Психическое здоровье основа вашего благополучия: Психическое здоровье — основа нашего благополучия обзор Отдела медицинской профилактики ОГУЗ «МИАЦ» – Психическое здоровье — Википедия

Содержание

Психическое здоровье — основа нашего благополучия обзор Отдела медицинской профилактики ОГУЗ «МИАЦ»

 

Чтобы быть сильнее, надо быть как вода.
Нет препятствий она течет;
плотина — она остановиться;
прорвется плотина — и она снова потечет;
в четырехугольном сосуде
она четырехугольна; в круглом кругла.
Оттого, что она так уступчива,
она нужнее всего и сильнее всего.
ЛАО — ТСЕ
 

 

Для начала, предлагаем Вам небольшой тест.

1. Когда я узнаю из прессы о несчастном случае, часто думаю, что это могло произойти и со мной.
2. Иногда меня охватывает совершенно непонятная тревога.
3. В моей повседневной жизни нет ничего интересного.
4. Почти всегда жизнь для меня связана с большим напряжением.
5. Я редко чувствую себя счастливым.
6. Иногда мне кажется, что я ни на что не годен.
7. Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.
8. Я постоянно думаю о свих материальных и служебных делах.
9. Меня часто мучают ночные кошмары.
10. Меня очень тревожат возможные неудачи.
11. У меня часто бывает прерывистый и беспокойный сон.

12. У меня часто бывает чувство, что сделал что-то неправильное или нехорошее.
13. Я часто разочаровываюсь в людях.
Подсчитайте очки: за каждый ответ «да» прибавляйте 1.
1-2
Тревоги, страхи, неуверенность в себе Вам почти не знакомы. Вы живете в гармонии с собой.
3-7
Про Вас можно сказать, что Вы — человек чувствительный, ранимый. Возможно, вам не хватает уверенности в себе. Постарайтесь уделять больше внимания своему здоровью.
8-13
Вы, вероятно, переживаете не лучшие времена. Тревоги, неуверенность в себе, уныние стали вашими постоянными спутниками. Это мешает вам и в работе, и дома, в семье. Вам следует всерьез обратить на себя внимание. Не лишним будет задуматься о своем психическом здоровье.
Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами — с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния. С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия.
Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Для того, чтобы быть психически здоровым человеком, в первую очередь необходимо научиться поддерживать эмоциональное благополучие своего организма, т.е. научится управлять своими эмоциями.
Как относятся друг к другу термины «психика» и «эмоции»? Из этих двух слов первое имеет более общий смысл, означает все, что связано с психикой, и охватывает все интеллектуальные и эмоциональные реакции индивида. Мысли, память, эмоции, сновидения, восприятие и верования — все эти понятия прячутся под кровлей «психического здоровья». Качество эмоций очень важно для нашего здоровья, так как эмоции инициируют изменения в организме, готовя его к определенному типу деятельности (например, общению или драке). Эмоции обычно проявляются в выражении лица и изменении позы. Связь между эмоциями и соответствующими ей гримасой и позой столь сильна, что часто удается вызвать определенную эмоцию, приняв характерную для нее позу и придав лицу соответствующее выражение. В действительности психика и эмоции взаимосвязанны и взаимозависимы. Эмоции представляют собой отражение наших психических функций, а эмоциональное состояние влияет на психические функции. Таким образом, во многих случаях можно с полным правом говорить о психическом или эмоциональном здоровье как синонимах. Эмоции играют очень большую роль в формировании личности, можно сказать даже ведущую роль, т.к. возникают в зависимости от уровня (значимости) потребностей индивида и вероятности их удовлетворения.
Для оптимального развития личности необходим соответствующий баланс положительных и отрицательных эмоций. Воспитание, проходящее исключительно на положительных эмоциях, которое построено на стратегии: «дать ребенку все, что он хочет», может привести к формированию безинициативной, слабой личности со склонностью к истерии. Так же неприемлемо воспитание на отрицательных эмоциях, предполагающее бесконечные «запреты», ибо оно формирует «злобную», агрессивную личность, с комплексами недоверия к взрослым, а затем — и всему социальному окружению. В каждом возрасте, особенно в раннем онтогенезе, включая юношеский период, должны быть посильные трудности в удовлетворении потребностей, которые вызывают мотивации, побуждающие к действию и формирующие адекватное активное поведение. Это будет способствовать становлению психически здоровой личности.
Показателями достижения психического здоровья является эмоциональное благополучие человека. Эмоциональное благополучие — психическая составляющая психического здоровья, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физической компоненты здоровья.
Признаками эмоционального благополучия человека являются:
Положительная самооценка и уважение к себе. Чтобы научиться уважать себя, необходимо воспитать чувство собственного достоинства.
Психосоциальное развитие, должно соответствовать полу и возрасту.
Эмоционально здоровые люди, переходя в течение жизни из одной возрастной группы в другую, сталкиваются с определенными трудностями. Оттого, насколько успешны они будут преодолены, зависит благополучие человека. Эмоциональное благополучие не имеет предела, следовательно, всегда есть возможности для улучшения наших эмоциональных реакций. «Умейте властвовать собою», — призывает Великий поэт
Необходимо использовать эффективные способы удовлетворения своих потребностей. Потребности человека многообразны и осознаются им по мере взросления и каждый человек должен отчетливо понимать, в чем именно он нуждается.
Умение переживать неудачи — это умение развивается по мере взросления. Зрелые люди понимают, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний.
Один из основных законов биологии состоит в том, что каждый живой организм, встречаясь с постоянно меняющейся средой, должен приспосабливаться к ней, чтобы выжить. Природа «не любит двоечников» — они погибают. Умение приспособиться — тоже является признаком эмоционального благополучия.
Эмоционально благополучный человек имеет разумную степень независимости и способен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. И при этом у него должно быть развито чувство «хозяина» жизни. Он сам в значительной мере управляет своей жизнью.
Современная жизнь является источником сильных стрессов. умение эффективно справляться со стрессом является составляющим фактором психического здоровья.
Признаком эмоционального благополучия является способность заботиться о других людях. Мы от природы существа общественные, более того, по мнению генетиков, мы «запрограммированы» на то, чтобы заботиться друг о друге, но в первую очередь в нас заложена потребность заботиться о самих себе.
Эмоционально здоровые люди любят других людей, верят им и ждут такого же отношения к себе. Все это придает им чувство уверенности в себе и позволяет сознавать себя частью общества. Прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Искусство любить и быть любимым — важный показатель и необходимое условие эмоционального благополучия.
Способность эффективно трудиться завершает перечень признаков эмоционального благополучия лишь потому, что она является интегральным показателем психического здоровья.
Люди не рождаются эмоционально благополучными. Они идут к этому состоянию, преодолевая жизненные трудности. Некоторые ученые связывают развитие индивидуальности с юношеским периодом, но на самом деле совершенствование личности продолжается всю жизнь. Наша индивидуальность складывается из множества составляющих: возраста, пола, врожденных качеств нервной системы (типа нервной деятельности, темперамента), этнической принадлежности, религиозных воззрений, профессии, способностей, увлечений и взаимоотношений с другими. Интеграция (объединение) всех этих качеств дает целостную личность. Если неудовольствие вызывают такие черты нашей личности, как пол, возраст и национальность, следует убедить себя в том, что мы — то, что мы есть, и надо научиться себя чувствовать комфортно в этом качестве.
Интересные, обогащающие отношения связаны с умением общаться. Свободное общение важно для эмоционального благополучия, поскольку от качества взаимоотношений с другими людьми зависит удовлетворение наших собственных потребностей. Для того чтобы иметь психическое здоровье и быть эмоционально благополучной личностью необходимо умение строить добрые порядочные отношения с людьми, иметь активную жизненную позицию и двигательную активность. Благодаря активности наши желания и цели становятся известными другим людям. Вместо того, чтобы пассивно ждать, когда окружающие помогут нам осуществить их, мы должны активно работать и добиваться желаемого результата.
Самым физиологичным и эффективным из методов регуляции психики следует считать двигательную активность. С помощью определенного уровня двигательной активности можно снижать нервно-психическое напряжение на структуры головного мозга. В этом случае мышечная активность создает доминантный очаг возбуждения в сенсомоторной зоне, который подавляет (это особенность доминантного очага) возбуждение других зон — в результате этого процесса состояние напряжения снижается. Кроме того, оптимальная физическая нагрузка способствует благоприятному, естественному ходу биохимических процессов, которые идут под влиянием гормонов стресса (кортикоидных и катехоламинов), то есть происходит их своеобразное переключение с механизмов стресса на обеспечение двигательной активности.
Релаксирующая (расслабляющая) роль движения оказывается выше при использовании феномена переключения внимания. Для этого во время выполнения движения необходимо сосредоточиться на чем-то постороннем, не связанном с проблемами, вызывающими само нервно-психическое напряжение, на своих ощущениях, восприятии природы и др. Решению задачи помогают комплексы физических упражнений, которые предусматривают для своего выполнения концентрацию внимания на различных частях тела. К таким упражнениям относятся комплексы хатха-йога, тайцзицюань, тайцзицигун и др. Так как физиологической основой внимания является доминанта, то она и восстанавливает нормальное состояние других нервных центров, как бы «отвлекая» от них избыток возбуждения. Аналогичным влиянием обладают и дыхательные упражнения, целенаправленное использование специально подобранных из них (в частности, с акцентом на удлинение выдоха) дает заметный релаксирующий эффект.
Оптимальная двигательная активность может выражаться в двух формах:
1) систематические (ежедневные или через день) общеукрепляющие физические упражнения (в комплексе) длительностью до 30-60 мин.;

2) занятие каким-либо (по желанию) видом спорта с целью оздоровления.
При всем при этом человек должен иметь полноценный отдых, который положительно влияет на эмоциональное равновесие в целом. Если человек будет отдыхать в течение дня, и хорошо высыпаетесь ночью, то он может справляться с большими учебными нагрузками и ежедневными заботами. Необходимо выделить время, достаточное для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, восстановить свои силы для продолжения деятельности. Одним из решающих факторов отдыха является сон. Эксперименты показали, что человек, лишенный сна, все более и более теряет свои навыки у него начинаются галлюцинации и он демонстрирует странное поведение. Систематическое недосыпание негативно отражается на состоянии сознания: ухудшается внимание, память, мыслительные процессы. Во время сна организм лучше восстанавливается и ребенок, например, быстрее растет, чем когда он бодрствует. Общеизвестно, что детям требуется больше сна, чем взрослым. Студентам и школьникам, с их напряженным активным режимом занятий необходим достаточно продолжительный (до 9 часов) и полноценный ночной сон.

Рекомендуется выполнять программу приготовления ко сну:
-умойтесь или примите теплую ванну (душ), приготовьте постель, проветрите помещение;
— ложитесь в кровать лишь для того, чтобы спать, не смотрите в постели телевизор, не читайте и не думайте о плохом;
— не принимайте ничего возбуждающего перед сном: кофе следует пить за 6-8 часов до сна;
— в кровати думайте о чем-то очень приятном или представляйте место, в котором вы хотели бы оказаться: это успокоит ваши мысли.
Для оптимального развития и работы мозга, обеспечивающих психическое здоровье, необходимы энергия и строительный материал, которые постоянно расходуются. Пополнение этих расходов достигается полноценным питанием, которое предусматривает сбалансированность всех жизненноважных питательных компонентов в пище и своевременность их потребления.
Одним из существенных условий психического благополучия является активное насыщение себя и окружающих положительными эмоциями (культивация положительных эмоций). Положительные эмоции способствуют выработке в мозгу человека естественных внутренних стимуляторов — эндорфинов — которые обладают обезболивающим действием и вызывают чувство удовольствия, радости, счастья. Именно поэтому, все, что вызывает смех (анекдоты, комедии и т.п.), а также — высокая музыка и живопись, танцы и физические упражнения в оптимальных дозах, поступки, достойные высшей похвалы, блестяще выполненная работа и т.п. создают хорошее настроение и устойчивый интерес к жизни. Эмоции имеют большое значение в формировании поведения и составляют важную часть личности человека. Состояние эмоций обусловливает базу психического здоровья. Поскольку эмоции влияют на функции организма, эмоциональное благополучие имеет прямое отношение и к физическому здоровью.
Итак, для достижения высокого уровня эмоционального благополучия и укрепления психического здоровья необходимы: хорошо развитое чувство индивидуальности, умение общаться, способность сближаться с другими людьми, систематические занятия физической культурой, рациональное питание и полноценный отдых, культивация положительных эмоций.
Признаком же ухудшения здоровья, в том числе психической сферы, является снижение работоспособности. Это очень важный интегральный показатель. Если снижение умственной работоспособности сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе — это тревожные сигналы, которые наряду с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения, особенно на лбу и в подмышечных впадинах), головными болями, то это может говорить либо об утомлении или переутомлении, либо об ухудшении здоровья. Утомление после отдыха исчезает, признаков заболевания или пограничного состояния (неврозы) — обычно нет. Тревогу должно вызывать и увеличение времени, которое необходимо для полного восстановления работоспособности.
Для повышения устойчивости психики к. неблагоприятным воздействиям необходимо: расширение границ своих психических и интеллектуальных возможностей, овладение способами и методами управления собой, снятие неблагоприятных последствий стресса и отрицательных эмоциональных напряжений. Необходимы повседневные регулярные действия, направленные на решение этих задач. Однако, как явствует из сказанного выше, добиться цели с помощью одного какого-либо средства затруднительно, поэтому необходимо использование системы взаимодополняющих средств, включающей к примеру, аутотренинг, самоанализ которые могут помочь достижению полезного результата. При этом у каждого человека могут быть свои оптимальные средства обеспечения психического здоровья, хотя не меньшее значение имеет и правильность их использования.
В организации тренировки психических возможностей следует учитывать и выполнять определенные условия:
 

  • четко сформулировать цель и стремиться к ее достижению;

  • процесс выработки нужного навыка должен быть как можно интенсивнее, последовательнее и целеустремленнее;

  • необходимо приложить достаточно усилий, особенно на начальном этапе тренировки;

  • разнообразить содержание работы, сохранив последовательность операций и их хронологический порядок для того, чтобы преодолеть однообразие и рутину, возникающие при повторении одних и тех же действий; если же содержание работы не меняется, то менять окружающие условия (освещение, музыку, место работы, положение и т.д.).

    При тренировке психических процессов необходимо учитывать, что нагрузка в упражнениях должна увеличиваться постепенно, а между большими нагрузками должны быть соответствующие перерывы: следует рационально распределить силы, чтобы отодвинуть утомление. Важно, чтобы нагрузка и способность ее выдержать доставляли радость, удовольствие и другие положительные эмоции. Эти положения особенно важны для людей умственного труда. Нарушение принципов рациональной организации своей деятельности снижает эффективность и подрывает психическое здоровье, а с ним и телесное, отбивает интерес к постоянному творческому труду и, в конечном счете, ведет к снижению интеллектуального потенциала. Регулярность труда — важная составляющая тренировки психических процессов для профилактики эмоциональных перегрузок, которые возникают в экзаменационные периоды из-за попыток в короткое время переработать большое количество информации, рассчитанной на освоение в течение полугода, а то и учебного года. Снижению уже возникшего напряжения в этот период помогают физические нагрузки и методы психорегуляции.
    Еще один важный резерв повышения психоэмоциональной устойчивости и вообще психических возможностей человека — это управление собственной памятью, что обеспечивает повышение производительности труда и предупреждает ее снижение.
    Психическое здоровье, без сомнения, главный фактор, определяющий качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимооотношения с другими людьми, все аспекты физического здоровья и самооценка. А наши эмоции сильно воздействуют на большинство функций организма и особенно влияют на уровень нашего благополучия. Только психическое здоровье дает вам уверенность в жизни и способность двигаться вперед.

     

    Отдел медицинской профилактики ОГУЗ «МИАЦ»

7 критериев психического здоровья | Чайка

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.

Итак, каковы же эти критерии психического здоровья.

1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

«Я Вася Пупкин, здоровый 55-летний мужик из Грибосолово».
При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

«Когда я очень недоволен своей женой, я терплю, молчу и звоню тренеру по боксу». Другими словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно – что-то не так с вашим психическим здоровьем.

3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

«Я знаю, что я ипохондрик и по любому поводу мне легче пойти к врачу, чем заниматься самоуспокоением. Я не верю в психотерапию, хотя знаю, что физически здоров. Я готов платить за консультации и анализы, а эти люди в белых халатах с внимательными глазами – моя самая действенная психотерапия. И это цена моей ипохондрии».

Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что он говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.
И, наоборот: «Я не знаю, что на меня нашло, это неподвластно мне, наваждение! Я не отвечаю за себя!».

4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

Вот тут есть некоторые трудности, связанные с разностью средовых и социальных воздействий. Иногда сама среда может быть психически нездоровой: в советское время в психиатрическую клинику определяли людей с не соответствующими власти взглядами.
В целом, критерий можно объяснить так: если на ваш мягкий критический комментарий человек набросился на вас с воплем «убью, сволочь!», то адекватность его психической реакции на ваше «средовое» воздействие под большим вопросом.

5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

Помните производственные зарядки на предприятиях в советские годы? Здесь та же ситуация, что и с предыдущим критерием. Нормой может стать что угодно. Если нормой станет «приносить на работу домашних питомцев», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым.

6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.
Поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать, и ведет себя соответственно.

Критерии психического здоровья — Илья Латыпов — LiveJournal

Всемирная организация здравоохранения так определяет психическое здоровье: это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

ВОЗ дает и критерии психического здоровья:

1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». Если этого нет, то возникает клиническая деперсонализация и дереализация, когда собственное тело кажется чуждым, а на мир смотришь как будто со стороны или из-за толщи воды.

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. Иными словами, если ваше поведение в однотипных ситуациях предсказать невозможно — что-то не так с вашим психическим здоровьем.

3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. Я бы обозначил этот критерий как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Снижение этой критичности, способности усомниться в собственной железобетонной уверенности в чем-либо — показатель того, что здоровье несколько ухудшается. Что-то вроде «психического насморка». При серьезном «гайморите» будет полная невозможность для человека оценивать как то, что он говорит и делает, так и оценивать последствия этих слов и дел.

4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. Вот тут некоторые проблемы, так как социальные требования и средовые воздействия — разные. За что там людей в советское время могли в психиатрическую клинику положить? Как раз за несоответствие мыслей и поведения диссидента социальным обстоятельствам. Иногда среда может быть явно психически нездоровой… Но в целом этот критерий можно так объяснить: если в ответ на ваш мягкий критический отзыв человек набросился на вас с диким криком «убью, гнида!!!», то его агрессия явно не адекватна силе вашего «средового воздействия».

5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. Здесь та же «заковырка», что и с предыдущим критерием. Если нормой станет «пятиминутка ненависти», то тогда тот, кто отказывается вести в соответствии с этой нормой, будет считаться психически нездоровым. По этому критерию хиппи явно какое-то психическое нездоровье подхватили :))

6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. Согласен. Если взрослый человек не способен к планированию жизни и совершать действия по их реализации, то речь идет о нарушениях функций лобных долей мозга. Такие люди крайне внушаемы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств . Полностью согласен. Адаптивность, гибкость мышления и поведения — пожалуй, один из наиболее очевидных для меня критериев здоровья. К.Хорни когда-то писала о том, что поведение невротика отличается от здорового человека тем, что невротик в различных жизненных ситуациях использует одну и ту же раз и навсегда заученную стратегию поведения. Например, ко всем женщинам относится так, как будто они его мать (и ведет себя соответственно).

5 шагов к психическому здоровью

Мы знаем, что делать, чтобы оставаться здоровыми физически: правильно питаться, тренироваться, не переутомляться и много гулять. Оказывается, кое-что из этого работает и для психического здоровья. Если вы ничем не болеете, несколько полезных привычек помогут улучшить настроение.

Что нужно для здоровой психики

Человеку нужно знать, что он может делать то, что хочет. Чувство уверенности, удовлетворённости жизнью, радость и занятость, чувство единства с миром тоже важны для психического состояния, как и самооценка. Человеку нужны хорошие отношения, которые приносят удовлетворение.

Счастье — это часть психического здоровья. Но счастье — это ещё не всё.

Сара Стюарт-Браун, профессор медицины Уорикского университета

Психически благополучный человек тоже сталкивается с трудностями, он не может быть счастлив всегда. Но в тяжёлые дни здоровый человек знает, что у него хватит сил и гибкости, чтобы справиться. Никто не может обеспечить человеку это благополучие лучше, чем он сам. Национальная служба здравоохранения Великобритании считает, что для этого нужно всего пять шагов.

Это работающие способы сделать себе же лучше. Даже если кажется, что что-то вам не подходит, не отмахивайтесь от этих советов. Подумайте, может быть, в вашей жизни найдётся способ как-то применить их. А если вы всё это делаете, но не чувствуете того самого благополучия, всё ли вы делаете так, как надо?

Как достичь психического здоровья

1. Общайтесь с людьми

Со своей семьёй, друзьями или коллегами, соседями. Не нужно разговаривать со всеми подряд, особенно если сама мысль о том, чтобы позвонить родственникам, вызывает ужас.

Человек — социальное животное, поэтому общение с другими людьми повышает самооценку и дарит чувство принадлежности к чему-то большему.

В прочных отношениях с семьёй и друзьями мы делимся чувствами, нас понимают, мы получаем поддержку и сами поддерживаем других, а возможность отдавать важна для нас не меньше, чем возможность получать. И ещё важная деталь: если люди вокруг вас благополучны и умеют быть счастливыми, вы учитесь этому же у них.

Как работать над отношениями

Общайтесь с семьёй и друзьями, близкими людьми. Учитесь слушать и поддерживать, а также говорить о себе. Необязательно расширять круг знакомых, важнее делать общение внутри него интереснее.

Также расширяйте профессиональные связи, общайтесь с людьми с такими же увлечениями или такими же профессиональными обязанностями. Это нужно не только для психологического комфорта, но и просто чтобы получить знания.

Это легко сказать, но сложнее сделать, особенно когда соцсети создают иллюзию контакта. Поставить лайк и посетить страничку не равно пообщаться. Эти советы помогут поддерживать близкие отношения, не заменяя их лайками:

  • Старайтесь пользоваться такими программами для связи, которые позволяют услышать голос или увидеть человека. Выделите время на отношения. Каждый день в расписании должно быть время на друзей и на семью. Позвоните, зайдите в гости, запланируйте встречу, пошлите открытку, только не ограничивайтесь лайком в соцсети. Хотя бы пообщайтесь в мессенджере.
  • Выберите день для встречи с друзьями, которых вы не видели очень давно. Совсем не обязательно проводить вместе весь день. Лучше посетить какое-то мероприятие: если вы давно не общались, могут возникнуть неловкие паузы в разговоре, а в кино или на выставке всегда можно что-то обсудить. Не планируйте встречу на несколько часов, но и не забивайте после неё расписание. Если окажется, что вам хочется поговорить подольше, сможете продлить общение.
  • Если по вечерам вы смотрите телевизор или сидите в интернете, попробуйте заменить гаджеты чем-то сближающим. Купите настольную игру и поиграйте всей семьёй. Или просто поговорите на отвлечённые темы. Если не знаете, о чём говорить с родными, устройте дискуссионный клуб: откройте сайт с новостями и обсудите их или вовсе возьмите темы из любого учебника английского.
  • Поговорите с кем-то новым: с коллегой из соседнего отдела, с тем человеком, с которым вы каждый день пересекаетесь в автобусе.
  • Обедайте вместе с коллегами и общайтесь, если отношения в коллективе позволяют поговорить.
  • Если вы знаете, что кому-то из друзей или семьи нужна помощь, предложите её сегодня.
  • Участвуйте в общественной деятельности: в субботнике на работе, в сборе вещей для детского дома, в защите интересов своего дома или района. Выберите тот вариант, который делаете не через силу.

2. Всегда продолжайте учиться

Учёба помогает держать мозг в тонусе и снижает риск развития болезни Альцгеймера. Она также даёт повод любить себя, как и спорт. Мы учимся, значит, мы молодцы. Это очень важно, чтобы чувствовать себя комфортно.

психическое здоровье: обучение

Вовсе не обязательно учить иностранные языки или получить очередное высшее образование. Важен сам процесс: читайте профессиональную литературу, чтобы развивать навыки. Ходите на кулинарные курсы. Читайте научно-популярные и художественные книги. Узнавайте новые схемы вязания или делайте оригинальные подставки для хранения велосипеда.

Главное — стремиться к новому.

Если тема вам неинтересна, не учите её только потому, что уже начали. Переходите к занятию, которое доставит мозгу удовольствие. Менять занятия даже полезно, потому что так приходится переключаться между разными видами деятельности.

3. Двигайтесь

Чтобы двигаться, можно не идти в спортзал или на пробежку. Важно, чтобы тело работало, а как именно — вопрос выбора. Кому-то нравятся командные игры вроде волейбола, кто-то предпочитает танцевать, а кто-то — гулять с собакой. Активность необходима не только для тела, но и для мозга.

Проблемы с психикой, даже самые незначительные — это такая же химия, как и все процессы в организме. Физкультура — способ регулировать эти химические процессы с помощью выработки гормонов, которые выделяются в ответ на действия.

Ещё один плюс — когда мы занимаемся спортом, то думаем, что это здорово. Спорт — повод гордиться собой, ещё одна причина, по которой стоит себя любить.

4. Делайте добро

Это проще, чем кажется. Не надо даже искать старушек, чтобы перевести их через дорогу, или жертвовать часть зарплаты в фонды.

Скажите «спасибо» водителю автобуса, который довёз вас утром до работы, пожелайте доброго утра охраннику, улыбнитесь кассиру в супермаркете. Это несложно, а мозг заносит такие действия в копилку «добрые дела», а это действует на ту же химию, что и спорт.

психическое здоровье: добро

Второй уровень — простая помощь. Объясните новичку на работе, как проще справиться с заданиями, помогите родительскому комитету в школе, донесите пожилым соседям продукты до двери, помогите родителям с коляской забраться в общественный транспорт.

Если у вас есть желание сделать больше, можете присоединиться к волонтёрской активности, только предварительно оцените свои силы.

5. Не отрывайтесь от реальности

Для психического здоровья важно жить в настоящем, не думая о прошлом и о том, что не случилось (и может никогда не случиться).

Нужно жить в настоящем, чувствовать себя и своё тело. Некоторые называют это состояние осознанностью.

Это состояние, при котором вы точно знаете, что происходит вокруг вас и с вами. Только кажется, что это просто, а на самом деле требует внимания к себе и бескомпромиссной честности. Например, понять, почему вы злитесь: не из-за того, что домашние опять не помыли посуду, а потому что вы раздражены с самого утра из-за неудачи на работе, а теперь только ищете повод, чтобы выплеснуть раздражение.

Благодаря осознанности мы принимаем правильные решения, потому что понимаем все обстоятельства и знаем, чего хотим. Осознанность не просто красивое слово, а способ восприятия жизни. Она нужна для нашего психического здоровья.

Психологическое благополучие — Психологос

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие1.

С какими личностными особенностями связаны такая внутренняя картина мира личности и стиль, способ его жизни? Ответ на этот вопрос уже сложнее, поскольку разные исследователи, описывая даже схожие особенности личности, нередко пользуются разными понятиями, разным словарем.

В качестве базовых составляющих психологического благополучия (psychological well-being) человека К. Рифф выделила: позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни), автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность (контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью), наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство непрекращающегося развития и самореализации.

Думается, что примерно тот же список можно сформулировать и в других понятиях, предположив, что психологическое благополучие2 связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

Понятие «психологическое благополучие» близко связано с такими понятиями, как душевное здоровье, осмысленность жизни3, в меньшей степени с понятияем «личностная адекватность4, а с понятием «психическое здоровье» — в малой степени5.

Как бы разнообразно ни определяли исследователи психологическое благополучие, важнейшим вопросом является способ его измерения. В исследовании П.П. Фесенко определялся не объективными показателями и не рациональной оценкой, а скорее эмоциональной окраской чувств и ощущений по поводу собственной жизни. «Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий — преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья)».


1 Понятие «психологическое благополучие» задается в свою очередь двумя терминами: «психологическое» и «благополучие».

Благополучие – состояние человека или объективная ситуация, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь в глазах окружающих, его близких и его самого.

«Благополучие» — «получение человеком благ». К благам, которые получил человек, могут быть отнесены самые разные вещи и обстоятельства, блага самого широкого круга: здоровье его и его близких, имущественное благосостояние, хорошие отношения со значимыми людьми и даже хорошая погода в месте его проживания.

Социальное благополучие говорит о получении круга социальных благ и обычно связывается с тем, что у вас есть друзья и любимый человек, хорошая работа, возможность заниматься хобби, здоровье, образование, и общий уровень жизни по крайней мере на общем уровне.

О чем же тогда говорит словосочетание «психологическое благополучие»?

«Психологическое», как общеупотребительное понятие, задается тремя ключевыми словами: внутреннее, не рациональное, ситуативное. «Психологическое» относится ко внутреннему миру человека, но это то внутреннее, которое не вполне рациональное, которое не может быть описано строго логическим путем или выходит за рамки разумности и целесообразности.

Когда человек строго логичен, когда он имеет цель, обдуманно подбирает оптимальные средства и разумно реализует намеченный план, это понятно и рационально, здесь для психологии места нет, здесь психология не нужна. Психология и психологическое — это о том, что в логику не вмещается. То внутреннее, что строго логично — это рациональное. Можно сказать и по-другому: психологическое не может быть строго измерено и достоверно идентифицировано с помощью внешних признаков, в данном случае поведенческий подход к явлению должен быть дополнен феноменологическим подходом. Как об этом пишет Е. Diener, «исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат» (по П.П. Фесенко).

Кроме того, «психологическое» — то, что определяет в первую очередь ситуативное поведение, а не курс жизненного пути. Курс жизненного пути определяет «личностное», а не «психологическое». Личностное — то глубинное, которое порождает все остальное психологическое. Психологическое — больше про личностный инструментарий, личностное — про эго-идентичность, мотивы и направленность личности.

2 Психологическое благополучие исключает душевное нездоровье, а именно неустойчивое, пониженное или прямо плохое настроение, легкость впадения в негатив и трудность выхода из негатива. Обиды, страхи, раздражение, усталость, неспособность переносить жизненное напряжение… — это уже характеристики душевного и психологического неблагополучия. Низкий эмоциональный тон, враждебность, озлобленность, отсутствие интереса к жизни, проблемная психосоматика и проблемные психологические защиты — признаки ослабления душевного здоровья. Невроз и депрессия – уже явное душевное нездоровье, явное психологическое неблагополучие.

3 Как пишет П.П. Фесенко, «Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос», однако на основании собственных исследований автор утверждает, что осмысленность жизни и психологическое благополучие личности напрямую и значимо коррелируют между собой. Согласно его данным, «все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями». К сожалению, причинно-следственные связи в работе П.П. Фесенко не достаточно ясны и могут порождать разнообразные толкования. Осмысленность жизни порождает психологическое благополучие или психологическое благополучие порождает интерес к осмысленности жизни? А может быть, и осмысленность жизни, и психологическое благополучие являются на самом деле независимыми ветвями, растущими из одного корня, и одинаково порождаются чем-то третьим, например общей культурой личности? Отдельный, очень интересный вопрос — о психологическом благополучии маленьких детей, для которых вопрос об осмысленности жизни не стоит в принципе.

4 Похоже, что адекватность в этом понятии не является чем-то главным и стержневым: с явной неадекватностью душевное здоровье и благополучие несовместимо, хотя некоторая неадекватность при этом допускается. Если молодая девушка регулярно общается с Архангелом Михаилом, а молодой человек начинает питаться объедками, обращается с наставлениями к птицам в поле и всерьез ведет беседы с огнем, современный психиатр сочтет, что это все-таки его клиентура. С другой стороны, Жанну д`Арк и Франциска Асизского к душевно нездоровым людям не причисляют.

5 Понятие «психологическое благополучие» в малой степени связано с понятием «психическое здоровье». Как пишет П.П. Фесенко, «В отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни» психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или соматических недугов. От концепций позитивного психического здоровья представления о психологическом благополучии отличны интересом не только к самоактуализационным аспектом, но к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением».

Статус, авторитет, влияние

Эмоциональное здоровье и благополучие — Психология жизни

Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего душевного благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность. Люди, способные поддерживать хорошее эмоциональное состояние, имеют более хорошие отношения с другими людьми, оптимистичны и дружественны. Возможно потому, что они находятся в гармонии с самим собой, чувствуют себя более естественно и комфортно будучи тем, кем они на самом деле являются.

Что такое психологическая травма?

Если с физическим здоровьем все относительно понятно, то что мы можем делать, чтобы поддержать свое эмоциональное здоровье? Для начала давайте разберемся в понятии эмоционального здоровья.

Что такое эмоциональное здоровье?

Часто эмоциональное здоровье и психическое здоровье считают синонимами или чем-то взаимозаменяемым. Тем не менее эмоциональное здоровье все-таки несколько больше, чем психическое здоровье. Особенности возрастных кризисов жизни

Говоря о психическом здоровье мы и так говорим почти обо всем. Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств.

 

Эмоциональное здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными трудностями, продуктивно и плодотворно работать, чувствовать себя эффективным и полезным. Если ребёнок стал тревожным?

Эмоционально здоровые люди в основном имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы.

Однако это совершенно не означает, что у эмоционально здоровых людей не бывает проблем и неудач. Как и все остальные, люди даже с хорошим эмоциональным здоровьем время от времени терпят неудачи. Жизненные советы

Разница состоит лишь в том, каким образом они справляются со своими трудностями. Эмоциональное здоровье человека позволяет ему спокойно и правильно реагировать на все жизненные изменения, подстраиваться под них. А все потому, что эмоционально здоровый человек наполнен внутренними ресурсами. Кто вы — занудный пессимист или наивный оптимист?

Как улучшить свое эмоциональное здоровье и благополучие?

Первым делом не стоит забывать о своем физическом здоровье. Умение выходить из зоны комфорта безусловно очень ценная способность. Однако не стоит забывать и о потребностях тела. Убедитесь, что вы высыпаетесь в будние дни. Нормальное и полноценное питание придаст силу и энергию всему организму. Регулярно делайте физические упражнения. Чаще гуляйте на свежем воздухе. Это поможет восстанавливаться.

Далее избавьтесь или минимизируйте свои вредные привычки. Сигареты и алкоголь причиняют вред как вашему физическому состоянию, так и эмоциональному здоровью Бежим от вредных привычек

Для эмоционального благополучия важно уметь понимать и контролировать свои эмоции. Эмоции делают нашу жизнь красочней. Они говорят нам о том, что для нас хорошо, а что нет. Кратковременные эмоции называются аффектом, длительные эмоции называются настроением.

Как улучшить своё настроение?

Способность понимать свои эмоциональные переживания и говорить о них, препятствует психосоматическим заболеваниям. Абсолютно все эмоции нам необходимы.

Во-первых, они помогают нам понять значимость происходящего.
Во-вторых, неприятные эмоции заставляют что-то предпринимать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
В-третьих, эмоции указывают путь к конфликтам, которые и делает нашу жизнь сложнее и интереснее. Следите за своими эмоциями и настроением. Знайте, что даже самые приятные эмоции могут вызвать сильный стресс, поэтому научитесь держать их под контролем.  Эмоции под контролем

Развивайтесь профессионально. Сфера деятельности является одной из основных сфер жизни человека, позволяющей ощущать ему свою полезность и востребованность, а значит и ощущение собственной ценности. Занимайтесь тем, что приносит вам настоящее удовольствие и улучшает эмоциональное здоровье.

 

Делайте паузы.  Всем нам нужно время от времени побыть наедине с самим собой. И это очень важно. В повседневной суете порой нет времени поразмышлять над достигнутым, переоценить свои цели, ценности, отношения, проблемы наконец.

Суета может быть на самом деле «бегством» от проблем, позволяя нам временно создать иллюзию, что все в порядке и под контролем. Поэтому иногда необходимо остановиться, чтобы осознать все происходящее. Поверьте это будет весомый вклад в ваше эмоциональное благополучие.

Научитесь находить немного времени для себя. Абсолютно каждому человеку время от времени стоит сосредоточиться на собственных интересах и потребностях. Будь это прием горячей ванны, поход или вязание. Зачем нам нужна самооценка?

Найдите свое увлечение и посвятите ему немного времени. Ведь если проблемы и трудности становятся единственным содержанием вашей жизни, вот тогда и начинается нарушения эмоционального здоровья. Найдите то, чему вы можете полностью отдаться и с радостью провести время, что поможет вам сохранить душевное равновесие и пополнить внутренние ресурсы.

 

В здоровом общении залог эмоционального благополучия. Проводите время с людьми, которые положительно влияют на вас, с людьми, которыми вы восхищаетесь.

Искусство успешного общения

Общение — отличный тренер. Только живое общение позволит вам развивать свою коммуникативную компетентность, а значит получать и передавать больше радости в общении.

Определите свои ценности. Осознайте свои самые основные ценности жизни и будьте способны сформулировать их словами. Это, то что позволяет нам чувствовать себя по-настоящему независимым, самодостаточным и эмоционально здоровым человеком.

Ощущение наличия таких ценностей служит мощным фактором поддержки нашего настроения, увлеченностью жизнью и соответственно эмоционального здоровья.

Психическое здоровье и психическое нездоровье: irena_tarno — LiveJournal

Что значит психически нездоровая личность и, вообще, каковы признаки психического здоровья? ВОЗ определяет психическое здоровье так:
«Психическое здоровье -это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества.» Считается, что человек здоров психически, если присутствуют:
— В эмоциональной сфере — позитивно-эмоциональное состояние, преодоление отрицательных эмоций, в том числе и разрушительных (страх, гнев, зависть, жадность), эмоциональная стабильность (самообладание), цельное выявление эмоций, их адекватность, оптимальное самочувствие.
— В интеллектуальной сфере — способность концентрировать внимание, сдерживать информацию в памяти, умение логически мыслить, проявлять творчество, активность в познавательной деятельности;
— В мотивационно-личностной сфере — адекватный уровень притязаний, адекватная самооценка, личностная автономия, самоуважение, самоконтроль, сформированность волевой сферы, целеустремленность, активность, положительная мотивация жизнедеятельности, поведения и отношений, адекватное восприятие окружающего мира и самого себя.( Свернуть )

По утверждению специалистов, существуют и определенные признаки психического нездоровья, среди которых наиболее вероятными являются:
-отсутствие умения логически мыслить,
-категоричность (стереотипность) мышления;
-эмоциональная неуравновешенность,
-аффективная «тупость»,
-злоба, враждебность,
-повышенная тревожность и т.д. .
Среди личностных свойств можно выделить:
-неадекватность самооценки (нереально высокая или низкая),
-разочарование в собственных возможностях,
-избегание ответственности за себя,
-потеря самоконтроля или наличие гиперсамоконтроля,
-ослабление воли.
В целом для нездоровой личности становятся характерными потеря интереса, любви к ближним, отсутствие мотивации жизнедеятельности, пассивная жизненная позиция, гиперагрессивность.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о