Психология и здоровье – Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека………………….4

Содержание

Психология здоровья — Википедия

Психоло́гия здоро́вья — это наука о психологических и поведенческих процессах здоровья, болезни и здравоохранения[1]. Она занимается изучением того, как психологические, поведенческие и культурные факторы влияют на физическое состояние здоровья или болезни.

Понимая психологические факторы, которые влияют на здоровье и конструктивно применение того знания, медицинские психологи могут улучшить здоровье, работая непосредственно с отдельными пациентами или косвенно в крупномасштабных программах здравоохранения. Кроме того, медицинские психологи могут помочь обучить других работников здравоохранения (например, врачей и медсестер) использовать в своих интересах знание, которое произвела дисциплина, в лечении пациентов. Медицинские психологи работают во всевозможных местах: вместе с другими медицинским персоналом в больницах и клиниках, в общественных отделах здравоохранения, работающих над крупномасштабным изменением поведения и программами охраны здоровья, и в университетах и медицинских школах, где они преподают и проводят исследования.

Хотя его ранние начала можно проследить в области клинической психологии[2], четыре различные подразделения в рамках психологии здоровья и одной смежной области, профессиональной психологии здоровья[3], были разработаны в течение времени. Четыре подразделения включают клиническую психологию здоровья, психологию общественного здравоохранения, психологию здоровья общества, и критическая психология здоровья[4]. Профессиональные организации для области психологии здоровья включают Отдел 38 Американской психологической ассоциации[5], Отдел Психологии Здоровья Британского психологического общества

[6] и Европейское общество психологии здоровья[7]. Расширенная аттестация в США обеспечивается через Американский совет профессиональной психологии[8].

Понимание поведения и ситуативных факторов[править | править код]

Психологи проводят исследования, чтобы определить то поведение и тот опыт, который способствует улучшению здоровья, может привести к болезни, или повлиять на эффективность медицинской помощи. Они также рекомендуют способы улучшения политики здравоохранения[9]. Психологи работают над разработкой стратегий снижения никотиновой зависимости[10], улучшения ежедневного питания[11], в целях укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Они также изучили связь между болезнью и индивидуальными особенностями. Например, психология здоровья нашла связь между такими личностными характеристиками как тревожность, импульсивность, враждебность / гнев, эмоциональная неустойчивость, депрессия, с одной стороны, и экстремальным вождением с другой

[12].

Психология здоровья также связана с ситуативными факторами, в том числе экономическими, культурными, социальными и образом жизни, которые влияют на здоровье. Биопсихосоциальная модель может помочь в понимании отношения между контекстными факторами и биологией при воздействии на здоровье. Физическая зависимость препятствует прекращению курения. Некоторые исследования показывают, что соблазнительная реклама также вносит свой ​​вклад в психологическую зависимость от табака

[13], хотя другие исследования не обнаружили взаимосвязи между воздействием средств массовой информации и курением в юности[14]. Другие исследования показывают соотношение между безработицей и повышением артериального давления[15][16].

Психологи стремятся изменить поведение людей для двойной цели — помочь людям оставаться здоровыми и помогать пациентам придерживаться схемы лечения болезни.

Профилактика болезней[править | править код]

Психологи могут способствовать здоровью и благополучию за счёт предупреждения заболеваний[17]. Некоторые болезни можно лечить гораздо эффективнее, если их рано обнаружить. Психологи работают над пониманием того, почему некоторые люди не стремятся к профилактике, осмотрам, прививкам, и используют эти знания для разработки способов поощрения людей посещать медосмотры для обнаружения таких заболеваний, как рак и болезни сердца

[17]. Психологи также находят способы, чтобы помочь людям избежать рискованного поведения (например, незащищенного секса) и поощряют поведение, направленное на улучшение здоровья (например, регулярная чистка зубов или мытье рук)[17]. Психологи также занимаются просвещением работников здравоохранения, в том числе врачей и медсестер, касательно эффективного общения с пациентами, обучение способам, которые позволяют преодолевать коммуникативные барьеры.

Последствия заболеваний[править | править код]
Проведение исследований[править | править код]

Как и психологов других дисциплин, психологи здоровья имеют глубокие знания методов исследования. Психологи применяют эти знания для проведения исследований по различным вопросам[18]. Например, психологи проводят исследования, чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • Что влияет на здоровое питание?
  • Как стресс связан с болезнями сердца?
  • Как можно помочь людям изменить мышление, чтобы улучшить здоровье?
Обучение и общение[править | править код]

Психологи также могут быть ответственны за обучение других специалистов в области здравоохранения тому, как проводить мероприятия, пропагандирующие здоровое питание, отказ от курения, снижение веса и т. д. Психологи также обучают других специалистов коммуникативным навыкам, таких как, например, поддержка с целью улучшения соблюдения врачебных предписаний

[18].

Улучшение взаимодействия пациента с врачом[править | править код]

Медицинские психологи помогают процессу связи между врачами и пациентами во время медицинских консультаций. В этом процессе имеется большое количество проблем, так как, например, пациенты демонстрируют отсутствие понимания многих медицинских терминов, особенно анатомических (например, кишечник). Одно из направлений исследования в этом вопросе включает в себя «врач-центрированные» и «пациент-центрированные» консультации. «Врач-центрированные» консультации обычно директивны, пациент отвечает на вопросы и практически не играет роли в постановке диагноза. Несмотря на то, что этот стиль предпочитаем пожилыми людьми, многим людям он не нравится чувства иерархии или игнорирования, которые он вызывает. Они предпочитают «пациент-центрированную» консультацию, в которой врач фокусируется на нуждах пациента, выслушивает его до конца до того, как поставить диагноз, и включает пациента в процесс выбора лечения и постановки диагноза.

Улучшение соблюдения медицинских показаний[править | править код]

Медицинские психологи включены в исследование и практику, нацеленную на наставление людей следовать медицинским предписаниям и соблюдению режима лечения. Пациенты часто забывают принимать лекарства или сознательно отказываются от их приема из-за побочных эффектов. Отказы принимать предписанные лекарства ведут к большим расходам и тратят миллионы полезных лекарств, которые, в противном случае, могли бы помочь другим людям.

Способы наблюдения за соблюдением показаний[править | править код]

Психологи выявили ряд способов измерения соблюдения пациентами медицинских схем:

  • Подсчет количества таблеток в баночках
  • Использование самоотчётов
  • Использование «Trackcap» бутылки, которая отслеживает количество открываний.
Управление болью[править | править код]

Психология здоровья пытается найти средства, чтобы уменьшить или устранить боль, а также болевые аномалии, такие как каузалгии, невралгии, и фантомные боли. Хотя задача измерения и описания боли была проблематичной, развитие опросника боли МакГилла[19] помогло добиться прогресса в этой области. Лечение боли включает в себя введение обезболивающих, иглоукалывание (признано эффективным в снижении боли при остеоартрите колена

[20]), биологическую обратную связь, когнитивно-поведенческую терапию.

  1. ↑ Johnston, M. (1994). Current trends in Health Psychology. The Psychologist, 7, 114—118.
  2. ↑ Rogers, R. W. (1983). Preventive health psychology: An interface of social and clinical psychology. Journal of Social and Clinical Psychology, 1(2), 120—127. doi:10.1521/jscp.1983.1.2.120
  3. ↑ Everly, G. S., Jr. (1986). An introduction to occupational health psychology. In P. A. Keller & L. G. Ritt (Eds.), Innovations in clinical practice: A source book, Vol. 5 (pp. 331—338). Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
  4. ↑ Marks, D.F., Murray, M., Evans, B., & Estacio, E.V. (2011).
  5. ↑ APA Division 38: Health Psychology
  6. ↑ Division of Health Psychology | BPS
  7. ↑ Welcome to the EHPS | EHPS
  8. ↑ Clinical Health Psychology — American Board of Professional Psychology
  9. ↑ Sharman, S.J.; Garry, M.; Jacobsen, J.A.; Loftus, E.F.; & Ditto, P.H. (2008). False memories for end-of-life decisions. Health Psychology, 27, 291-96.
  10. ↑ Dusseldorp, E.; van Elderen, T.; & Maes, S.; Meulman, J. & Kraaij, V. (1999). A meta-analysis of psychoeducational programs for coronary heart disease patients. Health Psychology, 18, 506-19.
  11. ↑ Resnicow, K.; Jackson, A.; Blissett, D.; Wang, T.; McCarty, F.; Rahotep, S.; & Periasamy, S. (2005). Results of the Healthy Body Healthy Spirit Trial. Health Psychology, 24, 339-48.
  12. ↑ Beirness, D.J. (1993). Do we really drive as we live? The role of personality factors in road crashes. Alcohol, Drugs & Driving, 9, 129-43.
  13. ↑ Pierce, J.P.; & Gilpin, E.A. (1995). A historical analysis of tobacco marketing and the uptake of smoking by youth in the United States: 1890—1977. Health Psychology, 14, 500—508.
  14. ↑ Ferguson C.J. & Meehan, D.C. (2011). With friends like these…: Peer delinquency influences across age cohorts on smoking, alcohol and illegal substance use. European Psychiatry, 26(1), 6-12.
  15. ↑ Ilies, R., Dimotakis, N., & Watson, D. (2010). Mood, blood pressure, and heart rate at work: An experience-sampling study. Journal of Occupational Health Psychology, 15(2), 120—130. doi:10.1037/a0018350
  16. ↑ Kasl, S.V. & Cobb, S. (1970). Blood pressure changes in men undergoing job loss: A preliminary report. Psychosomatic Medicine, 32(1), 19-38.
  17. 1 2 3 The British Psychological Society. (2011). What is health psychology? A guide for the public.
  18. 1 2 The British Psychological Society. (2011). Health psychology: A guide for employees.
  19. ↑ Melzack, R. (1975). The McGill Pain Questionnaire: Major properties and scoring methods. Pain, 1(3), 277—299.
  20. ↑ Berman, B.; Singh B.B.; Lao, L.; Langenberg, P.; Li, H.; Hadhazy, V.; Bareta, J. & Hochberg, M. (1999). A randomized trial of acupuncture as an adjunctive therapy in osteoarthritis of the knee. Rheumatology, 38(4), 346-54.

1. Здоровье. Психология здоровья. Цель и задачи психологии здоровья.

Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефект, но полное душевное, физическое и соц благополучие.

ПЗ–это наука опсих причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

ПЗ является синтезом 2-х наук – валеологии (наука об индивидуальном здоровье чел-ка) и гигиены.

Направление исследований:

  1. Выявление роли психолог фактора в укреплении здоровья чел-ка.

  2. Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.

  3. Поиск оптимальных методов психолог воздействия, направленное на развитие здоровья личности.

  4. Создание системы обучения здоровью.

Основная цель ПЗ – всестороннее совершенствования чел-ка.

Объект ПЗ – здоровая личность.

Задачи ПЗ:

  1. Повышение ур-ня психологической культуры степени совершенствования.

  2. Повышение ур-ня культуры общения.

  3. Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

2. Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.

Осн проблемы ПЗ:

  1. Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).

  2. Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).

  3. Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)

  4. Снижение уровня соц поддержки

  5. Актуализация всех грехов чел-ка

  6. Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.

Связь с др науками:валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.

3. Основные модели здоровья.

1) Биологическая. Здоровье – это отсутствие болезни и нормальное функционирование организма.

2) Медицинская. Здоровье (предложено ООН) – это состояние полного физического, соц благополучия, а не только отсутствие болезни.

3) Биомедицинская. Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех органов и систем уравновешено с внешней средой.

4) Ценностно-социальная. Здоровье – это ценность для чел-ка, необходимая для удовлетворения потребностей.

5) Биосоциальная. Здоровье – это гармоничное единство соц и биологических ка-в чел-ка.

4. История становления психологии здоровья.

Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев высту­пил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-мсъезде российских психиатро.

В1930-егг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на­ правлении привели к появлению новой научной области:психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се­ годня называется «Американское психосоматическое общество». «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психологическое здоровье

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров — личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру — ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Итак, психологическое здоровье — это гармоничное и позитивное состояние личности, её мышления и образа жизни. Оно заключается в способности человека слышать себя, развивать свой потенциал, справляться со стрессами и продуктивно работать. Психологическое здоровье неотделимо от физического самочувствия и успешной социализации человека в обществе.

Психологическое и психическое здоровье

 

Оно касается не только «меня» в отношении «меня самого», но и в отношении других людей, жизни человека в разных социальных средах (в семье, на работе, учёбе), Оно определяется и тем, как человек чувствует себя во время отдыха, в отношении своего тела, насколько он может чередовать работу и отдых. В каждой из таких сфер можно найти то, что будет говорить о благополучии или неблагополучии личности.

Одна из формул психологического здоровья (благополучия) — это формула Зигмунда Фрейда, который говорил, что главная задача терапии — это помочь человеку научиться любить и работать. Нынешние психоаналитики добавляют, что не только любить и работать, но и делать это с удовольствием.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Чем отличается психологическое здоровье от психического? Существует фраза: психически здоров — личностно болен. То есть, если такой человек пойдёт к психиатру — ему никакого диагноза не поставят, но личностно (психологически) он нездоров. И в какой-то из сфер это будет проявляться.

Например, он на работе очень старается, копит огромное количество напряжения, потому что не находит способа справляться с раздражением на коллег, с обидами на начальника. Потом приходит домой и выливает весь негатив дома: кричит на жену, бьёт детей. Всё это можно считать психологическим неблагополучием личности.

Определяем психологически здорового человека

Психологическое здоровье взаимосвязано со всеми сферами жизни, но, если «плясать» от личности, то психологически здоровым мы считаем человека, у которого нормальное восприятие реальности: у него нет галлюцинаций, он понимает, где находится, ведёт себя адекватно в каждой ситуации: там где надо, веселится, где необходимо проявить уважение — он его проявляет, где нужно быть ответственным — он выполняет взятые на себя обязательства.

Самая главная характеристика психологически здорового человека — это выбор. Он делает всё исходя из своих осознанных выборов. В отличие от человека нездорового, который действует стихийно или с оглядкой на кого-то — реального или воображаемого. (Вспомните Грибоедова: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»).

Психологически благополучный человек может быть в общении довольно открытым, честным, искренним, из-за чего порой не очень приятен окружающим. Потому что в отличие от психологически нездоровых людей он не прибегает к манипуляциям, заискиваниям, действиям, которые бы вызывали желаемую для него реакцию у окружения.

Допустим, жена говорит мужу: «Не хочешь ли ты свозить меня в парикмахерскую?» Муж-манипулятор ответит: «Да, дорогая». А потом он говорит ей: «Можно я завтра съезжу на рыбалку? Я же тебя отвозил вчера». Она отвечает согласием.

Здоровый муж честно говорит супруге: «Послушай, дорогая, я не хочу тебя везти сегодня в парикмахерскую, я смотрю футбол. Могла бы ты сама съездить?» При этом он совершенно спокойно может сказать: «Завтра я еду на рыбалку».

Психологически здоровые люди способны устанавливать здоровые отношения привязанности. У всех у нас есть травмы привязанности, растущие из детства. Люди, которые живут в гармоничном партнёрстве, могут исцелить свои раны и создать семью, где они будут получать удовольствие, радость, удовлетворять различные потребности и реализовывать все цели, для которых семья предназначена.

Люди с нарушением привязанности чаще всего образуют различные деструктивные союзы, где один превращается в преследователя, а другой — в отстраняющегося. Чаще всего встречающийся союз такого рода — это женщина-преследователь, которая чего-то хочет от мужчины, и мужчина, который пытается от неё убежать всеми способами.

Такие браки могут держаться годами, но они не доставляют никакого удовольствия участникам, разрушают их психику, способствуют возникновению неуверенности в себе, агрессии и разных самодеструкций, которые могут выражаться через психосоматические заболевания, нервное поведение, невозможность достигать поставленных целей. Такие пары калечат психику собственных детей. Ведь сыновья и дочери эту модель перенимают и в будущем воспроизводят в собственной семье.

Психологически здоровый человек — человек ответственный. Он отвечает за себя, за свои планы и действия, за тех людей, которые ему доверились. Если это родитель, то он в ответе за своих детей, если начальник — в какой-то степени за подчинённых. Он ценит свою личность, свою автономию, при этом уважает и ценит других людей и их выбор.

Например, часто встречаются споры по поводу того, кто лучше: мужчины или женщины. Или размышления на предмет того, какими должны быть представители двух полов. Женщина, мол, должна носить юбку, быть хитрой, скромной, спокойной, красивой, мужчина — сильным, смелым, умеющим быть добытчиком.

Психологически здоровый человек активен, у него есть интерес к жизни. Фрейдовское «любить и работать» у него обычно реализовано. У него есть стратегия преодоления трудностей: как семейных, так и профессиональных. Этот человек не ангел, но он всегда знает, кем он является. Это то, что в психологии называется стабильная, здоровая, зрелая идентичность или представление о самом себе.

Психологически здоровые люди обычно ищут себе таких же. Им достаточно сложно жить с нездоровыми, как и нездоровому человеку — сосуществовать рядом с тем, кто имеет разнообразные нарушения.

Благополучная личность, не обижаясь, учитывает чужое мнение, вполне может не доказывать с пеной у рта своё. Такой человек предлагает компромиссы: «Ты хочешь в театр, а я на футбол. Давай мы сегодня пойдём в разные места? Или договоримся: сегодня ты идёшь со мной на футбол, а завтра я с тобой в театр».

Психологически здоровый человек способен прямо заявлять, чего он хочет. Он может уступить, реализовать своё намерение позже. Он способен как жертвовать своим временем, силами (например, воспитывая детей или поддерживая нуждающегося в помощи партнёра), так и отказываться от жертвенности, если есть что-то важное для него самого.

Очень часто признаком нездоровья является созависимость. Это, фактически, одна из бед современной семьи. Мы не знаем, что значит с уважением относиться к своим границам и к границам нашего партнёра, детей, сотрудников.

Если человек привык жить в созависимой системе, ему сложно из неё выбраться. Ему постоянно приходится угадывать, чего хочет другой, или обижаться, если не угадали его желания. Такой человек часто чувствует себя виноватым, потому что сделал что-то не так,не то, чего от него ожидали другие.

Все проблемы «вырастают» из неблагополучия семьи. То, каким будет психологическое здоровье личности, фактически определяется даже до рождения человека: от того, ждали его или нет, хотели или не хотели, какой он по счёту, как к его появлению относятся родители, как относятся они друг к другу, был ли ребёнок с мамой до трёх лет или его отдали бабушке или в детский сад и т.д.

Когда человек вырастает, вступает в брак, за его плечами «стоит» вся его семья, весь его прошлый опыт. Но нам никогда не поздно иметь хорошее настоящее, изменить его здесь и теперь.

Абрахам Маслоу, известный гуманистический психотерапевт прошлого века, считал, что психологически здоровый человек — это человек самоактуализирующийся. То есть ищущий своё предназначение, свою цель. И он полагал, что таких людей на Земле всего один процент.

Изучающие созависимые отношения также пишут, что здоровых людей со здоровой взаимозависимостью всего один процент. Возможно, это те самые самоактуализирующиеся люди, о которых говорил Маслоу.

Хотя, всё не так пессимистично. На самом деле, есть немало людей со здоровой привязанностью, устойчивым чувством своего «я», достаточно сердечных, глубоких, мудрых, осознающих, выбирающих, с которыми бывает по-разному, но которые действительно понимают, чего они хотят от жизни и достигают этого.

И неважно, что делает такой человек: учит ли он детей музыке в детском саду, изобретает ли он вечный двигатель или просто подметает улицы. Если человек живёт в гармонии с собой и окружающими, он счастлив.

И когда порой смотришь в глаза стариков, которые всю жизнь пасли отару овец, восхищаешься, насколько такие люди могут быть гармоничными, довольными своей жизнью. насколько у них хорошая семья, дети и внуки, которые их уважают.

Именно тогда и понимаешь, что психологическое здоровье — это тот фактор, который позволяет человеку чувствовать себя счастливым, удовлетворённым, жизнерадостным, переживать трудности. Они могут горевать, но через какое-то время, преодолев кризисы и потери, начинают радоваться жизни. Они могут сострадать, помогать и принимать помощь. Психологически здоровые люди могут быть очень разными.

Недовольство — бич сынов человеческих?

Недовольство — это, к сожалению, порок нашего воспитания. Потому что воспитывая нас, родители постоянно с кем-то сравнивали: «Таня получила пятёрку, а ты четвёрку», «Вася пробежал стометровку быстрее, а у Коли лучше голова соображает в физике».

В детстве мы все очень счастливы, но родители начинают нас сравнивать с другими, закладывая зерно сомнения: достаточно ли мы хороши. Самое сложное — что из-за этого мы практически не умеем наслаждаться жизнью и принимать с радостью и гордостью то, что мы уже сделали. Потому что каждый раз маячит перед глазами призрак того, что кто-то сделал это лучше.

Разумные японцы руководствуются принципом: не сравнивать детей друг с другом. Они сравнивают ребёнка с самим собой: «Сейчас ты это делаешь лучше, чем пять лет назад». Если сравнивать себя с собой, вспомнить, что вам пришлось преодолеть на пути к своим результатам, вы сможете получить удовольствие. Потому что вы уникальны. Но как только мы смотрим на себя сквозь призму кого-то, наступает коллапс.

На самом деле все мы устроены очень просто, и нам хватает немногого. Каждому из нас хватило бы пары свитеров, юбок, тёплой обуви, нормальной еды — и мы были бы счастливы. Но мы живём в обществе потребления, где социум всё время заставляет нас сравнивать себя с другими.

Любовь можно получать гораздо меньшими усилиями. Жене не так важно: зарабатывает муж 500 долларов или 550. Ей важнее, чтобы он пришёл домой, поцеловал её, спросил: «Как дела?» или сказал:«Слушай, какие у нас классные дети!». И она будет счастлива. Но он приходит и долго, нудно зудит, потому что за лишних 50 долларов он порвал себе все нервы и жилы. А она старается сделать ужин как можно лучше, потому что ей кажется, что если блюдо получится идеальным, то муж её будет больше любить.

Что ещё важно для поддержания психологического здоровья?

Для психологического здоровья нужно уметь завершать ситуации: уходя с работы, от партнёра, из деструктивных отношений, — уходить. Завершение гештальта — очень серьёзное дело. Если бы люди умели закрывать двери прошлого, осознавать, чего на самом деле они хотят, это очень способствовало бы здоровью не только отдельной семьи, но и человечества в целом.

Чтобы стать психологически благополучнее, справиться со своими душевными трудностями, которые накопились за жизнь, любому человеку нужен человек. Невозможно себя вытащить из болота за волосы, как это сделал барон Мюнхгаузен. Поэтому такие люди организуют группы взаимопомощи, читают книги и ищут единомышленников, идут дополнительно учиться. Но им обязательно нужен кто-то другой, кто будет зеркалом их переживаний.

Некоторые, очень упорные и целеустремленные, могут пробовать изучать литературу, слушать аудиолекции, чтобы изменить свою жизнь. Но всё равно нужен тот, с кем можно обсудить свой прошлый опыт и попробовать выстроить новый. Потому что часто человек наедине с самим собой мысленно ходит по кругу.

Психологическое здоровье — это тонкий и эфемерный субстрат. Это вопрос, скорее, философский, в отличие от психического здоровья, которое диагностируют психиатры. Психологическое здоровье — это ваш ответ на вопрос: «Счастлив ли я?» («Живу ли я в гармонии с самим собой?», «Хорошо ли у меня в основных сферах: в семье, работе, дружбе, любви?», «Доволен ли я своей жизнью?»). Если большинство ваших ответов: «да», то, скорей всего, вы психологически здоровый человек. Да ещё и счастливый.  

Цените себя и других, будьте благодарны жизни за каждый день, который вам дан. Помните, что есть только две необратимые точки: рождение и смерть. Всё остальное человеку по силам изменить. Старайтесь переживать эмоции с той интенсивностью, с которой вы можете: если вам радостно — радуйтесь, хочется злиться — злитесь. Потому что каждое событие должно быть прожито.

И, конечно же, любите. Любовь — это то, что может исцелить нас, дать силы и уверенность, придать смысл и помочь не просто выжить — а жить с наслаждением.опубликовано econet.ru. 

Наталья Олифирович

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Что такое Психология здоровья? Психология здоровья — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Роль здоровья в жизни человека трудно переоценить. Недаром говорят, что «здоровье не купишь», «было бы здоровье, а остальное приложится». Сложно чувствовать себя абсолютно счастливым, имея какое-то заболевание в острой форме.

Так что же такое здоровье? По известному определению ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».

От чего зависит состояние здоровья человека? Несомненно, важную роль играет наследственность, экология, система здравоохранения. Но не меньшую роль играет сам человек, его образ жизни, психологическое состояние, установки, образ мышления.

Психологическая наука на протяжении практически всего ХХ века развивалась от изучения патологии к пониманию нормы. Клиническая психология, патопсихология, специальная психология — исследователи из этих областей, внёсшие неоспоримый вклад в развитие психологии, изучали болезни, отклонения от нормы. В ХХI веке все острее встаёт вопрос об изучении нормы — от среднестатистической до идеальной.

Психология здоровья — одна из самых молодых областей психологи, которая изучает психологические причины здоровья, о методы и средства его сохранения. Она изучает практику поддержания здоровья на протяжении всей жизни — от рождения до самой смерти. Кроме того, психология здоровья изучает здоровую личность, нормы здоровья и болезни в индивидуальном и социальном контексте.

О том, что тело и психика единая система говорилось ещё в древних текстах. Психология здоровья изучает эту взаимосвязь. Какое поведение способствует развитию болезней? Какие мотивы побуждают человека заботиться о своём здоровье? Как влияет эмоциональное состояние на восприятие боли, динамику течения болезни и процесс выздоровления? На эти вопросы ищут ответы специалисты в области психологии здоровья.

Одной из важнейших тем прикладной психологии здоровья является поиск мотивации для ведения здорового образа жизни. Эта тема особенно актуальна вследствие того, что всё больше людей страдают алкогольной и наркотической зависимостями, избыточным весом и гиподинамией.

За сравнительно небольшой период психология здоровья сформировалась как отдельная научная область. В США разработано и внедрено более 5000 программ по охране психического здоровья. В России тема психического здоровья является одной из первоочередных задач. В апреле 2000 г. В Санкт-Петербурге прошла первая научно-практическая конференция, посвящённая психологии здоровья.

Всё это свидетельствует о блестящих перспективах развития этой научной области как в России, так и в мире.

Психологическое здоровье — Психологос

​​​​​​​Психологическое здоровье — оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. Психологическое здоровье — это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Психологически здоровый человек см.→ отличается от человека психологически проблемного см.→. У них разное поведение (в первую очередь социальное поведение) и разная структура личности.

Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Основные критерии психологического здоровья: адекватное восприятие окружающей среды, осознанное совершение поступков, активность, работоспособность, целеустремлённость, способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь, чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям, способность составлять и осуществлять свой жизненный план, ориентация на саморазвитие, целостность личности. Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А вот невротики, психопаты и социопаты — за пределами психологического здоровья. Сюда же люди с основным букетом внутренних психологических проблем: агрессивность, алкоголизм, больные привязанности, внутренний саботажник, люди в горе и депрессии, любители жить в позиции Жертвы или склонные разыгрывать Дурика, страдающие от того или иного выгорания, психотравм и страхов, мучимые чувством вины и внутренним кризисом… Психологически проблемный человек мало разумен, склонен к враждебности, не защищен от ударов жизни и не имеет достаточного инструментария, чтобы справляться с жизненными вызовами.

А. Маслоу о психологическом здоровье

Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее. Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен узреть больше правды, и более высокой правды. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению.

Здоровых людей немного, но они есть. Мы уже показали, что здоровье со всеми его ценностями – правдой, добродетелью, красотой – возможно, а, значит, вполне реально и достижимо. Если человек стремится быть зрячим, а не слепым, хочет чувствовать себя хорошо, а не плохо, предпочитает цельность – ущербности, мы можем сказать, что он взыскует психологического здоровья. Мне вспоминается девочка, которая на вопрос: «Почему добро лучше, чем зло?» ответила: «Потому что оно лучше». Следуя этой же логике рассуждений, мы можем сказать, что жить в «хорошем обществе» (в братском, синергичном, доверительном, построенном в соответствии с Теорией Игрек) «лучше», чем в обществе, где правит закон джунглей (в авторитарном, злом. построенном в соответствии с Теорией Икс) – лучше как с биологической, медицинской, дарвиновской точки зрения, так и с точки зрения «дочеловечивания», лучше как субъективно, так и объективно (314). То же самое справедливо в отношении хорошего брака, хорошей дружбы, хороших детско-родительских отношений. Такие отношения не только желанны (человек отдает им предпочтение, стремится к ним), но и в определенном смысле «желательны». Я понимаю, что в такой постановке вопроса может заключаться серьезная проблема для профессиональных философов, но я уверен – они справятся с ней.

Тот факт, что человек может быть хорошим, здоровым и что такие люди есть – пусть даже их мало и слеплены они из того же теста, что остальные, – уже сам по себе вселяет в нас мужество, надежду, решимость и веру в человека и его возможности роста. Эта вера в возможности человеческой природы, даже самая робкая, подтолкнет нас к построению общества, основанного на принципах братской любви и сострадания↑.

Статус, авторитет, влияние

Тема 3. Психологическое здоровье человека и психологическая помощь

Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений

Здоровье — это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма” или “правильная, нормальная деятельность организма” [“Толковый словарь русского языка”, с. 187]. Термин «психологическое здоровье» был введен И. В.Дубровиной. Что включает в себя понятие психологического здоровья?

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Здесь нужно отметить, что само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья — «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев). В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни. И само здоровье рассматривается не как самоцель, а как условие для самовоплощения человека на Земле, выполнения им своей индивидуальной миссии. Поэтому, опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически. Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ). В настоящее время существует довольно разработанное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т. е. по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества заболеваний. В качестве примеров заболеваний, развившихся на основе психической предрасположенности, можно привести расстройства сердечно-сосудистой системы (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца), расстройства желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), псевдоневрологические расстройства (психическая гипертензия, психогенная головная боль) и т. п. Есть исследования, в которых заявляется о некоторой психической обусловленности онкологических заболеваний. А в качестве позитивного примера — влияния психического фактора не на появление болезни, а на полноценное функционирование человека — можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Действительно, если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.

Если согласиться с тем, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», то в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать саморегулируемость, т. е. возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Здесь следует акцентировать внимание на возможных трудностях адаптации именно к благоприятной ситуации. Традиционно считается, что к ним-то человек всегда готов и они не потребуют особого напряжения. Однако, вспомнив урок известной сказки об испытании «медными трубами», можно понаблюдать за людьми, быстро достигшими социального и экономического успеха: они нередко платят за это существенными нарушениями психологического здоровья. Если же говорить об адаптации к трудным ситуациям, то необходимо уметь не только противостоять им, но и использовать их для самоизменения, для роста и развития. И ввиду особой важности этой способности рассмотрим ее подробно несколько позднее. Пока же сделаем вывод, что основная функция психологического здоровья — это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты (В. И. Слободчиков):

1. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Ему соответствует как абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т. п. Безусловной предпосылкой этого является личностная целостность, а также умение принять самые разные стороны, вступая с ними в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих различные стороны личности и дать возможность другому человеку быть самим собой в его собственной целостности.

2. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий, как своего поведения, так и поведения окружающих.

3. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».

Подводя итоги рассмотрению выделенных нами компонентов психологического здоровья — положительных самоотношения и отношения к другим людям, личностной рефлексии и потребности в саморазвитии, — необходимо остановиться на их взаимосвязи или, точнее сказать, динамическом взаимодействии. Как известно, для развития позитивной, а не невротической рефлексии необходимо наличие у человека положительного самоотношения. В свою очередь саморазвитие человека способствует изменению самоотношения. А личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно можно сделать вывод, что самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимообусловливают друг друга, находятся в постоянном взаимодействии.

Выделение компонентов психологического здоровья позволяет определить следующие задачи психологического консультирования и коррекции:

  • обучение положительному самоотношению и принятию других;

  • обучение рефлексивным умениям;

  • формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, можно увидеть, что в психологическом консультировании и коррекции основной акцент делается на обучении, на предоставлении человеку возможности изменений, а не на принудительном изменении в соответствии с той или иной теоретической моделью.

Для определения форм психологической помощи и поддержки необходимо обратиться к рассмотрению проблемы нормы, а затем критериев психологического здоровья.

Проблема нормы далека сегодня от однозначного решения. Однако именно разделение понятий психологического и психического здоровья, как нам представляется, поможет в какой-то степени определиться в понимании нормы.

Психи́ческое здоро́вье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств

Для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма — это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья — отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Проблема нормы во многом смыкается с проблемой критерия в психологического здоровья. Но мы все-таки остановимся на критериях особо. Сейчас к определению психологического здоровья часто предлагается уровневый подход, однако при определении уровней используются различные основания. Так, М. С. Роговин основывается на сохранности функций внешней и внутренней регуляции.

Б. С. Братусь выделяет как высший уровень личностно-смысловое или личностное здоровье, уровень индивидуально-психологического здоровья — способность строить адекватные способы смысловых устремлений и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности.

Психология здоровья — психология профессионального здоровья, критерии психического здоровья личности

психология здоровья

Психология здоровья – это целая дисциплина, которая изучает психологические причины здоровья, средства и методы его сбережения, стабилизации и формирования. В основе этой молодой, но стремительно развивающейся отрасли лежит зависимость между состоянием на физическом уровне и состоянием на психологическом уровне. В более широком понимании эта наука призвана расширить возможности восприятия и адаптации человека в его жизненной среде.

Психосоматика здоровья — психология

Всем известно выражение «все болезни от нервов». Чем больше человек подвергается стрессу, тем чаще бьется его сердце, растет артериальное давление. Ученые из этой области изучают зависимость физического состояния здоровья или болезни от психологических, культурных и поведенческих факторов. По мнению медицинских психологов, здоровье – это не только результат биохимических процессов в организме, но и психологических, связанных с мыслями и верованием, привычками, этнической принадлежностью и др.

Психология здоровья и болезни преследует цель повысить уровень психологической культуры и культуры общения, определить пути и условия для воплощения в жизнь своих целей, чтобы человек смог раскрыть весь свой духовный и творческий потенциал, то есть жить полной жизнью, насколько это позволяют его возможности. Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

  1. Придерживаться в своей жизнедеятельности принципа «золотой середины».
  2. Эффективно адаптироваться в социуме.
психология здоровья1

Критерии психического здоровья личности

Среди существующих критериев выделяют основные:

  1. Постоянство и идентичность своего внутреннего «Я», осознание того, что психический и физический критерии совпадают.
  2. Идентичное и постоянное переживание в одинаковых ситуациях.
  3. Психологические критерии здоровья – критическое отношение к себе и своей психологической активности и к ее результатам.
  4. Соответствие реакции психики воздействию среды и социальных обстоятельств.
  5. Способность управлять собой как того требуют социальные нормы, законы и правила.
  6. Способность строить планы и реализовывать их.
  7. Способность менять свое поведение в соответствии с тем, как меняются жизненные ситуации и обстоятельства.

Психология женского здоровья

Проблемы и заболевания представительниц прекрасного пола имеют психологическую природу. Если жизненный опыт был негативным, если с детства девочка наблюдала постоянные ссоры родителей, насилие, жестокость, вредные привычки у отца и матери, то она может не принимать себя, отторгать и ненавидеть свою сущность. Психология здоровья человека такова, что любые эмоции, взгляд на мир и собственный характер тут же отражаются на физическом состоянии. В результате женщина впадает в депрессию, испытывает неудачи в личной жизни и, как следствие, страдает от различных недугов.

Психология профессионального здоровья

Качественная профессиональная деятельность тесно связана со здоровьем работника. Оно определяет конечный результат деятельности, а вместе с этим зависит от вида его труда. Психология здоровья личности может как улучшится, так и ухудшиться под влиянием профессиональной деятельности. Поэтому очень важно создать идеальные условия для труда, наладить гармоничный фон в коллективе, что снизит риск профессионального выгорания и повысит результативность. Этим и занимаются ученые, проводя многочисленные исследования и предлагая пути решения возникающих на работе проблем.

психология здоровья2

Социальная психология здоровья

Поведение человека определяется уровнем, качеством, укладом и стилем его жизни. Социальная поддержка играет в этом не последнюю роль, ведь при ее снижении человек вынужден в одиночку преодолевать стрессовые ситуации. Такая помощь может исходить от государства и отдельных граждан. Она и является барьером между стрессовыми ситуациями и его последствиями. Социальная психология и проблема здоровья тесто взаимосвязаны.

Если человек привязан к кому-либо, имеет возможность воспитывать, иметь надежных партнеров, получать подтверждение своей значимости, то уровень его заболеваемости падает. К факторам социальной семьи относят брак и семью, коллег, но при этом если поддержка этих людей будет негативной, то есть референтная группа окажется неблагоприятной, то подверженность заболеваниям будет расти.

Психология стройности и здоровья

Психологи ищут способы выявить то поведение и тот опыт, которые будут способствовать улучшению здоровья, в том числе и внешнего вида. Они разрабатывают стратегии улучшения ежедневного питания в целях укрепить здоровье и оказать профилактику ожирения. В этом им помогло изучение взаимосвязи между болезнью и индивидуальными особенностями, например, такими характеристиками личности, как тревожность, мнительность, депрессия с одной стороны и переедание с другой.

Психология здоровья и спорта стремится изменить поведение людей и помочь им оставаться здоровыми и одновременно придерживаться рациональной схемы питания. Разрабатываются и запускаются программы, позволяющие людям поверить в свои силы и изменить привычный уклад жизни. Повышая уровень их образования, ученые добиваются применения людьми мер профилактики ожирения. Ведь с болезнью легче справиться тогда, когда она рано обнаружена.

психология здоровья3

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *