Психологическое здоровье личности – Основные составляющие психологического здоровья. Психологическое здоровье личности. Из опыта работы

Содержание

Проблемы психологического здоровья. Развитие и психологическое здоровье личности

Проблемы психического и психологического здоровья в настоящее время довольно активно исследуются в отечественной науке. Психология вносит существенный вклад в решение этих проблем, прежде всего, в связи с развитием психологической службы образования. Сам термин «психологическое здоровье» введен И. В. Дубровиной, которая включала в это понятие взаимосвязь с более широким, по его мнению, феноменом психического здоровья. Психологическое здоровье, по Дубровиной, является аспектом психического здоровья, оно «относится к личности в целом» и определяется «высшими проявлениями человеческого духа».

Участникам было подчеркнуто, что пыльца указана как причина астмы, хотя только некоторые случаи астмы вызваны ею. Участникам также сообщили, что их причины психических расстройств могут варьироваться в зависимости от того, насколько они ускоряют расстройство и что они должны включать в свои списки как непосредственные причины, так и более отдаленные причины. Эта инструкция была включена в попытку захвата коренных причин заболеваний, а также непосредственных причин, влияющих на поведение. Наконец, участникам было также дано указание, что, поскольку они перечисляют причины, они должны оценивать, насколько важны или могущественны каждый из них по шкале от 1 до 10.

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о психологическом здоровом, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка — предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

Используя пример астмы, участникам было сказано, что если «воздействие сигаретного курения, когда молодое» считается слабым фактором, оно может быть оценено только в 2 раза, а если «стресс», как полагали, сыграл бы более сильную роль в том, что касается астмы, она может быть оценена как.

После завершения списка причин и оценки важности для данного расстройства участники были повторно представлены с причинами, которые они создали, и выполнили три задачи, связанные с оценкой причин. Им сказали, что теперь они завершат три отдельные задачи, предлагая им оценить, насколько биологическая, психологическая и экологическая причины были причиной. Участников попросили отдельно разделить каждую задачу, не пытаясь вспомнить оценки, данные в предыдущих задачах, и им напомнили, что конкретная причина может быть как психологической, биологической, так и экологической в ​​природе, поскольку они не являются взаимоисключающими сферами.

В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, — считали они, — нарушает и парализует энергию, как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь .

Масштабы и инструкции для задач, связанных с оценкой причин, были такими же, как в исследовании. Порядок трех задач, связанных с оценкой причин, был уравновешен с использованием латинского квадратного дизайна, так что по девяти беспорядкам каждая задача выглядела одинаково в каждой позиции заказа.

Корреляции между психологическими, экологическими и биологическими причинами

В конце исследования клиницисты заполнили запрошенную демографическую информацию. В частности, более биологическая причина считалась менее психологической и наоборот. Практически все участники показали значительную отрицательную корреляцию между биологическими и психологическими оценками причин. Не было различимых различий среди социальных работников, психологов и психиатров в отношении этих моделей. Мы также проводили анализы с использованием средних биологических, экологических и психологических оценок для каждого расстройства.

В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества — основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физичес

Психологическое здоровье личности. Из опыта работы. Понятие о психологическом здоровье

Психологическое здоровье как цель психологической службы и предмет психологического консультирования в сфере образования

Цель: способствовать более глубокому пониманию и овладению понятием «психологическое здоровье» (И.В. Дубровина), рассмотрению предмета и задач психологического консультирования в практической психологии образования через призму психологического здоровья.

Вопросы для обсуждения:

Что интересного увидели в этом понятии?

Психологическое здоровье и развитие человека.

Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Ключевые характеристики психологического здоровья.

Связь психологического и физического здоровья. Психологическое здоровье и психологическая зрелость. Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью.

Основные компоненты и уровни психологического здоровья.

Задачи психологического консультирования, сформулированные с использованием понятия «психологическое здоровье»?

Что дает это понятие школьному психологу? Помогает? Мешает?

Вопросы для самоанализа и психологического консультирования (на занятиях):

1) Какими характеристиками психологического здоровья вы обладаете?

2) Как вам привычнее действовать в трудной ситуации: изменять внешнее окружение или самого себя?

3) Могли бы вы вспомнить ситуацию, на которую вы реагировали психосоматически?

4) Если вам очень не хочется что-либо делать, что с вами обычно происходит?

5) Легко ли вы адаптируетесь к быстрым изменениям условий жизни?

6) Как вы воспринимаете жизнь в ситуации неопределенности?

7) Насколько вас интересует собственное духовное развитие?

Литература:

1. Практическая психология образования / Под ред.И.В.Дубровиной, 2004, 2006, 2009.

2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции, 2001, 2008.

Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение».

Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований. Безусловно, вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Возможно, этот вопрос выходит за рамки психологии и должен рассматриваться в междисциплинарном контексте. Мы полагаем, что для организации психологической поддержки в качестве

цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом. И использовать для описания целей развития метафору пути: «Каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Связь психологического и физического здоровья. …Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. … Пример: результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Обобщенный «портрет» психологически здорового человека. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий , жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами , интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом , хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей . Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности , доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония », или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс . Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость , т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. …Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. …Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Психологическое здоровье и зрелость личности ? …Ряд авторов употребляют их практически синонимично. Действительно, если понимать развитие человека как последовательное движение к зрелости, то зрелость и психологическое здоровье взрослого, на наш взгляд, могут использоваться как синонимичные понятия. Однако если говорить о психологическом здоровье ребенка, то оно является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости, но отнюдь не зрелостью.

Взаимосвязь психологического здоровья с духовностью. И. В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богат

Статья «Психологическое здоровье личности»

Психологическое здоровье личности

Проблема психологического здоровья личности, проживающей в неустойчивом, изменяющемся обществе, трудных, сверхэкстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в окончании прожитого — начале нового, XXI столетия — века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии [3].

Трудность обсуждаемой тематики заключается в том, что сам термин «здоровье», конкретно сопряжен с медициной, а его расстройство — с неотъемлемым лечением у врача, экстрасенса и иных разных направлений традиционной и нетрадиционной медицины. Психологическое здоровье связывается, как правило, со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

Психология здоровья – это наука о психологических факторах здоровья, о способах и средствах его сохранения, поддержания и формирования. Цель психологии здоровья, согласно суждению В.А. Ананьева, не может быть полностью определена, так как она выходит за границы только сохранения здоровья. Само здоровье способно рассматриваться как требование для эффективного достижения человеком запланированных актуальных целей [1]. Подобным образом, В.А. Ананьев полагал, что «главный принцип формирования здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья собственную цель» [1, с. 103].

По взгляду И.В. Белашевой психологическое здоровье – это состояние личности, обеспечивающее ее стойкое формирование и успешный личностный рост. Психологическое здоровье, комплекс установок, свойств и функциональных возможностей, которые дают возможность индивиду приспособиться к окружению [2]. Это более популярное установление, хотя сформировать более применимое для абсолютно всех определение психического здоровья едва ли возможно, так как фактически невозможно объединить воедино все убеждения по данной проблеме, сформировавшейся в различных человеческих сообществах и культурах. Человек, существенно отклоняющийся от стереотипов собственного сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время понятия о психической болезни разнообразны в различных культурах и в различные времена внутри любой культуры. Образцом первого может служить тот случай, что многие племена индейцев, в отличие от многих других американцев, полагают галлюцинации нормальным явлением; пример 2-го — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как правонарушение, затем как психическая болезнь, а сегодня — как вариант сексуальной адаптации [2].

С окончания ХIХ в., в последствии трудов З.Фрейда, а затем К.Юнга и иных ученых в психологии и психиатрии утвердилась теория о несводимости психической жизни к осознанному опыту. На изучения психики и ее расстройств очень воздействовало фрейдистское учение о том, что наша осознанная душевная жизнь обусловливается бессознательными понятиями, импульсами, чувствами и противостоящими им защитными механизмами [4].

Это влияние фрейдизма сберегается и вплоть до данного времени; исключение составляют бихевиоральные (поведенческие) концепции психической деятельности, пользовавшиеся огромным воздействием в течение некоторых десятков лет (вплоть до 1950-1960-х годов). Их приверженцы отвергали теорию о роли бессознательного в психической жизни, полагая, что она не требуется для пояснения поведения.

Для выполнения междисциплинарных изучений человеческого сознания современная психология ввела взаимосвязи с иными науками — антропологией, нейробиологией, нейрохимией, кибернетикой и лингвистикой. Концепция психического здоровья часто обусловливается в определениях данных наук ХХ в. Психологов ХIХ в., незнакомых с подобной терминологией, возможно, удовлетворила бы подобная формулировка нынешних взглядов на психологическое здоровье: здоровая психика — та, которая результативно отвечает на стимулы сферы осознанными и неосознанными реакциями [3].

Все более известной становится на сегодняшний день концепция французского специалиста по психологии ХIХ в. П.Жане о том, что некоторые психические понятия недосягаемы нашему сознанию. Данные подсознательные представления — не тот кипящий котел неприемлемых идей, о котором прописал Фрейд, однако все же большую часть времени они не осознаются.

Изучив абстрактные аспекты трудности с точки зрения научных работников, допускается особо отметить последующую классификацию нарушений психологического здоровья личности [2]:

1. Защитная агрессивность (основной первопричиной представляется несоблюдение развития в младенческом возрасте, закрепленное актуальной домашней обстановкой, где главная роль агрессии – защита от внешнего мира, который кажется ребенку опасным). В этом случае личность часто конфликтует, громко разговаривает, выпаливает и выражает усиленную направленность к лидерству.

2. Деструктивная агрессивность (первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых лучших побуждений не допускают их проявления). Такая личность стремится к употреблению слов анальной проблематики, стремиться что-либо сломать, порвать порезать, проявляет косвенную агрессию и радость при разрушении чего-либо, проявляет неуверенность, сверхконтроль.

3. Демонстративная агрессивность (такие личности желают получения негативного внимания. Их цель не защита от окружающих и не причинение вреда, а привлечение внимания к себе).

4. Страхи (личности с данной проблемой заявляют о большом количестве источников страха, многие страхи имеют постоянный характер, а реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают, но страх наносит ущерб качеству жизни).

5. Социальные страхи (дети с пассивным поведением в конфликте не могут проявить чувство гнева, они становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова поощрения). Поведенческие признаки детей с социальными страхами: соответствуют установленным нормам, образцам поведения; стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибиться, при этом не способны к агрессивным действиям; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; остро реагируют на неуспех и пр.

6. Замкнутость (пассивная личность замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах, где у замкнутых личностях снижено внимание, отсутствует спонтанность, живость и невелико количество контактов со сверстниками) [2].

Классификация нарушений психологического здоровья личности продемонстрировала, что психологическое здоровье представляется весьма широким определением, включающим в себя огромное количество компонентов, оказывающих воздействие как друг на друга, так и на единую картину развития человека. И, безусловно, несомненна значимость изучения проблемы психологического равновесия личности.

Таким образом, в нынешних условиях жизни, когда неприятности и стремительный жизненный ритм проявляют ежедневное влияние на психику человека, резко встаёт проблема сохранения психологического здоровья.

Список литературы

1.Ананьев В.А. Основы психологии здоровья, М.: Академия, 2012. -212 с.

2.Белашева И. В. Толерантное поведение как критерий психологического здоровья личности // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – 342 с.

3.Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2014. — 352 с.

4.Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье, М.: Сфера, 2013.-288 с.

Психологическое здоровье его признаки и знаки

Психологическое здоровье человека Здравствуйте, уважаемые читатели и гости моего блога!

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «А нормален (-на) ли я?» и «Что значит: нормальный или ненормальный человек?».

Знаю, что задавали. Этого еще не миновал  ни один взрослый человек.

Нет, данная публикации не о критериях психической вменяемости или невменяемости и не о том, что такое психическое здоровье или здоровье человека.

С этим вопросом следует обратиться к психиатрам.

Данная статья о том, что такое психологическое здоровье человека, а также о его признаках. 

Содержание этой статьи:

Что такое психологическое здоровье

Признаки психологически здорового человека

В статье будут описаны 16 таких признаков, представленных психоаналитиком  – Нэнси Мак-Вильямс на психоаналитическом семинаре, состоявшимся в мае 2014 года, в Москве.

Но для начала обсудим,…

Что такое психологическое здоровье 

Для людей мнительных и впечатлительных сразу скажу, что не существует строгих критериев психологического неблагополучия, как и критериев психологической нормальности.

У психологов и психотерапевтов на этот счет есть поговорка: «Хочешь увидеть невротика, (т.е. эмоционально нездорового человека) – посмотрись в зеркало».

Поговорка подразумевает, что те или иные невротические черты и паттерны поведения можно обнаружить практически у любого человека.

Другими словами, нет полностью здоровых людей, но нет и полностью больных. Есть средний уровень нормальности. Правда, и с точностью его определения тоже не все в порядке. 

Тем не менее, можно предположить, что психологически относительно здоровый человек – это человек, который в целом удовлетворен своей жизнью.

Он получает удовлетворение пусть и не от каждого прожитого дня, но, по крайней мере, от большинства из них, при этом у него есть устойчивое ощущение значимости самого себя, своей деятельности и жизни, тесно переплетённое с ощущением осмысленности своего существования.

Эта тема очень тесно связана с двумя другими статьями:

Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)

Личностная зрелость (не будь взрослым, иначе будет больно)

А кто такой психологически больной человек? Я скажу, что таких вообще нет. Не существует в природе.

Есть люди, которых следует называть не больными, а людьми с пониженным уровнем психологического здоровья.
Так что, если вы не обнаружите у себя большинства (а то и все) из перечисленных ниже признаков и критериев психического здоровья, — не переживайте!

Нужно просто заняться собой, уделить больше внимания саморазвитию, понять, что ваше благополучие находится в ваших руках, а если совсем прижмет, то обратиться за психологической помощью.   

А далее…

Признаки

психологически здорового человека

  1. Способность любить, принимая другого человека  таким, каким он является, со всеми его недостатками и червоточинками.

Это зрелая любовь, готовая смотреть в глаза всем несовершенствам другого человека и не отворачиваться от него.

Такая любовь идет рука об руку с искренностью, открытостью и доверием.

     2. Способность работать

Но не в смысле «гнуть спину на какой-то работе», а заниматься тем делом, которое по душе.

Которое соответствует внутренним потребностям, приносит удовлетворение, раскрывает творческий потенциал, дает миру что-то полезное.

Другими словами, если вы работаете только за вознаграждение, а все остальное вам не по душе, то тогда и душа (т.е. психика) будет страдать и эмоциональное здоровье будет не в порядке. 

    3. Способность играть

И в прямом смысле, как у детей и в переносном – играть в жизни.

То есть быть непосредственным, открытым, искренним, принимать трудности и проблемы как вызов.

Но не стоически и истерически, как каменный человек, насупивший брови для борьбы.

А как человек, извлекающий из трудностей и проблем уроки, делающий опыт их преодоления своим духовным богатством.  

Я бы сказал, что игра – это постоянное обучение у жизни, способствующее вашему саморазвитию.   

    4. Безопасные и открытые отношения с окружающими

Без них психологическое здоровье просто невозможно. Но тут требуется небольшое пояснение.

Каждый из нас вступает в определенные отношения с другими людьми, обрастает определенными привязанностями. Но эти отношения и привязанности могут быть разными.

Так, девушка, насмотревшись в детстве на вечно пьяного отца, тщательно выбирает себе мужа, чтобы, не дай бог, не выйти за алкоголика. Наконец, выходит за муж … за алкоголика.

Бессознательно девушка выбрала нездоровые и небезопасные отношения. Она опять «прилипла» или «привязалась» не к тому человеку, попала к нему в зависимость. И так бывает со многими людьми.

Часто мы попадаем под нездоровое влияние других, нас эксплуатируют, ущемляют наши интересы, при этом в глубине души мы сами стремимся к этому, получаем от этого какую-то выгоду.

Другой тип отношений – здоровые или безопасные. Их ключевая ценность — доброжелательное отношение к другому человеку, тесно переплетенное с полным принятием себя самого. 

В этом случае привязанность формируется на основе стабильности, открытости, на любви и уважении.

Встречали, наверное, пары, которые всю жизнь прожили душа в душу. Всякое было у них, но любовь и уважение друг к другу они сумели пронести до самой смерти.

Нарушения в отношениях – наиболее часто встречающаяся психологическая проблема. Но есть повод к оптимизму – нездоровые привязанности хорошо поддаются изменению в результате их проработки со специалистом

Как психологическое здоровье личности повышает эффективность управления бизнесом читайте в статьях: 

Качества успешного руководителя и

Социально-психологический климат в коллективе

    5. Способность к автономии или самостоятельности

Это способность строить свою жизнь на основе своей силы и независимости, умение слушать себя, свои потребности, интересы, а в идеале слышать и подчиняться своему призванию.

В противоположность этому большинство людей плывут по течению, туда, «куда вывезет кривая».

    6. Способность быть самим собой или постоянство себя

Это связано с устойчивым не конфликтным восприятием себя во времени, с чувством единства своих переживаний, своих слабых и сильных сторон.

В противоположность этому, человек, неспособный признать свои слабости, скорее всего не является самим собой. Быть самим собой, это значит, быть разным, но одновременно единым.

     7. Сила Я

Это способность адекватно противостоят стрессам и жизненным трудностям. Умение самостоятельно выстраивать свою жизнь, проявляя волю и решительность.

В противоположность этому, о слабости «я» могут говорить неадекватные реакции на стресс – чрезмерное употребление алкоголя, наркотики и другие зависимости.

      8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка

Способность одинаково объективно воспринимать свои достижения и недостатки, умение учиться на ошибках, не быть излишне критичным в отношении себя и в тоже время не потакать своим слабостям.

Умение пользоваться 3 составляющими успеха и уверенности в своих силах. 

  9. Развитая нравственность

Умение поступать и действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями и смыслами, способность отстаивать свои ценности и убеждения.

    10. Способность выносить свои эмоции и чувства, испытывать весь их спектр. 

Но, при этом, не идти у них на поводу, не действовать под их влиянием.

Такой человек умеет отделять свои эмоции от своих мыслей и действий, он способен контролировать и прорабатывать свои негативные эмоции и переживания, а не подавлять их  

     11. Развитое самосознание

Способность взглянуть на себя такого, какой ты есть на самом деле. («…Могу одновременно грызть стаканы и Шиллера читать без словаря…»).

Умение в каждую единицу времени отдавать себе отчет в своих действиях, мыслях, эмоциях и поступках и на основе этого стараться строить свое поведение и свою жизнь. Умение смотреть на себя со стороны.

     12. Способность понимать и принимать другого человека и самого себя раздельно, не смешивая, не проецируя на него свои мысли и эмоции. 

Например, когда я чувствую, что меня раздражает какой-то человек, я должен понимать, что, может быть, это не он такой, а это я бессознательно переношу на него что-то свое.

Что раздражение вызывает не он, но то, что я думаю про него, мои опыт, чувства и мысли, перенесенные на него.

Только научившись управлять своими проекциями, мы можем сформировать здоровое и доброжелательное отношение к другому человеку.

     13. Гибкость в поведении и использовании психологических защит

Видели когда-нибудь человека, который практически во всех ситуациях реагирует обидой и уходом, или гневом и раздражением, или обвинениями других или себя самого?

У такого человека уровень психологического здоровья сильно снижен.  

Психологически здоровый человек очень гибко адаптируется к изменяющейся обстановке, гибко использует защиты.

     14. Баланс между направленностью внимания на себя и вниманием на других 

Желательно в равной степени делать и для себя, и для других людей, давать и себе, и другим людям, одинаково заботиться и о себе, и о других.

Психологически здоровый человек, как правило, умеет находить этот баланс. Это великое искусство – в равной степени помнить и о себе, и о другом человеке.

    15. Способность быть живым, спонтанным и деятельным

 А не инертным, тревожным и замкнутым. Умение чувствовать вкус жизни во всех ее проявлениях, подчинятся творческим, жизненным порывам.

    16. Смирение

Способность принять жизнь такой, какая она есть. Умение. посмотреть в глаза жизненным трудностям, тяготам и печалям. Умение принимать то, что мы не в силах изменить, свою ограниченность и ограниченность нашего бытия.

Таким образом, мы видим, что психологическое здоровье человека – это множество специфических черт и характеристик личности человека.

Кстати тема данной статьи очень тесно соприкасается с ключевыми идеям еще двух публикаций:

20 вредных привычек и качеств неудачника

22 полезных качества успешного человека

Впрочем, если вы не нашли у себя ни одной из них – не отчаивайтесь, как я уже писал выше, те или иные невротические черты и паттерны поведения можно обнаружить практически у любого человека.

Тем не менее, согласитесь, есть к чему стремиться.

И данный список может стать неким ориентирующим примером того, каким должно быть качественное эмоциональное здоровье.

В заключении хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, ключевым критерием психологически здоровой личности является, привычка человека всегда следовать заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любить себя и проявлять доброжелательное отношение к другому человеку – это основа как физического, так и эмоционального здоровья.

На этом все. С нетерпением жду ваших комментариев на тему «что такое психологическое здоровье человека». 

В одной из следующих статей поговорим об альтернативных критериях здоровой личности, а также о том, «что такое невроз и кто такой невротик».

До встречи в следующей публикации.

© Денис Крюков

Автор сайта

https://formaetsensum.ru/

Психолог в Чите и психолог онлайн


Вместе с этой статьей читайте:

18. Психологическое здоровье. Критерии психологического здоровья.

Психологическое здоровье – это оптимальное функционирование всех психических структур необходимых для жизнедеятельности; это душевное ми личностное здоровье.

Психологическое здоровье определяется 2 признаками:

1. Придерживаться жизненным принципам.

2. Эффективная адаптация.

Критерии:

1. Адекватное восприятие окружающей среды.

2. Осознание совершаемых поступков.

3. Активность

4. Работоспособность.

5. Целеустремленность.

6. Способность устанавливать близкие контакты.

7. Полноценная семейная жизнь.

8. Чувство привязанности и ответственности.

9. Ориентация на саморазвитие.

19. Характеристики психологического здоровья (основные черты здоровой личности).

1. критичность и саморазвитие.

2. Адекватность общего уровня активизации нервно — психологического напряжения.

3. способность контролировать и владеть своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией.

4. коммуникация, эффективные способы нахождения эффективного языка.

5. способность к достижению и поддержки необходимого уровня IQ работоспособности.

6. Чувство юмора.

Свобода от зависимостей.

Способность принимать себя, самоактуализация.

Способность сохранять оптимальный настрой.

Способность к истинному проявлению оптимизма.

Черты психически здоровой личности

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самоактуализируующимся людям характерно пребывание наедине собой, в раздумьях.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Такие люди чаще испытывают пики переживания, что высвобождает творческие способности, индивидуальность индивида, что присуще мотивации развития.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявления враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы.Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять».

Тема 2. Психическое здоровье человека и психологическая помощь

7

  1. Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

  2. Факторы и условия психического благополучия и риска.

  3. Психологическая культура и ее роль в сохранении психического здоровья человека.

  4. Этические аспекты оказания психологической помощи

1.Понятие о психическом и психологическом здоровье личности.

Психическое здоровье (ментальное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Под нормальным психическим здоровьем понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Под умственной работоспособностью понимают «определенный объем работы, выполняемый без снижения оптимального для данного индивидуума уровня функционирования организма». Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

2.Факторы и условия психического благополучия и риска.

Изучая проблему здоровья всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пришли к выводу об особой роли психического развития в здоровье ребенка. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие Детей» (1979) отмечается следующее:

  • нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями;

  • основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

Нарушения психического здоровья в детстве имеют две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития; во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Сухомлинский В.А. еще в начале семидесятых годов XX века горячо убеждал педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Oti писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» (Сухомлинский В. А., 1974, с. 104-105).

В материалах ВОЗ уделяется большое внимание не только воспитанию ребенка в семье, но и школе, которая оказывает существеннейшее влияние на психосоциальное развитие детей. Причем подчеркивается, что решающая роль принадлежит нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее сотрудниками и детьми. Материальная база школы (оборудование, размеры школьных помещений и т. д.) имеет второстепенное значение.

Проблемы психического здоровья детей рассматриваются в ряде Работ медицинского характера (Кабанов М. М., 1983; Захаров А. И., 1982; Исаев Д. Р., 1983; Козлов В. П., 1983; ред. Громбах С. М., 1988; Винокуров А. Н., 1992, и др.). Указывается, что детский возраст характеризуется повышенной чувствительностью к средовым влияниям, и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам.

А. И. Захаров подчеркивает: «Успешно лечить невроз ребенка можно, только поняв источники его происхождения, которые неразрывно связаны с личностными особенностями родителей, неправильным воспитанием и нарушенными отношениями в семье» (1982, с. 5).

Определенный интерес в плане решения проблемы психического здоровья имеет концепция locus minoris resistentiae (места наименьшего сопротивления), выдвинутая классиками психиатрии, в частности П. Б. Ганнушкиным (1964, с. 116), и получившая значительное распространение в последние годы (Личко А. Е., 1977,1979; Эйдмиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1983, и др.). В соответствии с этой концепцией в основе декомпенсации психопатий и временных дезадаптации, акцентуаций характера лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций.

Это ситуации, требующие от подростка сдерживать проявления своей бурной энергии (гипертимное отклонение характера), эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц (лабильное отклонение характера), ситуации конфликтных отношений (при эпилептоидном отклонении), недостаток внимания к личности (при истероидном). При неустойчивом отклонении трудности порождаются ситуацией, требующей проявления волевых качеств, при «сензитивном» — «экзаменом», испытаниями разного рода, при психастеническом — необходимостью делать выбор, принимать решение. Во всех случаях, подчеркивают Э. Г. Эйдмиллер и В. В. Юстицкий, причина дезадаптации — встреча подростка со своей типичной трудно разрешаемой ситуацией, а задача психолога — помочь подростку повысить способность к ее разрешению (1983).

В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли и т. п.).

Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний, конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения (1982, с. 6-7).

Несмотря на то что во всех вышеупомянутых работах употребляется термин «психическое здоровье», речь, по существу, идет главным образом о нарушениях психического здоровья: о причинах нарушения здоровья, проявлении симптомов нездоровья, неблагоприятных условиях для психического здоровья и т. п.

Этот факт еще в 1979 году отметили эксперты Всемирной организации здравоохранения. Они сформулировали очень важную для психологической службы образования рекомендацию:

♦ перейти от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса;

♦ от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения.

Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития детей зависит от создания условий, соответствующих сензитивности возрастного периода.

Уровни психологического здоровья:

  • К высшему уровню психологического здоровья — креативному — можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Такие люди не нуждаются в психологической помощи.

  • К среднему уровню — адаптивному — отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Такие люди могут быть отнесены к группе риска, поскольку не имеют запаса прочности психологического здоровья и могут быть включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности.

  • Низший уровень — это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Ассимилятивный стиль поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.

Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психологической помощи.

Таким образом, можно сделать вывод, что в психологическом консультировании необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы в зависимости от объективных условий (в детском саду, школе, институте и т.п.) и уровня психологического здоровья людей.

Безусловно, для эффективной организации психологического консультирования и коррекции необходимо определить факторы риска нарушения психологического здоровья и оптимальные условия его становления.

Факторы риска нарушения психологического здоровья

Их можно разделить условно на две группы:

  • объективные, или факторы среды,

  • и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.

Обсудим сначала влияние факторов среды. Под ними обычно понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране. Понятно, что факторы среды наиболее значимы для психологического здоровья детей и подростков, поэтому раскроем их наиболее подробно.

Типы взаимодействия матери и ребенка

Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что наиболее значимым фактором нормального развития личности младенца является общение с матерью и дефицит общения может привести к различного рода нарушениям развития ребенка. Однако помимо дефицита общения можно выделить и другие, менее очевидные типы взаимодействия матери с младенцем, неблагоприятно сказывающиеся на его психологическом здоровье. Так, дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка. Именно такое воспитание достаточно характерно для многих современных семей, но именно оно традиционно расценивается как благоприятное и не рассматривается как фактор риска ни самими родителями, ни даже специалистами-психологами, поэтому опишем его подробнее. Перевозбуждение и сверхстимуляция ребенка могут наблюдаться в случае материнской гиперопеки с отстранением отца, когда ребенок играет роль «эмоционального костыля матери» и находится с ней в симбиотической связи. Такая мать постоянно пребывает с ребенком, не оставляет его ни на минуту, потому что ей хорошо с ним, потому что без ребенка она чувствует пустоту и одиночество. Другой вариант — непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер: питание или опорожнение кишечника. Как правило, этот вариант взаимодействия реализует тревожная мать, которую безумно беспокоит, доел ли ребенок положенные граммы молока, регулярно ли и как опорожнил кишечник. Обычно она хорошо знакома со всеми нормами развития ребенка. К примеру, она внимательно следит, вовремя ли ребенок начал переворачиваться со спины на живот. И если он задержался с переворотом на несколько дней, сильно беспокоится и бежит к врачу.

Следующий вид патологических взаимоотношений — чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, т. е. структурная неорганизованность, неупорядоченность, прерывность, анархия жизненных ритмов ребенка. В России наиболее часто этот вид реализует мать-студентка, т. е. не имеющая возможности постоянного ухода за ребенком, но потом пытающаяся загладить чувство вины непрерывными ласками.

И последний вид — это формальное общение, т. е. общение, лишенное эмоциональных проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Этот вид может реализовать мать, стремящаяся полностью построить уход за ребенком по книгам, советам врача, или же мать, находящаяся рядом с ребенком, но по тем или иным причинам (например, конфликты с отцом) эмоционально не включенная в процесс ухода.

Последствия

Нарушения взаимодействия ребенка с матерью может привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность и недоверие к окружающему миру вместо нормальной привязанности и базового доверия (М. Эйнсворт, Э.Эриксон). Следует отметить, что эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняются до младшего школьного возраста и далее, однако в процессе развития ребенка приобретают различные формы, «окрашенные» возрастом и индивидуальными особенностями. В качестве примеров актуализации тревожной привязанности в младшем школьном возрасте можно назвать повышенную зависимость от оценок взрослых, стремление делать уроки только с мамой. А недоверие к окружающему миру нередко проявляется у младших школьников как деструктивная агрессивность или сильные немотивированные страхи, причем и то и другое, как правило, сочетается с повышенной тревожностью.

Следует также отметить роль младенчества в возникновении психосоматических нарушений. Как отмечают многие авторы, именно с помощью психосоматических симптомов (желудочных колик, нарушения сна и т. п.) ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. Вследствие пластичности психики ребенка возможно его полное освобождение от психосоматических нарушений, но не исключен вариант и непрерывности соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста. С сохранением психосоматического языка реагирования у некоторых младших школьников нередко приходится встречаться и школьному психологу.

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом по следующим причинам.

Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Оно должно освободиться от поддержки, которую ему оказывало «Я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и осознания себя как отдельного «Я». Таким образом, итогом развития в раннем возрасте должно стать формирование автономности, самостоятельности, а для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. А вот выбрать расстояние, на которое нужно отпустить ребенка, и темп, в каком это следует делать, обычно бывает достаточно трудно.

Таким образом, к неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком можно отнести: а) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т. п.; б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет тревожная мать.

Кроме того, поскольку ранний возраст — это период амбивалентного отношения ребенка к матери и важнейшей формой детской активности является агрессия, то фактором риска может стать абсолютный запрет на проявление агрессивности, следствием чего может явиться полное вытеснение агрессивности. Таким образом, всегда добрый и послушный ребенок, который никогда не капризничает, — «гордость мамы» и всеобщий любимец часто платит за всеобщую любовь достаточно дорогой ценой — нарушением своего психологического здоровья.

Следует также отметить, что важную роль в становлении психологического здоровья играет и то, как осуществляется воспитание опрятности ребенка. Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил — ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Любопытно, что исследователи традиционного детского фольклора полагают, что страхи наказания за неопрятность находят свое отражение в детских страшных сказках, которые обычно начинаются с появления «черной руки» или «темного пятна»: «Один раз в одном городе по радио передавали, что появляется какое-то черное пятно на стенах, и все время падает потолок и всех убивает…».

Определим теперь место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Как утверждает Г. Фигдор, отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а) подает ребенку пример отношений с матерью — отношений между автономными субъектами; б) выступает прообразом внешнего мира, т. е. освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то; в) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Но как редко в современной мире отец хочет, и как редко имеет возможность быть рядом с ребенком! Таким образом, и отношения с отцом чаще всего неблагоприятно сказываются на формировании автономности и самостоятельности ребенка.

Несформированная самостоятельность ребенка в раннем возрасте может явиться источником многих трудностей младшего школьника и прежде всего источником проблемы выражения гнева и проблемы неуверенности. Педагоги и родители нередко ошибочно считают, что ребенок с проблемой выражения гнева — это тот, кто дерется, плюется, ругается. Стоит напомнить им, что проблема может иметь различную симптоматику. В частности, можно наблюдать вытеснение гнева, выражающееся у одного ребенка как страх взросления и депрессивные проявления, у другого — как чрезмерная тучность, у третьего — как резкие необоснованные вспышки агрессивности при выраженном стремлении быть хорошим, приличным мальчиком. Достаточно часто вытеснение гнева принимает форму сильной неуверенности в себе. Но еще более ярко несформированная самостоятельность может проявиться в проблемах подросткового периода. Подросток будет либо добиваться самостоятельности не всегда адекватными ситуации протестными реакциями, возможно даже в ущерб себе, либо продолжать оставаться «за маминой спиной», «расплачиваясь» за это теми или иными психосоматическими проявлениями.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *