Совершенствование навыков, наличие воображения.

 2. Моральный облик: чуткий человек, без черствости «бездушия», нравственной тупости. Справедливый, объективный. Полагается на собственное суждение. Мнение окружающих для него не закон, хотя и существенно. Твердая воля, но не упрямство. Признает ошибки, но без самобичевания.

 3. Социально привлекательное адаптивное поведение, контакты с людьми разных возрастов и социальных слоев. Чувство ответственности и непринужденные отношения с вышестоящими и нижестоящими личностями, гибкое чувство социальной дистанции. Спонтанность эмоционально-поведенческих реакций.

 4. Личностный оптимизм, характер добродушный, самостоятельный. Реалист, не боится риска.

 5. Эмоциональность: без излишней доверчивости и подозрительности. Свежесть чувств.

 6. Сексуальность: учет пожеланий и мнений партнера, уважение к нему [3].

 Условно состояние психологического здоровья можно разделить на три уровня:

Высокий (креативный), для которого характерна устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активное творческое отношение к действительности. Такие люди не требуют психологической помощи.

Средний (адаптивный) – люди, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность, неприспособленность к отдельным нестандартным, не слишком часто встречающимся в жизни ситуациям. Своевременная и квалифицированная психологическая помощь в большинстве случаев может быть полезной и обеспечить более быстрое и менее болезненное преодоление жизненных трудностей.

Низкий (дезадаптивный) уровень свойственен людям, стиль поведения которых характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи [2].

Как любят говорить психиатры, «нет абсолютно здоровых людей, есть неообследованные».

Полным набором абсолютно нормальных психологических показателей, по данным Е.А. Шапошникова, обладает лишь 25 — 30 процентов людей. Но на различных этапах жизни даже полностью психически здоровые люди могут не всегда нормально реагировать на те или иные ситуации, в частности на собственные соматические заболевания. 55-60 процентов людей балансируют между полноценным психическим здоровьем и теми или иными преходящими или незначительными нарушениями. И только 3-5 процентов могут считаться психически нездоровыми, требующими психиатрического лечения (этот показатель значительно колеблется в различных странах) .

что это, как взаимосвязано с физическим и как его сохранить и укрепить

Здоровье – главное благо в жизни человека. Многие люди заботятся о его физической составляющей – нормальной работе основных органов и систем, но мало кто обращает внимание на собственные психические состояния. Однако ученые подтверждают, что невозможно вести полноценную жизнь, не поддерживая эмоциональной стабильности и не борясь со стрессом – основным «виновником» большинства болезней.

Почему так важна здоровая психика

Психическое и физическое здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи. Если происходят нарушения в одном из них, неизбежно следуют негативные изменения и в другом.

ВОЗ считает, психическое здоровье – это не только отсутствие расстройств, но и состояние благополучия, душевного равновесия, которое позволяет человеку реализовать себя, быстро адаптироваться к условиям окружающей среды и эффективно противостоять негативным факторам.

Стресс – основная причина, приводящая к нарушению психического здоровья. Обычно он возникает при повышенных эмоциональных и умственных нагрузках или психологической травме, которая появляется из-за интенсивного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Состояние стресса сопровождается следующими симптомами:

  1. Повышенная утомляемость;
  2. Нарушения в работе ЖКТ;
  3. Дискомфорт в поясничном отделе;
  4. Проблемы с засыпанием и беспокойный сон;
  5. Нарушение концентрации внимания;
  6. Апатия.

Если не предпринимать никаких мер, то неблагоприятные психические состояния приводят к появлению более серьезных недугов – высокого артериального давления, язвы желудка, сахарного диабета, бронхиальной астмы, нарушений функционирования щитовидной железы и даже психических расстройств.

У представителей обоих полов стресс проявляется по-разному. Психическое здоровье женщин более уязвимо – они эмоциональны и чувствительны, подвержены страхам и депрессивным состояниям. Нарушения могут появиться из-за необходимости совмещать работу и семью, утраты красоты и естественного старения, отсутствия возможности иметь детей и наступления климакса.

Для мужчин большое значение имеет их социальный статус в обществе, поэтому они часто переживают из-за непризнания их личностных достоинств и утраты физической силы. Последствия обычно выражаются в сбоях в работе сердца и ЖКТ, появлении пристрастия к алкогольным напиткам и курению, половом бессилии.

Важность психического здоровья заключается в следующем:

  1. Непрерывный стресс, тревога и иные беспокойства отрицательно сказываются на физическом состоянии – ухудшается сопротивляемость организма вирусным инфекциям, появляются проблемы со сном, а если не предпринимать никаких действий, то развиваются более серьезные недуги;
  2. Люди, поддерживающее свое психическое здоровье, обычно имеют лучшую производительность труда и строят успешную карьеру;
  3. Умение противостоять стрессам положительно складывается на обстановке в семье – такие люди не конфликты и могут передать основы правильного образа жизни своим детям;
  4. Согласно статистике, большинство преступлений совершают люди, не заботящиеся о своем психическом состоянии;
  5. Увеличение продолжительности жизни. Исследования показали, что риск появления болезней сердца более чем на 90% выше у людей, не умеющих справляться с депрессивными состояниями и стрессом.

Поэтому так важно своевременно предпринимать профилактические меры, укрепляющие не только физическое, но и психическое здоровье.

Критерии нормы

Многие люди стремятся к формированию здорового образа жизни. Факторы, оказывающие непосредственное влияние – это режим труда и отдыха, система питания, физические нагрузки и устоявшиеся привычки. Однако не менее важны и психические состояния – эмоциональная стабильность, уверенность в себе, адекватное восприятие действительности.

ЗОЖ – это не только нормальное протекание всех физиологических процессов в организме, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, личностное совершенствование и рост. Такие люди способны выполнять профессиональные и социальные функции независимо от окружающей обстановки и происходящих событий.

Выделяют основные критерии психического здоровья:

  1. Обладание чувством постоянства и идентичности – осознание своего «Я» и его полное принятие;
  2. Однотипное поведение в одинаковых ситуациях;
  3. Способность к самоанализу, признание собственных ошибок, разумная критика собственной деятельности и ее результатов;
  4. Адекватная реакция на происходящие события, поступки других людей и т.д.;
  5. Способность контролировать свое поведение в рамках установленных норм закона и морали;
  6. Планирование своей жизни и реализация желаний;
  7. Адаптивность, гибкость поведения и мышления в соответствии со складывающимися жизненными обстоятельствами.

Состояние психического, или душевного, здоровья женщин сильнее подвержено негативному влиянию неблагоприятных факторов. Однако представительницы прекрасного пола восстанавливают его легче и быстрее. Некоторые специалисты считают, что именно поэтому они имеют большую продолжительность жизни, чем мужчины.

Как сохранить психическое здоровье

Отсутствие болезни вовсе не означает полное психическое здоровье. Однако в России обращение к специалисту за помощью считается чем-то ненормальным – к таким людям сразу приклеивается клеймо ущербного и неполноценного.

Но любые нарушения нельзя оставлять без внимания. Иногда психические состояния становятся основной причиной болезни, в иных случаях – ускоряют развитие недуга. Ситуации могут быть разными, но одно взаимосвязь «души» и тела признается безусловной.

Особенно важно сохранить здоровье детей, ведь это будущее нации. Для этого нужно следовать нескольким простым рекомендациям:

  1. Соблюдать оптимальный режим дня в соответствии с возрастом малыша;
  2. Больше общаться с позитивно настроенными взрослыми;
  3. Вместо бездумного просмотра телевизора проводить время на свежем воздухе вместе с семьей;
  4. Приучать ребенка к чтению и музыке, саморазвитию;
  5. Чаще хвалить и поддерживать в каких-либо неприятных ситуациях. Нельзя подвергать жесткой критике личность малыша.

С детского возраста можно привить ребенку правильные модели поведения, которые значительно облегчат его взрослую жизнь.

Меры по сохранению психического здоровья женщин такие же, как и у мужчин. Они включают в себя следующие рекомендации:

  1. Нужно обязательно выделять время на удовлетворение своих желаний – хотя бы несколько часов в неделю человек должен заниматься тем, что ему нравится и приносит удовольствие;
  2. Регулярно говорить себе и окружающим теплые слова;
  3. Поддерживать свое тело в хорошей форме;
  4. Оградить себя от общения с «тяжелыми» людьми;
  5. Если появляется злость или гнев, то лучше занять себя физическим трудом.

Стоит регулярно кушать бананы – они содержат особое вещество, которое стимулирует выработку гормонов «счастья». Если появляются какие-либо отклонения, то не нужно стесняться обращаться к врачам. Своевременное вмешательство поможет избежать опасных последствий.

Одно из самых распространенных нарушений психического здоровья – депрессия. Это состояние уныния, которое может проявляться сильнее или слабее в зависимости от личностных характеристик человека. Многие люди не уделяют этой проблеме никакого внимания, что лишь усугубляет ситуации. Если состояние не улучшается в течение 2-х недель, появляются мысли о суициде, падает самооценка, то необходимо срочно обратиться к специалисту для лечения депрессии.

Как защитить и укрепить

Особое внимание поддержанию психического здоровья нации должно уделять государство. Люди необходимо знать, что они находятся в безопасности, а их права защищены в полном объеме. Следует реализовывать специальные программы не только в рамках здравоохранения, но и в сфере трудоустройства, правосудия, социального обеспечения и т.д.

Между тем, каждый человек может начать действовать самостоятельно. Чтобы снизить отрицательное воздействие стресса и укрепить психическое здоровье, нужно придерживаться следующих правил:

  1. Правильно питаться – сбалансированный рацион является залогом физического здоровья, от которого зависит состояние психики. Переедание, употребление полуфабрикатов и продуктов, содержащих много химических компонентов, жирная пища – все это накладывает отпечаток на эмоциональном состоянии человека. Доказано, что сбои в работе щитовидки, болезни сердца и репродуктивной системе, а также некоторые другие недуги способны пошатнуть психическое здоровье;
  2. Заниматься спортом – при умеренных физических нагрузках в организме вырабатываются гормоны «счастья», улучшается кровообращение, а ткани и органы получают достаточно питательных веществ и кислорода. Систематическая активность помогает бороться со стрессом и улучшает настроение;
  3. Познавать себя – включает в себя несколько процессов:

А) Формирование правильного отношения человека к себе – принятие себя как личности со всеми достоинствами и недостатками;

Б) Контроль над эмоциями;

В) Поиск скрытых способностей и развитие новых навыков.

  1. Избавиться от пагубных зависимостей – прежде всего это курение и пристрастие к алкоголю. Следует разобраться в себе и выявить, какие привычки осложняют жизнь, и постараться от них избавиться. Не нужно бояться обращения к специалисту, если не удается справиться с зависимостью своими силами;
  2. Учиться эффективно противостоять стрессу – этот пункт можно отнести к контролю над эмоциями, однако он включает в себя и изучение методов релаксации;
  3. Изменять принципы мышления – если начать следовать указанным рекомендациям, то этот процесс запустится автоматически. Но чтобы достигнуть желаемого результата, следует приложить определенные усилия:

А) Защитить себя от отрицательной информации – например, меньше смотреть телевизор и общаться людьми, которые находятся «на негативе»;

Б) Стараться находить положительные стороны во всех происходящих событиях и закрепить позитивные психические состояния;

В) Перестать излучать негативные эмоции – подвергать критике коллег, родственников, начальство, государство и т.д.;

Г) Никогда не унывать;

Д) Не сравнивать с окружающими людьми – значение имеют только собственные достижения;

Е) Воспринимать жизнь с положительной стороны.

Не нужно пытаться изменить мир. Главное – научиться воспринимать его с позитивной стороны, а это под силу каждому человеку.

Чтобы снизить негативное влияние стресса, можно выполнить следующие упражнения:

  1. Найти его источник. Причем нужно смотреть вглубь проблемы. Например, если в семье катастрофически не хватает денег, то причина, скорее всего, не в маленькой заработной плате, а в нелюбимой работе. Стоит завести отдельную тетрадь и подробно записать туда всю информацию.

Чтобы побороть стресс, нужно составить последовательный план. В течение дня необходимо отдыхать, стараться меньше общаться с людьми, вызывающими эмоциональное напряжение, выделить время на любимое занятие. Своими проблемами можно поделиться с близкими родственниками, которые наверняка окажут поддержку;

  1. Не нужно копить отрицательную энергию в себе – ей нужно сразу же давать выход. Например, быстро решать ситуации, которые провоцируют подавленные состояния, выражать собственное недовольство и т.д. Но одновременно стоит научиться быть снисходительным и прощать промахи других людей.

Здоровый человек – счастливый, живущий в гармонии с собой и не ощущающий внутреннего разлада. Такого состояния можно достичь только путем поддержания и психической, и физической составляющей. Простые меры, направленные на формирование позитивного мышления, способно значительно повысить качество жизни. С их помощью легче избавиться и от физических недугов, которые часто появляются из-за стресса и неудовлетворенности жизнью.

Физическое и психическое здоровье

Физическое и психическое здоровьеДля человека физическое и психическое здоровье дает возможность чего-то добиться в жизни. Психически и физически здоровый человек востребован обществом. Он ощущает себя его полноправным членом. Но все аспекты  здоровья нужны только в совокупности. При физических недостатках, но при полном психологическом здоровье человек может сохранить свою полноценность и целостность. Если же нарушено психическое здоровье, то даже полное отсутствие физических недостатков не может превратить его в полноправную личность.

Здоровье человека вообще определяет его место в жизни. Влияет на его судьбу. Гармония психического и физического здоровья позволяет сказать о себе, что  я здоров, что я полноправный член общества, что я многое могу.

Физическое здоровье

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния.  Как же поддержать свое физическое здоровье?

Конечно, многое зависит от генетики. Также, по статистике, на наше физическое здоровье влияют окружающая среда, экологическая обстановка, медицинское обеспечение, образ жизни. Даже данное природой крепкое физическое здоровье надо сберечь и пронести по жизни.

Да, мы не в состоянии поменять свои гены. Но мы в состоянии защитить свой организм от болезней. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. А устранить любую проблему со здоровьем легче, если не запускать ее. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить. А если удастся, то и укрепить.

 Итак, прежде всего, надо уделять внимание укреплению своего организма. Для этого как нельзя лучше подходят занятия спортом, физкультура. Невозможно сохранить физическое, да и психологическое здоровье без физических нагрузок. Необязательно профессионально заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме. Достаточно регулярных занятий спортом, игр на свежем воздухе, прогулок, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

Не надо наносить вред себе вредными привычками. Курение, наркотики, алкоголь – все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

Не маловажно и наше питание и образ жизни. Надо чередовать периоды активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье. Недостаток сна снижает иммунитет. И даже минимальная простуда способна повалить вас в постель. Следите и за питанием. Не употребляете вредные продукты. Помните, что основой нашего питания должна быть здоровая пища. А это крупы, мясо, овощи, рыба, фрукты. Сладкое, мучное, копченое, соленое, при неограниченном и постоянном употреблении не добавят вам сил и здоровья. У каждого из нас есть свои рецепты правильного питания. Выбрав из множества систем питания свою, придерживаясь ее, вы избавляете свой организм от опасностей ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего.

К этим составляющим остается добавить  позитивный эмоциональный настрой и  личную гигиену. Обязательно следите за своим внешним видом, одеждой. Конечно, это не входит в понятии о физическом здоровье, но очень влияет на психическое здоровье восприятие себя в целом.

Психическое здоровье

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическом здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы. Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания. Например, язва, зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Итак, кого же можно считать психически здоровым человеком. Так, тот, кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы, тот, кто не боится смотреть в будущее, кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения, тот, кто считает себя счастливым, является психически здоровым человеком. Но не стоит относить к больным тех, кто немного отличается от тебя. У всех есть свои сильные и слабые стороны психики. Мы все являемся индивидуальностями. Нельзя мерить физическое и психическое здоровье одинаково. Нам присущи индивидуальные черта и мерила счастья. Что для одного будет губительно действовать на личность, для другого станет стимулом к развитию.

Наибольшему количеству стрессов мы подвергаемся в подростковом периоде. Сюда можно отнести и половое созревание, и окончание школы, с ее окончанием связано много других стрессов. Так, оканчивая школу, мы вынуждены сдавать выпускные экзамены. Следом, вступительные. Особенно много расстройств психики приходится у молодых людей именно на этот период жизни. Больше всего страдают юноши. У девушек этот период протекает менее травматично. Но уже в 25-30 лет именно у них начинает развиваться множество стрессовых ситуаций. Это и начало самостоятельной жизни, и рождение ребенка, и смена рода деятельности, и ответственность за детей и семью.

Человек живет не сам. Его окружает социум. И от его окружения, семьи, работы, коллег, близких, зависит его состояние. Огромную поддержку должна оказывать семья и близкие. Так как нам важно знать о заботе, самим оказывать ее. Не стабильные отношения, не внимание, не забота, дают нам поводы для развития стресса. А он, расшатывая психику, ведет к срывам. Чтобы человек имел силы сопротивляться обстоятельствам, менять ситуацию в лучшую сторону, ему необходима поддержка и внимание. Так, семья  и близкие должны поддерживать и показывать любовь всем своим членам. Сложные взаимоотношения с супругом, затягивание выяснения отношений, откладывание на потом различных неприятных, но нужных разговоров, все это создает нервное напряжение, а оно нарушает как физическое, так и психологическое здоровье. Не создавайте себе сами такие ситуации. В таких ситуациях надо делиться своими эмоциями, переживаниями. Если вас не могут понять, то обратитесь за помощью к врачу.

Стрессовые ситуации возникают и вне семьи. Напряженная работа, ненормированный график, командировки, денежные проблемы, многое другое, вводит нас в напряжение. Снять его мы пытаемся курением, алкоголем, наркотиками. Но этот путь ведет к гибели. Снятие напряжение  не должно оказывать пагубного влияния на здоровье. Наше физическое и психическое здоровье поддержит смена деятельности. От работы к отдыху, хобби, зарядке. Для выхода негативной энергии полезно гулять, разговаривать с друзьями и близкими.

Очень важна и обстановка. Так, не пренебрегайте отпусками. Они дают организму возможность разгрузить себя от стрессов. Такими маленькими отпусками являются и ваши выходные. Старайтесь регулировать свою рабочую неделю. Очень хорошо разгружает организм, дает расслабление смена деятельности. Так, если вы всегда сидите, то для вас полезны будут прогулки, активный отдых.

От постоянства и монотонности стрессам подвержены даже домохозяйки. Так, если у вас есть возможность оставить детей и погулять с подругами, воспользуйтесь ею. А совместный отдых с супругом укрепляет вашу веру в себя и придает вам сил. 

Если же не помогает ни смена деятельности, ни активность, ни отдых, то стоит обратиться к специалисту. Он поможет вовремя рассмотреть проблему и найти пути ее решения. Но доверить себя надо в руки того, кому вы доверяете. Так как вам придется разговаривать о многих аспектах своей жизни. Это нелегко сказать даже близким друзьям. Так что при выборе специалиста собирайте рекомендации, прислушивайтесь к мнению пациентов, отзывам. Вы не должны испытывать при враче чувства неловкости. Если оно возникает, то ищите другого врача.

Своеобразной психической и эмоциональной разгрузкой могут стать душевные разговоры с друзьями. Иногда мнение постороннего человека или его взгляд со стороны проясняют непонятную нам картину. Расставляют все по своим местам. Поговорите, посмейтесь, обсудите проблему.

Сохраняя свое психическое здоровье, вы способствуете укреплению физического и, наоборот, сохраняя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Так, все в нашей жизни связано. И если такую связь пошатнуть или разрушить, то не устоит и фундамент, то  есть наша личность.

физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья

Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.

Говоря о здоровье, нужно знать, что это состояние физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).

Критерии здоровья человека

Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:

  1. Наличие или отсутствие недугов, болезней.
  2. Нормальная работа в системе «окружающий мир – индивид».
  3. Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека.
  4. Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
  5. Возможность качественно выполнять отведенные индивиду функции в социальной жизни.

Основные разновидности здоровья

Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.

На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.

физическое здоровье человека

Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие

Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.

По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.

Основы здоровья

Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.

Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.

Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.

Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.

Психическое и психологическое здоровье

Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.

Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.

Социальное здоровье

Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.

Виды здоровья

Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.

Культура здоровья

Показатели социального здоровья

При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них – адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.

Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью – эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.

Выделяют главные критерии здоровья социального: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.

Физическое здоровье

За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.

физические способности человека

С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. Основы здоровья — функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.

В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.

Духовно-нравственное здоровье

Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).

 уровни здоровья

Главное условие достижения успехов на этом уровне – стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.

Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого – необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.

Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).

Нравственное здоровье – перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.

Главные критерии нравственного воспитания

  • Положительное моральное направление индивида.
  • Степень нравственного сознания.
  • Глубина мыслей и моральных суждений.
  • Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей

Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.

16. Психическое здоровье. Критерии психического здоровья.

Психическое здоровье (по ВОЗ) – душевное здоровье – состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляется с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать и быть членом общества.

Критерии психического здоровья: 1) осознание и чувство непрерывности к постоянству своего физического и психического Я. 2) чувство постоянства и идентичности переживается в однотипной ситуации. 3) критичность к себе и к своей собственной деятельности. 4) соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий. 5) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами и правилами. 6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовать ее. 7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены ситуации (обстоятельств).

17. Акцентуации личности и психическое здоровье.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности, общении и обусловливающая типичные для нее способы поведения. Чрезмерное усиление отдельных черт, выражающееся в избирательной уязвимости личности, называется акцентуацией. Акцентуация личности связана в основном с особенностями темперамента, оформляется в подростковом возрасте, затем постепенно сглаживается, проявляясь только в острых психотравмирующих ситуациях.

Выделяют следующие типы акцентуированных характеров:

а) циклоидный – склонный к резкой смене настроения в зависимости от внешних влияний;

б) астенический – быстроутомляющийся, тревожный, нерешительный, раздражительный, склонный к депрессии;

в) сенситивный – очень чувствительный, робкий, застенчивый;

г) шизоидный – эмоционально холодный, отгороженный, малоконтактный;

д) застревающий (паранойяльный) – повышенно раздражительный, подозрительный, обидчивый, честолюбивый, с высокой стойкостью отрицательных аффектов;

е) эпилептоидный – характерны слабая управляемость, импульсивность поведения, нетерпимость, конфликтность, вязкость мышления, педантичность;

ж) демонстративный (истероидный) – характеризуется склонностью к детским формам поведения, что выражается в тенденции к вытеснению неприятных фактов и событий, лживости, фантазировании и притворстве, авантюристичности, тщеславии, отсутствии угрызений совести, «бегстве в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании;

з) гипертимный– с постоянно приподнятым настроением и жаждой деятельности, но не доводящий дело до конца, разбрасывающийся, болтливый;

и)дистимный – чрезмерно серьезный и ответственный, сосредоточен на мрачных мыслях, недостаточно активен, склонен к депрессии;

к) неустойчивый – чрезмерно поддающийся влиянию окружающей среды, компании.

Вышеуказанные черты характера могут проявляться не только в острых психотравмирующих ситуациях, а постоянно, что препятствует адаптации к социальной среде. В этих случаях речь идет о патологии характера, т.е. о психопатиях. Названия психопатий в основном такие же, как и акцентуаций. Психопатии относятся к пограничным состояниям. Конституционально обусловленные дисгармонии личности, влияющие на формирование многообразных психологических проблем и психических нарушений, в настоящее время особенно актуальны как для пограничной психиатрии, так и для клинической психологии. Вместе с тем эта проблема представляется недостаточно разработанной. Считается, что понятие «акцентуированная личность» было впервые введено в научный лексикон немецким психиатром К. Леонгардом в 1964 г. Автор отталкивался от представлений П. Ганнушкина (1931) о латентных, или компенсированных, психопатиях. Здесь прослеживается несомненная преемственность между нозоцентризмом в оценке поведения здорового человека (латентные психопатии) и попыткой трансформировать психиатрические категории в психологические (акцентуации личности, характера, темперамента и др.). Основоположником этого весьма продуктивного подхода был Э. Кречмер, выдвинувший в 1921 г. предположение о наличии двух типов здоровых людей — шизотимиков и циклотимиков, которые по своему поведению напоминают психопатов — шизоидов и циклоидов. Учитывая, что Э. Кречмер подразделял как шизоидов, так и циклоидов на 6-7 разновидностей, его следует считать предшественником концепции акцентуированных личностей, получившей развитие во второй половине XX в.

К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера (демонстративный, педантический, застревающий, возбудимый) и 6 типов акцентуаций темперамента (гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, тревожный, эмотивный). На основе этих описаний Шмишек в 1970 г. разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у взрослых людей. Попытку творческого развития концепции К. Леонгарда предпринял отечественный психиатр А. Личко, выделивший 11 типов акцентуаций характера у подростков и предложивший их оригинальные психологические описания — glavsovet.ru. Эти описания были проанализированы автором на основе теории отношений В. Мясищева, в результате чего появился новый тест для оценки акцентуаций — патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). Следует заметить, что сходство между концепциями А. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, например, эпилептоидный тип первого автора напоминает возбудимый второго, истероидный сходен с демонстративным и т.д. Однако анализ психологических характеристик в обеих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости. Таким образом, проблема акцентуированных личностей, как в теоретическом, так и в методическом плане остается в значительной мере открытой.

Согласно одному из последних развернутых определений, акцентуация — это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Причем это может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях, не референтных данной акцентуации. При этом особенно следует подчеркнуть, что акцентуации никоим образом не связаны с одноименными психическими болезнями (шизофренией, параноей и т.д.).

Если принять понимание акцентуаций как особенностей характера, следует отнести их, согласно традиции отечественной психологии, к трансформируемым качествам личности, формируемым исключительно внешними социальными воздействиями. Представляется, что такое одностороннее понимание уводит от сути проблемы и игнорирует давно подмеченную связь между психопатиями и акцентуациями. По всей видимости, оба этих понятия целесообразно рассматривать как различную степень личностных изменений: в первом случае тотальных и интегральных, во втором — частных, парциальных, затрагивающих те или иные подструктуры личности. Разумеется, мы при этом не исключаем возможность формирования временных акцентуированных черт, что в свое время было убедительно показано А. Личко и затем подтверждено рядом других авторов.

Целесообразно кратко рассмотреть методические аспекты диагностики акцентуаций с тем, чтобы формулировать теоретические предположения, основываясь на экспериментальных примерах. Обследование группы здоровых студентов первого курса педагогического вуза с помощью опросника Шмишека показало, что 83,3 % из них проявляют признаки циклотимической акцентуации, 75 % — эмотивной, 69,4 % — гипертимной и экзальтированной. Возникает вопрос: не отражают ли столь высокие цифры высокий уровень эмоциональной активации у практически здоровых и гармоничных юношей и девушек?

Сопоставление этих результатов с аналогичными данными курсантов первых курсов военного вуза технического профиля выявило существенные различия между ними. У курсантов наиболее выражена психастеническая акцентуация, что можно расценивать как адаптивную реакцию, связанную с жестким регламентом военной службы. К третьему курсу психастенический компонент отходит на второй план, а его место занимает гипертимная акцентуация. По данным различных авторов, от 18 до 88,6 % студентов отечественных вузов имеют акцентуации. Столь большой разброс данных указывает на несовершенство как методов, так и критериев диагностики. Известно, что А. Личко при повторном обследовании подростков в юношеском возрасте находил признаки акцентуаций лишь у 10% испытуемых. Шизоидная акцентуация проявляется аутическими тенденциями, уходом от реальности в мистику, оккультизм, эзотерические религии и т.д. Поведение человека характеризуется как странное, необычное, чудаковатое. Его умственная продукция отличается оригинальностью, нестандартными и неочевидными обобщениями и аналогиями. Его умозаключения и выводы представляются окружающим неожиданными, парадоксальными, что позволяет говорить об их некоторой «заумности». Со стороны аффективной сферы могут иметь место недостаток эмпатии, проявления сухости, черствости, безучастия, ошибочные оценки эмоциональных реакций у окружающих. Это нередко сочетается с повышенной чувствительностью и даже ранимостью. Для сохранения психического здоровья носителям шизоидного радикала предпочтителен узкий и стабильный круг общения, необходима возможность длительного и спокойного одиночества. Психологические проблемы и стрессовые ситуации возникают в случаях неожиданных и бесцеремонных вторжений в их тщательно оберегаемый внутренний мир, «силового» принуждения к общению (особенно в широком круге), занятиям общественной деятельностью, а также в случае насмешек над их необычными увлечениями.

Подобные попытки «раскрытия» и «приземления» шизоида ведут лишь к большей его отчужденности, уходу в себя, защитным реакциям высокомерия и даже проявлениям презрения к окружающим людям. Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков социальной перцепции, сосредоточение внимания на эмоциях окружающих, активный поиск подходящих партнеров общения. Интенсивная психотравма может повлечь шизоидные (в том числе шизотипические) психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (когнитивных, бихевиоральных, психоаналитических и др.).

Паранойяльная акцентуация отличается избыточной фокусировкой и ригидностью мышления, что способствует формированию сверхценных образований (отношений, установок, идей и др.). Это проявляется в так называемом безальтернативном, «черно-белом» мышлении и некотором фанатизме. Его оборотная сторона — недоверчивость, подозрительность, злопамятность, связанные с общей недооценкой других людей. Возможны сутяжные тенденции, уход в борьбу, сверхценные фиксации на травмирующих объектах с идеями мести. Таким образом, ригидность мышления приводит к ригидности аффектов. Очевидно, что это может стать источником серьезных психологических проблем. Стрессовые реакции при наличии паранойяльного радикала возникают чаще всего во фрустрирующих ситуациях, требующих быстрой смены психического стереотипа и ускоренной адаптации к новой ситуации.

Психологическая помощь в таких случаях должна быть направлена на формирование безобвинительных объективных отношений к окружающему, многомерных и «многоцветных» оценок различных явлений, активизацию рефлексии, детализацию и уточнение самооценки, усиление доверия к людям. Интенсивная психотравма может повлечь паранойяльные и параноидные психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (когнитивных, суггестивных и др.).

Психастенический акцентуированный радикал связан с ритуализацией жизни, введением ее в искусственные рамки, педантизмом, перфекционизмом, в основе которых лежит недостаточность инициирующих волевых механизмов. Это влечет также нерешительность, избыточную рефлексию, склонность к затяжным колебаниям и сомнениям, откладыванию исполнения и необоснованной отмене принятых решений — glavsovet.ru. Факторы угрозы обычно переоцениваются, что проявляется в сверхосторожности и сверхпредусмотрительности. Недоверие к себе влечет многочисленные проверки и перепроверки результатов совершенных действий. Основными психологическими проблемами обычно являются избыток ответственности, перегруженность заботами, недостаточное противодействие психологическому давлению и манипулированию. Стрессовые ситуации возникают в результате сочетания внешнего давления и избытка ответственности, появления неожиданной и внезапной, ранее незнакомой угрозы, а также при необходимости самостоятельно действовать в «свободном поле», импульсивно принимать и исполнять решения.

Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков спонтанного поведения, быстрых переключений разнородных видов деятельности, тренировку волевых качеств, умения заблаговременно принимать окончательные решения и противостоять внешнему психологическому давлению. Интенсивная психотравма может повлечь обсессивно-компульсивные невротические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиоральных, суггестивных и др.).

Эксплозивный акцентуированный радикал проявляется прежде всего в агрессивном стиле преодоления препятствий и общения с окружающими. Волевой напор и сниженный самоконтроль способствуют быстрому переходу вербальной агрессии в физическую. Для таких лиц характерен поиск разрядки напряжения в экстремальных видах спорта и профессиональной деятельности. Отношения с другими людьми строятся по конкурентной схеме, а сотрудничество дается им с трудом. Они, как правило, напряженно-энергичны, обидчивы и жестоки, а также проявляют упрямство и негативизм. Для них характерны быстрота и безапелляционность в принятии решений, незамедлительное приведение их в исполнение, вплоть до безрассудной смелости. Отсутствует чувство раскаяния в случае ошибки, в связи с чем они легко выходят за рамки социальных норм. Они также часто испытывают чувства зависти и ревности. Стрессовые ситуации возникают в случаях непреодолимых препятствий в достижении целей. Психологические проблемы связаны с необходимостью ликвидации отдаленных последствий агрессивных действий и враждебных поступков.

Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков перемещения, переключения агрессивных импульсов, тренировку тормозных волевых качеств сдержанности и терпеливости, умения своевременно снимать избыточное напряжение. Интенсивная психотравма может повлечь эксплозивные, эпилептоидные, садистические психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиоральных, суггестивных и др.).

Депрессивный акцентуированный радикал проявляется в сниженном фоне настроения, малой выраженности положительных эмоций. Такие люди выглядят серьезными, мрачными, малоразговорчивыми и труднодоступными. Это связано со слабым стремлением к установлению социальных контактов. В ходе общения обнаруживается полная сохранность коммуникативного потенциала. Повышенное чувство вины, тенденция преувеличивать значимость собственных ошибок влечет самонаказывающее, саморазрушающее и суицидальное поведение, Ангедонизм сочетается у них с повышенным альтруизмом, готовностью любой ценой оказать помощь другим людям. Стрессовые ситуации возникают в случаях вынужденной интенсивной социальной активности, сопряженной с переживаниями (праздники, торжества, многолюдные встречи, шоу, вечеринки и т.д.), а также различных неудач и потерь. Психологические проблемы связаны с затруднениями участия в игровой, спонтанной деятельности и общении.

Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков эмоциональной саморегуляции и разгрузки, активного обращения к людям, усиление экспрессивности, общее растормаживание. Интенсивная психотравма может повлечь депрессивные, самоуничижительные, мазохистические невротические и психопатические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (гуманистических, экзистенциальных, психоаналитических и др.).

Гипертимная акцентуация проявляется в систематически приподнятом настроении, говорливости, импульсивности, возбудимости. Повышенная психическая и двигательная активность носит, как правило, ситуативный, поверхностный, неустойчивый и малопродуктивный характер. Такие люди отзывчивы, легко дают обещания, но столь же легкомысленно относятся к их выполнению. Склонны к гедонизму, поиску развлечений, рекреативная установка (на игру и отдых) преобладает над деловой. Возможны эпизоды аддикции, импульсивные отклонения поведения. Стрессовые ситуации возникают при необходимости подчиняться и регламентировать свою деятельность. Это расценивается акцентуантами как ограничение свободы, ущемление прав и т.д. В таких случаях возможны бурные протесты, пререкания, открытое неподчинение. При этом из конфликтных и фрустрирующих ситуаций выходят без особого труда. Психологические проблемы связаны с неспособностью доводить важные дела до конца, неудовлетворенностью своим социальным статусом, несерьезным отношением окружающих.

Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков последовательного и упорядоченного поведения, тренировку концентрации внимания и тормозных волевых качеств, умения осмысливать свою жизнь, устанавливать долговременные доверительные отношения, стабилизировать самооценку. Интенсивная психотравма может повлечь гипоманиакальные невротические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (гуманистических, экзистенциальных, когнитивных и др., а также различных форм групповой психотерапии).

Астенический акцентуированный радикал характеризуется пониженной переносимостью психических и физических нагрузок, общей утомляемостью. Такие лица отличаются высокой чувствительностью к сенсорным стимулам различной модальности (световым, звуковым, обонятельным, вестибулярным и др.), а также эмоциональной впечатлительностью, застенчивостью, нетерпеливостью, низкой выносливостью. У них наблюдается склонность к недомоганиям, спонтанным ухудшениям физического самочувствия, что может повлечь ипохондрическую фикцию, различные виды самолечения и самооздоровления. Стрессовые ситуации возникают на почве тягот и лишений повседневной жизни: интенсивная физическая работа, вредные экологические факторы, длительное ожидание, конфликты приводят к психическим срывам. Психологические проблемы астеников связаны с нехваткой сил и резервов для реализации собственных потребностей.

Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков четкой регламентации образа жизни и деятельности, самодиагностики всех форм утомления и своевременной релаксации, устойчивости к критике, повышение уверенности в себе и способности к разумному риску, преодоление чувства неполноценности. Интенсивная психотравма может повлечь астенические и астено-ипохондрические невротические реакции, что требует соответствующих психотерапевтических вмешательств (бихевиоральных, суггестивных и др.).

Для истероидной формы акцентуации характерны преувеличенная эмоциональная экспрессия, стремление производить впечатление, привлекать и находиться в центре внимания окружающих. Это достигается демонстративным, театральным, аффектированным поведением, исполнением социальной роли значительной, оригинальной, иногда загадочной личности — glavsovet.ru. Люди с этой формой акцентуации склонны к преувеличению своих заслуг, приукрашиванию реальности, а зачастую и к прямой лжи. Наблюдается диссоциация между внешне демонстрируемыми и истинными чувствами. Деятельность ориентирована главным образом на внешний эффект, а не на конечный результат. Отсюда возникает поверхностное понимание проблем и небрежное исполнение поставленных задач. Стрессовые ситуации возникают в случаях психологических ударов, давления и конфликтов. В таких случаях характерны разнообразные формы инфантильно-регрессивного поведения, донозологические конверсионные проявления и демонстративно-ипохондрические реакции. Жизненные перемены в целом переносят хорошо. Психологические проблемы недостаточно осознаются. Они, как правило, связаны с завышенными притязаниями и эгоизмом.

Психологическая помощь должна быть направлена на формирование навыков ассертивного (прямого и открытого) поведения, усиление рефлексии и самокритики, наверстывание темпа психического развития и созревания. Интенсивная психотравма может повлечь невротические и психопатические истерические реакции и даже психозы, что требует соответствующих психотерапевтическихвмешательств (психодинамических, бихевиоральных, суггестивных и др., а также групповой гештальт-терапии).

Психическое и психологическое: в чем разница?

Периодически мы сталкиваемся с такими понятиями, как «психическое» и «психологическое», говоря о здоровье, состоянии, настроении. Но не всегда мы понимаем, что они означают на самом деле, лишь предполагая их смысл. На самом деле, эти два понятия отличаются друг от друга и применяются к разным состояниям здоровья человека. Разберемся, в чем же состоит разница между ними.

Исходя из определения ВОЗ, психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде. Антиподом такому состоянию будут психические отклонения и психические заболевания. Тут стоит отметить, что психическое здоровье человека — не гарантия его душевного здоровья. И наоборот, имея душевное здоровье, можно быть с некоторыми психическими отклонениями.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил классификацию психических аномалий, отсутствие которых в узком смысле предполагает психическое здоровье человека:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания

2) психопатии — аномалии характера, личностное расстройство;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

4) слабоумие.

Отличие психологического здоровья от психического заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье предполагает душевное и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек познает себя и окружающий мир как разумом, так и чувствами, интуицией. Он принимает самого себя и признает важность и уникальность окружающих его людей. Он развивается и участвует в развитии других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

То есть психологическое здоровье человека — это комплекс эмоциональных, интеллектуальных, телесных и психических аспектов.

Какой-то определенной нормы определения психологического здоровья не существует, поскольку это зависит от ряда факторов: статус человека, его сфера деятельности, среда обитания и т.д. Есть, конечно, определенные рамки, в пределах которых идет баланс между реальностью и приспособлением к ней. Норма выражается в способности преодолевать определенные трудности и приспосабливаться к определенным обстоятельствам.

Стоит отметить, что если для психического здоровья нормой является отсутствие патологии и симптомов, которые препятствуют адаптации человека в определенной среде, то для психологического здоровья норма — это присутствие определенных личностных характеристик, которые способствуют приспособлению к обществу, где он развивается сам и содействовать развитию других. Отклонение от нормы в случае психического здоровья — это болезнь, в случае психологического здоровья — отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Источник

«Существуют ли абсолютно психически здоровые люди?» – Яндекс.Знатоки

Этот вопрос напрямую связан с проблемой нормы и патологии. Есть различные подходы к пониманию психологической нормы. Например, представители психоаналитической школы, ведущей свое начало от известного всем Зигмунда Фрейда, считают, что уровень развития человека находится на линии от невроза до психоза, то есть самые психически здоровые люди — невротики. Это люди, которые имеют внутренние конфликты и должны посещать психоаналитика. Но при этом у них нет проблем с пониманием и тестированием реальности, у них работают зрелые защитные механизмы. В целом невротики неплохо функционируют в жизни, но тем не менее испытывают определенные психологические страдания.

Если говорить о клинической трактовке этой проблемы, нормальное психологическое состояние — это такое состояние, которое не требует похода к врачу. Когда человек может переживать неприятные эмоции, но при этом продолжает нормально функционировать и ему не требуется обращение к психиатру, можно говорить, что он психически нормален.

Третья трактовка связана с экзистенциально-гуманистическими представлениями о человеке, и в ней различается психическое и психологическое здоровье. Когда мы говорим о психологическом здоровье, мы имеем в виду не только отсутствие психиатрических симптомов, например, в виде тревоги, депрессии, но и определенные психологические характеристики личности, которые делают ее здоровой. В частности, это способность к саморазвитию, способность к созданию близких отношений с другими людьми, умение быть автономным и хорошо проводить время как в обществе, так и в одиночестве, адекватная самооценка, способность рассматривать жизнь как определенный жизненный проект, который имеет смысл. Это те характеристики, которые делают жизнь человека хорошей. На этой трактовке основывается психологическое понимание психического здоровья.

Существуют ли психически здоровые люди? Безусловно, они есть. Но когда мы говорим о здоровье и болезни, мы не можем рассматривать это в дихотомических терминах. Если каждого из нас измерить по какой-то определенной шкале: депрессии, тревоги, враждебности, агрессивности и пр., — то, скорее всего, если человек будет отвечать честно, каждый из нас будет находиться в какой-то точке по шкале депрессии, в какой-то точке по шкале тревоги. Но значения этих точек у большинства людей не имеют клинической выраженности. Есть еще один вопрос: следует ли ждать, когда точка твоей агрессии или депрессии приобретет клиническую выраженность, или же, в случае если человек чувствует ухудшение психологического состояния, следует задуматься, как помочь себе?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *